Задача и суть этого направления
Как и было сказано, футуризм – полное отрицание рамок, норм и условностей. Футуристы стремились выразить свое мировосприятие и понимание всего происходящего любыми удобными для себя способами, наплевав на опыт предшествующих поколений: «теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».
Вы скажете, что любое авангардистское течение было против классицизма? Да, так и есть. Но футуристы делали это крайне радикальным образом, выступая против любых литературных рамок и стремясь к искусству будущего. Сам Маринетти толковал задачу футуризма следующим образом: «ежегодно плевать на алтарь искусства».
Герой в работах футуриста – это житель большого современного города, наполненного различной техникой и постоянным движением. Здесь жизнь постоянно улучшается и достигает все новых этапов развития. Вечный прогресс.
В чем суть футуризма?
Предпосылки
Важность публикации -Революционный контекст
В контексте поздней царской России общество было глубоко разделено по социальным классам. Индустриализация, развитие, экономический рост и урбанизация России сильно отстали от других западных стран, при этом страна испытывала высокий уровень неграмотности, плохое здравоохранение и боролась с ограничениями, связанными с ограниченностью массовой коммуникации за пределами крупных городов. Глядя вовне на реалии жителей соседних стран, художники, которые позже стали участниками кубофутуристического движения, заметили влияние растущего машинного века на повседневную жизнь, признав красоту, динамизм и энергию эстетика утилитарной машины, приводящая к возобновлению интереса к технологической модернизации в искусстве, поэзии и жизни. Активный в кругах русского искусства уроженец Украины Александр Шевченко (1883-1948) повторил это мнение, когда в 1913 году заявил, что «мир превратился в единый, чудовищный, фантастический, вечно движущийся мир. машина, в единый огромный неживотный автоматический организм… не может не отражаться в нашем мышлении и в нашей духовной жизни: в Искусстве ». «Культ машины» становился все более утопической концепцией в кубофутуристических кругах, когда художники воспринимали идиллический феномен машинного производства как главное «пролетариат творение» из-за его способности помогать строить справедливое коллективная жизнь для всех людей независимо от класса. Эта идеологическая концепция утопического совершенства через механизмы значительно повлияла на стилистические элементы кубофутуристического движения, побудив художников экспериментировать с чистой абстракцией, геометрическими формами, резкими линиями и плоскостями и деконструкцией органических форм в мощные структуры, пропитанные машинной символикой.
Влияние коллекционеров русского искусства
На пике глубокого социального, политического и классового разделения России в начале 20 века была небольшая группа элитных аристократов и бизнесменов. Имея значительный доступ к международным рынкам искусства и дилерам, они собрали значительное количество европейских шедевров начала 20 века для своих личных коллекций
Коллекционеры и меценаты, Сергей Щукин (1854-1936) и Иван Морозов (1871-1921) обратили особое внимание на импрессионистов, Постимпрессионизм, фовист, кубист и футурист искусство со всей Европы, собирающее большой выбор знаковых работ и, следовательно, представляющее местных русских художников к художественным направлениям, техникам и стилям, популярным на континенте. В коллекции Щукина было значительное количество Пикассо, Матиссов, Сезанн, Моне и Гогенов, что позволило художники в С
Петербург и Москва доступ к произведениям кубизма и футуризма, которые позже повлияли на развитие кубофутуристического движения.
«Hylea» и влияние Ф. «Манифест футуризма» Маринетти
Филиппо Томмазо Маринетти
Хотя кубофутуризм был впервые назван и идентифицирован в 1913 году, это движение можно проследить до собрания русских художников, которые называли сами «Союз Молодежи » («Союз молодежи») в 1910 году. Группу собрал поэт и художник украинского происхождения Давид Бурлюк (1882-1967) под именем «будетляне» (русская интерпретация западного термина «футуристы»), вдохновленная итальянским Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944) 1909 Манифест футуризма. Работа Маринетти отстаивала необходимость для творческих людей (например, художников и писателей) отказаться от прошлого и перейти к использованию эстетического языка машин, индустриализации, городской жизни и утилитарного дизайна. Для Маринетти и его последователей футуристическое движение означало свободу, коллективность, совершенство и социальное обновление. Под влиянием футуристического манифеста эстетика дислокации и фрагментации стала лексиконом кубофутуристов в их попытках исследовать неутомимый и повторяющийся динамизм технологий и подчеркнуть их фантазии об утопической механической современности. Кубофутуристы объединили модернистский, космополитический дух футуризма Маринетти с эстетическими характеристиками аналитического кубизма (например, абстрактные формы, плоскостность, фрагментация, геометрические формы, приглушенные и темные цвета, сочетание различных точек зрения), чтобы создать собственное дидактическое искусство. форма предназначена для отображения революционной направленности художественного сообщества.
Художница А. Экстер и ее кубистические картины
Не меньше смелости было и у другой представительницы кубизма и кубофутуризма — Александры Александровны Экстер. Она была знакома с одним из основателей кубизма — Пабло Пикассо и многими именитыми авангардистами своего времени, ей доверял Казимир Малевич, а сама она внесла определенную лепту в развитие этого направления. Интересно, что обучение Александры во французской Academie de la Grande Chaumiere закончилось скандалом, так как именитый профессор академии был возмущен далеким от классического цветовым решением картин Экстер. Александра проявляла себя не только в картинах, но и в оформлении спектаклей, за что даже получила прозвище «Пикассо сценографии», причем сами декорации и костюмы называли «праздничным парадом кубизма».
А. Экстер (1882–1949).
Картины и эскизы костюмов Экстер в стиле кубизма характеризуются яркой палитрой, смелостью идей и свободой композиции. Она не боялась выходить за грани норм, разрывать шаблоны и демонстрировать миру свое видение. Например, в работе «Натюрморт» предметы одновременно и статичны, и подвижны. Кажется, что все предметы вот-вот сорвутся с шаткой поверхности, образуя новую комбинацию в пространстве. В этой же картине прослеживается любимая художницей цветодинамика, когда цвета картины то сгущаются, то разрежаются. Эта же шаткость, контрастные цвета и их движение наблюдается и во многих других натюрмортах художницы.
А. Экстер. «Натюрморт». 1913 г.
Помимо традиционной для кубистов скученности предметов художница использовала и другие приемы. Так, в картине «Вид Парижа» часть объектов теряет привычные формы и перспективу, а другая часть становится менее прозрачной, из-за чего город воспринимается более многогранным и наполненным. Безусловно, в начале XX века нужна была смелость, чтобы представлять публике такое видение реальности. Но оно того стоило, так как Александра Экстер стала широкой известной и в дальнейшем повлияла на своих учеников, а ее картины сегодня ценятся высоко. Среди других ее работ в стиле кубизма и кубофутуризма назовем: «Натюрморт с яйцами», «Вид на мост», «Город ночью» и другие.
А. Экстер. «Вид на мост». 1936-1938 гг.
Особенности футуризма в литературе
Стремление к новому образу искусства
Представители течения находили себя в «творчестве будущего», стремились экспериментировать, страстно желали инноваций. Презрительно оценивая существующие правила, искали новую энергию, свежие пути развития искусства. Достижения прошлых культурного и литературного опытов приравнивались к никчёмному запасу условностей. Ярким примером может выступить отношение к музейным ценностям как к тому, что нужно уничтожить. Футуризм жаждал нового мира, воспевал идеи урбанизации, технического прогресса.
Отказ от традиций
Футуристы почти полностью отказались от ранее существующих законов грамматики и правил поэтики. Поэты ломали рифму, ритм, протестуя против сложившихся норм стихосложения
Основное внимание было сосредоточено на слове, которое стояло над содержанием, ритмом, синтаксисом. Традиционный закономерный порядок слов менялся, их располагали в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма, образуя декоративные орнаменты или драматические сцены
Внимание к форме произведения
Через новый язык футуристы обрели свою форму, придав ей значение главного элемента произведения. Форма ставилась выше содержания. Декларация, программа, манифест становятся главной эстетической твердыней.
Поиск и творение новых форм, основанных на живом искусстве и современном мироустройстве, повлёк немало новаторских идей, достижений в литературе, живописи, театре и музыке.
Применение неологизмов
Через неологизмы поэты сближали свой язык с современным живым разговором. За использование подобных слов они получали в ответ большое количество критики, упрёков. Но одна из задач их программы оглашала: опираться на современность языка. Футуристы воспроизводили её подобным способом. Так же посредством образования неологизмов предполагалось расширить границы языка, его возможности.
Выражение массового настроения толпы
Кризис общества, государства после первой русской революции сопровождался революционными настроениями. В особенности у интеллигенции. Футуристы понимали и развивали существующие настроения. Русский футуризм всегда отличался стремлением к революционным переменам.
Возьмём лирического героя Маяковского, который вмещает всю человеческую боль и горе от несправедливого, негуманного характера жизни царской России. Его поэма «Облако в штанах» — яркий протест. Пафос революционной жизни, вызов буржуазному быту, определение бездушного мира бюрократии — об этом рассказывает поэт.
Бунтарское настроение
Бунтарство находило выражение не только в произведениях авторов. Как итальянские, так и русские футуристы эпатировали общество своей манерой держаться, внешним видом. Их выступления носили скандальный характер. Лозунгом итальянцев становится «слова на свободе», «самовитое слово» занимает почётное место в манифестах русских последователей.
Футуризм бунтовал против равнодушия, оно было полностью неприемлемым. Многие русские авангардисты даже прославились в роди скандалистов, поражавших воображение публики. Но в эпатаже футуристов находилось всё-таки больше эстетических эмоций, чем революционных.
Культ города, технологий
Футуристы стремились сделать своё искусство массовым. Они использовали «поэтику улицы», хаотический ритм современного города. В живописи тематика часто связывалась с машинами, самолётами, поездами, электропроводами. Адепты футуризма приходили в восторг от технологических новинок. Например, мотоцикл становился более совершенным, чем работы Микеланджело.
Литература
Лиля Брик
Поэзия
Поэты, экспериментировавшие с кубофутуристическими идеалами, подчеркивали важность деконструкции правил и смысла поэзии, систематически нападая ранее популярные русские классики и поэты-символисты из-за их склонности исследовать метафизические, эзотерические идеи, не находившие отклика в народных массах. Художники-кубофутуристы страстно желали демократизации поэзии за счет использования хаотичного общего языка (и понятий), который давал свободу выражения и интерпретации среднему человеку
Подобно художникам одного и того же движения, эти поэты были заинтересованы в создании «совершенно новых слов и новом способе их комбинирования», преобразовании и воссоздании поэзии в литературную форму, отражающую их идеи модернизированного будущего. Поэты кубофутуристического движения рассматривали письмо как «лабораторию или мастерскую» для обновления языка и литературы, анализируя слова и генерируя неологизмы, чтобы изменить современное понимание поэзии, чтобы показать свой интерес к революции и современность. Эта практика известна как «трансрациональная поэзия» (или заум ). Чистота и динамизм художников этого движения нашли в механизации и технологии, литературные кубофутуристы нашли в трансрациональной поэзии, с этим поэтическим экспериментом, который позже развился, чтобы вовлечь деконструкцию языка в звукопийные формы. Одним из таких примеров являются звуковые картины Велимира Хлебникова в его пьесе Зангези
Поэты этого движения также использовали неортодоксальные методы во время своих публичных поэтических концертов, такие как раскрашенные лица, публичная клоунада и экстравагантная одежда, чтобы привлечь внимание к своей работе и подчеркнуть их футуристические эксперименты
Театр
Михаил МатюшинКазимир МалевичАлексей Крученых.
Внедрение кубофутуристических теорий и идеологий в сферу театральной постановки вызвало широкий скандал среди представителей российского общества рубежа веков. Подобно тем, кто занимался кубофутуризмом в мире искусства, отдельные лица в театральном сообществе использовали характерную для движения идеологию культурного обновления, трансформации и революции в своих произведениях, расширяя футуризм из литературной и художественной сфер в театр. В июле 1913 года собрание поэтов и художников кубофутуристического движения собралось на собрание под названием «Первый всероссийский съезд Баячей Будущего» (Первый Всероссийский съезд бардов будущего). установление того, что группа создаст «новый футурийский театр», которым будет руководить их собственный коллектив, и «превратит русский театр» в современную форму искусства. Кубофутуристы использовали более агрессивный стиль в своих выступлениях, используя игривость arte-azione (искусство в действии), провокационный или непонятный язык, импровизацию и непредсказуемость. Как заявил Роман Якобсон (1896-1982): «Вечера футуристов вызвали… публику… Реакция общественности была разной: многие пришли на скандал, но широкая часть студенческой общественности ждала новое искусство, захотелось нового мира ».
Направления в русском футуризме, описание
Гилея
Расцвет футуризма в России совпал с Серебряным веком. Первой футуристической организацией, созданной в 1908 году стала «Гилея». Давид и Николай Бурлюки в содружестве с поэтом Б. Лившицем в имении Чернянка разбирали бумаги гостившего здесь Хлебникова. Так зародилась группа. Окончательно и открыто «Гилея» заявила о себе в 1910 году в Петербурге. Состав тогда был такой: Д. и Н. Бурлюки, Б. Лившиц, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро, А. Крученых. В 1912 году мир увидел первый программный сборник «Пощечина общественному вкусу». А в 1920 году Давид Бурлюк бросает родину. Это послужило началом конца деятельности группы.
«Гилея» противопоставляла себя эгофутуристам, провозглашая кубофутуризм. Большинство поэтов-гилейцев в относительной степени были ещё и живописцами, ценителями кубизма. «Гилею» можно считать самой ранней и радикальной футуристической группировкой. Участниками напрочь отрицалась классическая литература. Футуристы искали красоту и эстетику поэзии в раскрепощённом и свободном языке, не рассматривали словопостроение и словопроизношение в рамках существующей грамматики, расшатали синтаксис
В группе не поддерживался итальянский футуризм. Хлебников даже предложил новый термин «будетлянство», подчёркивая самобытность. Но общие тенденции: пренебрежение к традициям прошлого, стремление создать новое искусство, общество, урбанизм — всё это роднило группу с итальянцами. Свои произведения гилейцы» именовали «самописьмами». Кубофутуристы группы выделялись скандальными манифестами и выпадами в адрес литературных конкурентов.
Ассоциация эгофутуристов
Первым эгоутуристом стал Игорь Северянин. Он сам назвал себя подобным образом в 1911, использовав сначала определение «футурист», затем добавив к нему «эго». Расшифровать послание можно перефразировав эгофутуризм как «я в будущем». В организованный тем же годом кружок, кроме Северянина, вошли Г. Иванов, К. Олимпов, Грааль-Апрельский. В 1912 кружок был переименован в «Академию Эго поэзии», и в том же году в результате дрязг распался. Северянин отходит, а Иван Игнатьев создаёт «Интуитивную Ассоциацию». В составе: П. Широков, В. Гнедов, Д. Крючков. Этот кружок тоже распадается в 1914 году после самоубийства Игнатьева.
Созданный Игорем Северянином стиль опирался на самовыражение, достижение «будущего я» через эгоизм. Новое искалось без отвержения старого, задачей становились смелые образы, эпитеты, осмысленные неологизмы. Душа признавалась как единственная истина. Требовалось противостоять стереотипам, выражать смелость, раскованность в образах.
Мезонин поэзии
Организация была создана в 1913 году, распалась в конце того же года. Основными фигурантами стали В. Шершеневич, К. Большаков, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренёв, Л. Зак. Поэты трудились над сокрушением культурных и национальных различий в поэзии, причисляя создаваемую лирику к космополитичной. Так завещал идейный вдохновитель группы Вадим Шершеневич — умелый издатель, редактор, способный поэт и критик.
Все стремились повторить успех «Гилеи». Но сравниться с Маяковским и Хлебниковым удавалось не каждому. «Мезонин поэзии» в основном выстраивался на деловых, культурных и издательских интересах своих участников. Но не на идеологии.
Центрифуга
Ещё одно поэтическое объединение Серебряного века — московская футуристическая группа «Центрифуга». Её образовали поэты, ранее связанные с издательством «Лирика», в 1913 году. Костяк составили давно знакомые между собой Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров. Выделялся из них поэт, литературовед и живописец Сергей Бобров, развивший свои идеи в резонансном реферате «Русский пуризм». Работа развивала идеи пуризма (требовательность к чистоте, строгости стиля) в ответе на усложненность жизни.
Соперниками поэты провозгласили кубофутуристов и «Мезонин поэзии». И напротив считали себя преемниками петербургского эгофутуризма. „Центрифуга“ приютила эгофутуристов Олимпова, Широкова, Крючкова, а после распада „Мезонина поэзии“ — Большакова, Третьякова, Ивнева.
Основной особенностью «Центрифуги» стало то, что при развитии произведения внимание со слова перемещалось на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В работах гармонично соединялись футуристические эксперименты и существующие традиции
«Центрифуга» просуществовала длительное время — до 1917 года, а их книги под этой маркой выпускались до 1922.
Понятие и истоки футуризма
Умберто Боччони. Улица входит в дом. 1911 год
Футуризм возник в начале XX века как одно из течений модернизма. Предпосылками возникновения футуризма стали серьезные социально-экономические перемены в обществе в Европе, в том числе Италии, являющейся родиной данного направления. Основателем и идеологом школы футуризма стал Ф.Т. Маринетти.
Ф.Т. Маринетти – личность спорная и неоднозначная. Он был известным в Италии писателем, поэтом, основатель футуризма. Помимо этого он является одним из первых идеологов фашизма и сотрудничал с Муссолини. Ф.Т. Маринетти основал такие футуристические журналы как «Lacerba», «Poesia» и издательство «Poesia». Он же является автором первого манифеста футуризма. Ф.Т. Маринетти посетил Россию по приглашению русских футуристов в 1914 году.
В России футуризм получил широкое распространение благодаря тому, что в нашу страну он проник в эпоху перемен. Поэты и писатели подхватили футуризм и в большинстве своем поддержали Октябрьскую революцию. Футуризм привлекал тем, что в нем человек перестал быть мерой всех вещей. В произведениях воспевался прогресс, энергия электричества, волн и даже энергия войны.
Футуризм в России отличался от европейского. Он получил название русский футуризм.
- К числу основных черт футуризма в литературе относится следующее:
- Протест против сложившихся норм стихосложения;
- Эксперименты с языком прозы и стихосложением;
- Бунтарская направленность произведений;
- Создание «заумного языка».
Художник Ю. Анненков и его картины в стиле кубизма
Еще одним смелым кубистом, который не боялся пойти против устоев общества и живописи, стал Юрий Павлович Анненков. Только упорство и свобода взглядов помогли ему добиться успеха на художественном поприще, так как его исключили из гимназии за политические карикатуры, а затем не взяли и в Академию художеств. Он обучался в частных художественных мастерских, в том числе и во Франции. Возможно, именно эта свобода от канонов классики позволила художнику импровизировать на полотнах и добиваться того, что каждая следующая картина становилась для критиков полной неожиданностью.
Ю. Анненков (1889–1974).
Смешивая самые разные стили и приемы, он часто использовал в своих картинах принципы кубизма и кубофутуризма, показывая объекты с новых сторон. Одним из любимых его жанров был портрет, в котором он достиг больших успехов и прославился своей серией острохарактерных портретов известных людей. Именно в них можно часто наблюдать характерную для кубизма фрагментарность объектов и изображение многочисленных граней. Это позволяло ему точнее передавать психологическую составляющую героев, причем он спокойно применял множество других стилей в одной и той же картине. Так, при написании портрета А. Тихонова Анненков активно использует приемы кубизма при создании головы героя, чем удачно передает состояние задумчивости, размышлений известного литератора. В то же время фон и костюм кубизм затрагивает лишь частично, а картина на стене уже выполнена в классическом стиле. Заметим, что в 2014 году портрет Тихонова был продан на торгах за 6,2 млн долларов.
Ю. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.
Интересно, что именно Анненков полностью иллюстрировал известную поэму Александра Блока «Двенадцать» шедевральными кубистическими рисунками. Блок вначале отнесся настороженно к идее доверить иллюстрацию свободному в художественном самовыражении Анненкову, но первые рисунки оказались ему так близки, что в итоге книга была отпечатана в крупноформатном тираже, рассчитанном на ценителей книг и коллекционеров. Сам же выпуск был назван критиками исключительным событием для русской графики и поэзии.
Ю. Анненков. Иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать»
В числе других его картин в стиле кубизма и кубофутуризма назовем такие работы: «Портрет З. Гржебина», «Портрет В. Мейерхольда», Portrait of photographer M.A. Sherling и пр.
Ю. Анненков. Портрет З. Гржебина. 1919 г.
Футуризм в литературе — определение термина
Литературное направление «футуризм» всеми силами бурно стремилось вперёд, вдаль, ввысь. Его название произошло от латинского futurum — будущее.
Определяя литературное направление как систему духовных и эстетических принципов, можно сказать, что футуризм — «искусство будущего». Его относят к ряду модернистских течений в литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Таким образом, футуризм — это общность художественных авангардистских движений, зародившаяся в ХХ веке. Хронологические рамки движения ограничены с 1910 по 1920 годы. Футуризм преимущественно утвердился в Италии и России.
Основной посыл состоял в нигилитистическом отрицании всего традиционного художественного опыта. В литературе футуристы сосредоточились на форме, ярко заявляя о себе новыми словами (авторскими неологизмами), нецензурной лексикой, терминологией плакатов, газет и афиш. Литературная норма ломалась методом отказа от классических канонов и традиций, экспериментами над формой произведения. Авторы отказывались от устоявшихся грамматики, орфографии, стилистики.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
История направления
Футуризм зародился в Италии. Основоположником называют поэта Филиппо Маринетти, автора ключевого документа направления «Манифест футуризма». Этот программный текст был выпущен в 1909 году болонской, а чуть позже французской газетой «Фигаро». Манифест критиковал, крушил традиции классического искусства, логические и синтаксические каноны литературного текста. Маринетти декларировал культ будущего, основанного на индустриализации, машинизации, движении, скорости. Славилось бунтарство, динамичность, прогресс, мощь, патриотизм.
Так возник европейский футуризм. Кроме Маринетти к его прародителям причисляют и других деятелей эпохи — художников: Балла, Северини, Боччони, Руссоло, Карло Карра. В целом, европейский футуризм отличался от остальных модернистских течений агрессивностью и экстремистским уклоном, «плевками на алтарь искусства». Деятели этого направления утверждали главенство силы, разрушения, скорости. Воспевали милитаристскую идеологию, мощь технических достижений.
Первыми российскими футуристами считаются художники братья Бурлюки, которые в 1912 году ответили Европе манифестом «Пощёчина общественному вкусу». В нём раскрывались свежие возможности языка, декларировались новаторская идеология и технология литературного текста. У русского футуризма скорее не было единого направления. Поэты экспериментировали каждый своим путём.
Русский футуризм характеризуется поэтической направленностью, заботой о реформе слова, поэзии, культуры. Его вряд ли можно отождествить с европейским. Несмотря на экспрессию участников и общие основные черты, агрессия Маринетти была далека и несвойственна русским творцам. Кроме прочего, в русском футуризме можно найти немало антивоенных произведений. Например, «Война и мир» Маяковского или «Война в мышеловке» Хлебникова.
К отличительным литературным характеристикам футуризма относятся:
- использование декламационного языка;
- стихосложение в виде манифеста;
- применение слов-звуков;
- употребление неологизмов;
- категоричный отказ от традиционной грамматики и орфографии;
- искажение «старого языка».
В музыке футуризм выражался через применение шумовых эффектов, живопись эксплуатировала геометрические формы, динамичность красок, фрагментарность, принцип симультанности (одновременности разных моментов одного действия). В отличие от европейских русские футуристы пытались работать над симбиозом живописи и литературы. Возможно, это объясняется тем, что многие поэты были неплохими художниками. Так или иначе, но в XX веке стремление к новаторству захватывало всех, поэтому футуристические поэзия и живопись обогащались и дополнялись через тесную взаимосвязь.