Сенная площадь
Вот так выглядела Сенная площадь, которую описывал Достоевский в романе: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь … Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».
Летопись 1880 года, Сенная Площадь
Проходя по Сенной площади, трудно не согласиться с мнением писателя. Бесспорно, за это время город видоизменился, но серость, «толкотня», бесконечно зловонный запах и «прочие прелести» Сенной площади дают серьёзный аспект для размышлений. Размышлений о цикличности, о закономерности событий. Неоднозначно, но разве Достоевский был не прав, когда описывал Сенную площадь?
Неизмеримо важно чувствовать жизнь, чтобы описать места, которые по прошествии столетий не изменят душевного мира внутри города. Есть ли душа там – вопрос открытый
Однако то, что не несёт в себе души, умиротворения и спокойствия, не несёт в себе – ничего. Душа – это то, чего не осталось в городе. Вероятно, именно это и хотел подчеркнуть писатель.
Так выглядит Сенная площадь сейчас, Автор фото: Чех София
Важно отметить, что Сенная площадь — главное место, описанное в произведении Достоевского. Здесь, Раскольников узнает о старухе-процентщице
Затем на углу переулка Гривцова (во времена Достоевского назывался Конным) главный герой подслушал разговор сестры старухи Лизаветы, из которого узнал о том, когда процентщица будет дома одна. Вдруг Раскольников вспоминает слова Сони Мармеладовой: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!».
Раскольников размышляет о районе Сенной в Петербурге: «почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость».
С этого момента и началась внутренняя борьба Раскольникова, а наш путь лежит от Сенной площади к другой стороне канала Грибоедова. Двигаемся по Сенному мосту. Во времена, когда жил Достоевский, этого моста не было, поэтому герои передвигались по Кокушкину мосту, но мы к нему еще вернемся.
Вид на Сенной мост, Автор фото: Чех София
Если обратить внимание, то виднеется и сам дом Достоевского. Находится он на углу Столярного переулка и Казначейской улицы (раньше называлась Малая Мещанская).Писатель любил снимать угловые квартиры с видом на перекресток, так он наблюдал за жизнью людей, а перекресток для Достоевского являлся прообразом креста, то есть искупления грехов
Казначейская ул., слева дом Достоевского (как выглядел Петербург во времена Достоевского)
Сейчас на доме висит мемориальная доска. Именно здесь Достоевский и писал «Преступление и наказание». Адрес: Казначейская 7, дом где жил в 1864-67 гг. Достоевский
Мемориальная доска на доме Достоевского
Роман за 26 дней. С домом писателя связано написание и романа «Игрок». Роман написан за 26 дней, так как Достоевский проиграл в карты во время поездки в Баден-Баден, и по возвращению в Россию пришлось подписать кабальный контракт с издателем Стелловским. Условием контракта было то, что если Достоевский не успеет сдать роман в назначенные сроки, то отдаст проигранные деньги. Интересный факт: в итоге писатель нанимает стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая успевает дописать его роман за 26 дней. Вскоре она становится его женой.
Другие места Достоевского в Санкт-Петербурге
- Дом Пряничникова, Владимирский проспект, дом 11. Здесь жил писатель о своим братом, а когда тот съехал, соседом писателя стал доктор Ризенкампф. К доктору приходили пациенты из бедных слоёв, общение с которыми повлияло на его творчество. Здесь он написал свой первый роман «Бедные люди».
- Дом Котомина, Невский проспект, дом 18. В доме была кондитерская «Вольф и Беранже», где Достоевский познакомился с революционером Петрашевским. Идеи эти увлекли его, что чуть не стоило ему жизни. Он был приговорён за революционную деятельность к смертной казни, но, к счастью наказание заменили двумя годами каторги.
- Дом Шиля, Вознесенский проспект, дом 8. Здесь была гостиница «Париж», а затем доходный дом Шиля. В середине XIX века Достоевский снимал здесь комнату, где его и арестовали по делу революционеров петрашевцев.
- Музей Достоевского, Кузнечный переулок, дом 5/2. В этом доме Достоевский провёл последние годы жизни и скончался. В музее выставлены личные вещи Достоевского и его семьи.
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 20.10.2023 09:13 4 Суняйкин Андрей
Характеристики панкрата фильки и коня из сказки тёплый хлеб
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 08:47 9 Хакимова Татьяна
План к произведению Ивана Алексеевича Бунина «цифры»
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 08:33 27 Кёнигсберг Милана
Придумать стих «Моё любимое занятие» у нас любимое занятие плаванье
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 08:13 9 Сухар Зоряна
Сочините хокку своё только честно плиззззз СРОЧНОООООО!!!!!!!!!!!!!!
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 07:32 12 Дильмухаметов Тимур
Здравствуйте! Пожалуйста подскажите какую прозу про дружбу можно подготовить на конкурс.
Ответов: 2
Литература 20.10.2023 05:50 9 Елубай Нурай
Помогите пожалуйста написать с сочинением «О Футбольном мяче , как о своем друге »
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 04:25 7 Злобин Артём
Помогите написать изложение по рассказу Астафьева «Конь с розовой гривой» от слов «день был ясный, л
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 04:13 11 Янчук Надія
ДАЮ 80 БАЛЛОВ как вы считаете кого можно назвать «странным человеком» и почему? В рассказе Шукшин
Ответов: 1
Литература 20.10.2023 04:10 17 Габитов Айрат
продолжи расставлять паузы.А я не знал,//я долго молчал/и отвернулся от мамы,/чтобы она по голосу ил
Ответов: 2
Литература 20.10.2023 03:39 19 Кушнаренко Иван
Ребятки, всем привет!!! Помогите пожалуйста) вот вопрос: Какую идею стиха хотел донести до нас автор
Ответов: 2
Полезные ссылки и информация
2021 год объявлен по решению ЮНЕСКО годом Достоевского. 11 ноября 2021 празднуется 200 лет со дня рождения великого русского писателя. Юбилей отмечается на государственном уровне, о чём издан соответствующий указ Президента.
В честь юбилея писателя в Санкт-Петербурге в стенах Михайловского замка с 13 ноября 2021 по 14 февраля 2022 года проходит выставка — Два века Достоевского — «Я – Достоевский».Среди прочих вещей Достоевского там будет представлена главная его книга – Евангелие, которое было подарено писателю в Сибири.
Музей Достоевского на Кузнечном переулке дом 5 — md.spb.ru.
Часть 6
Глава 1
После похорон Катерины Ивановны к Родиону приходит Разумихин. Он рассказывает Раскольникову о том, что Дуня получила какую-то записку, которая ее сильно взволновала, а Пульхерия Ивановна заболела. После ухода приятеля к Раскольникову вдруг приходит следователь.
Глава 2
Порфирий Петрович снова долго беседует с юношей, говорит, что не верит в виновность красильщика, зато уверен, что убил Родион. Следователь советует студенту сознаться в содеянном, хоть и нет доказательств вины Раскольникова. «Так кто же убил?», – в страхе спрашивает Родион. «Как кто убил? – отвечает Порфирий. – Да вы и убили-с», затем дает два дня на размышление и уходит.
Глава 3
В трактире Родион встречает Свидригайлова, который начинает рассказывать о своих похождениях. Это юноше совсем не нравится, он морщится от таких грязных рассказов. Однако Свидригайлов замечает, что сам Раскольников не лучше – ведь он убийца.
Глава 4
Дуня приходит к Аркадию Ивановичу, который рассказывает девушке, что брат ее убил Алену Ивановну и Лизавету, обещает Дуне спасти Родиона, если девушка станет его любовницей. Она же на это согласиться не может.
Дуня пытается выйти. Однако обнаруживает, что дверь заперта. Девушка хватает револьвер и из страха и отчаяния стреляет в Свидригайлова, причем несколько раз, но промахивается. Дуня бросает оружие на пол, плача, просит ее отпустить.
Аркадий Иванович отворяет дверь, девушка убегает. А Свидригайлов поднимает револьвер и прячет его.
Глава 5
Аркадий Иванович не может забыть Дуню. В отчаянии он бродит из трактира в трактир, потом приходит к Соне, которой рассказывает о том, что пристроил детей Мармеладовых в лучший пансионат, затем дает девушке немного денег и уходит.
Ему ночью снятся кошмары. Он видит, как по кровати бегает мышь, затем снится ему утопившаяся девушка, которую он обесчестил в своем давнем прошлом, потом — девочка-подросток, которую он когда-то погубил.
Свидригайлов спешит покинуть гостиницу, а позже, не выдержав мук совести, кончает с собой, застрелившись из револьвера.
Глава 6
Раскольников признается сестре, что это он убил Лизавету и старуху-процентщицу, что больше не может терпеть муки совести. Он прощается с матерью и Дуней, клянется им, что начнет жить совсем иначе. Родион печалится, что не сумел переступить через порог человечности и совесть его мучает.
Глава 7
Раскольников приходит к Соне, позволяет ей надеть на него крестик, затем, по совету девушки, чувствуя в себе внезапное какое-то освобождение, идет на перекресток, падает на колени, целует землю и уже собирается сказать: «я убийца». Но люди, собравшиеся вокруг, стали насмехаться над ним, посчитав, что он пьян. И Родион уходит оттуда, зато приходит в полицию, желая сознаться в убийстве. Здесь он слышит, как кто-то рассказывает о самоубийстве Свидригайлова.
Глава 8
Известие о гибели Аркадия Ивановича потрясает Родиона. Раскольников уходит из полиции, но на улице видит Соню, которая в отчаянии взмахивает руками. Юноша возвращается в участок и сознается в убийстве.
Петербург в романе Достоевского
Роман «Преступление и наказание» является одним из наиболее значимых в творчестве Ф.М. Достоевского. В нем подняты важные вопросы нравственности и необходимости выбора, пути человека к постижению истины через многочисленные страдания.
Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.
Образ города тесно связан со страданием главного героя, метаниями его души. Это не тот сверкающий «град Петра», который можно встретить на страницах произведений других авторов. И не сказочный город, в котором сбываются все мечты.
Петербург в «Преступлении и наказании» такой же страдающий, как и попавший в практически безвыходное положение Раскольников. Здесь душно, тесно от огромного количества людей на улицах, нестерпимо воняет из многочисленных распивочных, а пьяных можно встретить на каждом шагу.
Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши.
Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.
В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве. Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.
Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.
В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета. Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.
Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий. Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру.
В целом можно сказать, что каждый писатель представляет Петербург по-своему. Это зависит и от сюжета произведения, и от характера писателя, и от того, что он хотел выразить. Судя по другим произведениям Ф.М. Достоевского, автор желает выразить сочувствие “маленькому человеку”, ему искренне жаль таких людей.
Часть 3
Глава 1
Очнувшись от обморока, Родион просит родных и друга не волноваться за него. Раскольников спорит с сестрой из-за Лужина, требует, чтобы Дуня отказалась выходить замуж за этого барина. Вскоре мать и сестра уходят в номера, которые снял для них Лужин.
Разумихин провожает женщин до их новой съемной квартиры. Ему все больше нравится Дуня.
Глава 2
Разумихин утром навещает сестру и мать Раскольникова. Он у Дуни просит прощения за нелестные слова о ее женихе. Тут приносят записку от Лужина. В записке он сообщает, что скоро их навестит и хочет, чтобы Родиона при этом не было.
Пульхерия Ивановна рассказывает Разумихину, что, по словам Лужина, ее сын якобы увлекся какой-то проституткой. Мать и сестра идут к Родиону.
Глава 3
Студенту уже лучше. Раскольников сообщает матери и сестре о вчерашнем происшествии с Мармеладовым, что он дал деньги в помощь Катерине Ивановне. Мать рассказывает о смерти Свидригайловой и о записке Лужина.
Дуня хочет, чтобы брат вечером пришел и присутствовал при их встрече с Петром Петровичем.
Глава 4
К Родиону приходит Соня. Она просит его присутствовать на похоронах Мармеладова. Раскольников знакомит ее с сестрой и матерью, которые отнеслись к девушке с большим участием. Пульхерия Ивановна и сестра вскоре уходят. Прощаясь, Дуня поклонилась Соне, которая очень смутилась из-за этого.
Раскольникову очень хочется познакомиться с Порфирием Петровичем. Родион рассчитывает узнать от него детали расследования убийства процентщицы.
Соня уходит домой. За ней увязывается какой-то господин, который следует за девушкой до самого ее дома, даже пытается с ней заговорить. Оказывается, что господин живет по соседству с Соней.
Глава 5
Раскольников с Разумихиным вдвоем приходят к Порфирию Петровичу, у которого в гостях был Заметов. Студент хотел знать, что известно полиции, потому спрашивает, что надо сделать, чтобы заявить о своих правах на заложенные им вещи.
«Я уже давно вас здесь поджидаю. Знаю, что вы у старухи вещи закладывали; на них ваша фамилия обозначена.»
Суть теории: все люди делятся на необыкновенных и простых. Необыкновенным позволено гораздо больше, они могут даже преступление совершить по велению своей совести, если это поможет всеобщему благу. Родион поясняет:
«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»
И еще:
«…первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного».
«Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.»
«А если кто из простых людей вдруг сочтёт, что он гений, да и начнёт устранять все препятствия?»,
Порфирий Петрович задает ему вопрос:
«И вы решились бы перешагнуть?».
«Очень может быть»
Порфирий догадывается, что именно Родион убил старуху, приглашает его зайти в полицейский участок. Разумихин при этом в разговоре замечает, что друг приходил к старухе за три дня до убийства, но никак не в тот день. Затем друзья уходят.
Глава 6
Попрощавшись с Разумихиным, Раскольников подошел к своему дому. Его догоняет незнакомец, который в лицо Родиону бросает всего одно слово: «убивец» и уходит. Юноша в смятении возвращается домой, забывается в тяжелом сне.
Во сне он пытается снова и снова убить процентщицу, которая смеется ему в лицо. Квартирку Алены Ивановны заполняют какие-то люди, которые тоже укоряют студента за убийство.
С трудом очнувшись после кошмара, Родион видит на пороге своей комнаты вчерашнего незнакомца. Это – Свидригайлов Аркадий Иванович, помещик, следивший за Соней и пытавшийся недавно соблазнить Дуню.
Сочинение рассуждение Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании
Петербург в романе «Преступление и наказание» является одним из главных образов. Он встречается на каждой странице и представлен городом контрастов. Для каждого жителя внутренняя картина Петербурга своя, для нищих студентов и угнетенных жизнью — это серый, душный, покрытый пылью город. Для богачей и ростовщиков — это напыщенный город праздник, сияющий в огнях. Достоевский больше показывает Петербург таким, каким его видят «маленькие люди».
Только приступая к чтению романа, мы тут же погружаемся в удушливую среду вонючего Петербурга, каким его видит Раскольников. Серый, нищий квартал, с облупленными домами, в котором обитает угнетенный студент ничем не может радовать взгляд. На едва проходимых улочках прохожие не удивляются завидев изможденный, нищенский образ главного героя, потому что они сами одеты так же. Ужасная теория Родиона рождается в пивной за грязным столиком. Кругом стоит смрад, грязь, такая обстановка буквально толкает Раскольникова совершить злодеяние. А после убийства тусклая атмосфера города еще больше давит на героя. Нельзя скрыться даже в своём собственном жилье, которое у Раскольникова представляет собой обшарпанную коморку размером в несколько шагов.
В произведении преобладают оттенки серого и жёлтого цвета. Это даёт ассоциацию с унынием и безысходностью. У жителей этого города нет достойного представления о любви, красоте и счастье. Все, кто населяет бедный квартал, выходя каждое утро из своих коморок, видит мрачные лица прохожих, невзрачные обшарпанные дома и множество плакатов призывающих посетить распивочные, в которых за незначительную сумму можно долгое время засиживаться над рюмкой.
Произведение Достоевского знакомит нас с Петербургом глазами униженных нищетой людей. Автор с сердечной грустью изображает среду, в которой влачат своё существование миллионы тех, кому некуда идти. Эти люди загнаны обстоятельством в жёсткие рамки условий, которые толкают их на совершение разного рода преступлений.
Образ Петербурга изображенный в романе вынуждает задуматься о социальной разобщенности, правящей в современном Достоевскому обществе.
Сочинение рассуждение 10 класс, кратко ЕГЭ. По литературе
Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании
Сейчас читают:
-
Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание сочинение
В произведении Достоевского, которое называется «Преступление и наказание», у главного героя (Раскольникова) есть несколько двойников. Главная фигура романа – Родион Раскольников. Фамилия персонажа говорит сама за себя. Образ этого персонажа противоречив.
-
Сказки собственного сочинения волшебные и про животных
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были курочка-несушка, дед и баб. Да припеваючи себе жила. Хозяева, седой старик с густой бородой, да старуха в платке, любили свою единственную кормилицу.
-
Сочинение на тему 12 апреля день космонавтики
Одним из моих любимых праздников является день космонавта. У нас в стране, как и во всём мире, его отмечают 12 апреля. Почему именно двенадцатого?
-
Сочинение Махачкала — мой город
Я живу в солнечной столице Дагестана. Здесь проживают самые радушные и добрые люди. Каждого путешественника здесь всегда рады видеть. Люди здесь всегда готовы помочь.
-
Сочинение Сила характера 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение
У каждого из нас свой, индивидуальный, характер. Характер – это такая черта человека, которая может передаваться по наследству. Но. Характер способен меняться на протяжении всей жизни. И если о характере еще что-то можно сказать,
-
Россия — Родина моя сочинение (3, 4, 5, 8 класс)
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что такое Родина. Нет на свете места роднее, чем то, где он родился, где прошло его детство. Кто-то родился во Франции, кто-то –в Испании, а я-в России
Запутываем следы
Продолжая наш маршрут, отправимся к Гражданской улице, пересечение Вознесенского проспекта. Здесь Раскольников идет к старухе. Таким образом, сокращая путь и запутывая следы.
Немецкий шляпник. Герой романа переживал по поводу бедности и хотел уйти с университета, так как было не в чем ходить. Мысли Раскольникова резко изменились, когда он стал планировать преступление. Однажды, гуляя по улице, Раскольников шел в примечательной шляпе, и один кучер обозвал его «немецким шляпником». И тогда Родион понял, что нельзя идти в подобной шляпе на преступление, так как заметят.
Гражданская улица, вид с Вознесенского проспекта
Собственно, теперь мы и начинаем тот путь, который проделал Раскольников от своего дома по Столярному переулку до места преступления — дома старухи процентщицы. Он специально выбрал путь в обход по Кокушкину мосту до Садовой, мимо Таврического сада, чтобы запутать следы. Хотя были пути быстрее.
путь к Кокушкину мосту на канале Грибоедова, Автор фото: Чех София
Кокушкин мост — безысходность или разум?
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из каморки, которую нанимал от жильцов в Столярном переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к Кокушкину мосту», — так начинается роман Достоевского «Преступление и наказание». Вот и мы направляемся от дома Раскольникова по Столярному переулку к Кокушкину мосту.
Кокушкин мост, Автор фото: Чех София
Район Кокушкина моста (от дома Раскольникова до дома Сони Мармеладовой) в Петербурге принято назывть «Достоевский квартал».
Вид с Кокушкина моста на Сенной мост, Автор Чех София
Как можно заметить на фотографии, гуляя путями Раскольникова, по центру находится доходный дом Безобразовой. Повернув направо от Кокушкина моста, мы выходим на Садовую улицу. По пути к Вознесенскому проспекту, где виднеется дом со шпилем, нам встречается Юсуповский Сад.
В 1971 году 1,5 месяца рядом с Юсуповским садом, по адресу Римского-Корсакова дом 3, жила семья Достоевского. Писатель снимал ее летом для того, чтобы его дочери могли гулять по саду.
Вид с Юсуповского сада на дом Кушелева, Автор фото: Чех София
Обратите также внимание на длинный невзрачный розовый дом по улице Садовой 49 (доходный дом Кушелёва), напротив Юсуповского сада. Здесь жил Разумихин — человек, с которым у Раскольникова было тесное общение
Впоследствии Разумихин женился на его сестре. В этом доме также жил издатель Стелловский, с которым Достоевский заключил тот самый контракт на роман «Игрок».
Интересный факт: в Петербурге не было канализации, и весь мусор скидывали в ямы, которые выгребали. Соответственно, запах и смрад летом стоял страшный. Запах доходил даже до императорского двора. Неоднократно предпринимались попытки бороться с этим, однако, безуспешно. Именно поэтому писатель снимал квартиру рядом с Юсуповским садом, чтобы его дети гуляли по парку и дышали свежим воздухом.
Ответы на вопрос
Отвечает Фень Олеся.
Николаевском мосту (теперь — мост лейтенанта Шмидта) Раскольников вглядывается в Исаакиевский собор. В картине, описываемой Достоевским есть странная двойственность, раскол, который касается даже восприятия Раскольниковым пространства. С одной стороны, это храм как символ чистоты и безгрешности. С другой – от этой великолепной панорамы веяло «духом немым и глухим». Каждый раз Раскольников дивился своему «угрюмому и загадочному впечатлению» от этой картины. В панораме Исаакиевского собора как будто таится суровый и мрачный дух хранителя и основателя города – Петра I, а вздыбленный на коне памятник Петра – этот каменный истукан – материальное воплощение гения места, по выражению Н. П. Анциферова. Призрак мрачной государственности, отмеченной уже Пушкиным в поэме «Медный всадник», когда истукан, соскочивший с пьедестала гонится за «маленьким человеком» Евгением, пугает и преследует также и Раскольникова . Перед этой величественной, но уничтожающе холодной государственностью Раскольников, возомнивший себя сверхчеловеком, оказывается микроскопическим «маленьким человеком», от которого равнодушно отворачивается этот «непостижимый город» царей и чиновников. Словно иронизируя над Раскольниковым и его «сверхчеловеческой» теорией, Петербург сначала ударом кнута по спине вразумляет замешкавшегося на мосту героя, а потом рукой сердобольной купеческой дочери кидает Раскольникову подаяние – в ладони Раскольникова падает двугривенный. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки, швыряет двугривенный в воду: «Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца (Зимнего дворца. – А. Г.) . Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение (…) Когда он ходил в университет, то обыкновенно, — чаще всего, возвращаясь домой, — случалось ему, может быть, раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму… «. «Художник М. В. Добужинский заинтересовался, почему Достоевский отметил это место, как наиболее подходящее для созерцания Исаакиевского собора. Оказалось, что отсюда вся масса собора располагается по диагонали и получается полная симметрия в расположении частей» (Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. М. , «Просвещение», 1985, с. 118).