Творчество Сергея Есенина и Владимира Маяковского
Сергей Есенин и Владимир Маяковский — два выдающихся поэта Серебряного века русской литературы. Каждый из них имел свою неповторимую поэтическую манеру и стиль, но оба они оставили свой неизгладимый след в истории русской поэзии.
Сергей Есенин (1895-1925) — русский поэт, который является одним из самых ярких представителей лирики Серебряного века. Есенина привлекали простота и емкость своих стихов, он использовал образы русского сельского быта, природы и любви.
Он был эмоциональным и чувственным поэтом, его стихи передавали глубокую эмоциональность и переживания человека. Есенин создавал светлые, мелодичные стихи, в которых были звуки родной речи и простые изображения жизни.
Известные произведения Сергея Есенина включают в себя такие стихотворения, как «А я вернулся в свой город родной», «На Руси ты не родился, ты оттуда сюда перебрался» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Владимир Маяковский (1893-1930) — русский поэт, драматург и художник, является одним из наиболее известных и влиятельных поэтов XX века. Он был одним из главных представителей футуристического движения в литературе и искусстве.
Маяковский отличался своей смелостью, экспериментами с языком и формой. В его стихах было много игр слов, неожиданных ассоциаций и художественных приемов. Он часто использовал свои произведения, чтобы высказаться о социальных и политических проблемах своего времени.
Некоторые известные произведения Владимира Маяковского включают в себя стихотворения «Облако в штанах», «Лиловые тучи по зениту пули» и «Влюбленные».
Таким образом, творчество Сергея Есенина и Владимира Маяковского представляет собой два разных подхода к поэзии, но оба они остаются яркими и значимыми представителями Серебряного века русской литературы.
Второй период Серебряного века
Второй период Серебряного века, также известный как «середина Серебряного века», простирается примерно с середины 1880-х годов до начала Первой мировой войны в 1914 году. Это было время продолжающегося развития новых литературных направлений и появления новых талантливых писателей.
Второй период Серебряного века ознаменовался приходом на литературную сцену «Мирфомовистов» — группы писателей, которые стремились создать «Мир художников» и осуществить масштабные литературные, философские и социальные идеи в своих произведениях. Их лидером был Дмитрий Мережковский, автор таких знаменитых произведений, как «Символисты», «Люцифер» и «Первая ступень». Мирфомовисты определили общие отличительные черты второго периода Серебряного века — сосредоточение на символическом идеализме и глубокий анализ человеческой природы и судьбы.
Второй период Серебряного века также характеризовался появлением новых литературных выражений, в том числе поэзии Сергея Есенина и Владимира Маяковского. Есенин стал бесспорно одним из самых популярных поэтов оставшейся части Серебряного века, с его мятежной и романтической поэзией, особенно знаменитыми стали его стихотворения, написанные на деревянных дощечках. Маяковский, с другой стороны, был известен своими смелыми и экспериментальными поэтическими работами, пропагандируя революционные идеи.
Второй период Серебряного века также связан с именами других выдающихся писателей, таких как Антон Чехов, Лев Толстой и Иван Бунин. Чехов продолжал развивать свой уникальный стиль прозы, создавая живые и правдивые портреты русской жизни. Толстой, в свою очередь, писал о сложных моральных и этических вопросах, повлияв на последующие поколения писателей и философов. И Бунин, первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию по литературе, своими произведениями передавал настроения эпохи, смятение и разочарование после революции 1917 года.
Второй период Серебряного века был насыщен различными направлениями, стилями и авторами. Он привнес новые идеи и инновации в русскую литературу, став продолжением прогрессивного развития, начатого в первом периоде Серебряного века.
Видео: Серебряный век русской культуры
ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век характеризуется неоднородностью и разнообразностью. Особо прослеживается крестьянская тема. Ее можно наблюдать в произведениях таких писателей, как Кольцов, Суриков, Никитин. Но особый всплеск интереса вызвал именно Некрасов. Он создал настоящие зарисовки деревенских пейзажей. Тема крестьянского народа в русской литературе серебряного века обыграна со всех сторон. Авторы рассказывают о трудной судьбе простого народа, о том, как тяжело им приходится работать и насколько безрадостной выглядит их жизнь в перспективе. Особенного внимания заслуживает Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков и другие авторы, которые сами по себе являются выходцами из деревни. Они не замыкались на теме села, а старались поэтизировать деревенский быт, ремесла и окружающую среду. В их произведениях раскрывается и тема многовековой национальной культуры.
Немалое влияние на развитие русской литературы серебряного века оказала и революция. Крестьянские поэты восприняли ее с большим воодушевлением и полностью отдались ей в рамках творчества. Но в этот период творчество не было на первом месте, оно воспринималось во вторую очередь. Первые позиции были заняты пролетарской поэзией. Она была объявлена передовой. После завершения революции власть перешла к партии большевиков. Они попытались контролировать развитие литературы. Движимые этой идеей, поэты серебряного века одухотворяют революционную борьбу. Они прославляют мощь страны, критикуют все старое и зовут вперед за руководителями партии. Этот период характеризуется воспеванием культа стали и железа. Перелом традиционных крестьянских устоев пережили такие поэты, как Клюев, Клычков и Орешин.
Серебряный век русской литературы всегда отождествляется с такими авторами, как К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, В. Маяковский, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый. К этому списку можно добавить М. Кузьмина, А. Ахматову, О. Мандельштама. Не менее значимыми для русской литературы являются фамилии И. Северянина и В. Хлебникова.
Русская литература серебряного века наделена следующими чертами. Это любовь к малой Родине, следование стародавним народным обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики и пр. В них прослеживались христианские мотивы и языческие верования. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам. Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. Ее сопоставляли культу приборов и железа. Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечественной литературы яркими и запоминающимися произведениями.
В истории русской литературы особое место занимает литература Серебряного века. В данной статье, которая поможет при подготовке к урокам литературы в старших классах, рассмотрим, что значит этот термин.
Акмейзм
Акмеизм
(от греческого akme — высшая степень всего, цветение, зрелость, вершина, край)
— одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, возникшее в
ответ на крайности символизма.
Преодолевая
пристрастие символистов к «суперреальности», многообразию и текучести
образов, сложной метафоре, акмеисты стремились к чувственной, пластической,
сказочной ясности образа и точности, гоняясь за поэтическим словом. Их
«земная» поэзия стремится к камерной музыке, эстетике и поэтизации
чувств первобытного человека. Акмеизм характеризовался крайней аполитичностью и
полным безразличием к насущным проблемам нашего времени.
Акмейсты,
пришедшие на смену символистам, не имели подробной философской и эстетической
программы. Тем не менее, если в поэзии символизма мимолетность, момент бытия,
тайна, покрытая ореолом мистицизма, был решающим, то реалистичный взгляд на
вещи был установлен в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма. Туманные
колебания и размытые символы были заменены точными вербальными изображениями.
Слово, по мнению акмеистов, должно было сохранить свое первоначальное значение.
Высшей
точкой в иерархии ценностей для них была культура, идентичная универсальной
памяти. Поэтому акметика так часто обращается к мифологическим темам и образам.
Если символисты в своих произведениях ориентировались на музыку, то акмеисты —
на искусство пространства: архитектуру, скульптуру, живопись. Притяжение к
трехмерному миру выражалось в страсти актеров к объективности: цветные, порой
экзотические детали можно было использовать в чисто живописных целях. Иными
словами, «преодоление» символизма происходило не столько в области
общих идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм был
столь же концептуальным, как и символизм, и в этом отношении они, несомненно,
находятся в отношениях преемственности.
Особенностью
акмейстского круга поэтов была их «организационная сплоченность». По
сути, акмейсты были не столько организованным движением с общей теоретической
платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, объединенных
личной дружбой. У символистов не было ничего подобного: Попытки Брюсова
воссоединить своих друзей-поэтов оказались тщетными. То же самое касается и
футуристов — несмотря на богатство опубликованных ими коллективных манифестов.
Акмейсты, или — как их еще называли — «Гиперборейцы» (названные в честь
печатного рупорного издания «Акмейства», журнала и издательства
«Гиперборея») сразу же стали группой. Они дали своему союзу
революционное название «Магазин Поэтов».
Акмейство
как литературное направление объединило исключительно талантливых поэтов — Гумилева,
Ахматову, Мандельштама, творческие личности которых сформировались в атмосфере
«Мастерской поэтов». Историю акмеизма можно рассматривать как своего
рода диалог между этими тремя выдающимися представителями. В то же время
адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, сформировавший натуралистическое
крыло движения, явно отличался от «чистого» акмеизма вышеупомянутых
поэтов. Разница между адамистами и триадой Гумилев-Ахматов-Мандельштам
неоднократно упоминалась в критике.
Как
литературное направление акмейзм существовал недолго — около двух лет. В
феврале 1914 года она пришла к своему расколу. Мастерская поэтов» была
закрыта. Акмейсти удалось опубликовать десять номеров своего журнала
«Гиперборея» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.
Одновременно
с акмеизмом в 1910-1912 годах возник футуризм.
Доклад 2
Серебряный век (конец XIX — начало XX века) — по праву считается вторым рождением поэзии. Однако, достоверно о его завершении никому не известно.
В этот период такие знаменитые поэты, как: Ахматова, Бальмонт, Сологуб, Блок, Брюсов, Гумилев, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Маяковский и Есенин создали свои мировые шедевры, которые по истине считаются классикой литературы.
В его состав входит большое количество литературных течений и объединений.
Одним из главных течений является символизм. Он зародился в эпоху культурного кризиса. В литературе процветала утрата веры моральных ценностей и в идеалистическую философию. Поэзия ставила перед собой глобальные философские вопросы. Символизм — это вовсе не однородный механизм.
Амеизм вышел из более крупного направления — символизм, однако, полностью противоречил ему. Здесь в центре находились материальные ценности, предметность, точность слова. Была основана группа «Цех поэтов».
Футуризм — авангардное течение русской литературы. Его роль заключалась в образе искусства в будущем. Футуризм стремился разрушать культурные стереотипы, предлагая взамен слово в защиту техники, как грядущего механизма.
Кубофутуризм — также считается авангардным направлением в литературном искусстве, однако, не первооткрывателем. Направление характеризовалось отречением от идеалов прошлого, провокационных выходок. В рамках этого направления зародился литературный прием под названием «заумная поэзия».
Эгофутуризм предпочитал очищенные ощущения, без каких-либо примесей. Также он выступал за использование новых иноязычных слов, демонстрируя самолюбие. Однако, данное направление было кратковременным, а вызвано это тем, что многие поэты попросту изживали все свои творческие ресурсы, переходя в другие жанры, либо вовсе покидали литературный мир.
Новокрестьяснкая поэзия серебряного века вошла в обиход, объединяя поэтов, отражая их общие черты, присущие их литературной поэтической манере. Поэты вышеупомянутого направления часто упоминали в своих произведениях тему деревенской России, ее связь с природным миром и народным творчеством. Между строк можно было разглядеть стилевые ноты русского модерна.
Завершающим направлением поэзии серебряного века считается имажинизм, целью которого было создание образа, основанного на выразительном средстве под названием метафора, соединяя тем самым прямые и переносные элементы двух образов. Здесь как раз таки можно было встретить провокационные выходки, мотивы отсутствия власти.
Достижения научного мира
Это было время прорыва не только для деятелей культуры. Оставили свой след в истории также деятели науки, которые открывали новые сферы. Основоположником гидро- и аэродинамики стал Н. Жуковский, создавший теорию гидравлического удара. Именно он открыл закон подъемной силы крыла самолета.
Основы воздухоплавания, ракетодинамики разработал К. Циолковский, проводивший эксперименты в области моделирования дирижаблей и самолетов. Циолковский изобрел автопилот, обосновал возможность космических полетов, предложил ракетный двигатель.
В. Вернадский, выдающийся русский ученый, своими трудами положил начало новым направлениям в радиологии, геохимии, биохимии. Если бы не его учения о ноосфере и биосфере, не появилась бы экология. Только в современном мире, который стоит на гране экологической катастрофы, можно сполна оценить, насколько новаторскими были его идеи.
Результаты влияния эпохи Серебряного века
Судьба многих гениев Серебряного века сложилась трагическим образом. Особенности настроений в гражданском обществе и зарождение новых стилей кардинально изменили направления творчества великих писателей. Талантливые представители эпохи пронесли любовь к Родине, незыблемую веру в величество России через время перипетий революций, войны, эмиграцию, ошибки и заблуждения. Богатый и многообразный период российской истории культуры определяется разнообразием творческих индивидуальностей, что делает его особенно увлекательным с одной стороны и трудным – с другой. Литературе Серебряного века присущи такие черты, как любовь к малой Родине, характеристика стародавних народных обычаев и традиций морали, широкий спектр применения религиозной символики.
Декаданс Серебряного века
Декаданс (от французского «decadence», «упадок») — направление в литературе, смысл которого заключается в описании кризисных явлений в духовной и общественной жизни, которые наполняют неприятие окружающей действительности, индивидуализм, чувство безнадежности, тоска по идеалам, обостренная чувствительность к жизненным ситуациям, эмоциональная напряженность переживаний по поводу необратимости смерти.
Многие писатели Серебряного века отличались особым умонастроением, связанным с окончанием эпохи, процессом исчезновения четких ориентиров и норм морали, ощущением завершения периода, для которого было характерно традиционное искусство, начала всеобщего упадка и деградации.
Признаки декаданса:
- отрицание общепринятой «мещанской» морали;
- культ красоты, который трансформировался в самодовлеющую и самодостаточную ценность;
- эстетизация греха и порока;
- противоречивые переживания, выражающиеся в отвращении к жизни и утонченном наслаждении ею.
Декаданс представлял собой эстетическую программу и установку в период творчетсва французских писателей Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо. Анатоль Байу основал журнал «Декадент» в 1886-1889 гг. В нем специфика направления объясняется упадком вкуса и нравов, пессимизмом, психологическим изощрением, аномалией.
Жанр критиковался в культуре Ф. Ницше, который связывал декаданс с усилением позиций интеллекта и ослаблением жизненных инстинктов. В России ХIХ-ХХ веков к декадентскому движению относились произведения С. Надсона, К. Фофанова, М. Лохвицкой. Согласно высказываниям Д. Мережковского, декадентство символизируют эпоху разочарований и пересмотра эстетических норм. В произведениях Ф. Сологуба можно отметить тяготение к смерти и ее воспевание. Упоение собственной личностью наблюдается на ранних этапах творчества И. Северянина. К. Бальмонт в своем творчестве воспевал «мимолетности».
Особенности направления:
- замена мистики мистификацией;
- трансформация религиозных переживаний в эстетику;
- нетрадиционные методы изучения мира;
- гипертрофический интерес к сатанинским, магическим, колдовским, оккультным вещам;
- грех понимается в качестве очевидного проявления человеческих качеств.
К разным формам декадентства относятся индивидуализм, эстетство, обреченность, душевная усталость, пессимизм, которые призваны подчеркнуть особый эмоционально-психологический характер авторов. В произведениях отмечается кризисность сознания, общее неблагополучие, размытые ориентиры и отсутствие связи с действительностью.
Наиболее остро декадентское настроение проявляется на рубеже 1910 года. Писатели в своем творчестве отстранялись от общечеловеческих императивов, ставили под сомнения общепризнанные правила, включая религию. В какой-то степени радикальная и смелая культурная революция в Серебряном веке послужила духовной основой для социальной революции.
Вариант 2
«Серебряный век» – это очередной переворот не только в литературе, но и других областей культуры. Период его начала – это конец 19 столетия и начало 20 века. Одно из главных направлений – это новое представление литературы не как зеркало действительности, а как искусство.
Именно в этот период рождаются лучшие из лучших. Появляются такие талантливые люди как Блок, Цветаева, Ахматова, Маяковский, Есенин, Брюсов. Грядущие перемены в жизни России сильно влияют на поэзию. Сила и мощь, предаваемая в стихах великих творцов поэзии, передается и простому читателю. В них они призывают народ совершенствоваться, задуматься о духовности и нравственности. Одно из лучших произведений того времени «Возмездие» было написано Блоком. В нем он искренне и с сильным душевным порывом раскрыл посыл укрепить себя и силу духа изнутри, так как грядущие перемены полностью меняли устоявшуюся систему культуры и литературы.
Благодаря началу «Серебряного века» русская литература раскрывает такие направления в поэзии как футуризм, акмеизм и символизм. Основное направление в поэзии и других культурах в тот период – это символизм. Главные составляющие символизма – это философичность и глубина. К поэтам-символистам можно отнести Тютчева, Фета, Блока и Бальмонта. Каждый текст их произведений пропитан образом-символом, они содержат громкие и многозначные слова и чаще других используют различные аллегории, метафоры или сравнения.
Для поэтов-символистов поэзия – это не только стихи, она являлась для них самым прекрасным и ценнейшим из искусств. Они постоянно восхваляли поэзию, говорили о ней, как о чем-то идеальном и прекрасном. Любое, написанное произведение содержало в себе частичку женственности, вечности и совершенства мира.
К поэтам-акмеистам относились Ахматова, Гумилев, Мандельштам и т.д. Их главный призыв в поэзии – материальность и предметность. Чаще всего, чтобы с точностью предать все эмоции и переживания они использовали образы библейских или мифологических героев. Главная тема произведений – это внутренняя, земная красота, чувства, эмоции и глубина человеческих переживаний.
Любимое современниками направление в русской литературе в период «Серебряного века» — это футуризм. Главное, что хотели выразить поэты в своих стихах – это тонкость человеческой души, протест в отношении буржуазии. Поэты-футуристы – Северянин, Маяковский, Крученых были против устаревших рифм и системы фраз прошлых лет.
Клычков, Есенин и Клюев так же предпочли собственное направление в русской литературе – новокрестьянская поэзия. Они воспевали матушку-природу, предавали красоту жизни в русской деревне, а так же часто затрагивали фольклорные образы.
Ослепительное и необычайно прекрасное время, которое изменило представление большинства людей о русской литературе – Это «Серебряный век». Большое влияние на поэзию в этот период оказали война, революция и просто противостояние человека власти, нежелание мириться с действительностью.
Серебряный век в русской культуре — признаки, представители, достижения
Так чем же замечательно и интересно это время?
Этот век в России был отмечен ярким многообразием во всех направлениях культурной жизни общества.
Впервые русская философия стала вехой в развитии не только русской, но и мировой интеллектуальной мысли. Работы В. Соловьева П.Флоренского, Н.Бердяева, В.Розанова, Л.Шестова и многих других — достоянием современной им интеллигенции и вошли в сокровищницу мировой философии.
Серебряный век русской культуры нашел отражение и в развитии театрального искусства. Прежде всего — это система К. Станиславского и Немировича- Данченко, Художественный театр, но и Александринский и Камерный театры, театр В.Комиссаржевской.
Новые направления характерны и для живописи и скульптуры (Мир искусства, «Союз русских художников», «Голубая роза» и др., работы П.Трубецкого, А.Голубкиной).
Мировую известность получают оперные певцы (Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова), танцовщики (А.Павлова, Т. Карсавина, В.Нежинский, М.Фокин).
В музыкальной сфере — это новаторские работы А.Скрябина, С.Рахманинова, И. Стравинского, А.Глазунова.
И, конечно же, литература России. В Серебряном веке здесь формируются различные литературные направления.
Собственно с манифестов русских символистов и начался этот ярчайший период русской истории — Серебряный век.
Символизм
С одной стороны, русский символизм был продолжением европейской традиции, с другой стороны, как и многое в нашей культуре, это направление стало специфическим мировым явлением.
Основные черты этого литературного течения:
- двоемирие (мир реальный и мир потусторонний),
- особая роль символа как того, что не выразить конкретным образом,
- особое значение звукописи,
- мистические и религиозные мотивы и др.
Общеизвестны имена В.Брюсова, Д.Мережковского, А.Блока, А.Белого и др.
Акмеизм
(от греч. «акме» — вершина, острие, цветение) – отторжение и продолжение русского символизма.
Основные черты акмеизма:
- философия действия,
- приятие мира,
- переживание предметности и вещности этого мира, отрицание мистики,
- живописность образа,
- мужественность восприятия мира и жизни,
- вес конкретного значения слова и др.
Первым среди равных был, несомненно, Н.Гумилев. А также С.Городецкий, М.Зенкевич, А.Ахматова, О. Мандельштам.
Русский футуризм
В какой-то степени был продолжением европейского футуризма. При своем зарождении футуризм в России не имел единого центра (он был представлен четырьмя враждебными группировками Москвы и Петербурга)
Особенности этого направления:
- обращенность к будущему,
- ощущение грядущих перемен,
- отрицание классического наследия,
- урбанизм,
- поиски новых слов, словоизменений, нового языка и др.
В.Хлебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, И. Северянин и др.
Наша презентация:
Специфика русского реализма этого века заключается в том, что творчество русских художников этого периода сочетало в себе не только черты реализма, но и:
- романтизма (М.Горький),
- натурализма (П.Боборыкин),
- символизма (Л.Андреева)
Славный был век!!! Серебряный век великой русской культуры!
Символизм
Самое раннее из литературных направлений Серебряного века — символизм — тоже, строго говоря, не было изобретено отечественными авторами: этот термин родился среди французских поэтов. Однако в России он был переосмыслен и получил новое развитие. Более того, направление стало настолько популярно, что работавшие в его рамках авторы разделились на «поколения» старших и младших символистов.
К старшим символистам принято относить таких поэтов, как К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, — их лирические герои решительно отвергали реальность и предпочитали жить в абстрактном мире идей, свободных фантазий и вдохновения. Младшие символисты — это такие знаменитые поэты, как А. А. Блок и Андрей Белый, — также утверждали, что действительность далека от идеала, но стремились к более конкретному идеалу: миру, где царит Вечная Женственность, та сила, которая торжествует в Раю, описанном ещё средневековым поэтом Данте в «Божественной комедии». Добравшись до самого высокого из Небес, Данте встречает Беатриче — женщину, в которой слилось земное и божественное начала:
О, что за трепет душу мне объял,
Когда я обернулся к Беатриче
И ничего не видел, хоть стоял
Вблизи нее и в мире всех величий!
Особенно много подобных женских образов встречается в лирике А. А. Блока, автора статьи «О современном состоянии русского символизма» (1910). Лирические герои его стихотворений тоскуют о «Прекрасной даме» или «Незнакомке». Именно так называется одно из самых знаменитых стихотворений этого автора: в нём рассказывается о таинственной даме, которая, как прекрасное видение, оказывается в трактире среди «пьяниц с глазами кроликов». Герой не понимает, действительно ли он видит женщину или она только мерещится ему — как отражение мечты о божественной любви:
И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
<…>
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука. (1906)
Как и следует из названия направления, его авторы использовали множество символов. Символ отличается от образа тем, что он обладает сразу множеством значений. Например, роза может быть как символом любви, так и знаком раздора и даже вражды (вспомним Войну Алой и Белой розы), а также скорби. Впрочем, некоторые критики считали, что символисты порой слишком уж «воспаряли» над земным миром — настолько, что это становилось смешным. Так, В. С. Соловьёв даже написал стихотворный цикл «Пародии на русских символистов», где есть следующие строки:
На небесах горят паникадила,
А снизу — тьма.
Ходила ты к нему иль не ходила?
Скажи сама!
<…>
И не зови сову благоразумья
Ты в эту ночь!
Ослы терпенья и слоны раздумья
Бежали прочь. (1895)
Модерн и не только
Как следствие технического прогресса стали появляться новые города, росла промышленность. Развивался транспорт, менялась общественная жизнь. Благодаря этому архитектура серебряного века получила возможности для изменений. Главное, что преображались не только крупные города, но и провинция.
Везде стали строиться вокзалы, следом за ними рестораны, рынки, банковские здания, магазины, театры. Требовалось найти новый стиль. Как и в живописи, он стал именоваться «модерном». Одной из его изюминок стала стилизация русских мотивов — так появился неорусский стиль. Применялся он также во время строительства усадеб, особняков, дворцов.
Самым ярким представителем этого периода специалисты называют архитектора Ф. Шехтеля. Поначалу вдохновение он находил в готических образцах (примером может служить особняк С. П. Рябушинского, построенный в 1902 году), но затем Шехтель постоянно использовал традиции русского деревянного зодчества — как в здании московского Ярославского вокзала (1902−1904).
Постепенно формы и конструкции упрощались, появился рационалистический модерн. Были среди архитекторов и приверженцы неоклассицизма, эклектики. Ярким примером последнего стиля является московская гостиница «Метрополь», сооруженная в начале прошлого века.
Поэты Серебряного века
Наиболее ярко тенденции Серебряного века прослеживаются в произведениях великих поэтов. Несмотря на объединение особенным духом эпохи, каждый автор обладал индивидуальностью и специфическим стилем.
Анна Андреевна Ахматова
В произведениях знаменитой поэтессы часто просматривается тематика любви, которая проявлялась во всем: к семье, к родине. Несмотря на реальную возможность эмигрировать из страны, Анна Ахматова предпочла остаться в России и вселять в людей своим творчеством надежду на лучшее.
Николай Степанович Гумилев
Николай Гумилев создал школу акмеизма. Великий писатель известен талантливой прозой, работал переводчиком и литературным критиком. Автору всегда было присуще бесстрашие. Даже в самых безнадежных ситуациях Николай Степанович мог одерживать победу. Литераторы отмечают, что часто фигура писателя представлялась в довольно комичном свете, однако такие обстоятельства положительно сказывались на его творчестве.
Владимир Владимирович Маяковский
Владимир Маяковский считается одним из самых авторитетных писателей ХХ века. Автор проявил талант не только в литературе, но и в кино, драматургии, сценарном мастерстве. Некоторое время писатель трудился художником и редактором журналов. Творчество Маяковского относят к направлению футуризма. Являясь сложной фигурой, автор обладал специфическим стилем. Так как произведения поэта насильственно заставляли читать, у интеллигенции к нему сформировалась стойкая неприязнь.
Детство, проведенное в деревенской местности Грузии, коренным образом повлияло на дальнейшее становление личности писателя и его манеру преподносить себя обществу. Тюремное заключение послужило причиной отстранения от политики и погружению в искусство. В художественной академии Маяковский знакомиться с Д. Бурлюком, что полностью меняет его жизнь. Поэт-оратор в своем творчестве старался донести до читателя новые истины и свои идеи.
Осип Эмильевич Мандельштам
В творчестве поэта нередко просматриваются отсылки к другим классическим произведениям жанра. Благодаря тонкой манере письма, истинный смысл произведений дано понять только начитанному и умному человеку. Излишняя экзальтация чужда творениям Мандельштама. Основным мотивом творчества являются размышления о Боге и вечном, которые тесно переплетались с проблемой одиночества.
Сергей Александрович Есенин
Русский поэт представляет новокрестьянскую поэзию и лирику, а в поздний творческий период — имажинизм. Есенин обладал уникальным качеством окружить свою личность завесой тайны. По этой причине о жизни и творчестве писателя по сей день спорят многие литературоведы. В раннем творчестве поэта наблюдается поэтическая зрелость. Но обман заключался в том, что при сборке последнего сборника автор включил в него стихотворения, написанные в то время, когда Есенин уже был опытным поэтом.
Образ простого парня позволил писателю быстро завоевать популярность в поэтических кругах. Народные стихотворения основаны на фольклоре, которым интересовался автор. В 1917 году писатель резко меняет направление творчества и входит в круг имажинистов.
Анатолий Борисович Мариенгоф
Анатолий Мариенгоф известен, как русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик, драматург, мемуарист. Автор увлекался творчеством с самого детства, так как был начитанным ребенком и тяготел к русской классической литературе. Вдохновением послужило направление символизма и творчество А.А. Блока. Расцвет литературной карьеры писателя отмечен знакомством с Сергеем Есениным. Дружба повлияла на жизнь обоих поэтов.