Переход европы от античности к феодализму кратко

Всемирная история с древнейших времен до конца xviii в. 10 класс

§ 9. Европа феодальная

1. Раннее средневековье – зарождение феодальных отношений

Падение Западной Римской империи под ударом вторжения варваров привело к изменению социально-­экономической ситуации в образовавшихся германских королевствах. Основой экономики там было натуральное хозяйство, направленное на самообеспечение всем необходимым без рыночных отношений. Крестьяне в Западной Европе были организованы в сельские общины. Основным видом землепользования крестьян являлся аллод — ​индивидуально-­семейная земельная собственность. Аллод передавался по наследству, но во второй половине VI в. право распоряжаться им ­принадлежало общине. Затем аллод стал полностью частной собственностью — ​землю можно было завещать, подарить, продать.

Технология обработки земли была довольно примитивной и требовала наличия в хозяйстве большого количества рабочих рук. Поэтому крестьянские семьи предпочитали иметь много детей для более эффективного ведения сельского хозяйства. Однако затем отцу семейства приходилось делить землю между своими сыновьями, передавая ее по наследству. В итоге такие наследственные наделы оказывались слишком малы, семья уже не могла ни прокормиться, ни обеспечить выплату налогов королю. Поэтому со временем разорявшиеся крестьяне попадали сначала в поземельную, а затем и в личную зависимость от феодалов. Зависимые крестьяне за пользование землей должны были работать на господина, выполняя фео­дальные повинности (отрабатывая барщину), или платить натуральный оброк.

Кроме того, частые вой­ны и неурожаи, от которых страдали крестьяне, вынуждали их искать защиты у феодалов. Таким образом, получая поддержку от крупного земельного собственника, крестьяне становились поземельно или даже лично зависимыми от господина. Они теряли право собственности на свои наделы и не могли покидать эту землю, были вынуждены работать на ней. Происходило закрепощение, или прикрепление крестьян к земельным наделам. Так возникло крепостное право.В VIII в. во Франкском государстве произошли аграрные преобразования, в результате которых господствующей формой земельного владения стал бенефиций.

Бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние) — ​это земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование бенефициарию при условии несения службы (военной, административной, придворной). За невыполнение условий держателем бенефиция его могли лишить земельного владения. Также бенефиций возвращался собственнику или его наследникам в случае смерти держателя. Однако сын бенефициария мог получить отцовское земельное владение при условии несения службы и принесения отдельной клятвы верности собственнику земли.

Также в ходе развития поземельных отношений в среде высшего сословия в Западной Европе к VIII в. постепенно оформился господствующий тип земле­владения — ​вотчина. Под этим термином понимается владение землей с организацией хозяйственных работ и правами на зависимых крестьян. Часть этой земли в виде отдельных земельных владений собственник мог отдавать бенефициарию в качестве бенефиция для пожизненного владения либо крестьянам на время.

В IX–XI вв. в Западной Европе постепенно сформировался новый общественный строй, получивший название феодализм. Словом «феод» обозначали землю как наследственное владение, пожалованное за службу господином своему подчиненному. Такого господина называли «сеньор» (лат. senior — старший), а получателя земли — ​«вассал». Король был верховным сеньором, его называли «сюзерен». Феод как форма земельного владения являлся результатом эволюции системы бенефициев.

Триумф Людовика XIV

Самым ярким примером абсолютной власти монарха стал французский король – Людовик XIV, живший с 1638 по 1715 годы, которого в народе прозвали Король-Солнце.

Целью своей жизни Людовик считал отвоевание власти у феодалов, которые на тот момент времени представляли серьезную угрозу для французской короны. Чтобы обезопасить себя от заговоров знати Людовик 14 придумал специальный дворцовый этикет, занимавший все свободное время придворных короля.

Для начала Король-Солнце собрал у себя всех самых влиятельных феодалов Франции, а затем подчинил их жизнь строгому распорядку дня. Этикет при Людовике 14 закреплял за каждым из его придворных множество ролей: помогать королю одеваться, сопровождать его на охоте, соблюдать застольный церемониал.

Олицетворением власти Людовика 14 стала постройка грандиозной резиденции французских королей – Версаля. Этот огромный дворцово-парковый комплекс подчеркнул неоспоримую власть короля, стал на века символом роскоши, безупречного вкуса. Все вокруг, даже статуи в парке указывали на блеск и превосходство короля Людовика 14.

Это интересно! Современные историки подсчитали расходы Франции на строительство Версаля и соотнесли их с современными цифрами – сумма составила одну четвертую триллиона евро. В то время как король Франции и его резиденция превращались в живую легенду, население государства становилось все беднее и беднее. Пройдет совсем немного времени после смерти Короля-Солнца Людовика, как французский народ свергнет монархию, которая привела своих граждан к обнищанию.

Описание книги «Переходы от античности к феодализму»

Описание и краткое содержание «Переходы от античности к феодализму» читать бесплатно онлайн.

«Работа Андерсона и сегодня считается непревзойденной по ее основному замыслу и охвату – выявить политэкономические структуры Античности и проследить их конфликтную динамику от возникновения полисной общины через три имперских цикла (афинский, эллинистический, римский) через Темные века до начала Средневековья.

Под редакцией Д. Е. Фурмана.

Переходы от античности к феодализму

Политэкономия античного Запада

Вместо улично-студенческой политики, Андерсона более привлекал проект реконструкции аналитического потенциала марксизма, для чего требовалось восстановить линии интеллектуального развития, подавленные в межвоенный период марксистско-ленинской догматикой. Так были заново прочитаны Роза Люксембург, Антонио Грамши, Дьердь Лукач, Вальтер Беньямин, Франкфуртская школа и, конечно, знаменитые черновики самого Маркса.

Западный неомарксизм развивался в дебатах с европейской культурологией и политической философией, но особенно с неовеберианством, которое параллельно стремилось преодолеть собственную ортодоксию, установленную некогда мощной школой Талкотта Парсонса. К этому поколению историко-социологических аналитиков принадлежат, скажем, Антони Гидденс и Майкл Манн, начинавшие в лондонском кружке Эрнста Геллнера. В Западной Германии основным интеллектуальным контрпартнером Андерсона был и остается Юрген Хабермас, предпринявший обновленческий синтез немецкой философской традиции, восходящей к Гегелю. Во Франции такой фигурой стал в первую очередь Пьер Бурдье, один из друзей Андерсона, восстановивший и серьезно достроивший интеллектуальную традицию Дюркгейма и Мосса, а также Норберта Элиаса и Карла Маннгейма. В Америке к той же когорте принадлежат такие разные теоретики как Иммануил Валлерстайн, Чарльз Тилли, Рэндалл Коллинз, Ричард Лахманн, Джек Голдстоун и Теда Скочпол. Андерсон дал едва ли не главный побудительный толчок грандиозной работе итальянца Джованни Арриги, соединившего грамшианскую теорию гегемонии с экономическим циклизмом Шумпетера и мирсистемной перспективой Фернана Броделя. Наконец, будущий лауреат Нобелевской премии по экономике Дуглас Норт в своем исследовании исторических истоков роста экономики Запада внутренне полемизировал и отталкивался в значительной степени от неомарксистской интерпретации кризиса феодализма в ее наиболее полном варианте Перри Андерсона.

Спору нет, работа Андерсона оставляет в стороне множество сюжетов, позднее переместившихся в фокус исследовательского внимания: семиотику античной демократии, гендерные отношения и сексуальность, экологию, которую по новейшим реконструкциям римская экономика разорила не хуже современной. Андерсона интересовали совсем другие вопросы – характер политической власти в античности, факторы разделения римского наследия на западную и восточную ветви и причины социально-экономического динамизма феодального Запада.

Георгий Дерлугьян, профессор социологии Чикаго, октябрь 2007 г.

  • Предельно допустимые экологические нагрузки кратко

      

  • Реформирование бухгалтерского учета в россии кратко

      

  • Теория социокультурных суперсистем п сорокина кратко

      

  • Правление царевны софьи приход к власти петра i кратко

      

  • Гете идеи просвещения кратко

Образование первых национальных государств

Благодаря распространению политики абсолютизма в Англии и во Франции формируются централизованные национальные государства.

Централизованное государство – это страна, в которой существует сильная центральная власть (в этом случае короля), объединяющая вокруг себя все государственные территории.

Признаки централизованного государства:

  1. Формирование единого языка и единой культуры у всего народонаселения.
  2. Оформление у государства четкой границы, отделяющей территории данной страны от других стран.
  3. Преобладание на территории страны одной коренной национальности – народности, испокон веков проживающей на данной территории, объединенной общей историей, культурой с данным государством.
  4. Распространение на территориях всего государства единой религии.

Постепенно, по мере возвышения роли монархов Англии и Франции, в обществе уменьшалась власть церковных организаций. Без угрызений совести короли обеих стран присваивали себе церковное имущество, подчиняли своей власти церкви.

Переход от феодальной раздробленности к абсолютизму

В эпоху Средневековья все государства Европы были охвачены феодальной раздробленностью. Вместо некогда сильных, единых государств, каждая из стран разделилась на десятки и даже сотни мелких феодальных владений. Монархи практически утратили свою власть над народом, а каждый из феодалов превратился во всесильного властителя над своими владениями.

Множество бедствий пережила Европа из-за феодальной раздробленности:

  • Англия, Франция, Ирландия и другие государства непрерывно подвергались нападениям викингов;
  • местные феодалы постоянно враждовали друг с другом, вели междоусобные войны, которые уносили сотни и тысячи жизней местного населения;
  • экономика большинства стран Европы пришла в упадок, так как между феодальными владениями практически прекратилась торговля, отсутствовали хозяйственные связи.

Однако с завершением Средневековой эпохи феодальная раздробленность также уходит в прошлое, зарождается абсолютизм в Европе.

Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся полнота власти (экономической, политической и в некоторых случаях духовной) принадлежит одному высшему правителю — монарху.

Чтобы разобраться, чем абсолютная власть монарха отличается от ограниченной, сравним положение французских королей в период Средневековья (период феодальной раздробленности) и в период Нового времени (эпохи абсолютизма).

  1. Создание единой системы налогов в государстве.

В период феодальной раздробленности в странах Европы не существовало единой для всего населения системы налогов. В каждом из феодальных владений налоги выплачивались лично феодалу, в том размере, какой он считал нужным. Но с началом Нового времени монархи создают единую налоговую систему, общую для всего населения государства. Теперь жители городов выплачивали налоги в королевскую казну.

Запоминаем новые слова!

Казна- денежные средства и ценное имущество, принадлежащее государству.

  1. Формирование государственного аппарата.

Так как вся экономическая и политическая власть переходила в руки к монархам, им потребовались помощники (чиновники), которые исполняли бы приказы монарха на местах. Постепенно складывался единый государственный аппарат управления, который полностью подчинялся воле короля.

  1. Образование единой системы судебной власти.

В эпоху Средневековья суд осуществляли феодалы, властвующие в своих владениях; судебная власть монарха распространялась только на его личных землях, составлявших не более 5-15% от территорий государства. С наступлением эпохи абсолютизма короли обрели высшую судебную власть (даже если жителя государства судил феодал, его решение могло быть изменено королевским судом, считавшимся высшим над всеми судами).

  1. Формирование единой системы законодательства.

Единые законы для единой страны — такой принцип был утвержден в эпоху Нового времени. Европейское население устало от средневековых порядков, по которым в каждом феодальном владении действовали свои законы. Такое устройство общества вызывало у людей возмущение: очень трудно было добиться правды, жители разных районов страны находились в неравном положении.

  1. Принадлежность монарху неограниченной власти.

Постепенно, создавая единую армию, систему законов, налогов – монархи усиливали свою власть и влиятельность в государстве, пока в их руках не сосредоточилась вся исполнительная, законодательная и судебная власть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: