Балалайка

История балалайки до василия андреева

Легенда о балалайке. История балалайки

Балалайка является поистине народным музыкальным инструментом, и свое название она получила также в народе. Изредка правда встречается и другое – балабайка, более характерное для юга России, Белоруссии, Украины

Считается, что название «балалайка» произошло от слов «балакать», «балагурить», что означает «пустозвонить», «болтать», разговаривать о чем-то неважном. Звуки балалайки ассоциировались именно с бренчанием струн

По другой версии название «балалайка» произошло от татарского слова «бала», что означает «дитя». Но ведь вполне возможно, что слова «балабонить» и «балакать» также произошли от этого слова, поскольку ассоциировались с детским лепетом и болтовней.

Как ни странно, но история создания балалайки сохранила совсем немного упоминаний об этом музыкальном инструменте. Сведения о ней неясны, а зачастую и противоречивы. А вот упоминаний о домре намного больше. Этот музыкальный инструмент считается прообразом балалайки. Однако есть версия, что балалайка и домра существовали одновременно.

Некоторые историки полагают, что на домре играли скоморохи, а балалайка всегда была исключительно народным инструментом. С исчезновением скоморохов пропал и их музыкальный инструмент, а вот балалайка осталась. Кроме того, есть еще одно предположение, что домру просто со временем переименовали в балалайку. Возможно, это связано с тем, что в определенные периоды в истории отношение к домре было разным: один царь наслаждался звуками этого инструмента, другой, наоборот, не признавал и подвергал гонениям музыкантов, играющих на нем.

Более четкие упоминания в истории создания балалайки встречаются в документах времен правления Петра I, например, в «Реестре» 1714 года. Начиная с 18-го столетия, балалайка постепенно начала завоевывать любовь славянских народов и со временем была признана национальным инструментом, став символом русского народа. Изначально инструмент имел круглую форму, очень длинный гриф, превышающий длину корпуса в четыре раза и две струны, которые делали из металла, что придавало ее звучанию звонкости, и, одновременно, мягкости. Со временем балалайку преобразовали из округлой в треугольную, добавили еще одну струну и сократили длину грифа.

Ошибочно считать, что в наши дни о балалайке забыли. Конечно, она уже не так распространена, как была раньше. Однако балалайка до сих пор востребована среди современных профессиональных музыкантов. В настоящее время балалайка значительно усовершенствована как музыкальный инструмент. Это позволяет извлекать из нее новые звуки. Музыкантов, профессионально играющих на балалайке, называют мастерами-балалаечниками или виртуозами-балалаечниками. Благодаря их умениям, звучат не только привычные нашему слуху русские народные мелодии, но и разнообразные вариации на тему произведений зарубежных классиков и современных музыкантов. На сегодняшний день написано немало музыкальных произведений самого различного характера, предназначенных для исполнения на балалайке – концерты, сонаты, сюиты и так далее.

Более того, программы по обучению мастеров-балалаечников поддерживаются на государственном уровне. Практически в каждой детской музыкальной школе страны есть обучение игре на балалайке. Учебный срок варьируется от 5 до 7 лет.

Среди известных виртуозов-балалаечников можно назвать Андреева Василия Васильевича, Калинина Дмитрия Анатольевича, Налимова Семена Ивановича, Трояновского Бориса Сергеевича и многих других.

Вариант №2

Картофель, относится к семейству пасленовых. Его к нам привезли из берега Чили и горы Перу в 18 веке. Оптимально выдерживает незначительные перепады температуры. На сегодняшний день невозможно представить рацион питания без употребления картофеля. Для людей данная культура стала просто незаменимой в ежедневных потребностях.

Из клубней картофеля возможно получить:

  • патоку;
  • крахмал;
  • спирт.

Данный овощ используют не только для употребления человеком в пищу, но и для откормки животных. При добавлении к кормлению картофеля коровам, у них увеличиваются значительно удои.

Картофель, самоопыляющийся овощ, который зацветает с середины лета, образуя соцветия с красивыми цветками. А уже к середине осени картофель полностью созрей и готов для дальнейшей обработки. Изъятия из земли, перебора и дальнейшего хранения в подвале.

Он относится к многолетним культурам, только в условиях своего благоприятного местонахождения, то есть своей родины. Учитывая условия наших климатических особенностей, для него они сильно суровы, и он у нас, поэтому считается однолетней культурой с коротким сроком годности. Так как быстро начинает, портится, и гнить, а при высоком уровне тепла прорастать и высыхать. Поэтому ему необходимы только специальные климатические условия с невысоким уровнем влажности и тепла. А, попав на мороз, он вообще замерзает и становится сладким на вкус, что значительно портит его вкусовые качества. И дальнейшее его использование нежелательно.

Этот универсальный овощ употребляют в различных сферах жизнедеятельности человека:

  • кормовой;
  • технической;
  • пищевой.

В народе он получил прозвище: «второй хлеб», из-за своей высокой калорийности и незаменимости. В картофеле содержатся помимо калорий, белки, углеводы и множество витаминов, которые просто незаменимы и обходимы для полноценной жизнедеятельности человека. Из-за своего высокого уровня калорийности его не рекомендует употреблять в пищу много, так как появляется возможность образования и приобретения чрезмерной массы тела у человека.

Люди его научились, варить, жарить, тушить, запекать. Готовых с него блюд огромное количество, начиная от первых, вторых их огромное количество все не перечислишь.

По биологии 2, 3, 5, 6, 7 класс, окружающий мир

Как выбрать

При покупке балалайки необходимо обратить внимание на внешний вид и удобство использования. На музыкальном инструменте не должно быть царапин, трещин, отколовшихся кусков. Постучите по деке: она не должна потрескивать

Форма фартука должна быть симметричной, безупречной, поверхность деки — ровной. Детали не должны вдавливаться, сгибаться. На струнах не должно быть следов коррозии. Возьмите балалайку в руки, оцените, комфортно ли играть

Постучите по деке: она не должна потрескивать. Форма фартука должна быть симметричной, безупречной, поверхность деки — ровной. Детали не должны вдавливаться, сгибаться. На струнах не должно быть следов коррозии. Возьмите балалайку в руки, оцените, комфортно ли играть.

Проверьте качество каждой детали:

  • Лады должны быть гладкими, не задевающими пальцы при игре.
  • Панцирь — защитное покрытие — должен быть навесным, соприкасающимся с поверхностью деки.
  • Колки должны быть сделаны из цельного металла с безупречной шлифовкой.
  • Струны нужно брать рекомендуемого размера. Слишком тонкие звучат слабо и приглушенно, а толстые — грубо и резко.
  • Подставка обязательно твердая, обеспечивающая стабильность звучания. Высокая делает звуки резче, низкая — мелодичнее.
  • Ремешок — удобное приспособление для новичков. Крепежи находятся на нижней задней части корпуса и на верхнем порожке.

Слайд 3Краткие сведения и история возникновенияБалалайка — одно из самых ярких явлений

в русской народной музыкальной культуре.  Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города.Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом.Вероятно, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свою повседневную жизнь. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили».

Разновидности

Представьте себе красивую оркестровую скрипку. Наверняка вам сразу вспомнится не только маленькая скрипочка, но и громоздкая виолончель, и виола, и контрабас, и альт – другими словами, большая часть представителей категории струнных инструментов. Почти также дело обстоит и с балалайкой, несмотря на то, что всем она знакома как маленькая и лёгкая гитарка, игру на которой в силах освоить даже ребёнок.

На сегодняшний день среди балалаек можно выделить пять категорий – альт, бас, контрабас, прима и секунда. Причём из народных сказок и историй бабушек и дедушек нам известна именно прима – наиболее простая и любимая всеми разновидность.

Музыканты с таким инструментом в руках могут заворожить слушателя даже сольной игрой, не прибегая при этом к помощи аккомпанемента. Проникнуться этой лёгкой, тонкой и нежной мелодией – сплошное наслаждение для русского человека.

Следующие подвиды нашего «героя» — это секунда и альт. Их роль ярко проявляется в инструментальном оркестре, в котором они отвечают за аккомпанемент. Такие балалайки более «прагматичны», чем примы, и способны создавать фоновую мелодию для гармоник, гуслей и ударных инструментов.

Бас и контрабас, как понятно по названиям, отвечают за «задний план» оркестра – басы. Их звучание низкое, но не лишённое национального очарования. Интересным фактом является то, что балалайки-контрабасы имеют просто невероятные размеры. Классический представитель этой категории, например, в длину превышает рост шестилетнего ребёнка.

Звучание

Балалайки обладают превосходным и неповторимым звучанием
: звонким, но в то же время мягким (если говорить о приме). На басовых балалайках применяются приемы, схожие с контрабасом, бас-гитарой и прочими низкими инструментами (щипки, «слэп» и др.), а на «высоких» балалайках следующие:

  • бряцание;
  • тремоло;
  • пиццикато;
  • двойное пиццикато;
  • вибрато;
  • дроби и др.

Уникальность балалайки заключается в том, что она – идеальный аккомпанирующий инструмент, но при этом на ней удобно солировать
: верхние струны зажимаются большим пальцем левой руки, а остальные пальца левой руки играют мелодию, соло. Вот почему ансамбли балалаек так востребованы и популярны.

Возможны следующие варианты строя:

  • академический (ля-ми-ми);
  • народный (соль-ми-до);
  • квартовый (ре-ля-ми).
    Вы можете

Видео

Слушать балалайку
:

Михаил Рожков
:

Евгений Блинов
:

Алексей Архиповский
:

Балалайка Контрабас
:

Осетинская балалайка
:

Чеченская балалайка
:

Балалайка Лезгинка
:

С 1886 года балалайка появляется на сцене: первым выступил с ней молодой русский дворянин Василий Андреев. До Андреева никто не обращал внимания на то, что такой музыкальный народ, как русский, не имеет в обиходе народных музыкальных инструментов. Андреев создаёт «Кружок любителей игры на балалайке». После удачного выступления, с 1888 года начинается творческая деятельность этого коллектива, немногим позже преобразованного в балалаечный оркестр. В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды…» После одного из концертов А. Глазунов пишет большое произведение, посвященное оркестру В. В. Андреева, тем самым, рассеивая предрассудки об ограниченных возможностях его программы. Любил исполнять песни в сопровождении оркестра Федор Иванович Шаляпин. Его первое знакомство с Василием Васильевичем, состоявшееся в Нижнем Новгороде, переросло со временем в тесную дружбу. Неутомимый пропагандист замечательного русского народного инструмента балалайки, Василий Андреев постоянно её усовершенствует. Он знакомится с музыкальным мастером С. И. Налимовым, и на протяжении многих лет они работают вместе. В 1902 году на Парижской выставке и на петербургской выставке «Музыкальный мир» 1906-1907 гг., инструменты, сделанные С. И. Налимовым по чертежам и эскизам Андреева, получили Большие золотые медали. С образованием Великорусского оркестра, воспринятого как чисто русское явление, связаны гастрольные поездки 1892 года во Францию, Германию, Англию, Америку. Результатом поездок были десятки новых оркестров, созданных в этих странах. В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей». В день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку — балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир…». Балалайка проникла в самую толщу народных масс. Кроме Андреева, появилось много превосходных исполнителей на балалайке, создавались оркестры народных инструментов. Осенью 1918 года он предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Выступал и перед легендарными чзпаевцами. Но эта поездка была для Андреева последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался. Дело, начатое Андреевым, было поддержано, приобрело всенародное значение. Многие фабрики, специальные мастерские, мастера — умельцы, выпускают усовершенствованные Андреевым и Налимовым музыкальные народные инструменты, композиторы пишут произведения для балалайки, домры, созданы многочисленные ансамбли и оркестры…

Слайд 11Рождение семейства балалаекСвоё изобретение мастер запатентовал и получил патент в Германии

в подтверждение изобретения балалайки

Вокруг В.В. Андреева сплотился круг учеников и последователей его дела.Андреева уже не удовлетворяет звучание одной балалайки. Он, стремясь возродить фольклорные традиции коллективного музицирования на народных инструментах, создает «Кружок любителей игры на балалайке», первое выступление, которого состоялось 20 марта 1888 г.

Именно для этого ансамбля в 1887 г. Ф.С. Пасербский изготовил разновидности балалайки: пикколо, альт, бас, контрабас, а в 1888 г. — дискант и тенор. Контакт В.В. Андреева с Ф.С. Пасербским продолжался около десяти лет.

Доклад о балалайке для 2-4 класса

Сообщение: Здравствуйте, уважаемые ученики 2-4 классов! Сегодня я хочу рассказать вам о всем известном русском музыкальном инструменте — балалайке. Балалайка является символом русской культуры и имеет интересную историю.

Написать: Начну свой рассказ с описания самого инструмента. Балалайка — это струнный щипковый музыкальный инструмент. Он имеет форму треугольника или овала и состоит из деревянного корпуса и трех струн. Для игры на балалайке используют специальные способы перебора и широко распространен аккордовый способ игры.

Балалайка входит в состав народного оркестра и используется наряду с другими инструментами, такими как гармонь, домра и баян. Балалайка используется в различных музыкальных направлениях, включая русскую народную музыку, классическую музыку и популярную музыку.

Сделать: Чтобы сделать балалайку, необходимо иметь определенные навыки и инструменты. В процессе изготовления балалайки используются специальные инструменты, такие как пила, стамеска и наждачная бумага. Корпус балалайки делается из дерева, а струны из металлических материалов, таких как нейлон или сталь.

Когда балалайка изготовлена, ее можно настроить, чтобы достигнуть нужной высоты звучания. Для настройки балалайки используется специальный ключ, который позволяет регулировать натяжение струн. После настройки, можно начинать играть на балалайке и создавать музыку.

Класс: Доклад о балалайке будет интересен ученикам 2-4 классов. В этом возрасте дети уже начинают изучать музыку и могут оценить красоту звучания балалайки. Кроме того, рассказ о балалайке помогает развить интерес к русской культуре и традициям.

В заключение, балалайка — это уникальный русский инструмент, который заслуживает внимания и изучения. Он не только звучит прекрасно, но и помогает сохранить и передать народные традиции. Будьте открыты к новым музыкальным опытам и, может быть, даже сами попробуете сделать или научиться играть на балалайке

Спасибо за внимание!

Сделано с любовью к музыке и культуре.

Спад популярности балалайки в середине XIX века

Николсон Бенджамин (1894—1982). Скрипка и балалайка. 1932 г.

Во многих работах, посвященных истории балалайки, авторы связывают исчезновение балалаечников в середине XIX века с общим упадком интереса к русскому народному творчеству, а также с распространением гармоники и гитары. Выводы эти небесспорны по следующим причинам. Во-первых, почему общий упадок интереса отразился столь пагубно только на балалайке, не задев другие инструменты? Во-вторых, пик и широкая популярность гармоники и гитары не совпадают по времени. В таком случае речь идет о двух разных периодах. В-третьих, противопоставлять балалайку гармонике и гитаре нельзя, ибо гармоника по ряду характеристик ближе к балалайке, нежели к гитаре. В-четвертых, балалайка и гитара не были конкурирующими инструментами, так как они бытовали в разных условиях. В-пятых, гармоника и балалайка были связаны с одним типом песенного фольклора, особенно в концу XIX века, поэтому широкое бытование гармоники скорее предполагает, нежели отвергает, столь же широкое распространение и балалайки.

История

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Таким образом, можно говорить о существовании двух инструментов: народной и андреевской балалаек.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 23 (13) июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Я. Штелин говорил о Петре I, что «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»

В конце XVIII века слово начало проникать и в высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке.

Балалайка интересные факты

  • Балалайка для иностранцев является модным сувениром из России.
  • Возраст самой старой балалайки составляет 120 лет. Ее можно увидеть в ульяновском музее. 
  • Мастер, который занимается изготовлением данного инструмента, называется балайкером. 
  • На ней играют в оркестрах русских народных инструментах в Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии.
  • В XIX веке для поднятия боевого духа всем солдатам выдавали балалайку. После окончания службы они могли оставить ее себе.
  • Русская императорская семья инициировал поездку ансамбля Василия Васильевича Андреева на Парижскую выставку, где Европа впервые услышала и увидела балалайку. Они имели огромный успех.

Надеемся, что доклад про балалайку помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации об этом русском музыкальном инструменте. А свой краткий рассказ про балалайку Вы можете оставить через форму ниже. 

Особенности конструкции

Балалайка — это щипковый музыкальный инструмент, который красиво может звучать, только если он изготовлен профессиональным мастером, отлично знающим это ремесло. Сегодня его делают из фанеры, сосны, и, в общем, имеет он около 70 различных элементов. Общий размер в длину с учетом вида балалаек составляет — 60−70 см, в ширину 18−25 см.

Основные детали:

  1. Гриф — это верхняя часть балалайки, которая, как правило, делается из черного дерева. Здесь расположены лады, количество которых может отличаться — 15−31 шт. Гриф заканчивается лопаткой, где находится колковая конструкция, требующаяся для натяжки струн. Последние могут быть металлические, из карбона или нейлона.
  2. Дека — внешний элемент корпуса, здесь находится голосник — резонатор в виде цветка. Над ним установлено защитное устройство, которое называется панцирем. Это расположение не допускает ударов по деке во время игры.
  3. Кузов, который имеет форму треугольника, играет роль резонатора. Как правило, у него 6−7 граней, сделанных из сегментов, называющихся клепками.

Слайд 7Именно при правлении Петра I, появляются первые официальные документированные сообщения о

том, что на Руси у простого народа есть, очень уважаемый, музыкальный инструмент балалайка.

Упоминание о балалайке в печатных источниках

Первые официальные источники, где упоминают музыкальный инструмент балалайка, были в июне 1688 году, во времена правления великого царя Петра, где из приказа Стрельцов в Малороссийский приказ, стало известно, что в Москве у двух людей, задержанных и доставленных в приказ, при себе была балалайка.

«Один из них, посадский человек по имени Савка Фёдоров, а другой крестьянин Дмитрий Ивашко, проезжая на телеге запряжённой лошадью, мимо караульных стрельцов стоявших на посту у городских ворот, играли в балалайку или как её тогда называли «балабайка» и пели бранящие песни в адрес последних».

Примечания

1Фаминцын А. С. Домра и сродные ей музыкальные инструменты.— Спб., 1891.2Натансон В. Из музыкального прошлого Московского университета.— М., 1955,— С. 85—86.3 Деревенская музыка // Самарские губернские ведомости, 1853, 3 окт.4 Впервые о вариациях Н. В. Лаврова упоминается в двухтомном издании «Русская народная музыка» (т. 1, № 734). Сочинение осталось незамеченным, очевидно, потому, что было издано на французском языке. Авторы-составители двухтомника Д. М. Бацер и Б. И. Рабинович установили, что ноты были изданы до 1812 года.5Жихарев С. П. Записки современника.— М.— Л., 1955.— С. 498—499.6 См.: В. В. Андреев. Материалы и документы.— М., 1986.— С. 223.7Пыляев М. Замечательные шутники, оригиналы и силачи // Новое время, 1898, № 7968. П. А. Ла-кий часто играл народные песни во дворце Николая I. У него же была огромная коллекция всевозможных балалаек, сгоревшая при пожаре поместья.8 Цит. по кн.: Руднева А. В. Курские ткани и карагоды.— М., 1975.— С. 8.9Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь.— Спб., 1891.—С. 784.10Галахов В. Искусство балалаечников Дальнего Востока.— М., 1982.— С. 65.

Семиструнная гитара в России

Сказания русского народа. Месяцеслов. Январь

175 лет со дня рождения Мусоргского

В культуре


Группа крестьян за столом. Около 1907—1915 годов. Фотография С. М. Прокудина-Горского.

Балалайка вошла в фольклор на рубеже XVIII века, когда стала распространённым инструментом в России. С 70-х годов XVIII века она попадает на страницы произведений русских поэтов: В. И. Майкова, А. О. Аблесимова, Г. Р. Державина. А с конца XIX века балалайка стала восприниматься не только как музыкальный инструмент, но и как символ русской нации, России.

«Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге». Картина работы А.А.Попова, 1853

Балалайкой хорошо владели в основном скоморохи и пастухи, так как они не имели своего хозяйства и не были обременены заботами по дому и потому могли совершенствоваться в игре. Впрочем, крестьянам было не до музыки. В народе игра на инструменте воспринималась как пустое времяпрепровождение, а часто и напрямую осуждалось: «Балалайка не играет, а разоряет», «Балалаечка-гудок разорила весь домок», «Орать — не в балалайку играть», где под «орать» подразумевается пахать землю плугом (оралом).

«Возвращение отца семейства с ярмарки». Картина работы А.И.Корзухина, 1868. Государственная Третьяковская галерея

Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит» (Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: «Наш Семён с балалаечкой рождён».


«Хоровод в Курской губернии». Картина работы К. А. Трутовского, 1860. Государственная Третьяковская галерея

Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки:

В лесу выросло, из лесу вынесли,
На руках плачет, а на полу скачут.
В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп,
На колени возьмёшь — заплачет.

Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:

Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.

Слова «цынцы-брынцы» имитируют звучание балалайки. Слово «брынцы» можно связать со глаголами «бряцать», «ударять», «бренчать» по струнам.

Но чаще всего балалайка упоминается в частушках, она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент «трёхструнного бубенца», так любовно называл поэт И. Кобзев балалайку, всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.

Трень-брень — балалайка.
Души моей хозяйка.
Поиграй повеселее
В балалайку, дорогой!.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: