История искусства нового времени

Философия  нового времени: общая характеристика, направления, представители

Идеи философии Нового времени

Решающее влияние на становление философии Нового времени оказали дальние и продолжительные путешествия по морю. Расширение географических границ, знакомство с иными народами и другим жизненным порядком рождало сотни вопросов, на которые предстояло найти ответы. Все это давало огромный импульс для развития философии и науки, которые начали видеть мир в совершенно ином свете.

После знакомства с другими цивилизациями и народами, живущими вне государственного устройства, возникла проблема происхождения государства и обоснования его легитимности. Прежняя теория о божественной природе государственной власти и ее неприкосновенности была заменена теорией договора, заключенного между обществом и властью. Это соглашение определяло переход из «естественной стадии» общества в «государственную». Такая точка зрения на цивилизационный процесс привела к появлению и широкому распространению идеи эволюции и принципов историзма.

Наука больше не строилась на открытиях и высказывания авторов прежних веков. Природа познавалась экспериментальным методом. Ученые стали изучать мир не просто ради любопытства, а чтобы применить новые достижения на практике. Изменения коснулись и отношения к религиозным догмам, человеческий разум ставился выше их. Стало скептическим отношение к авторитету церкви, философы стремились вывести государство и образование из-под церковного влияния. Центром вселенной был объявлен разум и его безграничные возможности.

Принципы искусства

Основополагающим стилем становится барокко с проявлением экспрессии и динамики. Оно зародилось в Италии, в переводе на русский язык означает «причудливый».

Барокко охватывает все сферы жизни, начиная с одежды и заканчивая архитектурой. Женские наряды, выполненные в этом стиле, отодвинули на второй план французские кружевные изделия. В архитектуре всячески уравновешивались формы, например, массивные детали объединялись с воздушными элементами.

Англии и Франции этот стиль преобразовался в классицизм. Для него характерны античные формы, лаконичность сочетается со строгостью. В основе барокко присутствует рационализм.

Для Новой эпохи характерен и стиль рококо. Он отождествляется с отхождением человека от привычного мира с целью погружения в фантазии, иллюзии. Подобный стиль соединил в себе воздушные и изящные черты. Он демонстрирует этнические восточные детали, какие особенно ярко просматриваются в художественной культуре. Литература обогатилась новым направлением сентиментализмом.

Разрушение привычных рамок и становление новых форм

Искусство Нового Времени смело отвергало традиционные нормы и стандарты, вызывая разрушение привычных рамок и становление новых форм. Художники, стремившиеся к инновациям и свободе выражения, отказывались от классических канонов в пользу экспериментов с цветом, формой и материалами. Новые идеи и концепции, воплощенные в работах искусства Нового Времени, вызвали эстетическое потрясение и открыли путь к высокой авангардной эстетике.

В искусстве Нового Времени стали появляться новые и непривычные формы, которые отражали безграничные фантазии и творческий подход художников. Одной из самых ярких и инновационных форм стал конструктивизм – направление, основанное на принципах конструкции, геометрии и функциональности. Художники-конструктивисты создавали абстрактные объекты, скульптуры и архитектурные сооружения, в которых главным являлось строгое геометрическое построение и отсутствие декоративных элементов.

Помимо конструктивизма, искусство Нового Времени обогатилось такими направлениями, как сюрреализм, дадаизм и субъективное искусство. Все они ставили под сомнение привычные нормы и традиции, призывая к более свободному и нетрадиционному творческому процессу. Искусство Нового Времени стало источником вдохновения для множества художников и стала основой для последующих искусствоведческих исследований и теорий.

Конструктивизм Сюрреализм Дадаизм Субъективное искусство
Направление, основанное на принципах конструкции, геометрии и функциональности Выразительное направление, основанное на исследовании подсознательного и мире сновидений Приемы исключительного экспрессивизма и провокаций, подвергающие сомнению традиционные представления об искусстве Направление, в котором основной акцент делался на субъективном переживании художника

Значимые события

Этот период принес не только колоссальные перемены в мире науки и искусства, но и важные географические открытия. Значительный прогресс наблюдался в медицине, математике, астрономии, философии. Изменилось восприятие религии и веры в целом. Здесь наблюдается колоссальный переворот, связанный с культурными убеждениями.

Новое время построено на развитии и творчестве человечества, гуманизме. Стоит отметить путешествия, на которые раньше никто не решался. Прогресс в географии стал результатом желания капиталистов поправить собственное благосостояние. Они решили найти Индию. Экспедиции были организованы Португалией и Испанией. В 1492 году Колумб спустя 33 дня после начала плавания добрался до колумбийских берегов, посчитав их Индией. Он открыл Америку, но так и не узнал об этом.

Официальная дорога в Индию была найдена в 1498 году Васко да Гамой. Открытие принесло прибыльные торговые возможности в отношении стран, расположенных на индийском побережье.

Магеллан совершил первую «кругосветку», которая продолжалась 1081 день. Из экспедиции в живых осталось только 18 человек, что послужило преградой для организации подобных путешествий. Общее научное и культурное развитие было стремительным, кардинально пересматривались все сферы, окружающие человека.

Влияние технологического прогресса на искусство

Технологический прогресс играл и продолжает играть значительную роль в развитии искусства. Новые технологии, появившиеся в новое время, не только расширили возможности художников, но и привнесли новые формы выражения и новые эстетические идеи.

Первые инновации, которые имели существенное влияние на искусство, были связаны с изобретением фотографии и кинематографа. Фотография позволила художникам более точно и реалистично воспроизводить объекты и события, а также экспериментировать с перспективой и светом. Кинематограф, в свою очередь, открыл новые возможности для художников в области повествования и создания движения. Эти технологические новшества стали источником вдохновения для многих художников, которые начали экспериментировать с концепциями времени и движения в своих работах.

Другой важный шаг в развитии технологии искусства был связан с появлением компьютеров и цифровых технологий. Компьютерное искусство, включающее в себя графику, анимацию и виртуальную реальность, позволило художникам создавать работы, которые ранее были бы невозможны. Они получили доступ к новым инструментам и техникам, которые позволили им воплотить свои идеи с невероятной точностью и детализацией. Кроме того, эти новые технологии также внесли изменения в сам процесс художественного творчества, что позволило художникам быть более экспериментальными и свободными в своих исследованиях.

Технологический прогресс также открыл новые пути для демократизации и доступности искусства. С развитием интернета и цифровых медиа, художники теперь могут легко поделиться своими работами с миллионами людей по всему миру. Это позволяет более широкому кругу людей наслаждаться искусством и быть вовлеченными в творческий процесс.

Преимущества Недостатки
— Расширение возможностей художников. — Потеря оригинальности и уникальности.
— Новые формы выражения и эстетические идеи. — Зависимость от технологий.
— Возможность экспериментировать и быть более свободными. — Ограничения владения техническими навыками.
— Демократизация и доступность искусства. — Риск потери художественности и глубины.

Таким образом, технологический прогресс оказывает огромное влияние на искусство, расширяя возможности художников, открывая новые формы выражения и эстетические идеи, а также демократизируя и обеспечивая доступность искусства для всех. Одновременно с этим, он также представляет определенные вызовы и риски, связанные с утратой оригинальности, зависимостью от технологий и потерей художественности.

Основные направления культуры Нового времени

Эпоха Просвещения (XVIII век)

Главной особенностью эпохи Просвещения стало распространение идей равенства. Гуманизм и антропоцентризм (идеи о ценности человека, как личности, его прав и свобод) зародились ещё раньше, в эпоху Возрождения, но в эпоху Просвещения они особенно широко распространились по обществу. Толчком к Просвещению послужил отказ общества от укоренившегося феодального образа жизни и переход к демократическому строю, капитализму и свободным рыночным отношениям. Основной целью мыслителей этой эпохи было распространение образования среди всего народа, а не отдельных социальных слоёв. Благодаря этому и стал возможен столь быстрый прогресс в различных науках и областях промышленности.

Тенденции культуры Нового времени

Период эпохи Просвещения оказал огромное влияние на культуру Нового времени и ознаменовался тремя революциями:

  • Промышленная революция в Англии
  • Философско-эстетическая революция в Германии
  • Великая французская революция

Важнейшей особенностью этого периода является то, что сознание и мышление людей изменилось. Осознание и принятие того, что все люди равны независимо от их происхождения, богатства и социального статуса, породило нового человека – предприимчивого, образованного и трудолюбивого.

Культура XIX века

Особенностью 19 века стали глобальные политические, социальные и экономические изменения в обществе, которые затронули многие страны Европы. Состоялось множество бунтов, революций и народных выступлений, которые были вызваны тем, что народ под воздействием идей Просвещения пытался бороться с неравноправием и несправедливостью. Некоторые из этих событий были весьма кровавыми, но они были вызваны именно изменением общественного самосознания, у которого была как положительная, так и отрицательная стороны.

Важной частью культуры Нового времени является философия той эпохи

Большое влияние на развитие культуры Нового времени в 19 веке оказал и научно-технический прогресс. Промышленная революция, множество новых изобретений – всё это подстегнуло развитие экономики и промышленности, запустило на полную мощность процесс индустриализации, привело к увеличению темпов урбанизации, создало предпосылки для зарождения индустриального общества. Старые сословия начали отмирать, уступая место социальным классам, а богатство стало значить больше, чем знатность происхождения.

Итоги русско-японской войны 1905-1907 кратко в таблице
Германия после Второй мировой войны

Основные проблемы

На первый план философской мысли выходит проблема субстанции, восходящая к античности. Философы Нового Времени считали субстанцию ядром бытия, без которого существование всего остального невозможно. В результате сформировались философские концепции, различающиеся по числу и типам элементов реальности

Первым, кто обратил внимание на проблематику субстанции, был Ф. Бэкон, он ставил субстанцию в центр всего сущего

На основе его теории, выделилось несколько течений, исследующих вопрос субстанции:

  • Дуализм. Декарт был первым, кто оспорил учение Бэкона, выдвинув идею о двух субстанциях. Помимо классической божественной и высшей субстанции, он ввел еще одно понятие, исходя из которого, и духовное, и материальное может являться субстанцией.
  • Монизм. Спиноза считал, что субстанция может быть только одной — это Бог или природа. Он полагал, что все, что происходит в мире, обусловлено законами божественной природы.
  • Плюрализм. Эта теория, допускающая бесконечное многообразие неделимых субстанций, принадлежит математику и философу Лейбницу. По его мнению, весь мир состоит из субстанций, которые взаимодействуют друг с другом по принципам гармонии.

В результате размышлений о субстанции философская мысль поделилась на направления эмпиризма и рационализма, которые составили основу учения того времени. Основателем первой идеи был Бэкон, вторая принадлежит Декарту. Несмотря на расхождения в концепциях, их объединяло стремление поставить человека и разум в центр мироздания.

Характерные особенности

Новое время было наполнено противоречиями, поскольку сменялся старый общественный уклад. Ценности подверглись переосмыслению, был воспринят технологический прогресс. Главные особенности эпохи:

Отдельная личность играет большую роль

Внимание устремлено на ее духовность, результатом чего стало открытие самосознания.
Человек потянулся к гуманизму, отдававшему первенство свободе творчества. Его особенность заключалась в универсальности, когда личность получает право на жизнь, свободу, обогащение.
Сформировались условия для технического прогресса, изменений жизненного уклада, укрепления экономического порядка.
Обострились отношения между властью и церковью, в результате чего первой не удалось доминировать.

Представитель общества постепенно перерождался в экономическое орудие, необходимое для зарабатывания денег. Одновременно с этим наблюдалась борьба с экономической и техногенной зависимостью. В искусстве положено начало многим стилистическим жанрам. В XIX веке появился кинематограф. Это время уникально тем, что подарило обществу метро с подземными туннелями.

Основные черты культуры

Возвращаясь к периодизации Нового времени, следует отметить, что засилье науки началось с научной революции, которая связана с гелиоцентрической теорией Коперника. Это вызвало протест в религиозной общине. Фанатики связали это с теорией Джордано Бруно, осужденной инквизицией. Лишь в двадцатом веке католики признали его правильность. А Кеплер доказал, что движение планет происходит по непрерывному эллипсу.

Галилео Галилей изобрел телескоп, и с его помощью он смог продемонстрировать, что планеты однородны. После этих открытий в науке сформировалось разделение естественных и гуманитарных наук.

В наше время Бога стали воспринимать как архитектора и математика, однажды запустившего механизм движения планеты, но не препятствовавшего его существованию. Это знаменательный момент в истории современной культуры, потому что так произошло формирование философии — деизма. Рационализм стал главным инструментом изучения Вселенной.

Философия почти всегда опережает науку в развитии и иногда превращается в механизм ее движения. Проблема становления науки заключалась в том, что общество разделилось на два противостоящих лагеря. Некоторые выступали за рациональность, другие — за сенсацию. Второй утверждал, что сенсорный и эмпирический способ познания является наиболее надежным. Первые считали, что человеку не хватает чувств для знаний. Единственный способ понять окружающий мир — это разум.

В период становления культуры Нью Эйдж возрос интерес к гендерным различиям, возник и развился культ женского тела. А в 19 веке женщины начали бороться за свободу слова и социальное освобождение. Буржуазия стала рассматривать дом как крепость. И любовь стала главной причиной свадьбы. Возраст на входе был 30 лет для мужчин и 25. Детей начали воспитывать с учетом их поведения и стремлений. Образование распространилось по всему обществу, и мальчиков и девочек обучали отдельно.

Социальный аспект

Если говорить о культуре New Age, то следует отметить, что это был период, когда общество проснулось и решило сменить не слишком приятную среду обитания, чтобы увидеть себя и окружающий мир по-новому.

Ученые окрестили этот период истории «Новым», потому что он действительно стал. Особенно если сравнивать со средневековьем. Впервые наиболее значимой фигурой был человек и его личность, и стало формироваться юридическое сообщество. Более того, исчезло давление в сфере культуры и науки.

Созданы условия, гарантирующие свободу и свободу от рабства. В результате всего вышеперечисленного у человека сформировалось представление и осознание своего «Я».

Благодаря этому мы перешли от консервативных общественных отношений к быстрому и стремительному буржуазному сообществу, в котором жесткие рыночные отношения устанавливались в условиях огромной конкуренции.

По мере того как буржуазия стремилась улучшить экономику, человеческое сознание начало стремиться понять природу и духовность человека. В то время очень резко возрос интерес к философии и естествознанию.

С распространением протестантизма в Северной и Центральной Европе уровень образования резко вырос. Этому способствовало знакомство с Библией. Но его чтение также повлияло на развитие религиозного фанатизма. Можно сказать, что произошло переосмысление и переоценка роли человека, люди поняли, что долгое время они были ограничены в образовании, то есть были лишены культурного, творческого, научного просвещения. Эпоха стала предвестником счастья, люди начали понимать, что можно, а что нельзя.

В Новое время произошло формирование буржуазии и индустриального общества. Но это также принесло много революций: голландскую (1566–1609), английскую (1640–1688), великую французскую (1789–1794). В эти события были вовлечены большие массы населения, и все они были отягощены культурой и открытиями.

17 век

Культура XVII века. Это столетие знаменует собой начало культуры Нового времени, продолжающейся до сих пор. В это время были сформулированы его основные постулаты и аксиомы. Это столетие науки и философии. К середине XVII века закончились религиозные войны и ведущим политическим образованием стали крупные национальные государства с абсолютистской формой правления. Родилась новая, сильная Европа.

Мир теперь выглядит единым и однородным. Основными координатами человека становятся время и пространство. И его положение здесь зависит только от его силы и ума. Поэтому человек поставил себе цель овладеть природой. Для упрощения этой задачи все сложное сводится к простому. Человек представляется неделимым, то есть индивидуумом, а природа есть некий автомат, и, чтобы его понять, — достаточно разобрать на составляющие. Анализ стал ведущим методом науки.

В XVII веке наука действительно рванулась вперед. Были сделаны величайшие открытия в естественнонаучной области. Появляется экспериментальная наука, резко активизировавшая все исследования. Наука становится универсальной, все превращается в предмет ее ведения. Ничто не может быть просто так принято на веру. Главным критерием истины становится разум. Формируется новый метод получения истины — рационалистический. Его основателем, а следовательно, “отцом науки и философии” Нового времени является французский философ, математик, физик Рене Декарт, больше известный студентам по декартовым координатам. Создавая “рационалистический метод”, Декарт стремился к тому, чтобы дать человеческому разуму точные критерии истины. В средневековье лишь Бог владел прерогативой на истину. Теперь, когда человек сам стал определять свою жизнь, возникает опасность релятивизации истины, ее относительности. Поэтому, по мысли Декарта, рационалистический метод и должен был бы стать новым основанием истинности познания. Трагедия этого великого ученого в том, что он понял невозможность создания такого абсолютного метода и увидел уже в то время, с какими бедами столкнется человечество в будущем. Человек, потерявший опору в Боге и не приобретший ничего взамен, стал игрушкой в руках различных сил, стремящихся как к экономическому, политическому, так и к духовному господству. Помимо Декарта упомянем, конечно же, Фрэнсиса Бэкона, Джона Локка, Исаака Ньютон, Блэза Паскаля.

Если говорить об искусстве XVII века, то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма и основное развитие получил во Франции. Его художественной целью является преобразование действительности через призму классицистского эстетического идеала, построенного на рациональных основах. Основные принципы классицизма следующие: общественно-значимый характер, монументальность, подражание античному идеалу, морализаторство, нормативность (проявляющаяся в системе трех единств и иерархии жанров). Архетипом классицизма можно назвать “кристалл”. Деятели классицизма: поэт Николя Буало, драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, комедиограф Жан-Батист Мольер, художник Николя Пуссен. Барокко выступает как антитеза классицистскому искусству. Для него характерно движение крупных масс материи, аффект, порыв, патетика. Архетипом барокко может быть названо “прорастающее зерно”. Среди представителей выделим скульптора Лоренцо Бернини и художника Питера Пауля Рубенса. Существовало и так называемое реалистическое направление, развивавшееся прежде всего в Голландии, первой бюргерской стране. Здесь мы видим интимную, камерную живопись на бытовые сюжеты, нашедшие выражение в творчестве “малых голландцев”. Иной полюс голландского реалистического искусства представляет собой творчество великого Рембрандта ван Рейна, открывшего новые горизонты для всей европейской живописи.

Периодизация эпохи

Новая эпоха взяла за основу духовные ориентиры и жизнь буржуазии. Различают 3 периода, каждый из которых имеет культурные особенности:

  • Семнадцатый век проявляется с появлением и усилением рационализма;
  • XVIII век — «третье сословие» и эпоха Просвещения;
  • Девятнадцатый век характеризуется расцветом и кризисом буржуазии, а также развитием классики.

Прогресс в культурном развитии отмечен в Испании и Франции. Англия страдала от бесконечных революций, поэтому немного отстала от них. В европейских государствах начался процесс формирования современной философии и мировой живописи.

На пороге открытий

Копернику удалось освоить математику и астрономию, создать первые астрономические таблицы, одновременно с этим он совершенствовался в правовом образовании, медицине. Д. Бруно — настоящий революционер, он доказывал существование множества планет, утверждал, что Солнце является звездой, а аналогичных ему тел во Вселенной не сосчитать. И только Галилею с созданием телескопа удалось доказать общественности теории Коперника и Бруно.

Книгопечатанье стало достижением И. Гутенберга, оно способствовало развитию образованности. Интеллектуальный человек стал эталоном и культурным образцом Нового времени.

В литературе свой след оставил Ф. Петрарка, труды которого читаются веками. Д. Боккаччо подарил миру сборник, описывающий право человека на радость. М. де Сервантес прославился своим романом «Дон Кихот», в котором высказаны идеи, актуальные и для современности. Что касается драматургии У. Шекспира, то она уникальна и не имеет аналогов.

Насыщенный событиями культурно-исторический XVII век принес много перемен в Европу и Россию, оставив богатое наследие. Наблюдается становление бюрократических государств, отход от средневековых принципов. Динамичному развитию подверглась социально-экономическая жизнь, что оставило заметный отпечаток на культуре. В городах появляется развитая инфраструктура, общество тянется к образованию. На первый план выходят свобода слова и появление интеллигенции.

Становление русской культуры

XVII век был особенно важен не только для Европейской культуры, но и для русского государства. В этот период произошёл перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург, и начался процесс формирования бюрократического государства.

Территория России стала заметно увеличиваться и наконец-то удалось заполучить выход к Чёрному и Балтийскому морю.

Пётр I делал всё возможное, чтобы страна играла важную роль в мировом развитии, и это не могло не повлиять на становление культуры. Преобразования получила социальная и экономическая сфера. Церковь вновь попала под власть государства.

На всей территории России стали строиться новые развитые города. На первый план выносится проблема образования населения. В результате деятельности Петра I монархию удалось вывести на новый уровень — она достигла своего расцвета.

Общая характеристика достижений культуры нового времени кратко изучается на уроках истории и культурологии в школах. Чтобы понять её основные черты, признаки и откуда она берёт начало рекомендуется составить краткий конспект, в котором учесть и все произошедшие изменения.

Рождение нового художественного мышления

В период Нового Времени, с конца XVIII века и вплоть до начала XX века, происходили значительные изменения в художественной сфере, которые привели к появлению нового художественного мышления. В это время происходили радикальные инновации в искусстве, которые существенно изменили художественный язык и подход к созданию произведений.

Одним из главных катализаторов этого нового художественного мышления стало возникновение промышленной революции и смена социально-экономических условий. Изменение общественного сознания и экономики создало генезис нового искусственного естественного всех концепций. Это позволило художникам осмыслить истории, гармонии и эмоциональность их профессионализма в новом ключе. В результате произошло разрушение старого порядка и рождение нового, более прогрессивного стиля искусства.

Новое художественное мышление привнесло в искусство нестандартные формы восприятия, экспериментальные подходы и оригинальные техники работы. Художники стали осознанно нарушать традиционные ценности и правила, отказываясь от классического идеала и ратуя за свободу самовыражения. Это привело к революции в искусстве, перевернувшей устои и вызвавшей массовое непонимание и бурю эмоций.

Такие движения, как импрессионизм, экспрессионизм, футуризм и дадаизм, стали символами нового художественного мышления. Эти направления выражали непосредственные эмоции, разрушали привычные формы и нормы, исследовали границы искусства и формировали новые приемы и техники работы.

Рождение нового художественного мышления было не только актом бунта и освобождения, но и реакцией на изменившийся мир. Это время было периодом переоценки и пересмотра ценностей, открытия новых смыслов и нового взгляда на окружающий мир.

Главные особенности нового времени

На этот раз его можно назвать периодом споров. Людям потребовались перемены, и они стали все больше переосмысливать окружающую действительность

Особое внимание в эту эпоху уделялось личности человека. Все было сделано для улучшения его настроения

В головах людей появляется все больше и больше мыслей, влияющих на культуру. В период Нового времени появилось столько достижений, которых не было ни в одной другой предыдущей эпохе.

Научный прогресс

В связи с бурным развитием производства возникла необходимость в проведении новых исследований. Большинство культурных достижений было сделано в области механики благодаря его открытиям в области движения тела.

С эпохи Нового времени Вселенная перестала считаться живым существом. Сейчас люди воспринимают это явление как явление, влияющее на понятные законы природы. Вера была омрачена и иногда признавалась несуществующей. Они начали сравнивать Бога с архитектором, который создал вселенную много веков назад и больше не вмешивается в его дела. Они стали отдавать предпочтение материальным благам.

Развитие искусства

В искусстве возник новый художественный стиль, который сразу стал доминировать — барокко. Он отличался динамикой и выразительностью. Впервые он появился в Италии и постепенно проник во все сферы общественной жизни, от одежды до архитектуры.

Через некоторое время в некоторых странах на смену барокко пришел классицизм. Его особенностью было преобладание античных форм. Стиль начал проявляться в творчестве таких известных композиторов, как:

  • Бетховен.
  • Сбой.
  • Моцартиан.
  • Бах.
  • Гендель и другие.

18 век

XVIII век. Как ни странно, но XVIII столетие уже век усталости от прогресса, когда возникли первые сомнения в правильности выбранного направления. Развивается литература, искусство, политика. Вместо абстрактных идеалов человека эпохи Ренессанса, да и XVII века, это столетие наконец-то понимает, что человек живой, обладает страстями, хочет конкретики, жаждет таинственности, иррациональности. Именно с этим связан расцвет масонства.

Однако же главным феноменом XVIII века назовем Просвещение. Если деятели предыдущего столетия еще учились сами, то теперь мыслящая часть общества осознала, что уже пора просвещать народ. И самыми мощными средствами на тот момент для целей Просвещения стали литература и театр. Центральные идеи просветителей таковы: критика феодального общества и церковного “мракобесия”, осознание основополагающей роли знания, воспитания и образования, материализм, исторический оптимизм, понимание человека как “tabula rasa” (“чистая доска”), на которую можно записать все разумное, и, конечно, идея прогресса человека и человечества. Важным явилось осознание возможности существования различных взглядов на мир, философию, искусство, мораль и т.д. Культура XVIII века, как и предыдущая, продолжает строиться на талантах. Здесь назовем имена Вольтера, Дени Дидро, Жана-Жака Руссо. Кстати сказать, именно Руссо и Вольтер показали два пути, по которым пошла западная цивилизация. Вольтер обрисовал идеи буржуазной демократии, а развитие идей Руссо, как это ни парадоксально, привело ко всем эксцессам национализма.

Особенной чертой XVIII века явилось распространение светских салонов, где рождалось великое искусство общения людей, где часто в дискуссиях сталкивались высокоодаренные личности с разным мировоззрением. Яркая мысль, появившаяся в подобных салонах, в неделю облетала всю страну.

Эстетически прекрасный XVIII век, век “галантных празднеств” искусства рококо закончился грандиозной трагедией Французской революции. Наверное, главной причиной начала революции можно назвать глубокое размежевание двух культур — “высокой” и “низкой”, аристократической и буржуазной. В прямом и переносном смысле они говорили на разных языках. В целом, нет ничего странного в самом факте буржуазной революции, которая уже свершилась в Нидерландах, Англии. Но все же Французская революция отличается от них двумя существенными моментами. Во-первых, она породила в широких европейских кругах невиданные доселе надежды на социальный прогресс, поддерживаемые идеями французских просветителей. И, во-вторых, сделала Францию первым тоталитарным государством мира. Вспомним о том, что эта революция потопила сама себя в крови, сделав своим врагом собственный народ

Для культуры Нового времени важно то, что социальный эксперимент, начатый во Франции, оказался незаконченным. В ХХ веке по пути тоталитаризма пошли многие государства: Италия, Испания, Германия, Россия..

Хотя сама Франция больше таких ошибок не делала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: