История балалайки

Сообщение о балалайке - история возникновения и виды музыкального инструмента

Интересные факты

Изначальное название данного трехструнного инструмента – балабайка. Слово происходит от сродных ему «балабонить», «балагурить», то есть вести беседу о чем-то праздном. Отсюда главная функция балалайки – развлекать и веселить людей.

Этот музыкальный инструмент любит сухость. Поэтому счастливые обладатели балалайки знают, что мочить ее, а также проветривать комнату, в которой она находится, в дождливую погоду строго запрещено.

Данный музыкальный инструмент может повредить и яркий солнечный свет, сильное тепло от батареи. Он немедленно рассохнется и больше не сможет радовать слушателей своими прекрасными звуками.

Мало кто знает, что на свете существует целых 5 видов балалаек. Они имеют такие названия: прима (самая маленькая), секунда, альт, бас, контрабас (почти до 2 метров длиной).

http://kto-chto-gde.ru/holiday/mezhdunarodnyj-den-balalajki/http://www.inmoment.ru/holidays/day-balalaika.htmlhttp://my-calend.ru/holidays/den-balalayki

голоса

Рейтинг статьи

Выбор струн

В академической балалайке применяются наборы из одной металлической струны и двух синтетических (карбон или нейлон). Возможны отклонения в диаметре (0,02−0,04 мм) — это зависит от акустических особенностей инструмента и требований непосредственно музыканта. Многие исполнители специально делают шлифовку синтетических струн.

В народной балалайке находятся стальные струны. Выбор их диаметра будет зависеть от способа настройки. Для аккордных подстроек (скрипочный, минорный, гитарный строй) требуются струны 3-х различных диаметров. Для двухголосой наладки (цыганской, балалаечной) необходимы струны 2-х разных сечений.

Характерная закономерность следующая: чем ниже строй инструмента, тем больше требуется толщина струн. К примеру, распространенный вариант гитарного строя до-ми-соль потребует комплекта струн довольно большого диаметра (.015-.012-.012 inch).

И наоборот, чем выше строй, тем меньше необходима толщина. Если не соблюдать эти элементарные требования, музыкант будет испытывать сильный дискомфорт во время игры, а балалайка потеряет качество звучания.

Нужно сказать, что некоторые музыканты устанавливают все струны одного сечения для любых способов настройки — это в основном используется для деревенской музыки. Многие исполнители подбирают струны с учетом манеры игры, к примеру, при мягком извлечении звука устанавливаются очень тонкие струны.

Также необходимо не забывать, что струны балалайки нуждаются в периодическом уходе. Прежде чем их установить, они протираются спиртосодержащим составом. Во время частого использования нужно все время протирать струны, так как от этого зависит непосредственно яркость звучания. Регулярно их нужно заменять на новые, поскольку во время эксплуатации неизбежно происходит деформация (окисление, нарушение калибровки, растягивание), это приводит к эффекту «плавающего» строя балалайки.

Спасительница балалайка

Эта история случилась довольно давно в одном из глухих местечек нашей области. Зима выдалась с морозами, снегом. Особенно тяжело переживали ее в деревне.

Старики и старухи выходили только по самым необходимым делам: скотину покормить, разгрести снег, в магазин сходить да воды в колодце набрать. А вот молодым парням да девчатам зима нипочем. Что до морозов, если кровь играет!

Море по колено

Вот одна пара и решила пожениться зимой, не дожидаться весны, когда мужику работы в поле будет полно. А на селе свадьба – праздник для всех. Столы деревенские свадебные полны всяких разносолов. И самогоночка стоит, конечно. Неотъемлемые атрибуты праздника – гармонь да балалаечка.

Герой нашей истории Василий жил в соседней деревне. Был он весьма популярным в округе балалаечником. Вот его и пригласили поиграть на свадьбе. Василий отыграл на славу. А заодно наелся, напился до отвала.

Но вот первый день свадьбы подошел к концу. А Василию домой путь не близкий, целых пять километров вдоль леса, да еще как на грех снегу нападало. Стали уговаривать его остаться, переночевать. Но, как говорится, пьяному и море по колено. Пойду домой, и все тут.

Помирать – так с музыкой!

Одевшись, взяв балалаечку под мышку, мужик вышел из хаты. В лицо сразу жахнуло морозом. Но своего решения Василий не изменил. Где трусцой, где шагом, добрался до околицы и свернул к лесу, вдоль которого ему предстояло идти до родной деревни. В кромешной тишине было слышно лишь поскрипывание снега. Мороз крепчал, звезды мерцали на темно-синем небе, лапы елей свесились под тяжестью снега. Василий совсем замерз, а ведь еще идти да идти…

И вдруг где-то позади Василий услышал вой. Он насторожился, прислушался. Вроде тихо. На всякий случай прибавил шагу и даже немного протрезвел. Пройдя еще немного, мужик оглянулся и увидел неподалеку светящиеся в темноте огоньки. Что это? Волки! И тут он разглядел целую стаю волков, бегущих к нему.

Василий умирать не хотел. Решив напугать зверей огнем, он достал из кармана спички, стал чиркать. Но спички отсырели от снега, попавшего в карман. С досады Василий бросил коробок на снег.

Расстояние между хищниками и жертвой все сокращалось. Василий совсем было стал прощаться с жизнью. Но вспомнил поговорку: «Помирать – так с музыкой».

Стертые пальцы

Взял Вася балалайку в руки и заиграл что было мочи. Волки на мгновение остановились, музыка насторожила их. Поняв это, мужик продолжал играть без остановки, а заодно потихонечку двигался в сторону деревни. Волки все шли за ним, но на расстоянии. Музыка сбивала их с толку, мешала разорвать добычу.

Когда Василий приблизился к деревне, собаки учуяли волков и подняли лай. В окнах изб стал загораться свет, люди выходили на улицу. Волки вынуждены были уйти. И только тогда Вася поверил, что остался жив. Руки его были все в крови: он до мяса стер пальцы.

С тех пор балалаечка висит в его избе на самом почетном месте. И всякий раз Вася, беря ее в руки, рассказывает историю о своем чудесном спасении. Довелось ее услышать и мне.

386

Краткая история

Балалайка была популярна еще во времена Московской Руси, она продолжила традиции древнерусского инструмента — домры, и была придумана русским народом в 16−17 столетии.

Название «балалайка» состоит из общей корневой основы — бал (в лексическом словаре по буквам: *b, h, ā). Это звукоподражательная форма — древнеславянское толкование «болтать, говорить», например, в словах балабол, баламут, балакать, балагур. История происхождения названия указывает непосредственно на главное предназначение инструмента — развлекать человека, поддерживать настроение.

После возникновения балалайки ее привычный вид формировался на протяжении нескольких веков. Вначале корпус был полукруглым с довольно длинным грифом, но к XVII-XVIII столетию появилась и широко распространилась конструкция с треугольными формами. Многие региональных традиций создания привели к тому, что до XIX столетия в народе существовало несколько видов инструмента — от редких маленьких балалаек с овальным корпусом до самых распространенных вариантов треугольной формы и большим грифом. Число струн также отличалось — от 2 до 6.

В начале XX столетия балалайку значительно переработала команда музыкальных мастеров во главе с Василием Андреевым. Она начала применяться профессиональными музыкантами на сцене. Вследствие этого новая конструкция закрепилась в производственной практике, и сегодня выглядит балалайка именно так, как ее представляют многие современники.

Балалайка делится на два основных вида: традиционную и профессиональную. В академической среде сложился особый тип конструкции с нейлоновыми струнами, унифицированным квартовым строем, огромным звукорядом. Игра на этой балалайке потребует от музыканта знания нот и владения большим набором приемов извлечения звука.

В народе распространен инструмент артельного (традиционного) изготовления. Он отличается использованием стальных струн, меньшим количеством ладов. Овладеть игрой на этой балалайке очень просто, так как требуется минимум времени и знаний нотной грамоты, поэтому ее часто используют на уроках музыки в детских классах.

Праздники

Народные традиции и обычаи русского народа включают не только определенные обряды, но и правила встречи календарных и православных праздников.

Купала


Фото: Традиции и обычаи русского народа. Купала

Праздник Купалы образовался в те времена, когда в честь бога плодородия люди по вечерам распевали песни, прыгали через костер. Данный обряд в итоге стал традиционным ежегодным празднованием летнего солнцестояния. Он смешивает в себе одновременно языческие и христианские традиции.

Бог Купала приобрел имя Иван после крещения Руси. Причина проста – на смену языческому божеству пришел созданный народом образ Ионнна Крестителя.

В настоящий момент праздник Ивана Купалы отмечается 24 июня.

Масленица


Фото: Традиции и обычаи русского народа. Масленица

В древние времена масленица считалась днем поминовения умерших людей. Поэтому процесс сжигания чучела рассматривался в качестве похорон, а поедание блинов являлось поминками.

Со временем русский народ постепенно преобразил восприятие данного праздника. Масленица стала днем проводов зимы и предвкушения наступления весны. В этот день происходили шумные народные гуляния, проводились развлечения для людей – кулачные бои, ярмарки, катания на конных упряжках, катания на санках с ледяных горок, различные состязания и конкурсы.

И неизменной осталась главная традиция – печь блины в больших количествах и приглашать гостей на посиделки с блинами. Традиционные блины дополняются всевозможными добавками – сметана, мед, красная икра, сгущенное молоко, джемы и т.д.

Пасха


Фото: Традиции и обычаи русского народа. Пасха

Праздник Пасхи на Руси считается светлым днем всеобщего равенства, прощения и доброты. В этот день принято готовить стандартные для этого праздника угощения. Куличи и пасхи традиционно пекут русские женщины, хозяйки дома, а яйца раскрашивают молодые члены семьи (молодежь, дети). Пасхальные яйца символизируют капли крови Христа. В настоящее время они не только раскрашиваются во всевозможные цвета, но и украшаются тематическими наклейками и узорами.

Непосредственно в пасхальное воскресенье принято говорить при встрече со знакомыми «Христос Воскресе». Услышавшие данное приветствие нужно отвечать на него «Воистину Воскресе». После обмена традиционными фразами следует троекратный поцелуй и обмен праздничными угощениями (куличами, пасхами, яйцами).

Новый год и Рождество


Фото: Традиции и обычаи русского народа. Рождество и Новый год

Новый год в России отмечается во всех семьях, на Рождество собираются не все. Но, во всех церквях проходят службы по поводу “Рождества Христова”. Обычно на Новый год, 31 декабря, дарят подарки, накрывают на стол, провожают старый год, а далее встречают Новый год под бой курантов и обращение президента России к гражданам. Рождество является православным праздником, который тесно вошел в быт русского народа. Этот светлый день отмечают все граждане страны независимо от наличия у них веры. Рождество традиционно считается семейным торжеством, которое празднуется в кругу близких.


Фото: Традиции и обычаи русского народа. Новый год и Рождество

День перед рождеством, который приходится на 6 января, носит название «Сочельник». Проиходит от слова «сочиво», обозначающего специальное рождественское блюдо, состоящее из вареной крупы. Сверху крупа поливается медом и посыпается орехами, маком. Считается, что всего на столе должно присутствовать 12 блюд.

За стол садятся, когда на ночном небе появляется первая заезда. На следующий день, 7 января, наступает сам семейный праздник, в который семья собираются вместе, родные дарят друг другу подарки.

Следующие 12 дней после дня рождества называются святками. Раньше во время святок молодые незамужние девушки собирались вместе для проведения различных ритуалов и гаданий, рассчитанных на привлечение женихов и определение своего суженого. В настоящее время традиция сохранилась. Девушки все так же в святки собираются вместе и гадают на женихов.

Способы настройки

В различных регионах страны есть разные способы настроек. Наиболее распространенные виды — минорный, балалаечный и гитарный строй. Кроме этого существует академический вариант, он предназначен для профессиональных музыкантов. Всего около 12 способов наладки:

  1. Балалаечный строй. Настроив первую струну на любую комфортную высоту, нужно подстроить под нее остальные. Для чего средняя зажимается на 5 ладу и настраивается в унисон с первой. Это же делают с третьей. Так выходит 2 одинаковые по звучанию струны и одна самая высокая. Это самый старый вариант настройки. До XX столетия такой строй являлся наиболее популярным в народной среде. Он и сегодня распространен у деревенских музыкантов в некоторых регионах.
  2. Гитарный строй. Первая струна настраивается на любую удобную высоту и под нее подстраиваются остальные. Для чего средняя зажимается на 3 ладу, и подтягиванием рукой на колке добиваются унисона с первой. Третья зажимается на 4 ладу, настраивается под среднюю. После наладки инструмента он должен издавать стройный мажорный аккорд. Гитарный строй, вероятнее всего, называется так из-за совпадения настройки с первыми струнами гитары. Это наиболее популярный сегодня народный вариант подстроки балалайки.
  3. Редкие настройки. Вместе с распространенными балалаечными настройками есть и другие, которые используются в некоторых регионах. Музыканты смело применяют одновременно несколько разновидностей подстройки звучания. Это дает возможность находить оригинальные мелодические ходы, добавляя уникальность в репертуар.

https://youtube.com/watch?v=1wvV_Pfzbdw

Как устроена балалайка

Самая первая, «деревенская» балалайка, устроена иначе, чем музыкальный инструмент, переработанный В. В. Андреевым.

Он укоротил балалайки до шестисот – семисот миллиметров, расположил по корпусу несколько отверстий в форме звезды. Андреев предложил использовать для своей балалайки сразу несколько разных сортов дерева.

Дека должна была быть выполнена из ели, а задняя часть изготавливалась из бука. Это позволило сделать звучание лучше, повысив резонансные свойства балалайки.

Современная балалайка выглядит так:

  1. Кузов/корпус, который включает в себя деку и сегментированную из отдельных фрагментов заднюю часть. На деке расположено окошко – это резонаторное отверстие – и панцирь. Панцирь есть не на всех инструментах – на детские балалайки его не устанавливают.
  2. Гриф с ладами.
  3. Головка с механикой и колками, предназначенными для того, чтобы настраивать инструмент.

Размеры

Все размеры современных балалаек — результат труда Василия Андреева. По его чертежам и рекомендациям мастера Пасербский и Налимов изготавливали музыкальные инструменты. Пасербскому удалось запатентовать изобретенные им вариации в Германии.

Альт

Современные музыканты используют этот вид инструмента для исполнения соло и аккомпанемента. Особенность — усиленное натяжение струн: до 100 %, если сравнивать с размером прима.

Используется в оркестрах для фонового звучания. Звучит низко. Ширина большая, доходит до 80 см.

Обязательный оркестровый инструмент, издает басовые звуки: густые и протяжные. Поскольку он крупный, в длину достигает 1,7 м, то для игры его устанавливают вертикально с поддерживающим штырем.

Самый распространенный размер, самый компактный: 60-70 см. Используется для игры соло и обучающих целей.

История балалайки

До сих пор не существует однозначной версии о времени возникновения балалайки. Согласно одним гипотезам, балалайка была придумана на Руси; другим — заимствована у соседних народов (татар или киргизов).

Первое письменное упоминание о балалайке относится ко времени правления Петра I (~1688 год). В те времена балалайка была распространена среди крестьян. Скоморохи пели песни, играли на балалайках, веселили народ на ярмарках. Балалайки того времени сильно различались и по форме и по строю, потому как не было единого стандарта и каждый мастер/музыкант делал инструмент на свой лад (встречались балалайки различной формы: круглые, треугольные, четырехугольные, трапецивидные, и с разным количеством струн − от двух до пяти). Знания о приёмах игры и репертуар передавались от отцов и дедов к сыновьям и внукам в устной форме.

Большой вклад в развитие балалайки внёс Василий Васильевич Андреев(14 января 1861 — 26 декабря 1918).
Андреев с раннего детства увлёкся народным творчеством, играл на нескольких инструментах, знал множество русских песен и пословиц.
Летом 1883 молодой дворянин увидел в руках своего дворового Антипа Васильева балалайку и заинтересовался ею. Андреев встретился с тверским виртуозом-балалаечником А.С. Паскиным, который помог овладеть новыми приемами игры и заказать у местного столяра Антонова балалайку улучшенного качества. Немного освоившись с новым инструментом он даёт любительские концерты.

Весной 1886 года Василий Васильевич совместно с Петербургским скрипичным мастером В.В. Ивановым создаёт первую концертную балалайку с пятью врезными ладами, жильными струнами, корпусом из гулкого горного клена и грифом из черного дерева. Выступления Андреева имеют большой общественный резонанс в Петербурге, что способствует росту популярности балалайки.

В 70-х годах по чертежам Андреева петербургский музыкальный мастер Ф.С. Пасербский создает хроматическую балалайку приму и её разновидности — альт, пикколо, бас, позднее — контрабас. Балалайка приобретает тот вид в котором мы её знаем: гриф с металлическими ладами, расположенными в хроматическом порядке, колковая механика, треугольная форма корпуса. В широкое употребление вошли жильные струны, придавшие звучанию мягкий грудной оттенок. Установлен постоянный строй, получивший широкое распространение у концертирующих балалаечников и впоследствии названный академическим (ми-ми-ля/e-e-a).

В 1887 году в Петербурге издан первый самоучитель: «Школа для балалайки», составленный П.К. Селиверстовым при участии известного артиста игры на балалайке В.В. Андреева с приложением песен, исполненных им в концерте.

Осенью 1887 В.В. Андреев организует кружок любителей балалайки, а затем в Соляном городке в Петербурге в помещении Педагогического музея открывает классы обучения игре на балалайке.

20 марта 1888 в петербургском зале Городского кредитного общества состоялось триумфальное выступление Кружка балалаечников, ставшее днем рождения оркестра русских народных инструментов. Восемь петербургских музыкантов: В.В. Андреев, А.А. Волков, В.А. Панченко, А.В. Паригорин, Ф.Е. Рейнеке, А.Ф. Соловьев, Д.Д. Федоров, Н.П. Штибер исполнили обработки русских народных песен, а В.В. Андреев исполнил «Марш для балалайки и фортепиано» собственного сочинения.

Слава об Андрееве и «Кружке балалаечников» после концертов 1889 года в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже распространяется по всему миру.

Реконструированная балалайка широко входит в быт. Мастера-художники начинают создавать образцы высококачественных концертных инструментов. Наряду с любителями появляются солисты-виртуозы: В.В. Андреев, Б.С. Трояновский, создавшие своим блестящим исполнительским мастерством славу инструменту как в России так и за её пределами.

В конце XIX — начале XX веков развитие балалаечного исскуства приводит к созданию большого количества балалаечных кружков, а затем, с реконструкцией домры и гуслей, к созданию национального русского народного оркестра.

Название инструмента «балалайка»(«балабайка») как и русские слова: балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить происходит от общеславянского *balalbol.
Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Балалайка — замечательный инструмент, по-праву носящий звание одного из основных символов русской культуры.

Более подробно:
История развития и усовершенствования балалайки (Дипломный реферат Валерия Гребенникова ГМПИ им.Гнесиных 1982 года. Рецензент П.И.Нечепоренко.)

На http://www.cognac-whisky.ru арманьяк 1955 года купить.

Техника игры на балалайке

Если вы хотите научиться играть на балалайке, то вам необходимо узнать некоторые основы техники игры. В этом докладе мы расскажем о основных приемах игры на балалайке.

Первым шагом при написании сообщения о балалайке для 2-4 класса является знание о схеме настройки инструмента. Балалайка имеет три струны, которые настроены на определенные звуки. Правильная настройка инструмента позволяет достичь четкого и красивого звучания.

Важную роль в игре на балалайке играют правильные положение рук и пальцев на грифе. Для того чтобы сделать четкий и ясный звук, нужно правильно расположить пальцы на струнах и не зажимать их сильно. Будьте внимательны при игре и следите за тем, чтобы кисть была расслаблена.

Одним из важных моментов в игре на балалайке является умение использовать правильную технику удара. Существует несколько различных способов удара по струне: удар с внешней стороны большим пальцем, удар с внутренней стороны мизинцем и удар с помощью плоской стороны большого пальца

При игре на балалайке важно уметь комбинировать эти приемы в зависимости от мелодической линии

Не забывайте о ритме и артикуляции в игре на балалайке. Четкое и уверенное выполнение музыкальных фраз и переходов между ними поможет сделать вашу игру более выразительной и живой.

В заключение хочется отметить, что техника игры на балалайке требует некоторого времени и труда. Но если вы сможете овладеть основными приемами, вы сможете наслаждаться игрой и создавать красивую музыку.

Постановка рук

Для начинающих игроков постановка рук на балалайке может показаться непростой задачей. Но не волнуйтесь, потому что с небольшими усилиями и тренировкой вы сможете освоить это.

Во время игры на балалайке руки должны быть расслаблены и немного согнуты в локтях. Это поможет вам легче двигать пальцами по струнам и аккордам.

Правая рука, обычно, используется для перебора струн. Для этого вы можете использовать большой палец и указательный палец, или большой палец, указательный и средний пальцы вместе

Важно помнить, чтобы двигать пальцами свободно и расслабленно без излишних напряжений

Левая рука отвечает за нажимание на струны на грифе балалайки. При этом пальцы должны быть легко изогнуты для нажимания на нужные пространства между ладами. Используя различные комбинации нажатия пальцами, вы сможете сыграть разные ноты и аккорды на балалайке.

Теперь, когда вы знаете, как правильно поставить руки при игре на балалайке, вы можете продолжить свой доклад или сообщение, рассказывая о других интересных фактах об этом удивительном инструменте.

Использование кистей

Кисть – это основной элемент, который используется для игры на балалайке. Кисти, как правило, делаются из натуральных материалов, таких как шерсть или хлопок. Они могут иметь разную форму и размеры, что позволяет музыканту выбрать наиболее подходящие для его стиля игры.

Использование кистей в игре на балалайке позволяет добиться разных эффектов звучания. Кисти мягко касаются струн, создавая более плавное и приятное звучание. Они также позволяют играть с различной динамикой – от тихого и нежного звука до более громкого и энергичного.

Кисти позволяют также играть на нескольких струнах одновременно. Музыкант может одной кистью аккомпанировать себе, играя одну партию на одной струне, а другой кистью играть соло на другой струне. Это делает игру на балалайке более интересной и разнообразной.

Использование кистей на балалайке важно для создания характерного звучания этого инструмента. Они помогают музыканту выразить свои эмоции и передать их слушателям

Кисти – это неотъемлемая часть игры на балалайке, которая делает звучание инструмента уникальным и неповторимым.

Таблица

Преимущества использования кистей на балалайке:
Создание плавного и приятного звучания
Возможность играть с разной динамикой
Возможность играть на нескольких струнах одновременно
Выражение эмоций и передача их слушателям

Публикация «Конспект беседы с детьми старшего возраста о балалайке» размещена в разделах

  • Балалайка
  • Беседа. Проведение бесед
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Старшая группа
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020

(Ответы детей) Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка.

Посмотрите – вот она. (показ инструмента)

— Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.

Давным — давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (балалайкой).

Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. А есть ли среди вас балалаечники? (ответ детей)

Балалайка — струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она — гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.

(показ картинки «балалайки части»)

В современном виде балалайка стала музыкальным символом нашей России. А что такое «символ»? Символ — это условный знак понятия или явления. Например в Шотландии муз. Символ — волынка, в Украине — бандура.

В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка : и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место.

— Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка.

(слушание на магнитофоне русского народного танца «Камаринская» популяризованный в одноименной увертюре М. И. Глинки)

— Понравилась вам музыка (ответы детей) Какая она? (ответы детей) Правильно: Веселая, озорная.

— Что хочется делать под эту музыку? (ответы детей)

— Верно, это плясовая.

Было у балалайки и трудное время ее чуть не вытеснили — семиструнная гитара и гармонь. Но однажды услышал звучание балалайки замечательный музыкант Андреев Василий Васильевич, научился играть на ней и понял, что нужно балалайку немного усовершенствовать.

По чертежам Андреева, изготавливают балалайку нового образца, которая отличалась и по виду, а главное по звучанию.

Василий Васильевич начинает упорно трудиться на новом инструменте. Он сочиняет марши, вальсы, полонезы, мазурки. Он создает ансамбль, начинает с ним гастролировать. Так балалайка приобрела всемирную известность.

— Знаете ли вы, что в Тверской области в городе Бежецке в родном городе Андреева поставлен первый памятник русской балалайке. А летом 2014г был установлен памятник и в городе Севастополе.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Подведение итогов занятия:

— О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?

— Какую мелодию, исполненную на балалайке, слушали?

Устройство инструмента

Он состоит из следующих элементов:

  • туловище треугольное, спереди плоское, сзади закругленное, с 5-9 клиньями сзади;
  • струны (количество всегда одно — три штуки);
  • голосовой голос — круглая дырочка в центре корпуса, на лицевой стороне;
  • шея — длинная деревянная пластина, вдоль которой расположены струны;
  • лады — тонкие полоски, расположенные на грифе, изменяющие тональность играющих струн (количество ладов — 15-24);
  • лопатки — часть, венчающая шею, с прикрепленным механизмом для продевания струн.

Вышеупомянутые элементы являются небольшой частью музыкального произведения. Общее количество деталей инструмента превышает 70.

Строение балалайки и гитары имеет схожие характеристики. Оба инструмента струнные и щипковые. Но строение, особенности использования указывают на отличия гитары:

  • форма тела;
  • количество струн;
  • габаритные размеры;
  • способы казни;
  • разница в шагах.

Как выбрать балалайку

Музицирование доставит удовольствие, если правильно выбрать инструмент:

Внешний вид грифа: отсутствие искривлений, трещин, сколов, средней толщины (не толстый, не тонкий). Лучший материал – черное дерево.
Лады

Внимание уделяют шлифовке, расположению на одинаковой высоте. Проверить качество шлифовки можно, если слегка потереть поверхность ладов. Лучший материал – никелин.
Корпус

Плоская часть корпуса обязательно сделана из ели, полностью плоская, изгибы, вогнутость недопустимы.
Струны. Чистота строя, тембр зависят от данной детали. Слишком тонкие производят слабый, невыразительный, дребезжащий звук. Толстые затрудняют пользование предметом, требуют лишних усилий, лишают мелодию певучести.
Звук. Правильно выбранный инструмент издает полный, приятный звук, не обрывающийся резко, затухающий постепенно.

Лучший материал – никелин.
Корпус. Плоская часть корпуса обязательно сделана из ели, полностью плоская, изгибы, вогнутость недопустимы.
Струны. Чистота строя, тембр зависят от данной детали. Слишком тонкие производят слабый, невыразительный, дребезжащий звук. Толстые затрудняют пользование предметом, требуют лишних усилий, лишают мелодию певучести.
Звук. Правильно выбранный инструмент издает полный, приятный звук, не обрывающийся резко, затухающий постепенно.

Виды балалаек

Сегодня в оркестровой практике применяют следующие инструменты:

  1. Балалайка прима. Настраивается унисонным квартовым методом, оптимальна для сольного выступления. Длина 66–68 см.
  2. Секунда — аккомпанементный инструмент. Подразумевает аккордную, интервальную игру. Размер — 74–76 см.
  3. Альт — вариация, по назначению аналогичная предыдущей. Звучит мягко, густо. Размер инструмента — 80–82 см.
  4. Бас — вариация с низким звучанием в большой октаве. Величина — 114–116 см.
  5. Контрабас — самая крупная вариация, отличается низким тоном в контроктаве. Размер до 170 см подразумевает использование упора, чтобы держать вертикально стоящий инструмент.

Четыре последних разновидности балалаек настраиваются квартовым методом.

Звучание

Балалайки обладают превосходным и неповторимым звучанием
: звонким, но в то же время мягким (если говорить о приме). На басовых балалайках применяются приемы, схожие с контрабасом, бас-гитарой и прочими низкими инструментами (щипки, «слэп» и др.), а на «высоких» балалайках следующие:

  • бряцание;
  • тремоло;
  • пиццикато;
  • двойное пиццикато;
  • вибрато;
  • дроби и др.

Уникальность балалайки заключается в том, что она – идеальный аккомпанирующий инструмент, но при этом на ней удобно солировать
: верхние струны зажимаются большим пальцем левой руки, а остальные пальца левой руки играют мелодию, соло. Вот почему ансамбли балалаек так востребованы и популярны.

Возможны следующие варианты строя:

  • академический (ля-ми-ми);
  • народный (соль-ми-до);
  • квартовый (ре-ля-ми).
    Вы можете

Видео

Слушать балалайку
:

Михаил Рожков
:

Евгений Блинов
:

Алексей Архиповский
:

Балалайка Контрабас
:

Осетинская балалайка
:

Чеченская балалайка
:

Балалайка Лезгинка
:

С 1886 года балалайка появляется на сцене: первым выступил с ней молодой русский дворянин Василий Андреев. До Андреева никто не обращал внимания на то, что такой музыкальный народ, как русский, не имеет в обиходе народных музыкальных инструментов. Андреев создаёт «Кружок любителей игры на балалайке». После удачного выступления, с 1888 года начинается творческая деятельность этого коллектива, немногим позже преобразованного в балалаечный оркестр. В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды…» После одного из концертов А. Глазунов пишет большое произведение, посвященное оркестру В. В. Андреева, тем самым, рассеивая предрассудки об ограниченных возможностях его программы. Любил исполнять песни в сопровождении оркестра Федор Иванович Шаляпин. Его первое знакомство с Василием Васильевичем, состоявшееся в Нижнем Новгороде, переросло со временем в тесную дружбу. Неутомимый пропагандист замечательного русского народного инструмента балалайки, Василий Андреев постоянно её усовершенствует. Он знакомится с музыкальным мастером С. И. Налимовым, и на протяжении многих лет они работают вместе. В 1902 году на Парижской выставке и на петербургской выставке «Музыкальный мир» 1906-1907 гг., инструменты, сделанные С. И. Налимовым по чертежам и эскизам Андреева, получили Большие золотые медали. С образованием Великорусского оркестра, воспринятого как чисто русское явление, связаны гастрольные поездки 1892 года во Францию, Германию, Англию, Америку. Результатом поездок были десятки новых оркестров, созданных в этих странах. В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей». В день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку — балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир…». Балалайка проникла в самую толщу народных масс. Кроме Андреева, появилось много превосходных исполнителей на балалайке, создавались оркестры народных инструментов. Осенью 1918 года он предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Выступал и перед легендарными чзпаевцами. Но эта поездка была для Андреева последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался. Дело, начатое Андреевым, было поддержано, приобрело всенародное значение. Многие фабрики, специальные мастерские, мастера — умельцы, выпускают усовершенствованные Андреевым и Налимовым музыкальные народные инструменты, композиторы пишут произведения для балалайки, домры, созданы многочисленные ансамбли и оркестры…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: