Правописание приставок
Все имеющиеся префиксы в нашем языке можно разделить на три группы:
- неизменяемое написание;
- изменяемое написание, зависящее от последующих согласных;
- написание, зависящее от значения.
К приставкам, чье правописание определяется неизменяемостью на письме относятся: с-, над-, под-, пред-, про-, за-, до-, пере-, об-, от-, о-, вы-, в- и другие.
Например, в существительных подъезд, переход, предлог, надпись, съемка, добавка все приставки будут неизменяемыми.
Изменяемые префиксы без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-, низ-/нис-, воз-/вос-, роз-/рос-, через-\черес- пишутся так, как слышатся. Правописание данных приставок зависит от последующего согласного.
Например, в существительном беззаботность префикс без-, так как согласный «з» звонкий.
В существительном беспокойство префикс бес-, так как согласный «п» глухой.
То есть правописание данных приставок подчиняется фонетическому принципу написания.
В русском языке существуют приставки, написание которых зависят от значения самого префикса: при-, пре-.
Префикс при- пишем в значении: неполноты и незавершенности действия, территориальной близости, приближения и присоединения: придержал, приморский, пришел, приклеил
Префикс пре- пишем в значении «пере» и «очень»: преломить, премудрый
Выпишем слова, в которых правописание приставок подчиняется фонетическому принципу: сделать, придумать, рассказ, издание, надписать, прекрасный
Только приставки в существительных издание и рассказ будут изменяемыми, и их написание подчиняется фонетическому принципу.
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов
Урок 4. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов
Цели: повторить понятия морфема, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм; закреплять навыки обнаружения орфограмм, фонетического и морфемного разбора слов.
Планируемые результаты: знание порядка морфемного разбора слов; умения выделять морфемы в словах, обнаруживать и объяснять орфограммы в разных морфемах, выразительно читать, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследовательской деятельности.
Проверка домашнего задания
Слова с безударным е в корнях: (на) земле, чернеют, мелькают, (по) небосводу, цветными, ветров.
Слово с оглушением звонкого согласного на конце: ветров. Фонетический разбор слов: , .
Задание 5 из рабочей тетради — взаимопроверка.
ill . Самоопределение к деятельности
Как называются части слова?
Какое общее название имеют части слова?
Что такое орфограмма?
Как обнаруживать орфограммы в словах?
В каких морфемах могут встречаться орфограммы?
Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи? (Часто написание, как и смысл, зависит от принадлежности слова к той или иной части речи.)
Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфемике, потренироваться в морфемном разборе слов, в распознавании орфограмм в разных частях слова.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 16).) Дополнительные вопросы
Как отличить форму слова от однокоренного слова?
Как вы понимаете слова: «Орфограммы являются точками применения правил»?
Найдите такие «точки» в словах упр. 19 (кроме тех, которые выписали дома). (Дач, в поле, погоду, стаями, осенней, светлой, лёгкий, роща, дорожа, листьями, чёрных, ропщет, слушает, дрожа, разгул, (на) перепутьях.)
В каких частях слова вы обнаружили «точки» применения правил?
2. Морфемный разбор слов
3. Работа по учебнику
1. Упр. 23 — устное выполнение.
Основная мысль текста «Мещёра» заключена в словах «Любовь к родной земле не забудется».
Варианты заглавия текста И. Бунина: «Осеннее утро», «Холодное солнце осени».
— С помощью каких приёмов И. Бунин рисует картину природы? (Примерный ответ. Писатель передаёт свежесть и тишину утра с помощью повторов, однокоренных слов и слов, близких по смыслу: светло, солнце, блестело, ослепительно, белый, холодный (в сочетании с окружающими словами это слово подчёркивает свежесть утра), в солнечных лучах, в солнечном блеске, сверкали, светло-золотые, пригретые солнцем; тихо, тишину.)
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
б) корня и суффикса — маленькие, полевые, лесные, (с) топо-линой;
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
(Задания 2—4 — самостоятельное выполнение по вариантам с последующей проверкой.)
3. Лингвистическая задача
— Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
VI. Подведение итогов урока
Какие орфограммы в корнях слов вы знаете?
Назовите известные вам орфограммы в приставках.
— Почему важно изучать морфемику?
Учебник: § 4, 5, упр. 26, 30 (подготовиться к диктанту).
Подготовиться к тестовой работе по темам «Фонетика», «Морфем и ка».
РУССКИЙ ЯЗЫК
2. Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов
- Что такое морфема?
- Перечислите морфемы, имеющиеся в основе слова. Как отделить окончание от основы слова?
- Что такое нулевое окончание?
- Что такое однокоренные слова?
- Что такое варианты морфем?
9. Прочитайте словосочетания. Сочетаются ли прилагательные с существительными из другой колонки? Почему?
обидное замечание |
обидчивый ребёнок |
Выделите морфемы, благодаря которым образованы однокоренные слова с различным лексическим значением. Приведите примеры однокоренных слов с разными приставками, суффиксами.
Порядок морфемного разбора слова
- Окончание и основа; значение окончания.
- Приставка (приставки), суффикс (суффиксы); значение приставки и суффикса (если оно ясно).
- Корень; подобрать однокоренные слова.
Образец письменного разбора
10. Заполните таблицу данными ниже словами.
Заоблачный, перелесок, сбережём, выросли, резьба, безбрежный, надпись, неловкий.
11. Прочитайте выразительно. Какова основная мысль стихотворения? Выпишите по два-три изменяемых слова, основа которых состоит из 1) корня, 2) корня и суффикса, 3) приставки, корня и суффикса. В выписанных словах обозначьте основу и её части, окончание.
Отечество моё Россия
Маленькие станции России
Маленькие станции России,
Полевые, к северу лесные,
С тополиной2 вьюгой2 по весне,
Золотые осенью, зимою
В голубых сугробах под луною,
Примут поезд,
Промелькнут2 в окне —
И земля покажется красивей,
Потому что за спиной всегда
Маленькие станции России
На пути в большие города.
(А. Чепуров.)
12. Запишите под диктовку текст упр. 11. Подчеркните в приставках и в корнях слов орфограммы.
13. Какова основная мысль текста? Как называют человека, беззаветно любящего свою Родину? Спишите. Подчеркните известные вам орфограммы-буквы.
Отечество моё Россия
Мещора
На первый взгляд Мещора — это тихая и немудрая земля под неярк..м небом.5 Но чем больше узн..ёшь, тем всё больше, почти до бол., в сер..це начина..шь любить эту обыкновенную землю. И если придёт(?)ся защищать свою стр..ну, то где-то в глубине сер..ца я буду знать, что я защ..щаю и этот кл..чок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрач(?)но на вид оно ни было,— этот лесной з..думчивый край, любов.. к которому (не)забудет(?)ся.
(К. Паустовский.)
14. Какова основная мысль текста? Какие слова помогли писателю передать свежесть и тишину утра? Озаглавьте текст. Спишите, деля его на два-три абзаца. Подчеркните известные вам орфограммы в корнях слов, корни обозначьте. Над какими видами орфограмм вы работали?
бирюзовый
С утра было светло и тихо. Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял2 реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо.4 На полянах, в солнечном блеске, сверкали паутины и неподвижно рдели светло-золотые клёны. Резкий крик дроздов иногда нарушал тишину. Листья, пригретые солнцем, слабо колеблясь, падали на тёмные, сырые дорожки. Сад пустел и дичал; далеко виден был в нём полураскрытый, покинутый шалаш садовника.
(И. Бунин.)
15. Заполните таблицу «Буквы ё, о, е после шипящих и ц в корнях и окончаниях слов» данными словами, обозначая в них орфограммы на месте пропусков. Какие слова вы не выписали? Почему? Выпишите их отдельно. Над какими видами орфограмм вы работали?
Ш..рстка, ц..линдр, стереж..т, щ..лкать, на свеж..м воздухе, ц..ган, ш..лковый, ж..лудь, акац..я, щ..лка, ц..плёнок, ч..тный, ж..сткий, ц..рк, ш..в, пч..лка, ш..пот, ц..фра, щ..тка, демонстрация, ц..клон, ц..трусовый, крыж..вник, ж..лтый, ч..рный, ч..рточка, ш..рох, в чуж..м краю, врач..м, товарищ..м, отц..м, свеч..й, полотенцам, в больш..м здании.
16. Назовите виды орфограмм на месте пропусков букв и скобок. Распределите слова на группы в соответствии с этими видами орфограмм. Графически обозначьте вставленные орфограммы.
В..ющееся р..стение, ра(з,с)пол..житься у руч..я, зар..сли ежевики, устойчивый ц..клон, суч..я акац..и, на циферблате ч..сов, кинос..ёмка в павильоне, ра(з,с)фасовать продукц..ю, под..ехать к станции, ребяч..и пальц.., бе(з,с)покойный характер, выр..щенный в оранжерее цветок, выл..жить из сумки, ра(з,с)двигать ветки, прилагать усилия, ра(з,с)жечь костёр.
Орфограммы в приставках
Орфограммы – это правила написания слов, которые помогают нам избегать ошибок в письме. В русском языке существуют определенные правила написания слов с приставками.
Приставка – это морфема, которая добавляется перед корнем слова и меняет его значение или образует новое слово.
Орфограммы в приставках помогают нам правильно написать слова с учетом их происхождения и значений.
Вот некоторые основные орфограммы, которые мы должны знать при написании слов с приставками:
Разделение приставки с корнем
Если приставка оканчивается на согласную, а корень начинается с гласной, то между приставкой и корнем ставится дефис.
Например: без-умный, перед-елать, от-учиться.
Сохранение буквы “о” в приставках
Если приставка оканчивается на “о”, а корень начинается с гласной, то буква “о” сохраняется.
Например: по-езд, про-орать, со-единить.
Замена буквы “о” на “а” в приставках
Если приставка оканчивается на “о”, а корень начинается с согласной, то буква “о” заменяется на “а”.
Например: об-язательный, от-крыть, под-писать.
Замена буквы “е” на “и” в приставках
Если приставка оканчивается на “е”, а корень начинается с согласной, то буква “е” заменяется на “и”.
Например: в-зять, пер-писать, при-йти.
Знание этих орфограмм поможет нам правильно писать слова с приставками и избегать ошибок в письме.
Примеры морфемного разбора слов
Наполнивший
Наполнивший – действительное причастие, особая форма глагола наполнить; изменяется (наполнившая, наполнившие); окончание -ий, основа причастия наполнивш-.
Наполнивший – действительное причастие прошедшего времени глагола наполнить, образованное от основы наполни— при помощи формообразующего суффикса –вш-: наполни-вш-ий.
Наполнить (сделать полным) образовано от полный с помощью приставки на- и суффикса – и -; полный является непроизводным. В слове наполнивший можно выделить приставку на- и суффикс –и-: на-полн-и-вш-ий.
Корень слова – -полн-: на-полн-и-вш-ий.
Разбор слов по составу
В школьном обучении широко распространён графический морфемный разбор, который представляет собой выделение всех входящих в морфемный состав слова частей при помощи специальных символов.
Рассмотрим ещё два примера морфемного разбора, чтобы проиллюстрировать важность определения части речи в самом начале разбора
Просто
Оно может быть кратким прилагательным, а может быть наречием. Поэтому морфемное деление будет различным.
В предложении Это умозаключение (каково?) просто для восприятия слово просто является кратким прилагательным, следовательно, имеет окончание -О (прост-а, прост-ы) и основу прост-, которая является нечленимой, это корень слова.
В предложении Говорил он (как?) очень просто мы видим уже наречие. Так как наречие является неизменяемой частью речи, то у него не может быть окончания, поэтому получается просто – это основа, в которой выделяется суффикс наречия -О (образовано от прилагательного прост-ая, прост-ой, прост-ое) и корень прост-.
Розовый
Другой пример морфемного разбора иного рода. Разберём по составу прилагательное розовый. Здесь окончание -ЫЙ выделяется в любом случае, а вот дальнейшее деление на морфемы зависит от значения прилагательного.
Если, к примеру, розовое варенье, розовый куст, то это прилагательное напрямую относится к слову роза и имеет основу розов-, делимую на суффикс -ов- и корень роз- (роз-ов-ый).
Если же речь идет о цвете, розовое платье, розовый закат, – то перед нами уже не относительное, а качественное прилагательное, имеющее неделимую основу розов-; это корень слова (розов-ый).
Морфемы в слове
Морфемы – это маленькие частицы, из которых состоят слова. Они несут смысловую и грамматическую информацию. Каждая морфема может быть самостоятельным словом или нести смысл только в сочетании с другими морфемами.
Существуют два типа морфем: корневые и аффиксальные.
Корневые морфемы
Корневые морфемы – это основа слова, которая не может быть разделена на более мелкие части. Они обычно несут основной смысл слова. Например, в слове “дерево” корневая морфема “дерев” обозначает предмет, а в слове “бежать” корневая морфема “беж” обозначает действие.
Аффиксальные морфемы
Аффиксальные морфемы – это части слова, которые добавляются к корневым морфемам и изменяют их значение или грамматическую форму. Аффиксальные морфемы могут быть приставками (добавляются перед корнем), суффиксами (добавляются после корня) или окончаниями (добавляются в конце слова).
Например, в слове “неправильный” приставка “не-” меняет значение слова на противоположное, а суффикс “-ый” указывает на признак качества. В слове “книгах” суффикс “-х” указывает на множественное число, а окончание “-ах” указывает на предложный падеж.
Знание морфем помогает нам понимать значения слов, а также правильно использовать их в речи и письме.
Определение и общие правила морфемного разбора
Морфемный разбор или разбор слова по составу это последовательное выявление морфемного состава слова, то есть всех его элементов.
Начинать его нужно с определения части речи, к которой относится разбираемое слово. Это нужно для того, чтобы узнать, изменяется оно или нет, если изменяется – выделяем основу и окончание, если нет, то оно целиком входит в основу, а окончание отсутствует (нулевое).
Если у нас глагол, прилагательное, существительное и т. д., то есть изменяемые слова, то тогда подбором однокоренных слов, сопоставлением разных его форм мы обозначаем вначале окончание и основу, затем вычленяем все значимые и соединительные морфемы, которые имеются. Иначе, у нас неизменяемое слово (деепричастие, наречие, служебная часть речи и т. д.), тогда мы обозначаем его как основу и опять же подбором однокоренных находим, из каких морфем оно состоит.
Например:
гонщик – существительное, изменяемое (гонщика, гонщику), следовательно, имеет нулевое окончание и основу гонщик. Оно образовано от слова гонять при помощи суффикса –щик, обозначающего человека по роду его деятельности (ср. барабанщик, сварщик и т. д.).
метро является неизменяемым, следовательно, у него нулевое окончание, всё слово является основой и корнем.
Знание части речи разбираемого слова может помочь нам выделить суффиксы различных форм: быстр-ее – суффикс сравнительной степени, чита-ть – суффикс инфинитива, уеха-вш-ий – суффикс действительного причастия прошедшего времени и т. д.
Орфограммы в корне слова: гласные и согласные
Правила могут касаться как гласных, так и согласных букв. Например, что касается гласных, то рассмотреть основные случаи поможет таблица “Орфограммы в корне слова” с примерами:
Проверяемые гласные |
Чередующиеся гласные |
Непроверяемые гласные |
Гласные, которые проверяются ударением |
Чередующиеся гласные |
Гласные, которые ударением проверить нельзя |
К слову, где сомнительная гласная стоит в безударном положении, можно подобрать однокоренное, поставив ее под ударение: трава – трАвы. |
Выбор гласной в корне слова зависит от последующей согласной, суффикса, ударности-безударности, смысла: вскочить – вскакивать, гореть – гарь и т.д. |
Гласные, которые не ставятся под ударение и не проверяются ни по одному правилу, их написание нужно запомнить, можно проверить по словарю. Например: винегрет, альфонс и т.д. |
Есть еще один способ проверки, который можно использовать только для определенных буквосочетаний – оро, оло, ере. Проверить, что именно такие буквосочетания должны писаться в корне, можно с помощью подбора однокоренных слов с чередованием, например: город – ограда.
Следует помнить, что чередующиеся гласные и гласные, которые проверяются ударением. – это два разных правила, для проверки одной орфограммы нельзя использовать правило для другой.
Но не только гласные могут иметь сомнительное правописание, с согласными тоже не все так просто. Их правописание в корне слова также может проверяться по правилу или просто требовать запоминания (словарные слова).
Основная проблема заключается в написании парных (по звонкости-глухости) согласных на конце слова, когда окончание нулевое. При произношении звонкий согласный оглушается, но как узнать, какая согласная используется на письме? Здесь снова нужно воспользоваться подбором однокоренных слов, выбирая такие, в которых после сомнительной согласной стоит гласная, например: гриб – гриба.
В древнерусском языке такой проблемы не было, поскольку там действовал закон открытого слога, по которому после согласной всегда должна была стоять гласная, так что правописание было понятным.
Что мы узнали?
Орфограммы в корне слова могут касаться как гласных, так и согласных букв. В обоих случаях есть проверяемые и непроверяемые орфограммы. Непроверяемые орфограммы – это когда правописание слова нужно найти в словаре и запомнить. Проверяемые подчиняются определенным правилам, которые нужно знать для того, чтобы писать грамотно. Так, что касается гласных в корне, то основную проблему представляют безударные гласные, которые проверяются ударением, и чередующиеся, правописание которых зависит от разных факторов. Сложности с написанием согласных в корне в основном связаны с правилом оглушения (или озвончения).
-
/5
Вопрос 1 из 5