Доходный дом купца Ивана Алонкина на Казначейской 7 — дом Достоевского
Наш путь лежит к дому, где жил Достоевский с 1864 по 1867 год. Это дом купца Н.И. Олонкина на улице Казначейская 7.
От Сенной площади переходим на другую сторону канала Грибоедова по Сенному мосту. Этого моста не было в те времена, поэтому наши герои обычно ходили по Кокушкину мосту, но мы к нему ещё вернемся.
Сенной мост
Через первую же арку левее от моста выходим дворами на Казначейскую улицу.
Арка за Сенным мостом
Можно пройтись и по Столярному переулку, но дворами будет более аутентично.
Дом Достоевского находится на углу Столярного переулка и Казначейской улицы. Он любил снимать угловые квартиры с видом на перекресток, так как именно там можно было наблюдать «сгусток жизни», а в перекрёстке писатель видел символ креста — искупления грехов.
Казначейская ул., слева дом Достоевского
На доме висит мемориальная табличка.
Казначейская 7, дом где жил в 1864-67 гг. Достоевский
Здесь он и писал «Преступление и наказание». Также с этим домом связано написание романа «Игрок». Как-то во время поездки в Баден-Баден он подчистую проигрался в карты. Вернувшись в Россию ему пришлось подписать кабальный контракт с одним издателем, по которому если он не успеет сдать роман к определенному сроку, то должен будет отдать всё, что у него есть.
Вот тогда ему и посоветовали нанять стенографистку Анну Сниткину, благодаря которой он и успел написать за 26 дней роман «Игрок». Впоследствии она стала его женой. Правда любовь была не взаимной, он скорее женился на ней из сострадания.
Дом Раскольникова на Гражданской 19
На следующем перекрестке по Столярному переулку в угловом доме на Гражданской 19 и поселил Достоевский своего главного героя Родиона Раскольникова.
Дом Раскольникова на Гражданской 19 Горельеф на доме Раскольникова
Район этот был депрессивный и один из самых бедных. Он и сейчас выглядит не парадно, однако по сравнению с 1990-ми здесь довольно уютно и чисто, есть общественные центры, уютные чистые ресторанчики. В двух шагах, например, Бертгольд центр со смотровой площадкой на крыше. Сейчас депрессивным район не назовёшь.
Бертгольд центр в двух шагах от дома Раскольникова
На учёбу Раскольников ходил через Благовещенский мост, что далеко отсюда. Но комнату для съема он выбрал здесь не только из-за дешевизны, но и ещё и просто из-за нехватки денег на приличную одежду
В более богатом районе он бы привлекал внимание своей нищенской одеждой. А здесь он просто сливался с толпой
Раскольников очень переживал по поводу своей бедности. Он был на грани ухода из университета, так как просто не в чем было ходить. Но в момент обдумывания преступления мысли его резко поменялись. Как-то он шёл по улице в вычурной шляпе и один кучер обозвал его «немецким шляпником», и вместо того чтобы расстроиться из-за своего внешнего вида, он подумал, а действительно, нельзя идти в такой заметной шляпе на преступление, заметят же.
Гражданская улица, пересечение с Вознесенским проспектом, Раскольников мог пойти к старухе здесь и сократить путь, но пошёл в обход, чтобы запутать следы
В доходных домах обычно первые этажи не заселяли, на втором селились побогаче, выше — бедняки, а на мансарде — совсем нищие. Раскольников жил на мансарде. У реального дома нет мансарды, возможно и тогда её не было.
Гражданская улица, «Достоевский квартал», вид от Вознесенского проспекта
Ещё одна деталь, чтобы ощутить всю депрессивность тогдашнего района. Летом здесь была страшная вонь, так как канализации не было и всё скидывали в выгребные ямы. Если зимой это всё замерзало, то летом в жару был сплошной смрад. Запах доходил даже до императорского двора, неоднократно предпринимались попытки как-то бороться с этим. Но безуспешно. Все кто побогаче на всё лето уезжали из Петербурга за город на дачи. А таким как Раскольников приходилось жить и гулять среди всего этого смрада.
Ну и собственно теперь мы и начинаем тот путь, который проделал Раскольников от своего дома по Столярному переулку до места преступления — дома старухи процентщицы. Он специально выбрал путь в обход по Кокушкину мосту до Садовой, мимо Юсуповского сада, чтобы запутать следы. Хотя можно было пройти наискосок раза в два быстрее.
Столярный переулок, путь к Кокушкину мосту на канале Грибоедова
Итак, идём от дома Раскольникова по Столярному переулку до Кокушкина моста.
Вариант №2
Произведение «Преступление и наказание» является самым гениальным произведением литературы 19 века.
Сюжет разворачивается в Петербурге. Автор город изобразил в виде душной клоаки, каменного мешка, мертвого и безликого. На протяжении всего романа не увидишь ни одной яркой краски, характерной для данного времени года. Везде господствуют смрад, грязища, спертый воздух. Можно заметить, что мать Раскольникова, прибывшая к сыну, тотчас определила взаимодействие между психическим состоянием юноши и окружающей обстановкой. Однако, ужасающе выглядят не только улочки с переулками. Не лучше выглядят те комнатки, в которых располагаются действующие персонажи. Здесь они голодают и страдают от невыносимых условий, совершая преступные действия. Позже Раскольников признается в том, что его страшная комнатка подвигла его к совершению убийства. В таком городе люди чувствуют себя в полном одиночестве. Они представляют в этом месте толпу, которая ничего не слышит и не соображает. Особенно это показано в случае, где погибает Мармеладов.
Совершить преступление — считается простым делом. Так, Лебезятников с жестокостью наносит удар за ударом Катерине Ивановне ,а Лужин, выступает с клеветой против Сони, обвиняя ее в краже. Когда писатель описывает Петербург и его жителей , то применяет большей частью желтый цвет, олицетворяющий бедность и болезни. Он используется также в описании внешнего вида Раскольникова, Мармеладова и Порфирия Петровича. Но еще самое главное желтизна указывает не только на физическое заболевание человека, но и на то, что он находится в психических неладах с собой. Порой кажется, что в Петербурге живут люди с расстроенным рассудком и нарушенной психикой.
Какое спасение существует для несчастных страдальцев в этом городе? Достоевский дает ответ на этот вопрос с помощью Сонечки Мармеладовой. Человеку необходимы простые человеческие чувства, такие как сострадание и любовь. Площадь Петербурга, которую наш главный герой целует, становится символическим моментом того, как человек раскаялся в содеянном и готов начать новую жизнь.
Запутываем следы
Продолжая наш маршрут, отправимся к Гражданской улице, пересечение Вознесенского проспекта. Здесь Раскольников идет к старухе. Таким образом, сокращая путь и запутывая следы.
Немецкий шляпник. Герой романа переживал по поводу бедности и хотел уйти с университета, так как было не в чем ходить. Мысли Раскольникова резко изменились, когда он стал планировать преступление. Однажды, гуляя по улице, Раскольников шел в примечательной шляпе, и один кучер обозвал его «немецким шляпником». И тогда Родион понял, что нельзя идти в подобной шляпе на преступление, так как заметят.
Гражданская улица, вид с Вознесенского проспекта
Собственно, теперь мы и начинаем тот путь, который проделал Раскольников от своего дома по Столярному переулку до места преступления — дома старухи процентщицы. Он специально выбрал путь в обход по Кокушкину мосту до Садовой, мимо Таврического сада, чтобы запутать следы. Хотя были пути быстрее.
путь к Кокушкину мосту на канале Грибоедова, Автор фото: Чех София
Кокушкин мост — безысходность или разум?
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из каморки, которую нанимал от жильцов в Столярном переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к Кокушкину мосту», — так начинается роман Достоевского «Преступление и наказание». Вот и мы направляемся от дома Раскольникова по Столярному переулку к Кокушкину мосту.
Кокушкин мост, Автор фото: Чех София
Район Кокушкина моста (от дома Раскольникова до дома Сони Мармеладовой) в Петербурге принято назывть «Достоевский квартал».
Вид с Кокушкина моста на Сенной мост, Автор Чех София
Как можно заметить на фотографии, гуляя путями Раскольникова, по центру находится доходный дом Безобразовой. Повернув направо от Кокушкина моста, мы выходим на Садовую улицу. По пути к Вознесенскому проспекту, где виднеется дом со шпилем, нам встречается Юсуповский Сад.
В 1971 году 1,5 месяца рядом с Юсуповским садом, по адресу Римского-Корсакова дом 3, жила семья Достоевского. Писатель снимал ее летом для того, чтобы его дочери могли гулять по саду.
Вид с Юсуповского сада на дом Кушелева, Автор фото: Чех София
Обратите также внимание на длинный невзрачный розовый дом по улице Садовой 49 (доходный дом Кушелёва), напротив Юсуповского сада. Здесь жил Разумихин — человек, с которым у Раскольникова было тесное общение
Впоследствии Разумихин женился на его сестре. В этом доме также жил издатель Стелловский, с которым Достоевский заключил тот самый контракт на роман «Игрок».
Интересный факт: в Петербурге не было канализации, и весь мусор скидывали в ямы, которые выгребали. Соответственно, запах и смрад летом стоял страшный. Запах доходил даже до императорского двора. Неоднократно предпринимались попытки бороться с этим, однако, безуспешно. Именно поэтому писатель снимал квартиру рядом с Юсуповским садом, чтобы его дети гуляли по парку и дышали свежим воздухом.
Вариант 5
Петербург в романе «Преступление и наказание» показан как пропитанный религиозными образами, многие персонажи глубоко религиозны. Достоевский использует эти образы, чтобы подчеркнуть темы вины, прощения и искупления, которые проходят через весь роман. Город изображен как место, где религия играет центральную роль в жизни населения.
Повествование ведется за Раскольниковым, характер которого пропитан христианской иконографией. Он часто говорит об убийстве ломбарда как о «кресте», который он должен нести. Это символизирует вину и боль, которые он испытывает из-за своих действий. Его также преследует образ топора во сне, представляя ему символ жертвенного характера его грехов.
Религиозные образы преобладают в романе на протяжении всего повествования, а героиня Соня выступает как Христоподобная фигура, пожертвовавшая собой ради искупления Раскольникова. Образ Сони как христоподобной фигуры особенно очевиден, когда она, подобно Христу, несет крест по улицам города. В романе представлена аллегория покаяния, показывающая, как вера может помочь людям в духовном росте и найти свое искупление.
В заключение следует отметить, что использование Достоевским религиозных образов в произведении занимает центральное место в романе, а город Санкт-Петербург выступает в роли горнила, в котором испытываются души героев. Религиозные образы используются для иллюстрации тем вины, прощения и искупления, что делает роман мощным инструментом для зрителей, позволяющим им обратиться к своей вере.
Мне нравится566Не нравится323
Контраст описания
Город особенный для восприятия при посещении поражает и читателя. Перед слушателями встают картины нищеты, преступности, пьянства, ростовщичества, распутства. Петербург переживал все новые тенденции, которыми наполнялась страна. В городе нашли место идеи разных молодежных направлений. Столица Российской империи 1860 года была центром пороков и прогрессивных явлений. Огромное количество учебных заведений привело к появлению новых классов – семинаристы, канцеляристы. Огромное количество населения меняет психологию жителя города. Свидригайлов видит в людях больных – полусумасшедших. Они разговаривают сами с собой, не находя людей, с кем можно поделиться мыслями, уходят в себя и начинают развивать абсурдные идеи, далекие от реалий жизни. Петербург – город резких изменений в климате. Они также отражаются на людях. Толкучка, духота ощущаются при чтении романа. Контраст создается даже с обстановкой, в которой находится человек, изучающий гениальный текст. Хочется открыть окно и вздохнуть полной грудью свежего воздуха. Давят дома, кажутся уже улицы, в души проникает страх, в глаза — пыль. Больше страниц описывают жизнь бедных, богатые проходят каким-то непонятным фоном, своей особой жизнью. Их город другой, общие только названия.
Контрастный Петербург
Говориться такое выражение как: “Петербург Достоевского”. Эта фраза отражает восприятие города Достоевским. Писатель увидел Петербург больным, сырым, мрачным, но чем то привлекательный. Достоевский, как и Раскольников, любил Петербург горькой любовью, воспринимал о городе с любовью. Такие писатели как Некрасов, Пушкин, и Гоголь создавали город Петербург в контрастных образах. Но Достоевский отличался другим мировосприятием, что объясняется обострением контрастов тогдашней столицы России в ней писателя. В те года капитализм быстро развивался за счет банкирских контор, доходные дома также заводы города резко строились.
Образ Петербурга в другом варианте
В произведении “Преступление и наказание” Петербург показан не только нищими и обиженными жителями, но и промышленными, крутились как могли. Например, мошенник по имени Кох покупал просроченный вещи у старухи-процентщицы. Хозяин пивного Душкин прятал краденое. Юшкин брал оплату за дешевые номера. Ярко на фоне таких персонажей показаны две фигуры: делец-промышленник Лужин и шулер Свидригайлов. Лужин – мерзавец, который готов пойти на преступление. Свидригайлов – любитель посещать кабаки этого города, в прошлом издевался над крепостными.
Эти персонажи характеризовали Петербург. Уже с первых страниц романа писатель подводит читателя к выводу, что в таинственном и мрачном Петербурге, среди невыносимой жары и вони, родилась “безобразная мечта” нищего студента, и Петербург предстает в произведении не местом действия, не образом, а соучастником преступления Раскольникова.
В заключение
Достоевский – гениальнейший писатель, который рассматривает жизненные стороны общества и рисует без прикрас картины о жизни русского народа. Образы людей которые созданы в романе “Преступление и наказание”, пропитаны духом протеста против унижения человека и социальной несправедливости. Достоевский акцентируется на фундаментах любви к человеку и признанию духовной индивидуальности. Эти искания Достоевского направлены на создание для людей благоприятных условий жизни. Пейзажи Петербурга несут широкомасштабную смысловую нагрузку. В образе Петербурга воплощается чувство без выхода, которые ощущают герои произведения. Город давит, душит, внушает сумасшедшие идеи, навевает кошмарные видения. В такой обстановке и появилась безумная теория Раскольникова.
Достоевский считал, что такой город содержит разрушительное влияние на душу человека. Слова Бердяева справедливы, говорил, что город Петербург, который так четко чувствовал и описывал Достоевский, призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальчестве. В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступают границы человеческой природы.
5
5
(
23
голоса
)
Петербург в романе Достоевского
Тема этого великого города была задана в отечественной литературе ещё Пушкиным. Двуликая российская столица предстаёт в произведениях «Медный всадник» и «Пиковая дама»:
- могучий и прекрасный Петербург, сотворённый Петром,
- и город с живущим в нём бедным Евгением, место, своим существованием обращающее жизнь маленького человека в трагедию.
Столь же двулика и гоголевская столица: фантастический город, нередко проявляющий враждебность к человеку и способный сломать его судьбу.
Полон печали и некрасовский взгляд: это место с бездушными парадными и кровавой Сенной площадью.
Но именно Петербург Достоевского играет особую роль в формировании его литературного образа.
Петербург у Достоевского в «Преступление и наказание»
У писателя – это место:
- униженных и оскорблённых, где вершатся злодеяния,
- которое самим существованием способно побудить человека к убийству себя или других.
Место страшных событий
Действия «Преступления и наказания» происходят в трактирах, распивочных, трущобах, закоулках, домах терпимости и полицейских конторах, комнатах-гробах, дворцах-колодцах, на облитых помоями чёрных лестницах, в Канаве и на Сенной.
Судьба героев нередко решается прямо на улице, так столица и становится местом, где гибнут люди.
- Мармеладов попадает под колёса щегольского экипажа;
- страдающая чахоткой Катерина Ивановна умирает прямо на улице;
- на улицу же Соня направляется, чтобы продавать себя;
- Свидригайлов решает покончить собой перед каланчой;
- утопленницу обнаруживают в Неве;
- встреча Раскольникова с обесчещенной девочкой происходит на Конногвардейском бульваре;
- для всенародного покаяния Раскольников приходит на Сенную;
- он блуждает улицами Петербурга, и вынашивая убийство, и уже после него.
Прекрасного города практически нет в описаниях Достоевского. Даже тогда, когда нам встречаются подобное описание, автор непременно возвращается к описаниям места грязного.
«почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость».
Цветовая палитра автора в описаниях романа
Эти городские описания и описания его героев изобилуют жёлтым цветом:
- в каморке Раскольникова были обои грязно-жёлтого цвета;
- обои того же цвета в квартире старухи и комнате Сони;
- кабинеты старухи и Порфирия Петровича обставлены мебелью этого же цвета;
- ярко-жёлтые дома Петровского острова, лица Раскольникова, старухи и Порфирия тоже желты;
- вместо паспорта Соне был выдан жёлтый билет.
По убеждению Свидригайлова, этот город – город полусумасшедших, и поэтому подобное нагнетание жёлтого не является случайным, поскольку «жёлтым домом» принято называть сумасшедший дом.
Городские строения в «Преступлении и наказании»
Образ города у Достоевского составляют также и дома с живущими в них людьми. И дома эти представляются ужасными.
«Каморка его… походила более на шкаф, чем на квартиру». «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю ее было видно из сеней».
Эти здания и их помещения – благодатная почва для теорий, подобных концепции Раскольникова. В них находят свою гибель не только взрослые, но и дети.
Духота и одиночество
Основные события романа разворачиваются летом. Лето Достоевского не типичное северное лето – он изображает его жарким и удушающим. Где бы ни находились герои – в квартирах, распивочных, углах или на улицах – везде дыхание их стеснено.
«Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».
Атмосфера удушья превращается в символ места, в котором созревают идеи Раскольникова и совершаются злодеяния.
Петербург у автора – это город одиноких.
«Ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти!»
– восклицает в отчаянии Мармеладов. Каждый человек здесь пытается уединиться и стремится к уходу от других людей.
«Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу»,
– сообщает о Раскольникове Достоевский.
В эпилоге произведения Достоевский приводит описание природы как антитезу панораме ужасного города.
«С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем непохожие на здешних, точно не прошли еще века Авраама и стад его».
Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Климат
Правда на всех площадях были устроенны фонтаны освежающие воздух:
Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу.
Сонина комната походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое.
Наряду с представлениями об уродливом городе, в душе главного героя живет мечта о городе прекрасном, который он мечтает создать. Об этом думает Раскольников, идя на убийство:
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса.
— основную схему изображения города Петербурга в романе (пейзаж, сцены уличной жизни, интерьер).
Петербург Когда произносишь это название, сразу возникает параллель – Достоевский Фёдор Михайлович.
Петербург Достоевского Эти слова, как афоризм, прочно вошли в русскую классическую литературу.
Город пышный, город бедный Дух неволи, стройный вид Свод небес зелёно-бледный Сказка, холод и гранит
Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных бездушных подъездов, кровавой Сенной площади.
Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить.
Это город униженных и оскорблённых, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого побуждает человека к убийству, себя ли, другого ли.
Учащиеся: Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.
Учащиеся: Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим.
Учащиеся: Он видит во сне, как пьяные мужики забивают насмерть беспомощную лошадь, он плачет, пытается защитить её, но оказывается беспомощен перед распоясавшимся злом.
В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.
А комнаты Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лугами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи
Когда Раскольников приходит к Сонечке, его поражает её комната, которая больше похожа на сарай.
Учащиеся: Всё несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.
Петербург город полусумасшедших, одиноких людей. Маляр Миколка говорил, что в Петербурге можно найти все, кроме отца и матери.
Достоевский практически не говорит о прекрасном Петербурге, даже тогда, когда он пишет о прекрасном городе, он тут же возвращается к грязному Петербургу.
Но живёт в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей.
I. Чаще всего город, изображаемый в литературном произведении, — самостоятельный художественный образ (конкретный, собирательный или аллегорический).
Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.
Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
– Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? ( Грязь, вонь, скученность человеческих тел на небольшом жизненном пространстве, теснота, пыль, духота, жара ).
Рассуждение
«Преступление и наказание» Федора Достоевского — это роман, который изображает Петербург как город, полный мрачных улиц и сумрачной атмосферы. Главный герой Раскольников движимый своей философией «сильный имеет право на убийство слабого», совершает убийство старушки-процентщицы и её сестры.
Первые главы книги описывают окружающую среду Раскольникова в Петербурге. Он живет в маленькой комнате на чердаке и бедствует от недостатка денег. Достоевский представляет Петербург как город, полный преступлений, бедности и безысходности. Сам Раскольников чувствует себя заброшенным и одиноким в этом городе.
Однако, несмотря на все недостатки, Петербург всегда был символом России и её культуры. В романе он выступает как место, где происходят самые страшные и трагические события в жизни Раскольникова. Сам город становится свидетелем совершения преступления и шаг за шагом, погружается в мир угрозы и разрушения.
Одним из ключевых моментов в книге является дуэль между Раскольниковым и полицейским Порфирий Петровичем. Достоевский использует Петербург в этой сцене, чтобы подчеркнуть значимость этого момента. Дуэль происходит на мосту через реку, и это место становится символом перехода Раскольникова от жизни в тени убийства к открытой борьбе за правду и освобождение.
Таким образом, Петербург в «Преступлении и наказании» выступает как неотъемлемая часть жизни Раскольникова и символ его внутреннего состояния. Это место, где он чувствует одиночество и безысходность, но также и где он начинает бороться за своё будущее. Книга Достоевского оставляет читателя с тяжелым ощущением города, который служит фоном для самых страшных событий в жизни главного героя.
Другие места Достоевского в Санкт-Петербурге
- Дом Пряничникова, Владимирский проспект, дом 11. Здесь жил писатель о своим братом, а когда тот съехал, соседом писателя стал доктор Ризенкампф. К доктору приходили пациенты из бедных слоёв, общение с которыми повлияло на его творчество. Здесь он написал свой первый роман «Бедные люди».
- Дом Котомина, Невский проспект, дом 18. В доме была кондитерская «Вольф и Беранже», где Достоевский познакомился с революционером Петрашевским. Идеи эти увлекли его, что чуть не стоило ему жизни. Он был приговорён за революционную деятельность к смертной казни, но, к счастью наказание заменили двумя годами каторги.
- Дом Шиля, Вознесенский проспект, дом 8. Здесь была гостиница «Париж», а затем доходный дом Шиля. В середине XIX века Достоевский снимал здесь комнату, где его и арестовали по делу революционеров петрашевцев.
- Музей Достоевского, Кузнечный переулок, дом 5/2. В этом доме Достоевский провёл последние годы жизни и скончался. В музее выставлены личные вещи Достоевского и его семьи.
Сенная площадь
Вот так выглядела Сенная площадь, которую описывал Достоевский в романе: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь … Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».
Летопись 1880 года, Сенная Площадь
Проходя по Сенной площади, трудно не согласиться с мнением писателя. Бесспорно, за это время город видоизменился, но серость, «толкотня», бесконечно зловонный запах и «прочие прелести» Сенной площади дают серьёзный аспект для размышлений. Размышлений о цикличности, о закономерности событий. Неоднозначно, но разве Достоевский был не прав, когда описывал Сенную площадь?
Неизмеримо важно чувствовать жизнь, чтобы описать места, которые по прошествии столетий не изменят душевного мира внутри города. Есть ли душа там – вопрос открытый
Однако то, что не несёт в себе души, умиротворения и спокойствия, не несёт в себе – ничего. Душа – это то, чего не осталось в городе. Вероятно, именно это и хотел подчеркнуть писатель.
Так выглядит Сенная площадь сейчас, Автор фото: Чех София
Важно отметить, что Сенная площадь — главное место, описанное в произведении Достоевского. Здесь, Раскольников узнает о старухе-процентщице
Затем на углу переулка Гривцова (во времена Достоевского назывался Конным) главный герой подслушал разговор сестры старухи Лизаветы, из которого узнал о том, когда процентщица будет дома одна. Вдруг Раскольников вспоминает слова Сони Мармеладовой: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!».
Раскольников размышляет о районе Сенной в Петербурге: «почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость».
С этого момента и началась внутренняя борьба Раскольникова, а наш путь лежит от Сенной площади к другой стороне канала Грибоедова. Двигаемся по Сенному мосту. Во времена, когда жил Достоевский, этого моста не было, поэтому герои передвигались по Кокушкину мосту, но мы к нему еще вернемся.
Вид на Сенной мост, Автор фото: Чех София
Если обратить внимание, то виднеется и сам дом Достоевского. Находится он на углу Столярного переулка и Казначейской улицы (раньше называлась Малая Мещанская).Писатель любил снимать угловые квартиры с видом на перекресток, так он наблюдал за жизнью людей, а перекресток для Достоевского являлся прообразом креста, то есть искупления грехов
Казначейская ул., слева дом Достоевского (как выглядел Петербург во времена Достоевского)
Сейчас на доме висит мемориальная доска. Именно здесь Достоевский и писал «Преступление и наказание». Адрес: Казначейская 7, дом где жил в 1864-67 гг. Достоевский
Мемориальная доска на доме Достоевского
Роман за 26 дней. С домом писателя связано написание и романа «Игрок». Роман написан за 26 дней, так как Достоевский проиграл в карты во время поездки в Баден-Баден, и по возвращению в Россию пришлось подписать кабальный контракт с издателем Стелловским. Условием контракта было то, что если Достоевский не успеет сдать роман в назначенные сроки, то отдаст проигранные деньги. Интересный факт: в итоге писатель нанимает стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая успевает дописать его роман за 26 дней. Вскоре она становится его женой.
Сочинение рассуждение Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании
Петербург в романе «Преступление и наказание» является одним из главных образов. Он встречается на каждой странице и представлен городом контрастов. Для каждого жителя внутренняя картина Петербурга своя, для нищих студентов и угнетенных жизнью — это серый, душный, покрытый пылью город. Для богачей и ростовщиков — это напыщенный город праздник, сияющий в огнях. Достоевский больше показывает Петербург таким, каким его видят «маленькие люди».
Только приступая к чтению романа, мы тут же погружаемся в удушливую среду вонючего Петербурга, каким его видит Раскольников. Серый, нищий квартал, с облупленными домами, в котором обитает угнетенный студент ничем не может радовать взгляд. На едва проходимых улочках прохожие не удивляются завидев изможденный, нищенский образ главного героя, потому что они сами одеты так же. Ужасная теория Родиона рождается в пивной за грязным столиком. Кругом стоит смрад, грязь, такая обстановка буквально толкает Раскольникова совершить злодеяние. А после убийства тусклая атмосфера города еще больше давит на героя. Нельзя скрыться даже в своём собственном жилье, которое у Раскольникова представляет собой обшарпанную коморку размером в несколько шагов.
В произведении преобладают оттенки серого и жёлтого цвета. Это даёт ассоциацию с унынием и безысходностью. У жителей этого города нет достойного представления о любви, красоте и счастье. Все, кто населяет бедный квартал, выходя каждое утро из своих коморок, видит мрачные лица прохожих, невзрачные обшарпанные дома и множество плакатов призывающих посетить распивочные, в которых за незначительную сумму можно долгое время засиживаться над рюмкой.
Произведение Достоевского знакомит нас с Петербургом глазами униженных нищетой людей. Автор с сердечной грустью изображает среду, в которой влачат своё существование миллионы тех, кому некуда идти. Эти люди загнаны обстоятельством в жёсткие рамки условий, которые толкают их на совершение разного рода преступлений.
Образ Петербурга изображенный в романе вынуждает задуматься о социальной разобщенности, правящей в современном Достоевскому обществе.
Сочинение рассуждение 10 класс, кратко ЕГЭ. По литературе
Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании
Сейчас читают:
-
Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание сочинение
В произведении Достоевского, которое называется «Преступление и наказание», у главного героя (Раскольникова) есть несколько двойников. Главная фигура романа – Родион Раскольников. Фамилия персонажа говорит сама за себя. Образ этого персонажа противоречив.
-
Сказки собственного сочинения волшебные и про животных
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были курочка-несушка, дед и баб. Да припеваючи себе жила. Хозяева, седой старик с густой бородой, да старуха в платке, любили свою единственную кормилицу.
-
Сочинение на тему 12 апреля день космонавтики
Одним из моих любимых праздников является день космонавта. У нас в стране, как и во всём мире, его отмечают 12 апреля. Почему именно двенадцатого?
-
Сочинение Махачкала — мой город
Я живу в солнечной столице Дагестана. Здесь проживают самые радушные и добрые люди. Каждого путешественника здесь всегда рады видеть. Люди здесь всегда готовы помочь.
-
Сочинение Сила характера 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение
У каждого из нас свой, индивидуальный, характер. Характер – это такая черта человека, которая может передаваться по наследству. Но. Характер способен меняться на протяжении всей жизни. И если о характере еще что-то можно сказать,
-
Россия — Родина моя сочинение (3, 4, 5, 8 класс)
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что такое Родина. Нет на свете места роднее, чем то, где он родился, где прошло его детство. Кто-то родился во Франции, кто-то –в Испании, а я-в России