Факторы изменения языка экстралингвистические и лингвистические

Принципы экстралингвистического способа общения

Для эффективного использования экстралингвистического способа общения следует придерживаться некоторых принципов:

Осознавание своего невербального поведения: важно быть внимательным к своим невербальным сигналам, чтобы контролировать свое выражение, избегать неправильных сигналов и передавать искренние намерения.

Адаптация культурных норм: каждая культура имеет свои нормы и правила экстралингвистического общения
Важно учитывать эти нормы, чтобы не допустить неправильного толкования.

Активное восприятие невербальных сигналов: необходимо уметь распознавать и интерпретировать невербальные сигналы, такие как жесты, мимика и интонация, чтобы сделать более полное и точное понимание сообщения.

Сознательный контроль невербальных проявлений: в процессе общения следует обращать внимание на свои невербальные проявления для достижения лучшего взаимопонимания. Например, контроль невербальных сигналов может помочь избежать недоразумений или конфликтов.

Согласование вербальной и невербальной информации: важно уметь согласовывать вербальную и невербальную информацию, чтобы достичь единства в передаче сообщения.

Типы речевого общения

В инакоязычной и родной речи можно выделить три основных типа речевой коммуникации:

  • Официальный, деловой. Это общение подчиненного с боссом, учителя с учеником, доктора с пациентом и проч. Для него характерна наиболее жесткая регламентация речевым этикетом. Нарушение каких-то его правил может даже грозить серьезными санкциями.
  • Полуофициальный. Это беседа коллег, группы студентов, родственников. Нормы речевого этикета здесь уже более размыты. Общение же выстраивается более по правилам, характерным для этой малой группы.
  • Неофициальный. Разговоры с друзьями, возлюбленными, знакомыми, внутри семьи. Соблюдение речевого этикета здесь довольно условно. Тональность, темы общения свободны. Люди здесь ограничивают себя только собственными нравственными представлениями, моралью, тактичностью.

Что относится к социальным факторам речевого общения?

К экстралингвистическим факторам в глобальном плане относят:

  • Ряд демографических параметров (плотность, способ расселения).
  • Возрастную разницу.
  • Социальную структуру общества.
  • Численность населения, являющегося носителям языка, на котором происходит диалог.
  • Культурно-языковые особенности.
  • Письменные традиции.
  • Языковые культурно обусловленные контакты.

Вот мы и рассмотрели экстралингвистические факторы и средства общения. Это все те внеязыковые особенности, которые, в зависимости от правильности применения, могут сделать коммуникацию как успешной, так и неудовлетворительной.

  • Доклад на тему теракт в новой зеландии

      

  • Где делать доклад на компьютере виндовс 10

      

  • Доклад на тему площадь треугольника

      

  • Понятие и виды государственной власти доклад

      

  • Методика обучения рывку штанги доклад

Невербальные средства коммуникации

В процессе общения люди обмениваются не только вербальной информацией, но и используют невербальные средства коммуникации. Эти средства включают в себя жесты, мимику, тон голоса и другие элементы невербальной коммуникации. Невербальные средства могут быть также использованы для усиления и подчеркивания вербальной информации.

Зачастую невербальные средства коммуникации передают эмоциональное состояние человека. Например, мимика лица может быть использована для выражения радости, грусти, удивления или других эмоций. Тон голоса может сообщать о настроении человека, его эмоциональном состоянии и уровне вовлеченности в процесс коммуникации.

Невербальные средства коммуникации также могут быть использованы для передачи информации, которую трудно выразить вербально. Например, жесты могут использоваться для указания направления, размеров или формы предметов. Жесты могут быть также использованы для уточнения или подчеркивания определенных слов или фраз.

Примером невербальных средств коммуникации могут быть различные жесты и мимика, используемые в жестовом языке. Жестовый язык — это способ коммуникации между людьми, не использующий звуковую речь

В некоторых культурах жестовый язык может быть важной формой общения, особенно для людей с нарушениями слуха, а также для коммуникации на расстоянии или в шумных условиях

Таким образом, использование невербальных средств коммуникации позволяет людям эффективно передавать информацию, выражать эмоции и установить контакт с собеседником

Невербальные средства являются важной частью коммуникации и могут использоваться в различных ситуациях для достижения желаемого результата

Голос

В большинстве людей очень мало говорится о Шерлоке Холмсе, который был опытным специалистом, и даже по голосу он мог определить не только возраст, но и характер, состояние здоровья и темперамент своего хозяина. Обычно люди просто слушают слова. Но на самом деле они слышат намного больше, потому что экстралингвистика всегда работает в разговоре. Именно она определяет отношение к говорящему.

И самое главное, на впечатление человека влияет сам голос, хотя дедуктивное исследование мало кто одновременно проводит. Однако есть еще некоторые характерные черты, позволяющие что-то понять собеседника с первых его предложений. Природа наделила людей голосом, он сам по себе уникален, но каждый выбирает свой цвет.

Невербальные средства общения: виды

Существует классификация, охватывающая все виды невербальных средств общения. Начнем с того, что они делятся на две большие группы – экстралингвистическую и паралингвистическую.

Экстралингвистическими компонентами являются такесика, проксемика, хронемика, экстралингвистика и сенсорика. Паралингвистика включает в себя просодику, кинесику и графемику. Ниже мы вкратце расскажем об этих элементах невербального общения, но, нажав на ссылки, вы сможете увидеть полные статьи, посвященные каждому из них.

  1. Такесика изучает прикосновения, использующиеся в процессе общения. Это рукопожатия, поцелуи, объятия, похлопывания, поглаживания.
  2. Проксемика – способ передачи информации через пространственную организацию общения. А это значит, что расстояние, на котором находятся собеседники, определяет их отношение друг к другу.
  3. Хронемика – законы общения, основанные на распределении времени. Подразумеваются пунктуальность, желание ожидать или заставлять ждать другого, выбор времени для телефонного звонка и т.д.
  4. Экстралингвистика – голосовые способы передачи эмоций, находящиеся за границами речи. Это могут быть стоны, вздохи, плач или покашливание.
  5. Сенсорика – восприятие людей через органы чувств. Больше всего в общении играет роль запах, поскольку мы охотнее идем на контакт с тем, кто приятно пахнет, и наоборот.

Весь этот комплекс терминов описывает одно большое явление, многофункциональный инструмент, которым мы пользуемся каждый день. Язык тела в большей степени определяет результат разговора, чем слова. Поэтому в жизни каждого человека играет важную роль развитие невербальных средств общения. Но здесь есть небольшой подвох – их нужно не развивать, а понимать, систематизировать и сознательно использовать. Потому что в нас они уже развиты.

Эмоции

Если в речи совершаются ошибки, слова путаются или повторяются, если предложения составлены неудобно, обрываясь на середине предложения, люди таким образом раскрывают не только свое состояние, но и свои намерения. Неуверенность в речи, неправильный подбор слов показывает, что человек не доверяет себе или собеседнику. Что изучает экстралингвистика? Эта отрасль лингвистики понимается во всей совокупности отличительных черт речи каждого человека.

интересно наблюдать, как эмоции меняют характер речи, поскольку это зависит от самых различных органов человеческого тела, отражающих их состояние. Изменяется ритм дыхания: возбуждение. Голосовые связки натянуты, понижение голоса — это страх. Хорошая позиция значительно обогащает нюансы звучания речи, голос становится глубже. Но и здесь есть подтверждение. Манипулятор или художник только обманывает или сочувствует изменению дыхания.

Речевая ситуация

Что такое речевая ситуация в иностранной и родной речи? Фактически это первая ступень общения между людьми. В современной реальности данные ситуации могут быть как естественными (два знакомых встретились на улице и разговорились), так и искусственными (школьникам предложили порассуждать на уроке по поводу социальных проблем региона).

Разновидностей и тем речевого общения в нашем мире множество. Вместе они обогащают духовную жизнь человечества, нашу культуру.

Речевая ситуация — конкретные обстоятельства, на фоне которых происходит человеческое общение. Она — исходный момент любого нашего речевого действия: в зависимости от нее выстраивается модель диалога, общения с аудиторией, поиск тем разговора, русло беседы и проч.

Пример текста речевой ситуации:

  • Дружеская беседа.
  • Выступление с докладом.
  • Объяснение перед начальством.
  • Консультация насчет покупки компьютера.
  • Объяснение малышу, почему спички — это не игрушка и проч.

Компоненты речевой ситуации

Чтобы лучше понимать основную тему нашего разговора, выделим основные компоненты речевого общения:

  • Участники
    . Существуют как прямые участники — адресат и адресант, так и третьи лица — наблюдатели, слушатели. Присутствие последних формирует саму ситуацию, влияет на ход общения.
  • Место и время коммуникации
    . Очень важный аспект, определяющий стиль общения. Беседа на улице, разговор на вечеринке, выступление перед уважаемой аудиторией — различные речевые ситуации. Внутри себя разделяются на две ветви:
    • Канонические — произнесение речи синхронно моменту ее восприятия. Адресат и адресант находятся в одно время в одном и том же месте.
    • Неканонические — время произнесения не совпадает со временем восприятия, сама речь не имеет определенного адресата (например, публичный доклад, разговор по телефону, общение с помощью писем и проч.)
  • Предмет общения
    .
  • Цель общения
    . Результат, который участники коммуникации хотят видеть итогом своего речевого взаимодействия. Цели разделяются на следующие группы:
    • Непосредственно выражаемые.
    • Прямые. В частности, прием и передача данных.
    • Косвенные.
    • Долговременные.
    • Так называемые интеллектуальные: критика, поиск истины, обсуждение, разъяснение и проч.
  • Обратная связь между участниками диалога
    . Здесь две категории:
    • Активная (диалог).
    • Пассивная (пример — текст письменного ответа).

Средства просодики и экстралингвистики

Давайте рассмотрим как просодические, так и экстралингвистические факторы, стили.

Интонация — все разнообразие языковых средств, связанных с голосом, не требующих концентрации внимания на содержании сказанного.

  • Менее 200 слов в минуту — медленная.
  • Порядка 350 слов в минуту — спокойная.
  • Около 500 слов в минуту — быстрая.

Высота голоса — от низкой до высокой.

Течение речи (режим): ритмичное, циклическое, отрывистое, угловатое, округленное.

Артикуляция — ясное и четкое либо невнятное, «зажеванное» произношение.

Теперь перейдем к экстралингвистике.

Кашель, одышка. Может проявляться как реакция на внешние раздражители, говорить о проблемах со здоровьем, так и быть продиктована желанием что-то «сказать» собеседнику этими звуками.

Пауза. Причины ее могут быть различны: придание значения сказанному, задумчивость, средство выиграть время, отвлеченность на что-то постороннее. Нередко паузу допускают, заметив, что собеседник хочет что-то сказать.

Исследователи считают, что значение пауз в разговоре иногда почти равно значению сказанного.

Смех — средство разрядить обстановку, сделать беседу несколько эмоциональной. Поводов для него может быть несколько: было сказано что-то комичное, веселое, хочется высказать свое отношение к чему-либо собеседнику.

Смех может быть как естественным, так и искусственным, натянутым.

Нечленораздельные звуки. Многие в процессе разговора кряхтят, вздыхают, «экают», «мычат» и т .д. Эти звуки могут свидетельствовать как об отношении к предмету разговора, так и раскрывать внутреннее состояние человека.

Но это еще не все.

Средства общения.

Просодические и экстралингвистические средства.

Просодические и экстралингвистические средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т.д.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушённым голосом, с понижением интонации к концу фразы.

Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетённом состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.

Такесические средства общения.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнёра, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное.

Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

Проксемические средства.

Э.Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

· интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;

· персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

· социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

· публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Ориентация и угол общения – проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнёра или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

Заключение. Целью данной работы было выявление места психологии в управленческом процессе, а также обоснование необходимости психологической полготовки менеджера. Психология в последнее время приобретает всё большее значение в практической деятельно …

Предубеждения детей среднего возраста. Предубеждение — это отрицательное отношение членов одной группы к людям, принадлежащим к другой группе, отличающейся от первой по тем или иным признакам: расовым, религиозным, национальным, языковым, половым и многим другим, перечислить к …

Мятежи толпы и другие формы коллективного действия. Массовые действия происходят в ходе революций и при многих других обстоятельствах менее драматичных социальных перемен — например, во время городских погромов. Действия толп погромщиков в целом могут казаться деструктивными и случайными, …

Невербальные средства повышения делового статуса

Окружающая обстановка между людьми играет роль фона во время разговора. Деловой статус можно повысить с помощью специально подобранного интерьера. Для руководителя фирмы офис является его вторым лицом. Обстановка на рабочем месте способна показать надежность фирмы и ее успешность.

Разработаны специальные правила, позволяющие повысить деловой статус:

  • Рабочее место необходимо содержать в чистоте и порядке, на столе недопустимо присутствие лишних предметов и раскиданных бумаг.
  • Обеденный перерыв проводят в специально отведенном для этого месте. Поедание пищи за рабочим столом выглядит некрасиво, если и существует в этом необходимость обедают в отсутствие других людей.
  • Пить кофе или чай на работе лучше из стеклянной посуды, а не из пластиковых стаканчиков.
  • Не заставляйте кабинет лишними вещами, это выглядит безвкусно и только захламляет помещение.
  • Посмотрите на рабочее место со стороны посетителя, убедитесь, что у вас в офисе приятно находиться.

Правильно подобранное офисное оборудование способно значительно повысить деловой статус. Чем больше кресло начальника, тем выше он кажется в глазах подчиненных. Оно должно быть хорошего качества и высокой спинкой. Стулья рабочих или посетителей, наоборот, поменьше. Не следует хранить цветы в своем кабинете, пусть они стоят в приемной. Также среди невербальных уловок повышения статуса считаются элементы декора. Они должны иметь нейтральный вид и быть неброскими.

Во время делового взаимодействия партнеров по работе применяются эмоциональные уловки для достижения конкретных задач. Наибольшего успеха добивается человек, владеющий искусством эмоционального воздействия на партнера и умеющий «читать» невербальный посыл собеседника.

Язык как средство общения

Язык является основным средством человеческого общения. Посредством языка люди мыслят и выражают свои мысли, чувства, переживания, желания, передают их другим, а также получают определенную информацию из внешнего мира.

Язык тесно связан с жизнью общества и народным сознанием — он хранит культурные ценности общества, в котором на нем говорят. Существование социума без языка невозможно, так же, как и существование языка вне социума. По мере того, как меняется общественная жизнь, меняется и состояние языка. Таким образом, язык служит еще и средством передачи знаний, опыта от одного поколения к другому.

Разновидности

Существует две разновидности употребления языка:

  1. Под литературным понимается язык, который употребляется в средствах массовой информации, публицистике. Его особенностями являются унифицированность (единообразная система, форма бытования), нормированность и общеобязательность правил (грамматических, фонологических и пр.).
  2. Разговорный язык, как правило, используется в повседневной коммуникации. В нем отсутствуют строгие нормы и правила, однако, несмотря на это, разговорный язык может влиять на литературный, создавая новые нормы (когда определенный вариант становится общеупотребительным). Один из главных его критериев — понятность для широких народных масс.

Таким образом, главное различие этих разновидностей состоит в том, что первый подчиняется языковым нормам, а второй ориентируется на доступность, понятность, ввиду чего может игнорировать правила.

Иногда выделяют также язык художественной литературы, в которой может быть представлена как литературная, так и разговорная речь (в зависимости от жанра, направления, сюжета, персонажей и т.д.).

Такесика

Это редко используемое слово относится к динамическим прикосновениям: объятиям, похлопываниям по спине или руке (места могут быть разные), рукопожатиям и тому подобное. Тактильный контакт — это необходимость, форма стимуляции. Так, новорожденные очень страдают при бестактности: тормозится эмоциональное развитие, не наблюдается интеллектуальный рост, может быть нарушено и чисто физическое благополучие, ребенок заболевает. У этого явления тоже есть медицинский диагноз — госпитализм. Естественно, в общении с помощью динамических прикосновений роль играют статус, возраст, пол партнеров и степень знакомства.

Если вы используете тактическое общение ненадлежащим образом, могут возникнуть конфликты: похлопайте по голове по плечу или, что еще хуже, обнимите и поцелуйте своего супруга, например. Если социальное статусное равенство отсутствует и нет близких отношений, то такие проявления такешики просто неуместны. К тому же рукопожатия могут быть разными: одинаковыми и нет. Всего существует три типа: покорный, доминирующий и равный. Следовательно, голову лучше подавать снизу ладонью вверх. В противном случае его могли уволить.

Примеры употребления просодических и экстралингвистических средств в речи

Давайте посмотрим, насколько широко мы пользуемся средствами экстралингвистики и просодики в речи и как они могут нас охарактеризовать:

  • Высокий голос используется нами для передачи сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных: радости, гнева, восторга, страха, энтузиазма.
  • Четкое произношение слов, отсутствие «проглатывания» суффиксов и окончаний используется, чтобы заявить о себе как о дисциплинированном, ответственном человеке.
  • Быстрая речь характерна для взволнованного, обеспокоенного чем-то собеседника. Медленная может свидетельствовать как о высокомерии и невозмутимости, так и об усталости или горе. Спокойная речь характеризует вдумчивого, уравновешенного человека.
  • Если темп разговора постепенно оживляется, убыстряется, это говорит о вдохновении предметом беседы, погруженности в ее тему.
  • Бойкая, торопливая манера речевой коммуникации свойственна импульсивному, темпераментному человеку, уверенному в своих словах. Но если речь его при этом обрывочна, беспорядочна, характеризуется резкими изменениями скорости говорения, то это свидетельство робости, стеснения, возбуждения, непостоянства и суетливости.
  • Если человек правильно выговаривает слова, придерживается определенной цикличности беседы, это говорит о его строгости, педантичности, твердости, эмоциональной холодности.

Однако не надо забывать, что к средствам общения относятся также жесты, мимика. Если человек говорит размеренно, четко, но при этом отчаянно жестикулирует, «бегает» глазами, кривит губы, то это выдает его волнение, неуверенность

Поэтому всегда стоит обращать внимание на то, чтобы речь и невербальные средства выражения были при беседе синхронны

Большое значение в речевом общении имеет и богатство лексикона, общего кругозора собеседника. Помимо экстралингвистических факторов, этот показатель заметно влияет на успешность речевой коммуникации.

Высота, тон, скорость

известно, что те, кто резко и постоянно меняет тон голоса, живут и кажутся, как правило, намного веселее тех, кто говорит ровно. Они вызывают симпатию чаще, чем те, кто все говорит однообразно. С ними приятнее разговаривать, они увереннее и компетентнее. Во всяком случае, собеседникам так кажется. Потому что экстралингвистика работает в речи. Это изучается в психологии максимально подробно.

В тоне говорящего несложно услышать грусть, гнев или уныние. Более того, это происходит независимо от произносимых слов. Иногда они имеют прямо противоположное значение. Но тон редко кого может обмануть. Усталый человек не может говорить быстро и громко, а безудержная радость заставит его возвысить голос почти до небес. Экстралингвистика как средство общения незаменима. Без него вам пришлось бы произносить слова более чем на порядок. Иногда бывает достаточно движения брови. Без слов. И экстралингвистика тоже сработала. Его суть в том, что он обогащает речь.

Лингвистические и экстралингвистические факторы в стилистике

В основе классификации стилей лежат экстралингвистические факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения.

КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ (говорящий, предмет общения, обстановка общения, адресат общения) представляют собой ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТЕКСТА.

Латинское слово EXTRA- означает СВЕРХ-, то, что лежит за пределами, в данном случае за пределами лингвистики, то, что не изучается лингвистикой.

Им определяется отбор средств языка, которыми оформляется содержание высказывания.

С говорящим связана ЦЕЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, или РЕЧЕВОЕ НАМЕРЕНИЕ. Выделяют три типа речевого намерения:

— ИНФОРМИРОВАТЬ (сообщить информацию),

— АКТИВИЗИРОВАТЬ (побудить к какому-либо действию),

— АРГУМЕНТИРОВАТЬ (убедить собеседника).

Речевое намерение определяет отношение говорящего к сообщению, которое выражается в оценке содержания высказывания, выделении того, чему в сообщении придается наибольшее значение.

Различают официальную и неофициальную обстановку общения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Для этого нужно уметь:

1) определять цель высказывания в соотнесенности с предметом и обстановкой общения и подчинять высказывание данному речевому намерению;

2) определять соотношение между участниками общения, т.е. между говорящим и адресатом.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Текст не может существовать без единиц языка, т.е. без самих слов, объединенных по законам смысла и грамматики. Лингвистические законы строения текста отражены в двух типичных для всех текстов образованиях: функционально-смысловых типах речи и сложных синтаксических целых.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ выступают в качестве средств программирования высказывания. Они формируют мысль, упорядочивают ее, придают ей целостность и завершенность. Они могут функционировать в речи самостоятельно, но чаще различные типы речи участвуют в построении сложного текста, определяя его композицию. Поэтому их еще называют композиционно-речевыми формами.

Существуют три типа речи: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ. Они передают разные отношения. В основе описания и повествования лежат реальные факты действительности, т.е. то, что можно наблюдать в жизни, в рассуждении этот факт действительности осмысливается, проходит переработку в сознании.

Словарь социолингвистических терминов

Экстралингвистические факторы

(Социальные факторы
)

Параметры социальной (внеязыковой) действительности, обусловливающие изменения в языке как глобального, так и более частного характера. Глобальное действие Э.ф. ведет к изменениям, затрагивающим всю или значительною часть языковой подсистемы. Такие события, как принятие решений о создании письменности для ранее бесписьменного языка, законодательная и материальная поддержка функционирования языка в определенных сферах, обусловливают возникновение новых форм существования данного языка (литературный язык), возникновение новых функциональных стилей, сопровождающихся изменениями в лексике (пополнение словаря, развитие семантической структуры слов, изменения валентности слов и др.), в синтаксисе, стилистике. Примером воздействия более частных Э.ф. является развитие новых жанров, стилистических направлений в литературе, обусловливающих возникновение новых единиц в терминологии литературоведения (концептуалисты, маньеризм). К Э.ф. относятся демографические параметры (численность населения, говорящего на том или ином языке, способ расселения, возрастная дифференциация носителей языка и др.), социальная структура общества, культурно-языковые особенности (наличие письменных традиций, культурно обусловленные языковые контакты) и др. Исследование соотношений между элементами социальной, внеязыковой действительности (Э.ф.) и элементами языка является задачей социолингвистического коррелятивного анализа.

внутренние факторы развития языка

См. также:

(развития языка),

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: