Что такое советская культура

Культура ссср — энциклопедия руниверсалис

Исторический контекст

Исторический контекст – это совокупность событий, процессов и условий, которые оказывают влияние на формирование и развитие культуры. Он включает в себя политические, экономические, социальные и культурные аспекты определенного временного периода.

Исторический контекст помогает нам понять, какие факторы и события влияли на формирование определенных культурных явлений и тенденций. Он позволяет нам увидеть, как культура отражает и отвечает на изменения в обществе и как она может быть использована для выражения идеологий и ценностей.

Например, в историческом контексте можно рассмотреть, как развитие промышленности и технологий в XIX веке повлияло на появление новых художественных направлений, таких как импрессионизм и модернизм. Также можно изучить, как политические события, такие как Великая Французская революция или Вторая мировая война, повлияли на культурные выражения и идеологии того времени.

Исторический контекст помогает нам понять, что культура не существует в вакууме, а всегда связана с конкретным временем и местом. Он позволяет нам увидеть, как культура развивается и меняется под влиянием общественных и исторических процессов, и как она влияет на общество в свою очередь.

Основные понятия

  • Марксизм-ленинизм — леворадикальное течение в марксизме. Его сторонники стремятся к социально-политическому и философскому обоснованию необходимости борьбы пролетариата против капиталистического строя с целью построения коммунистического общества.
  • Сменовеховство — идейно-политическое течение, возникшее в 1920-е гг. в среде русских эмигрантов под воздействием изменений в политическом курсе советского государства в период нэпа.
  • Обновленчество — течение, обособившееся от Русской православной церкви после революционных событий 1917 г. Его сторонники декларировали цель «обновления Церкви», которое, по их мнению, предполагало демократизацию управления и модернизацию богослужения. В 1920-х обновленцы полностью поддерживали большевиков и проводимые ими преобразования.
  • Комакадемия — высшее учебное заведение, а также научно-исследовательское учреждение общесоюзного характера. Коммунистическая академия существовала в 1918-1936 гг. Имела множество подразделений, в частности: институты философии, истории, литературы, искусства и языка, права, мирового хозяйства и политики, экономики, аграрный; ряд секций, комиссий и обществ.
  • Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) — советская общественно-политическая оборонная организация, созданная в 1927 г. В послевоенное время её преемником стал ДОСААФ (с 1948).

Развитие советской культуры во второй половине XX века

После победы в Великой Отечественной войне сформировалось поколение граждан, умеющих брать на себя ответственность, имеющих свое мнение, и умеющих самостоятельно принимать решения. Такие граждане представляли угрозу для советского правительства. Выход был найден в системе тоталитарного контроля.

Особенности развития культуры

После прихода к власти Хрущева наблюдается изменение ситуации в лучшую сторону. Этот период назывался эпохой Оттепели. Характеризовался он относительной свободой в культурной сфере. Ослабление контроля правительства было существенным. Это оживило культуру и творчество в стране. Но это оживление носило временный характер.

В середине 1970-х годов правительство снова вернулось к прошлым мерам. Для этого была введена система госзаказов, цензура возросла. Также правительство ограничивало возможность советских граждан ознакомиться с зарубежной культурой.

Выделяемые финансовые средства на развитие культуры в этот период постоянно увеличивались. Но высоких достижений не было.

Наука

Одним из главных научных достижений периода является создание ядерного оружия в 1949 году Курчатовым и Капицей.

Были достижения и в сфере программирования. Например, Конторовичем были созданы основы линейного программирования.

Получили Нобелевскую премию:

  1. В 1956 году Семёнов за исследование химических цепных реакций.
  2. В 1962 году Ландау – теория жидкого гелия.
  3. В 1964 году Басов и Прохоров за труды по радиоэлектронике и создание лазера.

Нельзя забыть про главное достижение в космонавтике. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории человечества совершил полёт в космос.

Литература

Развитие литературы происходило в следующих направлениях:

Также популярны были и другие писатели:

Интересно, что именно литература раньше других областей в эпоху оттепели отреагировала на изменения в стране. У граждан появился массовый интерес к поэзии. Стали популярные поэты-шестидесятники:

  • Рождественский;
  • Ахмадулина;
  • Вознесенский;
  • Евтушенко.

В политехническом музее Москвы проходили поэтические вечера.

Ликвидация неграмотности, создание системы образования

Перед Октябрьской революцией почти 70 % взрослого населения оставалось неграмотным. Большевиками в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Её деятельность имела позитивные результаты. К середине 1920-х гг. количество грамотного населения выросло вдвое, составив 60,9 °% . Однако разрыв в уровне грамотности между городом и деревней, мужчинами и женщинами всё ещё сохранялся.

В конце 1930-х гг. завершилось формирование советской системы образования. Её основой стала всеобщая 7-летняя средняя школа (с 1937 г.), также существовало среднее специальное образование. Университеты стали доступными для всех социальных групп. Для рабочей молодёжи открывались специальные рабочие факультеты — рабфаки.

Ключевые даты

  • 1920 — создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности.
  • 1922 — «Философский пароход» — массовая высылка деятелей культуры из СССР.
  • 1937 — введение всеобщего семилетнего образования.

Утро космической эры

Годы семилетки войдут в историю советской науки как великая веха на ее победном пути. И это космической эры связано в первую очередь с достижениями советской науки в освоении космоса. 1959 год — первый год развернутого строительства коммунизма — начался замечательным событием:

  1. 2 января 1959г в СССР был успешно осуществлен запуск космической ракеты, ставшей первой искусственной планетой солнечной системы.
  2. А в сентябре того же года впервые в истории человеческой цивилизации советский космический корабль доставил на Луну вымпел с Гербом СССР и надписью: «Союз Советских Социалистических Республик. Сентябрь. 1959 год».

В последующие два года советская наука и техника добились новых важных успехов в освоении космоса. Затем наступил день величайшего триумфа…

  1. 12 апреля 1961 года славный сын советского народа Юрий Гагарин на советском космическом корабле «Восток» совершил первый в истории полет вокруг земного шара. Облетев его за 89 минут, он приземлился в заданном районе.
  2. Через четыре месяца после этого события, 6-7 августа, советский космонавт Герман Титов на корабле «Восток-2» совершил второй космический полет. Находясь в космосе 25 часов, он сделал 17 с лишним витков вокруг нашей планеты, преодолев расстояние 700 тыс. км.

«Утро космической эры» — этими словами передовое человечество определило смысл и значение новой величайшей победы творческого гения советского народа. Советские люди положили начало освоению космоса, открыли эру межпланетных сообщений.

  1. Через год, в августе 1962 года, советские космонавты Андриян Николаев и Павел Попович осуществили многодневный групповой полет вокруг Земли. За 166 часов космонавты на кораблях «Восток-3» и «Восток-4» пролетели 4 млн. 600 тыс. км.
  2. В июне 1963 года второй, более длительный групповой полет совершили советские космические корабли «Восток-5» и «Восток-6». Корабль «Восток-5» пилотировал подполковник Валерий Быковский, установивший рекорд длительности космического полета — 3 млн. 330 тыс. км на космическом корабле «Восток-6» совершила героический полет первая в мире женщина-космонавт, славная дочь Советской Родины Валентина Терешкова. Она за 71 час 48 раз облетела земной шар, находилась в космосе дольше, чем продолжали полет все американские космонавты, вместе взятые.
  3. Через год после второго группового полета советских космонавтов, 12 октября 1964 года, вышел на орбиту и за сутки пребывания в космосе 16 раз облетел земной шар советский космический корабль-спутник «Восход». Это был первый в мире полет многоместного космического корабля с экипажем на борту. Вместе с летчиком-космонавтом инженером-полковником В. Комаровым в космос летали кандидат технических наук К. Феоктистов и врач Б. Егоров. Впервые ученые-исследователи непосредственно проводили наблюдения и изучение космического пространства.
  4. 18 марта 1965 года мир был изумлен новой победой советской космонавтики, новым подвигом советского народа. В этот день в Советском Союзе был выведен на орбиту космический корабль-спутник «Восход-2», пилотируемый полковником П. Беляевым и подполковником А. Леоновым. Во время этого полета впервые был осуществлен выход человека из корабля-спутника в космическое пространство, что явилось одним из самых замечательных свершений на пути освоения космоса.

Достижения советской науки

В триумфе советской космонавтики как бы сконцентрировались могущество нашей индустрии, высшие завоевания нашей науки и техники.

Успехи в космосе органически связаны с выдающимися достижениями всей советской науки. Отличительную черту в развитии нашей науки на современном этапе составляет ее неразрывная связь с производством, с практикой. Наука все более становится непосредственной производительной силой общества. Возрастает и роль общественных наук, которые составляют теоретическую основу руководства развитием общества.

За годы семилетки значительно вырос объем научно-исследовательских работ, расширилась сеть исследовательских учреждений, численность научных работников в стране выросла до 580 тыс. Из года в год увеличивались затраты государства на нужды науки. Для координации научно-исследовательских работ в стране, рационального использования многочисленных научных кадров и материальных средств в 1961 году был создан общегосударственный орган — Государственный комитет по координации научно-исследовательских работ. Ряд отраслевых научных учреждений был передан из системы Академии наук СССР в совнархозы и другие ведомства, что усилило связь науки с производством. На Академию наук СССР возложена задача осуществления общего руководства развитием естественных и общественных наук. С 1961 года Президентом АН СССР является крупнейший математик и механик дважды Герой Социалистического Труда М. В. Келдыш.

В минувшем пятилетии советские ученые обогатили науку рядом важных открытий. Выдающиеся успехи достигнуты в разных областях знаний, связанных с космонавтикой. Зародилась и быстро развивается физика космоса. Намного продвинулась вперед ядерная физика, увеличившая возможности использования атомной энергии в различных областях. Крупный вклад внесли советские ученые и в современную теоретическую физику. Наиболее выдающиеся достижения советских физиков были отмечены Ленинскими премиями. Труды ряда крупных советских ученых удостоены международной Нобелевской премии.

За годы семилетки ученые много сделали для внедрения достижений науки и техники в производство,

Новые химические методы обработки материалов, использование природного газа в доменном производстве, получение сверхтонких металлических нитей и проводов, автоматической дуговой сварки сталей и т. д.- все эти и много других достижений в техническом прогрессе связаны с именами крупных ученых.

Высокие требования жизнь предъявляет наукам, связанным с сельскохозяйственным производством. Наряду с видными учеными плодотворно работали и внесли свой вклад многие практики-селекционеры, создавшие новые сорта ячменя, озимой пшеницы, кукурузы. Но в целом сельскохозяйственные науки серьезно отставали от потребностей земледелия и животноводства. Это связано с тем. что ученые во многих случаях трудились в отрыве от сельскохозяйственной практики.

Развитие художественной культуры

Новый этап коммунистического строительства выдвинул новые большие задачи в развитии художественной культуры народа. Литература и искусство призваны играть важную роль в идейно-эстетическом воспитании нового человека, человека коммунистического общества.

В нашей стране трудится многотысячный отряд художественной интеллигенции: писателей, художников, музыкантов, деятелей театра и кино. Только

  1. Союз советских писателей в 1960 году объединял 4200 человек,
  2. Союз художников — до 10 тыс. человек.

В годы семилетки в литературу и искусство пришли свежие силы.

Советская художественная интеллигенция, сознавая свою высокую ответственность перед народом, много сделала, чтобы поднять идейный уровень и художественное мастерство своего творчества. Писатели и деятели искусства все решительнее стали обращаться к современной действительности, отображать в своих произведениях героические дела народа.

Советская литература и искусство обогатились многими значительными произведениями, которые с благодарностью принял народ и взял на свое духовное вооружение. Наиболее выдающиеся из них, отличающиеся высокими идейными и художественными качествами, отмечены Ленинскими премиями.

Поэма «За далью — даль» А. Твардовского, «Повести гор и степей» киргизского писателя Чингиза Айтматова, стихи А. Прокофьева, М. Рыльского, С. Маршака, П. Бровки, дагестанского поэта Расула Гамзатова, поэма Э. Межелайтиса «Человек», Ю. Смуула «Ледовый дневник», кинофильмы «Судьба человека» (режиссер С. Бондарчук), «Баллада о солдате» и «Чистое небо» (режиссер Г. Чухрай), Двенадцатая симфония Дм. Шостаковича, памятник жертвам фашизма, созданный литовским скульптором Г. Иокубонисом, монумент К. Марксу скульптора Л. Кербеля, полотна В. Серова, портретная живопись П. Корина и многие другие произведения литературы и искусства вошли в золотой фонд советской художественной культуры. Они играют огромную воспитательную роль в жизни советского народа.

Однако наряду с лучшими создается еще немало слабых произведений, которые не удовлетворяют советских людей.

Развитие художественной культуры советского народа достигается усилиями не только профессиональных деятелей, но и самодеятельностью широких масс, на основе сочетания профессионального и самодеятельного творчества.

Духовная жизнь страны ныне переживает пору бурного роста художественной самодеятельности. Свыше 10 млн. участников самодеятельных коллективов — вот какой цифрой определялся размах художественного творчества масс к концу 1963 года. Но не только своим размахом, а и заметным ростом идейного уровня и исполнительского мастерства отличается художественная самодеятельность тружеников города и деревни.

На базе лучших самодеятельных коллективов в стране создано 350 народных театров. Действуют сотни тысяч других самодеятельных коллективов, в том числе тысячи творческих: литературных, композиторских, изобразительного искусства и т. д.

Наше искусство, как и вся советская культура, в своем развитии опирается на растущую творческую активность широких масс.

Союз писателей СССР: между властью и литературой

1920-е были временем плюрализма творческих стилей. Символисты, имажинисты, акмеисты, рапповцы, напостовцы — вся эта пёстрая картина приказала долго жить, когда в 1932-м в свет вышло постановление Центрального комитета ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В итоге была ликвидирована Российская ассоциация пролетарских писателей и под руководством Максима Горького образован Союз писателей СССР.

Летом 1934-го состоялся Первый съезд советских писателей, в рамках которого был разработан новый метод советской литературы, получивший название социалистический реализм. При всей своей специфике и неоднозначности новый художественный стиль породил плеяду потрясающих произведений: роман Николая Островского «Как закалялась сталь», «Педагогическую поэму» Антона Макаренко, романы «Пушкин» Юрия Тынянова и «Чингисхан» Василия Яна.

Кроме того, в 1930-е была создана совершенно уникальная по своему функциональному назначению детская литература. Это и Самуил Маршак, и Аркадий Гайдар, и Корней Чуковский. В этот же период работали такие поэты, как Эдуард Багрицкий, Николай Асеев, Александр Твардовский.

Продолжали творить те, чьи политические взгляды были далеки от большевистских: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, погибший в 1938-м; Михаил Булгаков. Кстати, пьесу последнего, «Дни Турбиных», снятую в 1929-м с репертуара МХАТа, спустя 3 года по личному указанию Иосифа Салина вернули на сцену.

Десятилетие стало периодом стилистического отката театрального искусства к традиции и классике. Всё большую роль начали играть Академический, Малый театры. Последний, например, был ориентирован на постановку классических пьес Александра Островского, Алексея Толстого, Антона Чехова. В это же время появились новые постановки Владимира Маяковского «Клоп» и «Баня», которые были далеки от авангарда.

История

после революции

Русский авангард — одно из направлений модернизма в России (1900—1930-е годы), расцвет которого пришёлся на 1914—1922 годы.

Культурная революция в СССР — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества; целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства, наряду с индустриализацией и коллективизацией.

Социалистический реализм (соцреализм) — ведущий в искусстве Советского Союза художественный метод литературы и искусства.

послесталинский период

Второй русский авангард — движение в русском искусстве, в первую очередь в изобразительном искусстве и поэзии, началом которого считается середина 1950-х годов, а завершением — конец 1980-х. Его рождение связывается с Хрущевской оттепелью (1955 год) или с VI Всемирным фестивалем молодёжи и студентов 1957 года.

Соц-арт — сложившееся в 1970-х годах в СССР одно из направлений постмодернистского искусства, в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода.

Перестройка
  • Кооперативное кино
  • Чернуха

В области литературы

В литературе упор стал делаться на произведения, где описывались переживания и социальные потрясения героев. В это время стали популярны такие авторы, как Полевой, Твардовский, Фадеев, написавшие «Повесть о настоящем человеке», «Дом у дороги» и «Молодая гвардия».

Не все работы получили одобрение партийного аппарата. Некоторые из них были объявлены как вредные произведения, чуждые духу советского человека. Стали закрываться журналы или в них менялось руководство.

Большую критику вызвал Исаковский, создатель стиха «Враги сожгли родную хату». В его работе был найден откровенный пессимизм

Партийное руководство предписывало писателям в своей деятельности руководствоваться послевоенным подъемом советского народа и не заострять внимание на грустных моментах

Наблюдались случаи, когда резкая критика перерастала в репрессии. После задержания были расстреляны Маркиш и Квитко, по делу Маршака, Эренбурга и Гросмана долгое время велось следствие.

Сфера образования

Если кратко охарактеризовать степень образованности населения в послевоенный период, оно было на очень низком уровне. В свое время сильный удар по квалифицированным работникам нанесли репрессии 30-х годов. Дополнила недостаток специалистов и прошедшая война. Это сказалось на понижении уровня обучающего персонала. Среди учителей были люди, не имеющие высшего образования, а только окончившие подготовительные курсы.

С целью решения кадрового вопроса правительством было выделено в 2,5 раза больше денег на образование, чем в довоенный период. И это дало свои результаты. Уже к 1948−1950 годам значительно возросло количество учебных заведений. После окончания войны молодое поколение хотело учиться и с удовольствием это делало, часто без отрыва от производства. В это же время государством было введено обязательное семилетнее образование.

Советская архитектура: от конструктивизма — к неоклассике

Интересные процессы происходили и в архитектуре. Предвоенный период отметился бурным градостроительством. Первоочередной задачей советских архитекторов, в частности Алексея Щусева, Константина Мельникова, братьев Весниных, стало строительство городов с просторными улицами, функциональными зданиями и удобными интерьерами. Кроме сооружения домов и жилых кварталов, зодчие стремились запечатлеть красоту промышленного мира. Новые заводы, дома культуры, парки и кинотеатры были призваны показать, что СССР идёт в светлое будущее.

В середине 1930-х в монументальном и декоративном советском искусстве лидирующее положение занял сталинский ампир. Сменив конструктивизм, он отметился мощными декорированными постройками, барельефами и мозаиками, изображавшими главных героев того времени — рабочих, колхозников и военных.

В эти годы были разработаны грандиозные по масштабу проекты. Так, для проведения съездов Советов СССР, собраний трудящихся, массовых демонстраций было решено воздвигнуть в центре столицы «эмблему могущества коммунизма» — Дворец Советов. В 1931-м на месте предполагаемого строительства был взорван Храм Христа Спасителя, к 1939-му уже залит фундамент. Но, как это часто бывает, планы изменились: началась война. В итоге проект был заморожен и оставлен в прошлом.

После революции 1917

После революции 1917 г. в культуре еще оставались отголоски Серебряного века, наблюдалось разнообразие стилей и жанров в искусстве. Начиная со второй половины 20-х годов, практически все стало подчинено сталинскому тоталитаризму. «Культурная революция» (30-е гг.) окончательно утвердила полное подчинение культуры марксистско-ленинскому учению. По заявлению Сталина, все науки должны носить политический характер. В это время, в исторической науке появилась новая отрасль – «история партии». Она и стала ведущим идеологическим предметом изучения.

Социологический реализм — это единственное художественное направление, по которому должно было следовать советское искусство. Политическим подтекстом этого направления является то, что нужно показывать не жизнь, как она есть на самом деле, а так, как при социализме (идеализированной).

Социальные изменения

Социальные изменения – это процесс изменения социальных отношений, институтов и структур в обществе. Они могут быть вызваны различными факторами, такими как технологический прогресс, политические события, экономические изменения, культурные сдвиги и другие.

Социальные изменения могут происходить как постепенно, так и резко. Они могут быть позитивными, способствуя прогрессу и улучшению жизни людей, или негативными, вызывая социальные конфликты и нестабильность.

Факторы социальных изменений

Существует множество факторов, которые могут вызывать социальные изменения. Некоторые из них включают:

  • Технологический прогресс: Введение новых технологий может изменить способы производства, коммуникации и организации общества. Например, развитие интернета и социальных сетей привело к изменению способов общения и доступа к информации.
  • Политические события: Политические изменения, такие как революции, реформы или изменения в правительстве, могут привести к изменению социальных отношений и структур. Например, распад Советского Союза привел к изменениям в политической, экономической и социальной сферах.
  • Экономические изменения: Изменения в экономике, такие как индустриализация, глобализация или экономический кризис, могут вызвать социальные изменения. Например, развитие капитализма привело к изменению социальных классов и отношений между ними.
  • Культурные сдвиги: Изменения в культуре, такие как изменение ценностей, норм и обычаев, могут привести к социальным изменениям. Например, изменение отношения к гендерным ролям привело к изменению социальных отношений и стереотипов.

Последствия социальных изменений

Социальные изменения могут иметь различные последствия для общества и индивидов. Некоторые из них включают:

  • Изменение социальных отношений: Социальные изменения могут привести к изменению отношений между людьми, таких как отношения между полами, классами, этническими группами и т.д. Например, борьба за гражданские права привела к изменению отношений между расовыми группами в США.
  • Изменение социальных институтов: Социальные изменения могут привести к изменению институтов, таких как семья, образование, политическая система и т.д. Например, изменение роли женщин в обществе привело к изменению семейных структур и ролей.
  • Социальные конфликты: Социальные изменения могут вызывать конфликты и напряженность в обществе. Например, экономические изменения могут привести к социальным неравенствам и конфликтам между различными социальными группами.
  • Индивидуальный рост и развитие: Социальные изменения могут предоставить новые возможности для индивидуального роста и развития. Например, изменение образовательной системы может предоставить больше возможностей для получения образования и профессионального развития.

В целом, социальные изменения являются неотъемлемой частью развития общества. Они могут иметь как позитивные, так и негативные последствия, и их понимание является важным для анализа и прогнозирования развития общества.

Народное образование

Успешно развивалось народное образование, неуклонно поднимался образовательный уровень населения.

В годы семилетки была проведена большая работа по осуществлению всеобщего восьмилетнего обучения детей. В стране было открыто более семи тысяч новых восьмилетних школ. Возросло число учащихся первых — восьмых классов. Некоторое отставание в этом деле наблюдалось в Туркмении, Казахстане, Азербайджане, Киргизии, Литве и Таджикистане. В отдельных местах этих республик часть детей не оканчивало восьмилетнюю школу.

Быстро росло число школ рабочей и сельской молодежи; сотни тысяч молодых людей учились без отрыва от производства.

Большое место в жизни средних школ заняла перестройка системы народного образования в соответствии с принятым в 1958 году Законом об укреплении связи школы с жизнью. Полная средняя школа была переведена с десятилетнего на одиннадцатилетний срок обучения, которое сочеталось с произ-водительным трудом. Но опыт показал, что удлинение срока обучения не было оправданным, и с 1964 года средняя школа вернулась к десятилетнему сроку. Производственное обучение в школе, как оно проводилось на практике, оказалось малоэффективным: оно не способствовало повышению уровня школьного образования. Жизнь требовала дальнейшего совершенствования системы школьного образования.

Продолжало успешно развиваться высшее и специальное среднее образование. В стране было создано много новых вузов и специальных средних школ. Открылись университеты

  • в Новосибирске,
  • Владивостоке,
  • Иркутске,
  • Якутске,
  • Махачкале,
  • Нальчике,
  • Уфе,
  • Саранске и в других городах.

Высшая школа стала готовить специалистов, не только хорошо подготовленных теоретически, но и знающих практику, жизнь. Этому способствует приток в вузы молодежи с производства. В 1962/63 учебном году большинство принятых в вузы имели стаж трудовой деятельности. Многие студенты стали получать стипендии от предприятий и колхозов, которые направляли их на учебу.

Широкое распространение получило заочное и вечернее образование. Миллионы юношей и девушек учились в вузах и специальных средних школах без отрыва от производства, совмещая работу на заводах, в колхозах и учреждениях с учебой.

За годы семилетки высшие и специальные средние школы подготовили для народного хозяйства большую армию специалистов. Только в 1963 году страна получила свыше 840 тыс. специалистов с высшим и специальным средним образованием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: