Введение
Технические науки развивались в исторически определенное время в конкретно-исторических условиях.
История механики, как науки о машинах и механизмах, начинается в глубокой древности. Уже в эпоху неолита и бронзового века появляется колесо, а чуть позже начинают применяться колесо и наклонная плоскость. Народы, создавшие великие цивилизации в бассейнах Нила, Тигра и Евфрата, были хорошо знакомы с такими механическими инструментами, как рычаг и клин, но до нас не дошло ни одного древнеегипетского или вавилонского текста, описывающего работу таких машин.
Основой, на которой выросло научное знание в целом, и особенно технические науки, является субъективно-практическая деятельность людей. Техника, технические средства — это их элементы, которые действуют в различных формах практической деятельности и в наивысшей степени в материальном производстве. Как часть совокупности знаний, обслуживающих производство, технические науки направлены в первую очередь на разработку технических средств и технологических процессов. Но технические науки возникли не одновременно с появлением технических средств труда. Переход от практико-методического к конструктивно-техническому знанию был вызван потребностями производства и обусловлен всем материальным и интеллектуальным потенциалом, которым обладает способ производства и общество в целом. Чем выше уровень исторического развития общества, тем больше у него возможностей создать необходимые условия для формирования соответствующих этому уровню технических знаний. Они возникли в ходе разложения процесса извлечения продукта на ряд последовательных изменений (частичных преобразований) и одновременного выбора тех или иных технологических операций, позволяющих реализовать соответствующие изменения
Выделение технологических операций позволило сосредоточить внимание субъекта в первую очередь на объективных моментах производства и определить совокупность технологических операций, обеспечивающих получение продукта. Разработка средств и методов выполнения технологических операций является одной из основных причин появления машин
Софисткая школа
Школа софистов была известна своим критическим отношением к религии многобожия Древней Эллады, основоположником этой школы стал Протагор.
- Протагор был философом-путешественником, объехавшим всю Грецию и бывавший за границей. Он встречался с видными политическими деятелями Эллады: Периклом и Еврипидом, которые искали его советов. Основой идеологии Протагора стал его тезис: “человек есть мера всего” и ” человек всё понимает, как понимает”. Его слова следует понимать как то, что человек видит и чувствует, и есть на самом деле. Учение философа привело к тому, что его обвинили в атеизме и изгнали из Афин.
- Антифонт – один из младшего поколения софисткой школы. Мыслитель считал, что человек сам должен заботиться о себе, при этом сущность природы неотделима от человека. Антифонт, также как и Протагор, подвергся гонениям со стороны властей за то что женился на рабыне, а всех своих рабов отпустил на волю.
Что такое натурфилософия
Во времена древних греков о природе и человеке было известно очень мало. Однако представители той эпохи прилагали огромные усилия, стараясь познать основу окружающего мира. Основным средством для этого была умозрительная деятельность. Они старались понять устройство мира при помощи рассуждений и своего воображения.
Полученные таким образом данные и сделанные предположения содержали много фантастических элементов в этот период, которые на современного человека производят сложное впечатление. Тем не менее, если бы древнегреческие учёные не прошли свой этап развития античной науки, не было бы возрождения научного и технического могущества человечества 21 века.
Умозрительный способ создания, определения и осмысления картины мира называется натурфилософией. Его основной характеристической чертой является то, что мир видится в качестве единой и целостной системы.
Натурфилософия не разбивает его на части с целью последующего изучения. В это время её не разделяли на отдельные дисциплины: математику, астрономию, физику, химию, географию и другие.
Натурфилософия и ее место в истории естественных наук. Возникновение античной науки
Первой формой естествознания, существовавшей в истории человечества, была так называемая натурфилософия (от лат. natura — природа), или философия природы. Последняя характеризовалась чисто умозрительной интерпретацией природного мира, рассматриваемого во всей его полноте. Философия в ее натурфилософской форме считалась «наукой наук» или «царицей наук», поскольку в ней содержалось все человеческое знание об окружающем нас мире, в то время как естественные науки были лишь его частью.
Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далекого от реального понимания мира. Появление натурфилософии в интеллектуальной истории человечества и ее очень долгое существование можно объяснить рядом неизбежных обстоятельств.
Когда научного знания (в современном понимании) практически не существовало, попытки целостного постижения и объяснения окружающей действительности были единственным и оправданным средством познания человеком мира. До 19 века естественные науки были слабо дифференцированы, а многие их отрасли вообще не существовали. В XVIII. Век назад существовали только механика, математика, астрономия и физика как образованные, самостоятельные науки. Химия, биология, геология только зарождались. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, пыталась заменить отсутствующие естественные науки.
Натурфилософия противопоставила фрагментарным знаниям об объектах и явлениях природы, которые давали естественные науки того времени, свои умозрительные концепции мира. В этих представлениях еще не известные науке причины и реальные (но до сих пор не признанные) связи явлений заменялись воображаемыми, фантастическими причинами и связями. Натурфилософы обычно изобретали некую силу (например, жизненную силу) или мифические субстанции (флогистон, электрическую жидкость, эфир и т.д.) для объяснения непонятных явлений. Конечно, в этом случае реальные пробелы в научных знаниях заполнялись лишь в воображении. Это было вынужденное положение, но оно не могло длиться бесконечно.
Когда в XIX веке естественные науки достигли достаточно высокого уровня развития, был накоплен и систематизирован значительный фактический материал, то есть были обнаружены реальные причины явлений и вскрыты их реальные взаимосвязи, существование натурфилософии потеряло всякое историческое оправдание. И в связи с этим понимание философии как «науки наук» также перестало существовать. Покинув историческую арену старой натурфилософии, сама философия, как и различные отрасли естествознания, обрела, наконец, собственный предмет. Однако тесная взаимная связь между философией и естествознанием сохраняется и по сей день.
В истории человечества наука впервые появилась в Древней Греции в VI веке до н.э. Наука понимается не как простой набор каких-то отрывочных, не связанных между собой сведений, а как определенная система знаний, которая является результатом деятельности особой группы людей (научного сообщества) по получению новых знаний. В отличие от ряда древних цивилизаций (Египет, Вавилон, Ассирия), именно культура Древней Греции раскрывает указанные черты науки. В этом отношении древнегреческие мыслители были, как правило, и философами, и естествоиспытателями. Преобладание натурфилософии обусловило такие черты древнегреческой науки, как абстрактность и отвлечение от конкретных фактов. Каждый ученый пытался представить Вселенную как единое целое, не испытывая ни малейшего беспокойства по поводу отсутствия достаточного фактического материала о явлениях природы. В то же время достижения древних мыслителей в области математики и механики навсегда вписаны в историю науки.
Слайд 53СхоластикаСхоластика — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением
догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.Крупнейшим схоластом западно-европейской философии был Фома Аквинский. Схоластическим по сути был, например, спор Фомы Аквинского и Альберта Великого во дворике Парижского университета на тему «Есть ли у крота глаза»? Под схоластикой понимается (это очевидно из приведенного примера) также формальное знание, бесплодное умствование, оторванное от жизни, от практики. Отсюда и происходит выражение «схоластическое теоретизирование». Образчиком схоластического мышления могут быть вопросы такого рода: может ли Бог сотворить такой камень, который сам не может поднять? Или: что появилось раньше — курица или яйцо? Сколько чертей может уместиться на острие одной иглы? (Последний вопрос звучит особенно актуально сегодня, во время разгула наркомании).
Слайд 56 Достижения арабских ученых: Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми (780-850) гг. – создатель книг
по арифметике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями; заложил основы алгебры.Аль-Фараби (870-950) гг. – первым среди арабских ученых осмыслил и доработал логическое наследие Аристотеля, написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по логике. Получил титул «Второй учитель» (Первым считался Аристотель).Аль-Бируни (973-1048) гг. – ученый – энциклопедист. В его произведениях трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, геологии, ботаники, этнографии, истории. Сделал предположение о возможности вращения Земли вокруг Солнца.
Проблемы натурфилософии
В древнегреческой философии четко сформировались два основных типа философского мышления и миротворчества ( идеализм и материализм ), осознана предметная область философии, выявлены важнейшие области философского знания. Это был расцвет античной философской мысли, бурный прилив интеллектуальной энергии своего времени.
Общей чертой античной философии, в большей степени ее раннего развития, является космоцентризм. Введение понятия пространство приписывается милетским мыслителям и Пифагору. У них также есть окончательный разрыв с мифологическим мировоззрением. Представителями этой школы являются: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Не удовлетворившись мифологическими объяснениями возникновения Вселенной, они формулируют фундаментальный вопрос: каково начало всего сущего? — который еще долго будет стимулировать философские размышления древних мудрецов. Сначала этот вопрос решался преимущественно с натуралистических позиций: Фалес-вода, Анаксимен-воздух, Ксенофан- земля, Гераклит-огонь. В период расцвета греческой философии будут выдвигаться и другие версии: Платон — идеи, Левкипп и Демокрит — атомы.
Важным достижением античных мыслителей-физиков является следующее открытие: вещей много, они рождаются и умирают, т.е. преходящи, но есть единая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и к которой возвращаются.
Другая школа — Пифагор. Известно, что он основывал свою философию на числовых соотношениях, понимаемых как универсальные абстрактные законы, принципе всеобщей гармонии. Мудрейшее число Естественно, что такой подход способствовал превращению математики из эмпирической практики в настоящую теоретическую науку.
Философская школа элеатов ( Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) продолжает развитие понятийного аппарата греческой философии проблемы субстанции. Главная заслуга Парменида — введение в философию понятия бытие. Бытие в нем — это неделимая и неподвижная субстанция.
По сути, Парменид ставит две проблемы:
- отношения бытия и небытия;
- взаимосвязь бытия и мышления.
Уже в ранний период греческой философии появились диалектические идеи. Сначала у Анаксимандра, потом их развивает Гераклит. Последний уже ясно выразил две диалектические идеи:
- вечность и универсальность изменений в мире,
- единство и противостояние противоположных принципов, исходящих из Единого.
Диалектические мотивы слышны и в творчестве Зенона. Однако, как последователь Парменида, он только создает проблемы, но не решает их.
Отметим еще несколько важных идей ранней греческой философии, Гераклит развивает идею логоса (слова) — некоего рационального начала, которое присуще всем вещам и в то же время контролирует их существование.
Эмпедокл начинает диалектически трактовать проблему изменчивости мира, Меллис впервые формулирует закон сохранения бытия — отправную точку в учении элеатов. Анаксагор выдвигает тезис Все во всем, предполагающий тесную взаимосвязь и взаимопроникновение явлений бытия. Кроме того, философ переосмысливает понятия возникновение и смерть. Ибо ни одна вещь не возникает без разрушения, но состоит из смеси существующих вещей или отделяется от них. То есть живое происходит из живого.
Школа элатов
Школа элатов уделяла своё основное внимание объяснению природе мира и бытию человека в этом мире. Основные философы этой школы – Зенон, Ксенофан и Парменид
- Ксенофан, философ и поэт, одним из первых заговорил о подвижности Вселенной. Он также подверг критике религию древних греков. Высмеивал и прорицателей с предсказателями, называя их мошенниками.
- Приёмный сын Парменида Зенон разработал теорию “мира мнения”, в которой главная роль принадлежит движению и числу. Этот мыслитель пытается отсечь всё непонятное методом исключения.
- Парменид утверждал, что в мире нет ничего, кроме бытия. Критерием всего, считал философ, служит разум, а всё чувственное имеет размытые границы и не подлежит глубокому осмыслению.
Особенности философии Древней Греции
Основой древнегреческой философии были: мифология, предфилософия, протонаука, учение об орфической, лирической поэзии. Древнегреческая философия началась с вопроса Что есть начало всего? Деятельность семи мудрецов оказала значительное влияние на формирование античной философии. Непосредственный состав группы в источниках указан неточно, но по четырем из семи имеется согласие: Фалес, Солон, Биент, Питтак. Лирическая поэзия была также связана с философскими афоризмами житейской мудрости: Phokylides, Theognides, Хилон, Клеобули, Каллины и т.д.
Вопрос о происхождении бытия и все связанные с ним философские проблемы решаются древними атомистами — сначала Левкипом и Демокритом, позже их последователями Эпикуром и эпикурейцами. По мнению атомистов, бытие нельзя делить до бесконечности. Должен быть неделимый предел. Для материи это атомы. В космосе есть амеры, а у времени есть хронос. Необходимо отдать должное древним атомщикам, которые в отсутствие экспериментальной и теоретической базы сумели реализовать идею атомарности материи.
В 5 веке до нашей эры. начинается расширение проблематики античной философии. Если раньше в центре внимания философов были проблемы бытия, космос и физика, т. е. поскольку преобладала натурфилософия, софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Проддик и др.) Выделяют проблему человека как члена общества. В этом их объективная заслуга. Но взгляды самих софистов подвергались резкой критике со стороны античных и современных философов, не имевших на то оснований.
Главный постулат философии софистов был выдвинут Протагором: Человек есть мера всего: существующего, что они существуют, несуществующего, что их не существует. Это означает, во-первых, что все в мире относительно, а во-вторых, мерой относительности является человек. В-третьих, относительны также идеи, знания и этические идеалы самого человека. Эта абсолютизация условностей, относительности бытия называется крайним релятивизмом. Философское понимание человека продолжил ученик софистов Сократ, который, однако, был их последовательным критиком. Изречение: Познай себя было для него девизом. Объективные знания общие для всех, они не зависят от предпочтений человека. Но знание рождается в душе и не может быть принесено извне.
Идеи Сократа оказали большое влияние на его ученика, одного из величайших философов античности и всей мировой философии Платона. Каждая идея, по Платону, имеет свою сущность и прототип. Человек состоит из тела и души, тело — тюрьма души, оно смертно. Душа-идея человека. Она бессмертна и переходит из одного тела в другое. Решая проблему познания, Платон опирается на теорию перевоплощений и сократовскую идею существования истины в глубинах души.
В теории познания философ опровергает скептицизм и субъективный идеализм. Аристотель также считается отцом логики как науки о законах мышления. В познании Аристотель выделил три типа наук: теоретические, практические и творческие. Проблематика практических наук у Аристотеля определяется высшей целью поступка человека. Это достижение высшего блага — счастья. Смысл жизни в том, чтобы стать лучше как личность.
Слайд 7Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988. С. 201-202В ХVII столетии
«мы видим ясный перелом, когда научное знание стало опережать технику, когда полученные с его помощью приложения к жизни стали оставлять позади себя коллективные создания технических традиций и навыков. В эту эпоху научное представление об окружающем мире стало в резкое противоречие с вековыми созданиями религиозных, философских или обыденных представлений о мире, и вместе с тем оно смогло доказать на деле значение своих положений, ибо оно дало несовместимые со старыми представлениями, неожиданные для него применения в мореходном и военном деле, технике, медицине… ХVII век явился началом нового времени, вхождения в историю человечества новой меняющей ее силы — наук о природе и тесно с ними связанной математики»
Слайд 9История развития естествознанияЧетвёртый период носит название «стихийно-диалектического» естествознания. Начало XVIII века
проходит под промышленным переворотом (паровой двигатель). Следовательно, появляются новые виды крупной техники. Механика отступает, освобождая место для физики и химии. Эти науки начинают работать над идеями возникновения и использования энергии с теми или иными веществами. В биологии зарождается эволюционистская теория развития жизни (Ж. Ламарк). Такие новые открытия, как дарвинизм, клеточная теория и учение о превращения энергии, ставят крест на метафизике. Диалектика природы предстаёт во всей своей красе после открытий А.М. Бутлерова в химии, периодической системы Менделеева, основ научной физиологии И.М. Сеченова, электромагнитной теории света Дж.К. Максвелла.
Слайд 10История развития естествознанияПятый, «революционный» период относится к наступлению XX столетия. Следует
ряд важнейших открытий человечества: коротковолновое электромагнитное излучение радиоактивность, электрон, световое давление, идея кванта, теория относитель-ности, радиоактивный распад, радио, генетика, модель атома. Химия преподносит двигатель внутреннего сгорания. Закрепляется Диалектический материализм. В 20-х годах XX века наступает вторая волна революции в естествознании (создание квантовой механики и теории относительности). Шестым, окончательным периодом в развитии естествознания на сегодняшний день считается открытие атомной энергии (деление ядра). Зарождается кибернетика. Появляются первые ЭВМ. В естествознании начинают конкурировать такие науки как биология, химия и кибернетики. Всё это приводит к научно-технической революции.
Мировоззрение и научные достижения натурфилософии античности. Атомизм. Геоцентрическая космология. Развитие математики механики
В ранней греческой натурфилософии доминировала идея о том, что в основе мироздания лежат некие первозданные элементы. Такие инициалы, из которых якобы возник весь окружающий мир, включали либо так называемые четыре «элемента» (вода, воздух, огонь, земля), либо некую мифическую первозданную субстанцию. Эта первобытная субстанция, придуманная древнегреческим натурфилософом Анаксимандром и названная им «апейрон» (в переводе «безграничный», «неопределенный»), первоначально представляла собой неопределенную туманную массу, которая находилась в постоянном круговом вращении и из которой в конце концов возникло все многообразие мира.
Но уже в это время на смену такому мировоззрению пришла стройная для того времени атомистическая теория природы. Демокрит был выдающимся представителем новой натурфилософской идеологии атомизма. Основные принципы его атомистической доктрины можно резюмировать следующим образом.
Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц (атомов) и пустого пространства (пустоты). Существование пустоты является необходимым условием для перемещения атомов в пространстве. Атомы неразрушимы, вечны, и поэтому вся вселенная, состоящая из них, существует вечно.
Атомы — это мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы, последние, образно говоря, «строительные блоки Вселенной». Атомы находятся в постоянном движении и меняют свое положение в пространстве. Атомы различаются по форме и размеру. Но они настолько малы, что недоступны для восприятия человеческими органами чувств. Форма атомов может сильно варьироваться. Например, самые маленькие атомы имеют сферическую форму. По словам Демокрита, это «атомы души и человеческой мысли».
Все объекты материального мира образованы из атомов разной формы и разного порядка их сочетаний (подобно тому, как слова образуются из букв).
Интерес представляет учение Демокрита о строении Вселенной. Он считал, что атомы — это не только окружающие нас предметы, но и целые миры, которых во Вселенной бесчисленное множество. Некоторые миры еще только создаются, другие находятся в расцвете сил, а третьи — в процессе разрушения. Новые тела и миры создаются путем добавления атомов. Они разрушаются при распаде на атомы.
Идеи атомизма были развиты в учении Эпикура (341-270 гг. до н.э.). Эпикур разделял мнение Демокрита о том, что мир состоит из атомов и пустоты и что все, что существует во Вселенной, создано из комбинации атомов в различных сочетаниях. В то же время Эпикур внес некоторые изменения в описание атомов Демокрита: Атомы не могут превысить известную величину, число их форм ограничено, атомы обладают гравитацией и т.д. Но главным в атомистическом учении Эпикура была попытка найти некий внутренний источник жизни атомов. Он предположил, что изменение направления их движения может быть вызвано причинами, внутренними по отношению к самим атомам. Это был прогресс по сравнению с Демокритом, в учении которого атом был непроницаем, не имел внутреннего движения и жизни.
Одним из самых известных натурфилософов-атомистов Древнего Рима был Тит Лукреций Кар (Лукреций), живший в I веке до нашей эры. Его философская поэма «О природе вещей» является важным источником, содержащим много интересной информации об атомистических взглядах Демокрита и Эпикура (поскольку из работ последнего сохранилось лишь несколько отрывков). Лукреций высказал идею о вечности материи. Вещи преходящи; они возникают и исчезают, распадаясь на атомы, их первичные составляющие. Но атомы вечны, и их количество во Вселенной всегда одинаково. Из этого он сделал вывод, что существует вечность материи, которую Лукреций отождествил с атомами.
Одним из величайших ученых и философов древности, чья деятельность совпала с афинским периодом развития древнегреческой натурфилософии, был Аристотель.
Интересы Аристотеля в области естественных наук включали математику, физику, астрономию и биологию. Среди естественных наук он добился наибольших успехов в изучении живой природы. Он определил жизнь как способную к самосохранению, а также к самостоятельному росту и распаду. В своих исследованиях он упоминает несколько сотен различных животных. Многие из них он описывает настолько точно и подробно, что не остается сомнений в том, что он записал свои собственные наблюдения. Многие идеи, изложенные Аристотелем, были заново открыты в последующие века.
Закат Древнегреческой философии
Классический период философской мысли Древней Греции завершился со смертью Аристотеля. К III веку до н. э. наступил закат философии, так как Эллада пала под ударами Рима. В этот период приходит в упадок духовная и нравственная жизнь древних греков.
Основными идеологиями в этот период принято считать эпикурейство, скептицизм и стоицизм.
- Эпикур – видный философ, родился в 372 году до н. э. Он утверждал, что мир невозможно изменить. Согласно учению мыслителя, атомы передвигаются в пустом пространстве. Высшим началом человека Эпикур считал удовольствие. Вместе с тем, мыслитель утверждал, что безнравственный человек не может быть счастлив.
- Клеанф – один из основателей стоицизма утверждал, что мир есть живое вещество управляемый законом божественных сил Логосом. Человек должен слышать волю богов и подчиняться каждому их велению.
- Философом Пирроном было введено понятие скептицизма. Скептики отвергали накопленные знания людей, утверждая что человек не может знать и малую толику об окружающем его мире. Поэтому человек не может судить о природе вещей и тем более давать ей какую-либо оценку.
Несмотря на закат философской мысли Древней Греции, она заложила фундаментальную основу человеческой личности становления моральных и нравственных принципов.
Что мы узнали?
Постепенный переход древнегреческих философов от простого созерцания природных явлений к самой сущности человека, создал фундамент для современного моральных качеств с синтезом науки. Кратко самые главные философы Древней Греции – это Аристотель, Платон, Сократ и Демокрит: о них и некоторых других философах и философских течениях рассказывается в этой статье.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Слайд 52ПатристикаПатристика (лат. pater —отец) — произведения отцов церкви.Первоначально «отцом церкви» именовался
духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом. Позже это понятие было уточнено и стало включать в себя четыре признака: 1)святость жизни; 2)древность; 3) ортодоксальность учения; 4) официальное признание церкви.В произведениях, написанных отцами церкви, были заложены основы христианских догматов. Подлинная философия с точки зрения отцов церкви тождественна теологии, вера всегда первенствует над разумом, а истина — это истина Откровения. Патристику по той роли, которую она играла в обществе, делят на апологетическую и систематическую. По языковому критерию — на греческую и латинскую, или (что несколько более условно) на западную и восточную. На Востоке преобладала систематика, на Западе —апологетика.Вершина латинской патристики —творчество Аврелия Августина, классику греческой патристики представляют Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский.
Слайд 583 этап – зарождение естествознанияОсновные философские направления эпохи ВозрожденияГелиоцентризм — представление
о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.Гуманизм — от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (англ.)Неоплатонизм- — выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится: к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа; к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи; к мистически-интуитивному познанию высшего; к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.
Заключение
Древнегреческая философия — это философия, зародившаяся в Древней Греции в VI веке до нашей эры. е. и просуществовала до самого конца античности. Древнегреческая философия с точки зрения идей, методов и терминологии включает философию греческой ( эллинизированной ) части Римской империи, и в целом большинство философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.
По своему характеру и направленности содержания, особенно по способу философствования, он отличается от древних восточных философских систем и, по сути, является первой в истории попыткой рационализировать окружающий нас мир.
В развитии античной философии можно выделить примерно четыре основных этапа:
- от становления греческого философского мышления собственно на рубеже V — IV вв. до н.э. — архаический период является обычно определяются как досократические, а философы, работавшие в это время — в качестве досократиков.
- примерно с половины V в. и значительная часть 4 века — определяется как классический. Для него характерно влияние и деятельность Сократа, Платона, Аристотеля.
- конец IV — II вв. до н.э. — в подавляющем большинстве произведений определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли важные философские системы, в это время на арену выходит ряд всевозможных философских течений и школ.
- I век. До н.э. — V — VI вв. н.э. — поздний эллинистический период (конец I века до н.э. — VI век) т.н. Римский период.
Древнегреческая философия оказала решающее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии до наших дней. Самым термином философия мы обязаны древности. Расцвет древнегреческой философии приходится на V — IV вв., и его отголоски затихли еще на тысячелетие. В Византии и странах ислама преобладающее влияние греческой философии сохранялось в течение следующего тысячелетия; затем, в эпоху Возрождения и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, которое привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма в эпоху Возрождения и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли.
Греческая философия в 7 — м — 6 — й века до н.э., по сути своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира.
Древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли по своему идейному содержанию, разнообразию школьных течений, типов мышления и идей. Русский исследователь культуры А.Ф.. Лосев отмечал, что античная философия — это целостное лицо,… единая, живая и целостная историческая структура.