Италия: от возрождения до наполеоновской эпохи

История италии

Создание Итальянского королевства

Единственной конституционной монархией Италии после поражения революции оставался Пьемонт. Глава правительства Сардинского королевства – Камилло Кавур проводил политику, направленную на объединение государства под главенством Пьемонта. Однако для объединения Итальянского королевства необходимо было победить сильного противника — Австрийскую империю.

Пьемонт не обладал достаточной мощью для борьбы с Австрией, поэтому его король – Виктор Эммануил II вступил в союз с Францией и Пруссией. Правительство Пьемонта заключило соглашение с Наполеоном III, по которому Франция помогала отвоевать у австрийцев Венецию и Ломбардию, за что получала от нее территории — Савойю и Ниццу.

В мае 1859 года началась война Пьемонта и Франции против Австрийской империи.Объединенные итальянско-французские войска сражались успешно, австрийцы дважды претерпели поражения в крупных сражениях. С началом войны в итальянских герцогствах, находящихся под властью Австрии, начались восстания. Наполеона III испугало то, что война принимает революционный характер, и он неожиданно для короля Виктора Эммануила подписал сепаратный мир с Австрийской империей.

Запоминаем новые слова!

Сепаратный мир – мирный договор, подписанный одним из государств, входящим в состав воюющей коалиции, без оповещения и разрешения остальных союзников.

Таким образом, Франция вышла из войны, не выполнив до конца свои обязательства перед Сардинским королевством. По условиям мирного договора Пьемонту отошла только часть Ломбардии, а Венеция осталась во власти Австрийской империи.

Предательство Наполеона III вызвали возмущение у итальянского народонаселения. В 1860 году восстания охватили весь Апеннинский полуостров. Теперь к революции в Италии присоединились крестьяне, которым помогал отряд вооруженных добровольцев.

В 1861 году итальянский парламент объявил об образовании Итальянского королевства, во главе которого встал король Виктор Эммануил II.

Развитие военного искусства в период Итальянских войн

Перемены, происходившие на протяжении первой половины XVI в. в способах ведения войны, были столь значительны, что их называли «революцией в военном искусстве».

В Италии еще в XV в. появляется понятие «солдат» (от названия итальянской серебряной монеты сольди), которым с тех пор обозначают профессиональных военных. Связано это было с развитием системы наёмных войск, пришедшей на смену прежнему городскому ополчению. Командовали наёмниками кондотьеры (от слова «кондотта» — договор о найме на военную службу).

Из родов войск в период Итальянских войн основное значение приобрела пехота, а рыцарская конница окончательно отошла на второй план. В ходе Итальянских войн основное оружие пехоты — пики, а также луки и арбалеты начали уступать место огнестрельному оружию. Наиболее распространённым его видом в XVI в. стала аркебуза (заряжалась с дула); но уже в начале века в Испании появился более совершенный (с фитильным замком) и тяжёлый мушкет, пуля которого пробивала доспехи. Тяжёлая рыцарская кавалерия уступала место более лёгкой, которая постепенно тоже оснащалась огнестрельным оружием.

Кремнёвый (1) и фитильный (2) мушкеты; воин с аркебузой (3); артиллерия XV—XVI вв.: бомбарда (4), кулеврина (5).

Крупнейший переворот в военном деле произошёл благодаря артиллерии

Её активное использование в качестве важного боевого средства началось во Франции в конце XV в. Французы создали мобильную полевую артиллерию, которая во многом обеспечила им успех на начальном этапе Итальянских войн

Развитие артиллерии привело к значительным переменам в фортификации.

В ходе Итальянских войн стены крепостей становились более низкими и толстыми, что снижало эффективность артиллерийского огня; на смену простой угловой башне пришёл пятиугольный («итальянский») бастион.

Из трактата Эразма Роттердамского «Воспитание христианского государя» (1516)

Использованная литература:В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Скульптура

В эпоху барокко скульптура тесно связана с живописью и архитектурой. Меняется техника ваяния. Скульпторы отказываются от понятия пластического покоя. Наиболее знаменитым скульптором итальянского барокко признан Лоренцо Бернини, которого искусствоведы назвали «Микеланджело XVII столетия».

Джованни Лоренцо Бернини

Основатель барочного стиля в скульптуре осуществлял масштабные проекты. Джованни Лоренцо Бернини посвятил 50 лет творческой жизни украшению Собора Святого Петра в Ватикане.

Работая над статуями религиозных сюжетов, скульптор и главный архитектор Базилики (1629) использует белый мрамор, скрытый свет для усиления эффекта богослужения.

Классический пример − работа «Экстаз святой Терезы» (1645 − 1652).

Историк искусства Эрнст Гомбрих (1909 − 2001) дал оценку произведению мастера, написанному для римской церкви Санта Мария делла Витториа (Santa Maria della Vittoria): «Барочный скульптор довёл религиозное чувство до исступления. Лоренцо Бернини нагнетает эмоции до предельного накала и не опасается преступить грань дозволенного. Подобного образа ещё не было в истории искусства».

Давид

Скульптор обращается к античным сюжетам, но создаёт образы в свойственной ему манере. «Давид» Бернини (1623) не похож на героя произведений Микеланджело Буонарроти и Донателло (Donatello).

Автора интересует правдоподобный показ убийства Голиафа. Тонкие губы юного Давида упрямо сжаты, маленькие глаза наполнены злостью, гримаса на лице выдаёт явные намерения. Динамичная фигура заставляет зрителя представить траекторию броска камня.

Советую почитать про: статую Давида Микеланджело во Флоренции

Римские фонтаны

Творения Бернини − шедевры аллегории и зрелищности. Величественные фонтаны с сюжетной линией выполнены в Риме по заказу папы Урбана VIII.

Фонтан Тритона

Лоренцо Бернини завершает строительство фонтана Тритона (Fontana del Tritone) в 1642 году.

Постамент, выполненный из травертина, образуют скульптуры четырёх дельфинов, между которыми находится герб папы Римского. В огромной раковине, установленной на хвостах морских животных, помещена статуя Тритона. Сын Посейдона выдувает из раковины струю воды.

Фонтан пчёл

В 1644 году архитектор по приказу великого понтифика устанавливает фонтан пчёл (Fontana delle Api), предназначенный для нужд горожан.

По створкам раскрытой раковины к воде спускаются три пчелы − символ династии Барберини.

Фонтан четырёх рек

Период строительства фонтана четырёх рек (Fontana dei Quattro Fiumi): 1648-1651 годы.

Расположенный в середине фонтана обелиск, демонтированный из древнего храма Исиды, окружают скульптуры мифологических богов. Фигуры символизируют главные реки четырёх частей света: Нил, Ганг, Дунай, Ла-Плата. Композиционное расположение духов, их одеяния, динамичные движения аллегорично представляют истории из древних мифов.

Советую почитать про: самые красивые фонтаны Рима

Объединение Италии

В новом Итальянском королевстве была утверждена конституционная монархия с двухпалатным парламентом. Верхняя палата назначалась волей короля, нижняя – избиралась народонаселением. Однако принять участие в голосовании могли не более 2,5 % итальянцев, так как право голоса получали только мужчины старше 25 лет, умеющие читать и писать и обладающие определенным количеством имущества.

После образования Итальянского королевства процесс объединения не был до конца завершен. Приняв участие в войне Пруссии против Австрии, в 1866 году король Италии Виктор Эммануил присоединил Венецию. Последней присоединенной территорией стал Рим, он вошел в состав королевства в 1870 году и стал его столицей. Это событие ознаменовало завершение объединения Италии.

Почему Италия?

Италия в конце XV в. оставалась политически раздробленной на несколько враждовавших между собой государств, крупнейшими из которых были герцогство Миланское, королевство Неаполитанское, владения Папы Римского, республики Венеция и Флоренция. Её земли привлекали завоевателей своими богатствами.

Итальянские войны. Конец XV — первая половина XVI в.

В период Средних веков итальянские государства заняли ведущие позиции в торговле между Востоком и Западом. Именно в итальянских городах зародились новые формы ремесленного производства и банковской деятельности.

Северная Италия превратилась в наиболее экономически развитый регион Европы и её финансовый центр. Богатая, но беззащитная — такой представлялась Италия своим более сильным соседям.

Этапы развития

В V веке сюда проникли вандалы и вестготы, в 488 году – остготы, далее – византийцы, позже сюда пришли франки и именно они передали папе Стефану II некоторую территорию на которой возникла Папская область. Если вспомнить историю Италии в IX веке, то в страну начали вторжение венгры, а Сицилию заняли арабы.

Спустя столетие германские феодалы также захотели отхватить себе лакомый кусочек этой земли. Много лет местное население смешивалось с завоевателями, но обладая более продвинутой цивилизацией оно сумело адаптировать чужеземцев.

И в этом процессе начала свое зарождение итальянская народность. Большую роль в становлении итальянского народа сыграли города центральной и северной части. Многие из них начали вести торговлю с заморскими странами, что привело к экономическому росту.

В XI веке горожане начали образовывать коммуны и люди освободились от власти феодалов и епископов. Население городов росло и на этом фоне происходил подъем сельского хозяйства.


Фото: Olga1969 / Wikimedia Commons

Но Папская область и Юг Италии развивались не столь быстрыми шагами, как хотелось бы многим и здесь все еще правили арабы и норманны. Тогда и возникла экономическая разница между северными и южными землями.

Впервые стремление к объединению у итальянских народов возникает, когда им начинают угрожать войска Фридриха I. Тогда Кремона, Милан, Венеция, Брешия и Бергамо забыв о своих противоречиях, объединяются в союз Ломбардской лиги.

И в 1176 году они одерживают победу над Германией. Тогда и приходит сознание того, что объединение способствует экономическому и военному успеху всего региона.


Фото: pxhere.com

Несмотря на это, еще долгое время страна остается раздробленной и на протяжении XIII-XIV веков в истории Италии продолжают существовать много мелких и несколько крупных государств.

В центре это – Папская область, на севере — республика Венеция и республика Генуя, а также города-государства: Верона, Парма, Милан. С южной стороны большую территорию занимало Неаполитанское королевство.

Своеобразная черта средневековой Италии – это города-государства и нужно сказать, что их значение было тогда весьма велико. Выгодное положение на Средиземном море занимала Венеция в итоге став посредником между Западом и Востоком в торговле.


Фото: Carlo Ferrari / Wikimedia Commons

Как гласит история Италии, эта Республика обладала сильным флотом и расширяла свои владения, организуя колонии на всем Средиземноморье. Из-за политической раздробленности долгое время различные области имели свои языковые особенности, что препятствовало созданию единого итальянского народа.

Королевство Верхней Италии

Очередной виток антиавстрийских выступлений наступил уже через 10 лет, в 1859 году. В первую очередь он был связан с желанием Франции установить гегемонию на территории северной Италии и создать там полностью зависимое от Франции Королевство Верхней Италии.

Джузеппе Гарибальди. (wikimedia.org)

Для этого Наполеон III заключил союз всё с тем же Пьемонтом. 26 апреля стотысячная армия королевства Пьемонт и двухсоттысячная французская армия единым фронтом выступили против Австрийских войск. Уже в это время на полях сражений буйствовал будущий национальный герой Италии Джузеппе Гарибальди. Со своими «альпийскими егерями» Гарибальди успешно разбивал регулярные войска австрийцев. Победы союзников обеспечили подъём национального движения в средней Италии, правители и герцоги в страхе бежали из своих владений, а власть переходила к пьемонтским чиновникам.

На пике освободительной борьбы итальянского народа французский император Наполеон III, осознав, что в таких условиях создание марионеточного государства невозможно, заключил тайный мир с Австрией. Без предупреждения французские войска ретировались с фронта. Виллафранкское перемирие, оскорбившее итальянский народ, всё-таки вынудило их в спешке сворачивать военные действия и идти на уступки. Успехи по результату войны были незначительными.

Роль Тосканы

Чтобы этнические группы стали осознавать себя единой нацией им был необходим общий язык и в этом большую роль сыграла Тоскана. Так как она располагалась на пересечении торговых путей, то она играла важную роль в торговле.


Фото: mlproject / pixabay.com

Поэтому именно во Флоренции, разбогатевшей на торговле, появляются первые банки и впервые в истории Италии этот город становиться ведущим центром. Здесь начинает ощущаться сильная потребность в едином языке, как письменном, так и устном. В итоге, тосканский диалект становится языком деловой речи, который вытеснил латынь.

Во второй половине XIII столетия во Флоренции возникает лирика. Именно на тосканском диалекте писатель Алигьери Данте написал «Божественную комедию». Он также выступал за то, чтобы диалект перерос в общий литературный язык для всех, но этот процесс происходил довольно медленно.


Фото: Alexander Waltner / Wikimedia Commons

В XIV-XV столетии в экономическом и социальном плане Италия оставалась довольно неоднородной. На севере и в центре все еще были в приоритете города-государства. Но теперь на место коммунам пришли тирании или синьории — места, где власть была в руках одного правителя.

В других районах, например, во Флоренции и Болонье в приоритете были капиталистические отношения. Юг был довольно слаб, поэтому феодализм здесь все еще процветал. Тем временем капитализм завоевывал свое место в жизни и способствовал активному экономическому росту и культурному прогрессу.

В истории Италии наступил расцвет искусства. Началась эпоха Возрождения и представления о человеке тогда предполагало, что он должен был быть активным, свободным, познавать и покорять природу, а также полагаться на здравый смысл.


Фото: neufal54 / pixabay.com

Это новое понимание его роли в мире получило название «гуманизм» и способствовало сильному развитию искусства, литературы, филологии, а также философии. С конца XV века были совершены новые географические открытия и торговые пути сместились в Атлантический океан.

Создание державы Карла V

Одновременно с мирным урегулированием в Европе формировалась новая реальность, которая делала возобновление войны неизбежным. Важнейшим фактором стало появление на карте мира так называемой «державы Карла V».

Будущий император Карл V родился в 1500 г. в г. Гент (Нидерланды). Его родителями были эрцгерцог Австрийский Филипп Габсбург, сын императора Максимилиана I, и Хуана Безумная, дочь Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. В 15 лет он вступил в управление нидерландскими владениями Габсбургов. После смерти Фердинанда Арагонского Карл стал королём Кастилии и Арагона под именем Карлоса I, окончательно закрепив единство Испании и обретя власть над её обширной колониальной империей. Одновременно он приобретал три итальянских королевства — Неаполь, Сицилию и Сардинию. А после смерти императора Максимилиана новый испанский король был избран в 1519 г. главой Священной Римской империи германской нации под именем Карла V.

Возникновение громадной мировой державы Карла V привело к полному изменению баланса сил в Европе. Особое значение эти перемены имели для Франции, территория которой оказывалась почти полностью окружённой владениями Карла. В планы нового императора входило также укрепление испанских позиций в Северной Африке и изгнание гурок из Европы. Помимо этого, испанские конкистадоры продолжали завоевания в Америке, где именно при Карле были покорены земли ацтеков и инков.

Тициан. Карл V

Благодаря открытиям Магеллана Испания приобрела также владения в Тихом океане. Таким образом, под скипетром Карла V создавалась держава, претендовавшая на ведущее положение в системе государств своего времени.

С первых же шагов на государственном поприще Карл всё своё внимание посвятил внешней политике. Ближайшей задачей для него становилось восстановление Священной Римской империи германской нации в полном её составе

Но без Италии это было невозможно.

Считая своим главным противником короля Франции, Карл V вступил в союз с английским королём Генрихом VIII. В 1521 г. на своём первом рейхстаге в Вормсе он поклялся вернуть Милан. На этом же рейхстаге Карл впервые столкнулся с той проблемой, которая станет ключевой в его германской политике, — это развернувшееся внутри Германии религиозное движение, получившее название «Реформация».

Роль церкви. Контрреформация

Историк классического искусствоведения Джулио Карло Арган (Италия) назвал время итальянского барокко «культурной революцией во славу идеологии католицизма». В ответ на протестантскую Реформацию католики начинают церковно-политическое движение − Контрреформацию.

Визуально представить власть и могущество могло только искусство, с помощью которого можно ошеломить, привлечь внимание, заинтересовать. Простым церквям протестантов противопоставляют католические храмы, украшенные богатой позолотой, орнаментом, величественными лестницами

Собор святого Петра (Basilica Sancti Petri) в Ватикане − образец нового стиля. Прототипом для церквей итальянского барокко считают римскую церковь Иль-Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesu), построенную по дизайну Джакомо да Виньола (Il Vignola).

Революция 1848 года в Италии

В истории 1848 год прозвали «весной народов», из-за распространения революционного движения по всей Европе, началом которого стала Французская революция. С распространением общеевропейской революции, в Италии активизировались национально-освободительные настроения, по всему северо-востоку страны вспыхивали анти-австрийские выступления.

Итальянская революция началась 12 января 1848 года в городе Палермо и за считанные дни распространилась по всей стране. Главной движущей силой революционного движения стала буржуазия, рабочие, ремесленники и интеллигенция. Вовлечь в революцию крестьян не удалось. Революция в Италии сопровождалась борьбой с Австрией, которую возглавило Сардинское королевство (Пьемонт). Поначалу итальянцам сопутствовал успех, однако к 1849 году Австрийская империя вернула себе все отвоеванные у нее территории.

Причинами поражения национально-освободительного движения стали:

  • разрозненность и неорганизованность революционеров;
  • отсутствие поддержки со стороны крестьян, которые составляли большинство итальянского населения;
  • несогласованность между основными движущими силами революции – буржуазией и рабочими.

Несмотря на поражение, главным итогом революции в Италии стало усиление Сардинского королевства, которое взяло на себя роль лидера в объединении государства.

Итальянская модернизация

После многолетней самоотверженной борьбы за объединение государства, итальянский народ, наконец, достиг желаемого. Однако перед Итальянским королевством стояло еще много нерешенных задач. Главная из них — восстановление и развитие экономики.

Во второй половине 19 века процесс модернизации в Италии только начался, в сельском хозяйстве все еще господствовали полуфеодальные отношения, слабой была промышленность.

Запоминаем новые слова!

Модернизация – трансформация традиционного общества в общество индустриальное.

Особенности модернизации Италии:

  1. Модернизация не сопровождалась урбанизацией — активным ростом городов и городского населения. На момент объединения страны в сельском хозяйстве только начали развиваться капиталистические отношения. Крупные арендаторы скупали земли и нанимали для работы на них батраков. Остальные обезземеленные крестьяне вынуждены были жить в условиях нищеты либо эмигрировать за границу. Как в других европейских государствах, уходить в города для итальянских крестьян не было смысла – для большинства из них там не было работы.
  2. Когда индустриализация Италии только начиналась, страна практически не имела тяжелой промышленности. Из всех отраслей было развито хлопчатобумажное производство, специализирующееся на изготовлении шелка-сырца. Развитие тяжелой промышленности началось только к концу 90-х годов, по инициативе государства и при помощи иностранного капитала. Но успехи индустриализации были невелики, так как в стране остро ощущалась нехватка природных ресурсов.
  3. Экономическому развитию Италии препятствовала нехватка рынков сбыта товаров. Внешний рынок был практически недоступен для итальянских товаров, которые не выдерживали конкуренции с английской, французской и немецкой продукцией. Внутренний рынок был неразвит, так как местное народонаселение не обладало достаточным количеством денежных средств, для покупки промышленных товаров.

Для развития экономики, Италии нужно было срочно раздобыть денежные средства и найти новые рынки сбыта для своих товаров. Эти потребности определили основные направления во внешней политике государства.

Значение термина

Ни одно происхождение названия стилей в истории искусства не вызывает столько споров, сколько «барокко». Впервые термин употребили в XVIII веке Иоганн Иоахим Викельман (Johann Joachim Winckelmann) и Франческо Милициа (Francesco Milicia). Историки искусства вкладывали в эпитет «барочный» негативный смысл и применяли к творчеству, противоречащему правилам эстетики классицизма.

В списке представлены примеры толкований термина:

  • Название относится к фигуральному искусству
  • Язвительная насмешка, негативный смысл: нелепый, странный, «с причудой»
  • Barroco (французский язык) – дурной, вычурный, неестественный вкус
  • Perola barroca (португальский) – нестандартная жемчужина без оси вращения (термин ювелиров)
  • Barocco (итальянский) – приём софистики; форма логики, приводящая к абсурду
  • Bis-roca (латынь) – камень скрученной формы. Драгоценный минерал, но с дефектом. Имитация красоты
  • Barocco (итальянский) – термин связан с именем крупнейшего художника раннего барокко
  • Федерико Бароччи (Federico Barocci) – крупнейший итальянский художник и график эпохи позднего маньеризма и раннего барокко.
  • Заимствование из архитектуры центрально-азиатских турок (сельджуков)

История развития стиля

Мастера барокко отходят от художественных традиций Ренессанса. Развитие искусства происходит в два периода:

  1. Раннее барокко. Временные рамки: конец XVI − начало XVII века.
  2. Зрелое барокко: 30-е годы XVII − начало XVIII века.

Раннее барокко развивалось неравномерно и зависело от местных особенностей. Черты стиля вырабатываются в архитектуре и живописи. Колыбель Ренессанса − Флоренция (Firenze) − остаётся равнодушной к особенностям нового искусства. Рим (Roma) не жалеет средств на реконструкцию города.

Венеция (Venezia), Турин (Torino), Генуя (Genova) придают архитектурным сооружениям утончённый и праздничный вид. Признанные представители раннего барокко: Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola, 1507 − 1573), Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta, 1533 − 1602), Доменико Фонтана (Domenico Fontana, 1543 − 1607), Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio,1571 − 1610).

Зрелое барокко начинается после 1630 года. Доминирующим видом искусства становится скульптура. Период характеризуется усилением пышности архитектуры. Появляются новые формы: украшенные скульптурой фонтаны, гроты, балюстрады. Культовое зодчество позднего барокко представляют опытные мастера: Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini, 1598 − 1680), Гварино Гварини (Guarino Guarini, 1624 − 1683), Карло Райнальди (Carlo Rainaldi, 1611 − 1691).

Предпосылки Рисорджименто

Промышленный переворот начался на территории современной единой Италии примерно в то же время, что и в Российской империи — в середине 19 века. При этом в переходе к машинному труду участвовали лишь самые продвинутые области. В целом же страны Апеннинского полуострова экономически и политически зависели от таких европейских держав, как Испания, Франция или Австрия.

Итальянцев, естественно, не устраивало такое положение, равно как и полуфеодальные пережитки, которые оставались едва ли не во всех сферах. В государствах, расположенных на территории современной Италии, назревал социально-политический кризис.

Рим – родина барокко

Центром развития нового стиля искусства был Рим. Столица католического мира не утратила опыта Ренессанса. «Отцом» итальянского барокко называют Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Lodovico Buonarroti). Крупнейший мастер Возрождения разработал новые композиционные формы для библиотеки папы Климента VII (1523 − 1534) – архитектурное сооружение считается первообразом всех зданий стиля барокко.

В 1593 году в Риме начинает творческую деятельность реформатор живописи Микеланджело Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Изменившиеся политические условия диктуют новые правила поведения. Церковь и аристократия нуждаются в демонстрации могущества. Барокко − стиль, который может их возвысить.

Войны Карла V и Франциска I

Следующий, важнейший, этап Итальянских войн связан с именами Карла V и Франциска I, которые четырежды воевали между собой в период с 1521 по 1544 г.

Драматические события первой военной кампании были связаны с осадой французами крепости Павия. Император успел подтянуть в Ломбардию дополнительные силы из Германии, которые 24 февраля 1525 г. при помощи гарнизона осаждённой крепости наголову разгромили французов. Главным результатом битвы при Павии стало пленение французского короля.

Почти год Франциск I провёл в заключении, ведя тяжёлые переговоры с победителем. Мадридский договор 1526 г. завершил первую войну Карла V с Франциском I.

Неожиданный исход битвы при Павии привёл к решительному изменению всей международной ситуации. Чрезмерное усиление Карла V вызвало тревогу у его недавних союзников, особенно итальянцев. По инициативе Папы Римского возник союз, к которому присоединились итальянские государства — Венеция, Генуя, Милан, Флоренция. Главой нового союза стал английский король Генрих VIII, заключивший мир с Францией. Война в Италии началась прежде, чем Франциск I успел отправить туда свои войска, и ход её оказался неблагоприятным для его итальянских союзников. Карл V произвёл массовый набор наёмников в Германии, которые после соединения с испанскими войсками начали победный марш на Рим. По мере продвижения в глубь Италии германо-испанская армия всё более теряла управляемость, превращалась в сборище жаждущих наживы мародёров.

В 1527 г. императорская армия подвергла Рим страшному разгрому, какого он не испытывал со времён нашествия вандалов.

После разгрома Рима в войну на стороне союза вступила Франция. Французские войска предприняли успешное наступление в Северной Италии, но затем потерпели ряд поражений.

3 августа 1529 г. в Камбре был подписан мирный договор, вошедший в историю под названием «дамского мира», поскольку переговоры вели мать французского короля Луиза Савойская и тетя императора Маргарита Австрийская.

Франциск I уступал своему противнику суверенные права на графства Фландрию и Артуа, а также несколько городов в Нидерландах. Со своей стороны Карл V отказался от претензий на герцогство Бургундия и другие бывшие имперские территории, давно вошедшие в состав Французского королевства. Франциск I отказывался от притязаний на Милан, Геную и Неаполь.

Держава Карла V и её распад

Война завершилась полным переустройством Италии. В результате войны Франция была вытеснена с арены итальянской политики, а преобладающее положение там заняли Империя и Испания под скипетром Карла V. Последняя попытка итальянских государств защитить остатки своей самостоятельности завершилась разгромом Рима и Флоренции, ведущих центров Возрождения.

Литература

Стихотворное творчество первым воспринимает идеи новой эпохи. Поэты считают реальный мир иллюзией. Произведения наполнены метафорами, символами, аллегориями. Исследователи литературы выделяют две стилевые линии в творчестве итальянских писателей конца XVI − начала XVIII веков:
• Аристократическое, элитарное барокко.
• «Низовое» демократическое направление с низменными сюжетами и пародиями.

Джамбаттиста Марино

Родоначальником барочной поэзии был Джамбаттиста Марино (Giambattista Marino, 1569-1625). Поэт находился под покровительством кардинала Пьетро Альдобрандини (Pietro Aldobrandini) и герцога Савойи Карла Эммануила Великого (Carolus Emmanuel Magnus).

Сборники стихов «Лира» (La Lira, 1608 − 1614), «Эпиталамы» (Epitalami, 1616) являются образцом придворной поэзии. Лирические сонеты написаны в привычных формах Ренессанса, но наполнены новым содержанием. Характерный приём − использование метафор, словесная игра сочетаний с противоположным значением («учёный невежда», «богатый нищий»), пасторальные мифологические сюжеты.

Поэт отходит от ренессансного понятия универсальной гармонии и утверждает: миром правит дисгармония. Автор произведения «Слово о музыке» представляет Бога дирижёром хоровой капеллы, распределившим роли между людьми и животными, белыми и чёрными клавишами. Люцифер был первым музыкантом, поддавшимся «диссонансу ада» и сбившимся с нот.

Разгневанный маэстро бросил партитуру на землю, которая стала домом для людей. Творчество придворного поэта легло в основу маринизма − литературного направления эпохи барокко в Италии.

Эмануэле Тезауро

Теорию литературы нового стиля сформулировал итальянский историк, писатель Эмануэле Тезауро (Emanuele Tesauro) в трактате «Подзорная труба Аристотеля» (Il cannochiale aristotelico), опубликованном в 1654 году. Автор назвал произведение главной своей работой, над которой трудился 40 лет.

Теоретик искусства утверждал: литература живёт по своим законам, не связанным с логикой и рациональным мышлением. Новое искусство «быстрого разума» напоминает фокусника, умело использующего Метафору − «Мать поэзии и Остроумия». «Подзорная труба…» следит за всеми удивительными и неожиданными открытиями. Философ восторгается победой человеческой мысли, проникшей с помощью телескопа в загадки Вселенной. Определив критерии прекрасного и отвратительного, Эммануэле Тезауро сформулировал понятие идеала в искусстве своего времени.

Архитектура

Первыми, кто представил художественный стиль в начале XVII столетия, были архитекторы. Радикальный представитель итальянского барокко Франческо Борромини (Francesco Borromini) закладывает основы для последующего развития европейской архитектуры. Благодаря Борромини Италию называют родиной архитектурного барокко.

Франческо Борромини (1599 − 1667)

Совместно с Лоренцо Бернини архитектор работал над проектом 29-ти метрового балдахина в соборе святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане (Stato della Citta del Vaticano). Витые колонны украшены ветвями лавра. Четыре статуи отцов церкви поддерживают кресло святого Петра. Киворий покрыт бронзой, взятой из Пантеона. Имя резкого, неистового Франческо осталось в тени. Слава досталась его сопернику Лоренцо Бернини.

Выдающийся архитектор принимал участие в реконструкции кафедрального римского собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano).

За четыре года работы (1646 − 1650) он обогатил базилику элементами барочной архитектуры, спроектировал ниши главного нефа, сделал эскизы статуй святых и пророков. Автор проектов величественных дворцов руководил строительством палаццо Барберини (Palazzo Barberini, 1629 − 1633) в Риме.

Винтовая лестница в виде улитки, двойные колонны, причудливые детали восхваляли могущество Маффео Барберини (Maffeo Barberini), избранного в 1623 году папой Римским (Урбан VIII).

Советую почитать про: площадь Барберини (piazza Barberini)

Филиппо Юварра (1678 − 1736).

Римский зодчий, яркий представитель позднего барокко, Филиппо Юварра (Filippo Juvarra) строил в Италии церкви, палаццо герцогов, проектировал королевский дворец в Испании (Palacio Real de Madrid).

Барочные находки Франческо Борромини вдохновили архитектора на создание в 1732 году купола церкви Сант-Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea). В Турине сооружены дворцовый комплекс палаццо Мадама (Palazzo Madama, 1721), загородная резиденция монархов Савойской династии − стильный охотничий замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi). Важнейшие постройки − собор Суперга (Basilica di Superga) и палаццо Бираго ди Боргаро (Palazzo Birago di Borgaro).

Собор Суперга

Строительство пышной католической базилики Суперга началось в 1717 году.

Архитектор барочного стиля Филиппо Юварра воздвиг храм, ставший «соперником колоссального собора святого Петра и Павла в Риме» (М.Н. Загоскин).

Палаццо Бираго ди Боргаро

В 1716 году граф Ренато Аугусто Боргаро (Augusto Renato Birago di Borgaro) поручил архитектору построить дворец в Турине. Особенности сооружения: величественная лестница, многочисленные колонны, украшенный статуями главный зал для торжественных приёмов и балов, чередование изогнутых и треугольных фронтонов на окнах.

Пирро Лигорио

Художник итальянского барокко, антиквар, инженер Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) был архитектором папского двора Пия IV (1559 − 1565). После критики проекта Микеланджело Буонарроти по сооружению собора Святого Петра, Пирро Лигорио теряет престижную должность и возвращается на службу к Ипполито II д’Эсте (Ippolito II d’Este).

В 1567 году по заказу кардинала архитектор приступает к проектированию фонтанов и парка виллы в Тиволи. Мастер строит сад в соответствии с символикой династии д’Эсте, связанной с прародителем рода − Гераклом. Сорок два водоёма, окружающие виллу, создают «Кипящую лестницу».

Грандиозное сооружение «Дорога ста фонтанов» построено в соответствии с сюжетом «Метаморфоз» Овидия. Знакомство с «Фонтаном Органа» вызвало восторг современников. При попадании воды в сводчатую ёмкость, воздух проникал в органные трубочки и вызывал звуки музыки. После масштабной реставрации ландшафтной архитектуры, созданной Пирро Лигорио, объект назван самым красивым парком Европы (2007).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: