§ 37. ткани, органы и системы органов многоклеточных животных

Что такое система органов в биологии? определение для 7 класса

Ткани

Организм многоклеточных животных представляет собой единое целое. Образующие его клетки самостоятельно жить не могут, так как ни одпа из них не способна выполнять все функции, присущие многоклеточному организму в целом. Поэтому в многоклеточном организме клетки объединены в особые системы — ткани, которые эффективнее отдельных клеток, потому что их деятельность согласована.

Ткань — группа клеток и межклеточного вещества, имеющая сходную структуру и выполняющая определённую функцию в организме. Каждая ткань формируется из особых частей зародыша.

Ткань состоит из клеток, окружённых межклеточным веществом, которое вырабатывают сами клетки. Соотношение количества клеток и межклеточного вещества в каждой ткани различно и служит одной из важных её характеристик. Поэтому ткань работает как единая функциональная единица.

Жизнедеятельность многоклеточного организма обеспечивается за счёт функционирования четырёх типов тканей: покровной, соединительной, мышечной и нервной.

Покровная ткань представлена в организме животного разными видами эпителия (рис. 89). Тесно прилегая друг к другу, клетки эпителия образуют сплошные клеточные пласты. Сквозь них в организм сложно проникнуть чужеродным телам, например бактериям. Поэтому эпителий выполняет функцию пограничного барьера. Одни виды эпителия покрывают организм животного снаружи и образуют кожные покровы (волосы, перья, чешую). Другие виды эпителия выстилают полости внутренних органов (рот, желудок, кишечник, лёгкие, мочевой пузырь). Эпителий образован разпыми клетками: плоскими, кубическими, цилиндрическими. Их форма зависит от выполняемых функций.

Соединительная ткань выполняет опорную функцию. Эта ткань состоит из разнообразных по форме клеток, которые расположены на большом расстоянии друг от друга в волокнистом межклеточном веществе. Оно придаёт особую прочность соединительной ткани. В организме животного различают несколько видов соединительной ткани: рыхлая соединительная, хрящевая и костная ткань. Разновидностью рыхлой соединительной ткани является жировая ткань (рис. 90).

Жидкой соединительной тканью внутренней среды организма является кровь. Она обеспечивает жизнедеятельность других тканей. Кровь переносит питательные вещества и кислород от пищеварительной системы и органов дыхания к тканям, а жидкие продукты распада и углекислый газ — от тканей к органам выделения и дыхания. Поглощая и разрушая болезнетворные микроорганизмы и вредные вещества, кровь выполняет защитную функцию.

Моя лаборатория

Водоросли настолько разнообразны по своему строению и жизнедеятельности, что у ботаников возникает предположение о возникновении резко отличающихся друг от друга групп от разных предков.

Остаётся открытым и вопрос о положении водорослей в системе органического мира. Одни учёные традиционно относят их к низшим растениям, другие рассматривают водоросли в особом царстве Протисты.

В отечественной научной литературе водоросли, как правило, делят на ряд независимых таксонов, чаще всего на два подцарства: Багрянки, или Красные водоросли, и Настоящие водоросли. Первое подцарство включает только один отдел, а во втором разные учёные выделяют от 6 до 10 отделов.

Некоторые водоросли, относящиеся к разным отделам, утратили фотосинтезирующие пигменты и полностью перешли к гетеротрофному питанию, например некоторые виды диатомовых водорослей.

У некоторых водорослей вегетативное размножение осуществляется с помощью специальных структур. Например, на талломе харовых водорослей образуются одно- или многоклеточные клубеньки, из которых после зимнего периода вырастают новые растения. А на некоторых бурых водорослях формируются своеобразные «почки», которые со временем отламываются и из которых развиваются новые слоевища.

Есть водоросли, которые способны размножаться только одним способом. Например, эвглена зелёная размножается только вегетативно, хлорелла — только бесполым путём, а морская водоросль ацетабулярия — только половым.

У некоторых водорослей встречается половое размножение без образования гамет — конъюгация, когда сливаются две вегетативные клетки, образуя зиготу.

Выполните задание

Одноклеточная водоросль хламидомонада в благоприятных условиях размножается бесполым путём, в неблагоприятных — половым. Рассмотрите рисунок 19 и прокомментируйте, какие особенности характерны для полового и бесполого размножения этой водоросли.

Новые понятия

Фитопланктон. Хроматофор. Зооспора. Спорофит. Гаметофит. Гамета. Зигота

Ответьте на вопросы

1. Где обитают водоросли? 2. Какое строение имеют водоросли? 3. Как питаются водоросли? 4. Какие способы размножения водорослей вам известны? 5. Какие особи называют спорофитами, а какие — гетерофитами?

ПОДУМАЙТЕ!

Почему даже у многоклеточных водорослей, имеющих большие размеры, отсутствует сосудистая система?

Строение и питание водорослей

Тело водорослей представляет собой слоевище, или таллом. Оно не расчленено на органы (корень, стебель, листья), не имеет сосудистой системы.

У клеток водорослей есть особенности, свойственные растительной клетке: наличие клеточной стенки, вакуоль с клеточным соком и хлоропласты. У водорослей крупные хлоропласты могут быть различной формы — спиральной, лентовидной, чашевидной и т. д. (рис. 18). Их называют хроматофорами (от греч. хроматос — цвет, краска и форос — несущий). Кроме хлорофилла, у водорослей могут быть и другие пигменты — жёлтые, оранжевые, красные, синие, которые маскируют зелёную окраску и придают водорослям красный, бурый, золотистый цвет.

В процессе фотосинтеза водоросли образуют органические вещества. Воду и растворённые в ней питательные вещества водоросли поглощают всей поверхностью тела.

Что такое система органов?

В организме человека и других живых существ существует сложная структурная и функциональная система органов. Она состоит из различных органов, каждый из которых выполняет свою специфическую функцию, но вместе они образуют целостную систему.

Система органов обеспечивает работу и жизнедеятельность организма. Она состоит из нескольких основных систем: кровеносной, дыхательной, пищеварительной, выделительной, нервной, эндокринной, опорно-двигательной и репродуктивной системы. Эти системы работают взаимосвязанно и совместно выполняют все необходимые функции для поддержания жизни.

В системе органов каждый орган выполняет свою функцию и взаимодействует с другими органами. Например, сердце и сосуды кровеносной системы отвечают за циркуляцию крови, а легкие – за проведение газообмена и поступление в организм кислорода.

Нервная система передает электрические сигналы по всему организму, а мозг является центром управления. Опорно-двигательная система включает в себя кости, мышцы и суставы, и она позволяет организму двигаться и поддерживать его положение в пространстве.

Система органов тесно связана и зависит друг от друга, чтобы обеспечить нормальное и эффективное функционирование организма. Нарушение функций одной системы органов может повлиять на работу всего организма и привести к различным заболеваниям или нарушениям.

Что нам дает изучение зоологии в седьмом классе?

Во-первых, изучая этот важный предмет, школьники получать представление о животном мире, как о важной составной части природной среды. Научатся заботиться и разумно использовать животный мир

Школьники на уроках биологии 7 класса познакомятся с редчайшими представителями животных, их роли в природе и жизни человека, а также узнают об их исчезающих и редких видах, которые требуют защиты.

Во-вторых, учащиеся будут иметь представление о живой природе и ее закономерностях. Узнают об последних открытиях в биологии, о методах познания и ее роли для живых организмов.

В-третьих, дети получат практические навыки по уходу за животными, научатся правилам поведения в окружающей нас среде и бережному отношению к живым существам.

Взаимодействие с другими системами

Система органов взаимодействует с другими системами в организме для обеспечения его функционирования и поддержания внутренней среды.

Один из главных принципов взаимодействия системы органов — это нервная система, которая передает сигналы и контролирует работу органов и тканей. Нервная система обеспечивает согласованность работы всех органов и тканей, координирует их действия и реагирует на изменения внешней среды и внутренних условий организма.

Кроме нервной системы, на работу системы органов влияют другие системы организма, такие как сердечно-сосудистая система и дыхательная система. Сердечно-сосудистая система обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ к органам и тканям, а также удаление отходов обмена веществ. Дыхательная система осуществляет обмен газами между организмом и внешней средой, поставляя кислород и удаляя углекислый газ из организма.

Взаимодействие системы органов также осуществляется с эндокринной системой, которая контролирует обмен веществ, рост и развитие организма с помощью гормонов. Гормоны вырабатываются эндокринными железами и передаются кровью к органам и тканям, воздействуя на их функции.

Иммунная система также играет важную роль во взаимодействии с системой органов, защищая организм от вредных воздействий и инфекций. Она обеспечивает иммунный ответ и формирует антитела для уничтожения инфекционных агентов и других вредных веществ.

В целом, система органов взаимодействует с другими системами организма для обеспечения его нормальной работы, поддержания внутренней среды и адаптации к изменениям внешней среды.

Изучение зоологии с Гипермаркетом знаний

Изучить такой предмет, как зоология можно не только на ее уроках, но и благодаря интересным материалам, предоставленным на сайте Гипермаркета Знаний. В нашей он-лайн школе есть широкий выбор разнообразных интерактивных уроков, которые помогут школьникам не только изучить данный предмет, но и узнать много новых и интересных фактов о животных, их среде обитания и методах выживания.

В Гипермаркете Знаний есть огромное количество разнообразных уроков, тестов, рефератов, кроссвордов, видеоматериалов, с помощью которых ученики смогут закрепить полученные знания, расширить их и познакомиться с материалами, которых нет в школьной программе.

На нашем сайте вы не только сможете более подробно рассмотреть темы уроков, но и получить доступные и интересные пояснения к ним.

Биология: Животные: Учеб. для 7 кл. сред. шк. / Б. Е. Быховский, Е. В. Козлова, А. С. Мончадский и др.; Под. ред. М. А. Козлова. — 23-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 256 с.: ил.

Размножение водорослей

У водорослей различают, бесполое и половое размножение.

Бесполое размножение осуществляется вегетативно или с помощью спор. Вегетативное размножение у одноклеточных водорослей происходит путём деления клетки пополам, а у многоклеточных — участками колоний или отделением частей от слоевища. Споры формируются в особых клетках путём деления. У одних водорослей споры имеют жгутики и могут с их помощью передвигаться в воде. Такие споры назвали зооспорами (животными спорами), потому что раньше способность к движению считалась характерной только для животных. У других спор жгутиков нет, и они неподвижны. Особи, на которых формируются споры, называют спорофитами (от греч. спора — семя и фитон — растение).

Половое размножение происходит при помощи особых половых клеток — гамет. Особь, на которой они образуются, называют гаметофитом (от греч. гамете — жена, гаметес — муж и фитон). Гаметы сливаются попарно и образуют зиготу (от греч. зиготес — соединённый вместе). Из зиготы образуются новые особи. Как правило, в благоприятных условиях водоросли размножаются бесполым путём, а в неблагоприятных — половым.

Программа обучения зоологии в 7 классе

Биология 7 класс ставит перед собой цель познакомить учащихся с многообразием животного мира. Начинается знакомство с одноклеточных организмов, постепенно переходя к другим классам животных, которые появились в процессе эволюции.

Школьники в 7 классе будут изучать не только разнообразие биологических организмов, но и узнают, на какие классы и отделы они делятся, как их можно различать по типам и видам, а также поближе познакомятся с их представителями.

Программа обучения учащихся с биологией 7 класса дает знания детям о строении каждого живого организма, о его жизнедеятельности, поведении, обитании и способах выживания. Школьники с уроков зоологии узнают, что такое естественный отбор и почему он происходит в природе, как животные на протяжении своего исторического развития научились приспосабливаться и выживать.

Биология 7 класс будет знакомить школьников не только с характеристиками животных, но и познакомит с их строением, размножением, ростом и развитием. Ученики узнают о роли каждого животного в природе и жизни человека. А также на уроках зоологии получат представление о рациональном использовании животного мира и его охране.

Важным разделом в изучении зоологии будет ознакомление с таким понятием, как биосистемы и их взаимосвязь с окружающим миром и между собой.

Также школьники из курса обучения зоологии должны понять о необходимости изучения этого предмета, так как эта наука очень тесно связана с деятельность человека и имеет огромное практическое значения для его жизни.

Среда обитания и многообразие водорослей. Интерактивные задания и упражнения

Водоросли являются древнейшими растениями. Это преимущественно водные организмы, обитающие как в пресной, так и в солёной воде. Но некоторые виды водорослей живут на поверхности почвы, коре деревьев, на камнях и в других местах с повышенной влажностью. Виды, живущие вне воды, в период засухи находятся в состоянии покоя.

Среди более 30 тыс. ныне известных видов водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы (рис. 17). Размеры водорослей колеблются от микроскопических (тысячные доли миллиметра) до нескольких десятков метров. Живущие в воде одноклеточные микроскопические водоросли могут пассивно плавать в толще воды или активно в ней передвигаться с помощью жгутиков, образуя фитопланктон (от греч. фитон — растение и планктос — блуждающий). Некоторые водоросли способны прикрепляться к грунту или к различным предметам в водоёме.

Роль системы органов в организме

Система органов – это сложный механизм, который помогает организму функционировать внутри и взаимодействовать с внешней средой. Каждый орган выполняет свою специфическую функцию, а взаимодействие между органами позволяет организму поддерживать жизнедеятельность и адаптироваться к изменяющимся условиям.

Система органов состоит из нескольких систем:

  • Пищеварительная система обеспечивает поступление пищи и ее переваривание для получения питательных веществ;
  • Дыхательная система обеспечивает поступление кислорода и вывод углекислого газа;
  • Кровеносная система отвечает за циркуляцию крови и доставку кислорода и питательных веществ во все органы и ткани;
  • Нервная система координирует и контролирует работу органов и регулирует их взаимодействие;
  • Выделительная система отвечает за удаление отходов из организма;
  • Опорно-двигательная система предоставляет поддержку и обеспечивает движение;
  • Репродуктивная система отвечает за размножение и передачу генетической информации.

Каждый орган выполняет свою функцию, но взаимодействие между органами и системами органов позволяет организму работать как единое целое.

Например, пищеварительная система разлагает пищу на простые вещества, которые затем поступают в кровь и распределяются по органам и тканям. Кровеносная система обеспечивает доставку этих веществ, а также кислорода, необходимого для обмена веществ, к каждой клетке организма. А нервная система координирует все процессы и регулирует взаимодействие между органами и системами.

Таким образом, система органов играет ключевую роль в организме, обеспечивая его нормальное функционирование, адаптацию к изменениям внешней среды и поддержание жизнедеятельности.

Принцип функциональности

Система органов – это сложная и взаимосвязанная структура, цель которой заключается в обеспечении и поддержании жизнедеятельности организма. Основным принципом функционирования системы органов является ее специализация. Каждый орган выполняет определенную функцию, несущую определенное значение для организма в целом.

Система органов состоит из различных пунктов, таких, как нервная система, сердечно-сосудистая система, пищеварительная система, дыхательная система и многих других. Каждая из этих систем имеет свою специализацию и выполняет свою функцию, что является основой для нормальной жизнедеятельности организма.

Принцип функциональности системы органов заключается в том, что эти системы работают вместе и взаимодействуют друг с другом. Например, нервная система передает сигналы от мозга к органам и обратно, контролируя их работу. Сердечно-сосудистая система обеспечивает постоянную циркуляцию крови по всем органам и тканям, что обеспечивает их питание и функционирование.

Кроме того, системы органов взаимодействуют и с другими системами организма. Например, пищеварительная система сотрудничает с мочевыделительной системой для вывода излишков воды и веществ, а дыхательная система связана с кровеносной системой для поступления кислорода и удаления углекислого газа.

Все эти взаимосвязи и взаимодействие между системами органов обеспечивают согласованную работу и функционирование организма в целом. Отклонение от нормы в функционировании одной системы может повлечь за собой нарушения в работе других систем и привести к различным заболеваниям.

Основные принципы системы органов

Система органов — важная часть организма, ответственная за выполнение определенных функций. Основные принципы системы органов включают следующее:

1. Взаимодействие и координация

Система органов работает как единое целое, взаимодействуя и координируя свою работу для поддержания нормального функционирования организма. Каждый орган выполняет свою специфическую функцию, но все органы взаимосвязаны и влияют друг на друга.

2. Разделение труда

Система органов разделена на несколько подсистем или систем органов, каждая из которых выполняет определенную функцию. Например, сердечно-сосудистая система отвечает за циркуляцию крови, дыхательная система — за поступление кислорода и выведение углекислого газа.

3. Взаимодействие с внешней средой

Система органов взаимодействует с внешней средой организма, принимая необходимые для жизни вещества и избавляясь от отходов. Например, пищеварительная система получает питательные вещества из пищи, а мочевыделительная система удаляет отходы через мочу.

4. Регуляция и поддержание внутренней среды

Система органов отвечает за поддержание стабильности внутренней среды организма (гомеостаз), что необходимо для нормального функционирования всех органов и систем. Например, нервная система и эндокринная система контролируют уровень глюкозы в крови для поддержания нормальной работы организма.

5. Интеграция с другими системами

Система органов интегрируется с другими системами организма, такими как нервная система, эндокринная система и иммунная система. Взаимодействие всех систем позволяет организму адаптироваться к изменяющимся условиям внутри и вне организма.

Биология 7 класс

Биология 7 класс на протяжении всего учебного года будет знакомить школьников с разнообразием животного мира нашей планеты и их классификацией. Начинается изучение биологии в 7 классе с ознакомления с такой биологической отраслью, как зоология, которая занимается изучением животного мира.

На уроках биологии в 7 классе школьники получат основные сведения о понятиях зоологии, узнают об этапах ее становления, ее разделах и значении зоологии, как науки о живых существах.

На протяжении учебного года ученики будут знакомиться с историей развития животного мира, его многообразием, системой, родственными отношениями между животными и узнают об происходящих эволюционных процессах в мире животных.

Одноклеточные животные, или Простейшие

3. Обыкновенная амеба, ее среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности
4. Зеленая эвглена — своеобразный жгутиконосец. Вольвокс
5. Инфузория-туфелька
6. Многообразие, значение и общие черты простейших

Тип кишечнополостные

7. Пресноводный полин гидра
8. Особенности внутреннего строения гидры
9. Размножение гидры
10. Многообразие, значение и общие черты кишечнополостных

Тип кольчатые черви

15. Дождевой червь
16. Дождевой червь. Многообразие кольчатых червей и их общие черты
17. Особенности плоских, круглых и кольчатых червей

Тип моллюски, или Мягкотелые

18. Обыкновенный прудовик
19. Беззубка
20. Многообразие, значение и общие черты моллюсков
21. Животные — особая группа организмов
22. Роль изученных групп животных в природе и жизни человека. Летние задания

Класс насекомые

27. Майский жук
28. Внутреннее строение майского жука
29. Размножение и развитие насекомых
30. Отряд Бабочки, или Чешуекрылые
31. Тутовый шелкопряд и шелководство
32. Отряд Двукрылые
33. Отряд Перепончатокрылые
34. Медоносная пчела
35. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

Тип хордовые

36. Ланцетник — низшее хордовое животное
37. Рыбы. Речной окунь — представитель костных рыб
38. Скелет, мышцы и плавательный пузырь речного окуня
39. Внутренние органы рыб
40. Нервная система, органы чувств и поведение рыб
41. Размножение и развитие рыб
42. Многообразие рыб. Класс хрящевые рыбы
43. Многообразие рыб. Класс костистые рыбы. Общие черты рыб
44. Хозяйственное значение рыб и охрана рыбных богатств

Класс земноводные

45. Особенности внешнего строения и передвижения лягушки в связи со средой обитания
46. Внутреннее строение лягушки
47. Размножение, развитие и происхождение земноводных
48. Многообразие земноводных, их значение, охрана и общие черты

Класс пресмыкающиеся

49. Прыткая ящерица
50. Многообразие пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые
51. Многообразие пресмыкающихся. Отряды Черепахи и Крокодилы. Общие черты пресмыкающихся
52. Происхождение пресмыкающихся

Класс птицы

53. Особенности внешнего строения птиц на примере сизого голубя
54. Особенности строения скелета и мускулатуры птиц, связанные с полетом
55. Особенности внутреннего строения птиц. Органы чувств
56. Размножение и развитие птиц
57. Приспособленность птиц к сезонным явлениям природы
58. Происхождение и общие черты птиц
59. Птицы леса
60. Хищные птицы
61. Водоплавающие птицы
62. Птицы открытых пространств суши
63. Птицы культурных ландшафтов
64. Роль птиц в природе и жизни человека
65. Птицеводство

Класс млекопитающие, или Звери

66. Внешнее строение млекопитающих на примере домашней собаки 
67. Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки
68. Нервная система, органы чувств и поведение млекопитающих
69. Размножение и развитие млекопитающих
70. Происхождение млекопитающих
71. Отряд насекомоядные
72. Отряд Рукокрылые
73. Грызущие млекопитающие
74. Отряд Хищные
75. Морские млекопитающие
76. Копытные млекопитающие
77. Отряд Приматы
78. Млекопитающие, их значение, охрана и общие черты
79. Сельскохозяйственные животные класса млекопитающих. Крупный и мелкий рогатый скот
80. Сельскохозяйственные животные класса млекопитающих. Свиноводство и коневодство
81. Хордовые, их основные особенности и значение

Эволюция животного мира

82. Доказательства эволюции животного мира
83. Раскрытие Ч. Дарвином причин эволюции животного мира
84. Борьба за существование и естественный отбор
85. Основные этапы эволюции беспозвоночных животных
86. Основные этапы эволюции хордовых

Природные сообщества

87. Среда обитания организмов и ее основные факторы
88. Сезонные изменения в жизни животных
89. Природные сообщества
90. Природные сообщества, влияние человека на них и их охрана

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: