Медицина. сестринское дело

Мастерство общения в сестринском деле | справочник медсестры

Этапы сестринского процесса

В настоящее время сестринский процесс принято разделять на 5 последовательных и взаимосвязанных этапа практической деятельности медицинской сестры при оказании помощи пациенту. На каждом этапе медицинская сестра выполняет строго определенные действия.

Первый этап: сестринское обследование пациента

На первом этапе сестринского процесса медицинская сестра занимается сбором информации о пациенте с ее последующей оценкой. Сбор и оценка информации производится с помощью методов:

  • субъективных
  • объективных
  • дополнительных

Субъективная информация

Данные о пациенте и его проблемах могут быть получены как от самого пациента, так и от его родственников, дежурных медицинских работников, из имеющейся медицинской документации. Информация должна быть максимально точной и полной. В процессе беседы медицинским сестрам рекомендуется использовать способствующие эффективному и доверительному общению факторы: располагающую обстановку, подходящее время беседы, дружелюбную манеру разговора. Такой поход обеспечит создание доверительных отношений между медицинским работником и пациентом, без которых трудно добиться хороших результатов в лечении и —  тем более — сестринском уходе.

Субъективные данные о пациенте включают в себя:

  • общие сведения — паспортные данные, пол, возраст, семейное положение, профессия и место работы, адрес проживания
  • история возникновения и развития проблем со здоровьем, сведения об аллергологическом и эпидемиологическом анамнезе (наличие аллергии, частота и длительность аллергических реакций, контакты с инфекционными больными)
  • жалобы в настоящий момент (физические, психологические), при боли — характер, локализация, длительность, интенсивность, реакция пациента на боль
  • социологические данные о пациенте (условия проживания, рабочего места, круг общения)
  • психологические данные — адаптация или дезадаптация в связи с болезненным состоянием

Объективные данные

Медицинская сестра собирает информацию о пациенте с помощью своих органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), а также инструментальных методов исследования.

К объективной информации о пациенте относят:

  • данные общего и детального осмотра пациента: цвет, целостность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие высыпаний, изъязвлений, повреждений, волосяной покров — на наличие педикулеза, при наличии отеков отмечается их локализация
  • физическое обследование: измерение роста, веса, окружности грудной клетки, живота и другие данные по необходимости
  • состояние сознания: ясное, спутанное, нарушенное (бред, галлюцинации, ступор, сопор, кома)
  • выражение лица: спокойное, страдальческое, безразличное, тревожное, настороженное и т.п.
  • положение: активное, пассивное, вынужденное
  • температура тела, частота дыхательных движений, частота сердечных сокращений, артериальное давление
  • естественные отправления (самостоятельно, регулярно, с помощью моче- и калоприемника, стомы)
  • состояние памяти, органов чувств
  • наличие используемых резервов: протезы, в том числе съемные зубные, очки, контактные линзы, слуховой аппарат
  • способность к передвижению, приему пищи и воды, обслуживанию себя
  • психоэмоциональное состояние, социальная среда

Дополнительная информация

Сбор дополнительных данных предполагает лабораторные исследования и диагностические мероприятия с привлечением  медицинского оборудования:

  • исследования крови, мочи
  • электрокардиография
  • флюорография
  • ультразвуковая диагностика
  • другие необходимые методики, которые медицинская сестра проводит самостоятельно, либо готовит к ним пациента.

Заключительные действия медицинской сестры на первом этапе СП — документирование полученных о пациенте сведениях, составление базы данных и заполнение сестринской истории болезни.

Понятие этики и деонтологии медицинской сестры

Научная дисциплина «Медицинская этика» представлена системой демонстрации социально обусловленных моральных принципов медработников в разрезе их профессиональной деятельности. Этические нормы являются частью биоэтики (этики жизни) и включают понятия долга, достоинства, чести и совести. Медицинская сестра своей душевной теплотой, спокойствием, терпением, оптимистичным настроем и ответственностью вызывает доверие у больных, дарит им уверенность в выздоровлении. Внутренние качества медика проявляются в его осанке, жестах, мимике, речи и взгляде.

Деонтология («наука о долге») – это нравственные ориентиры профессионального поведения медработника. Этот раздел предлагает решения этических проблем и способы их предупреждения. К медсестре деонтология предъявляет следующие требования:

  • субординация;
  • конфиденциальность медданных;
  • уважительное, тактичное отношение ко всем участникам лечебно-диагностического процесса;
  • профессионализм в рамках своей компетенции.

Этика и деонтология в полной мере отражены в Этическом кодексе медсестер. Им должен руководствоваться персонал ЛПУ при выполнении повседневной работы. Сразу заметим, что индифферентное (равнодушное) отношение к больным не может быть оправдано личными качествами медсестры, жизненными трудностями и другими обстоятельствами.

Сестринский процесс: документация

К сожалению, пока нет единой сестринской документации, утвержденной централизовано. Однако каждое лечебное учреждение, внедрившее в свою практику сестринский процесс, пользуется собственными формами, разработанными внутри организации.

Вся деятельность медицинской сестры в процессе ухода регистрируются в сестринской истории болезни. Варианты названия сестринской документации:

  • сестринская карта наблюдения за состоянием здоровья пациента
  • сестринская история состояния здоровья пациента
  • сестринская история болезни пациента

Важнейшая составляющая часть этого документа — карта сестринского ухода. В ведении сестринской документации, осуществляя  и регистрируя весь сестринский процесс,  следуйте рекомендациям:

  • Проблемы пациента описывайте его собственными словами. Это поможет вам обсуждать с ним вопросы ухода, а самому пациенту — лучше понять план ухода и необходимость действий медсестры
  • Целями называйте то, чего хотите добиться совместно с пациентом; четко формулируйте цель и предполагаемый срок ее достижения
  • На каждого пациента составляйте индивидуальный план, основываясь на стандартных планах ухода
  • Храните план в удобном месте для пациента и медицинских работников, осуществляющих уход
  • Всегда регистрируйте сроки реализации плана, а также дополнительные действия, которые потребовались пациенту
  • Привлекайте пациента к ведению записей, связанных с самоуходом и самопомощью
  • Обучите участников ухода (родственников, младший медперсонал) выполнять элементы ухода и регистрировать их.

Статья написана на основе источника: Т.П. Обуховец, О.В.Чернова «Основы сестринского дела»

Принципы этики и деонтологии медицинской сестры

В условиях высоких требований к медобслуживанию населения в медицинском сообществе всё чаще говорят о принципах этики, деонтологии. Поведение медсестры на рабочем месте основывается на милосердии, справедливом отношении ко всем больным без исключения, а также на полноте медпомощи и уважении личности (автономии).

Принцип полноты медицинской помощи

Руководствуясь действующей законодательной базой системы здравоохранения, а также этикой и деонтологией, медик в полном объеме предоставляет медуслуги в рамках своей компетенции. Это значит, что медик обязан:

  • проявлять профессионализм при оказании медпомощи всем слоям населения;
  • использовать все имеющиеся в ЛПУ средства и медицинские методики для качественной лечебно-диагностической помощи, реабилитационных/паллиативных мер, профилактики.

Для повышения качества оказываемой населению медпомощи Минздрав разработал систему непрерывного медобразования. Каждые пять лет медработники, включая медицинских сестер, обязаны проходить курсы повышения квалификации. Обучение направлено на совершенствование компетентности медиков, ознакомление с нововведениями, восполнение пробелов в теоретических знаниях и практических навыках. Квалификационные курсы в «Академии профессиональных стандартов» включают тренинги, рассматривающие актуальные вопросы деонтологии и сестринской этики. Онлайн-занятия проходят по гибкому графику, за прослушанные лекции начисляются баллы НМО для периодической аккредитации.

Принцип автономии

Этот основополагающий элемент этики построен на уважении пациента как личности. Реализуется это посредством следующих действий:

больного гражданина медицинская сестра воспринимает не как инструмент или средство для выполнения поставленных задач

Пациент является целью;

важно соблюдать конфиденциальность личных данных больных и сведений об их заболеваниях. Пациентов нельзя фотографировать (даже для отчета о профдеятельности) без их согласия;

медсестра обязана проявлять уважение к политическим и религиозным взглядам больного, терпимо относиться к его культурным традициям;

пациент вправе сам принять решение по поводу лечебно-диагностического процесса

Он может отказаться от предложенных медуслуг;

перед оказанием медицинской помощи у больного надо взять добровольное согласие на медвмешательство;

на подготовительном этапе медицинская сестра обсуждает с пациентом нюансы назначенных процедур;

Ответственность за принятие решений по поводу лечения тяжелых, психиатрических и малолетних больных несут их законные представители.

Принцип справедливости

При оказании медицинских услуг нет места дискриминации граждан по социальному положению, национальности, профессии, уровню дохода и другим обстоятельствам. Российское законодательство и Этический кодекс гарантируют качественное и равноценное медобслуживание всех слоев гражданского общества.

Как и врачи, медицинские сестры обязаны соблюдать основной посыл клятвы Гиппократа – «Не навреди». Это касается и самого пациента, и третьих лиц. Если родные больного (при условии его дееспособности) настаивают на противоположном решении, то медик обязан следовать мнению самого пациента.

Принцип милосердия

В рамках этики и деонтологии медсестры обязаны соблюдать принцип Парацельса – «Делай добро». Сестринское милосердие – это благодеяния, которые ни в коем случае не наносят вреда. По этому принципу реализуются следующие установки:

  • в отношении к больному медсестра проявляет внимательность и чуткость;
  • все ее профессиональные действия направлены во благо больного человека;
  • медуслуга оказывается, только если пациент способен и готов перенести процедуру;
  • выбранные лечебные методы строго соответствуют тяжести состояния больного.

Принцип милосердия в этике и деонтологии не разрешает медицинским сестрам отказываться от проведения болезненных процедур. Уклонение от выполнения должностных обязанностей в рамках сестринской компетенции карается по статье 124 УК о неоказании помощи больному без уважительной причины.

Зоны комфорта при общении.

Для оказания максимальной помощи и поддержки пациенту медсестре необходимо коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу, учитывать зоны комфорта при общении. Различают следующие зоны комфорта:

Различают следующие зоны комфорта:

Сверхинтимная, это зона от 0 до 15 см;

Интимная зона 16-45 см;

Личная зона 45-120 см;

Социальная зона 120-130 см;

Общественная зона более 3 местров.

Установив доверительные взаимоотношения с пациентом, медицинская сестра будет успешно работать с ним в любой зоне: выполняя инъекции, ухаживая за тяжелобольным, беседуя с пациентом и коллегами, обучая пациентов и их родственников в школах пациентов или обучают студентов во время производственной практики.

Цели сестринского процесса

В оказании сестринской помощи основной целью сестринского процесса является восстановление и дальнейшее поддержание независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей:

  • физиологических
  • психологических
  • социальных
  • духовных

Процесс достижения цели потребует от медицинской сестры комплексного (холистического) подхода к пациенту как к личности. В конечном итоге пациенту должно быть обеспечено приемлемое качество жизни с максимально доступным комфортом. Проблемы и трудности, с которыми будет сталкиваться пациент, следует свести к минимуму. При этом обязательно нужно учитывать культурный уровень и духовные ценности пациента. Дезадаптированным после заболевания и травмы пациентам медицинская сестра оказывает также психологическую помощь и поддержку.

Для достижения цели сестринского процесса медицинской сестре понадобятся такие факторы как:

  • составление информационной базы данных о пациенте
  • определение и выявление основных и второстепенных потребностей пациента в процессе сестринского ухода
  • обозначение приоритетных проблем и первоочередности задач в сестринском уходе
  • последовательная и постоянная реализация планируемых задач в оказании сестринской помощи
  • оценка эффективности сестринского ухода, при необходимости — пересмотр задач и новое планирование
  • оценка достижения цели сестринского процесса

Итак, последовательность целей сестринского процесса:

  1. обеспечить пациенту оптимальное качество жизни с учетом его состояния
  2. максимально облегчить страдания и минимизировать трудности и проблемы пациента
  3. помочь пациенту и его семье адаптироваться в состоянии после травмы или заболевния
  4. восстановить и научить поддерживать независимость пациента при удовлетворении физиологических и психологических потребностей или в обеспечении достойного и спокойного ухода из жизни

Отойдя от научного изложения, резюмируем, что цель сестринского процесса — помочь пациенту адаптироваться к тому состоянию, которая возникла у него по причине заболевания или травмы, научить его обслуживать себя и жить настолько полноценно и независимо, насколько это возможно.

Мастерство общения в сестринском деле

Общение — одно из важнейших умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.

Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если она владеет навыками эффективного общения.

Можно выделить три уровня общения:
1. внутриличностное – с самим собой во время работы;
2. межличностное – между двумя и более людьми;
3. общественное – общение одного человека с большой аудиторией.

Для того чтобы сделать общение эффективным следует иметь:
1. отправителя – тот, кто предает информацию;
2. сообщение – посылаемая информация;
3. канал – форма оправки сообщения;
4. получателя – тот/те, кому посылается сообщение;
5. подтверждение — информация о получении сообщения.

Каналы общения:
1. устная речь – получатель слышит ее;
2. неречевое сообщение – мимика, жесты, позы, какие либо действия; получатель видит его;
3. письменное сообщение – получатель читает его.

Общение бывает вербальным и невербальным.

Вербальное общение – устная речь;
Невербальное общение — мимика, жесты, позы, прикосновения,
письменное общение (общение, с помощью слов или символов).

Возможные причины непонимания общающихся:
• неправильно выбран канал общения, т. е. получатель не подтвердил получения сообщения или не понял его;
• сообщение передано невнятно или быстро или тихо и т. д.

Вербальное общение предполагает, что вы говорите, и как вы говорите.

Вербальное общение может быть эффективным, если:
• говорить медленно с хорошим произношением, простыми короткими фразами;
• не злоупотреблять специальной терминологией;
• выбрать правильную скорость и темп речи, исходя из уровня восприятия собеседника;
• правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована данная информация, должен иметь желание и интерес к беседе;
• следить за интонацией голоса, убедиться, чтобы она соответствовала тому, что собираются говорить;
• убедиться в том, что вас поняли;
• юмор, использованный с осторожностью, подчас помогает успокоить и снять напряжение, обеспечит эмоциональную поддержку и смягчит восприятие болезни. Письменное общение может быть эффективным, если:
• писать аккуратно;
• выбрать правильный размер и цвет букв;
• писать грамотно;
• выбрать понятные и простые слова;
• подписать сообщение

Письменное общение может быть эффективным, если:
• писать аккуратно;
• выбрать правильный размер и цвет букв;
• писать грамотно;
• выбрать понятные и простые слова;
• подписать сообщение.

Эффект письменного общения зависит от следующих компонентов:
• умеет ли получатель читать;
• понимает написанное;
• видит написанное;
• знает ли язык, на котором написано сообщение.

Невербальный канал общения более достоверно выражает чувства и подразумеваемый смысл, тогда как слова могут ввести в заблуждение, так как этот канал общения, как правило, люди в меньшей степени способны сознательно контролировать.

Навык невербального общения сестре необходим, так как ей часто приходится ухаживать за пациентом, не способным использовать устную речь как канал общения.

Мимика является очень богатым источником информации.

С помощью мимики можно передать следующие состояния:
• удовольствие – радость;
• интерес – ажиотаж;
• гнев – ярость;
• пренебрежение – презрение;
• удивление – испуг;
• стыд – робость – унижение;
• страх – ужас;
• счастье – печаль.

При бессловесном (невербальном) общении с пациентом большую роль играют:
внешний вид медсестры – опрятность и профессионализм вызовут доверие пациента;
выражение лица значительно влияет на общение с пациентом (улыбка/нахмуренные брови); лицо может выражать шесть основных чувств:
1. удивление,
2. страх,
3. гнев,
4. отвращение,
5. счастье,
6. печаль;

глаза – своеобразный «центр», позволяющий более точно определить выражение лица;

руки – исходя из того, как жестикулирует собеседник, можно судить о его эмоциональном состоянии;
походка – является дополнительным критерием оценки внутреннего состояния человека.

Функции общения

Различают следующие функции общения:

1. Контактная-установление состояния взаимной готовности к общению.

2. Информационная, познавательная – обмен информацией, сообщениями.

3.  Побудительная – стимуляция активности пациента.

4.  Координационная – это взаимная ориентирование и согласование совместной деятельности.

5. Функция понимания – это адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояние пациента.

6. Эмотивная, эмоциональная – обмен между людьми (улыбка, первый шаг к обмену эмоциями).

7. Установление отношений – осознание места пациента в системе межличностных, деловых и производственных отношений.

8. Оказание влияния – это изменение поведения, состояния, знаний, представлений пациента.

9. Взаимодействие и восприятие себя через другого (умение поставить себя на место собеседника).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: