Инвенция в риторике кратко

Горгий

Обратимся к Горгию, имя которого уже в Античности было освящено ореолом риторической и софистической святости. Так, Флавий Филострат сообщает (Жизни софистов 1,9,1), что искусство риторов и софистов восходит к Горгию «как к отцу». Тем не менее Горгий вошел в историю в первую очередь благодаря философскому прозрению из «Трактата о небытии», где говорится:

Примерно две с половиной тысячи лет философы бились над этим высказыванием и сломали о него зубов не меньше, чем о Протагора. Одни говорили, что Горгий просто пошутил, другие — что обезумел, третьи — что это просто упражнение в искусстве спора, или эристике, в которой софисты были впереди ойкумены всей. Так или иначе, серьезно к этому всему отнеслись только в XX в., как бы «переоткрыв» Горгия заново.

Но поскольку дальнейший разговор об этом неизбежно уведет нас в темные недра философии, лучше сосредоточиться на том, что Горгий сделал конкретно для риторики. В своей речи «Похвала Елене» (8) он говорит, что «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить». Но не всякая речь может быть столь всесильной, а лишь та, которая построена по строгим правилам с применением специальных риторических приемов, которые сам Горгий систематизировал и ввел в широкий оборот. Вот самые существенные из них: 1) тропы, то есть слова, используемые в переносном значении, к которым Горгий отнес а) метафору и б) сравнение; 2) антитезы — противопоставление предметов и понятий; 3) аллитерации — повторение созвучных согласных («В Питере пить»)); 4) ассонансы — повторение созвучных гласных («…дико, например, мы курим дико, например…»); 5) исоколон — равенство речевого периода (период — длинное сложноподчиненное предложение с развернутой мыслью и завершенной интонацией; 6) гомеотелевт — рифмовка окончаний последних слов в предложении; 7) анадиплосис — повтор последней фразы или слова предыдущего предложения в начале следующего.

Все эти приемы с течением времени стали назваться горгианскими фигурами«, а их использование создавало не просто риторическую прозу, но прозу, которая уже граничила с поэзией, оказывая тем самым на слушателя мощнейшее воздействие. От Горгия, помимо злополучного «Трактата о небытии» (который сохранился только в пересказах более поздних философов), до нас дошли три целиком сохранившиеся речи: «Похвала Елене», которая относится к жанру эпидейктических, или похвальных, речей, «Защита Паламеда» — апология и «Надгробное слово в честь афинян» — эпитафия.

II. Основная часть выступления

Содержание и изложение основной части должно быть четко структурированным. В основной части должно быть выделено три-четыре взаимосвязанных тезиса выступления и показана их взаимосвязь.

Содержание выступления должно быть правильно организовано логически (речь должна быть определенной, четкой, ясной, последовательной, доказательной, всесторонней).

Клюев В.Е. выделяет две модели изложения основной части:

  1. Модель естественного порядка (ordo naturalis).

    Здесь применяется исторический, хронологический метод, а слушателю предлагается просто следовать по течению изложения.

  2. Модель искусственного порядка (ordo artificialis) по существу дела (in medias res).

    Здесь используется искусственное построение события в целях стимулирования интереса слушателей.

В модели in medias res различают следующие методы:

Фабулярные методы (лат. fabula – рассказ) – методы перестановка эпизодов, движение от финала к началу.

Дедуктивный метод – изложение рассуждения от общего к частному. Пример применения дедуктивного метода изложения можно увидеть в последнем абзаце главы 4. При дедуктивном методе из не подлежащего сомнению тезиса выводятся следствия. Дедуктивный метод может быть достаточно авторитарным способом изложения.

Индуктивный метод – изложение рассуждения от частного к общему. Здесь показывается ход рассуждений, поэтому такая аргументация более уязвима для критики, чем дедуктивная.

Аналогический метод – правдоподобное (недостоверное) рассуждение, при котором от знания об одном предмете переходят к предположению о другом предмете, сходном по ряду признаков с первым.

Стадиальный метод – похож на исторический метод, но опирается не на развертывании событий, а на последовательном, линейном развертывании мысли. Например, когда мы в логике последовательно изучаем понятия, суждения, умозаключения и т.д.

Концентрический метод – метод, при котором в центр сообщения ставится одна проблема, вокруг которой выстраиваются круги аргументации, сходящиеся к центру. Например, обсуждение проблем экологии может успешно осуществляться концентрическим методом.

При изложении текста следует опираться на знание достоверных и недостоверных форм умозаключений, а также законов логики.

При подготовке выступления необходимо позаботиться о том, чтобы вам было известно все, о чем вы говорите: термины, незнакомые слова, информация обо всех лицах, встречающиеся в докладе (их полные имена, и если нужно, то и даты рождения, сфера их деятельности).

Позаботьтесь о знании правильного произношения сложных терминов, иностранных слов, обозначений, символов.

1) Инвенция

Инвенция – это искусство нахождения и предварительной систематизации материала для речи.

Инвенция состоит из 1) о чем говорить; 2) таксономии; 3) топика; 4) типы материала и фазы инвенции

Материал должен быть интересен и ритору и аудитории, но бывает так, что материал изначально неинтересен аудитории, но оратор так его подает, что он становится интересен. «Гениальным открытием инвенции бы­ло то, что уровень общественного интереса к той или иной теме есть прежде всего вопрос градуирования. Общественно неинтересных тем не существует, существуют лишь неправильно градуированные темы».

Градация – это процедура подстраивания содержания темы под особенности аудитории, места и времени.

Естественно, что корректно градуировать тему, можно лишь в том случае, если хорошо знать ее, интересы аудитории и текущие события, которые могли бы быть мостиком между интересами аудитории и темой.

Одной из важнейших операций в градации является таксономия – переход от рода к виду или наоборот для нахождения точки соприкосновения данной темы с интересами аудитории, для интимизации сообщения (приближения его к адресату).

Клюев Е.В. приводит пример с кошкой Марией-Антуанеттой, которая находится в родо-видовых отношениях с понятиями «сиамская кошка», «кошка», «млекопитающее», «животное». Мало кому интересно слушать сообщение про кошку Марию-Антуанетту, а о животных, в целом, мало что можно сказать, потому что чем больше объем понятия, тем меньше признаков находится в содержании этого понятия. Инвенция рекомендует держаться «золотой середины», т.е. выбирать предметом выступления не слишком узкие темы и не слишком широкие.

(Подробнее см в уч. Клюев Риторика файл Глава 1-2)

Материал для выступления бывает трех видов: эмпирический, энциклопедический и компаративный.

1) Эмпирический материал – данные добытые самим автором из наблюдений, опроса, экспериментов и т.п. Изначально риторика была ораторским искусством, применимым в основном судебных делах, где невозможно обойтись без эмпирического материала. По качеству эмпирического материала судили о креативных возможно­стях говорящего, об его умении ‘»продуцировать» информацию.

2) Энциклопедический материал – совокупность уже существующих знаний и положений, является источником цитирования.

3) Компаративный материал приводит эмпирический в соответствие с энциклопедическим и показывает, насколько гармонично взгляды автора вписываются в существующую традицию, или определяют уровень конфликтности позиции говорящего по отношению к существующей. Сегодня, после широкого признания принципа фальсифицируемости К. Поппера, конфликтность эмпирического материала по отношению к энциклопедическому оценивается вполне лояльно.

При подборе материала важно учитывать интенцию – намерение говорящего подать материал: а) позитивно, чтобы вызвать сочувствие; б) негативно, чтобы вызвать негодование; в) нейтрально, предложить к сведению. Риторика рекомендует избегать эмоционального решения интенционального замысла и воздерживаться от того, чтобы вызывать сочувствие «похвалой», вызывать него­дование «порицанием» и изложить (предложить к сведению) «равнодушно»

Эмоции следует вызывать, не впадая в оценочные суждения. Можно воспользоваться прямыми формами выражения интенции, прибегнув к аппарату логики, и косвен­ными формами выражения интенции, прибегнув к аппарату фигур и тро­пов.

Исократ

Дальнейшей разработкой столь важного понятия, как кайрос, занялся Исократ. Однако если у Горгия кайрос и его применение базировалось скорее на интуиции и вдохновении, то Исократ низводит кайрос до вполне прагматической трактовки, превращая его в инструмент речи

Другими словами, кайрос становится формальным принципом организации речи, то есть той формой, в которой и осуществляется риторический канон (инвенция, диспозиция и элокуция), о котором будет сказано отдельно. Философскую истину Исократ сознательно отвергает и заменяет ее правильным мнением, или доксой, поскольку считает, что философская истина не только недостижима, но и не нужна, а то и вовсе вредна. Правильное мнение, согласно Исократу, является не только целью оратора, но и практическим образом действия всякого разумного существа, предпочитающего синицу в руке журавлю в небе.

Инвенция в риторике

Инвенция — это этап в процессе создания речи, состоящий в выборе аргументов и фактов, которые необходимо представить в речи для убеждения аудитории. Инвенция является основой риторического анализа и позволяет логически организовать аргументацию и доказательства.

Инвенция включает в себя выбор следующих элементов:

  1. Тезис — основное утверждение, которое автор пытается доказать или опровергнуть в своей речи. Тезис должен быть конкретным, четким и ясно сформулированным.
  2. Аргументы — логические предложения и факты, которые служат доказательством или опровержением тезиса. Аргументы должны быть взвешенными, убедительными и подкрепленными достоверными источниками.
  3. Контраргументы — аргументы, выдвигаемые противоположной стороной. Автор должен анализировать контраргументы и предложить опровержение или логическую причину, по которой они недействительны.
  4. Эмоциональная апелляция — использование эмоций для убеждения аудитории. Эмоциональная апелляция может включать в себя использование персональных историй, эмоциональной лексики или обращение к моральным принципам.
  5. Логическая апелляция — использование логических приемов, таких как сравнение, причинно-следственные связи или обращение к авторитетным источникам, для убеждения аудитории.

Инвенция является одним из важнейших элементов риторического анализа и позволяет автору создать убедительную и эффективную речь. Хорошо продуманная инвенция помогает организовать аргументацию и учесть потребности и ожидания аудитории.

Что такое жёсткая риторика

Конфликтные, грубые, беспардонные, дерзкие модели поведения аудитории способны нейтрализовать специальные приёмы, которые использует жёсткая риторика. В обычной жизни умение управлять конфликтной аудиторией приходит с годами благодаря накопленному опыту. Существует ещё один путь – специальное изучение приёмов на тренингах.

Основы риторики появились в античности и совершенствуются до сих пор. Знание правил и законов, действующих в науке красноречия, этапов работы над выступлением, тонкостей воздействия на умы и чувства слушателей сделает речь оратора убедительной, результативной и впечатляющей аудиторию.

https://youtube.com/watch?v=S2tDRyHDp1U

Примеры инвенций в риторике

Инвенция в риторике представляет собой способы придания аргументам и высказываниям убедительности и эффективности. Ниже приведены некоторые примеры различных инвенций, которые могут быть использованы в риторических обращениях и выступлениях.

1. Деление на категории

Эта инвенция включает разделение объекта или идеи на отдельные категории или классификации. Например, при обсуждении экономической политики, можно разделить ее на такие категории, как поддержка малого бизнеса, налоговая политика и социальная защита.

2. Постановка противоположных аргументов

Эта инвенция включает представление аргументов, которые противоречат основному тезису или высказыванию. Это позволяет усилить свои аргументы и рассмотреть соперничающие точки зрения. Например, при обсуждении изменения климата, можно привести противоположные аргументы, такие как мнение о том, что изменение климата является нормальным естественным явлением.

3. Использование примеров

Примеры играют важную роль в риторическом обращении. Они помогают иллюстрировать и поддерживать высказывания, делая их более конкретными и понятными

Например, чтобы поддержать высказывание о важности образования, можно рассказать историю успешного человека, который достиг своих целей благодаря образованию

4. Использование статистики и фактов

Использование статистики и фактов является одним из способов убедить аудиторию, поскольку они предоставляют объективные данные и подтверждают аргументы. Например, при обсуждении медицинской проблемы, можно использовать статистику, чтобы показать насколько широко распространена данная проблема и влияет на общественное здоровье.

5. Польза и вред

Эта инвенция состоит в оценке пользы или вреда идеи, предложения или действия

Она позволяет обратить внимание на потенциальные выгоды или негативные последствия, чтобы убедить аудиторию принять или отклонить предложение. Например, при обсуждении внедрения нового закона, можно анализировать его пользу и вред для общества

6. Эмотивные аргументы

Использование эмоций является эффективным способом воздействовать на аудиторию и вызвать сочувствие или симпатию. Эмоциональные аргументы обращаются к чувствам и эмоциям слушателей, что помогает убедить их принять определенную точку зрения. Например, при обсуждении проблемы бедности, можно использовать эмоциональный аргумент, показывая фотографии людей, которые страдают от нехватки средств к существованию.

7. Использование авторитетных источников

Цитирование и использование высказываний авторитетных и признанных экспертов усиливает аргументацию и повышает ее доверие. Это помогает подтвердить свои утверждения и убедить аудиторию в правильности своей точки зрения. Например, при обсуждении медицинской темы можно ссылаться на исследования, проведенные известными учеными в данной области.

8. Вызов к действию

Использование инструкций, которые призывают аудиторию к определенным действиям, способствует убеждению и воздействию. Вызов к действию может включать просьбу, рекомендацию или предложение, чтобы получить конкретный результат. Например, после достоверного обсуждения проблемы загрязнения окружающей среды можно призвать аудиторию начать использовать экологически чистые источники энергии.

Роль инвенции в риторике

Инвенция — это первый этап риторического процесса, в котором происходит разработка содержания и аргументации выступления. Она играет важную роль в формировании убедительного выступления и помогает ритору представить свои идеи в наиболее эффективном и убедительном свете.

В процессе инвенции ритор анализирует тему выступления, проводит исследования, собирает информацию, выстраивает логическую структуру, определяет основные аргументы и доказательства. Успешная инвенция позволяет организовать и структурировать материал, сформулировать ясные и убедительные доводы и аргументы.

Роль инвенции в риторике можно охарактеризовать следующим образом:

  • Определение цели выступления: инвенция помогает ритору определить главную цель своего выступления, что позволяет сосредоточиться на ключевых аргументах и избежать отвлечения от главной темы.
  • Анализ аудитории: инвенция позволяет ритору проанализировать аудиторию, учитывая ее интересы, предпочтения и убежденности. На основе этого анализа ритор может выбрать наиболее убедительные аргументы и адаптировать их для конкретной аудитории.
  • Сбор и организация информации: инвенция включает в себя сбор и организацию информации, необходимой для подтверждения аргументов и доказательств. Ритор должен изучить различные источники информации, выбрать наиболее надежные и релевантные материалы, и организовать их в логическую структуру.
  • Создание аргументов: инвенция помогает ритору создать убедительные аргументы и доказательства, которые подтверждают представленную точку зрения. Ритор может использовать различные стратегии, такие как логические рассуждения, примеры, эмоциональное воздействие и авторитетные источники.
  • Структурирование выступления: инвенция позволяет ритору выстроить логическую структуру выступления, которая помогает организовать материал и подчеркнуть соответствующие аргументы. Ритор может использовать такие методы организации как климакс, антиклимакс, причинно-следственные связи и т. д.

Таким образом, инвенция является основным этапом риторического процесса, который определяет содержание и аргументацию выступления. Успешная инвенция позволяет ритору разработать убедительные аргументы, организовать материал и представить свои идеи в наиболее эффективном и убедительном виде.

Что такое инвенция в риторике

Этапы инвенции

Инвенция — первый раздел классической риторики, осмысленная веками традиция развития мысли о каждом предмете. Это некая культура мысли.

Она включает в себя:

  • осмысленный выбор темы,
  • определение ее объема,
  • сбор и накопление материала,
  • отбор фактического материала, работу с источниками.

Выбор темы

Он, прежде всего,  зависит:

  • от адресата текста,
  • целей и условий общения (коммуникации).

Эти цели и условия связаны с устоявшимися в речи стилями и жанрами. Каждый стиль, каждый жанр имеет свои, довольно четко определенные цели. Например, официальная коммуникация (официально-деловой стиль) имеет целью установление официальных отношений. Цель жанра справки — официальное оформление сведений о человеке. Все это учитывается, когда автор выбирает тему.

Выбирающий тему должен ответить для себя на несколько вопросов:

  • интересна ли тема для меня ( автора) ?
  • достаточно ли я знаю по этой теме?
  • сумею ли я найти материал для подготовки?
  • будет ли эта тема интересна адресату?
  • какова цель стиля или жанра будущего текста?
  • сумею ли уложиться в отведенное мне время и в необходимый объем текста?
  • чего я хочу добиться своей работой?

Итак, при выборе темы важно соотнести цель, которую   ставит пишущий или выступающий перед собой, и цель, которую ставит перед пишущим или выступающим жанр речи

Определение жанра

Жанр можно определить как устоявшиеся в постоянно повторяющихся ситуациях общения типы текстов.

Так, сообщение предполагает изложение только значимых фактов, а в докладе возможно также использование и менее существенных фактов. Иными словами, при выборе темы надо заранее продумать ее объем и при необходимости сузить его. При исследовании пространственных связей можно ограничить географическое пространство. Например, говоря об экономическом положении России, достаточно ограничиться положением   в экономике Москвы или вашего родного города, выделяя в нем черты, характерные для всей страны. Характеризуя большой временной промежуток, иногда достаточно рассмотреть   один из временных моментов  Например, говоря о романе «Евгений Онегин», можно ограничиться анализом одного дня героя. При постановке  глобальной проблемы можно выбрать и рассмотреть только один вопрос.
Работая на этапе инвенции, необходимо руководствоваться и тем, какова ваша аудитория или ваш читатель. Нужно продумать:

  • соответствует ли ваша тема индивидуальным интересам слушателей, групповым интересам,
  • актуальна ли она сегодня,
  • насколько  конкретна,каков процент новизны для адресата
  • какова степень конфликтного  начала.

Необходимо помнить, что для любого адресата важна значимость темы лично для него, но иногда интерес адресата может  и не осознаваться им самим. Значит, при подготовке необходимо исходить из того, что этот интерес надо пробудить.

 Ошибки в инвенции

Наиболее часто встречаются следующие ошибки:

а) выбрана тема, неинтересная для адресата

б) выбран вопрос, на который автор не может ответить, и проблема, которую  он не может  разрешить

в) выбрана слишком широкая тема и заранее можно предвидеть, что автор не сможет ее раскрыть в полном объеме

Наша презентация

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Типы и виды аудиторий

Успех выступления напрямую зависит от слушателей. Аудитории условно разделяют на типы исходя из возрастных особенностей, осведомлённости в вопросах выступления, доброжелательности и заинтересованности.

Однородность и разнородность аудитории

Однородная аудитория – это слушатели, выступать перед которыми легко и приятно. Их интеллект, возраст и осведомлённость находятся приблизительно на одном уровне. В случае разнородности аудитории ориентироваться нужно на слабейших слушателей, преподносить им информацию в упрощённой форме, на обсуждение поднимается только один вопрос. Выступление строится как для детской аудитории.

Значение возраста

  • Дети лучше воспринимают информацию с максимальным количеством наглядного материала для визуального создания образа рассматриваемых тем. Речь оратора должна быть стремительной, эмоциональной, краткой. При этом рекомендуется хвалить и поощрять слушателей.
  • В речи перед молодёжью следует избегать «чтения морали», назиданий, абстракций. Главный способ влияния – эмоции, подкреплённые логическими выводами. Молодых людей заинтересует быстрый темп речи с чувством юмора, использованием аргументов, с откровениями, окрашенными личным отношением и личностными оценками.
  • Старшее поколение интересует такой круг тем, как быт, материальное благополучие, общественная и политическая жизнь. Звучание речи – медленное. Следует обращаться к опыту аудитории, фактам из истории, подкреплять слова ссылкой на источники, статистику, великих людей. Нужно не переубеждать, а информировать с применением аргументов.

Доброжелательность аудитории

Благожелательность аудитории проявляется в реакции на выступление. Во вступительной части речи формулируется тезис, который позже подкрепляется с помощью доводов и аргументов.

Равнодушных слушателей надо завоевать посредством увлекательного начала речи, приёмами захвата и удержания внимания (эмоциональность, создание яркого образа, перечисление выгод, обращение к отдельным слушателям, примеры из реальной жизни).

Труднее всего выступать перед неблагожелательной аудиторией. В этом случае у слушателей должно возникнуть ощущение, что их хотят проинформировать, а не переубедить в чём-то. Для этого рекомендуется декларирование цели речи, изложение аргументов и вывод в конце выступления. Переубеждать всех бесполезно, достаточно посеять зерно сомнения в умах нескольких конкретных слушателей.

Подготовленность аудитории

  • Построение выступления перед специалистами в рассматриваемом вопросе производится на новой информации, которую они узнают. При этом целесообразно максимально использовать диалог, убеждать нужно посредством аргументов. Речь должна произноситься в быстром темпе.
  • Если слушатели не являются профессионалами, но достаточно осведомлены, упор в выступлении делается на эмоциональность. Абстрактные рассуждения малоэффективны, нужно приведение аргументов. Выводы подтверждаются иллюстрациями и примерами.
  • Неосведомлённые слушатели восприимчивы к медленной речи в форме вопросов и ответов. Нужно приводить максимум примеров, сопровождая выступление эмоциями, юмором. Наиболее действенны повторы и использование психологических аргументов. Логика такими слушателями воспринимается менее эффективно.

Ригидность слушателей

Ригидность – это неспособность человека перестроить свою точку зрения, неготовность к изменениям, возникшим вследствие новых условий или обстоятельств. Ригидные слушатели склонны верить признанным авторитетам и сложившемуся мнению, не хотят менять собственные убеждения. Изменить мнение такой аудитории сложно, выступление следует построить как информационное.

Гибкая аудитория легко вступает в диалог, отличается склонностью к переосмысливанию приводимых аргументов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: