Конфуций — древний китайский философ
КОНФУЦИЙ,
Кун-цзы, Кун-чжун-ни («Учитель Кун») (551-479 до н.э.) —
древний китайский философ, основатель конфуцианства.
Род Конфуция был
знатен, но беден, и в детстве ему приходилось быть и пастухом, и
сторожем. Лишь в 15 лет он начал учиться. Основал свою школу, когда
ему исполнилось 50 лет (хотя уже с 22-летнего возраста занялся
обучением, постепенно став самым знаменитым педагогом Китая).
Конфуций
считал необходимым обучать четырем дисциплинам: морали, языку,
политике и литературе. В возрасте 50 лет Конфуций стал
высокопоставленным чиновником, но вскоре, из-за интриг, ушел в
отставку, а затем в течение 13 лет странствовал по Китаю, но нигде не
нашел применения своим идеям. В 484 г. Конфуций вернулся в родной
город Лу
(ныне г. Цюйфу в провинции Шаньдун), где вновь занялся преподаванием,
а также собиранием и редактированием текстов, вошедших позднее в
книги конфуцианского канона.
Похоронен
Конфуций на специально отведенном для него, его потомков и
последователей кладбище, а его дом после смерти был превращен
в храм, являющийся местом паломничества. У Конфуция было много
учеников, которые записывали мысли как своего учителя, так и свои
собственные. Так возникло главное конфуцианское сочинение
«Лунь-юй» («Беседы и высказывания») —
основной источник наших сведений о конфуцианстве. Это сочинение,
несистематическое и часто противоречивое, содержит в себе
нравственные поучения, которые всякий образованный китаец должен был
еще в детстве выучить наизусть и руководствоваться ими всю жизнь.
В центре
философско-этических представлений Конфуция находится человек, его
моральный облик. В этой связи Конфуций разрабатывает целый ряд новых
философско-этических категорий, и прежде всего категорию Цзюнь-цзы
(благородный муж), которым становятся не благодаря происхождению, а
воспитывая в себе высокие нравственные качества — жэнь
(человеколюбие) и — и (обладание чувством долга).
Кроме идеала
Цзюнь-цзы, Конфуцию принадлежит и разработка достаточно
консервативной теории государственного устройства, в основе которой
лежит идея «исправления имен» (чжэн мин), согласно
которой общество, упорядоченное при помощи чжэн мин, должно состоять
из думающих верхов и трудящихся и покорных низов. Такой социальный
порядок Конфуций считал вечным и неизменным.
Большое внимание
Конфуций уделял в своем учении вопросам взаимоотношений в семье, т.к.
семья издавна считалась в Китае сердцевиной общества. Главной
категорией семейной этики, разработанной Конфуцием, является сяо —
сыновняя почтительность
Важное место Конфуций отводил правилам
благопристойного поведения человека в различных жизненных ситуациях,
заложив тем самым основы того что сегодня мы называем «китайскими
церемониями». Идеи Конфуция
сыграли большую роль в истории Китая и повлияли практически на все
стороны его жизни, а сам Конфуций был превращен в объект религиозного
поклонения
Идеи Конфуция
сыграли большую роль в истории Китая и повлияли практически на все
стороны его жизни, а сам Конфуций был превращен в объект религиозного
поклонения.
Религия и боги
Религия, которая пропагандирует конфуцианство, не уникальна, но в ней есть определенные базовые принципы, которых придерживаются те, кто придерживается этой веры. Конфуцианская религия вращается вокруг отношений, которые человек имеет с небесами; ищет единства между смертным и богом неба, который известен как Тиан.
Одной из основ конфуцианства является поиск баланса между всеми вещами
Это отражено в важности инь и ян, методологии, которая применяется не только самим конфуцианством, но и большинством китайских религий.
Говорят, что вселенная существует как следствие организованного хаоса. Инь и янь представляют баланс между добром и злом, между хаосом и порядком. Небеса не рассматриваются как нечто предсуществующее в мире, в котором живут люди, но они были созданы вместе с образованием вселенной..
Tian
Конфуций сделал несколько ссылок на эту концепцию. Его буквальный перевод — «бог неба», но это не конкретное представление о Боге, известное в религиях, подобных христианской. Это интерпретируется как естественный порядок вещей.
Конфуцианство даже не исключает веры в других божеств, что сделало его общей философией среди верующих многих религий на протяжении всей истории. Сам Конфуций говорил, что хорошо хвалить других божеств, кроме высшего «естественного» (то есть Бога), если для избежания язычества используются соответствующие обряды.
Список литературы
- Алексеев В.М. «Китайская литература (избранные произведения)» М. — 1976 г.
- Головачев Л.И. Исследование «Лунью» и гипотеза развития китайской письменности // Проблемы Дальнего Востока, 2002 № 3.
- Головачев Л.И. Раннеконфуцианский памятник «Луньюй» // 14-я научная конференция «Общество и государство в Китае». — М., 1982.
- Головачев Л.И. Раннеконфуцианский памятник «Луньюй» // 21-я научная конференция «Общество и государство в Китае» М., Ч.И. 1991 год
- Головачев Л.И. Раннеконфуцианский памятник «Луньюй» // XXII научная конференция «Общество и государство в Китае». — Часть II., М., 1997.
- Головачев Л.И. Разъяснение плана «Лунью» // XXVIII научная конференция «Общество и государство в Китае» Часть II., М., 1997.
- Издательство «Конфуция изречения» МГУ. М. — 1993 г.
- Реферат на тему: Философия И. Г. Фихте
- Реферат на тему: Романтизм как направление философии XIX века (на примере учения Шлейермахера)
- Реферат на тему: Виртуальная реальность
- Реферат на тему: Философская антропология М. Шелера: общая характеристика
- Реферат на тему: Что такое Возрождение. Какие идеи и идеалы античности возрождаются в ХIV — XVI вв.
- Реферат на тему: Роль философии в современном обществе
- Реферат на тему: Концепция идеального общества в диалоге Платона Государство
- Реферат на тему: Философская онтология: основные вопросы, свойства бытия, проблемы движение и изменения. Концепция бытия Н. Гарт
- Реферат на тему: Структура, основная проблематика сочинения Кьеркегора Страх и трепет
- Реферат на тему: Что философия может дать современному человеку
- Реферат на тему: Философия как явление культуры
- Реферат на тему: Философское содержание творчества А.С. Пушкина
Учение Конфуция
Конфуций жил в эпоху заката империи Чжоу. Авторитет императора уже не был таким сильным как раньше, вследствие чего власть оказалась в руках правителей разных царств. Следом за этим начались междоусобные войны, которые привели к падению уровня жизни простых граждан.
После кончины матери в 528 г. до н.э. Конфуций, следуя традициям траура, ушел в 3-летнюю отставку. За это время он исследовал древние труды и написал философский трактат о правилах отношений в построении гармоничного государства.
Когда мыслителю было около 44 лет ему поручили руководить резиденцией княжества Лу. В течение какого-то времени он исполнял обязанности начальника судебной службы. В тот момент биографии философ призывал чиновников наказывать подданных только в случае неповиновения, а во всем остальном – «объяснять народу их обязанности».
Недолго поработав в должности чиновника некоторых княжеств, Конфуций подал в отставку. Это было связано с тем, что он не мог смириться с новой политикой государства. Вместе с учениками мужчина отправился странствовать по китайским провинциям, по-прежнему пытаясь донести свои идеи местным правителям.
Только в 60-летнем возрасте Конфуций вернулся обратно в Цюйфу, где прожил до конца своих дней. Он подолгу общался со своими последователями, трудясь над систематизацией мудрого книжного наследия Китая: «Книги Песен», «Книги перемен» и прочих трудов.
Из классического наследия самого Конфуция доподлинно доказана лишь одна его работа – «Весна и Осень». Биографы мудреца утверждают, что у него было примерно 3000 учеников, но достоверно известно только о 26.
По изречениям своего учителя последователи Конфуция составили книгу – «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Он сформулировал золотое правило этики, которое заключается в следующем: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Происхождение и основатель
Конфуций родился в 551 году до нашей эры, в то время, когда в Китае происходила постоянная гражданская война. К тому времени азиатская страна была разделена на разные королевства, которые противостояли друг другу за господство над страной. Люди умерли от голода, и тысячи умерли от борьбы.
Конфуций стремился найти мир среди анархии, которая поразила страну. Его главное намерение состояло в том, чтобы получить положение в правительстве, но он никогда не преуспел; вместо этого он решил научить людей жить в гармонии с собой и окружающими.
Его учения проникли в общество того времени, и он считался одним из самых важных философов и профессоров в истории Китая.
Хотя это часто рассматривается как философия, конфуцианство также считается религией, которая имеет своих собственных богов и убеждения, основанные на идеях своего основателя. Тем не менее, это считается формой гуманизма, которая охватывает многие области существования и совместима с другими религиями.
Конфуций
Конфуций был китайским редактором, писателем, учителем, политиком и философом, который жил с 551 до н.э. до 479. Ему приписывают написание большого количества традиционных китайских текстов, и его убеждения сосредоточены на личной и правительственной сфере человеческая мораль, правильность социальных взаимодействий, справедливость и искренность.
Конфуций считался на протяжении всей истории человечества одним из самых влиятельных и важных персонажей в жизни людей..
Его верования и учения глубоко повлияли на миллионы людей по всему миру. Фактически, они продолжают делать это сегодня, несмотря на то, что после его смерти прошло более 2000 лет.
Сравнение западной и китайской философии по Конфуцию
Изучая китайскую философию, я познакомился с западной философией. Эти две философии очень разные, но в то же время в этом есть что-то общее и интересное, и я хотел их сравнить. Вы спросите почему?
Потому что в последнее десятилетие ХХ века. Проблема изучения конфуцианской традиции, а также ее взаимодействия с западноевропейской философией стала центральной темой в творчестве ведущих китайских мыслителей. Запад давно и стойко интересуется китайской философией, особенно конфуцианством. Однако анализ конфуцианства в Европе XVI — XX вв. показывает, что до сих пор Запад принципиально не готов вести диалог на равноправной основе с конфуцианской и, в более широком смысле, с незападными цивилизациями.
Западную культуру очень сложно воспринять и ассимилировать конфуцианство. В этом весь интерес сравнения. Опираясь на средства массовой информации (телевидение, книги, газеты, журналы), я выделил 3 основных точки сравнения: дети, человеческие проблемы, религия. Из этой таблицы мы можем сделать вывод, почему западная философия не хочет принимать китайский язык. В китайской философии традиции очень строги и их нужно соблюдать, а Запад, конечно, к этому не привык и не захочет к этому привыкать. На западе есть набор вариантов, в Китае нет, я думаю, это уже о чем-то говорит.
Основные принципы конфуцианства
Человеческая жизнь — главный предмет конфуцианства
Конфуцианцы — прежде всего общественные деятели и ученые-гуманитарии. Школа Конфуция преподавала мораль, язык, политику и литературу. Основную характеристику школы и направления Конфуция можно определить как фундаментальный традиционализм. Сам Конфуций сказал о своем учении: «Я излагаю старое и не создаю нового».
Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Лунью» («Беседы и суждения»), которая была составлена после его смерти, пережившая века. Эта книга донесла до нас учение Конфуция. На основе личного общения с людьми он вывел закономерность, согласно которой мораль в обществе со временем падает.
Конфуция беспокоила социальная и моральная незрелость своего поколения. На вызов, брошенный жизнью, Конфуций радикально ответил, что законы и обычаи его времени неестественны, и поэтому их следует избегать. Конфуций, как истинный консерватор, учил, что все лучшее, что осталось от прошлого, следует сохранять и должным образом развивать. Это прошлое — ключ к настоящему и будущему. Он не стремился основать ни новую религию, ни новую этическую систему.
Основные вопросы Конфуция: Что такое жизнь? Как мне лучше всего жить в этом мире? Как жить, чтобы быть счастливым? Кто я? Для некоторых ответов Конфуций обратился к природе. Он заметил, что все в природе находится в гармонии друг с другом. Он пришел к выводу, что человек может учиться у природы. Лучшее, что могут сделать люди в этом мире, — это идти по пути природы и гармонии. Гармония в то время была идеалом для Конфуция.
Общественный порядок зиждется на основах морали — нравственности правильных слов и поступков. Как и древние, Конфуций считал, что мораль должна использоваться во всех сферах жизни, но особенно важно ее применение в сфере управления, поскольку правители — учителя для всех. Они могут преподать урок нравственности, если сами являются примером высокой морали и добродетели. Только так можно было окончательно установить новый золотой век, когда все люди будут относиться друг к другу с добротой и уважением.
Конфуцианцы часто говорили об «истинной человечности». К нему может прийти человек, потому что, как считали конфуцианцы, он присутствует в каждом даже при рождении. Эту естественную доброту и любовь можно развить через чувство полезности другим. Когда Конфуций говорил о человеческой доброте, он имел в виду его способность жить в постоянной гармонии с другими людьми. У человека должно быть улучшенное поведение, привычки, образ мышления и суждения. Когда человек развивается до уровня идеального человека, он может быть искренним, полезным и добрым. Человек становится способным на столько добрых дел, что китайцы даже не пытаются перечислять их один за другим. Их «золотое правило» выражается в отрицании, но оно полно значения для других. «Не делай другому того, чего не хочешь для себя».
Конфуцианцы действительно придерживались идеалов доброты и милосердия ко всем своим ближним и ко всем людям на земле. Однако один человек не сталкивается со всеми другими людьми на Земле. Круг его общения ограничен. Ведь намного лучше, когда человек хорошо и уважительно относится к нескольким людям, с которыми он часто общается, чем торжественно провозглашать свою «любовь» ко всем людям. Он никогда не узнает всех людей. Правильная жизнь заключается в правильных действиях по отношению к людям, с которыми вы постоянно встречаетесь в повседневной жизни.
Конфуций поощрял культ или почитание предков, потому что считал, что это помогает человеку выработать правильное отношение и правильное поведение. Когда человек приносит подарки к мемориальной доске в память об умершем предке, он вспоминает свое происхождение и свою любовь. Это дает ему чувство уважения и лояльности. Сохранение сыновней почтительности даже после смерти предков свидетельствует о еще большем почтении, чем просто уважение к живым родителям.
Конфуций настаивал на важности этикета и выполнения традиционных ритуалов в повседневной жизни. Но это исполнение должно быть значимым; превращаясь в простую формальность, она вызывает духовные болезни как отдельного человека, так и общества в целом. Целью Конфуция было воспитать чун-цзы (знатных людей), которые будут жить гармоничной и добродетельной жизнью, свободной от тревог и страданий. «Когда его спросили, что имеет в виду Рен, Конфуций ответил:« Это означает любовь к окружающим людям.
черты
Конфуцианство — это видение мира, социальной этики, идеологической политики, традиции и даже образа жизни.
Это можно считать и философией, и религией, но это, безусловно, способ мышления, охватывающий многие принципы обеих отраслей. Это подразумевает наследственные верования и религиозность, основанную на человеке.
Многие люди в Южной Азии могут считать себя буддистами, христианами или мусульманами, но это редко исключает возможность считаться конфуцианцами.
На самом деле конфуцианство не является организованной религией. Тем не менее, он расширился от Китая до других азиатских стран, что привело к сильному влиянию на религию и политику наций..
Наиболее обобщенный способ определения характеристик конфуцианства относится к ним как к образу жизни. Справедливо считать это религией или философией, но рассматривать ее как образ жизни лучше всего ценит все, что охватывает эту концепцию.
Термин конфуцианство не имеет никакого значения в Китае, потому что одно и то же имя Конфуция является латинизацией настоящего имени этого философа и слова «учитель».. K’ung-фу-цзы это означало «мастер Кунг», и оттуда возникло имя, под которым мыслитель известен во всем мире..
Пять постоянств
Каждый человек должен стремиться к праведной жизни. Для этого необходимо следовать определенным нравственным обязанностям. «Жэнь» — это противопоставление дикости, агрессии животных. Следуя этому, люди отказываются от жестокости в пользу сочувствия и любви. Символом является Дерево.
«И» — это справедливость и правдивость. Выступает в противовес эгоизму, придает строгость и твердость. Родителей стоит почитать в качестве благодарности за заботу. Символ — Металл.
«Ли» — это верность обычаям. Любая деятельность является полезной при условии того, что она направлена на сохранение устоев общества. Символ — Огонь.
«Чжи» — это рассудительность, которая снижает упрямство. Перед тем как начать действовать, стоит просчитать последствия. Ассоциируется с элементом Воды.
«Синь» — это добрые намерения, которые предупреждают лицемерие. Искренность, добросовестность и непринужденность украшают. Символ — Земля.
Все нравственные обязанности сочетаются друг с другом, дополняют и уравновешивают. Их развитие приводит к гармонии. Они сливаются в ритуале «Вэнь», который означает воспитанность. Под этим нельзя понимать что-то естественное или искусственно выведенное — Конфуций полагал, что это сочетание природных данных и целеустремленного труда.
Основатели конфуцианства (551 — 230 гг. до н.э.)
Три человека построили доктринальные рамки конфуцианства в течение 270 лет, начиная примерно с 500 года до нашей эры: Конфуций, Мэн-цзы и Сунь-цзы.
Конфуций (приблизительно 551–479 гг. до н.э.)
Создателем конфуцианских верований был Конфуций. Он родился около 551 г. до н.э., во времена великого расцвета философских учений. Считается, что когда Конфуцию было уже за шестьдесят, он вернулся в свой родной город Цюйфу в провинции Шаньдун. В течение нескольких лет он обучал группу учеников, которые позже распространяли его убеждения и разрабатывали свои собственные философии.
учитель Конфуций
Мэн-цзы (около 371–289 гг. До н.э.)
Мэн-цзы сейчас считается вторым по важности конфуцианским философом. Однако в течение своей жизни он был более влиятельным, чем сам Конфуций, потому что он учил многих дворян и правителей
В своей книге Мэн-Цзы дополняет философию конфуцианства системой идей, утверждающих доброту и совершенство людей. Сам Конфуций подобных идей не выдвигал.
Философ Мэн-цзы
Сунь-цзы (около 313–230 до н.э.)
В отличие от Мэн-цзы, Сунь-цзы учил, что человеческая природа в основном полна недостатков. Сунь-цзы учил, что человеческая природа «своенравна» от рождения, но добродетельные учителя могут развивать нравственность в других посредством интенсивного обучения. Он выступал за строгие законы, регулирующие личное поведение.
Как и Мэн-цзы, несколько десятилетий назад, конфуцианский легалист* Сунь-цзы работал в Академии Цзися Царства Ци. Сочинения Сунь-цзы систематичны, многословны и тщательно аргументированы. Он был нетерпим к другим философиям и философам. В частности, он критиковал учения Мэн-цзы.
философ Сунь-цзы
* легалист — приверженец формального истолкования права и законов
Конфуцианство в Новое и Новейшее время
XIX век оказался очень непростым в истории конфуцианства. Из самостоятельного государства Китай превратился в полуколониальную страну, раздираемую внутренними противоречиями и испытывающей военное давление со стороны западных держав. Конфуцианство все чаще стало оцениваться как учение, тормозящее модернизацию Китая, тянущее его в темное прошлое и препятствующее прогрессу.
Многие китайские ученые получили возможность учиться и работать в других странах: Японии, Америке и др. И, конечно, они испытали влияние зарубежной мысли. Этот период отмечен деятельностью таких мыслителей, как Кан Ювэй (1858-1927), Лян Цичао (1873-1929), Янь Фу (1854-1921), Лю Шипэй (1884-1919), Ху Ши (1891-1962), У Чжихуэй (1865-1953) и другие.
Бурные события минувшего века не обошли стороной конфуцианцев. Кто-то остался в КНР и пережил все невзгоды Большого скачка и Культурной революции. Другие эмигрировали на Тайвань, в Гонконг, США. Наибольшее влияние оказали такие мыслители, как Чжан Цзюньмай (1886-1969), Сюн Шили (1885-1968), Лян Шумин (1893-1988), Фэн Юлань (1895-1990), Тан Цзюньи (1909-1978), Моу Цзунсань (1909-1995), Сюй Фугуань (1903-1982).
В XX веке сформировалось направление, получившее название постконфуцианство (Post-Confucianism, хоужуцзя 後儒家), соединившее традиционные китайские идеи с достижениями западной мысли. Ярчайшим его представителем является Ду Вэймин (род. 1940), который живет и работает в США, Китае и на Тайване.
Если в начале XX века многие китайские мыслители рассматривали конфуцианство как отжившее учение, не соответствующее реалиям времени, то сейчас мы видим новый подъем конфуцианства. По всему миру на базе высших учебных заведений создаются «центры Конфуция», которые становятся одним из самых эффективных инструментов политики «мягкой силы», проводимой Китаем в отношении других стран, способствуя углублению знаний о Китае и лояльности к нему во всем мире.
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Анализ высказываний Конфуция
В этой таблице сделана попытка самостоятельно проанализировать и разделить высказывания Конфуция на тематические группы. После того как я изучил общие утверждения Конфуция, я решил подойти к этому более подробно и разделить их на 4 группы, которым Конфуций посвятил больше своих мыслей. В эти 4 группы входили: мудрость, доброта, благотворительность, сила. И я хотел попытаться сам проанализировать утверждения и изложить свое понимание этих утверждений простым языком.
Судя по этой таблице, можно сделать вывод, что Конфуцию ближе две темы — мудрость и сила. Своими высказываниями Конфуций учит людей доброму, терпимому отношению друг к другу, у них есть стремление к всеобщей гармонии. Правитель, начальник, воспитатель, по мнению Конфуция, должен показывать своим подчиненным и ученикам образец поведения.
Направления
Спустя два года после кончины мудреца появились храмы, чествующие его – сначала в родном Цюйфу, а потом и в других местах страны. Его ученики разделились на несколько направлений в интеллектуальном наследии Кун Фу Цзы. Наиболее прославились среди них Мэн Цзы и Сюнь Цзы, создавшие одноименные сочинения.
Сюнь Цзы (313 г. до н.э. — 238 г. до н.э.) — китайский мыслитель, основоположник ханьского конфуцианства
Наследию Конфуция приходилось конкурировать за право владеть умами граждан с другими течениями, существовавшими в тот период, такими как
- моизм,
- легизм,
- даосизм.
Это было время раннего конфуцианства. В III веке до нашей эры императором Цинем Шихуанди легизм был провозглашён государственной идеологией. А ученикам Конфуция пришлось нелегко: их преследовали, уничтожали сакральные документы. Самым драматическим моментом стало погребение заживо около пятиста конфуцианцев.
Но самая тёмная ночь бывает перед рассветом, и вот, при династии Хань, сменившей Чжоу, начинается поклонение Конфуцию всей нацией. Священные ритуалы с жертвоприношениями в его честь совершают прежде всего императоры, которые в трактате «Чюнь Цю» усмотрели зашифрованное им идеальное политическое устройство и образы ханьских правителей, сумевших организовать его, придя к власти.
Конфуцианская доктрина переосмысливается в свете существующей действительности и провозглашается государственной. В китаистике (синологии) это течение зовут классическим конфуцианством. Конфуцианские канонические правила Лю И унифицируются, процветает обожествление Конфуция, складывается экзаменационный механизм кэ цзюй, сделавший конфуцианские сочинения священными.
Конфуцианский храм, Пекин, Китай
Испытуемый на соответствие какой-либо административной должности должен был продемонстрировать отличное знание канона и овладение шестью искусствами, которые тоже назывались Лю И и в те времена считались неотъемлемой частью образования каждого учёного мужа:
- ориентация в ритуалах,
- знание музыкальной грамоты,
- владение меткой стрельбой из лука,
- навыки управления колесницей,
- владение счётом и письмом (в том числе, сочинением стихов).
Сдавать экзамены нужно было поэтапно. Трёхступенчатая система предполагала начало испытаний в провинции и финальное испытание в столице. Выдержавший его занимал желанную должность. Эта экзаменационная система прошла проверку временем длительностью в две тысячи лет и просуществовала вплоть до начала XX столетия.
Во времена правления Тан у учения Конфуция появился ещё один конкурент – буддизм. В результате взаимодействия двух течений образовалось неоконфуцианство. Его связывают с именем Хань Юя, который жил в VIII-IX веках нашей эры.
В XIX веке учение испытало западное влияние, и возникли его новые трактовки, включающие европейские идеи. Когда в Китае в XX столетии к власти пришли коммунисты, они поначалу проявляли уважение к идеям и последователям Кун Фу Цзы. Но в период культурной революции Мао Цзэдуном учение Конфуция было объявлено помехой на пути к прогрессу.
Заключение
Человеческое
сознание, мышление в китайской философии стали предметом специального
исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по вопросу
о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.
Вопрос о знании и его источники
сводился в основном к изучению древних книг заимствованию опыта
предков. Древнекитайских мыслителе не интересовало
понятийно-логическая основа знания.
Основателем
конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах
до нашей эры. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть
жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем
основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды Конфуция
изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»),
которая представляет собой запись изречений и бесед К. с его
ближайшими учениками и последователями. Важным понятием
этико-политического учения Конфуция является жэнь («гуманность»)
— совокупность этических и социальных отношений людей,
основывающихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и
положению, преданности государю и т. д. В высказываниях Конфуция
отражена классовая аристократическая направленность его учения. Он
решительно противопоставлял цзюнь цзы («благородных мужей»)
простолюдинам — сяожэнь («мелким людишкам»): первые
призваны управлять вторыми, служить им примером. Когда конфуцианство
стало господствующей доктриной (после 136 до н. э.), Конфуций был
провозглашен «учителем 10 тысяч поколений» и его культ
официально поддерживался вплоть до 1911 (начало буржуазной
Синьхайской революции).
Конфуций учил тому, что небо –
высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен
существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в
прошлом.
Кун-Цзы основал идею «исправления
имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести
явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал
Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.
Основой порядка в стране по
Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность,
благопристойность и так далее…)
Конфуцианская этика опирается на
понятия «взаимности» (щу), «золотой середины»
(чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют
«правильный путь» (Дао). Правильному пути должен
следовать каждый человек, желающий жить счастливо.
Конфуций считал, что ключ к
управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих
граждан нижестоящим.
Кун-Цзы стремится к устранению
следующих четырёх зол: жестокости, грубости, разбоя, жадности.
В конфуцианской философии
подчёркивается идея чжун («преданность») – идея
покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя,
родителей и старших братьев младшими.
Конфуций выдвинул идею о том, что
люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым
знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди
имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в
непосредственном опыте.
В сферу обучения, считал Конфуций,
должны входить: ритуал, музыка, искусство стрельбы из лука,
управления лошадьми, история и математика.
О важности обучения Конфуций
говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять
время, размышлять и не учиться – губительно». Также он
считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое»
Превратившись в освященную
авторитетом веков традицию и привычку, конфуцианский образ мышления
став серьезным препятствием развития науки и мысли в Китае.
Антиподом
конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. Их взгляды на
познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V-III
в. до н. э. в области изучения мышления и процесса познания, но
вершиной достижения китайской философии в области гносеологии и
логики вплоть до конца XIX в.