Культура российской империи в xviii в

Реферат на тему: культура россии 18 век

Введение

Восемнадцатый век длился с 1701 по 1800 год по григорианскому календарю. Этот век славился грандиозными переменами, произошедшими благодаря реформам Петра Великого. Изменения произошли во всех сферах жизни — экономике, политике, науке и т. д. Большие перемены произошли в русской культуре XVIII века. Она европеизировалась, приобрела светский характер, включилась в процесс взаимодействия с культурами других стран.

Приобщение России к европейской культуре происходило несколькими путями. В то время произведения европейского искусства были очень популярны в России, и их очень охотно покупали. Кроме того, русские ремесленники отправлялись за границу за государственный счет в качестве пенсионеров. Иностранные мастера, в свою очередь, тоже приглашались работать в Россию.

С середины xviii века начинается развитие русской культуры, соответствующее общеевропейскому развитию. С Запада в Россию приходят новые культурные течения и художественные течения (классицизм, романтизм, барокко, рококо и др.).

Другой тенденцией в развитии русской культуры xviii века является проникновение в нее светских начал, отход от церковных и религиозных канонов. Этим процессом были охвачены все сферы культуры: образование, просвещение, книжное дело, художественная культура, быт. Русская культура xviii века вобрала в себя проблемы европейской культуры xv-xviii веков, сочетая в себе черты как Ренессанса, так и Просвещения.

Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура

Литература.  Общественная  мысль Церковь. Архитектура. Живопись Книгопечатание Дополнительные

сведения

Жанры:

1.«Степенная книга» (описание правлений русских князей от Владимира Святого до);

2.«Лицевой летописный свод».

Исторические повести:

1. «Казанское взятие»;.

Публицистика:

1.«Сказание о князьях Владимирских»;    концепции наследственной связи

русских государей с византийскими императорами.

2.И.Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете –  Салтане»: идеал государственного устройства —  сильная самодержавная власть.

3.А.Курбский: «История о великом князе Московском»; идея- ограничение царской власти. Переписка с царём о путях развития Руси, об отношении монарха с подданными.

4.  Сильвестр  «Домострой»- энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм, правила поведения в семье.

5.Митрополит Макарий «Четьи – минеи» – сборник, в котором произведения располагались по дням, чтение их предписывалось церковью.

Феодосий Косой- лидер еретиков, критиковал догматы христианства: о божественной природе Христа, воскрешения мёртвых; монашество.

Максим Грек выступал против обогащения церкви.

Матвей Башкин —  против официальной церкви, осуждал холопство.

Василий Патрикеев

(Вассиан Косой)- нестяжатель, за независимость церковной власти от государственной.

Стиль: шатровый.  Данный стиль основан на национальных традициях деревянного зодчества.  Характеризуется устремлённостью вверх. Завершается многогранной  пирамидой.  Наличие  шатров, увенчанных  маковкой, покраска под кирпич, побелка.

Памятники:

Церковь Вознесения

в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле.  Воздвигнут в честь рождения  Ивана IV.

Покровский собор

(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.

Архангельский собор,

Архитектор —  Алевиз Новый, 1506-1508гг.

Колокольня

Ивана  Великого

Фёдор Конь – Белый город

(3-я каменная линия укрепления)

Изображение на иконах лиц царей, князей,

исторические сюжеты

1564г.- начало книгопечатания, Иван Фёдоров и Петр Мстиславец;

«Апостол» – первая русская (датированная)  печатная книга.

А.Чохов

«Царь- пушка»

(1586г.)

Русская культура XVII века.

наука литература публицистика архитектура живопись театр

География:

1.1643-1646г.

В. Поярков: экспедиция на Амур;

2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой;

3.1649г.- Е. Хабаров:

карта Приамурья;

4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова;

Учебные пособия:

1.Азбука Бурцева;

2.Грамматика Магницкого;

3.Букварь Истомина

Учебные заведения:

1687г. Славяно – греко- латинская академия

1. «Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное им самим»

Историческая повесть:

1. « Сказание Авраама Палицына»

(о  Смуте);

2. «Повесть об Азовском  осадном сидении»

( победа над турками 1641г.)

Сатира:

1. «Повесть о Ерше Ершовиче»;

2. «Повесть о Шемякином суде»;

3. «Калязинская челобитная»  (высмеивается монастырь)

Драматургия:

основатель Симеон Полоцкий.

1. «О Навуходоносоре царе»;

2. «Притча о блудном сыне»

1.Ю. Крижанич:

« Думы политичны»

(идея: социальный мир и смягчение угнетения);

2. С. Полоцкий:
«Политика». Идея: цель  самодержавного

правления – установление равноправного суда монарха над всеми подданными)

Стили:

1. начало- 30-ые годы XVII века  – шатровый стиль;

2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко:

а) чёткость;

б) симметричность;

в) многоярусность;

г) сочетание красного и белого кирпича.

Архитекторы:

Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков,

Б.Огурцов

Архитектурныепамятники:

1.Кремлёвский Теремной дворец;

2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве;

3. Церковь Покрова в Филях  (барокко);

4.Дворец Алексея Михайловича  в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов).

XVII в. – «русское узорочье»- художественный приём, связанный  с многообразием применяемых красок, форм, сюжетов, декоративность линий

Симон Ушаков

(стремился «выписать» детали, придать объём).

Произведения:

1.«Троица»;

2.Спас Нерукотворный

3.картина «Насаждение древа государства»

XVII век: появляются парсуны – портреты

Наиболее известная – изображение М.В. Скопина – Шуйского

1672 г. – придворный театр обмирщение культуры

Особенности русского Просвещения

XVIII в. вошёл в историю как эпоха русского Просвещения, которое стало неотъемлемой частью эпохи Просвещения в целом. Имперская власть всячески поощряла развитие образования, науки, искусства. Ещё при Петре I начала свою деятельность Российская академия наук (1725). Большое влияние на Просвещение в России оказало французское Просвещение.

Изменения в повседневной жизни людей требовали повышения их культурного уровня. Элементарной грамотности было уже недостаточно, возникла необходимость в более серьёзных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Поэтому для эпохи русского Просвещения было характерно развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.

В годы правления императрицы Елизаветы Петровны одним из главных носителей идей просвещённого абсолютизма был её фаворит И. Шувалов. По мнению историков, он идеально подходил на роль просвещённого придворного. При его непосредственном участии основывались первые российские университеты. Так, в 1755 г. был основан Московский университет, а спустя два года открыла свои двери Императорская академия художеств в Петербурге. Открывались библиотеки, театры, публичные музеи, начала печататься периодическая пресса. Среди других выдающихся деятелей русского Просвещения стоит отметить М. Ломоносова, А. Радищева, Н. Новикова. Весомую роль в русском Просвещении сыграла сама императрица Екатерина II, принимавшая активное участие в развитии искусства, наук и образования. По её инициативе в 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц.

Михаил Ломоносов (1711-1765) — первый отечественный учёный-энциклопедист, получивший мировое признание и поднявший отечественную науку на качественно новый уровень. Сделал ряд важных открытий в области химии и физики. Имел достижения в астрономии, приборостроении, географии, металлургии, геологии. В гуманитарной сфере известен как поэт, утвердивший основания современного русского литературного языка («Российская грамматика»), живописец, историк, последовательно опровергавший норманнскую теорию возникновения Древнерусского государства, предложенную немецкими учёными Российской академии наук Г. Байером, Г. Миллером, А. Шлёцером. Сторонник развития русского просвещения, науки и экономики. Основатель Московского университета, который сейчас носит его имя.

Николай Новиков (1744-1818) — русский журналист и общественный деятель. Возглавлял типографию Московского университета. Приобрёл известность как издатель журналов «Трутень» и «Живописец», на страницах которых обличались пороки современного ему общества, главным образом крепостничество и паразитическая жизнь части дворянства. В 1792-1796 гг. пребывал под арестом в Шлиссельбургской крепости.

Александр Радищев (1749-1802) — русский прозаик, поэт, философ, фактически возглавлял Петербургскую таможню, принимал участие в работе по кодификации законодательства при Александре I. Стал широко известен благодаря изданию своего главного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году. Он открыто осуждал крепостничество, призывал к передаче земли крестьянам и ограничению самодержавия. За подобные идеи Екатерина II называла А. Радищева «бунтовщиком хуже Пугачёва». Свободомыслие просветителя стало причиной его десятилетней ссылки в Сибирь.

Вопреки многим своим начинаниям в духе просвещённого абсолютизма и увлечению французской «Энциклопедией…» («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — французская энциклопедия эпохи Просвещения), Екатерина не могла допустить и мысли, что эти идеи могут повлиять на устои абсолютизма в Российской империи. События войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции заставили её во многом пересмотреть своё отношение к Просвещению как идеологии и её носителям. Так, среди репрессированных вскоре оказались Н. Новиков и А. Радищев, работы просветителей, в том числе и Вольтера, запрещались и сжигались. Принятие в 1791 г. Конституции Речи Посполитой было воспринято императрицей как прямая угроза абсолютизму в России, что привело к участию Российской империи во втором и третьем разделах Польши. Эти метаморфозы в политике Екатерины II получили название контрпросвещения.

Отличием русского Просвещения от западного было достаточно прохладное отношение общественного мнения, в первую очередь дворянской элиты, к либеральным идеям, столь популярным в Европе того времени.

Скульптурные достижения

Отдаление изобразительного искусства от догматов церкви хорошо повлияло на развитие ваяния. Русская культура того периода добралась до мировых высот в области скульптуры. Сады и парки Санкт-Петербурга были украшены античными статуями, в дворцовых комплексах строили фонтаны, фасады домов и дворцов покрывали изящные рельефы и лепнины.

В России смог по-настоящему проявиться художественный талант К. Растрелли. Памятник Петру Первому у Михайловского замка, парадные бюсты, статуя Анны Иоанновны — его признанные скульптурные шедевры.

Кроме Растрелли, успешно занимался ваянием И. Зарудный.

Скульптурное искусство получило наибольшее распространение в период популярности барокко. Различными изваяниями и рельефами украшались интерьеры и фасады домов, дворцов, общественных зданий.

Как и в живописи, в скульптуре с успехом развивался жанр портрета.

Знаменитые представители этого вида искусства:

  • И. Прокофьев,
  • М. Козловский,
  • И. Мартос,
  • Ф. Гордеев,
  • Ф. Шубин,
  • Ф. Щедрин.

Одним из ярких и значимых достижений русской скульптуры XVIII века является «Медный всадник», созданный по приказу императрицы Екатерины II.

Роль истории в русской культуре

Золотой век богат переменами, которые были продиктованы предыдущей стратегией развития Российской империи. Иными словами, всё то, что было запланировано ранее, теперь приводилось в действие. Границы государства постоянно расширялись и превратили его территорию в необъятную страну.

Значительную роль в этом деле играло присоединение Средней Азии и Северного Кавказа. Размах царя не знал жалости и промедления. Не заставили себя ждать и нововведения, которые, по мнению Петра Великого, приведут империю к успеху. Но, несмотря на запал военачальника, народ воспринимал указы с опаской и нехотя шагал в новое время. Это и стало главной причиной неравномерного развития страны.

Духовные особенности русской культуры 19 века стали настоящей сенсацией и подарили мировое признание произведениям отечественных писателей. Высшую ценность в глазах зарубежных критиков приобрели результаты трудов Льва Николаевича Толстого и Фёдора Михайловича Достоевского. Их романы «Война и мир», «Дурак», «Преступление и наказание» и в наше время пользуются популярностью во всем мире. Откровенные рассказы о культуре, быте, боли, страданиях, радости и печали простого русского человека — творческий неисчерпаемый клондайк для всех, кто ищет вдохновение.

Наибольший прогресс наблюдался именно в сфере культурно исторического развития России середины 19 века. В экономической, материальной и социально-политической отраслях государству не удалось достичь ошеломляющего успеха. Но и на месте никто не стоял, достигнув некоторых результатов:

  • зарождение отечественного машиностроения;
  • прогресс в изготовлении паровых двигателей;
  • появление первого парохода (1815 год);
  • стала действовать первая железная дорога (1851 год), её путь лежал между Санкт-Петербургом и Москвой.

Благодаря своим природным ресурсам Урал стал центром развития металлургической промышленности. Стремительный прогресс в этой области позволил строить новые заводы и расширить возможности производства. Это дало толчок к запуску и развитию текстильной промышленности. Появившиеся рабочие места и доступ к новой продукции стали привлекательны для населения. Многие люди переезжали в города, чтобы быть ближе к комфорту и заработку.

Отмена крепостного права в 1861 году позволила дышать глубже, но не устранила факторы, сдерживающие скорость развития. Эта реформа не стала спасением, которого так ждал народ. Её действие оказалось ограниченным, поскольку не происходило никаких изменений в политической сфере. Люди поняли, что перемены возможны. Это стало стимулом для требования изменений в пользу улучшения жизни народа.

События XIX века привлекли внимание к стране не только своими культурными достижениями, но и тяжёлыми последствиями:

  • Отечественная война;
  • восстание декабристов;
  • период крепостничества;
  • отмена крепостного права.

Эти явления стали доказательством того, что люди, живущие в Российской империи, — настоящие патриоты. Они не стали бежать и приняли боем всех, кто хотел использовать страну в своих интересах. Однако народ умел защищать не только государство и правительство, но и своё мнение. Вместе с защитой границ люди добились улучшения положения и дали понять, что хотят создавать собственные законы на своей территории.

Становление литературы

XIX век называют Золотым веком русской культуры благодаря развитию литературы. Именно литература становится господствующим видом искусства.

Хотя произведения русских писателей подвергались жесткой цензуре, они оставалась важным инструментом развития общественной мысли.

В XIX веке творили писатели:

  • А.С. Пушкин;
  • М.Ю. Лермонтов;
  • Н.В. Гоголь;
  • Л.Н. Толстой;
  • А.П. Чехов;
  • Н.А. Некрасов;
  • А.А. Фет;
  • Ф.М. Достоевский;
  • А.И. Куприн;
  • М. Горький и многие другие классики.

Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне демократических настроений в России. Так или иначе, они отражали недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом.

В начале века в литературе расцвел сентиментализм и началось становления романтизма. Эти направления ярко проявили себя в поэзии. Среди самых талантливых поэтов:

  • Е.А Баратынский;
  • К.Н. Батюшков;
  • В.А. Жуковский;
  • А.А. Фет;
  • Ф.И. Тютчев.

Русская поэзия XIX века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались в своих стихах осмыслить свое предназначение. Поэт в России считался проводником истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их строкам.

XIX век отличает развитие русской прозы. Оно началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. В их творчестве появляются темы «лишнего и маленького человека». Они мощно развивают сатирическую тему. Их традиции наследует М.Е. Салтыков-Щедрин.

Литераторы все чаще обращаются к общественно-политическим проблемам российской жизни. Развивается жанр реалистического романа. В этом жанре пишут:

  • И.С. Тургенев;
  • Ф.М. Достоевский;
  • Л.Н. Толстой;
  • И.А. Гончаров.

Мастером малого литературного жанра — рассказа считается А.П. Чехов. Мировую известность приобретают и его пьесы.

Драматургию продолжают А.Н. Островский, М. Горький. В их пьесах уже хорошо ощущается настроение грядущих перемен социального строя.

Кратко о мощном влиянии европейской культуры

На развитие русской культуры огромное влияние оказала европейская культура, развитие которой значительно опережало Россию. Это влияние было исторически неизбежным.

Начало этому положила Отечественная война 1812 года. Она сблизила Россию с Западом и ускорила формирование русской культуры.

Передовые умы России начали изучать западные политические учения и философские течения применительно к российской действительности. Они поставили вопрос о крепостном праве в России, об историческом пути ее развития, о взаимоотношениях с Европой и западно-европейской культурой.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Шел большой общественный спор, по какому пути идти России: по самобытному или по европейскому. Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.

Эти явления в общественной мысли страны предопределили развитие художественной культуры России XIX века, а именно: ее пристальное внимание к политическим и социальным проблемам страны

Образование XVIII века

В XVIII веке образование играло важную роль. Образование стало доступно не только детям дворян, помещиков и других представителей высшего сословия, но и детям менее обеспеченных людей. Для них были открыты солдатские школы, сыгравшие значительную роль в развитии образования в России. Солдатские школы-это общеобразовательные школы для солдатских детей, преемники и продолжатели цифровых школ петровского времени. В этих школах учили не только чтению, письму и арифметике, но и геометрии, фортификации и артиллерии. Во второй половине XVIII века отставной солдат вместе с пономарем становится учителем грамоты как в деревне, так и в городе. Именно солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских училищ относились и национальные военные училища, открытые во второй половине XVIII века на Северном Кавказе.

Социальный состав учащихся общеобразовательных школ был чрезвычайно разнообразен. Дети крестьян, ремесленников, солдат, ремесленников и т. д., в основном учился в государственных школах. Взрослый, 20 — летний мужчина, также мог учиться в одном классе с ребенком.

Основным учебником в школах был алфавит, книга Ф. Прокоповича «Первое учение мужей», «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и Псалтирь. Обязательных программ обучения не существовало, продолжительность обучения составляла от трех до пяти лет. Те, кто прошел курс обучения, умели читать, писать и знали основные сведения из арифметики и геометрии.

Второй тип школ в России XVIII века-это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, дворянские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Дворянский корпус (Морской, инженерный, Сухопутный, артиллерийский) готовил в основном офицеров для армии и флота. Но, несмотря на это, шляхетские школы давали в то время широкое общее образование. Первые русские актеры, братья Волковы и драматург Сумароков, учились в дворянских училищах; студенты участвовали в спектаклях придворного театра.

К числу сословных учебных заведений относились также дворянские пансионы (частные и государственные). Таковы были Смольный институт благородных девиц, Дворянский пансион при Московском университете и т. д. Такие школы-интернаты выпускали хорошо образованных дворян, которые принимали и понимали идеологию своего класса.

Третьим типом учебных заведений XVIII века были духовные семинарии и школы, в том числе классные школы, предназначенные для детей духовенства; разночинцы в эти школы не зачислялись. Их главной задачей была подготовка священников, преданных королю и церкви. Но ученики таких школ получали и общее образование.

Четвертый тип учебных заведений — специальные школы (горные, штурманские, медицинские и т. д.). Таких школ было немного — около двух десятков. Сюда же входит и компания, основанная в 1757 году. Академия художеств. Хотя в таких школах училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.

В XVIII веке люди могли учиться не только в школах или пансионах, но и в университетах. Специалисты выпускались из Академического университета, созданного при Академии наук и существовавшего с 1725 по 1765 год, Московского университета, основанного в 1755 году по инициативе Ломоносова, и Виленского университета.

Многие великие люди, окончившие Московский университет, такие как А. С. Грибоедов, Д. И. Фонвизин, М. Ю. Лермонтов, А. Н. Островский, К. Д. Бальмонт и другие, учились там, но по разным причинам не закончили учебу. Московский университет издавал собственную газету «Московские ведомости». Университет также имел собственную типографию.

К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений, в которых обучалось около 70 тысяч студентов. Судя по этим цифрам, грамотность в России значительно возросла, но она все еще была далека от уровня Западной Европы — в России в среднем учились два человека из тысячи. Если в Англии в конце XVIII века только в воскресных школах обучалось более 250 тысяч учеников, то во Франции число начальных школ в 1794 году достигло 8 тысяч.

Насколько массовыми были изменения

Откроем любой учебник по истории и там будет написано, что при Петре 1 Россия ликвидировала отсталость, переняв европейский образ жизни, перестали носить бороды, стали одевать европейские одежды, пить кофе, курить табак, учить иностранные языки, читать книги, приглашать ученых и так далее. Все это ложь, и никакой массовости и систематичности эти культурные изменения не носили.

О культуре петровской эпохи нужно понимать 2 вещи:

  • Петр 1 никогда ничего не позволял или разрешал. Он приказывал и заставлял. Поэтому когда говорят, что он позволит читать, учиться или пить кофе, нужно понимать, что Петр 1 заставлял читать, учиться и пить кофе. Разница между понятиями гигантская. Заставил это тоже самое, что солдат с палкой в школе, который бил детей и “вбивал” в них знания (именно по такому принципу работали петровские школы).
  • Как писал историк Ключевский — несмотря на все преобразования петровской эпохи, население России как было тягловым, так и осталось. Нам говорят, что Петр полностью изменил культуру страны, а один из виднейших историков нашей Родины пишет, что с точки зрения народа и общества мало, что изменилось.

Ключевский своей фразой подвел итог происходящему, но на мой взгляд гораздо более красноречиво о событиях той эпохи высказался Александр Сергеевич Пушкин.

Народ, упорным постоянством удержал бороду и русский кафтан. Народ был искренне удовлетворен своей победой и уже равнодушно смотрел на немецкий образ жизни своих обритых бояр.

Реформы Петра 1 в области культуры затронули в лучшем случае 2% населения — дворянство. Остальных 98% нововведения практически не касались. В результате Петр нанес удар по русскому обществу — он навсегда разделил дворян и всех остальных. Если раньше русское общество было единым, но с разными сословиями, то теперь это было 2 разных общества: с разными традициями, обычаями, культурой и так далее.

Литературные события

Самые именитые литературные деятели того периода — Д. Фонвизин, Н. Карамзин, И. Крылов, Г. Державин. Особняком стоит М. Ломоносов, который завоевал славу и в науке, и в литературе, да и в целом был выдающимся общественным мыслителем.

Что касается стиля написания, поначалу в произведениях российских авторов преобладали старые способы изложения, стиль барокко (особо заметный в любовной лирике, пьесах и поэзии). Затем на смену этому пришёл классицизм с философией рационализма, а потом и сентиментализм, провозглашавший обострённую чувствительность и близость к природе (Н. Карамзин, характерное произведение — «Бедная Лиза»).

Новый календарь

При Петре в России был введен европейский календарь. Ввели его 1 января 1700 году (1 января 7208 года по церковному календарю). До этого действовал календарь, где летоисчисление велось от Сотворения мира, а не от рождества Христова, а новый год начинался 1 сентября. После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год. Царь велел украшать дома елками, палить из ружей, зажигать свечи и устраивать различные потехи. В результате же государство и церковь все больше отдалялись друг от друга. Теперь у государства был один календарь,  у церкви другой.

Первый Новый год отмечали так. На красной площади Москвы было установлено 200 пушек и было велено палить из них 6 дней подряд. Впервые на празднике применялись фейерверки. Каждому жителю домов было приказано украшать дома и ворота сосновыми и еловыми ветками. Всем владельцам огнестрельного оружия было приказано палить в воздух

Обратите внимание — всем было приказано

Общая характеристика

Новшества в развитии населения, воспринималось народом тяжело. Обусловлено это долгим закрытием русских от иностранных государств. Требовалось время, сто бы войти в новый уклад жизни. Люди с недоверием относились к пришедшим с Европы нововведениям.

В эпоху Петра I иностранные государства начинают воспринимать Российскую Империю, как европейское государство. Осваиваются первые взаимоотношения между государствами.

При Екатерине II, заключаться первые дипломатические соглашения между Россией и государствами Европы. Все важные политические вопросы между странами решаются с участием Российского государства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: