Особенности устной речи / Features of spoken discourse
Turn-taking
Разговор – это
обмен репликами, по ходу которого нужно уметь:
завладеть
вниманием остальных участников
получить право
слова
удержать
внимание
закончить свою
очередь
распознать
сигнал, что другой участник тоже хочет высказаться
уступить «микрофон»
Для всех этих
действий мы используем разнообразные средства, как языковые:
- I’d like to say something
- Sorry to interrupt, but
- Let me finish
- So
…так и не языковые:
- резкий вдох
- поднятие головы
- жест,
останавливающий другого участника и др.
https://vk.com/video_ext.php
Discourse markers
— это слова и
фразы, которые сигнализируют о наших намерениях и организуют высказывание.
Например:
-
now может
сигнализировать о смене темы -
anyway показывает,
что вы хотите вернуться к предыдущей теме -
on the other hand дает понять, что сейчас прозвучат
контр-аргументы
Реплики
участников разговора связаны друг с другом, например:
— John is getting fired.
— Who told you that?
that здесь
Backchannelling
В разговоре мы
активно даем понять собеседникам, что слушаем и следим за ходом беседы. Сюда входят разнообразные:
- Yeah
- Right
- Uh-huh
- Hm
- Really?
- No way
Overlapping
Overlapping – это реплики, накладывающиеся друг на друга. Один участник еще не
закончил свою мысль, а второй уже спешит что-то сказать. И это не какое-то
хамство и отсутствие воспитания, это совершенно естественная особенность устной
речи.
Slips
Даже носителям
языка в спонтанной речи свойственны slips – грамматические, лексические и
артикуляционные, например:
- Buyed вместо bought
-
Techer вместо teacher из-за влияния
следующего слова во фразе ‘the teacher said’
На всякий случай уточню,
что slips это не
ошибки, а, скорее оговорки, которые мы (чаще всего) замечаем и тут же
исправляем.
Syntactic blends
Syntactic blend – это смешение двух разных конструкций, которые
не встречаются вместе, в пределах одного предложения, например:
I’ve
been there… in 2010.
False starts and incomplete
utterances
На письме мы
обычно дотягиваем до точки, а вот в речи иногда бросаем начатое высказывание на
полпути. Например, потому, что
придумали более точный способ выразить свою мысль. Или просто передумали
что-либо говорить.
Self-monitoring and repair
И в разговоре,
и в монологе мы постоянно отслеживаем, что происходит: что мы говорим, и как на
это реагируют собеседники. Если нужно, по ходу дела исправляем себя, перефразируем
сказанное, делаем паузу, замедляем темп речи и др.
Pause
fillers
Pause fillers – это заполнители пауз. Например:
- um
- erm
- like
- you know
- I mean
…которые создают
впечатление непрерывного потока, то есть беглости речи / fluency, и дают
немного времени сформулировать мысль.
Подробнее о
заполнителях пауз – здесь, а о беглости речи – здесь.
Vague expressions
Слова и
выражения вроде:
- or something
- stuff like that
- and stuff
- kinda, sorta
- that kind of thing
…представляют
собой vague language и часто используются в речи, чтобы
избежать однозначности и прямолинейности.
Repeats and hesitations
Повторы вроде It’s.. it’s… — это способ выиграть немного времени, чтобы подобрать
нужные слова и сформулировать мысль.
Конечно, все хорошо в меру,
а repeats в каждой реплике будут только раздражать
слушателей.
Теперь давайте
посмотрим на другие особенности устной речи, а именно особенности грамматики,
лексики и произношения.
Лексические, морфологические и синтаксические особенности
Далее мы приведем описание разговорного стиля через ряд характеристик.
Сфера применения — непринужденное общение, противопоставление литературной книжной речи. Форма — устная.
Специфика:
- Спонтанность и неподготовленность.
- Сопровождается жестикуляцией, мимикой, различной интонацией.
- Неструктурированность.
- Осуществляется в основном в форме диалога.
Функции:
- коммуникативность;
- экспрессивность;
- репрезентативность;
- аппелятивность;
- эстетичность.
Фонетика: динамическая неустойчивость: изменение или потеря ударений, смена слогов, разнообразный темп.
Морфологический разбор:
- смысловая нагрузка превалирует над грамматикой;
- слова без форм, то есть частицы, междометия;
- слова-реакции («в этом-то и дело», «и что с того» и т.п.);
- оценочные предикативы («ужас», «ничего так», «сойдет» и т.п.);
- специфическая форма обращения («па», «ма» и т.д.);
- разные виды окончаний («чайку»);
- нет изменений числительных и имен собственных;
- специфический суффикс –ану- («хватануть»);
- активация местоимения;
- минимальное наличие пассивных конструкций, деепричастных оборотов, действительных страдательных причастий настоящего времени.
Синтаксическая характеристика:
Наличие контекстуальных высказываний («и он тоже»).
Не всегда весь смысл отражается в словах.
Вместо сложных конструкций с союзными соединениями используются конситуативные выражения без союзов («Я дал ему сотку
На столе лежит»).
Мало сочинительных и подчинительных союзов, превалирует союз «и».
Специфическая связь слов в пределах одного предложения («Надо идти, дел полно, пока»).
Инверсия — то есть самое важное чаще всего говорится в начале.
Наличие незамещенной позиции, сигналами которой являются:
- личная форма глагола;
- предикативность сказуемого («Подать?»);
- существительное, выступающее в роли подлежащего;
- числительные («дайте два»).
Лексическая характеристика:
- Свободное и ничем не ограниченное сочетание слов.
- Частое употребление оценочных выражений и слов, понятных только по контексту («он не очень»).
- Перифразы («у него нет, чем писать»).
Когда человек высказывает свою точку зрения, это его личный выбор. Можно дать возможность собеседнику выразить свое мнение, тогда это будет монолог. Или можно ответить, тогда разговор станет диалогом.
Какие еще выделяют жанры разговорного стиля помимо диалога.
Диспут, дискуссия. Участники обмениваются мнениями, чтобы выяснить правду или принять верное решение. Каждый приводит свое мнение.
Спор. Здесь опровергается чужое мнение и отстаивается собственное.
Рассказ. В рассказе преобладает монолог. Смысл в том, чтобы передать целостность всей информации, которую доносит человек.
История. Здесь не только передаются сведения о каких-то произошедших событиях, но также и делается вывод.
Письмо. Письмо в рамках речевого общения составляется простым искренним языком, который встречается у близких и друзей. Здесь раскрываются мысли и чувства, оформленные в письме. Характерна непринужденность и легкость. Также всегда есть приветствие и прощание.
Записка. Отличается от письма тем, что записка актуальна при аналогичных обстоятельствах. Ее содержание краткое, состоящее из нескольких слов.
Дневник. Это тексты в стиле разговорной речи. Адресат — второе Я человека, которому автор выражает свои мысли и чувства. Часто бывают и риторические вопросы, водные слова, междометия. Также дневник может содержать перечисление действий автора, его планы, анализ, развитие хода мыслей.
Функции речи в психологии
Речь – это уникальное человеческое явление, которое играет важную роль в психологии, исследовании развития личности, общении и восприятии окружающего мира. Функции речи представляют собой комплексное явление, которое оказывает влияние на психологические процессы и взаимодействие между людьми. В этом информативном тексте мы рассмотрим ключевые аспекты функций речи в психологии:
- Коммуникативная функция: Речь является важным инструментом коммуникации между людьми. С помощью слов и языка мы обмениваемся информацией, идеями, чувствами и мыслями. Коммуникативная функция речи позволяет нам выражать свои потребности, устанавливать контакты с окружающими и строить социальные отношения.
- Когнитивная функция: Речь играет важную роль в познавательных процессах человека. Она помогает организовывать информацию, анализировать и делать выводы. Способность к абстрактному мышлению и рефлексии частично зависит от нашей способности использовать речь для формулировки и обмена идеями.
- Эмоциональная функция: Слова и интонации могут передавать эмоции и чувства. Эта функция речи позволяет нам выразить радость, гнев, страх или сострадание. Эмоциональная окраска речи является важным элементом общения и межличностных отношений.
Фотограф: Thought Catalog
- Регулятивная функция: Речь способствует регулированию поведения. Слова могут использоваться для указания на задачи, предостережения от опасности, а также для координации действий в группе. Эта функция речи особенно важна в контексте образования и социальной адаптации.
- Символическая функция: Речь позволяет нам создавать и использовать символы и знаки для представления мира и идей. Способность к символизации через язык открывает двери к развитию культуры, науки и искусства.
- Саморегулятивная функция: Речь может быть внутренним диалогом, который помогает человеку регулировать свои мысли, эмоции и поведение. Внутренний монолог помогает нам принимать решения, анализировать ситуации и контролировать себя.
- Социализационная функция: Язык и речь играют важную роль в процессе социализации и вхождения индивида в общество. С помощью языка передаются нормы, ценности, обычаи и культурные особенности.
Функции речи в психологии являются ключевым аспектом изучения человеческого развития, понимания межличностных отношений, а также решения психологических проблем. Речь – это не просто средство общения, но и сложный механизм, который отражает множество аспектов человеческой натуры и способности к адаптации к разнообразным условиям жизни.
Письменная и устная речь
Из перечисленных видов речевой деятельности два первых относятся к устной речи, два последних – к письменной.
Устная речь имеет ряд особенностей. Если говорить кратко, она спонтанна, отличается упрощенным синтаксисом, богатством невербальных (несловесных) средств выразительности: мимика, жесты, тембр голоса и проч.
Говорящий видит адресата речи и ориентируется по его реакции, подстраивая речь под собеседника.
Из устных жанров беседа отличается большей непринужденностью и спонтанностью по сравнению с лекцией, например. Но любой устный жанр создается и тотчас воспринимается. Он не живет долго.
Если надо, чтобы текст был доступен на протяжении долгого времени, его записывают. В этом случае мы имеем дело уже с письменной речью.
Письменная речь отличается большей обдуманностью. Она может многократно корректироваться в процессе создания. Но пишущий не видит своего адресата и не может определить, насколько его речь понятна. Он не может дополнить высказывание мимикой или телодвижением. Поэтому пишущий стремится выражать свои мысли предельно понятно.
Сравнительная таблица на тему «Устная и письменная речь»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сравнительная таблица устной и письменной речи
Вербальное общение при помощи языковых средств, которые воспринимаются на слух.
Фиксация устной речи с целью ее сохранения в пространстве и времени.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Выражена буквами (графическое изображение)
Грамматические и лексические особенности
Наблюдаются повторы, неполные, простые предложения.
Четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции.
Использование несловестных средств общения (жестикуляция, мимика, интонация, изменение позы)
Особое значение приобретает строгий отбор лексических и грамматических средств
Нормативный аспект. Предъявляемые требования.
Прежде всего – орфоэпические нормы (ударение, произношение)
Прежде всего – орфографические и пунктуационные нормы.
Адресация и возможность восприятия
Конкретная, реже абстрактная. Непосредственная (через звучащее слово). Воспринимается сразу – одновременно с процессом говорения.
Абстрактная, реже конкретная. Опосредственная (через систему графики и орфографии). Может быть осмысленна при многократном обращении к тексту.
Разговорный, литературно — разговорный.
Говорение и аудирование.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Похожие материалы
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из 5269354 материала.
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Слушание
Слушание, или аудирование – еще один из основных видов речевой деятельности. Он предполагает внимательное восприятие речи другого человека на слух. Это требует значительной сосредоточенности.
Во многих пословицах отразилось уважительное отношение к слушанию: «Слово – серебро, молчание – золото», «У человека один рот и два уха, значит он должен вдвое больше слушать, чем говорить» и т.д.
Слушание используется во многих ситуациях:
- студенты или школьники слушают преподавателя;
- друг слушает рассуждения своего друга;
- люди, пришедшие на митинг, слушают выступление оратора и тому подобное.
Письменная речь
В устной речи слова строго следуют одно за другим. Когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. Устная речь представлена в восприятии слушающего лишь весьма коротким своим участком. В письменной же речи вся она целиком представлена в восприятии или же может быть представлена в ней сравнительно малыми усилиями.
Если представить, что роман какого-нибудь писателя это одно устное сообщение, то мы в любой момент можем вернуться в начало романа, чтобы посмотреть, например, как зовут того или иного героя, можем даже заглянуть в конец этого «сообщения», чтобы посмотреть чем оно закончилось. Исключением, быть может, лишь то, когда читаем роман в нескольких частях, а на руках имеем лишь одну из частей.
Эта особенность письменной речи создает определенные преимущества перед устной. В том числе она позволяет излагать очень сложные для восприятия темы для плохо подготовленного слушателя.
Письменная речь удобна и для пишущего: можно откорректировать написанное, четко структурировать текст, не боясь забыть того, что было уже сказано, можно подумать над эстетикой письменного сообщения и тем, как слово будет понять читающим, какой след оно оставит в его сердце.
С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, грамотности.
Колоссальную разницу между устной и письменной речи можно увидеть в следующем простом эксперименте. Возьмите диктофон и запишите свою речь и речь своих знакомых в повседневной деятельности. Потом изложите запись на бумаге. Мелкие огрехи, простительные и незаметные в устной речи, на бумаге выглядят как «большие и ужасные». Скорее всего, вам бросится в глаза, что вы сами и ваши знакомые говорят короткими, отрывочными фразами, постоянно сбиваются, меняют направление мысли, часто повторяются, используют слова-паразиты, ошибаются в лексике и т.п.
Интересно, что подавляющее большинство киногероев разговаривает значительно более складно, чем обычные люди в реальной жизни. Они говорят «как по-писаному», потому что их устная речь и есть на самом деле повторение письменной речи сценариста. При этом следует учесть, конечно, что вербальный интеллект большинства сценаристов выше среднего.
Письменная речь сложнее еще и тем, что в ней нельзя использовать интонации и сопровождающие жесты (мимику, пантомимику). Для многих людей, имеющих маленький опыт письменной речи, это сущая проблема — как передать свои чувства, свое отношение к тому, о чем говорится, как «голым словом» склонить читающего к нужному действию.
Говорение
Устной речи, как уже было сказано, свойственны такие характеристики, как спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис.
Однако в зависимости от жанра они могут проявляться в большей или меньшей степени.
Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой неподготовленный текст, который рождается непосредственно в процессе говорения. Но, допустим, лекция профессора в университете также является говорением, но она обычно подготавливается заранее, эмоциональность ее ниже, чем у дружеской беседы, а разговорный стиль ей не свойственен – обычно лекции создаются в научном стиле.
Ситуации использования говорения:
- разговор;
- лекция;
- выступление на собрании;
- пересказ текста учеником и т.д.
Чтение
Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения.
Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы.
Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.
Обычно выделяют три вида чтения:
- ознакомительное;
- поисковое;
- изучающее.
В первом случае читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.
Во втором – просматривает текст с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста.
Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.
Небрежное, невнимательное чтение, конечно, бывает, но не является одним из видов чтения, так как оно не приводит к выполнению коммуникативной задачи – восприятию текста.
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 7,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 8,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 15,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 9,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Страница 6,
Климанова, Рабочая тетрадь
Страница 7,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 145,
Полякова, Учебник
2 класс
Упражнение 8,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 9,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 10,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 1,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 2,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 7,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 179,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 93,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 191,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 230,
Полякова, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 2,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 3,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 26,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 120,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 13,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 79,
Полякова, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 2,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 26,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 112,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 36,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 125,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 254,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 7,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 7,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 196,
Полякова, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 254,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 492,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 558,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 685,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 2,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 15,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 371,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 5,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 141,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 59,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 305,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 11,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 12,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 13,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 8,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 9,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 10,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 3,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 6,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 12,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 13,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 14,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 16,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
8 класс
Упражнение 237,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 382,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 410,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 2,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 3,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Особенности устной речи для адресата
В зависимости от темперамента человек говорит быстро, медленно или в среднем темпе.
Темп речи может меняться и зависеть от эмоционального состояния говорящего.
Психологи утверждают, что особенно трудно воспринимается медленная речь, хотя иногда только такая речь может способствовать выполнению поставленной задаче как слушателя, так и говорящего. В то же время есть такие ситуации общения, когда необходим быстрый темп речи, например в работе дикторов.
Тембр речи (разница звуковых колебаний, которая помогает отличить один звук от другого) также характеризует устную речь.
Различный тембр речи может по-разному быть воспринят слушателями. Так, очень высокий, визгливый голос скорее вызовет неприятную реакцию слушателей.
Громкость голоса также влияет на восприятие слушателя и регулируется различными ситуациями..
Интонация (повышение или понижение тона) — еще одна характеристика устной речи.
С помощью интонации человеку удается передавать малейшие оттенки чувств. Невыразительная интонация может затруднить восприятие и общение. Звуковые характеристики устной речи дополняются жестами и мимикой, что делает устную речь более выразительной.
В зависимости от разнообразных ситуаций общения устная речь бывает подготовленной и неподготовленной. В отличие от дружеской беседы, доклад, выступление, ответ на уроке требуют от автора серьезной продуманной подготовки.
Для неподготовленной устной речи характерны: повтор мысли, слов, прерывистость, речевые ошибки, непоследовательность изложения и т.п.
Подготовленная устная речь более стройна и логична по композиции, возможность появления в ней стилистических и речевых ошибок значительно меньше.