Культура ссср в 1960-1980-е годы

Культура в ссср в 60-80 е годы хх в презентация, доклад, проект на тему

Советская культура: краткий обзор

Советская культура – это уникальное явление, которое возникло в СССР в период с 1917 по 1991 годы. В своей основе она объединяла различные идеологические, политические, экономические и социальные аспекты, которые отражались во всей жизни советского общества.

Основные черты советской культуры можно описать следующим образом:

Идеологическое направление: основой советской культуры являлся марксизм-ленинизм, который был официальной идеологией СССР. Все сферы жизни подчинялись принципам коммунизма и целям строительства социалистического общества.
Массовость: советская культура была массовой, ориентированной на широкие слои населения. Она стремилась быть доступной и понятной для всех.
Политизация: в советской культуре неразрывно переплелись политика и искусство

Литература, кино, театр, музыка и другие виды искусства были средствами пропаганды коммунистических идеалов.
Социальные ценности: в советской культуре брались во внимание социальные ценности, такие как коллективизм, равенство, добросовестный труд, патриотизм и т.д.
Универсальность: советская культура стремилась объединить различные национальности, культуры и языки, создавая единое советское сообщество.
Развитие образования и науки: в советской культуре особое внимание уделялось образованию и науке, считая их ключевыми факторами прогресса общества.

Наследие советской культуры все еще присутствует в современном обществе. Оно отражается в архитектуре, искусстве, литературе, традициях и ценностях. Даже не смотря на развал СССР, идеология советской культуры оказала сильное влияние на развитие России и других постсоветских стран.

Слайд 4 Художественный процесс 60-70-х гг. отличался интенсивностью и динамизмом

сил между властью и творческой интеллигенцией. В 60-е гг. значительные

либерально-демократические силы страны объединились вокруг литературно-публицистического журнала «Новый мир» во главе с его редактором А.Т.Твардовским. Стали доступны некогда запрещенные произведения М.Булгакова (Мастер и Маргарита), Б.Пастернака (Доктор Живаго), произведения Платонова, Мандельштама и др. Читатель познакомился с книгами Вен. Ерофеева Москва-Петушки (1969), А.Битова Пушкинский дом (1971). В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали М.А.Шолохов (1965), А.И.Солженицын (1970), И.А.Бродский (1987).

Литература

Слайд 7 Театр становился более публичным и открытым к восприятию

Арбузова; Материнское поле Ч. Айтматова и др.). Чрезвычайно популярными в те годы

были герои производственных пьес (спектакли Человек со стороны Н.М.Дворецкого; Сталевары (пьеса инженера и журналиста Г.Бочкарева), Премия А.И.Гельмана и др.).В драматургии А.Вампилова, В. Розова, А. Володина поднимались нравственные проблемы (вопросы морали, гуманизма, цены человеческой жизни и др.).В эти же годы действовал театр, драматургия которого не вписывалась в традиционную драматургию советского театра. Речь идет о Театре им. А.С.Пушкина (постановки А.Эфроса), Театре на Таганке (гл.реж. Ю.Любимов), Современник (гл.реж. О.Ефремов, затем Г.Волчек), ленинградском Большом драматическом театре под руководством Г.Товстоногова. Целое поколение выдающихся актеров (в т.ч. народных артистов СССР), чья судьба была тесно связана с отечественным кинематографом, играло на сценах этих и других (МХАТ, им. Е.Вахтангова, Малый театр) театров Н.О.Гриценко, Ю.К.Борисова, М.А.Ульянов, Ю.В.Яковлев, И.М.Смоктуновский и др.

Театр

Слайд 11 В скульптуре 60-70-х годов центральное место занимает архитектурно-скульптурный

битвы на Мамаевом кургане (1963 — 1967), мемориал на Пискаревском

кладбище в Санкт-Петербурге (1960), мемориальные комплексы «Брестская крепость» и «Хатынь» (1968-1969). Последний из названных мемориалов был создан на месте бывшего села Хатынь, сожженного фашистами дотла. Словно печные трубы, уцелевшие после пожара, встали 26 памятных железобетонных обелисков. И в каждом из них — колокол. Печальный, тревожный колокольный перезвон оплакивает погибших в годы войны, взывает к памяти живущих. Композиционным центром мемориала является бронзовая скульптура «Непокоренный человек». В мемориал входит «кладбище белорусских деревень». 186 белорусских деревень пережили трагедию Хатыни. Их названия высечены на надгробных плитах. Скорбная «стена памяти» перечисляет названия 66 наиболее крупных фашистских концлагерей. Венчает мемориальный ансамбль Вечный огонь и три березы — символ жизни.

Скульптура

Слайд 10 Кинематограф 60-70-х гг. составляет одну из славных страниц отечественного

и зарубежной литературы — Война и мир, Братья Карамазовы, Идиот,

Гамлет и др. В художественных фильмах режиссеров — С. Герасимова, В. Шукшина, А.Миты, Э. Рязанова, А.Михалкова-Кончаловского, Н.Михалкова, С.Ростоцкого и др. поднимались глубокие нравственные и философские проблемы. Одним из лучших мастеров жанра кинокомедии был ученик Г. Александрова кинорежиссер Л.И. Гайдай.Одновременно в кино работали режиссеры, многие выдающиеся работы которых не имели в годы застоя широкой зрительской аудитории, хотя в условиях 70-х гг. все же стали известны зрителю. В их числе были А. Тарковский (Иваново детство, Зеркало, Андрей Рублев), К. Муратова (Короткие встречи), А. Герман (Двадцать дней без войны).Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем 20 века, получила свое особое художественное звучание также в 60-80-е годы. Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-технического прогресса. Жестокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность. Именно нравственным проблемам в первую очередь был посвящен фильм — панорама тех лет «У озера» С.А. Герасимова.

Кинематограф

Приход к власти Л. Брежнева. Косыгинские реформы

В результате смены партийного и государственного руководства в 1964 г. во главе Советского государства оказался Л. Брежнев. Он был представителем постсталинской генерации советских руководителей, которые стали выходить на ведущие роли уже после XX съезда партии.

Леонид Брежнев (1906-1982) — советский государственный и политический деятель. В 1964-1982 гг. находился во главе компартии и советского государства. Уроженец Днепропетровщины. В 1939 г. стал секретарём Днепропетровского обкома КП(б)У. В период Великой Отечественной войны занимал должности начальника политотдела 8-й армии и политуправления 4-го Украинского фронта. После войны возглавлял Запорожский и Днепропетровский обкомы партии, а с 1950 г. стал первым секретарём ЦК Компартии Молдавии. С 1957 г. — член, а с 1960 г. — Глава Президиума Верховного Совета СССР.

Большая часть времени пребывания Л. Брежнева на посту главы государства (1964-1982) отличалась замедлением темпов экономического развития страны, стагнацией во многих сферах общественной жизни, ростом коррупции и теневой экономики. Всё это стало свидетельством глубокого кризиса советской модели развития. Исключением были первые пять лет его пребывания у власти.

Восьмая пятилетка 1965-1970 гг., которую ещё называют «золотой» , прошла под знаком реформационной деятельности председателя Совета министров А. Косыгина. Благодаря реализации косыгинских реформ произошло сокращение плановых показателей; на предприятиях создавались фонды материального стимулирования; независимо от прибыли, вводилась твёрдая оплата за использованные предприятием производственные фонды; промышленное строительство стало финансироваться за счёт кредитов, а не дотаций; запрещалось менять планы без согласования с руководством предприятий; были расформированы совнархозы и восстановлена отраслевая система управления; повысились закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; произошло перераспределение части национального дохода в пользу аграрного сектора.

В результате этих мер оживилось сельскохозяйственное производство, улучшилось обеспечение городов продовольственными товарами, выросла продуктивность труда, практически все показатели пятилетки были выполнены в полном объёме.

Алексей Косыгин (1904-1980) — советский государственный и партийный деятель, с 1964 по 1980 г. — Председатель Совета Министров СССР. Был сторонником проведения экономических реформ, часть из которых удалось реализовать в годы 8-й пятилетки (1965-1970) — самой успешной в истории СССР.

Слайд 2 С середины 50-х годов развернулся процесс демократизации жизни

Важным шагом на этом пути был XX съезд партии, осуждение

культа личности Сталина, реабилитация тех, кто безвинно пострадал в довоенные и послевоенные годы. Более демократичной стала система руководства культурой. Некоторые функции государственных органов передавались общественным организациям. Так, в 1957 году на общество «Знание» было возложено руководство всей лекционной пропагандой (ранее находилась в ведении Министерства культуры). Расширились права союзных республик в области культурного строительства. Ряд вузов и техникумов были переданы в ведение республик. Больше прав в области культурно-бытового строительства и народного образования получили местные Советы. Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции, организовываться ее встречи с руководителями партии и правительства. Они являлись демократической формой обсуждения актуальных общественных и профессиональных проблем.

Середина 50-х

Особенности советской культуры

1. Коллективизм

Одной из основных особенностей советской культуры был акцент на коллективизм. Люди были призываны думать о коллективе и обществе, а не только о себе. Коллективные достижения и цели стояли выше индивидуальных интересов.

2. Пропаганда и идеология

Советская культура была насыщена идеологией коммунизма и пропагандой. Массовые мероприятия, памятники, литература, искусство и кино были посвящены пропаганде социалистического образа жизни и достижениям страны.

3. Государственный контроль

Государственный контроль был еще одной особенностью советской культуры. Государство регулировало и контролировало содержание литературы, искусства, кино и прочих сфер культуры, чтобы они соответствовали идеологии и интересам государства.

4. Массовая культура

Советская культура стремилась быть доступной для всех слоев населения. Развитие массовой культуры, включая кино и телевидение, позволяло донести идеологию государства до широкой аудитории.

5. Спорт и физическая культура

Спорт и физическая культура были приоритетами советской культуры

Государство клали большое внимание на развитие спорта, создание спортивных клубов и проведение спортивных мероприятий, таких как Олимпийские игры

6. Наука и технический прогресс

Наука и технический прогресс также занимали важное место в советской культуре. Государство активно поддерживало научно-исследовательскую деятельность, стремилось к научным достижениям и развитию новых технологий

7. Патриотизм и героизм

Патриотизм и героизм были национальными ценностями советской культуры. Государство доносило героические деяния и достижения советского народа, пропагандируя патриотические идеалы.

8. Равенство и социальная справедливость

Советская культура признавала принцип равенства и социальной справедливости. Она нацелена была на ликвидацию привилегий, классовых неравенств и диспаритетов в образовании и здравоохранении.

9. Женская эмансипация

Советская культура активно поддерживала женскую эмансипацию. Советские женщины имели равные права и возможности в области образования, работе и участии в политической жизни.

10. Многогранность и многонациональность

Советская культура отличалась множеством национальностей и культур, которые сосуществовали в одном государстве. Это создавало разнообразие традиций, языков и обычаев.

Основные особенности советской культуры
Номер
Особенность

1
Коллективизм

2
Пропаганда и идеология

3
Государственный контроль

4
Массовая культура

5
Спорт и физическая культура

6
Наука и технический прогресс

7
Патриотизм и героизм

8
Равенство и социальная справедливость

9
Женская эмансипация

10
Многогранность и многонациональность

Развитие наук

Государство стало уделять внимание и развитию науки, и к концу 60-х гг. было значительным образом увеличено финансирование этой отрасли

Открывались новые научные центры, которые делали новые открытия был запущен первый синхрофазотрон в мире, первый атомный ледокол был спущен на воду, впервые запустили искусственный спутник Земли.

Многие исследования советский ученых получили мировое признание: теория сверхтекучести Л. Ландау, исследования молекулярных квантовых генераторов Н. Басова, А. Прохорова, исследования химии цепных реакций Н. Семенова.  А в 1961 году космонавт Юрий Гагарин совершил настоящий подвиг — он первым в мире совершил пилотируемый полет в космос.

На первый взгляд, советское общество развивалось куда стремительнее, чем западное, но многие отрасли науки значительно отставали от фундаментальных мировых наук на то время. Идеологическая диктатура мешала полноценному развитию духовной жизни советского общества, большинство культурных деятелей (диссидентов) были скованы и не имели возможности развивать свое творчество полностью.

Слайд 13 В живописи в 60-е годы художники разрабатывают так

Каменскому). Представители этого направления — П.Ф. Никонов. А.П. и С.П.

Ткачевы, Д.Д Жилинский, Н.И. Андронов, Т.Т. Салахов, М.А. Савицкий, В.Е. Попков — стремились обратить искусство лицом к жизни, художественно воссоздать «правду жизни». Расширился диапазон тем — в искусство вошли целые пласты жизни, ранее им не исследуемые. Художники изображали суровые будни» геологов, хирургов, плотогонов, солдата, вернувшегося с войны (А.Н.Андронов «Плотогоны», 1959 — 1961; П.Ф. Никонов «Наши будни», 1960; В.Е. Попков «Строители Братской ГЭС», 1961; Т.Т. Салахов «Ремонтники», 1963). В поисках «правды жизни» эти художники обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув всякую описательность. Лаконизм средств сблизил многие станковые произведения «сурового стиля» с искусством монументальным. Это сказалось и в гиперболизации образов, в которых опущено все случайное, мимолетное, и в повышенной декоративности и эмоциональности колорита, и даже в большом, как правило, размере холста. Но это не означает, что все художники указанного направления похожи один на другого. Художников «сурового стиля» связывает воедино время и его герой, которого они изображают. Недаром все они много занимаются жанром портрета, ибо искусство — прежде всего исследователь человеческой души. На выставках 60-х и позже 70-х годов широко представлены автопортреты. К примеру, у В.Е. Попкова множество автопортретов-картин: «Мать и сын» (1970), «Работа окончена» (1971), «Шинель отца» (1972) и другие. Язык этих картин символичен.

Живопись

Наследие советской культуры

Советская культура оставила значительное наследие, которое до сих пор сказывается на многих аспектах жизни в постсоветском пространстве.

1. Образование

В советское время образование было признано одной из основных ценностей государства. Была создана обширная сеть школ, институтов и университетов, где каждый гражданин мог получить бесплатное образование. Качество советского образования оценивалось на международном уровне, и до сих пор советские учебники и методики являются основой для образования во многих странах.

2. Космическая программа

Советский Союз сделал значительный вклад в освоение космоса. Первый искусственный спутник Земли, первый космонавт Юрий Гагарин, первая женщина в космосе Валентина Терешкова — все эти достижения имели огромное значение для мировой науки и техники. Технологии, разработанные во время советской космической программы, до сих пор используются в современных космических исследованиях.

3. Спорт

Советский Союз был известен своими спортивными достижениями. Советские спортсмены были сильными соперниками на Олимпийских играх и других международных соревнованиях. Они неоднократно занимали первые места по количеству золотых медалей. Культура физической культуры и спорта, которая преобладала в советском обществе, оказала огромное влияние на молодежь и до сих пор является одним из важных элементов российской культуры.

4. Литература и искусство

В период советской власти было создано множество произведений литературы, кино и искусства, которые до сих пор являются классикой и оцениваются высоко не только в постсоветском пространстве, но и за его пределами. Такие имена, как Михаил Булгаков, Андрей Тарковский, Сергей Есенин, стали известными и узнаваемыми в мире, утвердивши советскую культуру на мировой арене.

5. Общественные ценности

Советская культура стремилась сформировать новый тип человека — общественного деятеля, готового жить и работать в коллективе, жертвовать личными интересами ради процветания страны и социализма. Коллективизм, уважение к труду, равенство и солидарность были основными принципами советской культуры, которые до сих пор находят свое отражение в постсоветском обществе.

В целом, наследие советской культуры является важной частью идентичности и культурного наследия постсоветского пространства. Оно оказывает влияние на современную культуру и общество, помогая сформировать своеобразный образ жизни и ценностную систему

Диссидентское движение

Антидемократические действия власти привели к появлению новой формы оппозиционного движения — диссидентства. В развитии диссидентского движения в СССР выделяют несколько этапов:

1961-1968 гг. На этом этапе основным методом деятельности диссидентов было составление писем, обращённых к лидерам страны и подписанных известными деятелями науки, культуры. Формой распространения диссидентских идей стал самиздат. В молодёжной среде возникают первые неформальные объединения в противовес комсомолу. В декабре 1965 г. на Пушкинской площади Москвы состоялась первая правозащитная демонстрация, организаторами которой были А. Сахаров, А. Гинзбург, Л. Богораз.

1968 — середина 1970-х гг. Этот период характеризовался активными формами протеста. С апреля 1968 г. диссиденты стали издавать «Хронику текущих событий». Лидерами диссидентского движения были академик А. Сахаров, литераторы А. Солженицын и А. Гинзбург, поэтесса и переводчица Н. Горбаневская, публицист Л. Богораз. В августе 1968 г. восемь диссидентов провели на Красной площади акцию в знак протеста против введения советских войск в Чехословакию и силового подавления Пражской весны. Своеобразным манифестом диссидентского движения стала работа А. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968). А в 1969 г. была создана первая в Советском Союзе открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР.

Александр Солженицын (1918-2008) — русский писатель, драматург, публицист, диссидент. Помимо СССР жил и работал в Швейцарии и США. Последние годы жизни провёл в России. Получил Нобелевскую премию по литературе (1970). В течение 1960-1980-х гг. выступал с жёсткой критикой коммунизма и советской власти.

Многим творческим людям, критически настроенным к советской действительности, пришлось покинуть страну — А. Солженицыну, М. Ростроповичу, И. Бродскому, А. Тарковскому, Ю. Любимову и др. Диссидентские организации также действовали в ряде республик (Украинской, Грузинской, Армянской, Литовской, Эстонской). Их участники, помимо отстаивания прав человека, требовали соблюдения национальных интересов своих народов.

Середина 1970-х — середина 1980-х гг. — это время характеризовалось организационным оформлением диссидентского движения. После присоединения в 1975 г. СССР к Заключительному акту Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе диссиденты создали Московскую группу содействия выполнению Хельсинкских соглашений (1976). Её возглавил правозащитник Ю. Орлов. Члены группы подвергались постоянному давлению со стороны КГБ. В 1982 г. она прекратила своё существование.

Диссидентов ссылали (А. Сахаров), отправляли в лагеря (Ю. Синявский, Ю. Даниэль, А. Гинзбург) и психиатрические лечебницы («дело Григоренко», «дело Щаранского»), высылали за рубеж и лишали гражданства. Для борьбы с проявлениями инакомыслия в КГБ было создано специальное 5-е Управление, но идеи диссидентов с каждым годом приобретали всё большую популярность, приближая крах советской системы.

Андрей Тарковский (1932-1986) — русский советский кинорежиссёр и сценарист. Один из знаковых кинорежиссёров XX в. Его творчество значительно повлияло на развитие отечественного и мирового киноискусства. Главные работы: «Андрей Рублёв», «Солярис», «Сталкер».

Слайд 9 Тема современности и героико-патриотическая тема нашла свое отражение

и др.В 60-е гг. наметился отход от глобальных симфонических концепций

в сторону более скромных, камерных композиций (14-я симфония Д.Шостаковича). Существенный вклад в развитие симфонической музыки внесли композиторы Г.Н.Попов, Б.И.Тищенко, А.Г.Шнитке, А.Я.Эшпай, Б.А.Чайковский, Э.В.Денисов. Дирижировали симфоническими оркестрами Е.А.Мравинский, Г.Н.Рождественский, Е.Ф.Светланов и др. Кроме симфонической музыки развивался песенный эстрадный жанр (М.Фрадкин, Я.Френкель, С.Туликов, А.Пахмутова и др.). С середины 60-х гг. у молодежи получила популярность рок-музыка.

Музыка

Проявления застоя в общественно-политической жизни

В первые годы своего пребывания во главе партии Л. Брежнев пытался осуществлять коллективное руководство Президиумом ЦК КПСС (с 1966 г. — Политбюро). Однако особенность партийно-государственной системы СССР состояла в невозможности функционировать без ярко выраженного лидера — первого лица, которым после 1967 г. и стал Л. Брежнев. Он значительно укрепил свои позиции, поставив во главе КГБ Ю. Андропова, а министром обороны назначив А. Гречко. Это были преданные ему люди.

Юрий Андропов (1914-1984) — советский государственный и политический деятель. С 1967 по 1982 гг. возглавлял КГБ СССР, а в 1982-1984 гг. был Генеральным секретарём ЦК КПСС.

Кризисные явления в общественно-политической жизни во многом были обусловлены личностными характеристиками Л. Брежнева. Он был лишён таланта стратегического мышления, фундаментальных знаний. Его некомпетентность устраивала приближённых к нему деятелей, оставляя широкое поле для аппаратного творчества, создания коррупционных схем и т. п.

В начале 1970-х гг. в политическом курсе партийного руководства окончательно утверждаются консервативные тенденции. Так, в идеологической сфере фактически сворачивается десталинизация: игнорировались факты политических репрессий, оправдывались насильственные методы коллективизации, искажались причины поражений Красной армии на начальном этапе Великой Отечественной войны. Ключевая роль в этих процессах принадлежала главному партийному идеологу М. Суслову.

После тяжёлой болезни, перенесённой в 1974 г., Л. Брежнев фактически утратил нити управления страной, ситуация выходила из-под контроля, а негативные личностные качества советского лидера проступили в ещё более выпуклой форме. Неудержимая страсть к лести и наградам (Л. Брежнев имел 220 советских и зарубежных орденов и медалей) увенчалась четырьмя звёздами Героя Советского Союза, званием Героя Социалистического труда, орденом «Победы» и присвоением звания Маршала Советского Союза. Написанная от его имени трилогия мемуаров («Малая земля», «Возрождение», «Целина») стала объектом справедливой критики и насмешек. Авторитет лидера партии и государства существенно упал.

На этом этапе существования советского государства прослеживалось внедрение во все руководящие структуры представителей партии, часто не имевших необходимых профессиональных качеств. Партийные органы представляли интересы властных институтов, общественных организаций и даже отдельных республик. На практике это приводило к росту бюрократии и превращению партийной номенклатуры в особую касту, стоявшую выше обычных советских граждан, что нарушало саму суть социалистического строя. Эти изменения были отражены на законодательном уровне в Конституции СССР 1977 г., ст. 6 которой закрепляла за КПСС руководящую роль в жизни общества.

Период застоя также характеризовался нарастанием тенденций скептического отношения рядовых граждан к официальной идеологии и недоверия партийным лидерам, правового нигилизма значительной части населения. В свою очередь, власть попыталась ответить усилением репрессивного воздействия на общество. Была не только свёрнута десталинизация, начатая Н. Хрущёвым, но и ужесточилась цензура, прокатилась новая волна арестов представителей творческой интеллигенции по обвинениям в антисоветской агитации (А. Синявский, Ю. Даниэль, А. Гинзбург и др.).

К середине 1980-х гг. кризис социалистической системы стал очевиден. Он проявлялся в экономике, политике, социальной сфере, влиял на морально-психологическое состояние общества. Авторитет руководства страны катастрофически падал. Перед партийно-бюрократической элитой реально встал вопрос о сохранении своей власти. Попытки реанимировать систему силовыми методами, предпринятые Ю. Андроповым (ноябрь 1982 — февраль 1984), себя не оправдали. Назначение Генеральным секретарём тяжелобольного К. Черненко только усугубило кризисные явления.

Развитие культуры в жестких рамках идеологии

В 60-ые гг. появилась возможность свободно изучать творчество С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, И. Бабеля, М. Зощенко, слушать С. Прокофьева, Д. Шостаковича и А. Хачатуряна. Раньше эти гении русского искусства были запрещены, многих из них преследовали и вынуждали к эмиграции.

Появились и новые, свободомыслящие деятели советской культуры А. Твардовский, автор романа «Теркина на том свете» и редактор журнала «Новый мир», А. Солженицын, чье произведение «Один день Ивана Денисовича» стало невероятно популярным, поэты Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, В. Высоцкий. Этот период ознаменован открытием театра «Современник» в Москве, и показом советского фильма «Летят журавли» на Каннском фестивале.

Но несмотря на значимый расцвет культурной жизни, творческая свобода все-таки имела определенные границы. Н. Хрущев напоминал деятелям культуры о неуклонном проведении партийной линии и об их месте в советском обществе. Некоторые произведения были запрещены к публикации это бесспорно гениальные романы «Котлован» А. Платонова и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Знаменитый поэт и прозаик Б. Пастернак подвергался постоянным гонениям, в то время как его роман «Доктор Живаго», опубликованный на Западе, был удостоен Нобелевской премии.

К 70-ым гг. давление государственной власти на духовную жизнь страны усиливается. Государство требовало от деятелей культуры идеологических тем в их творчестве и установило довольно жесткие рамки для развития свободного искусства. Многие писатели, поэты и художники были вынуждены покинуть Родину: И. Бродский, А. Солженицын, В. Войнович, А. Тарковский.

Тем не менее, духовное и культурное развитие советского общества продолжалось. Яркими представителями этого периода стали Ю. Трифонов, подаривший будущим поколениям такие прекрасные произведения, как «Дом на набережной» и «Старик», В. Распутин, прославившийся благодаря романам « Живи и помни» и «Прощание с Матерой», В. Быков, написавший романы «Обелиск» и «Сотников».

Таким образом, культура преобразовалась и активно развивалась, сопротивляясь жесткой, несправедливой системе. Многие деятели культуры выбирали различные пути самореализации, появилось такое понятие как «самиздат», многие публиковали свои произведения за рубежом.

СССР и доктрина Брежнева

С 1971 г. стала действовать Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она была направлена на интеграцию экономик государств СЭВ, увеличение товарооборота между ними. В Венгрии было налажено автобусное строительство, в ГДР развивалось судостроение и текстильное производство, проводились работы по совместному освоению природных ресурсов и строительству промышленных объектов.

Однако, помимо оказания экономической помощи, СССР неоднократно вмешивался во внутренние дела стран — участниц социалистического лагеря в случае попыток выйти за рамки разрешённой либерализации, когда возникала угроза местным коммунистическим режимам. Советской армией подавлялись восстания в Берлине в 1953 г. и в Будапеште и Познани в 1956 г. В 1961 г. в Берлине советскими солдатами была построена стена, разделившая город. Она стала символом холодной войны и серьёзно осложнила международные отношения. В 1968 г. СССР, совместно с другими участниками ОВД, апеллируя к необходимости «защиты завоеваний социализма», подавил движение чешских реформаторов социализма — Пражскую весну. К 1980-м гг. Советскому Союзу, измотанному гонкой вооружений, становилось всё сложнее спонсировать просоветские режимы. Мировая социалистическая система находилась на грани развала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: