Спорт в древней греции: занятие для гражданина

Истмийские игры

Олимпийские игры

Наиболее древними и значимыми в Греции были Олимпийские игры. Они происходили в святилище Зевса Олимпийского в 60 км юго-восточнее Элиды.

Их возникновение приписывалось то самому Зевсу, то Гераклу. Дату первых достоверно известных состязаний, 776 г. до н. э., греки зачастую использовали как отправную точку для начала летоисчисления. Принимать участие в Олимпийских играх и быть на них зрителями могли только свободные греки, полноправные граждане, не запятнанные пролитием крови. На время проведения игр для безопасности участников и гостей объявлялся Священный мир. Атлеты должны были прибыть в Элиду за год до начала игр и здесь готовиться к ним вместе, чтобы познакомиться и оценить силы друг друга. Фестиваль открывался торжественным шествием, атлеты, судьи и жрецы все вместе вступали в Олимпию, приносили жертвы и клялись бороться честно. Игры продолжались три дня, а начиная с 468 г. до н. э. — пять. На третий день состязаний устраивали главные жертвоприношения в священной роще Зевса. В последний день праздника вручались награды, победитель получал увитый пурпурными лентами оливковый венок и пальмовую ветвь, а глашатай торжественно объявлял собравшимся его имя и город, откуда он был родом.

Награждение атлетов. Мозаика. Археологический музей, Олимпия

По возвращении домой победитель получал почести от сограждан, ему навстречу выходил весь народ. Олимпионик в роскошной пурпурной одежде въезжал в город на колеснице, запряженной четверкой коней.

Его сопровождала процессия конных и пеших граждан. Бывали случаи, когда для въезда победителя в город разбирали часть стены. В сопровождении сограждан олимпионик шел в храм и посвящал свой венок богу-покровителю города. Затем в его честь давался обед в пританее или зале для совещаний; сочинялись торжественные гимны, которые заказывались таким мастерам жанра, как Пиндар, Симонид Кеосский и Вакхи-лид. В Афинах имя олимпионика указывалось в документах рядом с именем архонта-эпонима, он освобождался от всех повинностей и пользовался почетным местом на играх и праздниках.

https://youtube.com/watch?v=bc-U9i4sEa4

Поделиться ссылкой

Атлеты Древнего мира[править]

В древности физическая сила для человека имела огромное значение. Для того чтобы выжить в тяжелейших условиях того времени, нужно было иметь отличное здоровье и крепкие мышцы. Сильные охотники могли накормить своих женщин и детей, могучие воины — защитить соплеменников от врагов.

Все это порождало преклонение перед силой. Герои становились вождями и королями.

В Древней Греции поэты прославляли могучих, как боги, людей. Одним из любимых греческих мифов стал миф о Геракле, которого не могли остановить никакие преграды, в том числе гнев богов и сама судьба.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | Энциклопедия.

Спорт, ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ, ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и. http://www.krugosvet.ru/enc/sport/OLIMPISKIE_IGRI_DREVNE_GRETSII.html

Дошли до нашего времени и имена реальных людей: Полидама, на скаку остановившего колесницу и голыми руками одолевшего льва; легендарного атлета и победителя Олимпийских игр Филиппа; знаменитого Милона Кротонского, который с 532 по 512 год до н. э. 25 раз побеждал в олимпийских соревнованиях по борьбе и атлетике.

Цари Древней Греции также отличались атлетическими достижениями, среди них был спартанский царь Леонид, македонский царь Филипп и его сын Александр. Известные философы и ученые Древней Греции также зачастую были великими атлетами. Таковыми по дошедшим до нас сведениям являлись Пифагор и Гиппократ, Сократ и Платон, Аристотель, Софокл и Еврипид.

Олимпийские игры Древней Греции — Олимпийская.

О возникновении легендарных празднеств в долине Алфея повествуют многие. Среди прославленных атлетов древности наибольшей известности. https://slovari.yandex.ru/

Древние мудрецы полагали, что люди должны быть совершенны не только духовно, но и физически. Платон называл «хромыми» тех, у кого развитие разума отставало от развития тела и наоборот. Перикл утверждал, что не доверил бы и самую ничтожную государственную должность человеку, который свое интеллектуальное совершенство не сочетает с физическим. Не потому ли весь мир до сих пор восхищается древнегреческими статуями атлетов, их пропорциональной мускулатурой?

В Древнем Риме были свои выдающиеся атлеты: циркач Атлас, всходивший по лестнице в 200-килограммовом панцире и поножах по 100 кг каждая; легионер Вирий Ва-лент, поднимавший на плечи повозку с дневным рационом своей когорты и удерживавший ее в таком положении все время разгрузки; императоры Максимин и Тиберий.

Соревнования античных Олимпийских игр — Википедия

виды спортивных Олимпийских состязаний Древней Греции с 776 г. до н. э. до конца IV века нашей эры. Атлетические состязания древние греки возводят к времени жизни. Атлеты пробегают стадион, поворачивают вокруг столба и. Легендарным борцом был Милон из Кротона, который в 14-летнем. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%9E%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B8%D0%B3%D1%80

Хотя Спартак, как и большинство гладиаторов, не был римлянином, но, безусловно, остался одним из выдающихся героев этой эпохи. Следует отметить, что в период Средневековья культ физической силы и ловкости реализовывал себя главным образом в форме рыцарских турниров. Доспехи рыцарей весили до 40 кг (не считая длинного копья, громадного меча и щита).

Известные атлеты древности — iLoveGreece.ru

Хионис из Спарты был самым известным атлетом Древней Греции, который участвовал в Олимпиадах несколько лет подряд и становился. http://www.ilovegreece.ru/about-greece/heritage/olympic-games/famous-athletes-of-antiquity

Примечания и ссылки

  1. Павсаний, II, I, 6.
  2. Scholies Пиндар, Isthmics, стр.35 о-2 (Абель).
  3. Аполлодор I, 9, 3
  4. Scholies, ib. ; Павсаний, I, 44, II; II, I, 3; Аполлодор, III, 29.
  5. Жюльен, Эпист. 35.
  6. Плутарх. Тесей, 25; Scholies of Pindar, ib. стр.349.
  7. Элементарные резюме мифологии М. аббат Drioux, Белин, 1898.
  8. Полибий, История, XVIII, IV, 44 и 46.
  9. Павсаний, Коринф. шапка. II.
  10. Ульрих Синн (пер. Aude Virey-Wallon): Олимпия, центр христианского мастерства, стр. 229–231 из «трудов серии конференций, организованных в Лувре с 18 января по 15 марта 1999 г.» в Алене Паскье, Олимпи, Documentation française et Musée du Louvre, Париж 2001, ( ISBN  2-11-004780-1 ) .
  11. A.Puech, перевод, Pindare Tome IV «Истмика и фрагменты» Париж. Красивые буквы. 1961; стр.8.
  12. Imago Mundi — онлайн-энциклопедия (www.cosmovisions.com)

Участники

Атлеты, желавшие участвовать в играх, за год до начала состязаний вносились в специальные списки. Они должны были тренироваться в течение 10 и более месяцев, а за 30 дней до открытия игр прибывали в Элиду. Здесь они отшлифовывали своё мастерство, обязаны были строго соблюдать режим, что в то время означало – есть как можно больше мяса, воздерживаться от вина.

Только мужчины эллины
Обязательным условием участия в играх было эллинское происхождение и свободное рождение: рабы и варвары (иностранцы) к состязаниям не допускались. Само собой разумеется, что участие в играх было доступно лишь состоятельным людям. Далеко не каждый свободный эллин мог уделить много времени для тренировок, приехать в Олимпию и жить там на свой счёт.

Весьма характерно, что победителем состязаний конников (гонки на колесницах, скачках) объявлялся не спортсмен, непосредственно участвовавший в состязании, а владелец лошади. Короче, на олимпийских играх античного мира была лишь видимость демократии и равенства. Подавляющая масса свободных, но небогатых граждан не имели возможности готовиться и участвовать в олимпийских празднествах. Первенствующая роль в играх принадлежала богачам.

Вместе с тем, олимпийские игры были своеобразным смотром военной силы и способствовали военно-физической подготовке граждан. Характерно, что в программе игр отражалось изменение военной техники. Так, с ростом тяжеловооружённой пехоты (гоплиты) в программу включается бег с оружием (520 г.) Писатель Павсаний прямо указывал, что это состязание было введено «ради упражнений для войны». Другой писатель – Филострат – писал: «Атлеты участвовали в состязаниях восьми, а то и девяти олимпиад, были способны на тяжёлую военную службу и дрались за овладение стенами города отнюдь не без успеха, рассматривая войну как подготовку к гимнастике, а гимнастику как подготовку к войне».

Спортсмены, закалённые в состязаниях, требовались государству и для подавления волнений рабов. Олимпийские игры были, таким образом, мощным средством организации греческих рабовладельцев.

Женщины не допускались
Говоря о древнегреческих олимпийских играх, нельзя не упомянуть ещё об одной любопытной их особенности: женщинам, под угрозой смертной казни, запрещалось не только участвовать, но даже присутствовать на состязаниях. Основной причиной этого было то, что женщина в древней Греции, за исключением может быть Спарты, не пользовалась почётом и уважением. В олимпийские годы для женщин устраивались в Олимпии специальные игры в честь богини Геры, так называемые гераиды.

Награждение победителей

Сразу же после состязаний победителю вручали оливковую ветвь. Торжественное чествование победителей происходило в последний день олимпиады в присутствии всех зрителей перед храмом Зевса. Герольд объявлял победителей, их происхождение и общину, пославшую их на олимпиаду.

После этого на голову победителя возлагали венок из веток оливы. (Лавровый венок вручался победителям Пифийских игр.) Ветки для венка заранее срезались детьми золотым ножом со старого священного дерева.

От официальных почестей следует отличать награды, которые победитель получал на Родине. Возвращение победителя было для его общины настоящим праздником. Например, победителя Олимпиады 496 г. Эксайнета встречали 300 избранных граждан на белых лошадях. Нередко для победителя прорубали проход в городских стенах. По поручению города лучшие поэты в честь победителей олимпиады сочиняли хвалебные оды, в связи с чем возник и развился даже специальный поэтический жанр – так называемая эллинская, хвалебная ода. Победитель получал и материальные награды, например пожизненное питание за счёт государства, освобождение от налогов. Ему отводились лучшие места в театре. Афинский правитель Солон для победителей олимпийских игр установил большую денежную премию.

Таковы в общих чертах данные об олимпийских празднествах древней Греции. Являясь организованным смотром военной силы, олимпийские игры вместе с тем способствовали улучшению взаимопонимания между отдельными древнегреческими государствами, дни олимпийских торжеств были днями всеобщего мира.

Литература: С. Богучаров, В. Брабич, Г. Плетнева. Олимпиады эллинов // «Физкультура и спорт». — 1960. — №2.

ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАКАТА ИГР НА ИСТИМЕ

Исчезновению Истмийских игр способствовали многие факторы и, прежде всего, внутренняя и международная обстановка государства. Захватнические войны, раздоры, междоусобицы, набеги варваров – такая обстановка царила не только в Древнем Коринфе, но и во всей Элладе. Правление македонцев на территории Греции, последующее завоевание той же самой Македонии и Греции Римом — все это способствовало тому, что произошло крушение идеалов – главенствующее место среди которых и занимало гармоническое физическое развитие личности. Спорт из массового благородного занятия людей стал превращаться в обычный бизнес, в зрелище на потеху толпы, далекой от идеалов нравственности.

Кстати, не последнюю роль в этом сыграла и идеология проведения всех Панэллинских празднеств, которая утверждала, что победа должна быть достигнута любой ценой. Само участие в играх ничего не значило — главное успех в соревнованиях. И потому ничего нет удивительного в том, что в период наибольшей уязвимости государства — в момент его экономической, политической и социальной нестабильности, меняются приоритеты людей. Так, стали цениться, к примеру, не ловкость и сметливость, а убийственные удары руками и ногами. В обиход стало входить такое понятие, как коммерциализация спортивных соревнований.

Уже Аристотель говорил, что утомительная деятельность атлета, способствующая одностороннему развитию тела, но за которую платят двойную цену, не имеет ничего общего с греческим идеалом и недостойна свободного человека. Такой спортсмен превращается в раба….

Изменение господствующей религии, в результате которого на смену многим богам пришел один единственный, поставило крест на проведении подобного рода спортивных состязаний. Христианство видело в них проявление язычества и подвергло Истмийские и ему подобные игры жестоким гонениям, наложив полный запрет на их проведение.

Последнее же упоминание об Истмийских играх историки относят ко времени правления, которое датируется 4-ым веком уже нашей эры, римского императора Юлиана, ярого противника христианства.

ИСТМИ́ЙСКИЕ И́ГРЫ (Ист­мии), в Древ­ней Гре­ции од­ни из важ­ней­ших об­ще­эл­лин­ских со­стя­за­ний (на­ря­ду с Олим­пий­ски­ми иг­ра­ми , Пи­фий­ски­ми иг­ра­ми и Не­мей­ски­ми иг­ра­ми ). Иг­ры про­во­дились на Ист­мий­ском (ны­не Ко­ринф­ском) пе­ре­шей­ке, у Схи­нунт­ской бух­ты, ря­дом с со­сно­вой ро­щей, в ко­то­рой на­хо­ди­лось свя­ти­ли­ще По­сей­до­на . В тра­ди­ции ор­га­ни­за­ция игр в этом мес­те свя­зы­ва­ет­ся с куль­том фи­ни­кий­ско­го бо­жест­ва Ме­ли­кер­та. Гре­ки адап­ти­ро­ва­ли это ино­зем­ное бо­же­ст­во, наз­вав Ме­ли­кер­та сы­ном из­вест­ных пер­со­на­жей др.-греч. ми­фо­ло­гии Афа­ман­та и Ино. Счи­та­лось, что имен­но без­вре­мен­ная смерть Ме­ли­кер­та ста­ла при­чи­ной, по­бу­див­шей ле­ген­дар­но­го ко­ринф­ско­го ца­ря Си­зи­фа уч­ре­дить в честь Ме­ли­кер­та И. и. По др. вер­сии, И. и. бы­ли уч­ре­ж­де­ны афин­ским ге­ро­ем Те­се­ем в честь По­сей­до­на. Ор­га­ни­за­то­ром И. и. вы­сту­пал Ко­ринф; со­стя­за­ния про­во­ди­лись с 582 до н. э. и про­хо­ди­ли один раз в два го­да (вес­ной ка­ж­до­го вто­ро­го и чет­вёр­то­го го­да олим­пий­ско­го цик­ла). В про­грам­му И. и. бы­ли вклю­че­ны ат­ле­ти­че­ские (бег, борь­ба, ку­лач­ный бой, пан­кра­ти­он, пен­тат­лон), кон­ные (со­рев­но­ва­ния ко­лес­ниц, скач­ки на ло­ша­дях), му­зы­каль­ные и по­этич. со­стя­за­ния. По­бе­ди­те­ли по­лу­ча­ли в ка­че­ст­ве на­гра­ды ве­нок сна­ча­ла из со­сно­вых вет­вей, за­тем – из сель­де­рея; в рим. вре­мя на­гра­дой вновь стал со­сно­вый ве­нок. При ар­хео­ло­гич. рас­коп­ках близ Ко­рин­фа (на­ча­ты в 1880-х гг.) об­на­ру­же­ны те­атр, ип­по­дром, ста­ди­он, а так­же ос­тат­ки хра­мов По­сей­до­на и Ме­ли­кер­та.

  • Испанский суп гаспачо рецепт классический кратко

      

  • Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов рф кратко

      

  • Чепик николай петрович герой советского союза кратко

      

  • Каковы особенности водного туризма и подготовка к нему обж 6 класс кратко

      

  • Итальянское возрождение скульптура кратко

Организация

На каждой панэллинской игре объявлялось священное перемирие ( Ekecheiria ). Посланники (спондофоры) ездили из города в город, чтобы объявить дату соревнований. Они потребовали прекратить боевые действия до, во время и после Игр, чтобы зрители и участники могли безопасно добраться до места проведения.

Панэллинские игры проводились каждые четыре года (то есть все четыре Олимпиады), Истмийские игры проводились каждые два года, согласно Плинию ( 2- й и 4- й год каждой Олимпиады), или любые три года, согласно Пиндару. По его словам, они были организованы весной второго года после Олимпиады.

Однако Пиндар в своих «Александринах» часто представляет даты только как приблизительные. Для квалификации, согласно Плинию и Солину (что менее вероятно, чем слова Пиндара), Истмийские игры проводились каждые пять лет, в конце четырех полных лет и в начале пятого года.

Тесты, предлагаемые в Истмийских играх, несомненно, были такими же, как и в других Панэллинских играх. Поэтому они предлагали бег, борьбу, бокс, панкреатион, пятиборье, прыжки, метание диска и копья. Зная, что существует категория атлетов-подростков (безбородых), промежуточная между мужчинами и детьми, существуют особые категории, такие как вигна для мужчин и Панкрация для безбородых. Затем к нему добавились скачки на лошадях и колесницах. Отметим также , что с V — го  века  до нашей эры. В театре проводились конкурсы музыки, поэзии и риторики. Археологические находки показывают, что изначально в честь Посейдона проводились большие торжества, но спортивные мероприятия проводятся позже.

Истмические игры длились несколько дней, но количество и использование этих дней остается неточным. Они начали на рассвете с принесения жертвы Посейдону и продолжили обедом. Спортивные соревнования начались только во второй половине дня на стадионе. Они закончились большой вечеринкой.

Упадок Древней Греции

В конце 4 в. до нашей эры Эллада вступила в новый период развития, который в историографии называется эллинистическим. Он был связан с именем Александра Македонского, сына Филиппа Второго. Его завоевания качественно изменили все сферы жизни в Греции, сформировали множество других государств, обогатили греческую культуру. Александру Македонскому удалось создать огромную империю, которая прекратила существование сразу же после его смерти в 323 г. до нашей эры.

Эллинистический период в Греции характеризовался следующими событиями:

  • Создание постоянных союзов городов, полисов. Такие образования носили военные характер, и были направлены на то, чтобы оспорить господство Македонии, Спарты или Афин в Греции;
  • Возглавлялись полисы олигархами или царями, которые постоянно между собой воевали;
  • Македония выиграла борьбу против Афин, что положило конец знаменитой афинской демократии;
  • Македония потеряла власть над Балканами, поскольку против нее постоянно боролись Ахейский и Этолийский военные союзы;
  • Смерть Александра Македонского развязала борьбу между его приемниками, в результате чего разрушались города, гибли люди, активизировалась продажа людей в рабство, создавались новые колонии. На Греции стали нападать и пираты, особенно от этого страдали островные и прибрежные полисы;
  • В полисах обострилась социальная борьба, которая зависела от того, какая политическая сила вмешивалась во внутренние дела Греции. Это были и римляне, и персы.

В 196 г. до н.э. происходили Истмийские игры, на которых полководец Фламинин объявил, что греки имеют свободу. Это усилило популярность Рима в Греции, которая фактически стала собственностью республики. В 27 г. до н.э. Эллада стала одной из римских провинций под названием Ахайя. И так продолжалось несколько столетий, пока в 4 в. нашей эры набеги варваров не разрушили Римскую империю, разделив ее на Западную и Восточную. На основании последней стала формироваться новая политическая сила на Балканском полуострове – Византийская империя.

Источник

Считалось, что Игры зародились как погребальные игры для Меликертеса (также известного как Палаемон), учрежденные Сизифом, легендарным основателем и царем Коринфа, который обнаружил труп и впоследствии похоронил его на перешейке. В римские времена в этом регионе поклонялись Мелицерту.

Фестиваль представляет собой спортивные и музыкальные соревнования в честь морского бога Посейдона. Этот фестиваль проводится весной второго и четвертого года каждой Олимпиады в сельском святилище Посейдона на Коринфском перешейке, на небольшом перешейке, соединяющем Пелопоннесский полуостров с Центральной Грецией. Легенды гласят, что этот праздник был начат либо Сизифом, королем Коринфа, либо Тесеем, но до сих пор никто не знает, кто именно. Они были организованы городом Коринфом до 146 г. до н.э., когда Коринф был полностью разрушен римлянами. После этого долгое время игры проводились в Сикионе. В 40 г. до н.э. Коринф снова овладел организацией, и около 40 г. н.э. игры вернулись на Истмос. У входа в храм были статуи победителей Истмийских игр. Этот праздник был открыт для всех греков, и Истмийские игры были особенно популярны среди афинян. Единственными людьми, которым было запрещено присутствовать, были жители Элиды. Игры были такие же, как в Олимпии, с борьбой, панкратиумом и скачками

Скачки были самой важной частью игр, потому что Посейдон был покровителем этого вида спорта. Из-за этого афиняне сильно соперничали с коринфянами

Истмийские игры также использовались многими как форум для политической пропаганды. Поскольку до него было легко добраться как с суши, так и с моря, это было естественное место встречи. Победителю в начале этих соревнований была вручена корона из сухого дикого сельдерея, но во времена Римской империи она была заменена на сосновый венок. Эта сосна стала священной для Посейдона. Победитель, одержав победу, также одерживал высокие оды, называемые эпинками или триумфальными одами. Афинянин, ставший победителем, также получил государственную казну в размере ста драхм. Хотя это был забавный фестиваль для всех, он умер, когда христианство стало доминирующим в 4 веке нашей эры.

Тесей, легендарный король Афин, превратил похоронные игры Меликертеса из закрытого ночного обряда в полноценное спортивно-игровое мероприятие, посвященное Посейдону, открытое для всех греков и имевшее соответствующий уровень развития и популярности, чтобы соперничать с теми, кто в них участвовал. Олимпия, которую основал Геракл. Тесей договорился с коринфянами, чтобы афинянам, посетившим Истмийские игры, было предоставлено право занимать передние места ( проэдрия, древнегреческий προεδρία). Другая версия гласит, что Кипселос, тиран Коринфа в VII веке до нашей эры, вернул Играм их былое великолепие.

Если принять традиционную дату проведения первых Олимпийских игр (776 г. до н.э.), мы можем сказать, что первые Истмийские игры должны были состояться в 582 г. до н.э.

По крайней мере, до V века до нашей эры (время Пиндара ) победители Истмийских игр получали венок из сельдерея; позже венок изменили так, что он состоял из сосновых листьев и был назван истмийской сосной (Ἰσθμικὴ πίτυς).

Победителей также можно было чествовать статуей или одой. Помимо этих почетных призов, город Афины наградил победивших афинян дополнительными 100 драхмами.

Участников

Чтобы участвовать в Истмийских играх, нужно было быть мужчиной, иметь греческое происхождение и быть свободным. Таким образом, женщины и рабы были исключены. Следует отметить, что большинство спортсменов происходили из обеспеченных семей. Также существует предварительный отбор спортсменов и регулярные тренировки их в спортзале и на палестре каждого города.

Причем с 228 г. до н. Э. Н.э. римлянам разрешено участвовать в играх. Они подняли эти игры на высший уровень, например, добавили шоу охоты, собрав вместе самых редких животных со всего мира.

Примеры известных борцов: Борец Мило Кротон было известно во второй половине 7 — го века. средний. Н.э., чтобы быть самым коронованным спортсменом Античности. Он шесть раз побеждал в Олимпии, семь раз в Дельфах, девять раз в Немее и, прежде всего, десять раз на Коринфском перешейке. Что касается самого старого известного победителя, то это, вероятно, Теаген де Тасос, которая десять раз побеждала на Истмийских играх.

Пифийские игры и другие состязания

Олимпийские игры были самыми старыми и почетными спортивными состязаниями, но не единственными. С 586 года до н. э. в Дельфах раз в четыре года проводились регулярные Пифийские игры, включавшие олимпийскую спортивную программу. Кроме спортивных состязаний в Дельфах были конкурсы для музыкантов и певцов.

Организатором Истмийских игр был Коринф, который контролировал святилище Посейдона. Игры регулярно проводились с 580 года до н. э. В отличие от состязаний в Олимпии и Дельфах Истмийские игры проводились раз в 2 года. Их программа известна плохо, но, как и в Дельфах, большую роль в ней играли мусические состязания (им покровительствовали музы).

Немейские игры были посвящены Зевсу и включали только спортивные состязания. Они проводились раз в 2 года после летнего солнцестояния. В регулярный цикл общегреческих игр они вошли в 573 году до н. э. Организаторами игр были граждане маленького города Клеоны, который стал частью полиса Аргос. Так Немейские игры стали проводиться под патронажем Аргоса.

Денежные игры были менее почетными. Например, ради них не заключалось священное перемирие. Известны десятки таких игр. В полисе Эпидавр на севере Пелопоннеса проводились игры в честь Асклепия. Их организовывало святилище этого бога. Игры в честь Асклепия шли через 9 дней после Истмийских игр. Они включали бег на стадий, панкратион и пентатлон.


Участники гоплитодрома. (Wikimedia Commons)

Главный праздник Афин Панафинейский фестиваль сопровождался спортивными состязаниями. Раз в четыре года проходили Великие Панафинеи, ежегодно — Малые Панафинеи. В Великих Панафинеях могли участвовать греки из других полисов. Победители получали денежные призы. Например, победитель в беге получал золотой венок и 500 серебряных драхм, а обладатели следующих четырех мест — по несколько сотен драхм.

Ежегодные Малые Панафинеи включали скачки верхом, гонки на колесницах, метание копья верхом, пирриху (боевой танец), бег с факелами (лампадедром). Во время лампадедрома бегуны образовывали несколько команд, члены которых передавали факел, как эстафету. Награды на Малых Панафинеях включали сосуды с оливковым маслом, быков и деньги.

После победы над кельтами в 278 году до н. э. этолийцы установили собственные игры Сотерии, включавшие музыкальные и спортивные состязания. Они отправили послов по всей Греции, приглашая на Сотерии и убеждая признать их равными Пифийским и Немейским играм. Через сто лет после Сотерий в Пергаме учредили новые межполисные игры — Никифорийские в честь царя Пергама Эвмена II.

В 10 году до н. э. царь Иудеи Ирод достроил свою столицу Кесарию. Царь отметил основание города спортивными и мусическими состязаниями, посвященными императору Августу. Новые игры также проводились раз в четыре года. Еще одни игры были учреждены Августом в Неаполе.

Религия и мифология Древней Греции

Жители Эллады имели свою самобытную религию, которая связывала культуру, мифологию и искусство в единое целое. Греки считали, что главным богом является Зевс, сидящий на горе Олимп. Вместе с ним там проживали еще одиннадцать богов и богинь. Греческая религия, как и мифология, интересны тем, что своих богов элладцы представляли людьми, наделяли их человеческими чертами характера, поведения. Богам были присуще те же чувства, что и людям, пороки и желания, которые присутствовали в античном мире.

Мифология формировалась в течение нескольких веков, и отражала все проблемы, с которыми сталкивались греки в повседневной жизни. Помимо богов, греческая мифология богата на таких персонажей, как смертные герои, например, Ахиллес и Геракл, мифические существа. Это были сатиры, оры, нимфы, лесные и речные чудовища, драконы, музы, драконы и ехидны.

Рабство в Древней Греции

Правила Олимпийских игр запрещали участвовать в них рабам. Известны законы в Афинах и других полисах, по которым рабы не имели права посещать палестры.

Но в некоторых частях греческого мира рабы получали возможность приобщиться к атлетике. Сохранились свидетельства из нескольких городов. В лаконском городе Гитий в Эллинистическую эпоху рабы имели право тренироваться в палестре и получали оливковое масло для упражнений.

В греческой колонии Дорилее во Фригии упоминается «гимнасиарх свободных и рабов». В эпоху империи известны случаи разрешения рабам посещать гимнасии в Аргосе, малоазийских полисах Панамаре и Лагине.

Схема палестры и гимнасия в Приене. (Miller S. Ancient Greek Athletics)

Хотя рабы получали возможность посещать палестры и гимнасии, а также участвовать в состязаниях, это не было массовым явлением. Примеров известных атлетов-рабов нет, хотя вольноотпущенники могли сделать карьеру спортсмена. Периодоник и трехкратный победитель Олимпийских игр Патробий предположительно был вольноотпущенником императора Нерона.

Во II веке н. э. в греческом полисе, расположенном в Писидии, проходили состязания, участниками которых были рабы. Победитель-раб должен был разделить часть своего выигрыша с соперниками.

Есть и более ранние примеры. «Любовная речь», сочиненная в Афинах в IV веке до н. э., упоминает, что рабы имели право участвовать в соревнованиях (кроме гонок на колесницах).

Периодизация

В зависимости от того, какие критерии ученые закладывают в деление древнегреческой истории, такой и может быть периодизация. Существует две наиболее распространенных и принятых в науке классификаций. Первая из них предполагает деление на три больших периода:

  • Доклассический, который начался в 3 в. до н.э. и продолжался до 4 в. до н.э.;
  • Классический, охватывающий 5-4 вв. до н.э.;
  • Эллинистический, датируемый второй половиной 4 в. – серединой 1 в. н.э.

Археологи же настаивают на том, что доклассический период стоит дополнительно делить на три этапа – крито-микенский, гомеровский и архаический. На рубеже 3-2 тыс. до н.э. на острове Крит возникла первая цивилизация, которую удалось отделить от остальных периодов, благодаря различным артефактам. Культура крито-микенского периода не такая богатая, как других эпох Древней Греции, но она говорит о том, что эта цивилизация требует отдельного внимания исследователей.

Гомеровский период мало изучен историками, основные сведения о нем сохранились в произведениях Гомера. Хронологически охватывал период с 11 по 9 вв. до нашей эры.

После него следовал архаический этап, в котором стали складываться основы государственности греков, менталитет, культура, мифология. Начался период в 8 в. до н.э. и закончился на границе 5-4 вв. до н.э.

Эллада в классический период развития

Пика своего развития Греция достигла в 5-4 вв. до н.э. Историки считают, что это было время расцвета экономики, культуры, политики, торговли, наук и искусств. Торгово-ремесленные полисы и дальше использовали рабов – в ремесленных мастерских, на рудниках, на полях, в хозяйстве.

Распространение получили мелкие крестьянские хозяйства и ремесла.

В классический период центром политической жизни были Афины, которые славились своими демократическими традициями. Это позволило им выиграть ряд греко-персидских войн, создать Делосский союз, чтобы бороться против персов.

В Греции никогда не существовало единства между полисами, и борьба за господство обострилась именно в классический период. Пиком противостояния стала Пелопонесская война между Спартой и Афинами, которая закончилась проигрышем последнего полиса. Поражение и потери понесли греческие города, которые поддерживали Афины. Но война вызвала возвышение Спарты и ее сторонников.

Но это была не последняя война в Элладе того периода. Еще одна разгорелась в 395-387 гг. до н.э., и получила название Коринфской. Закончилась она поражением Спарты, и попаданием части греческих полисов под власть Персии.

В середине 4 в. до н.э. в северных греческих регионах сформировалась новая политическая сила, которую возглавил город-полис Македония. Ее царь Филипп Второй постепенно захватил побережье Фракии, Фессалию, Хакидику и Фокиду. Влияние Македонии было таким сильным, что в других полисах появились партии промакедонской ориентации.

В 338-337 гг. до нашей эры Филипп Второй созвал Коринфский конгресс, на котором было официально оформлено господство Македонии на островной и материковой Грецией. Также он создал союз полисов, в которых был провозглашен олигархическим режим правления. Порядок среди населения и в органах власти поддерживался усилиями македонской армии.

Результаты

История не сохранила нам достоверных данных о том, какие достижения показывали участники состязаний в Олимпии

Результаты в прыжках и метаниях обычно измерялись в ступнях, а победитель в беге определялся без учёта времени – важно было занять первое место. Может быть, некоторый интерес представляет тот факт, что дискобол Флегий, тренируясь, метал диск через бурную и широкую реку Алфей

Если учесть, что в настоящее время ширина реки около 50 м, можно предполагать, что достижения метателя были довольно значительны.

Известно также, что спартанец Эхион прыгал на 16 м 66 см. Что это за прыжок – тройной? Но ведь это на уровне современного рекорда мира! Вероятно, прав венгерский исследователь, большой знаток олимпийской истории Ференц Мезё, который считает, что это сумма трёх прыжков, то есть средняя длина прыжка Эхиона – около 5 м 55 см.

В музее Олимпии имеется гантель из камня, весом около 143 кг. Как гласит надпись, Вывон поднял эту тяжесть над головой одной рукой. Каким образом достиг атлет такого результат, к сожалению, не сказано, но, во всяком случае, это было великолепное достижение.

Эти отрывочные сведения могут дать лишь некоторые представления об уровне спортивных результатов древних эллинов.

Учитывая состояние спортивной техники, качество инвентаря и т.п., можно сказать, что это были хорошие для того времени результаты

Важно и другое – спортивное долголетие олимпиоников. Так, спартанец Гиппосфен, первый победитель юношеских соревнований по борьбе, впоследствии ещё 5 раз одерживал на олимпиадах победы среди взрослых

Другими словами, он успешно выступал в течение 24 лет! Спартанец Хионис был неоднократным победителем в состязаниях по бегу. Атлет Тисандр (Сицилия) был победителем по кулачному бою на 4 олимпиадах подряд и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: