Педагогика как наука

Педагогика: основы дидактики

Фактические, гипотетические и эмпирические знания

Знания могут быть разделены на несколько категорий в зависимости от их характера и источника. Фактические знания основаны на наблюдениях и описывают факты или события, которые считаются верными и проверенными. Они могут быть общепринятыми и доступными для всех, такие как исторические события или математические принципы.

Гипотетические знания представляют собой предположения о возможных результатах или объяснениях, которые ещё не были доказаны или проверены полностью. Они являются основой для проведения экспериментов и исследований, которые могут подтвердить или опровергнуть эти предположения. Гипотезы используются в различных научных областях и помогают расширить наши знания и понимание мира.

Эмпирические знания основаны на опыте и наблюдениях, сделанных людьми. Они могут быть получены путём долгосрочного наблюдения, анализа данных или повторяемости определённых ситуаций. Эти знания могут быть связаны с практическими навыками, такими как вождение автомобиля или варка пищи, а также с научными исследованиями и развитием новых технологий.

  • Фактические знания основаны на проверенных источниках и являются общепринятыми.
  • Гипотетические знания являются предположениями, которые требуют проверки и исследования.
  • Эмпирические знания основаны на опыте и наблюдениях людей.

В образовании все три типа знаний играют важную роль. Фактические знания помогают студентам освоить основы различных предметов и строить на них дальнейший учебный процесс. Гипотетические знания позволяют студентам развивать критическое мышление, задавать вопросы и искать ответы, а также участвовать в исследовательской деятельности. Эмпирические знания помогают студентам научиться применять свои знания на практике и развивать практические навыки.

Понятие знания в педагогике

Знание является одним из основных понятий в педагогике. Оно представляет собой умение узнавать и понимать мир, а также усваивать и запоминать информацию.

Знания можно разделить на две основные категории: теоретические и практические. Теоретические знания основаны на информации, полученной из учебников, лекций и других источников. Они помогают учащимся понять и объяснить различные явления и законы. Практические знания, в свою очередь, связаны с применением теоретических знаний в реальной жизни.

Одной из основных задач педагогики является передача знаний. Это происходит через такие методы, как объяснение, демонстрация, примеры из практики и обратная связь. Целью педагогики является не только передача знаний, но и развитие у учащихся навыков самообразования и критического мышления.

Успех в обучении зависит от того, насколько эффективно учитель сможет стимулировать интерес и мотивацию учащихся к обучению. Здесь важную роль играют такие аспекты, как методы преподавания, качество учебного материала и возможность индивидуального развития каждого ученика.

Оценка знаний является неотъемлемой частью педагогического процесса. Педагоги используют различные методы и инструменты для оценки уровня знаний учащихся, такие как тесты, контрольные работы и устные экзамены.

Знания имеют огромное значение не только в учебном процессе, но и в жизни в целом. Они помогают нам развиваться, принимать информированные решения и успешно адаптироваться к меняющемуся миру.

Какие существуют виды знаний

Знания могут быть:

  • Житейскими;
  • Донаучными;
  • Художественными;
  • Научными (эмпирическими и теоретическими).

Качественные характеристики знаний:

  • Системность;
  • Обобщенность;
  • Гибкость;
  • Действенность;
  • Осознанность;
  • Прочность;
  • Полнота.

В процессе обучения знания зависят от:

  • Достигнутого уровня познания явлений;
  • Целей обучения;
  • Имеющегося запаса знаний;
  • Индивидуальных особенностей школьников;
  • Уровня интеллектуального развития;
  • Адекватности усваиваемых знаний возрастным особенностям ребенка.

Первоначально ребенок знания осмысливает и воспроизводит, потом – понимает, после чего применяет знания в знакомых и новых условиях среды. Процесс усвоения знаний может происходить на различных уровнях: репродуктивном и продуктивном. На репродуктивном уровне учебный материал воспроизводится по образцам либо по инструкциям. На продуктивном же уровне происходит поиск новых знаний либо нестандартных методов действий.

Материалы смежных наук

Материалы смежных наук вполне можно причислить к педагогическим источникам, поскольку они тоже исследуют проблемы воспитания, хотя и со своих позиций. В частности, невозможно разрабатывать вопросы нравственного воспитания в педагогическом аспекте без знания этики, изучать развитие детей без владения возрастной и педагогической психологией, народную педагогику — не зная этнографии.
Мы уже говорили об антропологических науках, по К.Д. Ушинскому, и смежных с педагогикой науках. Именно о них и идет речь как о источниках педагогики.
Для расширения базы источников педагогика обращается к ряду вспомогательных научных дисциплин: к педагогической библиографий, хронологии, языкознанию, археографии, эмблематике, фалеристике, а также эдиционной технике.

Значение знания в педагогике

В педагогике знания имеют несколько значений:

1. Как содержание образования. Знания представляют собой информацию, факты и концепции, которые передаются учащимся в школе и вузе. Обучение базируется на передаче и усвоении знаний, которые помогают студентам понять мир вокруг них и развиваться как личности.
2. Как результат обучения. Знания являются целью обучения. Учащиеся получают знания, чтобы стать квалифицированными специалистами в своих областях или развить свои компетенции для успешного участия в обществе. Результатом образования является закрепление знаний в памяти и их применение в практической деятельности.
3. Как средство развития. Знания помогают развивать учащихся, расширять их кругозор и мышление. Они помогают понимать причинно-следственные связи, анализировать информацию, принимать обоснованные решения и решать проблемы. Знания обогащают личность и способствуют ее полноценному развитию.

Все эти значения знаний в педагогике взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, знания являются содержанием образования, с другой стороны, они являются целью обучения и средством развития. Все это позволяет педагогам создавать условия для эффективного обучения, формирования учебных компетенций и развития учащихся как личностей.

Вещественные

Вещественные источники — это предметы и вещи человека, которого изучают; они могут быть изготовлены им самим или просто он ими пользуется; это — учебные принадлежности, вещи школьника, модели, макеты, приборы и другие поделки, рисунки и предметы. Вещественные источники представляют собой дополнительный материал: анализируя его, исследователь может добыть ценные сведения и факты об изучаемом человеке или педагогическом явлении, например, об увлечениях, профессиональной ориентации, художественных способностях школьника.
Народная педагогика является богатым источником. Народные традиции, обычаи, обряды, фольклор взрослых и детей, народные праздники, игры и игрушки, песни, танцы, шутки, прибаутки, считалки, дразнилки, народные приметы, поверья по разному случаю, предания и сказы на разные темы, трудовые и другие отношения в семье и обществе представляют собой кладезь народной педагогической мудрости. Все это передается от поколения к поколению, обогащается новым опытом. Обращение исследователя к народной педагогике дает ему возможность черпать материал из сокровищницы богатого опыта воспитания молодежи настоящего времени и прошлых эпох. Более подробно этот вопрос рассматривается в отдельной теме.
Произведения искусства также следует рассматривать как педагогический источник. Конечно, они в первую очередь представляют собой художественную ценность. Но ведь они, кроме того, имеют содержательную сторону, а содержание можно рассматривать и с позиции педагогики. К примеру, такие художественные полотна, как «Устный счет» Н.П. Богданова-Бельского, «Опять двойка» Ф.П. Решетникова, «Прибыл на каникулы» (его же) и т.п. непосредственно отражают разные случаи из жизни детей и школьников, прямо связанные с их учебной деятельностью. Можно сослаться на аналогичные примеры из других жанров искусства: музыки, театра, балета, художественного кино, в которых отображены события, касающиеся явлений воспитания. И уж совершенно бесспорно, что искусство само является могучим средством эстетического воспитания, воспитания гуманизма, а следовательно, и бесценным педагогическим источником.

Методы развития ЗУН у студентов

Для развития ЗУН у студентов применяются различные методы, которые помогают им усвоить знания, развить навыки и формировать правильные ценности. Вот некоторые из них:

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения активно вовлекают студентов в учебный процесс. Это может быть групповая работа, дискуссии, ролевые игры, проектная деятельность и т.д. Такие методы позволяют студентам общаться, сотрудничать, анализировать и применять полученные знания на практике.

Практические занятия и тренинги

Практические занятия и тренинги позволяют студентам непосредственно применять свои знания и навыки на практике. Это могут быть симуляции, ролевые игры, практические задания и т.д. Такие занятия помогают студентам развить практическую грамотность и уверенность в своих силах.

Использование современных технологий

Современные технологии, такие как компьютерные программы, интерактивные доски, онлайн-курсы и т.д., могут быть эффективным инструментом для развития ЗУН у студентов. Они позволяют студентам получать доступ к информации, проводить исследования, развивать навыки работы с технологиями и применять их в учебных и практических заданиях.

Проектная деятельность

Проектная деятельность предоставляет студентам возможность самостоятельно планировать, организовывать и выполнять проекты. Это может быть создание исследовательской работы, разработка бизнес-плана, организация мероприятия и т.д. Такие проекты помогают студентам развить навыки работы в команде, креативное мышление и применение полученных знаний в реальной жизни.

Рефлексия и самооценка

Рефлексия и самооценка являются важными методами развития ЗУН у студентов. Они позволяют студентам анализировать свои действия, оценивать свои достижения и ошибки, а также планировать свое дальнейшее развитие. Регулярная рефлексия и самооценка помогают студентам осознать свои сильные и слабые стороны, а также принять меры для их улучшения.

Это лишь некоторые из методов, которые могут быть использованы для развития ЗУН у студентов

Важно выбирать методы, которые наиболее эффективно соответствуют целям обучения и потребностям студентов

Роль знаний в образовании

Знания являются основным инструментом в процессе образования. Они не только помогают усваивать новую информацию, но и формируют основу для развития интеллектуальных и практических навыков у учащихся.

Роль знаний в образовании может быть разделена на несколько аспектов:

  • Усвоение информации: Знания позволяют учащимся усваивать и запоминать информацию. Они представляют собой базу, на которой строится дальнейшее образование.
  • Развитие мышления: Знания способствуют развитию умения анализировать, синтезировать и оценивать информацию. Они помогают учащимся развивать логическое мышление, критическое мышление и творческое мышление.
  • Формирование компетенций: Знания являются неотъемлемой частью формирования компетенций у учащихся. Они позволяют развивать учебные, социальные, коммуникативные и профессиональные навыки.
  • Подготовка к будущей профессии: Знания, полученные в процессе образования, играют важную роль в подготовке учащихся к будущей профессии. Они обеспечивают базовые знания и навыки, необходимые для успешной работы в конкретной сфере деятельности.

Таким образом, знания являются неотъемлемой частью образования и играют ключевую роль в развитии учащихся. Они помогают усваивать информацию, развивать мышление, формировать компетенции и подготавливать к будущей профессии

Поэтому важно создавать условия для эффективного усвоения знаний и их последующего использования в практической деятельности

учение I

В Викиданных есть лексема учение (L173874).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. уче́ние уче́ния
Р. уче́ния уче́ний
Д. уче́нию уче́ниям
В. уче́ние уче́ния
Тв. уче́нием уче́ниями
Пр. уче́нии уче́ниях

у·че́-ни·е (дореформ. уче́ніе)

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Производное: ??.

Корень: -уч-; суффикс: -ениj; окончание: [].

Семантические свойства

Значение

  1. действие по значению гл. ; деятельность учителя ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. результат такого действия ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. действие по значению гл. ; деятельность ученика в овладении знаниями, умениями и навыками; учёба ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. результат такого действия ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. обучение; устар., поэт. и разг.: обученье, ученье
  2. научение; устар., поэт. и разг.: ученье, наученье
  3. учёба; устар., поэт. и разг.: ученье; сленг и разг., сниж.: учёбля
  4. научение; устар., поэт. и разг.: ученье, наученье

Антонимы

  1. ненаучение; устар., поэт. и разг.: ненаученье
  2. ненаучение; устар., поэт. и разг.: ненаученье
  3. неучение; устар., поэт. и разг.: неученье
  4. ненаучение; устар., поэт. и разг.: ненаученье

Гипонимы

  1. ?
  2. ?
  3. ?
  4. ?

Родственные слова

Ближайшее родство
  • уменьш.-ласк. формы: ученьице
  • прилагательные: учебный
  • глаголы: учить, учиться
Список всех слов с корнем уч-/ук-
  • существительные: учащийся, учебник, учебничек, учёба, учёбля, учёная, учёный, ученик, ученица, ученичество, ученичок, учёность, учение, ученье, училище, учитель, учительница, учительская, учительство, учительша; выученик, выученица, выучивание, выучиванье, выучка, заучивание, заучиванье, изучение, изученье, изученность, наука, научность, неук, неуч, неучёность, необучаемость, недоучка, непоучительность, обучаемость, обучение, обученье, переучивание, переучиванье, переучка, переобучение, переобученье, поучение, поученье, поучительность, приучение, приученье, разучивание, разучиванье, соученик, соученица
  • прилагательные: учебный, ученический, училищный, учительный; выученный, заученный, изученный, научный, ненаучный, псевдонаучный, квазинаучный, поучительный
  • глаголы: учить, учиться; учительствовать; выучить, выучиться, выучивать, выучиваться, доучить, доучиться, доучивать, доучиваться, заучить, заучиться, заучивать, заучиваться, заучать, изучить, изучиться, научать, научаться, научить, научиться, обучать, обучаться, обучить, обучиться, отучать, отучаться, отучить, отучиться, отучивать, отучиваться, переучить, переучиться, переучивать, переучиваться, переобучать, переобучаться, переобучить, переобучиться, поучать, поучаться, поучить, поучиться, поучивать, поучать, поучаться, подучить, подучиться, подучивать, подучиваться, приучать, приучаться, приучить, приучиться, проучить, проучиться, проучивать, разучить, разучиться, разучивать, разучиваться
  • наречия: учёно; ученически, учительно, учительски; научно, ненаучно, по-учительски, поучительно

Этимология

Суффиксное производное от глагола учить, далее от праслав. *učiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. , др.-русск. укъ «учение», ст.-слав. , ѹчѫ (др.-греч., греч. διδάσκειν), русск. , укр. учи́ти, белор. , наву́ка, болг.  «учу», сербохорв. у̀чити, у̀чи̑м, словенск. učíti (-ím), чешск. , словацк. , польск. , uczę, в.-луж. wučić, н.-луж. hucyś; связано чередованием гласных с *vyknǫti (см. вы́кнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukìnti, jaukinù «приучать, укрощать», jaũkas «манок, приманка», jaukùs «смирный, ручной», др.-инд. úсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», ṓkаs «удовольствие, удовлетворение», армянск. ուսանիմ (usanim) «учусь, приучаюсь», готск.  (biūhts) «привычный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Перевод

действие по значению гл. учить; деятельность учителя
  • en: studies, apprenticeship; instruction
  • fr: études, apprentissage
результат такого действия
действие по значению гл. учиться; деятельность ученика в овладении знаниями, умениями и навыками; учёба
результат такого действия
  • Даль В. И. Учи́ть // Толковый словарь живого великорусского языка. — 2-е изд. — М.—СПб., 1880—1882.
  • Даль В. И. Учи́ть // Толковый словарь живого великорусского языка / Под ред. И. А. Бодуэна-де-Куртенэ. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Товарищество М. О. Вольф, 1903—1909.

Роль способностей в процессе формирования ЗУН

Формирование знаний умений и навыков осуществляется с учетом способностей ученика или студента. Это отличительная особенность человека, которая является врожденной, а не приобретенной

Очень важно их своевременно определить, а затем развивать в течение всей жизни. Это позволит человеку освоить большое количество информации, получить хорошее образование, и достичь значительных успехов

Имеющие определенные задатки люди с легкостью осваивают различные науки или виды деятельности.

Так, например, знания гораздо легче усваиваются учеником, способным быстро воспринимать информацию. Он с легкостью связывает полученные данные с ранее приобретенным багажом. В результате из ученика из студента получается квалифицированный специалист, делающий успехи в той или иной сфере.

Умения гораздо легче возникают в том случае, если ученики способны осуществить адаптацию приобретенных знаний, найти им применение на практике.

Что касается навыков, то их возникновение обычно связывают со способностью реализовывать знания и применять приобретенные умения в различных сферах.

Теоретические и практические знания

Теоретические знания играют важную роль в образовании, так как позволяют студентам понять и объяснить явления и процессы, происходящие в окружающем мире. Они помогают формировать критическое мышление и аналитические навыки, развивают способность к рациональному мышлению и принятию информированных решений.

Практические знания — это знания, полученные из опыта и практической деятельности. Они относятся к конкретным навыкам, умениям и процедурам, которые применяются в различных сферах деятельности. Практические знания основываются на конкретных ситуациях и примерах, их целью является применение полученной информации в реальной жизни.

Важно понимать, что теоретические и практические знания взаимосвязаны и взаимозависимы. Теоретические знания помогают понять и объяснить практические аспекты деятельности, а практические знания позволяют применять теоретические знания на практике и развивать навыки и умения

В образовании важно сочетание теоретических и практических знаний. Учащиеся должны не только учиться теории, но и иметь возможность применять полученные знания на практике

Только такой подход позволит им развить не только когнитивные способности, но и умение решать реальные проблемы и применять знания в различных сферах деятельности.

Важно подчеркнуть, что теоретические и практические знания являются важными компонентами образования и взаимодополняют друг друга, способствуя глубокому и всестороннему развитию учащихся

Различные типы знаний и их важность в образовательном процессе

Знания играют ключевую роль в образовательном процессе, так как позволяют учащимся понять и осмыслить мир вокруг себя

Знания делятся на различные типы, каждый из которых имеет свою важность и роль в формировании образования

1. Фактические знания

Фактические знания отражают информацию о конкретных фактах, событиях или сведениях. Они могут быть выражены числами, датами, именами, фактами из истории, географии, науки и т.д. Фактические знания являются основой для понимания более сложных концепций и принятия решений в различных областях знаний.

2. Процедурные знания

Процедурные знания связаны с умением выполнять определенные действия или процессы. Они описывают последовательность шагов или методы для достижения определенной цели. Процедурные знания важны в практическом применении и позволяют развивать умения, навыки и потенциал учащихся.

3. Концептуальные знания

Концептуальные знания представляют собой основные понятия, идеи или категории, которые связывают различные факты и процессы. Они помогают организовать и структурировать информацию, а также понять глубинные закономерности и взаимосвязи в изучаемой области знаний.

4. Метакогнитивные знания

Метакогнитивные знания отражают осознанность учащихся о своих собственных мыслительных процессах и стратегиях обучения. Они позволяют учащимся контролировать и регулировать свое мышление, понимание и учебную деятельность. Метакогнитивные знания способствуют развитию саморефлексии, самостоятельности и самоконтроля.

5. Социальные и эмоциональные знания

Социальные и эмоциональные знания относятся к пониманию себя и других людей, социальных норм и ценностей, коммуникации и общественной сфере. Они помогают учащимся развить эмоциональный интеллект, умение общаться и сотрудничать с другими людьми, а также решать конфликты и взаимодействовать в социальном окружении.

6. Критические знания

Критические знания направлены на развитие способности анализировать, оценивать и критически мыслить. Они позволяют учащимся осознать различные точки зрения, аргументировать свои убеждения и принимать информированные решения. Критические знания важны для развития критического мышления и информационной грамотности.

Образовательный процесс должен быть направлен на формирование и развитие всех типов знаний, чтобы учащиеся могли полноценно функционировать в современном информационном обществе.

Основные принципы ЗУН

ЗУН, или знания, умения и навыки, являются основой образования и развития личности ученика. Они представляют собой комплексные понятия, которые включают в себя знания, умения и навыки в различных областях знания.

Основные принципы ЗУН включают:

Целостность

Целостность означает, что ЗУН должны быть развиты взаимосвязанно и взаимодополняюще. Знания, умения и навыки в различных областях должны быть интегрированы и применены в реальных ситуациях.

Системность

Системность подразумевает, что ЗУН должны быть организованы в логическую и структурированную систему. Они должны быть связаны между собой и строиться на основе принципов и закономерностей.

Преемственность

Преемственность означает, что ЗУН должны быть развиты постепенно и последовательно. Они должны строиться на основе уже имеющихся знаний, умений и навыков, а также быть связаны с предыдущими и последующими этапами образования.

Активность

Активность предполагает, что развитие ЗУН должно происходить через активное взаимодействие ученика с учебным материалом и окружающей средой. Ученик должен быть активным участником образовательного процесса и применять свои знания, умения и навыки на практике.

Контекстуальность

Контекстуальность означает, что ЗУН должны быть развиты с учетом конкретных условий и потребностей ученика. Они должны быть применимы в реальных жизненных ситуациях и иметь практическую ценность.

Все эти принципы взаимосвязаны и важны для успешного развития ЗУН ученика. Их соблюдение позволяет создать эффективную образовательную среду, способствующую формированию комплексных знаний, умений и навыков.

Определение знания в педагогике

Знание в педагогике определяется как процесс получения информации, ее усвоение и запоминание, а также умение применять полученные знания в практической деятельности.

Согласно педагогическому подходу, знание — это не просто совокупность фактов или информации, но и умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять полученные знания в различных ситуациях.

Важной составляющей знания является его осознанность и глубокое понимание. Знания должны быть не просто запомнены, но и поняты в контексте их применения

Педагоги стремятся сделать ученика активным субъектом обучения и развить в нем критическое мышление, чтобы он мог осознанно использовать полученные знания в своей деятельности и научиться учиться самостоятельно.

Также знания в педагогике часто рассматриваются в контексте социального взаимодействия и обмена информацией. Ученик приобретает знания не только от учителя, но и от своих сверстников, родителей и других участников образовательного процесса. Обмен знаниями и опытом позволяет учащимся более полно и глубоко усвоить и применить полученную информацию.

Основные аспекты понимания и приобретения знаний

Понимание знаний — это процесс осознания и восприятия информации, который позволяет человеку усваивать и использовать знания в своей деятельности. Мы можем разделить понимание на несколько основных аспектов:

Когнитивный аспект. Это аспект, связанный с познавательной деятельностью человека. Когнитивное понимание знаний предполагает способность анализировать, синтезировать и организовывать информацию, а также выделять важные и независимые элементы знания.

Эмоциональный аспект. Знания могут вызывать у нас различные эмоции, такие как удивление, интерес, радость или страх

Важно, чтобы человек имел эмоциональную связь с тем, что он изучает, так как это способствует легкому и глубокому усвоению знаний.

Социальный аспект. Знания часто приобретаются через общение и взаимодействие с другими людьми

Социальные аспекты понимания знаний включают в себя обмен мыслями, дискуссии и совместную деятельность, которые способствуют более глубокому пониманию и усвоению информации.

Практический аспект. Знания, усвоенные теоретически, должны быть применимыми на практике. Практическое понимание знаний включает в себя умение применять знания в реальных ситуациях и преобразовывать их в полезные навыки и умения.

В целом, понимание и приобретение знаний требует активного участия и взаимодействия человека с информацией, а также его готовности и мотивации для обучения. Эффективные стратегии обучения, такие как использование разнообразных методов и форм работы, адаптация к индивидуальным потребностям студентов и поддержка со стороны педагогов, способствуют развитию учеников как активных и независимых обучающихся.

Принципы деятельности

Накапливая факты, педагог-исследователь исходит из ряда принципов и критериев. Сначала охарактеризуем принципы:а) научная объективность, что означает беспристрастность к фактам, непредвзятость в их отборе и накоплении. Нельзя подбирать факты, исходя из того, нравится или не нравится какой-то факт, соответствует или не соответствует он рабочей гипотезе исследователя. Независимо от всего этого при отборе фактов исследователь должен быть объективным;б) всесторонность предполагает анализ фактов с точки зрения всех их связей и опосредствовании с разными педагогическими явлениями, выявление многообразной информации в педагогическом факте;в) соответствие источников содержанию и логике исследования. У исследователя, как правило, накапливается масса фактов. И он отбирает, систематизирует и организует их в соответствии с темой и принятой логикой анализа. Начинающие исследователи нередко накапливают факты, лишь бы их было побольше, мало сообразуясь с сутью исследуемой проблемы;г) историзм как принцип означает соотнесение того или иного факта (и источника) к конкретному историческому времени, к установлению даты его возникновения или создания. К примеру, анализируя план работы классного руководителя, прежде чем делать какие-то выводы, мы сначала установим, в какое календарное время он был составлен. Без установления этой даты нам будет трудно согласиться сегодня с теми делами, которые педагог намечал и проводил с учащимися класса, скажем, десять лет тому назад.

Характеристика умений и навыков

В зависимости от этапа и уровня сформированности выделяют четыре вида навыков и умений: 

  1. Начальные умения – первые попытки применить знания в деле, сознательно планируя его.
  2. Простые навыки – несложные приемы и действия, совершаемые без усилий (контроль в процессе).

Подвиды простых навыков: двигательные, сенсорные, умственные и смешанные.

  1. Сложные навыки – усвоенное комплексное автоматизированное действие, выполняемое без усилий, ошибок, в короткое время при несущественном напряжении сознания и обеспечивающее необходимую эффективность деятельности. 
  2. Сложные умения – комплексное действие, которое выполняется в любых условиях деятельности под особым контролем сознания. Это гибкое применение сформированного навыка в непрерывно изменяющихся условиях.

Умение — целенаправленное преобразование предмета или явления на основе знания о них. 

Примечание

В умении – действие планируется, выполняется и оценивается, в навыке – выполняется, а в процессе идет контроль сознания. 

Навык ‒ совершенное выполнение действия, как результат многократных упражнений при отсутствии направленного контроля сознания, за оптимальное время.

Русский ученый, Николай Александрович Бернштейн, создатель «физиологии активности», определил навык так:

«Активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения. Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок».

Он выделил два периода в построении любого навыка: установление и стабилизация.

Доктор психологических наук, профессор Лев Борисович Ительсон выдел несколько этапов формирования навыка. В связи с этим, интерес вызывает описание особенностей выполнения действия на каждом этапе:

ознакомительный (понимание цели, но не способов достижения; грубые ошибки при действии);
подготовительный (понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое выполнение: лишние движения, напряжение, сосредоточенность, плохой контроль);
стандартизующий (растет качество движений, внимание ‒ на результат, переход к мускульному контролю);
варьирующий (гибкое целесообразное выполнение действий; контроль на основе специальных сенсорных синтезов; интеллектуальные синтезы — интуиция).

Для того, чтобы сохранить сформированные навыки и умения, их следует постоянно реализовывать.

Знания: определение и значение

Знания представляют собой совокупность информации, фактов, понятий и навыков, которыми человек обладает и которые он может применять в своей деятельности. Они являются результатом усвоения информации и осознания ее смыслового содержания.

Знания играют важную роль в педагогике, так как они являются одним из основных целей образования. Целью педагогического процесса является передача знаний, их усвоение и применение учащимися.

Знания имеют большое значение для развития личности. Они помогают человеку понять и осознать мир вокруг себя, обеспечивают навыки анализа, критического мышления и принятия обоснованных решений.

Знания в педагогике можно классифицировать по различным критериям. Одним из основных критериев является классификация знаний по их видам:

  • Эмпирические знания — основаны на личном опыте и наблюдении;
  • Теоретические знания — основаны на научных теориях и концепциях;
  • Практические знания — связаны с применением знаний в реальной практике и умением решать практические задачи;
  • Этические знания — связаны с моральными нормами и ценностями;
  • Социокультурные знания — связаны с культурой, обществом и историей.

Знания также могут быть классифицированы по степени абстракции и сложности:

  1. Простые факты и информация;
  2. Общие понятия и законы;
  3. Теории и модели;
  4. Философия и метапознание.

Знания являются основой для дальнейшего образования и развития. Они помогают человеку адаптироваться к изменяющейся среде, учиться на своих ошибках и прогрессировать как индивидуум.

Практика

Практика как педагогический источник — массовый, постоянно обновляющийся и потому неисчерпаемый источник. А.С. Макаренко образно выразился, имея в виду эту сторону педагогических фактов, что воспитание происходит на каждом квадратном метре земли и ежеминутно. Это вечно живой, непрерывно возобновляемый родник педагогических фактов. Практика, с одной стороны, питает источниковую базу педагогической теории, с другой— является критерием для оценки этой теории. В педагогической практике сочетается утилитарное с теоретическим, конкретное с абстрактным. Одной из особенностей практики в использовании ее исследователем нужно признать то, что для анализа он неизбежно берет только часть, фрагмент живой практики, причем не всегда удачный, а иногда и нетипичный.
Чтобы использовать педагогическую практику и опыт как источник, факты практики необходимо зафиксировать: письменно, графически, с помощью электронно-технических средств и т.п. Затем предстоит их расшифровка для последующего анализа.

Статистика

Статистические источники содержат интересный материал по количественной характеристике явлений воспитания, развития личности, вопросов образования, например, о числе школ, учащихся, выпускников учебных заведений разных типов, учителей, о бюджете образования, количестве молодых специалистов, количественных показателях успеваемости и т.п.
Статистические источники дают обобщенный материал, помогая выявить в обезличенном виде общую картину и общую тенденцию развития какого-нибудь педагогического явления, например, уменьшения или увеличения числа первоклассников или выпускников школ в районе, области; развитие сети дошкольных учреждений и т.д. Но невозможно утверждать, что эта же количественная картина присуща любому отдельно взятому классу, школе, конкретному району и т.д. Количественные факты и количественный анализ дают основание для последующей качественной интерпретации педагогических явлений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: