Новый реализм в русской литературе терехов. неореализм и реализм в русской литературе

Новые черты реализма в литературе. неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры

Представители и произведения реализма

Как и другие литературные направления, реализм имеет множество русских и иностранных представителей, большинство из которых имеют произведения реалистического стиля больше чем в одном экземпляре.

Иностранные представители реализма: Оноре де Бальзак – «Человеческая комедия», Стендаль – «Красное и черное», Ги де Мопассан, Чарльз Диккенс – «Приключения Оливера Твиста», Марк Твен – «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», Джек Лондон – «Морской волк», «Сердца трех».

Русские представители этого направления: А.С. Пушкин – «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени», Н.В. Гоголь – « », А.И. Герцен – «Кто виноват?», Н.Г. Чернышевский – «Что делать?», Ф.М. Достоевский – «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди», Л.Н. Толстой – « », «Анна Каренина», А.П. Чехов – «Вишневый сад», «Студент», «Хамелеон», М.А. Булгаков – «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», И.С Тургенев – «Ася», «Вешние воды», « » и другие.

Русский реализм как направление в литературе: черты и жанры

ЕГЭ 2017. Литература. Литературные направления: классицизм, романтизм, реализм, модернизм и др.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. «, MOUSEOFF, FGCOLOR, «#FFFFCC»,BGCOLOR, «#393939″);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут

, круглосуточно, без выходных и праздников

Серова Анастасия Алексеевна. Новый реализм как художественное течение в русской литературе XXI века: диссертация… кандидата филологических наук: 10.01.01 / Серова Анастасия Алексеевна;.- Нижний, 2015.- 290 с.

Введение

ГЛАВА I. Понятие новый реализм/неореализм в истории культуры
27

1.1. Новый реализм в литературе Серебряного века 28

1.2. Новый реализм в кинематографе 33

1.3. Понятие новый реализм/неореализм в отечественной литературе постсоветского периода 51

ГЛАВА II. Понятие о новом реализме 2000-х годов в статьях и высказываниях его основных представителей
60

2.1. Статья С. Шаргунова «Отрицание траура» как манифест нового реализма 71

2.2. Развитие тезисов манифеста в последующих письменных и устных высказываниях С. Шаргунова 89

2.3. Новый реализм в художественной эстетике Романа Сенчина 106

2.4. Апологетика нового реализма в литературной критике 123

2.5. Вопрос о самоидентификации ряда писателей в отношении явления нового реализма 139

ГЛАВА III Творчество Сергея Шаргунова, Романа Сенчина и Захара Прилепина в свете идей нового реализма 2000-х годов
159

3.1. Новый реализм в творчестве Сергея Шаргунова 159

3.2. Новый реализм в творчестве Романа Сенчина 189

3.3. Новый реализм в творчестве Захара Прилепина 222

Заключение 257

Библиография

Своеобразие русского реализма начала 20 века

…для меня воображение всегда было выше сущего, и самую сильную любовь я испытал во сне. Л.Н. Андреев

Реализм, как известно, появился в русской литературе в первой половине 19 века и на протяжении всего столетия существовал в рамках его критического течения. Однако заявивший о себе в 1890-х годах символизм – первое модернистское направление в русской литературе – резко противопоставил себя реализму. Вслед за символизмом возникли и другие нереалистические направления. Это неизбежно привело к качественному преображению реализма как метода изображения действительности.

Символисты высказали мнение, что реализм лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Их позиция не была безошибочной, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство и взаимовлияние модернизма и реализма.

Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира. Неудивительно поэтому, что писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.

Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами, выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию

Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев. Отсюда – появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.

В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения:

1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого),

2) социалистический реализм – термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев – в контексте пользы для человечества (“Мать” М. Горького, а впоследствии – большинство произведений советских писателей),

3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под М.Р. стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов (в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса “Улисс”, а в русской литературе начала 20 века – повесть “Иуда Искариот” Л.Н. Андреева)

4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной (“Яма” А.И. Куприна, “Санин” М.П. Арцыбашева, “Записки врача” В.В. Вересаева)

Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям.

Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов, становится родоначальником социалистического реализма.

Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». При этом принято считать, что его проза реалистична, а драматургия тяготеет к модернизму.

Зайцев, проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу.

Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.

Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели — поиску высшей истины — в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.

Основные жанры

В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.

  1. Социально-бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
  2. Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
  3. Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным примером данного жанра является « », написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
  4. Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека
    , противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является « », автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
  5. Рассказ.
  6. Повесть.

В России его развитие началось 1830-х годах и стало последствием конфликтной обстановки в различных сферах общества, противоречия высших чинов и обычного народа. Писатели стали обращаться к актуальным проблемам своего времени.

Таким образом начинается быстрое развитие нового жанра – реалистического романа, в котором, как правило, описывалась тяжелая жизнь простого народа, их тягости и проблемы.

Начальным этапом развития реалистического направления в русской литературе является «натуральная школа». В период «натуральной школы» литературные произведения в большей степени стремились к описанию положения героя в обществе, его принадлежности к какому-либо роду профессии. Среди всех жанров ведущее место занимал физиологический очерк
.

В 1850–1900-х годах реализм стал называться критическим, так как главной целью стала критика происходящего, отношения между определенным человеком и сферами общества. Рассматривались такие вопросы, как: мера влияния общества на жизнь отдельного человека; действия, способные изменить человека и окружающий его мир; причина отсутствия счастья в человеческой жизни.

Данное литературное направление стало крайне популярным в отечественной литературе, так как русские писатели смогли сделать мировую жанровую систему более богатой. Возникли произведения с углубленными вопросами философии и морали
.

И.С. Тургенев создал идеологический тип героев, характер, личность и внутреннее состояние которого напрямую зависело от оценивания автором мировоззрения, нахождения определенного смысла в концепциях их философии. Такие герои подвластны идеям, которым следуют до самого конца, развивая их как можно сильнее.

В произведениях Л.Н. Толстого развивающаяся в период жизни персонажа система идей определяет форму его взаимодействия с окружающей действительностью, зависит от нравственности и личных характеристик героев произведения.

Родоначальник реализма

Звание зачинателя данного направления в отечественной литературе было по праву присуждено Александру Сергеевичу Пушкину. Он общепризнанный основоположник реализма в России. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» считаются ярким примером реализма в отечественной литературе тех времен. Также отличающими образцами стали такие произведения Александра Сергеевича, как «Повести Белкина» и «Капитанская дочка».

В творческих произведениях Пушкина постепенно начинает развиваться классический реализм. Изображение личности каждого героя писателя всесторонен в стремлении описать сложность его внутреннего мира и состояния души
, которые раскрываются очень гармонично. Воссоздание переживаний определенной личности, ее нравственного облика помогает Пушкину преодолеть присущие иррационализму своеволие описания страстей.

Герои А.С. Пушкина выступают перед читателями с открытыми сторонами своего существа

Писатель уделяет особое внимание описанию сторон человеческого внутреннего мира, изображает героя в процессе развития и становления его личности, на которые влияют действительность общества и окружающей среды. Этому послужило его осознания в необходимости изображения конкретного исторически-национального своеобразия в чертах народа

Внимание!
Реальность в изображении Пушкина собирает в себе точное конкретное изображение деталей не только внутреннего мира определенного персонажа, но и мира, который его окружает, включая в себя его детальное обобщение

Литературные примеры

Широкое распространение получил неореализм в литературе. Причем в России он получил развитие в этой сфере искусства намного раньше, чем в Италии.

Теоретиком отечественного литературного неореализма считается писатель Евгений Замятин. Ему удалось выработать собственные правила и законы, которым подчинялись стиль и язык в его произведениях. Особенно ярко это проявилось в его новаторском фантастическом романе «Мы».

Ключевой особенностямиью этого произведения стал символизм. Причем отдельные художественные детали несли повышенную смысловую нагрузку. Отмечалось большое количество экспрессии в романе, обостренная эмоциональность, а также фантастический гротеск и большая доля абстракции.

Помимо себя, Замятин причислял к неореалистам Пришвина, Алексея Толстого, Сологуба, Есенина, Мандельштама, Ахматову. Свою теорию писатель сформулировал в статьях «О синтеизме», «Современная русская литература».

В его представлении литература XIX века изображала жизнь будто бы из окна дорожной кареты, поэтому путник наблюдал ее во всех подробностях. Литература XX века, неореализм — это такое же изображение, но увиденное человеком, который мчится на автомобиле. Скорость большая, поэтому невозможно рассмотреть все детали, окружающая действительность сливается.

Значимые представители неореализма

Неореализм в литературе имел множество выдающихся представителей, которые внесли значительный вклад в развитие этого направления. Вот некоторые из них:

Луиджи Пиранделло

Луиджи Пиранделло – итальянский драматург и писатель, считается одним из основателей неореализма. Его произведения, такие как “Шесть персонажей в поисках автора” и “Вестник” отражают основные принципы неореализма, такие как отказ от искусственности и стремление к правдивому отображению реальности.

Альберто Моравия

Альберто Моравия – итальянский писатель, известный своими романами, которые описывают жизнь и проблемы обычных людей. Его произведения, такие как “Презрение” и “Жизнь Карло” являются яркими примерами неореализма, где автор откровенно и без прикрас показывает темные стороны человеческой природы и общества.

Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Сартр – французский философ, писатель и драматург, также считается одним из представителей неореализма. Его произведения, такие как “Тошнота” и “Закрытые двери” исследуют проблемы существования и свободы человека в современном обществе.

Артур Миллер

Артур Миллер – американский драматург, известный своими пьесами, которые отражают проблемы и конфликты современного общества. Его произведения, такие как “Смерть коммивояжера” и “Все мои сыновья” являются примерами неореализма, где автор анализирует моральные и этические вопросы, стоящие перед человеком.

Это лишь некоторые из значимых представителей неореализма в литературе. Каждый из них внес свой вклад в развитие этого направления и помог раскрыть его основные идеи и принципы.

Новый тип повествования.

Политическая реакция на события русской революции 1905 г. оказала сильное влияние на развитие литературного процесса. И модернисты, и реалисты увидели в происходящем прежде всего не общественно-политическую суть, а общечеловеческие проблемы. Поэтому для неореализма характерен интерес к бытовым подробностям, материальной жизни в противовес иррациональному миру модернизма.

Неореалисты привлекают внимание читателей к обычному существованию, в котором нет ничего героического и даже просто интересного. Эволюция литературного героя отсутствует, их герой не просто не герой, а вообще человек «не мыслящий», сравнимый с неодушевленными предметами

Обобщенные образы связаны со всей предшествующей литературной традицией (сюжет о «маленьком человеке»).

Интересен и новый тип повествования, когда конкретное предметное описание передает субъективную позицию автора, которая, в свою очередь, растворяется в картине быта. В результате простые повседневные детали обретают глубокий символический смысл. Так, у И. А. Бунина в рассказе «Господин из Сан-Франциско» (1915) из множества мелких подробностей возникает обобщенный, напряженно-эмоциональный образ Дьявола, представляющего сатанинскую сущность современного писателю мира.

Яркой особенностью неореализма становится использование сказовой формы, когда повествование автора становится устной речью героя. Зачастую сказовая манера выдерживается непоследовательно, и время от времени в тексте проскальзывает речь литературная, что подчеркивает условность повествователя.

Важной проблемой для писателей-неореалистов стала проблема отношений Бога и человека в ситуации кризиса религиозного сознания. Через своих героев спорит с Творцом, называя его «старым обманщиком», А

И. Куприн («Поединок» (1905)), переосмысливают Новый Завет Л. Н. Андреев («Иуда Искариот» (1907)) и Максим Горький («Мать» (1907)), издевается над человеком как «лучшим созданием» Бога И. А. Бунин («Петлистые уши» (1916)), пытается вернуть истинную веру В. В. Вересаев («Живая вода» (1909-1914)). Надежды на светлое будущее исчезают, уступая место воспоминаниям о святых временах, ушедших в небытие.

Неореализм сблизил прозу и лирику, реалистический и модернистский взгляды на искусство, различные жанры (когда рассказ становится емким, как повесть, а повесть схожа с романом), предопределив тем самым направления развития русской литературы XX в.

Кинематограф

Большую роль сыграл неореализм в кино. В данном случае речь снова идет об итальянском послевоенном кинематографе. Влияние на режиссеров оказали поэты. Максимального размаха это направление достигло в 1945-1955 годах.

Отличительными особенностями таких фильмов стали съемка на природе, а не в павильоне, естественное освещение без использования специальных приборов. Показ жизни бедных слоев общества без прикрас.

Первым неореалистическим фильмом считается военная драма Роберто Росселлини «Рим — открытый город», которая вышла на экраны в 1945 году. Действие картины разворачивалось годом ранее в итальянской столице. Немецкая военная полиция развернула охоту за одним из лидеров антифашистского сопротивления инженером Манфреди.

Реализм в отечественных произведениях

В России его развитие началось 1830-х годах и стало последствием конфликтной обстановки в различных сферах общества, противоречия высших чинов и обычного народа. Писатели стали обращаться к актуальным проблемам своего времени.

Таким образом начинается быстрое развитие нового жанра – реалистического романа, в котором, как правило, описывалась тяжелая жизнь простого народа, их тягости и проблемы.

Начальным этапом развития реалистического направления в русской литературе является «натуральная школа». В период «натуральной школы» литературные произведения в большей степени стремились к описанию положения героя в обществе, его принадлежности к какому-либо роду профессии. Среди всех жанров ведущее место занимал физиологический очерк.

В 1850–1900-х годах реализм стал называться критическим, так как главной целью стала критика происходящего, отношения между определенным человеком и сферами общества. Рассматривались такие вопросы, как: мера влияния общества на жизнь отдельного человека; действия, способные изменить человека и окружающий его мир; причина отсутствия счастья в человеческой жизни.

Реализм в отечественных произведениях

Данное литературное направление стало крайне популярным в отечественной литературе, так как русские писатели смогли сделать мировую жанровую систему более богатой. Возникли произведения с углубленными вопросами философии и морали.

И.С. Тургенев создал идеологический тип героев, характер, личность и внутреннее состояние которого напрямую зависело от оценивания автором мировоззрения, нахождения определенного смысла в концепциях их философии. Такие герои подвластны идеям, которым следуют до самого конца, развивая их как можно сильнее.

В произведениях Л.Н. Толстого развивающаяся в период жизни персонажа система идей определяет форму его взаимодействия с окружающей действительностью, зависит от нравственности и личных характеристик героев произведения.

Родоначальник реализма

Звание зачинателя данного направления в отечественной литературе было по праву присуждено Александру Сергеевичу Пушкину. Он общепризнанный основоположник реализма в России. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» считаются ярким примером реализма в отечественной литературе тех времен. Также отличающими образцами стали такие произведения Александра Сергеевича, как «Повести Белкина» и «Капитанская дочка».

В творческих произведениях Пушкина постепенно начинает развиваться классический реализм. Изображение личности каждого героя писателя всесторонен в стремлении описать сложность его внутреннего мира и состояния души, которые раскрываются очень гармонично. Воссоздание переживаний определенной личности, ее нравственного облика помогает Пушкину преодолеть присущие иррационализму своеволие описания страстей.

Герои А.С. Пушкина выступают перед читателями с открытыми сторонами своего существа

Писатель уделяет особое внимание описанию сторон человеческого внутреннего мира, изображает героя в процессе развития и становления его личности, на которые влияют действительность общества и окружающей среды. Этому послужило его осознания в необходимости изображения конкретного исторически-национального своеобразия в чертах народа

Внимание! Реальность в изображении Пушкина собирает в себе точное конкретное изображение деталей не только внутреннего мира определенного персонажа, но и мира, который его окружает, включая в себя его детальное обобщение.

Примеры литературных произведений в жанре неореализма

Неореализм – это литературное направление, которое стремится отразить реальность современного общества и проблемы, с которыми сталкиваются его герои. Вот несколько примеров литературных произведений в жанре неореализма:

“Смерть коммивояжера” (Death of a Salesman) – Артур Миллер

Эта пьеса, написанная в 1949 году, рассказывает историю Вилли Ломана, коммивояжера, который борется с иллюзиями и разочарованиями своей жизни. Она исследует темы американской мечты, семейных отношений и личной идентичности.

“Все мои сыновья” (All My Sons) – Артур Миллер

Эта пьеса, написанная в 1947 году, рассказывает историю Джо Келлера, владельца фабрики, который сталкивается с последствиями своих действий во время Второй мировой войны. Она исследует темы морали, справедливости и ответственности.

“1984” (Nineteen Eighty-Four) – Джордж Оруэлл

Этот роман, опубликованный в 1949 году, рассказывает историю Винстона Смита, живущего в тоталитарном обществе, где правительство контролирует каждый аспект жизни граждан. Он исследует темы политической репрессии, потери личности и свободы.

“Атлант расправил плечи” (Atlas Shrugged) – Айн Рэнд

Этот роман, опубликованный в 1957 году, рассказывает историю Дага Таггарта, железнодорожного магната, который борется с коррупцией и социалистическими идеями в обществе. Он исследует темы индивидуализма, капитализма и свободы личности.

Это лишь некоторые примеры литературных произведений в жанре неореализма. Каждое из них отражает реальность и проблемы современного общества, а также исследует важные темы и идеи.

Неореализм в международных отношениях

В международных отношениях данное направление как раз базируется на книге Уолтца «Теория международной политики».

В ней автор, известный американский политолог, наиболее четко формулирует свои главные принципы и идеи. Это мысль о том, что выживают только те государства, которые ведут себя в пределах ожидаемого окружающими диапазона действий. Он строит систему, напоминающую микроэкономическую модель. В ней именно фирмы формируют цены на количество продукции на рынке и их стоимость.

Неореализм рассматривает международные отношения как целостную систему, которая работает строго в соответствии с определенными законами. При этом он стремится отделить экономические отношения от политических, склоняется к методологической строгости. Главными действующими лицами становятся государства и межгосударственные союзы, которые заинтересованы в первую очередь в защите национальных интересов.

В конечном счете движущей силой становятся структурные ограничения международной системы.

  • Отличие антисептиков от дезинфицирующих средств кратко

      

  • Семиотика в искусстве это кратко

      

  • Выготский трудное детство кратко

      

  • Живопись древней индии кратко

      

  • Амфотерные оксиды это кратко

Основные особенности неореализма в литературе

1. Фокус на повседневной жизни

Основная черта неореализма в литературе заключается в его фокусе на повседневной жизни обычных людей. В отличие от романтизма или символизма, неореалистическая литература стремится описывать реальность, сосредотачиваясь на обычных событиях и обычных персонажах.

2. Простота и ясность стиля

Неореалисты отвергают сложные и изысканные стилистические приемы, предпочитая простоту и ясность в своем письме. Они стремятся передать реальность через простые и понятные выражения, которые ближе к разговорной речи.

3. Критическое отношение к обществу

Литература неореализма включает в себя критическое отношение к обществу и его институтам. Она поднимает проблемы социального неравенства, экономической несправедливости и политической коррупции. Критика обычно нацелена на систему, которая приносит страдания и несправедливость людям.

4

Сильное внимание к деталям и подробностям. Неореалистические писатели уделяют большое внимание деталям и подробностям, чтобы описать мир вокруг них как можно более точно

Это помогает создать ощущение реальности и помогает читателю лучше понять персонажей и их окружение

Неореалистические писатели уделяют большое внимание деталям и подробностям, чтобы описать мир вокруг них как можно более точно. Это помогает создать ощущение реальности и помогает читателю лучше понять персонажей и их окружение

5. Отказ от идеализма

В отличие от романтизма и других идеалистических литературных направлений, неореализм отказывается от идеализма и стремится отразить мир таким, каким он есть. Он сконцентрирован на реалиях жизни и проблемах, с которыми сталкиваются обычные люди.

6. Глубокое изучение человеческой психологии

Неореализм в литературе также известен своим глубоким изучением человеческой психологии. Писатели этого стиля обращаются к внутреннему миру персонажей, показывая их мысли, чувства, стремления и конфликты.

Основные особенности
Примеры
Фокус на повседневной жизни
Описание обычных событий и персонажей
Простота и ясность стиля
Использование простых и понятных выражений
Критическое отношение к обществу
Поднятие проблем социального неравенства и политической коррупции
Сильное внимание к деталям и подробностям
Описание мира с помощью деталей и подробностей
Отказ от идеализма
Отображение мира без идеализации
Глубокое изучение человеческой психологии
Показ внутреннего мира персонажей

Что такое реализм в литературе

Реализм появился в русской литературе как попытка впервые трезво и реально оценить действительности и процессы, которые в этой действительности происходят. Если романтизм пытался уйти, убежать от настоящего, спрятаться в скорлупу, сосредоточиться на внутренних переживаниях человека, то реализм приходит к пониманию, что от действительности, какой бы ужасной и порой неприглядной она не была, нельзя убежать. Необходимо собраться с силами и взглянуть страхам в глаза.

Рис. 1. Краткое определение реализма

Представителями реализма в России являются А.с Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. П, Чехов и многие другие

Слово “реализм” в переводе с латинского realis означает «вещественный»,« действительный» и в полной мере отражало основное назначение нового художественного направления в русской литературе. Этот жанр развивался как что-то новое, как противоположность романтизму, он пытался вернуть героя из мира грез в настоящую жизнь, показать ему мир таким, какой он является на самом деле.

Целью этого стиля является изучение человеком себя и окружающего мира. Это познание происходит с помощью образов, которые создаются через типизацию и обобщение фактов действительности.

Например, если обратить внимание на первые слухи романа Пушкина “Евгений Онегин”, то по первым строкам читателю покажется, что это романтическое произведение. Действительно, вначале Онегин предстает типическим романтическим героем

Но всего лишь несколько строк автора выдают в нем вовсе не романтика, а реалиста:

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел.

Ведь романтический герой действительно мог застрелиться от переживаний и тоски, но не герой-реалист. Кроме того эти строки могут заставить улыбнуться читателя, тогда, как в романтическом произведении самоубийство – трагическое событие.

Суть реализма – объективное изображение жизни героев без преувеличения и излишнего трагизма, воспроизведение типичных характеров и ситуаций.

Это направление показывает личность универсальной, указывает на социальную и психологическую определенность ее поступков, наличие у героя своей точки зрения на мир. Другими словами, герой такого произведения постоянно отождествляет себя не как отдельного человек, а как личность, которая включена в исторический процесс, которая занимает определенное положение в обществе.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам выучить определение слова “реализм”, разобраться в его основных чертах и особенностях. Здесь представлена информация о причинах возникновения реализма, а также о писателях, творивших в этом литературном направлении.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Неореализм в литературе

Новые философско-эстетические и бытовые реалии рубежа XIX–XX веков поспособствовали видоизменению направления. Реализованное в два раза, это видоизменение приобрело название неореализм, которое обрело популярность в период XX века.

Неореализм

Неореализм в литературе состоит из многообразия течений, так как его представители имели различных художественный подход к изображению реальности, включающий в себя характерные черты реалистичного направления. В его основе лежит обращение к традициям классического реализма XIX века, а также к проблемам в социальной нравственной, философской и эстетической сферах действительности. Хорошим примером, содержащим в себе все эти черты, является произведение Г.Н. Владимова «Генерал и его армия», написанное в 1994 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: