«ревизор» (н. гоголь)

Проблематика произведения ревизор. ревизор – анализ произведения

Краткое содержание

Действие 1

Городничий собирает чиновников и объявляет: в город тайно едет ревизор. А ведь в городе безобразие и взяточничество — необходима хотя бы видимость порядка. Кстати, для порядка городничий просит почтмейстера вскрывать и читать все письма (тот охотно соглашается и говорит, что давно это делает из любопытства).

Бобчинский и Добчинский говорят, что ревизор, по всей видимости, уже приехал: это Иван Александрович Хлестаков из Петербурга, который уже больше недели живёт в трактире и ни за что не платит.

Городничий приказывает немедленно обеспечить видимость деятельности и спешит познакомиться с Хлестаковым.

Жена и дочь городничего посылают служанку поглядеть на Хлестакова и узнать, хорош ли он собой.

Действие 2

Слуга Хлестакова Осип лежит на кровати и рассуждает, как хозяин все деньги промотал, а теперь не может даже пообедать. Приходит Хлестаков. Он посылает Осипа взять в долг табаку, но Осип отказывается: в долг уже не дают. Хлестаков всё же требует обед в кредит. Размышляет, что можно продать костюм и отдать часть долгов (но лучше не продавать и в костюме домой вернуться). Осип приносит обед, Хлестаков ругается (обед невкусный), но ест.

К Хлестакову приходит городничий. Хлестаков пугается, угрожает, что будет жаловаться министру. Городничий тоже паникует, пытается дать Хлестакову взятку. Хлестаков взятку не берёт, но в долг 200 рублей — с радостью. Городничий подсовывает 400. Хлестаков честно признаётся, что едет в деревню к отцу, но этому городничий не верит. Он приглашает «ревизора» пожить в своём доме, пишет записку жене, чтобы та подготовилась, и передаёт с Добчинским.

Действие 3

Жена городничего получает записку. Они с дочкой тут же начинают выбирать платья. Тем временем Осип приносит чемоданы Хлестакова, и его хорошо кормят.

Хлестаков объехал с чиновниками весь город, всё посмотрел, вкусно поел. Узнаёт, где бы в городе поиграть в карты — ему отвечают, что в карты ни в коем случае нигде не играют. Прибыв в дом городничего и познакомившись с его женой и дочкой, Хлестаков начинает фантазировать: и с Пушкиным он дружит, и суп ему из Франции возят… Его рассказ совершенно неправдоподобен, но все ему верят. Хлестаков уходит отдохнуть, а все в ужасе: какой большой человек! Городничий на всякий случай даёт взятку Осипу и просит квартальных караулить, чтоб к Хлестакову никто не пришёл с жалобами.

Действие 4

Чиновники по очереди посещают Хлестакова и дают ему взятки. Хлестаков берёт «в долг»

Он догадывается, что его приняли за какого-то важного человека, и описывает эту историю в письме своему другу — журналисту Тряпичкину

К Хлестакову приходят с просьбами и жалобами, а сам он заигрывает то с дочкой городничего, то с его супругой. В результате делает предложение дочке городничего (что служит поводом одолжить ещё денег).

Действие 5

Жена и дочь городничего мечтают о жизни в столице и о богатстве. Все приносят городничему поздравления. Городничий упивается будущей властью.

Приходит почтмейстер и читает письмо Хлестакова. Все кричат, что Хлестаков ни капли не был похож на ревизора, обвиняют во всём Бобчинского и Добчинского… Входит жандарм и объявляет, что в город прибыл ревизор. Немая сцена.

Образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление

Иван Александрович Хлестаков – это так называемый «нулевой» персонаж. Он вполне соответствует своей фамилии: хлестко врет, хлещет спиртное на обеде у городничего, ухлестывает за его женой и дочкой. Для оценки качеств персонажа должна быть определенная нравственная шкала, которая у Хлестакова просто отсутствует. У него ничего нет за душой, он полый, пустышка. Поэтому образу Хлестакова сложно дать характеристику. Гоголь в рекомендациях для актеров отмечал такие черты персонажа: «приглуповат», т.е

даже не дотягивает до глупого, один из тех, кого считают «пустейшими», говорящий и действующий «без всякого соображения», не способный задержать внимание на «какой-нибудь мысли»

Хлестаков хочет нравиться, это провоцирует его бессознательное вранье и хвастовство. Он врет самозабвенно и верит собственным словам. Но делает это не ради выгоды, а для приукрашивания своей персоны. Причем если бы у Хлестакова был умысел, то опытный плут городничий его бы раскусил. А искреннее вранье сбило с толку. Хлестаков по сути является зеркалом, в котором отражаются пороки мира чиновников, судя по эпиграфу к пьесе: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Хлестаков разыгрывает с вдохновением ту роль столичного вельможи, в которой его ожидают увидеть обыватели уездного города. До приезда в город он не был взяточником, уподобившись окружению, берет взятки легко и не раздумывая. Ему верят, и он врет все более изощренно. Анна Андреевна и Мария Антоновна возомнили его ловеласом и женихом, он готов играть эти роли. Он мгновенно влюбляется и начинает ухлестывать ради собственного удовольствия, когда к нему проявляют интерес. И мгновенно остывает к предмету своей любви, просто так, беспричинно.

Живет Хлестаков исключительно эмоциями, приспосабливаясь к конкретным обстоятельствам. Все его действия сиюминутны, он не помнит, что делал или говорил минуту назад, не знает, что будет делать или говорить. Сказав последнее слово фразы, он уже не помнит первое.

Характер персонажа породил понятие хлестаковщина, подразумевающее воплощенные в человеческой натуре хвастовство, пустозвонство, манерность, желание «пустить пыль в глаза», казаться более значимым и важным человеком, чем являешься на самом деле.

Гоголь в одном из писем отметил, что «всякий отыщет частицу себя в этой роли», почти каждый «хотя на минуту, если не на несколько минут делается» Хлестаковым, но не желает в этом признаваться. Белинский отмечал, что черты хлестаковщины «можно встретить у многих, даже «весьма достойных людей». Явление хлестаковщины характерно не только для современников Гоголя, оно распространено и в современной действительности.

Вариант 2

Произведение создается в момент перерыва написания «Мертвых душ» в связи с идеей, поданной автору Пушкиным А.С., обратиться к сатире, высмеивающей общественные пороки и высший свет.

Жанровая направленность произведения определяется в качестве социально-сатирической комедии в реалистическом стиле.

Основной тематикой комедии является изображение общественных пороков, чиновничества и его беспредела, лицемерия, духовной бедности и человеческой глупости, подчеркнутые острым, сатиричным, язвительным повествовательным языком. При этом автор использует неповторимую речевую манеру для каждого персонажа, характеризующую и обличающую его.

Композиционная структура произведения является кольцевой в отсутствии экспозиции, характеризующейся наличием лишь отрицательных персонажей, включая главного героя, которые представляются удивительной коллекцией образов, собранных в одной небольшой пьесе. 

Главным героем комедии является Иван Александрович Хлестаков, представленный в образе молодого дворянина мелкого чиновничьего чина, хвастливого и глупого повесы. Хлестаков отличается безалаберностью и безответственностью, наплевательски относясь к работе, предпочитая вести праздный образ жизни.

Также главными персонажами являются Осип, представленный в образе слуги главного героя, похожего на него своим характером, но при этом отличающимся житейской мудростью, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, изображенный в образе городничего, мечтающего стать генералом, солидного, дородного господина, являющегося прожженным взяточником, используя свою должность в корыстных целях, а также его супруга Анна Андреевна, сорокалетняя женщина, отличающаяся непроходимой глупостью, и его дочь Марья Антоновна, восемнадцатилетняя девушка, доверчивая и не слишком умная.

В качестве второстепенных персонажей произведения автор представляет Луку Лукича Хлопова, смотрителя училищ, трусливого, робкого подкаблучника, Аммоса Ляпкина-Тяпкина, городского судью, Артемия Филипповича Землянику, занимающегося богоугодными завещаниями, завистливого и льстивого человека, а также Ивана Кузьмича Шпекина, работающего на почте, вскрывающего и прочитывающего чужие отправления.

Главной мыслью произведения является демонстрация прогнившего в бюрократии и взяточничестве российского чиновничества.

Краткий обзор фактов биографии Гоголя, связанных с написанием комедии «Ревизор»

История создания и постановки пьесы. Обращение русской драматургии к социальной тематике

7 октября 1835 г. 27-летний Николай Гоголь написал Пушкину о своем страстном желании сочинить комедию и в письме обратился с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет… русский чисто анекдот». Пушкин при встрече просьбу выполнил, тем более, что у молодого литератора, преподающего историю и живущего на университетское жалование в 600 рублей, был не только творческий, но финансовый кризис, судя по приписке в письме: «Ум и желудок мой оба голодают». Гоголь писал, что не столько сюжет, который был ему уже известен, а мысль о сути «Ревизора» была подсказана Пушкиным.

История про ложного проверяющего была типичной для российской действительности. О таких случаях в прессе встречались публикации. Самого Пушкина, собирающего материалы для «Истории Пугачева» и путешествующего по Оренбургской губернии, принимали за тайного столичного ревизора. А сам Гоголь с писателем А. Данилевским и бывшим одноклассником по Нежинскому лицею И. Пащенко в августе 1835 г. отправились из Полтавы через Киев и Москву в Петербург. Они разыграли своеобразную репетицию будущей пьесы, чтобы не задерживаться в пути. Пащенко выезжал ранее и на почтовых станциях распространял слухи о едущем следом ревизоре. В результате следующих за ним Гоголя с Данилевским принимали с особой предупредительностью, давая лошадей без задержек.

Работа над комедией «Ревизор» продолжалась с осени 1835 г. до весны 1836 г. За пару месяцев Гоголь написал пьесу в новом жанре общественной комедии. Гоголь писал о своем замысле: «Решил собрать все дурное в России, какое я знал и одним разом посмеяться над всем». 18 января Гоголь прочитал первый неотредактированный вариант комедии у В. Жуковского. Пушкин, присутствовавший при чтении, «катался от смеха». Благодаря стараниям В. Жуковского, рукопись попала к Николаю I, который ее прочел и дал свое одобрение. После этого цензура не смогла запретить постановку, хотя ранее был уже наложен запрет. В письме к актеру М. Щепкину Гоголь написал, что «если бы не заступничество государя», пьесу никогда не увидели бы на сцене.

Вышло отдельное издание «Ревизора» к премьере комедии, которая состоялась в Александрийском театре Петербурга 19 апреля 1836 г. и произвела на публику необычайно сильное впечатление. Пьесу со скандальным сюжетом о коррупции чиновников ругали, отвергали или хвалили. Многие слышали слова Николая I, выходившего из ложи: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!». Автору и актерам императором были пожалованы дорогостоящие подарки. В Москве комедия была поставлена в Малом театре, премьера состоялась 25 мая 1836 г., на которой автор уже не присутствовал. Гоголь после петербургской премьеры уехал за границу, на долгие годы обосновался в Риме.

Несмотря на то, что пьеса пользовалась успехом и давалась через день, Гоголь к своему детищу охладел и продал права на пьесу дирекции императорских театров за 2500 рублей, сумму по тем временам немалую. При этом он потерял права на авторские выплаты от сборов с каждого спектакля, хотя это были огромные деньги, на которые можно было бы жить безбедно до смерти.

Самого автора постановка огорчила. Гоголю не нравилось, что пьесу играли как водевиль, воспринимали как плутовскую историю или пасквиль, фарс. Гоголь был не столько огорчен отзывами критиков, сколько был недоволен своим диалогом с публикой, считал, что его не поняли. Из остросоциальной комедии с трагической подоплекой сделали карикатуру.

Таинственная смерть писателя

Перед тем как будет освещена история создания «Ревизора», кратко рассмотрим последние дни великого писателя.

Николай Васильевич умер в 1852 году 21 февраля. Он и при жизни был загадочной персоной, но смерть его также не отличается обыденностью. Все дело в том, что всю свою жизнь величайший писатель страшно боялся лишь одного — что его похоронят заживо. Поэтому никогда не ложился спать в кровать и в основном дремал днем в кресле.

Существует мнение, что Николай Васильевич страдал психической болезнью, которая в совокупности с обостренным увлечением религией усугубилась в последние годы жизни Гоголя, довела его до сильнейшего истощения. Но писатель все же умер не от этого.

Смерть Гоголя была овеяна мистикой, и по прошествии нескольких лет бесконечные догадки и пересуды вынудили эксгумировать тело писателя. И тогда (якобы) все присутствующие увидели, что тело Николая Васильевича находится в неестественной позе. А внутренняя сторона крышки гроба, в котором покоился писатель, вся разодрана, словно кто-то рвал и царапал ее ногтями, чтобы выбраться наружу.

Таким образом, появилась гипотеза, что Гоголь умер не своей смертью. Он, в связи с сильным истощением организма, заснул летаргическим сном. И был похоронен заживо.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто приносит новость о том, что ревизор уже приехал?

Хлестаков вовсе не пытается убедить чиновников, что он является ревизором. Почему его всё-таки принимают за ревизора?

Ответ. Чиновники города N знали, что за ними много прегрешений, и боялись разоблачения. Поэтому когда Бобчинский и Добчинский выдвинули теорию о том, что Хлестаков и есть ревизор, городничий им легко поверил. Хлестаков быстро понял, что его принимают за другого, и решил этим воспользоваться.

Образ Хлестакова во многом перекликается с образом главного героя другого произведения Гоголя. Укажите фамилию этого героя.

Ответ. Чичиков.

Если вы планируете писать сочинение по комедии «Ревизор», обязательно учтите предысторию этого произведения. Николай Гоголь взялся за перо в 1835 году, положив начало комедии. Однако сюжет «Ревизора» Гоголь почерпнул, общаясь с Александром Пушкиным. Именно он дал подсказку основной идеи. Хотя премьера «Ревизора» уже прошла в 1836 году — Москва и Петербург рукоплескали новому творению знаменитого русского писателя, Гоголь корректировал текст еще очень долго. Лишь в 1942 году произведение было полностью закончено.

Сделаем краткий анализ комедии «Ревизор». Эта пьеса стала абсолютно новаторской, ведь Николай Гоголь первый раз написал комедию, где нет любовного сюжета, но при этом она явилась остро социальной и злободневной. Конечно, видно что Хлестаков ухаживает за женщинами, коими явились Анна Андреевна и Мария Антоновна, но это отнюдь не любовная линия, а пародия на возвышенные чувства и романтические отношения. Обязательно учтите это, готовя сочинение по «Ревизору».

Композиция и конфликт

В своей комедии Гоголь меняет традиционную структуру пьесы.

  1. Сюжет начинается сразу с завязки, когда городничий сообщает своим подчинённым об угрозе ревизора, что и запускает основной конфликт — приехавшего лжеревизора и обезумевшего от страха высшего общества города Н.
  2. Экспозиция же идёт после завязки в тот момент, когда градоначальство обсуждает обстановку в городе.
  3. Далее пьеса следует классической схеме с кульминацией в сцене хвастовства Хлестакова, развязкой в момент чтения открывающего правду письма и, наконец, финалом — вошедшей в историю немой сценой.

Градоначальник маленького провинциального городка, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, узнаёт о скором приезде ревизора из Санкт-Петербурга. Собрав людей, ответственных за городские службы, он начинает лихорадочно готовиться к проверке, однако местные помещики — Добчинский и Бобчинский, сообщают о таинственном молодом человеке из Петербурга, который находится в городе уже очень долгое время. Перепуганное градоначальство делает вывод, что именно этот проезжий и является ревизором из столицы.

На самом деле таинственный молодой человек — обычный мелкий чиновник Иван Хлестаков, промотавший все деньги. Он не был в состоянии оплатить услуги в трактире, где остановился, поэтому медлил с отъездом

Стремясь избежать наказания и добиться своих целей, самые влиятельные люди города окружают проезжего Хлыща почётом и вниманием. В итоге Хлестаков, получив многочисленные взятки и подарки, а также пообещав жениться на дочери городничего, уезжает

Во время подготовки к свадьбе городничий получает от любопытного почтмейстера письмо Хлестакова к другу, в котором вскрывается вся правда о самообмане градоначальства. В этот момент Антона Антоновича вызывает к себе закончивший проверку города настоящий ревизор.

Критика

Комедия была негативно встречена консервативными слоями общества. Но была прославлена такими выдающимися критиками, как Белинский и Аксаков, и тепло встречена публикой:

Рецензенты выделили художественные особенности пьесы «Ревизор» и своеобразие комедии:

Даже царь Николай Первый положительно оценил пьесу. Вот отрывок из воспоминаний современника:

Однако реакционная критика, которая всегда нападала на Гоголя, и тут нашла повод позлословить:

Позднее литературоведы тщательно изучали текст и описали значение пьесы и тех моментов в ней, которые казались читателям спорными:

А. Л. Слонимский писал:

Р. Г. Назиров писал:

Актуальность «Ревизора» не угасла и в наши дни. Многие выражения из неё стали крылатыми, а имена героев — нарицательными.

Основная идея

Несправедливость в нашей жизни исходит от глупых, жадных, бесчестных и властолюбивых ничтожеств, которые живут сегодняшним днём и думают лишь о себе. Это по-настоящему жалкие личности, которые неизбежно погубят и самих себя, и всю Россию. Пока страной правят городничие, заинтересованные лишь в себе и своем преуспеянии, они будут блокировать все инициативы из центра и саботировать любой проект. Интересно, что безответственные чиновники не являются частными случаями, это прямое следствие тирании. Царь не подчиняется законам и может наградить и казнить произвольно, а значит, подданному безопаснее ничего не делать, ведь раб ни за что ответа не несет: у него нет свободной воли, нет и ответственности. В этом выводе и заключается смысл «Ревизора», а именно: самодержавие разлагает нацию, под его влиянием люди становятся лишь холопами, которым чужды идеалы гражданской доблести и чести. Царь сам довел Россию до положения города Н, поэтому стране необходима смена правления.

Гоголь хотел высмеять пороки, которые не дают нашей стране развиваться, которые делают жизнь богатого, по сути, народа нищей и рабской. Главная мысль автора — показать, как делать не надо, а также научить людей объективно оценивать свои и чужие поступки, не сглаживая углы и не соглашаясь на компромиссы с совестью.

Смысл немой сцены в финале раскрывает авторский замысел в полной мере: рано или поздно все вороватые чиновники ответят за свои пороки перед высшим и неподкупным судом. В образе настоящего ревизора угадывается высшая справедливость небесного суда, который не помилует грешников. Также им придется ответить перед судом истории, которая безжалостно линчует память тех, кто оказался недостоин своих потомков.

Композиция

Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его принимают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными в литературе.

Краткий анализ произведения

Ниже по пунктам рассмотрены основные стилистические, жанровые, композиционные и идейные особенности произведения.

Жанр и литературные приёмы

Драматическое произведение «Ревизор» относится к жанру комедии.

Николая Васильевича часто называют основоположником сатирической комедии в русской литературе.

Гоголь отображает безнравственность и мировоззренческие изъяны в российской чиновничьей среде, поэтому литературное направление пьесы «Ревизор» — критический реализм.

Писатель использует характерные для сатирических произведений средства выразительности: ирония и гротеск.

В пьесе «Ревизор» Гоголь, создав комические образы, намеренно ставит героев в ситуации, в которых они выглядят «полными дураками».

Композиция

Пьеса имеет кольцевую композицию. Весь сюжет завязан на приезде ревизора, этой новостью пьеса начинается и ею же и заканчивается. Особенностью композиционного построения является отсутствие экспозиции, которую заменяют «Замечания для господ актеров». С первой же сцены начинается завязка, а контекст раскрывается по ходу действия.

Тематика и проблематика

«Ревизор» поднимает социальные и нравственные проблемы. Через образы чиновников он обличает такие пороки, как лицемерие, ложь и праздность. Почти все персонажи – бездельники, на сцене не появляется ни одного порядочного человека.

Социально-политическая направленность выражена в изображении издержек управленской системы. Нечестные, низменные люди, далекие от нравственных ценностей, попадая на важные должности, превращают личные пороки в общественные, порождая взяточничество, казнокрадство и кумовство. Забота о собственном благополучии и безразличие к окружающим характерны для многих чиновников.

Важнейшей темой комедии является описание собирательных образов  российского чиновничества, воплощенных в персонажах пьесы.

Одна из центральных тем произведения — быт и нравы провинциального города, где неурядицы и беззаконие становятся нормой жизни, частью городского уклада и уже не воспринимаются как что-то из ряда вон выходящее. Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин и прочие персонажи, наделенные определенной властью в городе, в общероссийском масштабе — ничего не значащие люди. Но в своём «маленьком мирке» они пытаются быть важными людьми, и пользуются своим положением себе во благо.

Тенденции, показанные Гоголем в «Ревизоре», живы до сих пор, проблемы бюрократического аппарата остаются актуальным.

История создания и критика

Пьеса была написана Гоголем осенью 1835 года. Идея создать сатирическую пьесу посетила Николая Васильевича, когда он писал «Мертвые души». Согласно самой распространенной версии, сюжет произведения «подарил» автору А.С. Пушкин, рассказав о где-то услышанной анекдотичной истории.

Первая постановка состоялась в 1836 году в Александрийском театре Петербурга.

Пьеса вызвала неоднозначную реакцию в обществе.

«Высочайшее одобрение» пьесы Гоголя императором случилось при посредничестве В. А. Жуковского. Известный писатель, приятель Гоголя и Пушкина, был приближенным к царской семье.

Чему учит?

Эта комедия рассказывает о том, как не надо жить. Она учит нас, что воровство, карьеризм и враньё — удел жалких и глупых людей. Николай Гоголь высмеивает мещанскую жадность и мелочность. Каждый из нас после прочтения должен сделать вывод: к чему приведет такое безответственное отношение ко всему и всем? По мнению автора, к неизбежности ответа перед правосудием.

Также писатель в «Ревизоре» говорит о том, что, однажды встав на скользкую дорожку, человек уже не сможет сойти с неё, и рано или поздно наказание настигнет его. Такова мораль пьесы, продиктованная открытым, но выразительным финалом.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 17

    В каком году был написан «Ревизор»?</h3>

    • <label>1799</label>
    • <label>1935</label>
    • <label>1835</label>
    • <label>1996</label>

(новая вкладка)

Главной темой для своей комедии Гоголь выбрал высмеивание чиновников тех времен, и в частности их жажду наживы, лицемерие, лживость, и т.д. В начале произведения становится известно, что в город должна приехать проверка. В панике, что все темные дела могут быть раскрыты, чиновники принимают за ревизора, проживающего в гостинице Хлестакова. Они стараются ему угодить, а он этим пользуется, а потом уезжает. Когда они думают, что все окончилось благополучно, появляется настоящий ревизор.

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/revizor/analiz-proizvedeniya-gogolya.html
  • https://kratkoe.com/revizor-tema-ideya-kompozitsiya/
  • https://zen.yandex.com/media/id/5dcbb6b7525c952780f981b9/analiz-komedii-gogolia-revizor-osnovnaia-mysl-proizvedeniia-5fb521866bd43436fcd39bb6
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/revizor/glavnaya-mysl-komedii.html
  • https://vashurok.ru/questions/kakova-tema-komedii-revizor-kakov-syuzhet

Проблемы

Социальные и нравственные пороки играют главную роль в книге. Гоголь создал целый калейдоскоп проблем российского общества, которые были актуальны в его дни и остаются злободневными до сих пор:

  • Безинициативная и холопская Россия. Писатель подчёркивал повсеместность показанного в комедии. Его очень волновала судьба страны, которой управляли люди, подобные тем, кого он изобразил в своём творчестве. Но самая основная проблема заключалась в пассивности и смирении народа, который не только терпел беззаконие и несправедливость, но и сам активно участвовал во всем этом. Если бы в одночасье горожан поняли местами с чиновниками, они бы продолжили делать то же самое: воровать и прожигать жизнь.
  • Взятки. Гоголь резко негативно вырисовывает коррупцию в Российской империи, изображая взяточников недалёкими и грубыми людьми, безразличными к судьбе страны. Неслучайно почти все чиновники изображены в теле, так писатель обличает их эгоизм и жадность: они присваивают все богатство страны себе, уже лопаются от него, но не могут прекратить потреблять.
  • Ложь. Хорошо показана атмосфера всеобщей лжи, когда человек сам начинает верить в то, что он придумал, и убеждает в этом других. В чиновничьей среде принято лицемерить и не говорить начистоту. Так, при малейшей опасности чиновники, которые прежде лишь хвалили друг друга, начинают резко критиковать коллег. Но ложь показывает и в более глобальном плане: периферийные руководители приняли легкомысленного фанфарона Хлестакова за ревизора, потому что были такого же мнения обо всех чиновниках из центра и были готовы к их обману. Они понимали, что деловитость и власть верхушки — такие же показные, как и их исполнительность и ответственность.
  • Казнокрадство. Показан безграничный цинизм чиновников. Расхищение средств достигло такого масштаба, что люди умирают, не получив самой элементарной медицинской помощи.
  • Невежество. Все вороватые чиновники представлены, как крайне необразованные люди. Они совершенно не разбираются в сфере управления. Отличным примером является деятельность Ляпкина-Тяпкина. Судья совершенно не умеет работать и не знает законов.
  • Легкомыслие. Никто из персонажей не хочет отвечать за свои действия. Никто не хочет долго и упорно работать и самосовершенствоваться. Все стремятся пройти по лёгкому пути и получить всё, не сделав ничего. Последствия волнуют героев в последнюю очередь.
  • Чинопочитание. Чиновники вместо работы лишь удовлетворяют свои амбиции и стараются сохранить свои должности. Жестоко, тираня и подавляя слабых, они готовы унижаться перед сильными и могущественными людьми.

Вариант 2

Предметом для повествования в комедии «Ревизор» Гоголь выбрал жизнь чиновника в России. Писатель всячески подвергает сатире присущие этой жизни нравы. Элементы комизма присутствуют во всем произведении, включая героев.

Ничтожный образ Хлестакова держит в страхе весь город, в котором местные чиновники успели набрать себе грехов. Хлестаков способный враль, он верит в то, что говорит и это заставляет верить ему других. Хлестаков не собирается покидать город и не испытывает страха от возможного раскрытия обмана. Он ведёт себя рискованно. И смеет приударять за привлекающими его взгляд особами.

Антон Антонович — герой далеко не глупый, ищущий во всем свою выгоду. Во всем ставит свои интересы превыше остальных. Не догадываясь о вранье Хлестакова Антон уже грезит засчет него устроиться в Петербурге, но все рушится в последний момент, когда в город приезжает настоящий ревизор.

Осип хитрый прислужник Хлестакова, который быстро ориентируется в ситуациях. Он же даёт совет хозяину скорее покинуть город. Осип понимает, что хозяин без него не сможет существовать и поэтому позволяет себе вести с ним фамильярно.

Автор вырисовывает типичную ситуацию в обобщенном образе города N. Чиновники живут свободно, согласно своим интересам.

Произведение Гоголя по настоящее время остаётся актуальным в существовании типичных проблем, когда власть на верхах не делает ничего, чтобы способствовать улучшению жизни своего народа.

Писатель указывает на отрицательные качества каждого. Богатые женщины — это пошлые, алчные и лживые создания. А в простых людях автор высмеивает готовность потакать прихотям господ.

Гоголь не случайно эпиграфом произведения выбирает строку: » На зеркало не нужно пенять, если рожа крива». Произведение насыщено злободневными образами, но не каждый способен принять и согласится, что это присутствует и в его эпоху.

Автор не делает ни одного героя пьесы идеальным. Это говорит, что каждый виновен по своему. Чиновники обирают народ, который позволяет это делать и продолжает жить в нищенских условиях.

Гоголь призывает, прежде чем осуждать, следует искоренить зло в себе и тем самым сузить этот круг зла и невежества.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.

Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.

История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.

Тема – пороки общества, чиновничество и его беспредел, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.

Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.

Жанр – комедия социально-сатирической направленности.

Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).

Композиция, жанр и направление

Композиция обладает классической структурой для пьесы.

Она делится на три смысловые части, каждая из которых связана друг с другом:

  1. Сюжет пьесы сразу начинается с завязки — градоначальник сообщает местным чиновникам о возможном приезде ревизора, известие о лжеревизоре и всеобщая паника.
  2. Экспозиция следует сразу после завязки, когда градоначальство решает обсудить обстановку в городе.
  3. Далее следует кульминация — хвастовство Хлестакова, развязка — прочтение письма и раскрытие самообмана градоначальства — и финал, в котором автор сделал вывод по всему обману и взяточничеству местной власти.

Краткий анализ произведения «Ревизор» показывает читателям ту идею, которую хотел донести до них автор. Хоть комедия была неоднозначно воспринята критиками в своё время, но именно она совершила литературный прорыв в русской драматургии. Гоголь смог показать, что любой обман и лицемерие в итоге вскроется.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: