Русский чиновник: содержание и вознаграждение
Содержание и вознаграждение за труд чиновника складывалось из нескольких выплат. Основным было жалованье. В конце XIX-начале XX века размер годового жалованья выглядел следующим образом: член Государственного совета — 20 тыс. руб., министр — до 18 тыс. (Министр внутренних дел — 24 тыс. руб.), директор Департамента — св. 8 тыс., губернатор — 5-8 тыс., университетский профессор — до 3 тыс., учитель гимназии — до 900 руб., уездный врач — до 500 руб., квалифицированный рабочий — до 350 руб., городовой — 140-180 руб. Из оклада жалования делались вычеты в пенсионный капитал.
ЧИНОВНИК КОРПУСА ЛЕСНИЧИХ. 1904
Надбавки выплачивались за службу в отдаленных местностях империи после 5 лет беспорочной службы. При новом назначении выплачивались «прогонные» для проезда к месту службы и «подъемные» на обзаведение жильем и утварью. Кроме того, выплачивались «столовые» и «квартирные» деньги. В соответствии со ст.545 «Устава о службе», государь император мог лично назначить любое жалованье, независимо от должности. Отпуск чиновнику предоставлялся в исключительных случаях и на срок от одного до четырех месяцев, но свыше двух месяцев не оплачивался. Лишь в Приамурском генерал-губернаторстве оплачиваемый отпуск мог длиться до шести месяцев. Пенсионное обеспечение выплачивалось при выходе в отставку и распространялось на вдову и детей чиновника. За выслугу в 35 лет пенсия равнялась окладу, за 25 лет — полоклада. В ученой и учебной сфере полный оклад выплачивался через 25 лет службы. Если при отставке испрашивался следующий чин, право на пенсию терялось. Поощрениями за беспорочную службу были Высочайшее благоволение, чин, орден, аренда или земельное пожалование, подарок от Высочайшего имени, денежное пособие.
Русский чиновник: Петровская Табель о рангах
Важнейшим и самым знаменитым нововведением Петра Великого в области государственной службы была Табель о рангах, введенная в действие в 1722 г. и просуществовавшая, с теми или иными изменениями, до самой революции 1917 года. Государственная служба была представлена в ней как лестница из 14 ступеней-чинов, от низшего — четырнадцатого до высшего — первого. Точнее в ней было три лестницы, так как государева служба была трех родов — воинская, статская и придворная. Причем чины соответствовали определенным должностям. При конструировании Табели Петр Великий стремился создать четкую и ясную систему службы, которая была бы доступна выходцам из всех сословий, и с определенного ранга давала бы успешным выходцам из неблагородных (подлых) сословий право на благородное дворянское звание. Дворянство (шляхетство российское) стало в это время единственным благородным сословием. На вопрос сановников, по поручению царя обсуждавших проект Табели, о том, как соотнести чины и знатность, Петр ответил знаменитой резолюцией: «Знатность по годности считать!»
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ
Реформа армии и создание флота
Изучение реформаторской деятельности Петра следует начать с военной реформы, ибо, как совершенно верно отметил В.О. Ключевский, война была главным движущим рычагом всех преобразований, а военная реформа – их начальным этапом.
После последнего стрелецкого бунта, в 1699 г., специальным царским указом было ликвидировано поместное ополчение и расформированы все стрелецкие полки. Отныне основу русской армии должны были составлять «охочие» и «даточные» люди, которые набирались с определенного количества всех тягловых (крестьянских и посадских), купеческих и дворянских дворов на пожизненную ратную службу.
Солдат петровской армии
Затем государство отказалось от призыва «охочих» и «даточных» людей и окончательно перешло на рекрутскую систему набора. Первый полноценный рекрутский набор был проведен в 1705 г., и с этого момента весь рядовой состав русской армии и флота стал комплектоваться только за счет рекрутов. Всего за годы петровского правления было проведено более пятидесяти рекрутских наборов, в ходе которых на пожизненную службу в регулярную армию и на флот было призвано около 285 тысяч человек.
Параллельно с изменением принципа комплектования армии началось ее глобальное перевооружение: на смену сабле, бердышу и пищали пришли более совершенные виды вооружения: в пехоте – фузея и ручная легкая мортира, в кавалерии – палаш и пика, а в артиллерии – гаубица и тяжелая мортира. Кроме того, в 1703–1704 гг. было введено единое обмундирование: зеленые кафтаны и черные треуголки для пехоты и артиллерии, и синие кафтаны и черные треуголки – для кавалерии.
На первых порах армейская служба регламентировалась разного рода инструкциями и наставлениями («Строевое положение», «Учреждение к бою»), но в 1716 г. был разработан и введен в действие первый «Общевоинский устав».
К концу правления Петра русская регулярная армия насчитывала 85 полков (130 тысяч солдат и 5 тысяч офицеров) и состояла из трех родов войск – инфантерии (пехоты), артиллерии и кавалерии. Кроме того, довольно внушительную часть русской армии (70 тыс.) составляли гарнизонные части и иррегулярные полки, формируемые из числа донских, запорожских, яицких и терских казаков, башкир, татар и калмыков.
Корабли русского флота
После Первого Азовского похода, в январе 1696 г.) по инициативе Петра I был принят специальный боярский «приговор», положивший начало созданию Военно-Морского флота России. Первоначально строительство военных судов осуществлялось только на воронежских верфях. Но после начала Северной войны центр кораблестроения был перемещен к театру боевых действий, в Петербург, Карелию и Олонецкий край, где были построены новые верфи. В результате к концу Северной войны Россия имела на Балтике самый мощный военный флот, который насчитывал более 240 судов разной модификации.
Азовский поход
В течение всех лет строительства флота разрабатывались его военно-тактические основы, которые были закреплены в «Корабельном артикуле» (1706), «Инструкции и военных артикулах Российскому флоту» (1710), «Морском уставе» (1718) и «Адмиралтейском регламенте» (1722).
2.4 Делопроизводство приказов
Делопроизводство приказов в XVII веке было достаточно сложным. Документы писались на листах бумаги, называвшихся ставами (склейки). Их оборотная сторона использовалась для нанесения помет, резолюций, подписей. В деле следующий документ подклеивался верхней частью к нижнему полю предыдущего документа и так далее. Таким образом, дело представляло собой длинную бумажную ленту, которую обычно сворачивали в рулон, называвшийся «столбцом». Помимо столбцов практиковалась книжная форма делопроизводства. Однако книги и тетради использовали для составления внутренних документов приказов либо документов служебного пользования. Это, прежде всего, большое количество вторичной документации, документов сводного или обобщающего характера: книги «входящих» и «исходящих» документов, различные реестры, сметные списки, описи текущих архивов и т. п.
Общий порядок прохождения и рассмотрения дела в приказе был следующим. При поступлении в приказ челобитной от частного лица документ направляли дьяку, рассматривавшему права данного лица на обращение в приказ по данному вопросу. При положительном решении дьяк ставил подпись на обороте челобитной (иска, жалобы) и писал фамилию «старого» подьячего, которому надлежало оформить и подготовить дело к рассмотрению по существу требований. «Старый» подьячий, рассмотрев существо требования, давал непосредственные указания своим подчиненным о проведении определенных действий: наведении справок, подготовки конкретных выписок из книг и других документов, необходимости отправления «памятей» в другие приказы и т. д. После того как «старый» подьячий решал, что дело полностью подготовлено к рассмотрению, дело поступало дьяку. Последний, если соглашался с мнением подьячего о готовности дела, ставил помету «к вершенью», если же приходил к мнению о необходимости дополнительной работы с делом, он ставил помету «к розыску». Дела с пометами «к вершенью» в определенные дни поступали на рассмотрение судей приказа. Дьяк устанавливал очередность рассмотрения дел, он же давал необходимые пояснения по существу дела и рекомендации по его решению. Окончательное решение дела зависело от судей, однако резолюции о решении проставлялись дьяком от имени судей.
Работа и поведение приказных служащих должны были соответствовать требованиям присяги, приносимой ими при вступлении в должность. В первой ее части принимаемый на государственную службу давал обещание на верность царствующему дому, во второй – обязывался не нарушать конкретных требований, предъявляемых к данной должности: сохранять секреты, беречь имущество и казну, не подделывать документов, не брать взяток («посулов и поминков ни у кого ни от чего не иметь»), быть справедливым («по дружбе никому не норовить, и по не дружбе никому не мстить»), внимательным к людям («челобитчиков не волочить») и т.д.
В области формирования приказных людей на протяжении всего XVII века отчетливо прослеживается борьба двух противоречивых начал: с одной стороны, стихийно складывавшейся традиции, уходившей корнями в предшествующее столетие и связанной с местными особенностями общественной социальной структуры; а с другой стороны, политики правительства, направленной на централизацию и унификацию этого процесса. Борьба эта происходила по-разному для приказных кадров учреждений центрального и местного звеньев государственного управления с явным отставанием в развитии централизаторских тенденций во втором из них.
Таким образом, на протяжении всего XVII века непосредственные обязанности всей приказной группы складывались из службы и приказной работы, причем последняя была основной и определяющей. Именно она являлась тем ядром, из которого впоследствии выросла профессиональная гражданская служба.
Церковная реформа
Церковная реформа Петра I была проведена в два этапа. На первом этапе она коснулась института патриарха и церковного землевладения. В 1701 г., после смерти патриарха Адриана, царь принял два важных решения: 1. Выборы нового патриарха были отменены, и новым главой РПЦ был назначен местоблюститель патриаршего престола, рязанский митрополит Стефан Яворский; 2. Для управления всем церковным имуществом был восстановлен Монастырский приказ, который возглавил боярин И.А. Мусин-Пушкин.
В 1721 г. государь провел второй этап церковной реформы. На сей раз для управления РПЦ в январе 1721 г. была создана Духовная коллегия, которая в феврале того же года была преобразована в Святейший Правительствующий Синод.
Членами Святейшего Синода стали 12 архиепископов, епископов и архимандритов, которые назначались царем, ставшим юридическим главой Русской Православной Церкви. Первоначально главой Синода стал Стефан Яворский, а после его смерти в 1722 г. руководство Синодом было возложено на двух вице-президентов, Феофана Прокоповича и Феодосия Яновского.
В мае 1722 г. для надзора за деятельностью Синода была учреждена должность светского обер-прокурора, на которую был назначен И.В. Болдин. Именно ему подчинялась не только вся синодальная канцелярия, но и церковные фискалы – «инквизиторы», осуществлявшие контроль над умами и душами людей.
Проведение военной, административной и церковной реформ, которые дали мощный импульс созданию огромного чиновничьего аппарата, окончательно знаменовало собой превращение России в абсолютную монархию. Внешним проявлением этого процесса стало принятие Петром I императорского титула, преподнесенного ему Сенатом в честь окончания Северной войны в сентябре 1721 г. Суть и содержание нового режима власти были четко прописаны в знаменитом «Воинском регламенте»: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повелеваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».
Служба воинская
Самой привлекательной и престижной была воинская лестница Табели. Она делилась еще на сухопутную и морскую. И особняком стояла гвардия.
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ. ВОЕННЫЕ И ВОЕННО-МОРСКИЕ ЧИНЫ И ЗВАНИЯ
Первые пять составляли генералитет (V чин — бригадир — был позднее упразднен), с VI по VIII — штаб-офицерские и IX — XIV — обер-офицерские чины. Все ранги воинской Табели давали право на потомственное дворянство. Дети, рожденные в обер-офицерстве их отца, автоматически записывались в дворяне. Дети, родившиеся до получения чина, не считались дворянами, но по письменному ходатайству отца, один из таких детей мог получить потомственное дворянство. В статской и придворной службе IX-XIV ранги давали только личное дворянство, которое было пожизненным и на детей не переходило. Личный дворянин имел лишь часть привилегий — был освобожден от телесных наказаний, подушной подати и рекрутской повинности, но не мог владеть крепостными, участвовать в дворянских собраниях и занимать выборные дворянские должности.
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ. ВОЕННЫЕ И ВОЕННО-МОРСКИЕ ЧИНЫ И ЗВАНИЯ. ОКОНЧАНИЕ
Гвардия была настоящей «белой костью» в офицерской среде. Одноименные с армейскими чины в гвардии были значительно выше. Сам император был лишь полковником одного из гвардейских полков, чаще всего Преображенского, либо Семеновского.
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
Миссия русской бюрократии
Русская бюрократия являла собой парадоксальное и поучительное явление. Реально это был слой наиболее образованных людей, решающих государственные задачи. Однако, они не оставили заметного следа в духовной и интеллектуальной жизни общества. В отличие от крестьянства, духовенства, мещанства, из среды которых вышли выдающиеся ученые, философы, инженеры, бюрократия была средой, начисто лишенной свободы мысли, инициативы, полета фантазии. Мертвящие оковы камерализма ощущались на всех этажах государственного управления. Несмотря на усилия ряда выдающихся государственных деятелей начала ХХ века запустить развитие экономики и спасти империю с помощью государственного аппарата, российская бюрократия оказалась неспособной осознать опасность грядущей катастрофы. Она была лишена тех органов чувств, которыми можно было бы услышать, почувствовать, не говоря уже о том, чтобы предотвратить угрозу и потому была сметена могучим ураганом революции.
Топ вопросов за вчера в категории История
История 17.05.2023 00:12 1547 Блок Богдана
Таблица страны Азии в 19 начале 20 (9класс) (Индия , Персия , Афганистан , Китай , Япония ) вопрос
Ответов: 2
История 16.05.2023 21:20 3685 Кардопольцева Кристина
Напишите пожалуйста конспект по теме германские земли в 18 веке дам 15 баллов
Ответов: 2
История 25.07.2023 18:38 570 Негеков Миша
Срочно! История 7 класс даю 15 б. Путь к парламентской монархии краткое содержание (конспект)
Ответов: 2
История 09.05.2019 14:29 356 Сахаров Егор
Из исторического документа «На двадцатом году возраста своего, видя государство в великой тоске и пе
Ответов: 1
История 18.05.2023 15:06 1792 Азаров Даниил
История средних веков 6 класс агибалова 12 параграф краткое содержание 1 пункта. ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО Н
Ответов: 2
История 21.03.2021 16:56 2296 Яковлев Егор
Все термины по истории шестой класс параграф 11
Ответов: 2
История 01.07.2023 14:32 516 Мавлютов Вадим
Сравните характерные черты развития Чехии и Польши в XVI — XVII в.в. Сначала выберите порядковые ном
Ответов: 2
История 01.07.2023 19:13 975 Ташекова Балжан
Сравни школу Древнего Египта и современную школу. Найди сходства и отличия. срочно!!!!!!!
Ответов: 2
История 11.06.2023 13:50 800 Фомин Никита
2. Заполните таблицу: Боги 1. Ра, Амон, Амон-Ра 2. Апоп wwwwwww 3. Геб 4. Осирис 5. Тот 6. Бастет 7.
Ответов: 1
История 14.04.2021 05:58 894 Илушка Наталья
СРОЧНО!!! Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану 1 аллея сфинксов;2обелиск
Ответов: 2
Похожие вопросы
История 21.03.2019 19:55 8 Баянов Артем
Помогите пожалуйста 1. Отметьте причины эпохи дворцовых переворотов: а) отсутствие четкого порядка п
Ответов: 1
История 16.06.2019 21:22 13 Балюра Дарья
Прочтите отрывок из исторического документа и назовите разработчика реформы, о которой идет речь. «а
Ответов: 1
История 14.06.2023 09:34 Карцев Никита
1.Исключите лишнее: 1) а) Муравский шлях, б) Изюмскийг) Кальмиусский шлях.2) а) татары, б) ясырь,
Ответов: 1
История 08.01.2019 00:19 13 Бурлакова Анна
Прочтите отрывок из программного документа и укажите время, в которое он появился. «»Общество» должн
Ответов: 1
История 23.01.2019 15:12 11 Егорушков Илья
Российский император, сын Екатерины II и Петра III, правил с 1796 г., был убит в ходе последнего дво
Ответов: 1
История 13.01.2019 04:42 3 Сапичев Никита
Помогите пожалуйста С Историей 7 класс ваш ответ сделаю лучшим если он будет правильным Тут нужно пр
Ответов: 1
История 25.01.2019 05:32 9 Антонова Анастасия
Помогите пожалуйста С Историей 7 класс ваш ответ сделаю лучшим если он будет правильным Тут нужно пр
Ответов: 1
История 30.01.2019 12:29 7 Ермаков Арсений
Бояре. До недавнего времени только мы были _________________ сословием в России, т. к. исправно сост
Ответов: 1
История 16.02.2019 14:01 35 Соболюк Валера
Вставить пропущенные слова Бояре. До недавнего времени только мы были _________________ сословием в
Ответов: 1
История 20.02.2019 23:55 52 Панкратова Татьяна
1)охарактеризуйте отношение автора документа к российской системе управления 17 века. 2) Какие черты
Ответов: 1
Русский чиновник: права и обязанности
Чиновники обладали правом на особую подсудность. С 1878 г. их дела из Окружного суда были переданы в Судебную палату. Сопротивление чиновнику наказывалось как сопротивление порядку управления, неуважение к присутственному месту и т.п. Чиновник мог оспорить приказ начальника вплоть до императора. Закон предостерегал чиновника от неблаговидных действий. Статья 711 Устава о службе гласила о том, что никто из служащих в исполнении возложенных на него обязанностей не должен смотреть ни на какое лицо, ни на какие предложения, а тем менее на партикулярные письма, хотя бы от первейших лиц государства. Статья 665 устанавливала запрет на все так называемые приношения начальствующим лицам от обществ и сословий,как в совокупности, так и отдельно, под каким бы то видом не было, в изъявление благодарности, в том числе «выставлением в публичных местах портретов».
ЧИНЫ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ. VI КЛАСС. 1904
Чиновник обязан был хранить государственную тайну и не публиковать в печати сведений о внутренней и внешней политике (ст.727). Особо карался ущерб территориальной целостности Отечества. За заключение межгосударственного договора заведомо во вред России, подлог документа, порчу пограничных знаков в ущерб территории России полагались каторжные работы (ст.116).
Чинопочитание
Характерным явлением империи было чинопочитание, которого была начисто лишена Древняя Русь. К царю, боярину, дьяку обращались «на ты». С Петра Великого входит в употребление титул «Ваше величество», позднее к царским отпрыскам — «Ваше высочество». Графский титул «Ваше сиятельство» первоначально присваивался императором Священной Риской империи и, как все модное немецкое, ценился выше русского княжеского титула. Позднее князьям был дан титул «Ваша светлость», а отдельным еще дополнительно титул «светлейший». В этой же логике формировалось чинопочитание по Табели о рангах. I и II классы именовались «Ваше высокопревосходительство», III и IV — «Ваше превосходительство», V (упраздненный) — «Ваше высокородие», VI — VIII — «Ваше высокоблагородие», IX — XIV — «Ваше благородие». В устном общении следовало придерживаться правил чинопочитания, поскольку любая ошибка могла нанести серьезное оскорбление. Немало нюансов в обращении с чиновниками разных рангов заключало в себе и письменное общение.
ЕГО ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО, ЕГО СИЯТЕЛЬСТВО ГРАФ П.А.ВАЛУЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ
Реформа центрального управления
В начале царствования Петра I продолжали функционировать прежние органы государственной власти и управления. Однако с конца XVII в. ситуация стала меняться. В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия, в 1704 г. – Кабинет Его Величества, который возглавил кабинет-секретарь царя А.В. Макаров, а 1708 г. Ближняя канцелярия была преобразована в Консилию министров.
Окончательно Петр похоронил Боярскую Думу в феврале 1711 г., когда перед своим отъездом в Прутский поход учредил «для отлучек наших» высший исполнительный, законодательный и судебный орган страны – Правительствующий Сенат.
Поначалу членами Сената стали М.В. Долгоруков, Г.И. Волконский, П.А. Голицын, Г.А. Племянников, Т.Н. Стрешнев, И.А. Мусин-Пушкин, М.М. Самарин, В.А. Апухтин и Н.П. Мельницкий. Но затем, в 1717–1720 гг., в процессе создания коллегиальной системы управления, его состав существенно расширился за счет всех президентов Коллегий. Делопроизводством ведала специальная Сенатская канцелярия, которую возглавлял обер-секретарь А.Я. Щукин.
В том же 1711 г. Петр учредил институт фискалов, главной функцией которых стал негласный надзор за деятельностью всех центральных и губернских учреждений, «дабы никто от службы не ухоранивался и прочего худа не чинил». Во главе этого института стоял обер-фискал, которым был назначен «дядька» и воспитатель царя Н.М. Зотов.
В 1721 г. была проведена реформа Сената, в результате которой: а) Сенат стал высшим надведомственным государственным учреждением Российской империи; б) президенты Коллегий были исключены из его состава, и отныне членами Сената назначались только высшие сановники империи первых трех классов.
В январе 1722 гг. при Сенате были введены должности генерал-прокурора и обер-прокурора, которые подчинялись только царю. Главной задачей этих должностных лиц, в ведении которых находился внушительный штат прокуроров и фискалов, стал гласный (прокуроры) и тайный (фискалы) надзор за точным исполнением законов и охрана правопорядка. Первым генерал-прокурором Сената, который, по определению Петра, был «оком царевым и стряпчим о делах государственных», стал П.И. Ягужинский.
В 1717–1722 гг. вместо многочисленных государственных и дворцовых Приказов и Канцелярий были созданы принципиально новые органы центрального отраслевого управления – Коллегии, с четким разграничением их функций и компетенций между ними. Первоначально было создано только девять Коллегий: Военная (А.Д. Меншиков), Адмиралтейская (Ф.М. Апраксин), Иностранных дел (Г.И. Головкин), Юстиц-коллегия (А.А. Матвеев), Ревизион-коллегия (Я.Ф. Долгорукий), Камер-коллегия (Д.М. Голицын), Коммерц-коллегия (П.А. Толстой), Штатс-контор-коллегия (И.А. Мусин-Пушкин) и Берг-мануфактур-коллегия (Я.В. Брюс).
В 1720–1721 гг. статус коллегий получил Главный магистрат и Святейший Синод Русской Православной Церкви (Духовная коллегия). В 1721 г. для управления дворянским землевладением была создана Вотчинная коллегия, а в 1722 г. Берг-мануфактур-коллегия была поделена на два ведомства: главой Берг-коллегии остался Я. Брюс, а Мануфактур-коллегию возглавил В.Я. Новосильцев.
В 1720 г. был издан «Генеральный регламент», который определил единообразное устройство и порядок деятельности всех Коллегий.
Русский чиновник: увольнение и восстановление
Чиновнику запрещалось покидать место службы без разрешения и передачи дел другому лицу. Начальство обязано было наблюдать за поведением и «обхождением» своих подчиненных, «побуждать оных к добродетелям и похвальному любочестию, удерживая от безбожного жития, пьянства, игры и обманов». Начальник мог уволить подчиненного по подозрению в недобросовестности или предосудительном поведении. Чиновники I — III классов увольнялись (в трехмесячный срок, если не подали прошение об отставке прежде того) за участие в учредительстве частных предприятий и акционерных компаний.
ЧИНОВНИКИ III КЛАССА ТЕЛЕГРАФНОГО ВЕДОМСТВА. 1868
Исключенные из службы по суду не принимались вновь. Уволенные по распоряжению императора, могли восстановиться на службе только по его разрешению. Уволенные по причине»дурного поведения» могли вернуться на службу только по представлении свидетельства о добропорядочном поведении от губернского предводителя дворянства или местного начальника полиции.
3.1 Источники материального обеспечения служащих
Следует отметить, что обеспечение служащих приказов (дьяков и подьячих) было денежным и поместным. Также правовые обычаи допускали «кормление от дел». Н.Ф. Демидова не без основания предположила, что доходы, получаемые большинством подьячих «от дел», в несколько раз превышали размер их денежного оклада и что «кормление от дел» могло быть двух видов: «почесть» и «поминки»: «почесть» предлагалась заранее для успешного продвижения дел, а «поминки» — за конкретную работу с целью ее ускорения . К.В. Петров предполагает, что основные отличия «почестей» и «поминок» заключались, во-первых, в их добровольном характере со стороны дарителя, а во-вторых, в отсутствии каких-либо конкретных требований дарителя в отношении подготовки, рассмотрения и решения его дела в приказе. Именно эти два условия позволяли отграничить допустимые обычаем подношения служащим приказов от взяток («посулов») .
Отдельно от «почестей» и «поминков» следует рассматривать получение денег за оформление тех или иных документов. Подсчеты, проведенные П.В. Седовым, показывают, что гипотетический легальный доход подьячих за оформление документов составлял 100—200 рублей в год, превышая, таким образом, денежный оклад более чем в 10 раз . Доходы «старых» подьячих и дьяков, ставивших подпись на документах, были на порядок выше. Служащие приказов, где было мало «челобитчиковых» дел, например, Посольского приказа, ежегодно получали «праздничные деньги», составлявшие два годовых оклада .
Следует отметить, что к концу XVII века материальное положение основной массы приказных людей заметно ухудшилось, а поляризация в казенном обеспечении высших и низших групп служащих усилилась. Так, в число наиболее богатых людей входил думный дьяк И.А. Гавренев, возглавлявший Разрядный приказ, за которым числилось 797 дворов; в списке вотчинников он занимал 14-е место. А.Л. Ордин-Нащокин, крупнейший государственный деятель царствования Алексея Михайловича, вообще не имел никаких владений. В 1667 году он был пожалован в бояре и назначен руководителем Посольского приказа с титулом «царственного большой печати и государственных великих посольских дел оберегателя»; вместе со столь ответственными должностями получил в потомственное владение Порецкую волость, 500 дворов около Костромы и прибавку к боярском окладу в 500 рублей .
Последние заданные вопросы в категории История
История 20.10.2023 08:34 7 Гарифуллин Ринат
Срочноо!!!Ребят помогите пожалуйста, заранее спасибо. Нужны современники: 1-Федор Иоаннович 2-Бори
Ответов: 1
История 20.10.2023 07:16 31 Доропей Алина
Помогите с 1 и 4!!!!!!
Ответов: 2
История 20.10.2023 07:16 23 Вагин Михаил
Доклад на тему греческая культура эпохи классики праздники 5 класс
Ответов: 1
История 20.10.2023 06:48 30 Новичихин Денис
2-3 заслуги сухопутных войск России
Ответов: 2
История 20.10.2023 06:25 10 Волотова Ксения
Значение организации земля и воля
Ответов: 2
История 20.10.2023 06:01 8 Итеш Айбол
Помогите пожалуйста с 4 и 5)
Ответов: 1
История 20.10.2023 05:36 15 Гусева Елизавета
Древние храмы украшались 1)эмалями 2)фресками 3)портретами 4)миниатюрами
Ответов: 1
История 20.10.2023 02:23 18 Громова Аня
Найти золотую середину при принятии решений
Ответов: 1
История 20.10.2023 02:17 22 Чернова Александра
Сколько лет длился царский период в риме
Ответов: 2
История 20.10.2023 01:52 19 Талкачёв Владислав
Напишите сочинение по плану «описание Невской битвы» 1) Дата 2)место где происходило 3)Противоборс
Ответов: 2