Простое предложение в русском языке и литературе — виды, знаки препинания и приимеры

Простое предложение с осложненными фразами

Предложения с одной грамматической основой могут быть осложнены. В их составе могут быть:

обособленные определения, дополнения и обстоятельства;

вводные слова и обращения;

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним словом. Обычно имеют последовательную связь и раскрывают смысл выражения более детально.

Он любит и активные прогулки, и расслабляющий отдых, и ничегонеделание.

Обособленные определения всегда выделены интонационно и пунктуационно, выступают в роли определения. Они поясняют слова, от которых зависят, уточняют место, положение, отношение к чему-либо.

Друг, верящий в мой талант, поддержал меня.

Приложения — это определение, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Они показывают особенности грамматической основы.

Всем любящим цветы известен этот сорт.

Обособленные дополнения и обстоятельства примыкают к сказуемому и подлежащему, помогают выразить мысль более точно.

Дочитав книгу, я пошла готовить ужин.

Мне понравилась музыка этого музыканта, за исключением нескольких песен.

Вводные слова и обращения часто используются в диалогах:

Сегодня, наверное, я лягу спать раньше.

Уточняющие члены предложения делают его яснее.

Будильник прозвенел в пять утра, на рассвете.

Предварительный просмотр:

УД,МДК: ОУД. б. 01 Русский язык

Тема урока: Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего.

_______ 1 час _____

Вид занятия: комбинированный урок

Тип урока; применяемая современная образовательная технология : технология развития критического мышления

учебная: отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, способы его выражения подлежащего .

воспитательная: в оспитывать любознательность, наблюдательность, внимание, честность. развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего

развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего.

деятельностная: (ОК, ПК) ОК6. работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК4.Осуществлять поиски использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

обеспечивающие: обществознание, литература

Наглядные пособия: мультимедийная презентация

Раздаточный материал: таблицы

Технические средства обучения компьютер, мультимедийное оборудование

Учебные места (для ПЗ, ЛЗ):_ аудитория 33

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. -6-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  2. Словари СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

1.2 Проверка состава группы

1.4 Критерии оценивания

Актуализация опорных знаний

1. Ответьте на вопросы:

— Что называется словосочетанием?

— Из чего состоит словосочетание?

— Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете?

— Приведите примеры каждого вида связи.

2. Составьте словосочетания, определите вид каждого словосочетания.

(Громкий) ш..потом – согласование

ш..рох (деревья) – управление

говорил (улыбаться) – примыкание

поймать (медвеж..нок) – управление

(рыб..ловный) крюч..ка– согласование

(холщ..вый) мешка – согласование

ноч..вка (в) (лес) – управление

(золоч..ный ) кольцо – согласование

спорить (горяч..) – примыкание

ягоды (крыж..вник) – управление

уехал (учи…ся) – примыкание

проверочная работа со взаимопроверкой.

Изучение нового материала

1. Простое предложение.

а) Предложения по цели высказывания.

б) Эмоциональная окраска предложений.

в) Порядок слов в предложении.

2. Структура простого предложения.

3. Способы выражения подлежащего.

лекция с элементами технологии развития критическо мышления; заполнение таблицы

Решение тренировочных упражнений.

1. Какое предложение называется простым?

2. Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

3. Какие бывают предложения по эмоцио-нальной окраске?

4. Что является грамматической основой пред-ложения?

5. Чем может быть выражено подлежащее?

опрос, заполнение таблицы

Подведение итогов урока

/1/ § 42-43, стр. 271-275, табл. 46, упр. 164

Знаки препинания в простом предложении

Простое предложение требует правильной расстановки знаков препинания в тех случаях, когда это предусмотрено нормами пунктуации.

Простые предложения можно разделить на осложненные и неосложненные. Выше представлены примеры неосложненных простых предложений. Простое предложение может осложняться различными синтаксическими конструкциями.

  • однородными членами предложения
  • обособленными определениями (включая приложения),
  • обособленными обстоятельствами,
  • обособленными дополнениями,
  • сравнительными оборотами,
  • уточняющими членами предложения,
  • вводными и вставными конструкциями (включая обращения и междометия).

Простое осложненное предложение

В простом предложении запятая ставится между однородными членами предложения, если они не соединены союзом «и».

Например: В горах росли дикие травы, ягоды, грибы

В горах росли дикие ягоды и грибы.

В тех случаях, когда союз и повторяется, запятая между однородными членами предложения ставится.

Например: В Танзании есть и национальные парки, и отели, и рестораны.

Запятая в простом предложении ставится между однородными членами предложениями, если они соединены союзами «а», «но»

Например: Озеро было красивое, но глубокое.

Он был сердит, а не обижен.

Запятая ставится в простом предложении, если между однородными членами есть связки в виде повторяющихся союзов:ни … ни; да … да; или … или; либо … либо; не то … не то.

Например: Игрок делал ход либо опрометчиво, либо наугад.

Запятая ставится перед второй частью двойного союзов: как … так и; не только … но и; не так … как.

Например: Это лето принесло как новые знакомства, так и разочарования.

В простых осложненных предложениях ставится запятая в случаях, когда разнородные определения подводятся под одно понятие.

Например: После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. (Безоблачная)

Случаи, когда запятая в простом предложении между однородными членами не ставится, перечислены на рисунке ниже

Случаи, когда запятая между однородными членами не ставится

В простом предложении часто ставится двоеточие в следующих случаях:

  • Если в предложении имеется обобщающее слово, стоящее перед однородными членами. Например: Осенью в огороде собирают урожай следующего: капуста, морковь, свекла.
  • Перед однородными членами при отсутствии обобщающего слова в научной и деловой речи. Например: Президент прокомментировал: а) грядущий референдум, б) потенциальные поправки в Конституцию.
  • При перечислении, находящемся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова: как-то, например, а именно. Например: В организации была проведена аттестация сотрудников а именно: обучение бухгалтеров, стажировка юристов, тренинги на профпригодность.

В простых предложениях ставится тире, если союз «и» соединяет два сказуемых. При этом, второе сказуемое выражает противопоставление, т.е. «и» можно заменить на «а».

Например: Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли. (Грибоедов)

В простом предложении ставят тире перед противительным союзом в тех случаях, когда противительный союз между однородными членами пропущен.

Например: Не наивная дурочка – обожженная жизнью женщина смотрела ему в глаза.

Цель высказывания

От наличия определенного знака препинания в конце зависит вид предложения по интонации. Если есть восклицательный, то фразы так и называются: «Как же быстро пришла весна!» Но если знака нет, то они невосклицательные: «Зима затянулась».

По цели высказывания есть три вида: побудительные, вопросительные и повествовательные. Первые призывают человека к действию. Простые примеры: «купи хлеб», «прочитай книгу», «поговори с отцом».

Второй вариант используется в случае, когда необходимо о чем-то спросить: «Когда ты вернешься на работу?» Последний вид используется в литературе чаще всего, ведь такие словосочетания позволяют рассказать о чем-либо. Примеры повествовательных предложений: «Египет — это страна африканского континента», «правила умножения написаны в таблице».

Односоставные и двусоставные предложения

Главная информация, заключённая в высказывании, содержится в его основе, по составу которой предложения делятся на:

  1. двусоставные;
  2. односоставные.

Основа предложений первого типа включает в себя и подлежащее, и сказуемое (или несколько элементов каждого типа, если речь идёт об однородности).

  • Дорога привела к заброшенной деревне.
  • И река, и дальний лесок скрылись за пеленой тумана.
  • Музыка тревожила душу и звала за собой.
  • Брат и сестра к празднику наряжали ёлку, украшали дом и готовили угощение.

Во втором типе предложений представлен только один из видов главных членов.

  • Лунная ночь. (Назывное.)
  • Не пойдём сегодня в лес. (Определённо-личное.)
  • Лестницу не мыли с прошлого месяца. (Неопределённо-личное.)
  • На красный свет улицу не переходят. (Обобщённо-личное.)
  • К вечеру похолодало. (Безличное.)

При наличии однородных подлежащих или сказуемых конструкция остаётся односоставной, тип её не меняется.

Опять сидишь без дела и в окно смотришь? (Односост., опр.-личн.)

Как соединить простые предложения в одно сложное?

Союзная и бессоюзная связь в сложных предложениях

Несмотря на существенную разницу между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного, между ними есть кое-что общее. Так же, как и однородные члены, простые предложения могут присоединяться друг к другу с помощью бессоюзной или союзной связи.

Если мы связываем предложения только с помощью запятой, то связь бессоюзная. Например:

Девочка смотрела вслед улетающей ласточке, слёзы закапали у нее из глаз.

Но если в присоединении предложений участвует союз, то связь уже союзная. Например:

Девочка смотрела вслед улетающей ласточке, и слёзы закапали у нее из глаз.

А теперь еще раз посмотрите на пример с союзной связью и скажите, чем отличается союзное присоединение однородных членов и союзное присоединение простых предложений?

Какими бывают сложные предложения?

Но союзная связь тоже бывает разной. Потому что разными бывают союзы. Так, союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сложносочинённые предложения

С первыми – сочинительными – вы уже хорошо знакомы по теме «Однородные члены предложения». Это, например, союзы «а», «но», «и», «или», «либо», «ни … , ни …».

Эту связь хорошо описать с помощью сравнения присоединяемых частей с мамой и папой. Ведь и мама, и папа находятся в равных отношениях. Например:

Вася начертил чертёж, а Витя собрал конструкцию.

Сложносочинённое предложение

Две части этого предложения равны и относительно независимы друг от друга. То есть нельзя задать от одной из частей вопрос к другой. Кроме того, и первая, и вторая часть может быть отдельным предложением. Например:

Вася начертил чертёж.

А Витя собрал конструкцию.

Именно поэтому мы соединили их сочинительным союзом «а» и назвали такое предложение сложносочинённым.

Сложноподчинённые предложения

Но бывает и так, что одна из частей может существовать только потому, что существует другая часть. Это тип отношений «родитель и ребенок». Например:

Язык может быть другом, если ты его знаешь.

Сложноподчинённое предложение

Здесь часть «Если ты его знаешь» не может существовать как отдельное предложение. Так как она «ребенок» части «Язык может быть другом». Поэтому от части-родителя мы задаем вопрос к части-ребенку:

Язык может быть другом, (при каком условии?) если ты его знаешь.

Поэтому вторую, подчиняющуюся, часть мы присоединили подчинительным союзом «если», а такое сложное предложение назвали сложноподчинённым.

Запомните некоторые сочинительные и подчинительные союзы.

Сочинительные и подчинительные союзы

{"questions":,"items":,,]}},"step":1,"hints":}]}

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 50,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 55,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 33,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 35,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 37,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 14,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 444,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 448,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 452,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 455,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 51,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 120,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 122,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 78,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 4,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 10,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 183,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 74,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 2,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

5 класс

Упражнение 233,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 235,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 238,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 239,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 371,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 312,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 510,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Задачка стр. 10,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 557,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 562,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 49,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 52,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 712,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 132,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 609,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 473,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 591,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 603,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 611,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 614,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 78,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 306,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 10,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 357,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 483,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 538,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 2

Упражнение 95,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 189,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 211,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 297,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 13,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 252,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 334,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 440,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 56,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 58,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 77,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 120,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Задачка стр.86,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 321,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Свойства простого предложения

Простое предложение имеет несколько свойств, которые помогают определить его структуру и функцию в тексте. Вот некоторые из них:

Односоставность

Простое предложение может быть односоставным, то есть состоять только из одного подлежащего и одного сказуемого. Например:

“Я читаю.”

В этом предложении только одно подлежащее “я” и одно сказуемое “читаю”.

Многосоставность

Простое предложение также может быть многосоставным, то есть содержать несколько подлежащих и/или несколько сказуемых. Например:

“Мама готовит обед, а папа читает газету.”

В этом предложении есть два подлежащих “мама” и “папа” и два сказуемых “готовит” и “читает”.

Однородность

Простое предложение может содержать однородные члены, то есть члены, которые выполняют одну и ту же функцию в предложении. Например:

“Мама готовит обед и печет пирог.”

В этом предложении оба сказуемых “готовит” и “печет” являются однородными.

Неоднородность

Простое предложение также может содержать неоднородные члены, то есть члены, которые выполняют разные функции в предложении. Например:

“Я люблю читать и писать.”

В этом предложении подлежащее “я” выполняет функцию одного члена, а сказуемые “люблю читать” и “писать” выполняют функцию другого члена.

Это некоторые из свойств простого предложения, которые помогают определить его структуру и функцию в тексте. Знание этих свойств поможет вам лучше понять и анализировать предложения на русском языке.

Цель высказывания и интонационная характеристика

Человек пользуется речью, в том числе письменной, с целью:

  • передать информацию;
  • запросить информацию (то есть задать для этого вопрос);
  • побудить собеседника к действиям.

В зависимости от того, какой из перечисленных вариантов задействован, предложения, в том числе простые, подразделяются на три типа по цели высказывания.

  1. Повествовательные.
  • Собрание собственников жилья состоится на следующей неделе.
  • Всё равно эту хитрую мышь поймаю!
  1. Вопросительные.
  • Как пройти в библиотеку?
  • Посылка до сих пор не пришла?!
  1. Побудительные.
  • Возьми тетрадку в ящике стола.
  • Пассажиры, не забывайте своевременно оплачивать проезд!

Интонация произнесения при этом или нейтральная, или окрашена эмоциями (что на письме передаётся при помощи восклицательного знака). То есть высказывание принадлежит к невосклицательным или к восклицательным.

Перечисленные выше разновидности выделяются как среди простых, так и среди сложных синтаксических конструкций. Дальнейшие же характеристики относятся только к первым и определяют распределение по типам на основе:

  1. строения грамматической основы;
  2. наличия второстепенных членов;
  3. необходимости знания ситуации или контекста для восстановления смысла;
  4. использования в составе фразы осложняющих элементов.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

1. Простое предложение

Грамматическая основа одна: кричат грачи, значит, предложение простое.

По цели высказывания предложение повествовательное.

По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое: согласованные определения сонные, далёких, обстоятельство места на деревьях; предложение полное.

На перемене учитель попросил меня принести в класс географическую карту.

2. Простое предложение, осложнённое однородными членами

Грамматическая основа одна: искусство создаёт, формирует — предложение простое.

По цели высказывания предложение повествовательное.

По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемые — простые); распространённое (согласованные определения хороших, человеческую, прямые дополнения людей, душу); предложение полное; осложнено однородными сказуемыми.

Однородные сказуемые разделяются запятой.

3. Простое предложение, осложнённое обособленными оборотами

Грамматическая основа одна: глаз охватывал, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое (согласованное определение кругообразную, обособленное определение, выраженное причастным оборотом замыкавшую небо и море (зависит от дополнения черту), обстоятельство образа действия свободно, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом не встречая препятствий (зависит от сказуемого охватывал)).

Обособленные члены выделяются запятыми.

Выйдя из дома, Маша направилась в продуктовый магазин.

4. Простое предложение, осложнённое не членами предложения

Грамматическая основа одна: погода стояла великолепная, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — простое, сказуемое — составное именное); распространённое (обстоятельство времени всё время). Предложение осложнено вводным словосочетанием на моё счастье, которое не является членом предложения и выражает положительную эмоциональную оценку.

Вводное словосочетание выделяется запятой.

5. Предложение с прямой речью

«Что же ты стоишь!» — закричал я сердито.

Предложение с прямой речью.

Слова автора — закричал я сердито, прямая речь — «Что же ты стоишь!»

Грамматическая основа одна: ты стоишь — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение восклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено местоимением, сказуемое — простое глагольное), нераспространённое.

Грамматическая основа одна: закричал я — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражено местоимением, сказуемое простое глагольное), распространённое (второстепенный член — обстоятельство сердито).

Однородные члены предложения. Как это мешает?

Ситуацию с определением типа предложения могут осложнять однородные сказуемые в одном из простых предложений. А то и в обоих предложениях в составе сложного!

Сравните. 1)  Осень наступила1, и полили дожди ². 2) Шумели и метались ветры1, и лили дожди. 2

Первое сложное предложение имеет две обычные основы, а во втором первое предложение осложнено двумя однородными сказуемыми. Чтобы не ошибиться, нужно внимательно смотреть, к какому подлежащему относится каждое из сказуемых: ветры (что делали?) шумели и метались. А дожди (что делали?) лили. Значит, первые два сказуемых относятся к основе первого предложения, а третье — к основе второго предложения. А всё предложение будет сложным.

Составляем схему сложного предложения

Поскольку вы уже знаете, как составляется схема простого предложения, составить схему сложного предложения не составит для вас особого труда.

Для этого мы составляем схемы простых предложений, входящих в состав сложного, и объединяем их в одну. Но нужно быть внимательными и делать все с учетом типа связи простых предложений.

Так, например, схемы бессоюзных и союзных сложносочинённых предложений будут выглядеть так:

Мама вернулась, мы пошли в кино.

Мама вернулась, и мы пошли в кино.

Схемы бессоюзного и сложносочинённого предложений

Обратите внимание, что соединительная запятая и сочинительный союз выносятся за схемы простых предложений. Но в схеме сложноподчиненного предложения нам нужно показать, какое предложение является «родителем», а какое – «ребенком»

Поэтому ученые-лингвисты придумали такой ход: зависимое предложение мы ставим не в квадратные, а в круглые скобки. Например:

Но в схеме сложноподчиненного предложения нам нужно показать, какое предложение является «родителем», а какое – «ребенком». Поэтому ученые-лингвисты придумали такой ход: зависимое предложение мы ставим не в квадратные, а в круглые скобки. Например:

Когда мама вернулась, мы пошли в кино.

Мы пошли в кино, когда мама вернулась.

Схемы сложноподчинённых предложений

Обратите внимание, что за схемы простых предложений выносится только соединительная запятая. Подчинительный союз включается в схему «подчиняющейся» (придаточной) части

{"questions":[{"content":"Сопоставьте предложения и их схемы. `image-1``matcher-10`","widgets":{"image-1":{"type":"image","url":"https://obrazavr.ru/wp-content/uploads/2022/02/complex_sentence-09.svg"},"matcher-10":{"type":"matcher","labels":,"items":}},"step":1,"hints": , («что» подлежащее дополнение сказуемое).","Когда придёт время, все будет.(«Когда» сказуемое подлежащее), .","Темнело, но девочки уже вернулись., но .","Утро, светает., ."]}]}

А теперь закрепите нашу тему просмотром видеоурока.

Определение простого предложения

Мы уже знаем, какое предложение является простым — то, у которого всего одна грамматическая основа.

Примеры простых предложений:

Мы ездили на машине (одна грамматическая основа: мы ездили).

Я уехал к другу в другой город (одна грамматическая основа: я уехал).

Он распахнул окно и увидел птицу (одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: он распахнул и увидел).

По наличию главного члена — подлежащего или сказуемого — они делятся на:

Двусоставные, то есть в их составе подлежащее и сказуемое.

Односоставные, то есть имеют в составе или подлежащее, или сказуемое.

Односоставные конструкции делятся на:

Определённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 лица или глаголом в повелительном наклонении.

Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени. Если лицо не определено — действие совершается кем-то неопределённым.

Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 2 лица единственного числа или 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времен либо в форме 2 лица единственного или множественного числа повелительного наклонения.

Безличные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени или в форме среднего рода прошедшего времени.

Примеры односоставных предложений:

Приходи сегодня в спортзал (определенно-личное).

Его взяли на должность (неопределенно-личное).

Стало моросить (безличное).

Примеры двусоставных предложений:

Я пришла поздно с учебы.

Очень странная история произошла со мной сегодня утром.

Кроме главных членов предложения есть еще второстепенные:

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие или орудие этого действия.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, чей.

Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака.

Виды простых предложений по наличию второстепенных членов:

Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, оно называется распространенным.

Если в предложении второстепенных членов нет, а есть только грамматическая основа, оно считается нераспространенным.

По наличию членов, которые влияют на понимание смысла, простые предложения можно разделить на полные и неполные.

Характеристики полных предложений:

Если в предложении есть все необходимые для понимания компоненты.

Если для того, чтобы понять смысл предложения, не нужно обращаться к другим предложениям.

Примеры полных предложений:

Я не боюсь привидений.

Она не хочет в школу.

Характеристики неполных предложений:

Если для понимания предложения не хватает компонентов.

Если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям.

В неполном предложении могут отсутствовать некоторые главные или второстепенные члены.

Примеры неполных предложений:

Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).

Русский язык в онлайн-школе Skysmart — это увлекательные уроки на интерактивной платформе с примерами из современных текстов.

Проверьте себя

Определите вид простых предложений по наличию второстепенных членов и составу грамматической основы. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

Дедушка пошел в магазин.

Вернемся завтра вечером.

Алгоритм определения типа предложения

  • Читаем  предложение полностью.
  • Находим основу (или основы предложения). Читайте, что такое грамматическая основа предложения.
  • Если основа в предложении одна  →  предложение простое.
  • Если основ две (или более) → предложение сложное.

Примеры. Бежит тропинка полевая то под откос, то вновь на бугорок. (Основа одна   (Что?) тропинка (тропинка (что делает?) бежит → предложение простое.

Встаёт солнце1, и вместе с солнечным светом оживают лесные поляны2.

Основ две: в первом предложении речь идет о солнце (Что?) солнце (солнце (что делает?) встаёт). Во втором предложении говорится  о полянах (Что?) поляны  (поляны что делают?) оживают). Предложение сложное.

То есть определение простое перед нами предложение или сложное, заключается как раз в умении найти в предложении его основу или несколько основ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: