Итоговое сочинение: как вы понимаете выражение «муки совести»?

Муки совести мастер и маргарита сочинение

Проблема любви

Линия главных героев, Мастера и Маргариты, – это тема всеобъемлющей, самоотверженной и бескорыстной любви. Только встретив друг друга, он, успешный писатель, и она, не знающая ни в чем отказа жена очень обеспеченного специалиста, обрели смысл жизни. Герои поняли, что такое счастье, перестали быть одинокими при былой успешности. Только после того, как любовь поразила их обоих, они начали жить, словно до этого жизни вовсе не было. Великий дар проходит великие испытания. Расставание, безвестность о судьбе любимого человека не погасили любви Мастера и сподвигли Маргариту на отчаянную борьбу. Отстаивая право на счастье, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не виноват в том, она встретила свою любовь, пошла сделку с дьяволом, вынесла невероятные физические муки на балу у сатаны. Роман – гимн любви, яростной и милосердной, верной, вечной. Имена главных героев стали символом людей, которых не в силах разлучить даже смерть.

Проблема выбора

Каждый участник действий, разворачивающихся в Москве 30-х годов или в историческом романе, написанном Мастером, стоит перед проблемой выбора. Каждый на своем уровне. Позариться на деньги, падающие с неба, квартиру соседа или остаться порядочным человеком. Даже эпизодические персонажи постоянно решают, быть или не быть, взять или не взять. Мелочные подленькие проявления все больше погружают мир во тьму. На уровне героев первого плана происходят главные сражения тьмы и света, от выбора здесь зависит не временное благополучие, а жизнь и смерть, судьба, любовь, торжество истины.

Мастер Так, Мастер, отказавшись от борьбы за свое детище, за роман всей его жизни, от борьбы за любовь, делает свой выбор и оказывается в психбольнице. Но и здесь он остается Мастером, передавая свои знания, опыт, смирение, мудрость молодому поэту, переворачивая его мировоззрение. Из больницы Иван Бездомный выйдет совсем другим человеком и понесет в мир свет, добро. Он свой выбор уже сделал.

Маргарита Маргарита – женщина, измученная тоской, одиночеством, отсутствием любви – получает все, о чем мечтала, на что уже не надеялась, встретив Мастера. С этого момента каждую минуту ей приходится делать выбор. На бытовом уровне – смена роскошных апартаментов на подвальное помещение, измена мужу, даже авантюрное предложение от Азазелло – выбор дается героине легко, потому что она ведома любовью. Все, что дает ей шанс быть рядом с любимым, не подвергается сомнению и принимается без оглядки.

Главное испытание Маргариты – бал сатаны. Согласиться быть королевой бала – не самое страшное, что предстояло женщине. Выбор – просить для себя или для несчастной Фриды – рубеж, который решил все. Нравственный выбор героини был вознагражден.

Понтий Пилат Выбор этого героя – спасти Иешуа, погубив себя, или казнить бродячего философа, отодвинув тем самым собственные проблемы, – одна из кульминаций всего романа. Именно на этом поле боя свет и тьма, добро и зло, совесть и бесчестие, сошлись лицом к лицу в своих высших проявлениях. Страх и слабость прокуратора не позволили ему сделать выбор по совести, навсегда лишив его покоя при жизни и еще на две тысячи долгих лет после смерти.

Есть в романе герои, освобожденные от необходимости принимать решения. Это те, кто знает Истину, служит ей. Иешуа Га-Ноцри несет истину людям, проповедуя добро. Однажды сделанный им выбор определяет его дальнейшую судьбу, поэтому без колебаний он принимает все, что ему уготовано. Как ни странно, той же истине служат высшие силы Тьмы в лице Воланда и его свиты. Парадоксальность роли сатаны и его спутников обозначена еще в эпиграфе к роману: «…вечно хочет зла и вечно совершает благо». Служителям Истины не надо делать выбор, потому что они орудие в ее руках.

Проблема одиночества

Проблема одиночества – одна из магистральных в романе. Центральные образы этой темы – Понтий Пилат, Маргарита, параллельные линии Иешуа и Мастера, Левия и Бездомного. Каждый из них, находясь в гуще исторических событий, в окружении людей, чувствует оторванность от мира, чуждость всему, неприкаянность, даже бездомность. Понтий Пилат – временщик, ему неуютно в роскошном дворце. Единственное живое создание, кому он может доверить свой сон, – собака. Одиночество увидел Мастер в глазах женщины с желтыми цветами в руках. Сам Мастер до встречи с Маргаритой был настолько одинок, что даже не припомнит имени бывшей жены. Иешуа, бродяга-философ, не помнит своего отца, у него нет соратников, единомышленников. Лишь Левий Матвей следует за ним тенью – еще один странник без роду и племени. Апогей этой бездомности – Иван Понырев, взявший себе красноречивый псевдоним. Бездомна послереволюционная Россия, пережившая гражданскую войну, которая разрушила семейные связи, кровные узы. Эта бездомность озлобила граждан, одних толкала на хитрость, других на подлость. Не зря Воланд заметил, что «квартирный вопрос» испортил москвичей. М.А. Булгаков оставил потомкам в назидание роман-исповедь, роман-откровение, роман-пророчество, главные проблемы которого всегда будут актуальны. Вечная борьба добра и зла, света и тьмы будет многие поколения москвичей и других граждан мира проверять на веру, совесть, честь, верность.

Нравственные проблемы

Нравственная сторона поступка, слова, выбора как основа человеческого существования подчеркивается в произведении на всех уровнях. В историческом романе Мастера центральные фигуры с точки зрения проблемы нравственности – это не только Понтий Пилат, но и Иуда из Кириафа. Очень красивый молодой человек обуревает двумя страстями. Он встречается с замужней женщиной, но больше всего он любит деньги. Безнравственность в ценностях и отношениях приводят молодого человека к предательству, подлости и гибели. В романе четко прослеживается линия возмездия за сделки с совестью. Кто-то лишается жизни, кто-то ума, кто-то покоя. Безнравственность рядовых москвичей нарисована общими красками, например, зрительская масса в зале варьете, или имеет портретное описание: пустая болтовня Бенгальского, алчность Андрея Фокича – простого буфетчика, корысть Алоизия Могарыча. Каждый из них понес свое наказание. Население Москвы 30-х годов, погрязшее в воровстве, зависти, доносительстве, подлости, лизоблюдстве, вызывает отвращение не только у Воланда, но и у читателей романа. Но насколько стали лучше люди XXI века по сравнению с согражданами, жившими сто лет назад? Стали ли мы добрее, совестливее? Именно этот вопрос должен волновать читателей и 100, и 200 лет спустя после написания романа.

Вариант 1

Под выражением «муки совести» обычно подразумевают страдания человека, который осознает свою вину и раскаивается в содеянном. Многие авторы прибегали к использованию данного состояния в своих произведениях, чтобы показать всю его силу. Но, в первую очередь, они прибегали к этому, чтобы очистить свою душу и облегчить свое состояние. Если обратиться к литературе, то можно найти в ней яркое тому подтверждение.

Взять хотя бы бессмертный роман «Преступление и наказание», принадлежащий перу Федора Михайловича Достоевского. Главный герой очень жестко делит всех людей в мире на гениев и тех, кто не имеет права голоса. Себя, естественно, он причисляет к первой категории. Но проблема была в том, что первая каста была способна на убийство. Родион хотел проверить способен ли он на это, именно поэтому решается на убийство старухи-процентщицы и случайной свидетельницы.

Когда самая ответственная преграда, которая отделяла Родиона от заветного «высшего» общества, которому было дозволено абсолютно все, осталась позади – его начинают терзать «муки совести». Начинается тяжелейшее нервное расстройство, которое не дает ему жить спокойно.

Ему становится неуютно находиться в обществе родных людей, его одолевает стыд. Ведь он считает, что не достоин их хорошего отношения и любви. Находясь в одиночестве, его круглосуточно терзает раскаяние и осознание собственного греха. Он не знает, как ему жить дальше.

Чтобы облегчить свое моральное состояние, он решает обратиться к Соне, которую считал такой же «преступницей», потому что она вынуждена была торговать собой ради обеспечения своей семьи. Соня сумела дать ему необходимый совет, благодаря которому ему стало легче. Полное признание и раскаяние – это единственный способ, чтобы его перестала мучить совесть.

Лишь пройдя каторгу, он понимает, что наконец-то искупил свою вину.

Это произведение как ничто лучше показывает все муки совести, с которыми пришлось столкнуться Родиону. Здесь хорошо показано то, что совесть начинала разрушать его не только морально, но и физически.

Если подвести итог, то можно отметить, что муки совести всегда будут преследовать человека, который совершил тот или иной плохой поступок. С одной стороны это хорошо, потому что если человек испытывает раскаяние, значит не все в его жизни потеряно. Он способен измениться и в дальнейшем не совершать подобных поступков. Хуже, когда человеку все равно. Это говорит о том, что его душа настолько очерствела, что он не понимает того, что совершил. Самобичевание – это первый признак того, что совесть не дает покоя. Только лишь искренне раскаявшись и пытаясь искупить вину – будет возможность продолжить жить спокойной жизнью. Становиться на путь исправления и признавать свои ошибки никогда не поздно. Этим самым мы делаем лучше и совершенней себя и даем пример другим. Но, конечно же, лучше всего не совершать плохих поступков, чтоб потом долго и мучительно стараться их исправить.

Если жить честной и порядочной жизнью, не совершать зла, то и с совестью все будет в полном порядке. Не придётся проходить через все пути исправления и испытывать те самые муки совести.

Проблема совести по тексту Булгакова «Внутри дворца господствовали мрак и тишина. » (ЕГЭ по русскому)

Что происходит с человеком, если он поступает против своей совести? Вот вопрос, над которым заставляет задуматься М. А. Булгаков.

Чтобы ярче раскрыть данную проблему, автор повествует историю о прокураторе Понтии Пилате, который обрёк на казнь невинного Иешуа Га-Ноцри. М. А

Булгаков подробно описывает сон главного героя, где он встретился с философом и начал спорить с ним «о чём-то очень сложном и важном», а после этого Понтий Пилат стал вспоминать казнь, которая произошла в тот день. «И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить

Казни не было», — думает главный герой, испытывающий душевные терзания, ведь он не был готов пожертвовать своей карьерой ради спасения невиновного человека.

Развивая сюжетную линию, М. А

Булгаков не может не обратить внимание читателей на пробуждение Понтия Пилата, который и после сна продолжал мучиться от терзаний своей совести

«Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, — это что казнь была». Этот пример показывает сожаление главного героя, так как он не может смириться с тем, что не решился спасти Иешуа Га-Ноцри.

Оба примера связаны между собой, второй дополняет первый, подчёркивая совершение неправильного поступка Понтием Пилатом, за-за чего он начал испытывать душевные терзания.

Рассуждая над данной проблемой, М. А. Булгаков приходит к выводу: совесть занимает особое место в жизни каждого из нас, так как она выступает внутренним регулятором наших поступков. Если человек поступает не по совести, его начинают мучить душевные терзания.

Трудно не согласиться с автором. Действительно, совесть — одно из важнейших нравственных качеств человека, помогающее людям сделать правильное решение в различных жизненных ситуациях так, чтобы они потом не сожалели о совершённых действиях. Однако, если человек решается на безнравственный поступок, совесть не позволяет ему это забыть и долгое время мучает его.

Таким образом, совесть играет очень важную роль в жизни каждого человека, так как именно она выступает внутренним мерилом человеческих отношений.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям

Действительно, совесть одно из важнейших нравственных качеств человека, помогающее людям сделать правильное решение в различных жизненных ситуациях так, чтобы они потом не сожалели о совершённых действиях.

Www. kritika24.ru

14.09.2017 5:37:26

2017-09-14 05:37:26

Ответы на вопрос

Отвечает Бабенко Настя.

Ответ:

Среди наиважнейших тем, присущих этому роману, выделяется тема совести. Тесно с этой темой Булгаков переплетает проблемы свободы личности, выбора и ответственности за него. На мой взгляд, все это в первую очередь связано с образом Понтия Пилата и библейской историей, которую Булгаков описывает нам в новом, своеобразном виде. Именно Понтий Пилат становится центральным персонажем в истории с Иешуа, в образе которого читатель может заметить Иисуса Христа.

Понтий Пилат неохотно принимает участие в правлении города Иудеи. Но однажды перед ним возникает Иешуа, к которому он проникается симпатией сквозь философские совместные размышления. Понтий Пилат видит в подсудимом невиновного человека, который способен нести людям добро

Сначала он отменяет Иешуа смертный приговор, жалея его и пытаясь помочь, но когда это дело становится делом государственной важности, перед Понтием Пилатом встает выбор: отпустить подсудимого, рискуя своей должностью, или, же приговорить его к смерти, не боясь за свое место. Он выбирает второй вариант, за что наделяется муками совести и страшным наказанием – бессмертием

Понтию Пилату мешает страх оказаться на месте Иешуа. Это заставляет его пойти наперекор собственной совести.

Отвечает Юринов Борис.

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова затрагивает множество тем, одной из которых является тема муки совести. В романе многие персонажи сталкиваются с внутренними конфликтами и чувством вины за свои поступки.

Одним из ярких примеров является главный герой романа — Мастер. Он испытывает муки совести за свой прошлый опыт работы над романом о Понтии Пилате, который он считает провальным. Этот опыт приводит к тому, что Мастер теряет веру в себя и свои таланты, и это сильно разрушает его личность. Он чувствует себя неудачником и никчемным человеком.

Еще один пример — Пилат. Он страдает от мук совести за роль, которую он сыграл в распятии Иешуа Ханафи, и чувствует, что он несправедливо поступил с Иешуа. Он мучается от чувства вины и не может избавиться от него, что в конечном итоге приводит его к самоубийству.

Таким образом, муки совести в романе «Мастер и Маргарита» показывают, как внутренние конфликты и чувства вины могут разрушать личность и приводить к трагическим последствиям.

Пример 2

Достоевский был глубоко верующим человеком, которого очень интересовала тема греха и покаяния. Именно поэтому его главные герои часто проходят путь от грехопадения до духовного очищения. Но шанс спастись есть не у каждого, лишь у тех, кто совестлив. Муки совести всегда страшны, их нельзя заглушить, они сводят с ума или помогают воскреснуть, стать лучше.

Раскольников и Свидригайлов. Два героя-двойника. Каким будет борьба каждого из них с собственной совестью? И есть ли она у них вообще?

В начале романа Раскольников одержим безумной идеей о том, что он имеет полное право избавить мир от гадкой, ненужной старухи-процентщицы. Он не только хочет отомстить за всех униженных бедняков, он хочет возвыситься над теми, кто терпит несправедливость всю жизнь. Раскольников замышляет жестокое убийство, а его совесть молчит. Он крадет топор, звонит в дверь. Совесть молчит. Убивает, пытается найти ценные вещи в доме. Совесть нема. И тут происходит то, что наконец вытащит Раскольникова из его безумного состояния душевной глухоты. Появляется Лизавета. Для меня именно она становится символом совести главного героя. Убив безобидную и беззлобную сестру старухи, Раскольников больше не может себя оправдывать. С каждым днем муки совести становятся тяжелее. Это настоящий душевный ад, через который Раскольникову помогает пройти Соня, чтобы он осознал аморальность своей теории. В финале романа он признает, что никаким счастьем нельзя оправдать пролитую кровь, что сделать мир лучше можно только с помощью добра.

Свидригайлов тоже знаком с совестью. Сначала это кажется невероятным. Мать и сестра Раскольникова отзываются о нем, как о злом развратнике. Разве у такого может быть совесть? Мы узнаем о загадочной смерти супруги Аркадия Ивановича. Слухи о том, что ее отравили, витают вокруг вдовца. Неужели он тоже сумел оправдать убийство жены? Наверное, нет. Что же движет убийцей и насильником, когда он помогает сиротам Мармеладова? Снова они, муки совести? Думаю, да. Но Свидригайлову не суждено очиститься и стать лучше, потому что он не покаялся. Нет покаяния — нет прощения. А значит, муки совести будут душить вечно. Свидригайлов пошел по другому пути. А может быть ему не повезло. Раскольникову помогла воскреснуть Соня, Аркадий Иванович остался один на один со своей совестью, Дуня ему отказала. Не справился. Убил себя.

Вариант 2

Для начала стоит разобраться с тем, что же такое «муки совести»? Ответ лежит на самой поверхности. Это чувство того, когда человек недоволен своим поступком и понимает, что поступил совершенно не так, как должен был. Человек начинает заниматься самобичеванием, истязать себя негативными мыслями, которые постоянно преследуют.

В русской литературе есть огромное множество примеров, потому что эта тема всегда была острой для большинства авторов. Все они на определенном пути жизни оступались и совершали поступки, о которых впоследствии долго жалели.

Если взять, например, роман-эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон», то хорошим примером можно привести Григория Мелехова. Он, будучи участником Первой мировой войны, беспрекословно выполнял приказы вышестоящего руководства. Он с остальными был принудительно отправлен в бой. Ему очень тяжело давалось военное дело.

И вот в бою он рубанул шашкой солдата, который был безоружным и просил пощадить его. Смерть австрийского юноши повисла на Григории тяжелым бременем. Он очень тяжело переживал данную ситуацию, его постоянно терзали муки совести. Он знал, что это он виноват в смерти бойца.

Данное поведение характерно для большинства людей, которые совершили плохой поступок. Они начинают постоянно о нем думать и анализировать, тем самым разрушая себя. Пока к ним не придет раскаяние, они не смогут спокойно продолжать свой жизненный путь.

Но порой встречаются и другие случаи, когда люди живут с чувством вины долгие годы, просто привыкнув к данному состоянию. Они пытаются оправдать себя перед собственной совестью. Занимаясь самообманом, убеждают себя в своей невиновности.

Такой пример можно привести, если вспомнить пьесу Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Главный герой данного произведения на протяжении тринадцати лет хранит тайну. Он всеми путями пытается скрыть то, что является причастным к смерти наследника. В свое время он пошел на убийство Дмитрия, с целью захватить престол и продвинуть свой род.

Но совесть не оставила его в покое. Ему начинает каждую ночь сниться убитый им Дмитрий. Если только кто-то упоминал Дмитрия, как Борис переставал себя контролировать. Добившись всего, что было ему так необходимо, он не мог договориться со своей совестью, которая постоянно его преследовала.

Он знал, что в данном случае со временем ничего не решиться, а совесть будет мучить его всю оставшуюся жизнь. Но он не выбрал путь раскаяния, он стойко продолжает хранить свою тайну. Глядя на этот пример, можно сказать о том, что если человек не раскается и не признает свою вину, совесть никогда не оставит его в покое.

Герою снятся сны, которые выматывают его. А оставшись наедине с собой, он начинает заниматься самобичеванием. Ни к чему хорошему подобное поведение не приводит, а приносит еще больше проблем и мучений.

Если сделать вывод из всего этого, то стоит очень много раз подумать, прежде чем решиться совершить поступок, о котором будешь жалеть всю жизнь. Никто может так и не узнает о содеянном. Но совесть всегда будет с вами рядом. А она уж точно не даст спокойно жить. Поэтому конечно же лучше не совершать опрометчивых поступков, чтобы не раскаиваться в последствии и не испытывать муки совести.

В любом случае, как бы не повернулась жизнь, стоит всегда помнить о том, что самая высокая мера наказания всегда находится рядом с нами. Муки совести порой намного страшнее и тяжелее самого сильного наказания. Поэтому чтобы не расплачиваться за поступки, не стоит изначально их совершать. Люди, которые живут в гармонии с собой и всем миром, никогда не испытывают укоров совести.

Тема совести в романе

Более или менее явное указание на тему совести в романе содержится в работах Е.Карсаловой, М.Чудаковой, Е.Канчукова. Эта тема связывается, главным образом, с героем романа Мастера – Понтием Пилатом. Малодушие, проявленное прокуратором Иудеи из-за опасения погубить свою карьеру, приводит к тому, что он отказывается от попыток спасти невинно осужденного Иешуа “ Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю”.

Согласно евангельской легенде он при этом “умывает руки”, подчеркивая свои непричастность к гнусному деянию Синедриона. Запоздалое раскаяние Пилата заставляет его велеть прикончить распятого Иешуа – “Славь великодушного Игемона! “ – торжественно шепнул он (палач) и тихонько кольнул Иешуа в сердце “ – и руками Афрония уничтожить предателя Иуду.

Конформизм Пилата наказан двухтысячилетними муками совести в каждую ночь полнолуния. Таким образом, Справедливость, контролируемая силами тьмы, находит свою реализацию через этическую категорию совести. В этой связи можно привести очень интересное замечание современного теолога, врача и философа Альберта Швейцера, который разрабатывал этическую сторону христианства: “ Чистая совесть – изобретение дьявола ”. В ряде работ просматривается тема отречения от своих идеалов, своей веры, связанная с отречением Мастера от своего романа. “ Он мне ненавистен, этот роман. “ – не задумываясь, отвечает Мастер.

С другой стороны, Е. Кончуков считает, что об отречении Мастера говорить неправомерно и противопоставляет теме отречения тему недостаточного самоотречения Мастера; вектор его поступков направлен внутрь себя, а не наружу к людям, в отличие от Левия Матвея. К моменту своей катастрофы Мастер уже знал, уже смоделировал в своем романе на примере Левия Матвея условия получения Света, но им последовать не сумел. Матвей в своем самоотречении, одержимый идеей избавить Иешуа от страданий, готов даже проклясть Бога, Мастер же не решается заплатить своим маленьким благополучием за дело защиты своего опуса.

Сопоставляя различные концепции темы романа “ Мастер и Маргарита “ можно выстроить собственную “цепную” версию темы : Совесть – Справедливость – Милосердие. Превращение первой компоненты темы во вторую связано в случае Понтия Пилата с его гражданской трусостью и возмездия за нее, а в случае Мастера – с его конформизмом и нерешительностью, создающими ему по заслугам земной ад. Следующее превращение создается всепрощающей любовью носителя Высшего Добра, раскаянием Пилата и отпущением Мастера.

Завершая этот раздел, представляется уместным сказать несколько слов не только о теме, но и о названии романа. Интрига произведения закручена вокруг романа Мастера, а значит и вокруг имени – знака, хотя сам Мастер – фигура довольно статичная. Именно безымянный мастер становится той “добычей”, которую уносит Воланд из московского вояжа. Возлюбленная Мастера – Маргарита – не может быть простой акциденцией при фигуре Мастера, хотя бы уже потому, что спасительную для Мастера сделку с Дьяволом заключает она (в отличие от Фаустовой Маргариты). Она также вместе с Мастером уносится свитой Воланда и более – никто. Поэтому имя Маргариты по праву стоит в заглавии романа рядом с именем Мастера; высказывание П.Андреева о плохо обусловленном тяготении названия к фаустианским аллюзиям представляется неубедительным.

Проблема трусости (По М. А. Булгакову)

М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарите» затрагивает проблему трусости.

Данная проблема раскрывается через взаимоотношения игемона Понтия Пилата и бродяги Иешуа Га-Ноцри. Во сне Понтий Пилат шел по дороге к луне рядом с Иешуа Га-Ноцри. Она обсуждали важные философские вопросы и не могли прийти к единому мнению, и «от этого их спор был особенно интересен и нескончаем». Обсуждали герои и трусость. Иешуа говорил, что трусость – «один из самых страшных пороков», а Понтий Пилат ему возражал: «Это самый страшный порок». Проснувшись, игемон понял, что и ему свойственен этот порок, ведь он подался трусости и не спас «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача», боясь того, что этот поступок погубит его карьеру прокуратора Иудеи. То, что Понтий Пилат во сне радовался тому, что Иешуа Га-Ноцри жив, означает, что он чувствует свою вину за гибель бродяги и корит себя за то, что проявил трусость.

Авторская позиция довольно лаконична: трусость – это самый страшный порок, который никак и никогда нельзя оправдать.

С данной точкой зрения можно согласиться. Трусливый человек самостоятельно ломает свою жизнь, становясь на путь бесчестия и безнравственности.

Поднятая в тексте проблема находит отражение во многих художественных произведениях русской и зарубежной литературы.

В повести В. В. Быкова «Сотников» продемонстрированы героический и трусливый поступки. Сотникова и Рыбака находит отряд полицаев, и теперь перед героями стоит сложный выбор: либо перейти на сторону полицаев и остаться в живых, либо остаться верным себе и Родине и оказаться казненным. Рыбак поступает как настоящий трус, для которого собственная жизнь важнее всего остального. Он боится прощаться со своей жизнью, поэтому выбирает переход на сторону полицаев. Однако вскоре Рыбак понимает, что его решение никогда в жизни не сможет дать ему удовлетворение и спокойствие. Герой винит себя в том, что поступил так безнравственно, поддался трусости и предал самого себя. В. В. Быков показывает, что Рыбак вынужден до конца своей жизни винить себя за тот трусливый поступок, который он совершил.

В повести В. Г. Распутина «Живи и помни» раскрывается образ Андрея Гуськова. Когда начинается война, он уходит на фронт. Однако вскоре герой возвращается на малую родину и поселяется рядом с отчим домом. Теперь Андрей Гуськов – дезертир. Он пытается оправдать самого себя, виня во всех бедах и несчастьях войну. Но оправдать себя у Андрея Гуськова не получается. Подсознательно он понимает, что прежнюю жизнь, честную и счастливую, уже не вернуть, и во всем виноват он сам. Андрей Гуськов оставил свою Родину, которая нуждалась в защите. Подтверждая мысль о том, что трусость – самый страшный порок, В. Г. Распутин демонстрирует, как Андрей Гуськов становится жестоким человеком, который срывает свою злобу на собственной жене Настене. Неслучайно в повествовании подчеркивается то, что Гуськов стал походить на зверя. Трусость коренным образом изменила и жизнь, и характер Андрея Гуськова, теперь он порочный человек, который не имеет возможности исправить свою жизнь.

Таким образом, трусость – отрицательное качество, которое ведет человека по порочному пути.

Проснувшись, игемон понял, что и ему свойственен этот порок, ведь он подался трусости и не спас ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача, боясь того, что этот поступок погубит его карьеру прокуратора Иудеи.

Www. sochinyashka. ru

03.12.2017 11:14:21

2017-12-03 11:14:21

Проблема трусости в романе Мастер и Маргарита

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>class=»entry-content clearfix»>

Любой человек обладает множеством пороков. Эти пороки писатели старались раскрывать через призму своих героев и их жизнь. Благодаря примеру литературных героев, читатель мог видеть себя со стороны и бороться с данной отрицательной чертой характера. И вот, Булгаков не исключение. Он раскрывает проблему трусости в своем знаменитом романе Мастер и Маргарита. Как раз сегодня мы и обратимся к его знаменитой работе и в сочинении по произведению Мастер и Маргарита проследим проблему трусости, которую писатель считал самым страшным пороком.

Трусость в романе Мастер и Маргарита

Одной из главных работ Булгакова является роман Мастер и Маргарита, где раскрываются нравственные проблемы, проблема истинной любви, добро и зло, верность и предательство. Затронул автор и тему пороков, где среди всех человеческих негативных характеристик выделяет трусость. Каждый человек может бояться и иметь страх перед чем-то, но именно трусость губительна. Она не позволяет признавать ошибки, поражает личностное Я, делая человека простым индивидом, но не личностью.

Именно трусость является страшным пороком, и данная проблема хорошо видна в Мастере и Маргарите на примере персонажей. Например, Мастера нельзя назвать героем, он не боец, он не смог идти до конца. Отказавшись от своей рукописи, Мастер показал свою трусость, он позволил себя сломать. В отличие от Иешуа, что проявил смелость и духовную силу, Мастер оказался противоположностью.

Трусость проявляет и Понтий Пилат, который имея власть, трусит. Он боится потерять авторитет, он попросту сломлен народными массами. Не смог настоять на истине, не спас человека, в чьей вине сомневался, отступился от моральных принципов за что и поплатился.

Трусость самый страшный порок

Писатель называет самым страшным пороком — трусость и очень трудно с ним не согласиться. Почему? Все потому, что именно это позорное качество человечества толкает людей на преступления. Именно она управляет действиями предателей, трусостью руководствуются и те, кто часто льстит своему руководству. Именно трус идет на вранье, а все потому, что он боится. Боится признать вину и боится сказать правду. А нужно быть выше своих пороков. Как сказал один философ, после храбрости, нет ничего прекрасней, чем признание в трусости. Я с этим высказыванием также полностью согласен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: