Краткое содержание
В начале повести рассказчик размышляет, какая судьба уготована станционным смотрителям и кто они вообще такие. Человека этой профессии он называет сущим мучеником 14-го класса, которого не бьют только из-за его чина, и то бывают исключения. Рассказчик отметил природную услужливость и доброту станционных смотрителей.
В 1816 году, в конце весны, рассказчику довелось побывать в одной из российских губерний. После начала проливного дождя он заехал на станцию, где хотел надеть сухую одежду и согреться чаем. Рассказчик познакомился с дочерью смотрителя Дуней, писаной красавицей, которая помогала отцу по хозяйству.
Мужчина рассмотрел стены, выделенной ему комнаты. Они были завешаны картинками, на которых изображен блудный сын. Смотритель и его дочь пригласили рассказчика к столу. Вместе они стали пить чай и вести приятную беседу, как старые знакомые. Перед отъездом рассказчик вышел в сени и попросил у девушки разрешение на поцелуй. Она согласилась.
Прошли годы. Как-то мужчина опять побывал на той же станции. Внутри дома он заметил перемены в худшую сторону. Обстановка была обветшалой и небрежной. Рассказчик увидел постаревшего и поседевшего смотрителя Самсона Вырина. Он спросил пожилого мужчину о Дуне, но тот вначале ничего ему не ответил, а потом достал пунш, начал пить и поведал о случившемся.
От Вырина рассказчик услышал историю трехлетней давности о молодом гусаре, который рассердился, когда ему не подали коней. Появилась Дуня и военный стал мягче. Они поужинали, и гусар сказал, что чувствует себя нехорошо. Он дал деньги вызванному к нему врачу и не покидал станцию два дня.
С наступлением воскресенья выздоровевший военный уехал. Перед этим он сказал Вырину, что подвезет Дуню до храма. Смотритель не возражал. Примерно через полчаса старик забеспокоился и отправился в церковь. Знакомый дьячок сказал ему, что Дуня на службу не приходила.
Стемнело. От прибывшего ямщика, который возил гусара, смотритель узнал, что его дочь прибыла вместе с офицером на следующую станцию. Вырин догадался, что ротмистр притворялся больным. Из-за нервного стресса у Самсона началась горячка.
Когда смотритель выздоровел, то во время отпуска начал поиски дочери. Он заглянул в подорожную гусара и узнал, что Минский направлялся в сторону Петербурга. Ему удалось выяснить, по какому адресу проживает в столице ротмистр.
Самсон прибыл к молодому человеку домой и, дрожа от волнения, обратился к нему с просьбой вернуть дочку. Гусар извинился перед Выриным, но сказал, что желает Дуне счастья, поэтому она останется с ним. Минский выпроводил Самсона из своего дома и дал ему немного денег.
Смотритель начал плакать и бросил ассигнации на землю. Прошло еще два дня. Он вышел на Литейную улицу, чтобы прогуляться, и увидел недалеко того самого гусара. Самсон подошел к кучеру Минского и узнал адрес Дуни, после чего отправился к ней. Он зашел в квартиру и увидел дочь в роскошном платье. Рядом с ней стоял гусар.
Девушка заметила родителя и свалилась без чувств. Ротмистр сильно рассердился и выставил Вырина на улицу. Прошло еще пару дней. Самсон отправился домой. Три года смотритель не получал никаких вестей от Дуни. Он переживал, что его дочь закончит так же, как другие молоденькие дурочки.
Прошло несколько лет. Рассказчику довелось опять побывать в тех местах. В доме станционного смотрителя теперь жил пивовар со своей семьей. Самсон спился и около года назад умер.
Рассказчик обратился к новым хозяевам дома с просьбой показать ему могилу Вырина. Пивовар отправил с ним своего сынишку, от которого мужчина узнал о летнем приезде «прекрасной барыни» и «трех маленьких барчат». Она навестила могилу отца, на которой лежала и плакала.
Драматизм судьбы Дуни в повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель”
Повесть «Станционный смотритель», написанная А. С. Пушкиным в 1830 году, произвела на меня неоднозначное впечатление. Особенно меня заинтересовала и заставила задуматься судьба Дуни, дочки станционного смотрителя Самсона Вырина.
Столько лет дочь прожила вместе с отцом, помогала ему в его сложной работе, да и просто была для него огоньком в его серой жизни.
Но в жизни с отцом у Дуняши не было никаких перспектив. Её ждала бы такая же скучная и унылая жизнь, какая была у Самсона.
Совет
И вот внезапно ротмистр Минский открыл перед ней множество перспектив – его любовь, его связи, роскошная жизнь, счастливая семья… Что еще нужно для счастья молодой девушке? И Дуняша поверила ему.
Видимо, в силу своего юного возраста Дуня не сомневалась в правдивости его слов и согласилась на его предложение уехать вместе с ним. Ведьдевушка серьезно рисковала – гусар мог её обмануть, соблазнить и бросить.
На протяжении всей повести писатель томит читателя вопросом – женился ли Минский на Дуне или она стала простой содержанкой. В конце повести так же нет ответа на этот вопрос. Известно лишь, что у Дуни трое детей и живет она с детьми в роскоши. Хочется надеяться, что в жизни Дуняши все сложилось так, как ей и мечталось тогда, покидая родной дом с ротмистром Минским.
Только вот не ясно, за что и почему так не красиво Дуня поступила с родным отцом Самсоном Выриным. Ведь, по сути, она сбежала из родного дома, не предупредив отца, и навсегда вычеркнула его из своей жизни….
Старик давно спился от горя и умер. Вместо встречи с отцом Дуня смогла только посетить его убогую могилку.
Этот приезд Авдотьи Самсоновны наталкивает на мысль, что Дуня все же помнила все эти годы о своем покинутом отце, сожалела об этом поступке. Но что ей мешало приехать к нему раньше? Её стыд перед ним или запрет ротмистра Минского, её возможного супруга?
Жизненная драма жизни Дуни состоит в том, что рискнув всем ради счастливой жизни, она фактически «украла» это счастье у своего отца. Последние годы своей жизни он провел одиноко и уныло, в постоянных тревогах и переживаниях о своей любимой дочери. И, в конце концов, она осознала это, когда изменить что-то уже было поздно. И эта боль осталась с ней…
(4 votes, average: 4.00
Экранизация
Первая экранизация фильма «Станционный смотритель» по мотивам повести Пушкина состоялась в 1918 году, режиссер Александр Ивановский.
В 1925 году вышел фильм «Коллежский регистратор» режиссеров Юрия Желябужского и Ивана Москвина.
Самая известная экранизация повести принадлежит режиссеру Сергею Соловьеву. Телефильм «Станционный смотритель» вышел на экраны в 1972 году. В главных ролях Николай Пастухов (Вырин), Марианна Кушнерова (Дуня), Никита Михалков (Минский), Геннадий Шумский (рассказчик).
В зарубежном кинематографе XX века сюжет повести Пушкина использовался в фильмах девяти стран, в Финляндии — дважды.
История написания «Повестей Белкина»
Первые прозаические произведения А. Пушкина
Осенью 1830г. Пушкин находился в Нижегородском имении отца Болдино, куда ему пришлось поехать по наследственным делам. Из-за эпидемии холеры и санитарного карантина он вынужден был задержаться там почти на три месяца. Это время стало для Пушкина плодотворным периодом, он увлеченно и много писал. Помимо множества других замечательных произведений, в Болдино Пушкин написал пять повестей, объединенных под общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Написав повести, Пушкин решил прибегнуть к литературной мистификации. Он приписал авторство выдуманному человеку – Ивану Петровичу Белкину, сам выступил в роли издателя. Пушкин в предисловии от имени издателя представил жизнеописание Белкина. Иван Петрович был сыном секунд-майора, воспитан деревенским дьячком
Отслужив в егерском полку, он подал в отставку, уехал в родительское имение, которым неважно управлял. Иван Петрович представлен как человек непримечательной внешности, скромный, честный, заурядный, «умеренный в излишествах»
Скончался 29 лет от роду от простудной лихорадки. Простодушный дворянин был любителем всевозможных историй, оттого имел склонность к сочинительству. Но истории, который попали к издателю, были записаны Белкиным со слов других людей.
Кажущиеся простоватыми повести по строению непросты и интересны. Представлены они от имени нескольких рассказчиков: ироничного издателя, писателя Белкина, и тех, кто рассказывал эти истории Ивану Петровичу. Создается впечатление, что сюжеты этих историй не придуманы одним человеком, а взяты из реальной жизни разных людей. Пушкин в изложении событий в «Повестях Белкина» нарушил привычные литературные и романтические штампы, показал, что жизнь часто бывает непредсказуема и интереснее любых фантазий. Эта идея объединяет сюжеты всех повестей.
«Повести Белкина» были опубликованы без упоминания имени истинного автора в 1831 г. Повторно были изданы в 1834 г. в сборнике прозаических произведений под названием «Повести, изданные Александром Пушкиным». При публикации Пушкин изменил последовательность повестей, расположив их не по дате написания, а чередуя тексты с благополучным и неблагополучным финалом. Первой в сборнике стала повесть «Выстрел», написанная 14 октября. Второй повестью – «Метель», написанная последней 20 октября. Следующая повесть «Гробовщик» была написана первой 9 сентября. Далее следовал «Станционный смотритель», который написан 14 сентября. Последней стала повесть «Барышня-крестьянка», написанная 20 сентября.Созданы повести с использованием характерных черт различных литературных направлений. «Выстрел» напоминает романтическое произведение, «Барышня-крестьянка»,«Станционный смотритель», «Метель» можно отчасти отнести к сентиментализму, «Гробовщик» содержит черты готической мистической прозы.
9 сентября, на пятый день своего вынужденного деревенского заточения, Пушкин в конце рукописи оконченной повести «Гробовщик» набросал план незатейливого сюжета новой повести «Станционный смотритель», которую завершил 14 сентября. Эта повесть отлична от других повестей по духу, ее история трагична.
Смотритель и рассказчик
Вариант 2
Дуня Вырина один из персонажей произведения станционный смотритель. Она представлена в образе девушки с милыми щечками, русыми волосами и голубыми глазами.
Успевая и тут и там, она занимается и хозяйством и успевает шить себе новые платья, Отличается Дуня также чистоплотностью и любовью к труду. Ее отец Самсон очень сильно любит свою дочь, считает ее талантливой рукодельницей, покорной и разумной девушкой.
Гости их, отмечают, что она проворная, ловкая, не стесняется себя и ведет беседу, иногда как девушка немного кокетливо, флиртует с молодыми людьми. Для уже немолодого отца Дуня самое чудесное создание на земле. Сама Дуня очень легкомысленная.
Дуня была как и ее мать
Отец видя это проявлял еще большее внимание по отношению к дочери. Ему всегда виделась судьба Дуни, видел эти картины, но старался отогнать их от себя
Дуня была всегда добра, и мечты ее были совсем детские, о принце. Мечты о взаимной любви и счастье, это очаровывало ее.
Погодя Дуня вместе с гусаром Минским уезжает тайком от отца, ей хочется узнать роскошную жизнь. Чувство собственной вины на ее сердце, она не попрощалась с отцом как надо. Отец не будет ее осуждать. Он понимает, что когда-нибудь должно было случится расставание, но очень расстроен что нет новости о любимой дочери.
Гусар берет Дуню на содержания, покупает ей платья, нанимает прислугу и наряжая ее красивыми безделушками. Но богатство не приносят ей счастья. Ее сердце болит и мысли заняты о больном отце, которая оставила его на почтовой станции.
Немного позже Дуня едет на почтовую станцию, попросить прощения у своего больного отца. Но она не успевает, отец уже умер и она не успевает попросить прощения. Девушка очень опечалена этими событиями и грустит по этому поводу.
Описав события на почтовой станции, писатель размышляет о том что дети покидают своих родителей которые их любят, забывая о долге заботиться о них до самой смерти, и оставаться с ними рядом в нужную минуту.
Взаимоотношения Дуни с другими героями романа
Взаимоотношения Дуни с другими героями романа «Станционный смотритель» являются важным аспектом ее психологического портрета. Начиная с ее отношений с мужем, который оказался настоящим тираном в семье, и заканчивая ее взаимодействием с другими персонажами, Дуна проходит через множество эмоциональных и психологических испытаний.
Одним из наиболее интересных взаимодействий Дуны является ее отношение с Александром Ивановичем, станционным смотрителем. Несмотря на то, что Александр Иванович является главным героем романа, его взаимодействие с Дуней описывается весьма поверхностно. Тем не менее, можно заметить, что Дуна испытывает к нему сильное чувство привязанности и уважения. Она видит в нем человека, который способен помочь ей в трудную минуту и поддержать ее в трудных ситуациях.
С другой стороны, отношения Дуны с другими персонажами романа, такими как ее мать и сестра, являются более сложными. Дуна испытывает к ним сильное чувство неприязни и разочарования, так как они не поддерживают ее в ее стремлении к самореализации и не признают ее достижений. Это приводит к тому, что Дуна часто чувствует себя одинокой и непонятой, что в свою очередь влияет на ее поведение и эмоциональное состояние.
Таким образом, взаимоотношения Дуни с другими героями романа «Станционный смотритель» являются важным аспектом ее психологического портрета. Они показывают, как ее характер и поведение формируются под влиянием окружающих ее людей и ситуаций.
Дуня станционный смотритель
Дуня — дочь бедного станционного смотрителя Самсона Вырина. Разумеется, характеристика Дуни из «Станционного смотрителя» уже совсем другая, нежели в первую встречу автора с Выриным. Образ и тема «маленького человека».
Дуня — красивая 14-летняя девочка. Мать Дуни умерла. Дуня — хозяйственная, трудолюбивая девушка. Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие.
Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает.
Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния.
Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошел к растворенной двери и остановился. У нее рано умерла мать, и она была вынуждена принять скромное хозяйство в доме Самсона Вырина. Ему не могла не понравится красавица Дуня.
Минский притворяется больным, входит в доверие к Самсону Вырину, и, обманным путем, увозит Дуню от отца в Петербург. На протяжении нескольких лет от нее нет ни одной весточки отцу. Вырин пешком идет в Петербург, чтобы узнать о судьбе дочери, волнуется за нее.
Но Минский его даже и порог не пускает.
Скорее это драматическая судьба, так ее всю жизнь будет мучить совесть и то, что она даже не простилась со стариком-отцом перед смертью. В первый приезд рассказчика Самсон Вырин полон сил — свежий и бодрый.
Обратите внимание
Какова причина таких перемен в главном герое повести? Проезжий гусар Минский увез в Петербург его любимую дочь – красавицу Дуню. Вырин пешком ходил в Петербург искать свою дочь.
Он нашел Минского, но тот пытался от него откупиться.
При второй встрече Минский уже просто выгоняет Самсона за дверь со словами: «Пошел вон!». С этого момента Самсона ничто в жизни не интересует. Нарушилась гармония в его жизни и его доме.
Он покинут, унижен, одинок и несчастен.
От Дуни нет вестей и отец, хотя и видел, что с дочерью в Петербурге все в порядке, что она жива и здорова, все равно думает о плохом – вдруг Минский ее бросит на произвол судьбы?
Отец не нарадуется на Дуню, на которой держится все небогатое хозяйство. Однако ротмистр прекрасно понимал, что Самсон Вырин, умудренный жизненным опытом, ни за что не поверил бы в их серьезность. И все же судьба Дуни кажется мне драматичной, потому что не каждый, наверное, сможет выдержать и принять такие перемены в своей жизни, когда за каждым поворотом тебя ждет неизвестность.
Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным.
Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось
В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось.
Важно
Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.
Но Дуня не возвращалась. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, — пример честности и высоких моральных устоев.
Зачем тебе ее? Она меня любит, она отвыкла от прежнего своего состояния», — отвечал гусар. Минский обещал Вырину, что Дуня будет счастлива.
В конце рассказа Дуня, действительно, появляется барыней, в карете, с тремя барчатами, с кормилицей и черной моськой.
Всяко случается, — размышлял Вырин. — Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал и бросил». С этими мыслями и умер отец Дуни, так и не узнав, как сложилась судьба дочери.
А соединить отца и мужа в одной семье она не могла бы, ведь они люди разного круга. Вернувшись же к отцу, Дуня должна была бы отказаться от Минского.
Минский описан автором как военный с чёрными усиками, чёрными кудрями, гордой осанкой и буйным нравом, он выталкивает отца Дуни взашей, когда тот приезжает к ней в Петербург.
Оскорблённый и огорчённый отец уезжает к себе на станцию, где вскоре спивается от горя. Минский представлен в повести как разлучник и подлец, который порочит честь настоящего офицера.
Образ рассказчика
Роль символических деталей в описании. Связь истории Дуни с притчей о блудном сыне
История Самсона Вырина была рассказана Белкину титулярным советником А.Г.Н. Он чиновник, двадцать лет по долгу службы провел в разъездах. А.Г.Н
производит впечатление человека неравнодушного к судьбам людей, внимательного, обращающего внимание на детали. Рассказчик дважды описывает «скромную обитель» смотрителя
В первый его приезд обставленная просто комната выглядела опрятно. Уют скромному убранству помещения придавали бальзамины в горшках и иллюстрации истории о блудном сыне. Во второй приезд, спустя несколько лет, рассказчик заметил перемены в обстановке: исчезли цветы с подоконников, во всем ощущалась заброшенность и обветшалость. В описаниях обстановки комнаты станционного смотрителя прослеживается, как переменился образ жизни ее обитателя. Чувствовалось отсутствие хозяйки в доме, а о судьбе Дуни напоминали картинки, висевшие на прежнем месте.
В этих четырех картинках показаны эпизоды из библейской притчи о блудном сыне. Сначала сын прощается с отцом, забирая деньги. После пирует в развратной компании. Далее промотавшийся юноша вынужден есть из корыта для свиней. На последней картинке сын возвращается к отцу с покаянием.Все изображения подписаны стихами на немецком языке. Рассказчик иронично описывает эти лубочные картинки, отодвигая на задний план религиозный смысл притчи о раскаявшемся грешнике, подменяя его упрощенным бытовым прочтением.
Как и в других повестях Пушкина, в повести «Станционный смотритель» ломается ожидаемое развитие истории. Сюжет назидательной библейской притчи – это своеобразная заготовка сценария судьбы ребенка, оторванного от родительского дома, сбившегося с нравственного пути. Спасение для такого неразумного чада только в возвращении в родной дом, где его всегда примут, простят и защитят. Вырин уверен, что Дуню ожидает постыдная участь, и даже помышляет о смерти для дочери, как об избавлении от позора. Он верит, что свою «заблудшую овечку» может спасти только он сам. В его голове разыгрывается страшная трагедия с ужасным финалом.Отчасти смотритель прав, подобные романтические истории с похищениями заканчивались, как правило, печально.
Но жизнь опять не вписалась в границы традиционных представлений. Финал оказался иным. Смотритель спивается от горя и угасает, переживая о том, что не случилось в жизни, что существовало только в его представлениях. Авдотья Самсоновна стала богатой барыней и узнала счастье материнства, обрела любовь и благополучие. Но счастье ее все же не может быть полноценным, ей не обрести душевный покой и не избавиться от чувства вины перед своим отцом, которого она заставила страдать, забыв близкого человека ради возлюбленного. Библейский блудный сын, раскаявшись, вернулся домой, был прощен отцом и обрел мир в душе. Раскаявшаяся Дуня тоже приехала к отцу, но простить ее было уже некому. Смотритель умер, так и не узнав, что дочь избежала печальной участи.
Дуня в финале
Биография
Авдотья Самсоновна Вырина — единственная дочь станционного смотрителя Самсона Вырина. После смерти матери она живёт вместе с отцом на почтовой станции в небольшой деревушке Н. в глубинке России.
В начале произведения Дуня предстаёт 14-летней девочкой, чья красота никого не оставляет равнодушным. Она нравится всем без исключения: мужчинам и женщинам, богатым и бедным проезжающим. Дуня умело пользуется своей красотой и обаянием, помогая отцу в его нелёгкой работе.
Дуня — хозяйственная девушка, на которой держится весь дом. Она успевает и убрать, и еду приготовить, и заняться рукоделием. В этом она очень похожа на свою покойницу-мать.
Когда Дуня становится чуть старше, она сбегает из отчего дома с проезжим столичным офицером Минским. В Петербурге Минский снимает ей прекрасно убранную квартиру в одном из особняков. Дуня ведёт совершенно иной образ жизни: она носит модную одежду, у неё появляется собственная прислуга. Девушка становится содержанкой Минского, которую тот обещает не бросать и сделать счастливой.
Неожиданное появление отца в доме вызывает у Дуни обморок. Однако девушка не собирается возвращаться в отчий дом. Более того — она не объясняется с отцом, не просит прощения, не даёт о себе знать в течение нескольких лет.
Лишь когда Дуня становится матерью троих детей, она приезжает навестить отца. Однако слишком поздно — Вырин к тому времени умирает от горя и пьянства.
Проблематика
В повести нашли отражение нравственно-социальные проблемы общества.
Проблема морали
Великий А. С. Пушкин не считал моральные устои христианского общества предрассудками, он понимал их непреложность. Поступок Дуни многие наши современники считают смелым: она действовала вопреки предрассудкам отца об обязательности церковного брака. Мораль, принятая в обществе, для Пушкина незыблема при любых условиях, даже если она неудобна чем-то. Согласно моральным устоям церковный брак нерушим, даже если в него вступили без радости. Остальное — грех, даже если в нем есть любовь.
Поэтому Марья Кириловна («Дубровский»), обвенчавшись с нелюбимым князем Верейским, говорит запоздавшему Дубровскому: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского… Я ждала вас до последней минуты».
Дуня, ступив на путь беззакония, разрушила жизнь отца и свою сделала некрасивой, безрадостной, отягченной сознанием вины.
Проблема социального неравенства
Социальное неравенство — проблема неистребимая. Даже в эпоху социализма она существовала под прикрытием лозунга о равенстве и братстве. Безусловно, в эпоху крепостного права социальное неравенство проявлялось намного острее. У Пушкина в «Станционном смотрителе» речь скорее о другом — о нравственной стороне этой проблемы.
Человека, в каких бы чинах он ни был, следует уважать. Уважать его человеческое достоинство, его преклонные лета, честный труд, заслуги старого солдата и прочее. Безнравственно вел себя бравый ротсмистр Минский, замахиваясь на пожилого смотрителя нагайкой. Ни Самсон Вырин, ни Дуня не удивились такому поведению и не возмутились им — оно в порядке вещей. Дуня такого типа еще и полюбила. И с ней он поступил безнравственно.
Этому та же причина — социальное неравенство. Между Минским и Дуней пропасть. Его родители ни за что бы не согласились на брак со сбежавшей из дому простолюдинкой. Оптимистичные предположения о ее состоявшемся венчании Дуни с Минским у Пушкина ничем не подтверждены. Карета с шестью лошадьми и моська еще не свидетельство того, что она богата и знатна. Все это, кроме моськи и детей, могло ей не принадлежать.
Упование на то, что Минский сдержал слово, данное Самсону Вырину при первой встрече в Петербурге, сделать Дуню счастливой, пожалуй, наивно. Да и обещал он скорее из страха, что смотритель обратится в полицию.
Были случаи, когда дворяне женились на купеческих дочерях, у которых очень богатое приданое, но мещанки-бесприданницы дальше содержанок не продвигались. Если в первые дни своей влюбленности он не отважился жениться на Дуне, то позднее, когда пылкость пошла на убыль, эта мысль его вряд ли посещала.
Характеристика в цитатах
Дуне было вначале произведения примерно 14 лет
При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати, и побежала в сени
Она была красивой
Красота ее меня поразила
Она была дочь Самсона Вырина
«Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия
Он её очень любил
не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти
У Дуни не было матери
вся в покойницу мать
Отец считал её проворной и разумной
да такая разумная, такая проворная
У Дуни были большие голубые глаза
она потупила большие голубые глаза
Она не была робкой
она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет
Она помогала отцу по хозяйству
Эй Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар, да сходи за сливками
Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала
Дуня нравилась проезжавшим
Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит
Барыни дарили ее, та платочком, та сережками
Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только, чтоб на нее подолее поглядеть
Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались
При ней недовольные проезжие сразу успокаивались
Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает
Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие. Гнев проезжего прошел
Когда Минский разыгрывал болезнь, она за ним ухаживала
Дуня обвязала ему голову платком, намоченным уксусом, и села с своим шитьем у его кровати
Дуня от него не отходила
Он поминутно просил пить, и Дуня подносила ему кружку ею заготовленного лимонада
Минский постоянно шутил с Дуней
Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дунею
Когда Минский уезжал, то предложил ей довести её до церкви
Дуня собиралась к обедне
вызвался довезти ее до церкви, которая находилась на краю деревни
Она не решалась, но отец, не догадавшись, что может произойти, уговорил её
Дуня стояла в недоумении… «Чего же ты боишься? — сказал ей отец, — ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви»
Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул и лошади поскакали
Отец вскоре начал искать Дуню, а вечер ямщик сообщил, что она уехала с Минским
Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и хмелен, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром»
Когда отец разыскал её, то увидел, что она рада новой жизни
В комнате прекрасно убранной Минский сидел в задумчивости
Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы
Но когда Дуня увидела отца, то лишилась чувств
Дуня подняла голову… и с криком упала на ковер
Через несколько лет, Дуня приехала на станцию и узнала, что отец умер
как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала
Она долго пробыла на могилке отца
Она легла здесь и лежала долго
Дуня стала богата, и у неё было трое детей
ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською
см. также:Характеристики главных героев произведения Станционный смотритель, Пушкин