Тема любви в лирике с. есенина

Особенности творчества есенина

Имажинизм

 Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

Технические характеристики

В ранних работах Есенина поэтический образ простой и прозаичный, без особой вычурности. В стихах еще не успела обрести силу метафора, однако заметны ее индивидуальные особенности. Сами лирические чувства неглубокие и лишены серьезных переживаний. Эмоциональность ранних произведений схожа с порывами ветра, теплым летним вечером.

Что касается выразительных средств, то поэт чаще всего использует эпитеты и несложные сравнения. Каждая строфа – это маленькая картинка, которая появилась в процессе личных наблюдений, а потом оформилась в желание передать чувства, которые ощущал сам поэт, наблюдая за чем-то. Все что поэт видел, он выражал самой простой, бытовой лексикой, практически никогда не употребляя сложных слов.

Вот такая она, ранняя лирика Есенина. Жизнь и творчество поэта неразрывно связаны

Неважно, что происходило в жизни Есенина, он обязательно писал об этом в своих стихотворениях. Наличие таланта и отсутствие политически-религиозной остроты в произведениях – вот что сделало его певцом благочестивой мужицкой Руси

Лирика Есенина

1. Народный поэт

Народный поэт. Есенин навсегда вписал свое имя в историю русской поэзии. Простой крестьянский поэт сумел с предельной откровенностью выразить в своих стихотворениях глубокую прирожденную любовь к Родине. Даже в условиях господства модных авангардистских литературных течений Есенин достучался до человеческих сердец, напомнил людям о вечных духовных основах.

Поэту довелось жить в один из самых сложных периодов русской истории. Первая мировая война, революция и гражданская война наложили свой отпечаток на творчество Есенина и еще ярче подчеркнули значение его таланта. Советская власть в лучшем случае равнодушно относилась к поэту, т. к. он символизировал собой старый патриархальный мир, разрушенный революцией.

Только в наше время становится понятно, что Есенин до конца жизни оставался верен Родине и своему народу. Творчество поэта чрезвычайно многообразно, но через него красной нитью проходит чувство глубокого патриотизма.

Пейзажи. Первые произведения Есенина были посвящены тому, что его окружало с рождения – родной природе. Поэт обладал уникальной способностью чувствовать свою неразрывную связь с окружающим миром и уметь передать свои ощущения читателям. Ранние стихотворения Есенина часто критиковали за простоту и детскую непосредственность. Но в них уже появлялись удивительные сравнения и образы, поражающие литературный мир. При этом произведения Есенина воздействовали непосредственно на душу человека.

С годами поэт оттачивал свое мастерство. Вынужденная разлука с родной деревней заставляла его постоянно обращаться к ней в своем творчестве. В противовес серой городской жизни Есенин с любовью описывал русскую природу. Только в ней он видел надежный оплот, способный защитить человека от физических и нравственных катастроф. Есенин не отделял себя от природы. Человеческий и природный мир в его произведениях дополняют и заменяют друг друга.

Гражданская лирика. Есенин никогда не выступал с открытой критикой советской власти. Первое время после революции он даже был ее горячим сторонником. Однако постепенно в его стихотворениях появляется мотив глубокого разочарования в революции. Поэт приветствовал научный и социальный прогресс, но не мог равнодушно наблюдать за разрушением основ народной жизни. В его представлении улучшения должны были произойти не только в материальной, но прежде всего в духовной жизни общества.

Трагедия Есенина была в том, что все проблемы своего народа он чувствовал на себе. Чуткая душа поэта очень остро реагировала на коренную ломку всего общественного строя. За мотивами тоски и безвыходности часто не видят, что Есенин никогда не предавал и не отступался от своего основного идеала – старозаветной Руси. Философия поэта напрямую связана с чувством патриотизма. Это чувство не было казенным и лживо-благодушным. Именно глубокая боль за судьбу своей страны привела к трагической смерти Есенина.

Значение творчества Есенина невозможно переоценить. Немногим поэтам удавалось в такой же степени передать свою любовь к Родине. Лирика Есенина просто не укладывается в рамки одной поэзии. Она может считаться одной из вершин духовной и нравственной жизни русского народа.

О творчестве Сергея Александровича Есенина

30.11.2005 17:11

 | 

Рейтинг:   / 21
Просмотров: 24296

Творчество Сергея Александровича Есенина,  неповторимо яркое  и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным  успехом у многочисленного российского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной  теплоты и искренности,  страстной любви  к беспредельным просторам  родных  полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

В нашу  литературу  Сергей  Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет  душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость  юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего  полноту земной  прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке»старых чувств и воззрений. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина- «половодье» самых сокровенных,   самых   интимных  человеческих чувств, они до  краёв наполнены свежестью картин родной  природы, то в  других его произведениях — отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего — певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы  ощущаем биение беспокойного  нежного  сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Они впитали в  себя великие  традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.

Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности безмятежного счастья  вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:»Как бы ни был красив Шираз, он не  лучше рязанских раздолий».  С радостью  и горячим сочувствием встретил  Есенин  Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время («Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик»), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции,  её величием и рвётся к новому, к  будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: «Мать моя — родина, я — большевик!»  Но Есенин,  как он сам  писал, воспринял революцию по-своему, «с крестьянским уклоном»,»больше стихийно, чем сознательно». Это наложило особый отпечаток на творчество  поэта и во многом предопределило  его дальнейший путь. Характерны  были  представления  поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме «Инония» он рисует будущее как некое идиллическое царство  крестьянского благополучия,  социализм кажется ему блаженным «мужицким раем». Такие представления сказались и в  других произведениях Есенина того времени:

       Вижу вас, злачные нивы,

       С стадом буланых коней.

       С дудкой пастушеской в ивах

       Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно, не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город.»Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал»,-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать «железного гостя»,  несущего гибель патриархальному  деревенскому укладу,  и оплакивать старую, уходящую «деревянную Русь». Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина,  прошедшего сложный  путь от певца патриархальной, нищей, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу  и на  Кавказ в  жизни и творчестве поэта происходит  перелом и обозначается новый период. Она заставляет его крепче и сильнее  полюбить  своё социалистическое отечество и по-иному  оценить всё, что в нём происходит. «…Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство»,-писал Есенин по возвращении на родину в очерке «Железный Миргород». Уже в цикле «Любовь хулигана», написанном сразу же по приезде из-за границы, настроения потерянности и безысходности  сменяются  надеждой  на счастье, верой в любовь и будущее. Прекрасное стихотворение»Заметался пожар голубой…», полное  самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

    Заметался пожар голубой,

    Позабылись родимые дали.

    В первый раз я запел про любовь,

    В первый раз отрекаюсь скандалить.

    Был я весь — как запущенный сад,

    Был на женщин и зелие падкий.

    Разонравилось петь и плясать

    И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина — одна из ярких, глубоко волнующих страниц  истории советской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к  родимому краю, ко всему

близкому и  разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим  на всей планете была Русь.

  • < Назад
  • Вперёд >

Основные темы

  • Счастье (сущность самого счастья, его поиск и утрата). В 1918 году было опубликовано стихотворение «Вот оно глупое счастье», в котором Есенин вспоминает о своем безмятежном детстве, когда особенно остро чувствовалось приближение счастья. Оно представлялось автору чем-то далеким, почти несбыточным, но вместе с тем до боли близким и понятным. Есенин с ностальгией вспоминает те давно минувшие дни, когда жил в своей родной деревушке и не ведал серьезных проблем: «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек». Однако образ счастья для поэта олицетворяется не только с родным краем, но и с любовью. Особенно явно это чувствуется в  стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», в котором поэт признается в любви к прекрасной молодой девушке, которая подарила ему чувство гармонии.
  • Женщины (страсть, любовь, разлука, очарование музой, пресыщение). Есенин всю свою недолгую жизнь пользовался большой популярностью у женщин, однако это не мешало ему писать о тяжести неизбежных расставаний, горечи измен, безнадежности безответного чувства. Чтобы познакомиться с достаточно трагичной любовной лирикой поэта, достаточно прочесть сборник «Москва кабацкая», в котором почти каждое произведение о любви – это щемящий душу крик человека, который остро нуждается в искренних чувствах, а не в подобии любви и страсти. По этой причине  в отечественной литературе даже появился термин – «есенинская любовь», которая прямо говорит о сильной душевной боли и переживаниях, связанных с любовью, нежели с ощущением полета, гармонии и счастья.
  • Родина (исторический путь Отчизны, искренняя преданность и восхищение родиной). Для Сергея Есенина лучшим воплощением любви, ее самым чистым, ничем не замутненным вариантом, является любовь к родине. Так, в произведении «Русь» он так трогательно и открыто признается в своих чувствах к родине, будто делает признание конкретной женщине.
  • Природа (описание времен года, ощущение красоты каждого мига). В стихотворении «Белая береза…» поэт детально и с большой нежностью описывает березку, непорочно белый цвет ее ствола, который ассоциируется с символичным значением смерти, неустойчивостью.
  • Деревня. Есенин, будучи крестьянским сыном, глубоко и нежно любил деревню, которая символизировала для него отчий дом. Так, в стихотворении «Село» олицетворением стабильности, благосостояния является изба. Но при этом автор подчеркивает разницу между «сытым миром», который присущ лишь верхушке общества, и затхлыми, бедными избами крестьян – пропасть между ними просто огромна.
  • Революция, война, новая власть. Пожалуй, лучшей работой Есенина на эту тему является поэма «Анна Снегина», в которой описываются страшные события 1917 года. В этом произведении Есенин продемонстрировал авторское отношение к происходившим событиям, показал, насколько небезразлично ему все то, что происходило в стране.

Анализ произведений

Любовные и романтические произведения в творчестве Есенина разнообразны — от безобидного лёгкого увлечения и пылкой страсти до тяжёлого цинизма, страданий, разочарований и сожалений. Чтобы лучше понять их, стоит взглянуть на отдельные произведения гениального автора в отрыве от остальной литературы.

«Заметался пожар голубой»

Один из самых красивых коротких стихов Есенина о любви — «Заметался пожар голубой». Его главная особенность заключается в точной передаче изменений, творящихся в душе поэта. Строки произведения отражают переоценку писателем своих ценностей — он готов измениться, начать исправлять ошибки прошлого, отринуть прошлое скандального и распутного образа жизни и покориться своей судьбе. Лирический герой, прототипом которого стал сам Есенин, наполнен нежностью, светлыми чувствами и желанием измениться к лучшему.

Одна из самых запоминающихся особенностей этого стиха — богатые средства выразительности. Особенно выделяются яркие эпитеты:

  • «пожар голубой»;
  • «глаз злато-карий омут»;
  • «был я весь — как запущенный сад»;
  • «поступь нежная, лёгкий стан»;
  • «волос цветом в осень».

Они помогают лучше донести переживания героя, показать пробуждение чувств в его душе. Он тоскует по старым несбыточным мечтам и амбициям, но смиряется с этой нежной грустью и начинает идти к своим настоящим целям.

«Ты меня не любишь, не жалеешь»

Как видно уже из названия, это стихотворение Есенина пропитано нелёгкими чувствами — горечью, разочарованием, смятением, неуверенностью в собственном будущем. Главный герой с одной стороны желает новой любви и нежности, а с другой — боится очередного предательства и не хочет подвергаться риску снова испытывать страдания. На его сердце слишком много шрамов от старых отношений, чтобы он был по-настоящему готов к новому счастью. Отсюда и происходит лейтмотив стиха, которым является строка «Кто любил, уж тот любить не может».

Моральные терзания в сочетании с невозможностью открыться для новой любви доставляют лирическому герою много душевных мук, отчего он становится циничным и разочарованным в жизни. Именно страх наступления новых переживаний и дополнительных страданий мешает ему исцелиться и снова стать счастливым, в чём и заключается главная трагедия.

«Руки милой — пара лебедей»

По характеру вложенных чувств и эмоций это стихотворение относится к тому же классу, что «Ты меня не любишь, не жалеешь» — лирический герой находится в смятении, его терзает внутренний конфликт. Он жаждет любви и нежности, но боится испытать новое разочарование, оказаться обманутым и брошенным, а потому сомневается в своих чувствах. Через строки стиха проходит тревога, растерянность, страх одиночества. Герой потерян и понятия не имеет, что ему делать — это выражается через акцентированные строки стиха — «Я не знаю, как мне жизнь прожить».

В контраст с тяжёлой тематикой стиха вступают художественные средства. Произведение написано очень ласково и трепетно, наполнено душевностью и теплотой. Лирический герой восхищается нежностью любимой, чьи руки ласкают его волосы, её женской красотой и изяществом. Но нелёгкие душевные переживания, вызванные неуверенностью и страхом, омрачают счастье. Прошлые сожаления в душе мешают лирическому полностью насладиться любовью, что отражает желание самого Есенина исправить ошибки прошлого.

«Глупое сердце, не бейся»

Этот стих поэта отражает приобретённые им цинизм и мрачный взгляд на жизнь. Лирический герой окончательно разочаровался в любви — он считает её обманом, приносящим только страдания и разочарования. Он пережил многочисленные предательства и неудачи в отношениях и не хочет повторят совершённые рание ошибки, предпочитая вовсе отказаться от романтики.

Строка «глупое сердце, не бейся» завершает каждый куплет стихотворения, повествующий о романтических приключениях героя, как бы отражая его желание избавиться от них. Но, несмотря на грустную тематику, стихотворение не полностью безысходно — как автор признаётся, «жизнь не совсем обманула» его и выражает надежду, что злая судьба когда-то ответит на его любовь «песнею соловьиной».

Любовная лирика навсегда останется изюминкой творчества Есенина, ведь именно в ней чувства поэта проявляются наиболее ярко и многогранно. Выразительный язык написания в сочетании с раскрытием актуальных до сегодняшнего дня тем заставляет читателя невольно сопереживать каждому лирическому герою и, следовательно, самому автору. Больше всего подкупает то, что он остаётся искренним и открытым в своих чувствах, несмотря на все его недостатки — он признаёт несовершенство любви, но всё равно стремится к её торжеству.

Биография Есенина

Сергей Александрович Есенин — поэт России и СССР, считающийся многими литераторами и любителями поэзии самым талантливым поэтом в истории страны. Родился в рязанском селе Константиново 21.09.1895 г.

С 1904 по 1909 г. Есенин обучался в Константиновском земском училище, а затем поступил в церковно-приходскую учительскую школу в Спас-Клепиках. Осенью 1912 г. Сергей покидает дом, перебираясь в Москву, где трудится в мясной лавке, а затем в типографии И. Сытина. Через год Есенин поступает вольнослушателем в университет им. А. Л. Шанявского в столице на историко-философское отделение.

В 1914 г. он впервые публикует свои стихи в журнале «Мирок» для детей. Спустя год поэт приезжает в Петроград, где читает свои стихи А. Блоку, С. Городецкому и иным поэтам. Он сближается с «новокрестьянскими поэтами» и выпускает сборник «Радуница» (1916 г.), который сделал его знаменитым.

В 1918 г. Есенин знакомится А. Мариенгофом. Он примыкает к московской группе имажинистов. В начале 20-х годов выходит ряд его сборников: «Исповедь хулигана», «Трерядница», «Москва кабацкая» и др.

Осенью 1921 г. Есенин знакомится с танцовщицей Айседорой Дункан. Через полгода они расписались и поехали в путешествие по Европе и США. Но, вернувшись на родину, они разошлись.

В эти же годы Есенин занимался книжно-издательской деятельностью. Еще он продавал книги в арендованной книжной лавке, что отнимало много времени. Последние годы перед смертью поэт много путешествовал по Союзу. Он посещал Кавказ, Ленинград, Константиново, а в 1924-25 гг. побывал в Азербайджане. Там им выпущен стихотворный сборник «Красный восток». В 1924 г. пути Есенина порвал с имажинистами.

В это время газеты стали обвинять поэта в пьянстве, драках и других нехороших поступках. Даже заводились уголовные дела по статье о хулиганстве. Впрочем, советская власть заботилась о его здоровье, его пытались отправить в санаторий. В итоге поздней осенью 1925 г. усилиями Софьи Толстой Сергея Александровича поместили в московскую психоневрологическую клинику. Но Есенин покинул учреждение, снял всю наличность со сберкнижки и уехал 22 декабря в Ленинград. Там он остановился в гостинице «Англетер». Он несколько дней встречался с различными литераторами. А 28 декабря его обнаружили повешенным в номере гостиницы. Трагическая смерть Есенина породила множество версий, но основной считается версия о самоубийстве.

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

Интерсная биография Есенина по датам

Появился на свет светоч русской поэзии 21.09.1895 года в далекой Рязанской губернии (село Константиново). Мать Есенина была крестьянкой, отец уезжал на заработки в столицу, работал в типографии. Кроме сына, в семье Есениных были еще две сестры.

Начало учебы русского поэта прошло в земском училище, где он проучился пять лет. Окончив училище, поэт поступает в церковноприходскую школу, а в 1913 году покидает родную губернию и уезжает в Москву с целью поступить в университет Шанявского. В эти годы Сергей Александрович уже пробует себя на поэтическом поприще. Во время посещения Петрограда он нашел возможность встретиться с уже популярным в северной столице поэтом Александром Блоком и декламирует ему свои произведения. Эта встреча очень помогает ему в дальнейшем творчестве. Там же он начитает общаться с поэтами, занимающимися новым «ново крестьянским» направлением.

В Москве поэт живет на Большом Строченовском переулке, служит помощником корректора (подчитчиком) в «Сытинской» типографии на Пятницкой, там и знакомится со своей будущей сожительницей Анной Изрядновой. У них родился первенец Юрий. В 1916 году издается первый сборник стихов поэта, названный «Радуница». Именно он приносит известность поэту. Основной темой Есенина неизменно оставалась Родина – крестьянская Русь, любовь к которой он пронес через всю свою короткую, но яркую жизнь.

С 1914 года его произведения печатают в детских изданиях. Признание быстро настигла поэта. Выходят в свет его книги «Голубень» и «Преображение». Его произведения, хотя и своеобразно, отмечает великий Максим Горький. Позже, в двадцатых годах, Есенин увлекается еще одним поэтическим направлением – имажинизмом, став одним из создателей этого «ордена», и выпускает в этом стиле несколько сборников.

1920 год был «богат» на «вирши» автора. Выходят поэмы: «Страна негодяев», «Черный человек», «Русь уходящая», «Русь советская» и другие. Поэт занимается и изданием своих произведений и их продажей, сам арендует лавку на Большой Никитской.

Личная жизнь поэта была не менее увлекательной, чем творчество. С первой гражданской женой он прожил мало, так как очень увлекся Айседорой Дункан – яркой и талантливой танцовщицей, с которой много путешествовал. Но внезапно вспыхнувшая страсть так же резко погасла, поэт вернулся в Москву, а позже уезжает в путешествие по Закавказью. Издается сборник его стихов «Персидские мотивы», стихотворения «Письмо к женщине», «Письмо матери» и «Русь уходящая».

  Вскоре Есенин женится на Зинаиде Райх, подарившей ему двоих детей, однако и он распался.

Последний брак – с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой – был несчастливым. У него начались проблемы с властями, критика его разгульного образа жизни в печати, поэтом овладела алкогольная зависимость, на него заводят уголовное дело. Обеспокоенная супруга с помощью Раковского определяет его в платную клинику для психических больных.

21.12.1925 года поэт покидает больницу, забрав все сбережения, выезжает в Ленинград, где через неделю его находят мертвым в гостинице «Англетер». По одной из версий он повесился, по другой убийство было организовано сотрудниками ОГПУ.

Лирика

Сильная сторона творчества Сергея Есенина — в лирическом изображении русской природы, любви к России, к родному краю:

Стихи Есенина, простые и искренние, говорят о колоссальной ценности всего живого на земле. Лиризм и нежность строк Есенина проникают прямо в сердце слушателя, читателя, трогают до слез, взывая к чему- то самому потаенному. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».

Лирика Есенина тесно связана с родной Рязанщиной. Из приокского села Константиново поэт уехал в юности, на родине бывал наездами. Разлука с родной землей и вызвала в сердце поэта строки, наполненные горячей любовью и тоской по земле, по крестьянской, деревенской Руси.

Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Вся красота родного края с годами вылилась в стихи, полные любви к России. С юных лет по деревенским рассказам и песням складывается в сознании Есенина образ России с ее раздольными и грустными песнями, светлой печалью и молодецкой удалью, бунтарским духом Стеньки Разина и кандальным звоном сибирских каторжников, церковным благовестом и тишиной села, девичьим смехом и слезами матерей, потерявших своих сыновей на войне.

Стихи ранних лет (1911-1912) убеждают, что уже в эту пору Есенин находит собственный путь в поэзии. Здесь и мотивы русской природы, и любовь к родному краю, и напевность стиха («В хате», «Край ты мой заброшенный…», «Черная, потом пропахшая выть…», «Топи да болота…»). У раннего Есенина один центральный, всеобъемлющий образ — Голубая Русь, этот романтический образ прекрасен («Гой ты, Русь моя родная…» (1914), «О верю, верю, счастье есть!..» (1917)). Россия раннего периода стихов — смиренная, дремотная, дремучая, кроткая. Это православная Русь, наполненная малиновым звоном, благолепием, церквями и монастырями. Она описана поэтом тихими заревыми вечерами, в багрянце и золоте осени, в рябине, в необъятной сини небес.

Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтический мир Есенина. Человек — часть природы, кровно с ней связан. Образы русских людей-тружеников выписаны в ряде ранних стихов Есенина с сыновней заботой об их судьбе, часто такой неустроенной и безрадостной. У крестьян «заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы». Девочка-малютка просит со слезами «черствого хлеба кусок» у окна больших хором. «Старый дед, согнувши спину, чистит вытоптанный ток», а старуха-мать ждет сына с войны. Взор поэта замечает и сиротливые избы, и песчаную дорогу, по которой идут закованные в кандалы люди.

Революцию Есенин принял, но, как написал в своей автобиографии, «с крестьянским уклоном». Поэт провозглашает правоту восставшего народа (поэмы «Небесный барабанщик», «Иорданская голубица»). Боль и невзгоды крестьянской России, ее радости и надежды — все это у Есенина становится строфами: задушевными и светлыми, скорбными и гневными. Новый мир предстает в стихах Есенина как утопическая картина мужицкого рая на земле, романтического града. В поэме «Инония» (иная земля) Есенин рисует другой край, отличный от его родины. Это прекрасная страна завтрашнего дня:

Но мечты о рае уже к 1920 г. рушатся. В поэме «Сорокоуст» Есенин пишет о неприятии города, противопоставляя паровозу то корову, то красногривого жеребенка: …милый, смешной дуралей,

Есенину жаль старую, деревенскую Русь. Ему кажется, что новое поколение не сможет так полюбить Россию, как он. В стихах этого периода чувствуется стремление преодолеть эту отчужденность от народа, который строит новую жизнь. Разумом он понимал, что по-старому жить невозможно, но душа не приемлет это новое.

Непонимание происходящего вызвало в душе Есенина кризис. Появляются стихи, в которых слышны мотивы одиночества, душевной усталости, трагической безысходности. Город давит своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и лицемерием окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина. В искусственном мире он ищет утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и не понимая, чего хочет душа («Мне осталась одна забава…», «Я обманывать себя не стану…», «Я усталым таким еще не был…»).

После поездки за границу (1922-1923) Есенин все же убеждается в необходимости переустройства жизни, по-другому оценивает происходящее в России: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!

Эволюция стихов

Тема любви в стихах поэта раскрыта с разных сторон. Есенин начинал как самоучка и со временем не только совершенствовал свой талант, но и менял точку зрения о взаимоотношениях мужчины и женщины. В раннем творчестве талантливого писателя лирический герой имел образ типичного деревенского парня — пылкого и страстного, но простого и неискушённого. Горячие юношеские переживания, описываемые в стихах, были пропитаны печалью, но им не хватало глубоких душевных переживаний.

Другая особенность стихов, написанных поэтом в годы юношества — переплетение любви к природе и девушке. Изумление красотой окружающего мира — реками, горами, лесами, животными — придавало поэмам лёгкости и непосредственности, от которой несколько его работ было опубликовано в детских журналах. Своеобразие стихов заключается в том, что природа была не просто фоном для взаимодействий мужчины и женщины, а и непосредственным участником событий — она давала паре лучше понимать чувства друг друга, влияла на развитие и развязку отношений. Сам образ любимой тоже был тесно связан с окружающими красотами.

Революция 1818−1819 годов оказала большое влияние на творчество Есенина. Тема любви в его поэзии постепенно отошла на второй план. Среди лирики того времени выделяется сборник «Москва кабацкая», из которого ясно, что у поэта наступил трудный период в личной жизни. Это выражается в таких строках:

Много женщин меня любило

Да и сам я любил не одну

Но от этого ль тёмная сила

Приучила меня к вину.

Произведения становятся более циничными, озлобленными. Любовь перестаёт представать перед читателем добрым, светлым чувствам — романтичные описания героинь меняются на вульгарные слова, а идеализированные образы женщин — на уродливые внутреннее и внешне. Период «потерянности» заканчивается только ближе к концу жизни писателя. В 1824—1825 годах выходит сборник «Персидские мотивы», а также стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» и «Письмо к женщине», в которых Есенин снова начинает представлять любовь нежно и романтично.

https://youtube.com/watch?v=LUYHvB5wuBc

Заключение. Есенин – национальный символ

Какие только ярлыки не вешали обыватели и критики на поэта: «пропойца», «хулиган», «златокудрый Лель», «деревенский пастушок», «светлый отрок», «ангел со сломанными крыльями». Все это не имеет отношения к его творчеству. За свою недолгую жизнь он оставил колоссальное духовное наследие для потомков. Ни один из поэтов в годы забвения властью не пользовался такой популярностью: его стихи переписывали от руки, хранили, дарили,учили наизусть. В прошлом веке такую же народную любовь обрел только Высоцкий. Поэзия Есенина поистине русская. О чем бы он не писал: о личных размышлениях, о любви, об отношении к происходящему, строки его стихов созвучны судьбе почти каждого, кто любит Россию.

Словарь

1. Радуница – поминовение усопших на кладбище после Пасхи.

2. Святцы – церковный календарь с указанием дней памяти святых.

3. Риза – облачение священнослужителя на богослужении.

4. Элегия – грустное лирическое стихотворение с философскими размышлениями.

5. Сорокоуст – церковная служба по умершему на 40-й день.

6. Фокстрот – модный парный танец, появившийся в 1912 г.

7. Погост – кладбище при церкви.

8. Крамольный – бунтарский, мятежный.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: