Источники
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
- Асташова Н. А. Диалогический подход в науке и образовании // Актуальные проблемы педагогики и образования: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2021.
- Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9.
- Белухин Д. А. Личностно-ориентированная педагогика. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005.
- Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2.
- Венкова З. Л. Полисубъектный подход к организации образовательных инноваций: методологический и содержательный аспект // Пермский педагогический журнал. 2021. № 12.
- Вербицкий А. А., Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов: уч. пос. М.: Юрайт, 2019.
- Витвицкая Л. А. Реализация студентоцентрированного сетевого взаимодействия в образовательном процессе университета // Актуальные задачи фундаментальных и прикладных исследований: мат. междунар. науч.-практ. конф. Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного университета, 2018.
- Гидлевский А. В., Максименко Л. А. Альтруизм и эгоизм как базовые детерминанты бытия человека // Фундаментальные исследования. 2014. № 6.
- Губаренко И. В., Коваленко В. И., Коваленко О. В., Соколова О. А. Системные параметры полисубъектности в образовательном результате непрерывного образования специалиста // Многоуровневая система непрерывного профессионального образования в социокультурной сфере: сб. мат. II междунар. науч.-практ. on-line конф. Белгород, 2020.
- Иванова С. П. Полисубъектное взаимодействие в социально-педагогической среде как фактор развития профессионально-личностной компетентности учителя // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». 2013. № 3.
- Казачкова Т. Б. Феномен полисубъектного взаимодействия в системе постдипломного образования // Постдипломное образование: проблемы развития личности: мат. VIII междунар. науч.-практ. конф. кафедры педагогики и андрагогики. СПб., 2009.
- Коротаева Е. В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии. М.: Юрайт, 2020.
- Кролевецкая Е. Н. Полисубъектное взаимодействие как основа профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 12-2.
- Ляудис В. Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-во Московского государственного университета, 1989.
- Недбаева С. В., Цыганкова К. С. Коммуникативная компетентность учителя как условие преобразующего диалога // Диалогическая культура педагога: мат. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. Армавир, 2019.
- Педагогическая поддержка ребенка в образовании: уч. пос. / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Academia, 2006.
- Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика: монография. М. – Тамбов, 2005.
- Triandis H. C. Individualism‐Collectivism and Personality // Journal of Personality. 2001. Vol. 69 (6). https://doi.org/10.1111/1467-6494.696169
Полисубъектный подход
Основой полисубъектного подхода является человеческая сущность, которая довольно богатая и сложная.
Личность получает человеческое и гуманистическое содержание во время общения с другими людьми. Личность выступает в роли продукта и результата общения с другими людьми. По той причине личность рассматривают, как систему характерных ей отношений и как носитель взаимоотношений социальной категории.
Основу методологии гуманистической педагогики составляют диалогический, личностный и деятельностный методы. При использовании данных подходов возможно создать психологическое единство субъектов, при помощи которого на смену объектному влиянию приходит творческий процесс саморазвития и взаимного развития.
Сущностная характеристика полисубъектного взаимодействия субъектов образовательной среды
Рассмотрение в качестве одной из основных задач развивающего образования помощи школьнику в становлении его как субъекта саморазвития предполагает научное обоснование концептуальных положений нового подхода и разработку конкретных психолого-педагогических технологий, способных решить эту задачу в практической плоскости. Слитность в одном потоке процессов развития отдельных субъектов характеризует именно ситуацию развивающего образования, и именно в этой сфере находит свое воплощение в ряде особых систем и технологий, нацеленных на личностное развитие учащихся, и поэтому актуализирует проблему полисубъектного взаимодействия в области развивающего образования.
Следует заметить, что в латентном виде идеи полисубъектности отражались и в области психолого-педагогической мысли, начиная уже с XVIII столетия
Отечественные педагоги обращали особое внимание не только на содержание и формы образования, но и на связь образования и саморазвития личности, на ценностно-смысловую сторону педагогической деятельности. Но только примерно с середины восьмидесятых годов проблемы субъекта и -косвенно — полисубъекта начали ставиться в педагогической и возрастной психологии (В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, В.И.Панов, В.В.Рубцов, В.А.Кан-Калик, А.Б.Орлов, Ю.М.Орлов, В.А.Сластенин, Б.А.Сосновский, Н.И.Чуприкова, Е.Н.Шиянов и др.)
Неоднократно рассматривалась связь между взаимодействием и отражением (В.А.Барабанщиков, С.Д.Смирнов, С.Н.Смирнов и др.). Теоретико-практическую оформленность получили положения о необходимости развития субъектного потенциала личности учащегося в теории развивающего образования. Вместе с тем достаточно ясно осознанной и отрефлексированной к настоящему времени стала проблема субъектного развития личности учителя. Профессионализм учителя часто синонимизируется с его способностью стать полноценным субъектом педагогической деятельности и развивать субъектный потенциал учащегося (Н.А.Аминов, Е.Н.Волкова, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.И.Шутенко и др.). Особое значение в обучении придается исследователями такой смыслообра-зующей категории, как контекст, под которым понимается система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам (А.А.Вербицкий).
Важное значение в изучении полисубъектного взаимодействия имеют работы, посвященные проблеме формирования образовательной среды (В.И.Панов, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, В.А.Ясвин и др.), под которой понимается система таких структурных элементов, как совокупность применяемых образовательных технологий; внеучебная работа; управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами; возникающие общности взрослого и ребенка. Сходные идеи и концептуальные модели, связанные с проблемой полисубъекта и полисубъектного взаимодействия, можно встретить в зарубежной психологии и педагогике (А.Комбс, Д.Куик, А.Маслоу, КРоджерс, С.Сарасон и др.)
Сходные идеи и концептуальные модели, связанные с проблемой полисубъекта и полисубъектного взаимодействия, можно встретить в зарубежной психологии и педагогике (А.Комбс, Д.Куик, А.Маслоу, КРоджерс, С.Сарасон и др.).
Проблема полисубъектности в настоящее время выходит на одно из центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях психологических науке и становится одним из главных направлений в изучении психологических механизмов развития и саморазвития субъектов образовательной среды.
Возможно ли существование общности «учитель-ученики», не обладающей качеством полисубъектности? С нашей точки зрения, это вполне вероятно. К таким общностям можно отнести те общности, в которых: ученики и учителя преследуют принципиально разные цели в процессе взаимодействия, в частности, учитель осуществляет (или пытается осуществлять) манипуляции учащимися; ученики и учителя преследуют одни и те же цели, но это не цели развития; ученики и учителя преследуют одни и те же цели — цели развития, но их общность находится на самых ранних стадиях своего становления и др.
Феномен полисубъекта саморазвития проявляется через различные формы совместной активности и через разнообразные специфические признаки. Четкое выделение и систематизация этих форм и признаков требует дальнейших исследований.
Деятельностный подход
Деятельностный подход – это целесообразное изменение окружающей среды человеком.
Самой начальной формой такого преобразования считается труд, от которого зависит материальная и духовная человеческая работа. Важная особенность – происходит творческое изменение окружающей среды. Изменяя мир, человек начинает меняться сам и проявляться в роли субъекта личного развития.
Деятельностный подход – это не формирование и проявление личности в работе. Такой подход требует деятельности по определению и организации детской работы, по его переходу в роль субъекта познания и труда. Деятельностный подход подразумевает выполнение таких задач:
- Научить ребенка выбирать цель и планировать работу.
- Организация и регулирование деятельности ребёнком.
- Контроль, самоанализ и оценка результатов работы.
Системный подход
Системный подход педагогического процесса – это один из главных методологических принципов в педагогике, в котором элементы рассматриваются не по отдельности, а в взаимосвязи с другими.
Такой подход предоставляет возможность найти общие особенности и качественные свойства обособленных элементов, которые являются целой системой. Главной характеристикой педагогических процессов и явлений является системность.
- Целостность. Свойства целого не переходят в механическую сумму всех его составляющих, и каждый элемент имеет собственное место и функции в системе.
- Структурность. Деятельность системы зависит не только от свойств отдельных компонентов, но и особенностей целой структуры.
- Иерархичность. Каждый компонент системы может быть отдельной самостоятельной подсистемой.
- Взаимозависимость системы и среды. Система функционирует и формируется во взаимодействии со средой.
- Обширное описание.
Подход к системам образования должен быть целостным. Педагогическая система является самостоятельной и ей невозможно навязать способы поведения и развития
Важно правильно подобрать и активно развивать один из вариантов, которые возможны. Необходимо правильно рассчитывать самоуправляемый процесс