Аристотель

От физики до метафизики

Аристотель был универсальным мыслителем, он смог собрать воедино и выстроить в систему разрозненные знания, накопленные до него другими философами. Он разделил философию на три раздела: теоретическую, практическую и творческую. Первую он называл «бескорыстной наукой» — она занималась поиском истины и интересовалась знанием в чистом виде. Практический раздел изучал природу и применял философские понятия к человеческой жизни. Творческая философия — это все виды искусств.

Как и любая наука, философия имеет свои инструменты, при помощи которых занимается изучением бытия. Таким инструментом Аристотель считал логику. Его называют основателем научной логики, которая не потеряла своей значимости до сих пор. Каким же образом работает этот инструмент? Философ применял универсальную схему познания, состоящую из четырех причин. Первая причина — материя, то, из чего состоит изучаемый объект. Вторая причина — форма, чем он является, «что это?». Третья причина — производящая или движущая, «откуда произошло?». Четвертая причина — целевая или конечная, «для чего?». По такой схеме, считал философ, можно познать все что угодно.

Аристотель был не только блестящим теоретиком, но и прекрасным наставником. Самым знаменитым его учеником стал Александр Македонский, которого философ обучал всем разновидностям философских наук. Были у Аристотеля и менее способные ученики. Однажды к нему пришел юноша, пожелавший обрести мудрость. Но он был необыкновенно болтлив, его рот не закрывался ни на минуту. «С тебя я возьму вдвое большую плату за обучение», — сказал философ. «Почему?» — удивился новый ученик. «Потому что прежде, чем я научу тебя говорить мудрые вещи, я должен научить тебя молчать».

В своих работах Аристотель описывал механизм использования водолазного колокола. В 332 году до н. э., по свидетельству Аристотеля, Александр македонский во время осады финикийского города тира спускался в нем на дно.

Политика Аристотеля

Одной из наук, основы которой заложил Аристотель, стала политика. Общественные отношения, считал философ, тесно связаны с этикой. Этика изучает благо отдельного человека, политика — благо государства, то есть сообщества людей. Что такое добро и зло, как обрести добродетель и избежать пороков, что есть счастье и как оно соотносится с чувством долга — все эти вопросы рассматривает этика.

Философ был уверен, что человеческое счастье — в добродетели, зло никого не сделает счастливым. В чем же заключается рецепт счастья по Аристотелю? Нужно всегда выбирать золотую середину и избегать крайностей, считал он. К примеру, мужество — это середина между бездумной отвагой и трусостью. Другие добродетели, восхваляемые Аристотелем: умеренность, великодушие, правдивость, дружелюбие, справедливость.

Человек, по мнению Аристотеля, существо политическое, для людей естественно жить в обществе, поодиночке люди жить не могут. Поэтому задача правителей и цель политики — создать благополучное государство, где каждому гражданину будет комфортно. Фундамент государства — частная собственность, семья и защита прав каждого человека. Граждане государства образуют три слоя: очень богатые, средние и неимущие. Наилучшей ситуацией для любой страны будет такая, при которой средний слой будет преобладать, так как основа всех общественных потрясений — имущественное неравенство.

Аристотель считал, что у каждого явления есть нравственная цель или конечная причина. Эта блестящая идея, предполагающая, что у всего сущего есть Причины и первоначала, находит своих сторонников и сегодня, и была одной из основных концепций европейской религиозной мысли, как показывает гравюра XVI века «Великая цепь бытия» — Бог находится на вершине пирамиды всего сущего.

Поделиться ссылкой

Телеология Аристотеля

Для объяснения процессов движения, изме-нения и развития, происходящих в мире, Аристотель вводит четыре класса причин: материальные, формальные, действующие и целевые: «Все … причины подпадают под четыре совершенно очевидных вида. Звуки речи у слогов, материал изделий, огонь, земля и все такого рода элементы тел, части целого, предпосылки для вывода – все они причины этих вещей в значении того, из чего эти вещи состоят; причем одни из них суть причины как субстрата (например, части), другие – как суть бытия вещи (таковы целое, связь и форма). С другой стороны, семя, врачеватель, советчик и вообще то, что действует, – все это причины в смысле того, откуда начало изменения или покоя. А остальные суть причины в смысле цели и блага для другого, ибо «то, ради чего» должно быть наилучшим и целью для другого, причем нет никакой разницы, идет ли речь о подлинном благе или о кажущемся благе». Таким образом, причиной того, что из бронзы возникла статуя, является, во-первых, сама бронза (материальная причина), во-вторых, деятельность ваятеля (действующая причина), в-третьих, та форма, которую приобрела бронза в результате деятельности ваятеля (формаль-ная причина), и, в-четвертых, та цель, которую ставил перед собой ваятель (целевая причина или «ради чего», как обычно говорил Аристотель). Аристотелевское учение о конечной, це-левой причине получило название телеологии (от греч. «телеос» – цель).

За пределами Афин

Греки отправились в Малую Азию, где остановились в городе Атарнея, которым управлял тиран Гермий. Это был ученик Аристотеля, воспитанный на его идеях и философии. Гермий, как и его учитель, стремился избавить греческие полисы в Малой Азии от владычества Персии. Некоторые современники Аристотеля считают, что философ приехал к тирану не с личным визитом, а с дипломатической миссией.

Тирана Гермия вскоре убили по приказу персидского царя Артаксеркса. Убийство Гермия стало ударом для Аристотеля, который потерял не только друга и ученика, но и союзника в борьбе за независимость полисов. В дальнейшем он посвятил ему два стихотворения, в которых воспел добродетели Гермия.

В Атарнее Аристотель провел три года, женился на приёмной дочери Гермия – Пифиаде, сблизившись с ней после смерти её отца. Вместе с ней, спасаясь от персов, Аристотель бежал из Атарнеи на остров Лесбос в город Митилен. В браке философ с Пифиадой прожил всю жизнь, пережив ее на несколько лет. У пары была дочь, которую назвали в честь матери. Друг Аристотеля Ксенократ в это время вернулся в Афины. Пребывание на Лесбосе не продлилось долго. Философ вскоре получил письмо от Филиппа Второго, который после смерти своего отца возглавил Македонию. Филипп приглашал Аристотеля стать воспитателем его сына – Александра.

Составляющие философии Аристотеля

Учение философа делится на 4 части:

  • теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
  • практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
  • поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
  • логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.

В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.

Философские идеи Аристотеля

Его считают универсальным ученым, человеком энциклопедических знаний, который изучал логику, этику, психологию, физику, биологию, математику. Он изучал место, которое философия занимает среди наук. Под философией Аристотель понимал комплекс научных и теоретических знаний о действительности. Среди основных идей, которые в своем учении разрабатывал Аристотель, стоит отметить:

  • Человеческое мышление и мир – сложные, многосторонние явления.
  • Суть человеческого мышления – самый главный предмет философии как науки.
  • Существуют понятия «первая философия», под которой Аристотель понимал метафизику, и «вторая философия», ставшая потом физикой. Метафизику интересует только то, что существует всегда и везде. Любопытно, что метафизика – это все сочинения, написанные Аристотелем после произведения «Физика». Термин «метафизика» использовал не сам философ, а его ученик Андроник, дословно это слово так и переводится «после физики».
  • Все сущее состоит из двух начал – материи и формы, которая является действующим и ведущим элементом.
  • Бог – это источник всего творческого и всего активного. Также Бог – это цель, к которой все сущее все время стремиться.
  • Душой обладают и люди, и растения, и животные, у которых душа имеет чувства. У растений душа – стимулирует рост. У людей душа обладает разумом.
  • Душа бестелесная, это форма живого тела, но не его внешняя форма, а внутренняя. Душа неотделима от тела, из-за чего не существует переселение душ.
  • Бог и первоматерия определяют границы мира, а также задают их.

В политической сфере Аристотель понимал человека как общественное животное. Его сферу жизни формируют государство, общество и семья. Государство у философа – это государственный деятель, который управляет людьми так, как того требуют обстоятельства, заботясь об их духовном, моральном и физическом развитии. Для государства самыми лучшими формами могут быть только:

  • Аристократия.
  • Монархия.
  • Умеренная демократия.

Обратными негативными сторонами таких государственных форм считаются охлократия, тирания и олигархия.

Существующие науки Аристотель поделил на три группы:

  • Поэтические, способные внести в жизнь человека прекрасное.
  • Теоретические, обучающие знаниям. Это математика, физика и первая философия.
  • Практические, отвечающие за поведение человека.

Благодаря Аристотелю в науке появилось понятие «категория». Философ выделял такие категории, как материя, которая рождается из первоэлементов; форма; время; цель; время, бытие; дедукция и индукция.

Аристотель считал, что знания человек получает, основываясь на собственных ощущениях, опыта и умений. Все эти категории можно проанализировать и сделать потом выводы (умозаключения). Знания человек получает только тогда, когда может применить их на практике. Если этого не происходит, то такие знания стоит называть мнение.

Аристотель об этике

Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.

Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.

Детство и юность

Аристотель появился на свет в македонском городе Стагире в 384 или в 383 году до нашей эры в семье врача Никомаха, который служил при дворе царя Аминты Третьего. Отец был родом с острова Андрос, а мать будущего философа – Фестида – с Халкиды Эвбейской. Род отца был одним из самых древних в Элладе. Никомах настоял на том, чтобы Аристотеля и остальных детей обучали с ранних лет, что считалось нормальным для знатных семейств того времени. Благородное происхождение и высокий статус отца сослужили ему службу, когда его родители в 369 году до нашей эры умерли. Аристотеля усыновил муж его старшей сестры, которого звали Проксен. Именно он настоял на том, чтобы племянник продолжил свое обучение, и всячески этому способствовал. От отца Аристотель унаследовал интерес к медицине, биологии и естествознанию. Проводя много времени при дворе Аминта Третьего, мальчик общался с его сыном – Филиппом, который позже стал новым македонским царём под именем Филипп Второй.

Отец оставил сыну приличную сумму денег, которые пошли на обучение Аристотеля. Проксен покупал мальчику книги, в том числе и самые редкие. Опекун и воспитанник были очень близки, и эту дружбу Аристотель пронес через всю жизнь. После смерти опекуна он делал все, чтобы семья Проксена ни в чем не нуждались.

Философия Аристотеля: общая характеристика

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Платона и наставник Александра Македонского. Он сформулировал множество философских идей и концепций, которые оказали значительное влияние на западную интеллектуальную традицию.

Одной из ключевых идей Аристотеля является тезис о том, что все, что существует в мире, имеет свою природу и цель. Он полагал, что для понимания и изучения мира необходимо исходить из его наблюдаемых явлений и находить общие закономерности. Аристотель разработал метод научного исследования, основанный на наблюдении, описании и классификации объектов и явлений

Он подчеркивал важность эмпирического и опытного знания, отличаясь в этом от своего учителя Платона, который больше склонялся к рационалистическому подходу

Одним из основных разделов философии Аристотеля является его метафизика. Аристотель интересовался вопросами о природе бытия и рассматривал сущность вещей и их первопричины. В его метафизике центральное место занимает понятие «причины», которое он разделял на несколько видов: материальную причину, формальную причину, причину-движущую и причину-цель. Он полагал, что все вещи имеют свои цели и стремятся к ним.

Этика является еще одним существенным аспектом философии Аристотеля. Он рассматривал этику как науку о морали и нравственности и исследовал вопросы о ценностях, добродетели и счастье. Аристотель полагал, что счастье — это главная цель человеческой жизни, и оно достигается путем развития добродетелей. Он выделял 11 добродетелей, таких как мудрость, справедливость, храбрость и т.д., которые, по его мнению, помогают человеку достигнуть счастья и благополучия.

В области логики Аристотель разработал теорию категорий и учение о силлогизмах. Он классифицировал основные виды понятий и суждений, а также рассматривал правила доказательства и логические законы. Его учение о силлогизмах сформировало основу для последующего развития формальной логики.

Философские идеи Аристотеля продолжают оставаться важными и актуальными в наши дни. Его подход к научному исследованию, этика и логика оказали влияние на развитие европейской философии и науки. Поэтому философия Аристотеля имеет особое значение для понимания истории мысли и для современного понимания мира.

Понятия души и мышления в философии Аристотеля

Во взглядах на данные феномены Аристотель также разошелся с Платоном. По Аристотелю, душой может обладать только естественное живое тело – растение, животное и человек. Скажем, топор души не имеет. Душа – это осуществление (Аристотель использует термин «энтелехия») возможности жизни: «…душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела… душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью». Душа в понимании Аристотеля является, так сказать, спутницей жизни, её наличие свидетельствует о завершенности тела, осуществленности возможности жизни.

В отличие от Платона, Аристотель настаивает на неразрывной связи души и тела. Душа без тела существовать не может. Он различает три вида души: растительную, животную и разумную. Первым видом души обладает растительный мир, а признаками такой души является способность к питанию. Чтобы быть животным, достаточно к функциям растительной души добавить чувство осязания (ощущение): «животное впервые появляется благодаря ощущению». Наконец разумная душа, означающая способность к рассуждению и размышлению, это – достояние человека. Разумеется, в каждой из высших душ присутствуют и свойства низших.

Споры Платона и Аристотеля

Аристотель (384–322 до н. э.) учился в Академии Платона. Был воспитателем Александра Македонского. После возвращения в Афины основал Ликей — философскую школу

Аристотель был учеником Платона, самым любимым и самым способным. Но, усвоив идеи учителя, он понял, что не может согласиться со всеми его умозаключениями. В первую очередь он не считал истинным утверждение, что идеальный мир выше материального. «Платон мне друг, но истина дороже», — эта фраза Аристотеля, дошедшая до нас из глубины веков, иллюстрирует отношения между двумя величайшими философами Античности.

Чем же отличаются философские взгляды Аристотеля? Он считал, что идеальный мир не может существовать отдельно от материального. «Разве тень может существовать отдельно от предмета, который ее отбрасывает?» — спрашивал он. Трудно представить, что сам предмет находится в одном мире, а его тень — в другом. Значит, это две части одного целого, которые неразрывно связаны.

Идеализму Платона Аристотель противопоставил материализм. Дух не может существовать отдельно от материи, а мир идей отдельно от мира вещей — таков был вердикт Аристотеля. Таким образом, Платон и Аристотель стали основоположниками двух основных направлений философии: идеализма и материализма. И спор между этими направлениями, начатый более двух тысяч лет назад, продолжается по сей день. Иллюстрацией противоречий между учеником и учителем стала картина Рафаэля «Афинская школа», где Платон изображен указывающим рукой на небо, а Аристотель — на землю.

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.

Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.

Македонский период

Точная дата приезда Аристотеля в Пеллу – столицу Македонии – неизвестна. Скорей всего, это произошло в конце 340-х гг. до нашей эры. Здесь философ пробыл восемь лет, из которых три года отдал воспитанию наследника престола. Аристотель в обучении Александра отдавал предпочтение героическим эпосам и поэзии того времени. Особенно македонскому принцу нравилась Илиада, в которой идеальным героем для Александра стал Ахиллес. Процесс воспитания и обучения закончился в тот момент, когда Филиппа Второго убили, и Александр стал новым правителем Македонии.

Одновременно с обучением, Аристотель занимался наукой, развивал свои идеи, наблюдал за природой. И Филипп, и Александр выделяли большие деньги для того, чтобы грек ни в чем не нуждался. Став правителем, Александр отдал распоряжение о том, чтобы придворные доставляли ученому редкие виды животных, растений, трав, деревьев. При дворе македонского царя Аристотель пробыл до тех пор, пока правитель страны не отправился в поход в Азию. После этого философ собрал свои вещи и отправился в Афины. В столице вместо грека остался его племянник Каллисфен, который был воспитан в духе аристотелевской философии и мировоззрения.

Как и все, что связано с Аристотелем, пребывание в Македонии опутано слухами и тайнами. Современники философа говорили о том, что он много времени проводил в походах с Александром, когда тот стал завоевывать мир. Биографы же утверждают, что таких поездок не было, а все наблюдения за редкими животными, жизнью других народов Аристотель делал во время пребывания при македонском дворе.

Этика Аристотеля: основы морального поведения

Аристотель, древнегреческий философ, считал, что этика является важной составляющей жизни и позволяет достигнуть счастья. В его этике есть несколько основных концепций, которые определяют моральное поведение

  1. Понятие ценности: Аристотель утверждал, что все действия и стремления людей основаны на поиске счастья. Он считал, что счастье является самой высшей целью и настоящей ценностью в жизни. Поэтому моральное поведение должно быть направлено на достижение этой цели.
  2. Средний путь: Аристотель верил в концепцию золотой середины. Он считал, что моральное поведение заключается в нахождении оптимального равновесия между крайностями. Например, щедрость является добродетелью, но если она превосходит разумные пределы, то может стать расточительностью.
  3. Добродетели: В этике Аристотеля основную роль играют добродетели. Он считал, что добродетели — это характеристики, которые помогают людям вести моральную жизнь и достигать счастья. Он выделял такие добродетели, как справедливость, мудрость, мужество, умеренность и дружелюбие.
  4. Привычка и образы поведения: Аристотель утверждал, что моральное поведение не является врожденным, а приобретается через привычки и образы поведения. Он считал, что нужно развивать добродетели через практическую деятельность и постоянное упражнение.
  5. Социальный аспект: Аристотель также подчеркивал социальный аспект этики. Он считал, что моральное поведение не может быть рассмотрено в отрыве от общества и сообщества. Счастье достигается не только через индивидуальные действия, но и через участие в жизни сообщества и выполнение своих гражданских обязанностей.

Таким образом, этика Аристотеля основана на стремлении к счастью и включает в себя концепции ценности, среднего пути, добродетелей, привычек и социального аспекта. Она призывает людей к моральному поведению и развитию добродетелей, чтобы достичь настоящего счастья.

Формирование мировоззрения и философских идей

Отец Аристотеля написал несколько сочинений по медицине, которыми зачитывался мальчик в юности. Также среди наследия Никомаха были его личные наблюдения, описывавшие органическую и неорганическую природу. Эти сочинения способствовали формированию мировоззрения мальчика, которое продолжало развиваться под влиянием следующих факторов:

  • Аристотель постоянно слушал при дворе и в семье рассказы о Сократе, Платоне и других мудрецах из Афин.
  • Проксен заставлял мальчика много читать книг по естествознанию и передавал ему свои личные знания и мудрость.
  • После переезда в Афины в 367 году до нашей эры Аристотель стал изучать труды Платона.
  • Также он знакомился с философскими сочинениями других греческих философов и мудрецов.
  • Продолжая своё образование, Аристотель учился в Афинах – центре политической, общественной, культурной и научной жизни древней Эллады.

Аристотель обладал острым умом и отличной памятью и довольно скептически относился к философским концепциям и идеям Платона. Молодой человек не поддался обаянию старого грека, несмотря на то, что в детстве восхищался Платоном и считал его своим учителем.

Огромное влияние на Аристотеля оказывала среда, в которой он вырос. С юных лет Аристотель привык жить красиво, ни в чем себе не отказывая. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.

В первую очередь, Аристотель делал все, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил, что хотел, одевался совсем не так, как другие греки, увлекался женщинами, тратил на них большие средства. При этом женщин он не оценивал слишком высоко и этот факт совсем не скрывал.

Отказ от аскетического образа жизни философа, к которому так привыкли афиняне, отвернули от Аристотеля жителей Афин. Они отказывались признавать его настоящим философом, не считая его равным Платону. Последний, впрочем, несмотря ни на что,  отдавал должное острому уму и идеям Аристотеля.

Подобный образ жизни привел к тому, что грек потратил состояние, которое осталось от отца. Биографы Аристотеля говорят о том, что философ решил стать дрогистом. То есть, заняться собиранием лекарственных трав и изготовлением зелий на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил состояние, а занимался медициной и зельями, поскольку хотел помогать больным. Скорей всего, это и вызвало зарождение слухов о том, что Аристотель спустил все деньги на кутежи и женщин.

«Поэтика» Аристотеля

Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.

Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.

В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).

Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.

Онтология Аристотеля: принципы существования

Онтология является одной из важнейших областей философии, которая изучает принципы существования и структуру реальности. Онтология Аристотеля, одного из величайших философов древности, является фундаментом его философской системы.

Аристотель разработал концепцию о трех уровнях бытия: субстанциях, атрибутах и отношениях. Субстанции – это индивидуальные вещи или сущности, которые существуют независимо от других вещей. Они являются основой всего бытия и элементарными строительными блоками реальности.

Атрибуты – это качества или свойства, которые относятся к субстанции. Аристотель утверждал, что атрибуты не могут существовать отдельно от субстанции. Например, цвет, форма или размер описывают атрибуты субстанции.

Отношения – это связи между субстанциями или атрибутами. Аристотель считал, что отношения не существуют самостоятельно, а существуют только внутри субстанций или между ними.

Для Аристотеля также было важно понятие акта и потенциала. Акт – это то, что существует в реальности, а потенциал – это то, что может стать реальным, но пока еще не реализовано

Например, зерно в акте – это уже растение, а зерно в потенциале – это возможность для будущего растения.

Онтология Аристотеля основана на наблюдении и классификации мира. Он считал, что знание о реальности может быть получено только через наблюдение и анализ. Аристотель стремился найти всеобщие принципы и законы, которые объясняют структуру мира и реальность.

В своей онтологии Аристотель также разработал иерархию сущностей, известную как классификация аристотелевской онтологии. Самые низшие и простые субстанции – это одушевленные и неодушевленные вещи, а высшей субстанцией является Бог.

Онтология Аристотеля не только имела огромное влияние на развитие западной философии, но и оказала влияние на различные области знания, включая логику, физику, биологию и метафизику. Его философские идеи стали основой для многих философских школ и течений вплоть до современности.

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.

В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.

Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.

Именно в Афинах были написаны основные произведения и сочинения Аристотеля, который получил прекрасный шанс излагать свои идеи ученикам.

В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.

Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.

Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.

Основы философии Аристотеля

Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.

Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни.

Аристотель – автор работ, которые легли в основу современной философии. И самые известные из них — «Риторика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Органон».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: