Краткое содержание
Подробный анализ произведения поможет лучше понять, в чем заключается в повести Прощание с Матерой смысл повествования не только школьникам, но и взрослым читателям.
Действие повести происходит в советские годы. В центре сюжета – небольшой населенный пункт Матера, находящийся на острове. Герои произведения – жители деревни, без характеристики которых сложно будет понять главный смысл «Прощания с Матерой».
Главные герои:
- Дарья Пинигина – старожил деревни, ей уже исполнилось 80 лет, пережила войну, смерть троих детей и мужа, очень привязана к деревне;
- Павел Пинигин – 50-летний сын Дарьи, работящий и трудолюбивый;
- Андрей Пинигин – 22-х летний сын Павла, недавно вернувшийся из армии, в деревне жить ему не нравится, мечтает об участии в грандиозных проектах, приносить пользу стране;
- Богодул – одинокий старик, живущий в заброшенном помещении, по слухам – бывший каторжанин;
- Катерина Зотова – подруга Дарьи, добрая старушка, в молодости состояла в любовной связи с женатым мужчиной, от которого родила сына;
- Никита Зотов по прозвищу Петруха – сын Катерины, пьет, нигде не работает;
- Сима – старушка, приехавшая когда-то на Матеру в поисках мужа. Воспитывает внука Колю.
- Настасья и Егор – семейная пара, оставшиеся на старости лет без детей, двое из которых погибли на фронте, дочь умерла от рака, а третий сын погиб зимой, провалившись под лед.
Повесть Распутина «Прощание с Матерой» состоит из 22 глав, каждая из которых постепенно раскрывает смысл произведения.
Главы 1-5
На Ангаре началось строительство электростанции. Из-за этого многим ближайшим поселениям грозит затопление.
Та же участь ожидает и Матеру. Поэтому жителям придется покинуть остров, переехав на новое местожительство.
Три подруги – Дарья, Настасья и Сима часто собираются вместе, ведя долгие беседы за самоваром. Во время одного такого чаепития примчался Богодул с сообщением о разгроме кладбища.
Как оказалось, в деревню прибыли специальная бригада для очищения территории. Но возмущенным жителям удалось отстоять погост.
Главы 6-10
Жителям Матеры предлагалось переехать в поселок. Добровольцам, согласившимся сжечь свой дом, обещалось денежное вознаграждение. На него и польстился Петруха, велев матери съехать.
Катерина ушла ночевать к Дарье, а ночью Петруха поджег избу. После пожара он исчез вместе с деньгами, а мать осталась жить у старой подруги.
Пришла пора уезжать Настасье и Егору. Старикам тяжело далось расставание с родным домом.
Главы 11-16
С началом сенокоса многие вернулась на Матеру. Появился в деревне и Петруха, щеголявший в новом костюме.
Приехал навестить Дарью и внук Андрей, работающий на заводе. Юноша решил устроиться на строительство ГЭС.
Дарья просила внука и сына перенести могилке поближе к поселку. Но Павлу было не до этого. Его, как отвечающего за технику безопасности, затаскали по комиссиям после несчастья с одним из работников.
Андрей, немного погостив, тоже уехал. Дарья поняла, что могилы родных так и останутся на острове, уйдя под воду вместе с ним.
Главы 16-22
На уборку урожая прибыла бригада из города. Рабочие много пили, буйствовали, а по окончании работ перед отъездом спалили контору.
Внезапно вернулась Настасья. Егор, не прижившись на новом месте, умер от тоски по родной деревне.
Материнцы потихоньку покидали деревню, вывозя сено и живность. Дарья же, несмотря на то, что и ее избу ожидало уничтожение в огне, убирала в ней и белила стены. Наутро ее дом сожгли.
На острове, кроме старух никого не осталось. Все избы были уничтожены, им пришлось ютиться в бараке.
Возмущенный председатель заставил Павла и Петруху срочно ехать за старухами, но те заблудились в тумане. Наутро, подъезжая к острову, они услышали тоскливый вой.
История создания
В «Прощание с Матерой» анализ произведения начинается с истории создания.
В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревушек должны были быть переселены в другие места, а сами деревни – затоплены.
Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжелым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.
Маленькие населенные пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.
Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.
Тема повести Распутина «Прощание с Матерой» – вырождение деревень, включающая в себе нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остается человеком, а кто превращается в «Петруху».
Автор затрагивает проблемы взаимосвязи поколений, человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни.
Матера – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но, пока еще все идет по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг, ситуация изменится, и все пойдет по-прежнему, и они останутся жить на своей земле.
Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.
Наступает переломный момент и нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь с удовольствием жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.
Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь все свое, родное. На кладбище покоятся тела близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они грудью бросаются на его защиту.
Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег, Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был ее защитой, в нем она прожила всю свою долгую жизнь.
Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым, и не выдержал, умер в первые недели переезда.
Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни, и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.
Вариант 2
Повесть Распутина можно отнести к деревенской прозе, в которой изображена жизнь простых людей. Название произведения много о чем говорит. «Матеру» можно сравнить с матерью землей, с которой трудно прощаться, ибо это малая родина родившихся здесь людей.
События, описанные здесь реальны. Когда строилась ГЭС на Ангаре, было затоплено много деревень, среди которых и родная деревня писателя. Он, как никто пережил эти процессы и мастерски передал свою трагедию в повести, которую написал в 1976 году, спустя годы от тех событий. Именно в этот период стирались с земли неперспективные хутора и деревни. Люди с болью прощались со своими домами, которые должны были уйти в небытие.
Основной темой повести есть тема вымирания деревни, но к этой теме также тесно соприкасаются такие темы, как отношение к вымиранию деревни разных поколений и разных людей, поиск счастья, семейные отношения, совесть людей. Эти нравственные каноны у каждого разные: кто остается при этих испытаниях человеком, а кто – наоборот.
Композиция повести построена на воспоминаниях жителей и диалогах, что делает произведение более реалистичным. Матера находится на острове, и добраться до нее можно только по воде. Вода здесь выступает и как символ времени, которое течет и его нельзя остановить. Менялись поколения, возводились новые дома. Триста лет деревня жила своей обычной жизнью и казалось, ей нет века, как и бегущей воде.
Автор колоритно описывает уклад деревенской жизни. Люди живут здесь обособленно, однообразно. У них нет особых радостей, только тяжелый труд. Мы знакомимся с главной героиней Дарьей, которая, как и другие старожилы деревни, очень болезненно переживает переселение. Они не могут поверить, что с лица земли исчезнет все, что им было так дорого и свято. Старик Егор, перебравшись в город, не смог пережить расставания с родными местами и вскоре умирает. До последних дней Дарья следит за избой, прибирается в ней, а напоследок, прощаясь, как с покойником, даже побелила избу. Она до последнего остается в деревне, не понимая того, как может молодежь так легко покидать родные края. В этом и заключается идея нравственности в произведении.
Но совсем по-другому к переезду относится молодое поколение. Они рады такому событию, даже жгут свои дома, надеясь на лучшую жизнь в городе. Дарья не может понять своего внука Андрея, старающегося скорее перебраться в новую жизнь, даже не простившись с деревней. Эта безнравственность достигает апогея, когда уничтожают кладбище, а Дарья с другими стариками бросается защищать могилы предков. Слова Дарьи о том, что не будет будущего у того, кто предает память о прошлом и настоящем, автор вложил огромный смысл.
Развязка повести печальна тем, что сын Дарьи Павел осознает свою неправоту по отношении к родным местам. Он понимает, что на новом месте переселенные люди будут просто квартирантами.
Большое значение в повести имеют символы: дождь, зверек-хозяин, охраняющий остров, дерево как первооснова жизни, туман, как неясность будущего, домовые, берегущие избы, да и сами избы, изображенные как живые существа.
Отношение автора к героям повести однозначно: он на стороне старожилов, которые не могут предать родные места.
Главы 4—6
Богодула знали давно: он менял в окрестных деревнях мелкую бакалею на продукты. Матёру он выбрал своим последним пристанищем. Зимой Богодул жил то у одной, то у другой старухи, а летом перебирался в колчаковский барак. Несмотря на постоянную матерщину, бабки любили его и наперебой привечали, а старики недолюбливали.
Внешне Богодул не менялся много лет и был похож на дикого лесного человека. Ходили слухи, что он поляк и бывший каторжник, сосланный за убийство, но доподлинно о нём ничего не знали. О переселении Богодул и слушать не хотел.
Дарья тяжело пережила разорение кладбища, ведь там лежали все её предки. Она не доглядела, допустила разорение, а скоро и вовсе всё водой зальёт, и ляжет Дарья в чужую землю вдали от родителей и дедов.
Родители Дарьи умерли в один год. Мать — внезапно, а отец, придавленный мельничным жерновом, долго болел. Об этом Дарья рассказывала зашедшему на чай Богодулу, сетовала, что истончили, истрепали люди совесть так, что «и владеть ей не способно», только для показу и хватает.
Потом Дарья пустилась в воспоминания о Матёре и своей семье. Её мать была не местной: отец привёз её «с бурятской стороны». Воды она боялась всю жизнь, но теперь только Дарья поняла, к чему был тот страх.
Дарья родила шестерых детей. Старшего забрала война, младшего зашибло деревом на лесоповале, дочь умерла при родах. Осталось трое — два сына и дочь. Старший сын, пятидесятилетний Павел, теперь жил на два дома и приезжал изредка, уставший от царившего в свежеиспечённом совхозе беспорядка. Дарья просила сына перенести к посёлку могилки родителей — тот обещал, но как-то неуверенно.
Посёлок, в который съедутся люди из двенадцати подлежащих затоплению деревень, состоял из двухэтажных домиков, в каждом — по две квартиры в два уровня, соединённых крутой лесенкой. При домиках — крохотный участок, погребок, курятник, закуток для свиньи, а вот корову поставить было негде, да и покосов с выгонами там не было: посёлок окружала тайга, которую сейчас усиленно корчевали под пашни.
Тем, кто переезжал в посёлок, выплачивали хорошую сумму при условии, что они сами сожгут свой дом. Молодые дождаться не могли, чтобы «подпалить отцову-дедову избу» и поселиться в квартире со всеми удобствами. Получить деньги за избу спешил и беспутный сын старухи Катерины, Петруха, но его дом объявили памятником деревянного зодчества и обещали увезти в музей.
Хозяин Матёры, «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверёк», которого не могли увидеть ни люди, ни звери, тоже предчувствовал, что острову приходит конец. По ночам он обходил деревню и окрестные поля. Пробегая мимо барака Богодула, Хозяин уже знал, что старик живёт последнее лето, а у хаты Петрухи он почувствовал горький запах гари: и этот древний дом, и остальные избы готовились к неминуемой гибели в огне.
Защита кладбища
Еще одна ключевая сцена, без которой невозможен анализ произведения «Прощание с Матерой», — это уничтожение могил на местном кладбище. Никакими благими целями нельзя объяснить столь варварский поступок властей, совершающийся на глазах жителей. К боли за то, что нужно оставлять могилы дорогих людей на потопление, добавилась еще одна — увидеть, как сжигают кресты. Вот и пришлось старухам с палками вставать на их защиту. А ведь можно было «эту очистку под конец сделать», чтобы жители не увидели.
Куда совесть делась? А еще – простое уважение к людям и их чувствам? Такими вопросами задается Распутин («Прощание с Матерой», кстати, не единственное произведение писателя на эту тему) и его герои. Заслуга автора в том, что он сумел донести до читателя очень важную мысль: любые государственные переустройства должны соотноситься с особенностями жизненного уклада народа, особенностями души человека. Именно с этого начинаются доверие друг к другу и любые взаимоотношения между людьми.
Тема повести Распутина «Прощание с Матёрой» – вырождение деревень, включающая в себя нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остаётся человеком, а кто превращается в «петруху».
Автор затрагиваетпроблемы взаимосвязи поколений, человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни. Матёра – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но пока ещё всё идёт по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг ситуация изменится и всё пойдёт по-прежнему и они останутся жить на своей земле.
Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.
Наступает переломный момент в нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь без сожаления жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.
Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь всё своё, родное. На кладбище покоятся останки близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они бросаются на его защиту.
Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был её защитой, в нём она прожила всю свою долгую жизнь.
Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым и не выдержал, умер в первые недели после переезда.
Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.
Анализ произведения
Повесть написана в жанре деревенской прозы
Через описание природы, единства её с человеком Распутин поведал о том, как важно спокойно и вдумчиво провести свою жизнь, быть благодарным за то, что дано.
В сложной критической ситуации раскрывается сущность людей. Необходимо помнить и хранить исторически сложившиеся нравственные устои. Без уважения к предкам не может быть будущего. Дети должны быть воспитаны с глубоким уважением к большому опыту стариков. Связь поколений не должна прерываться.
Оторвавшись корнями от родной земли, старики не в состоянии больше жить. Урон, нанесенный душе, может быть непоправим.
Текст этой статьи кратко передаёт смысл произведения. Лучше всего читать произведение полностью в книге или онлайн, чтобы составить своё независимое мнение. Цитаты из этого лиричного проникновенного повествования можно использовать во время написания сочинения или эссе.
Герои повести Прощание с Матерой
История создания
При строительстве ГЭС родное село писателя было затоплено. Это спровоцировало Валентина Распутина на горькие размышления о небрежном отношении к традициям и устоям.
Проблематика:
- совесть, вечные ценности;
- историческая память;
- любовь к Родине;
- взгляды отцов и детей;
- предупреждение молодёжи об опасности невнимательного отношения к своим истокам.
Смысл названия: прощание, вынесенное в название, становится тематическим стержнем этого произведения. Трудно, болезненно прощаясь с прошлым, автор призывает не забывать истоки.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть.
Жанровые особенности: «Прощание с Матёрой» в жанровом отношении сближается с философской притчей. Деревня Матёра, которую решительно и безапелляционно губят ради прогресса, символизирует Россию и мир в целом.
Время и место действия: действие повести происходит в островной деревне Матёра на берегу реки Ангары. Время — современность автора.
Время сенокоса. Время уезжать
Приходит время сенокоса, и вся деревня опять собирается вместе, В последний раз для общего дела. Появляется Петруха, который отдает матери за дом всего 15 рублей. Тем временем приезжает внук Дарьи Андрей. Ему вроде бы тоже жаль остров, но не до такой степени. Он считает, что ГЭС, конечно, нужна, и сам мечтает о большой стройке.
После сенокоса, местные жители начинают вывозить с острова свои пожитки, живность.
Петруха поджигает дома односельчан по их же просьбе, а они платят ему за это. Наступает осень. Уборка урожая, сенокос закончены. Время уезжать с Матёры. Дарья идет на сельское кладбище, где просит прощения у лежащих в земле родных людей за то, чему она не в силах помешать.
Жена Егора с горечью рассказывает сельчанам, что ее муж умер от тоски по родине. Его больше нет.
Председатель Воронцов узнает, что на острове еще есть люди. Переживая, что его будет ругать начальство, он плывет на остров, чтобы вывезти остатки жителей, но попадает в туман и не знает, куда двигаться дальше.
Тем временем старожилы слышат тревожный шум катера. На этом повесть заканчивается, автор не рассказывает, что было дальше, предлагая читателю самому решить судьбу ее героев.
Началось строительство новой гидроэлектростанции на Ангаре, и многие маленькие деревушки, стоящие на ее пути, должны были исчезнуть с лица земли. Таково решение правительства. О том, как относятся к этому старожилы, живущие в этих деревнях, и написал свое произведение Валентин Распутин. Как ведет себя человек в таких ситуациях, какие нравственные ценности, в нем преобладают, покажет анализ произведения. Этот материал может использоваться на уроках литературы в 11 классе.
Вариант 2
Все происходит на реке Ангара. Именно там и было решено построить одну из гидроэлектростанций. Здесь располагалось огромное количество разных домов, которые должны были снести. Конечно же, люди были против этого, но правительство даже, и слушать его не стали и делали все по-своему. И тогда Распутин и решил написать об этом произведение «Прощание с Матерой». Здесь описываются все события, которые происходили в это время. Кроме этого в произведении идет описание и переживания жителей и что они делали для того чтобы сохранить все свои дома.
За основу данного сюжета была положена реальная история, которая произошла в одной из деревень под названием Матера. Именно здесь и было решено построить гидроэлектростанцию. Жителям ничего не оставалось, как бросать свои дома и бежать в неизвестном направлении. Государству было совершенно наплевать на те чувства, которые испытывают жители деревни. Об их чувствах они даже не думали, а решали скорее все свои проблемы. С этого дня они начали потихоньку топить деревню. И если люди вовремя не уйдут отсюда, то могут в любой момент погибнуть. Но им кажется, что все совсем скоро измениться и кто-нибудь заступиться за них и они останутся здесь и дальше жить.
Но на этом государство не остановилось, помимо деревень они наняли людей, которые начали разрушать кладбище, а ведь здесь похоронены родные и близкие люди жителей деревни. И этого они допустить никак не могут. И для того чтобы это все предотвратить готовы на все.
А вот молодым людям наоборот данный момент кажется положительным, ведь теперь их мечта может сбыться, и они переберутся в город и у них начнется совсем другая жизнь. И для того чтобы поскорее перебраться в город они готовы сами поджечь свои дома и остаться без всего.
Старики и старушки совсем по-другому воспринимают данное событие. Им очень жаль все, что они зарабатывали всю свою жизнь, а теперь все это нужно покинуть и начать все заново. Если раньше они могли все это добыть и заработать. А вот сейчас они находятся на пенсии и собрать нужную сумму денег для того чтобы купить квартиру или дом они не могут себе позволить. Им очень жаль, что все так происходит. И что они не смогли ничего сделать для того чтобы предотвратить разрушение кладбища.
И вот здесь открываются все самое сокровенное, которое человек прячет. Петруха очень обрадовался тому, что происходит в деревне. Ведь больше всего на свете ему хотелось отправиться жить в город и осуществить свою мечту. И ради достижения своей цели он готов бросить своих родителей, а также сжечь свой дом, в котором родился и вырос. А вот Даша совсем по-другому относиться к своему дому, ведь она уверена, что обязательно сюда еще вернется. И перед отъездом тщательно убирается.
Слайд 25Малая родина – что она значит для человека? В.Г.Распутина, как человека,
выросшего в деревне, русского душой, волнует и другой вопрос: не утратит ли общество своих корней, берущих начало в отеческом доме? Для Дарьи и других старух Матёра – это место, где берут начало их род, складывавшиеся веками традиции, заветы, данные предками, главный из которых – беречь землю-кормилицу. К сожалению, молодёжь с легкостью оставляет родные места, а вместе с ними теряет духовную связь со своим очагом. К таким нерадостным размышлениям подводит анализ произведения. Прощание с Матёрой может стать началом потери нравственной опоры, поддерживающей человека, и пример тому – Павел, оказавшийся в финале между двумя берегами.
Объяснение сюжета
Смысл произведения заключен уже в самом названии «Прощание с Матерой». Название деревни ассоциируется со словом мать. Но под Матерой автор подразумевает не только деревню, но и Дарью, ставшую хранительницей памяти предков.
Символический смысл несет в себе и слово прощание. Оно означает не просто вечную разлуку, но и последнее раскаяние.
- экологии;
- взаимоотношения отцов и детей;
- исторической памяти;
- патриотизма.
Содержится в «Прощании с матерой» и глубокий философский смысл. Автор размышляет на тему смысла жизни, предназначения человека.
Главная героиня Дарья считает, что жить нужно по совести, соблюдая нравственные законы, не нарушая связи поколений. Такие взгляды на жизнь и у других стариков. Но молодежь думает по-другому. Им не нравится жить в глухой деревне, они мечтают о новой, городской жизни. Поэтому им не жаль Матеру и дома, построенные их родителями.
Никто не позаботился и о перенесении останков предков. Человек должен помнить о прошлом. Уничтожение памяти приведет лишь к черствости и равнодушию.
Главные герои и их характеристика
Дарья Пинигина – самая старшая из всех в деревне, но ещё вполне крепкая, способная самостоятельно вести хозяйство старуха. Характер у неё строгий, любила правду, была очень привязана к Матёре. Она тяжело переживала, что придётся бросить свой дом, могилы родителей. Другие старухи считали Дарью главной и часто собирались у неё попить чаю и поговорить.
Павел Пинигин – сын Дарьи, мужчина около 50 лет, работящий, любящий мать. Переехал с женой жить в новый посёлок, но часто приезжал к матери на остров. Духовно метался от рассуждений стариков к молодёжи, но никак не мог определиться и просто «плыл по течению». Эти переживания раньше времени старили его.
Андрей Пинигин – сын Павла и внук Дарьи. Отслужил в армии, вернулся, но всё ещё ищет своё место в жизни. Пока молодой, он хочет поработать на какой-нибудь великой стройке, стремится вперёд. Деревню ему совсем не жалко, и это болью отзывается в сердце Дарьи.
Богодул – одинокий старик, неизвестно откуда появившийся, но уже долго живущий в деревне. Обосновался в сарае на окраине деревни. Мало разговаривает, в основном рычит что-то и матерится. Ходит косматый, как леший. Старухи привечают его, а старики опасаются.
Настасья и Егор – старики, жившие по соседству. Настасья, похоронив детей, слегка тронулась умом. Она часто рассказывает про своего деда небылицы, но соседи жалеют её и не обращают внимания. Им раньше других стариков пришлось покинуть Матёру.
Катерина Зотова – тихая, добрая бабка, подруга Дарьи. Её сын Петруха вырос ленивым пьянчугой, но она всё равно любит его и ждёт, когда тот образумится.
Петруха – сын Катерины. Любит покрасоваться, прихвастнуть, но работать не хочет. Сжёг собственную избу, чтобы получить деньги, которые потом пропил. Матери дал только 10 рублей.
Посягательство на святое
По причине запуска ГЭС, власти планируют затопить остров. Местных жителей, планируют переселить в новый поселок, но старики не хотят уезжать с насиженных мест, и до последнего тянут с переездом. Однажды к старухе Дарье, где гостюют Сима и Настасья, приходит Богодул и рассказывает о том, что громят сельское кладбище.
Они идут туда, где орудуют рабочие, готовя погост к затоплению. Они замахнулись на святое, снося оградки и кресты. Местные жители вне себя от гнева и прогоняют рабочих с кладбища. А после восстанавливают кресты и оградки. Для них память о родных, похороненных здесь, свята.
Главные герои
История создания
Живут в Матере преимущественно пожилые люди и расставание с малой родиной очень тяжело им дается. Старики считают, что сменив место жительства, они предадут своих предков, похороненных на этой земле. Автор описывает, как одна из главных героинь – Дарья Пинигина, белит свою избу, прекрасно осознавая, что жилище через несколько дней будет уничтожено.
Другие действующие лица – пожилая семейная пара Егор и Настасья все-таки переезжают в город. Через несколько дней мужчина умирает, не выдержав разлуки с родными местами. Его жена снова переезжает в Матеру, чтобы провести остатки дней на родной земле.
Немногочисленная местная молодежь, напротив, поддерживает идею переселения. Они считают, что это подарит им новые возможности и поможет выбиться в люди. Молодые люди не чувствуют привязанности к земле и не понимают своих бабушек и дедушек.
Период создания произведения (1976 год) приходится на пик индустриализации Советского Союза. Именно тогда власти задались целью технического прогресса государства. В связи с этим массово уничтожались деревни и небольшие поселки, жители переселялись в городские условия, независимо от их желания. Прежде, чем создать свое произведение, Распутин посетил регион, который подобным образом был расчищен под Усть-Ислимское водохранилище. Сопровождал его в поездке советский журналист Борис Ротенфельд. По итогам путешествия Ротенфельд создал небольшой очерк, напечатал его в одной местной газете. Ему удалось выяснить, сколько средств было выделено создание водохранилища, а также какие условия предоставили власти жителям затопленных земель. В своем труде журналист приходит к неутешительному заключению, что новыми домами люди недовольны, так как жилища построены на глинистой местности. К тому же деревенские жители скучают по родной земле, на которой родились и прожили много лет.
Помимо внутренних человеческих терзаний, автор произведения упоминает и о исторических событиях, происходивших в той местности: гражданская война, междоусобицы казаков. Вероятно, что эти эпизоды также произвели сильное впечатление на Распутина и подтолкнули его к созданию произведения.
За основу своего произведения автор взял невымышленную историю, когда во время строительства Братской ГЭС пришлось затопить деревни и выселить людей.
Повесть вышла в свет в 1976 году.
Это был период, когда молодёжь стремилась уйти жить в город, отрывалась от своих корней. Небольшие деревни и колхозы приходили в упадок. Государство не поддерживало село.
Распутин, сам вышедший из деревни, глубоко переживал, что люди перестали ценить землю, природу, забывали исконные традиции народа.
Главы 20-22
Подходит к концу повесть «Прощание с Матерой» (краткое содержание по главам). Автор рисует картину запустения — не осталось в деревне строений, кроме барака Богодула, где теперь собрались старухи и внучек Симы. Вернулась и Настасья — ее старик не пережил переезда.
Павел решает вернуться за оставшимися через два дня. Но начальник Воронцов отправляет его в ночь на Матеру — завтра комиссия, и на острове не должно быть ни одного человека.
Павел, Петруха и Воронцов садятся в катер и отплывают. Их накрывает облако густого тумана, в котором ничего невозможно разглядеть. Туманом накрывает и Матеру.
Время не стоит на месте. Общество и сама жизнь постоянно движутся вперед, внося свои коррективы в уже устоявшиеся правила. Вот только происходит это у всех по-разному и не всегда в соответствии с законами морали и совести.
Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина — образец того, как новые веяния идут вразрез с нравственными устоями, как прогресс в буквальном смысле «поглощает» человеческие души. Произведение, появившееся в середине 70-х годов прошлого века, затрагивает множество важных проблем, не потерявших актуальности и сегодня.
Связь поколений: важна ли она?
Откуда же берутся такие как работники СЭС и Петруха? Да и к уничтожению Матеры не все ее жители относятся так же, как эти пять старух. Клавка, к примеру, только радуется возможности переехать в благоустроенный дом.
Опять вспоминаются слова Дарьи о том, что значит для человека помнить о своих корнях, о предках, о законах морали. Уходят старики, а вместе с ними исчезают веками накопленные опыт и знания, в современном мире никому не нужные. Молодежь все время куда-то спешит, строит грандиозные планы, весьма далекие от того образа жизни, который был у их предков. И если Павел, сын Дарьи, еще чувствует себя в поселке неуютно: его тяготит и новый дом, построенный кем-то «не для себя», и бестолково расположенные здания, и земля, на которой ничего не растет, то ее внук, Андрей, уже совсем не понимает, что может удерживать человека на таком заброшенном острове, как Матера. Для него главное — прогресс и те перспективы, которые он открывает перед людьми.
Связь поколений — довольно избитая тема. «Прощание с Матерой» на примере одной семьи показывает, как она теряется: Дарья свято чтит своих предков, ее главная забота – перевезти могилки на землю. Павлу подобная мысль кажется странной, но все же он не смеет сразу отказать матери. Хотя просьбы так и не выполнит: других проблем хватает. А внуку и вовсе не понять, зачем это нужно. Так что же говорить о тех, кто «просто выполняет свою работу» по очистке территории – слово-то какое выдумали! Однако нельзя жить будущим, не помня прошлого. Для того-то и пишется история. И хранятся нравственные ценности, чтобы не повторялись ошибки в будущем. Это еще одна важная мысль, которую пытается донести до современника автор.
Главы 16—18
На уборку хлеба нагрянула «орда из города»: три десятка молодых мужиков и три подержанные бабёнки. Они перепились, начали буйствовать, и бабки боялись выходить вечером из дому. Не боялся работничков только Богодул, которого те прозвали «Снежным человеком».
Матёринцы начали потихоньку вывозить с острова сено и мелкую живность, а на Подмогу прибыла санбригада и подожгла островок. Потом кто-то поджёг старую мельницу. Остров заволокло дымом. В день, когда сгорела мельница, к Дарье переехала Сима с внуком, и снова начались долгие разговоры: перемывали кости Петрухе, который нанялся поджигать чужие дома, обсуждали будущее Симы, которая всё ещё мечтала об одиноком старичке.
Убрав хлеб, «орда» съехала, на прощание спалив контору. Колхозную картошку убирали школьники — «шумное, шныристое племя». Очистив Подмогу, санбригада перебралась на Матёру и поселилась в колчаковском бараке. Матёринцы съехались выбирать свою картошку, приехала и Соня, окончательно ставшая «городской». Дарья понимала, что в посёлке хозяйкой будет она.
Настасья не приехала, и старухи сообща убрали её огород. Когда Павел увёз корову, Дарья отправилась на кладбище, оказавшееся разорённым и выжженным. Найдя родные холмики, она долго жаловалась, что именно ей выпало «отделиться», и вдруг словно услышала просьбу прибрать избу, перед тем как проститься с ней навсегда. Представилось Дарье, что после смерти она попадёт на суд своего рода. Все будут сурово молчать, и заступится за неё только погибший в малолетстве сын.