Художественный стиль

Художественный стиль речи

Обзор стилей речи, как определить стиль текста

Научный — применяется для написания диссертаций, монографий, статей и пр. Текст научного стиля легко определить. Для него характерно:

  • наличие множества незнакомой терминологии;
  • громоздких предложений;
  • объемных абзацев (на пол страницы);
  • применение массы существительных и совсем немного глаголов;
  • безличность, т. е. вместо «я» — «мы».

Деловой стиль текста и официальный стиль текста совмещен в один — официально-деловой. И не зря, ведь они очень близки. Сотрудники коммерческих и государственных учреждений знают об этом не понаслышке. Все официальные документы, начиная с законов и заканчивая деловыми записками, пишутся в этом стиле.

Это язык отчетов, инструкций, накладных и т. д. Он характеризуется: отглагольными существительными, прямым порядком слов, длинными предложениями, жесткой логикой, широким использованием языковых клише и штампов, предельной точностью в изложении информации в ущерб удобства восприятия и легкости чтения.

Публицистический — встречается в журналах, газетах, статьях в общественных блогах, новостных сайтах и других СМИ. Его особенность — твердая нацеленность на результат: подача информации, которая будет воздействовать на мировоззрение большого числа людей и влиять на их отношение к общественным делам и проблемам.

Текст публицистического стиля часто состоит из отвлеченных слов и понятий, имеющих большое политическое, нравственное или общественное значение. Например, такие слова и фразы как прогресс, свобода слова, патриотизм, развитие и мн. др. Также ему свойственны: образность, логичная подача информации, призывы к действию, оценки и насыщенность эмоциями.

Художественный — богат на экспрессивно-эмоциональную лексику. Опознать  художественный стиль текста просто: множество метафор и сравнений, наличие оттеночных слов (жаргонных, устаревших, ругательных), необычная авторская позиция, легкие для восприятия предложения.

Разговорный — встречается в повседневном живом общении. При желании автора установить более тесный контакт со своими читателями, этот стиль используется в письменной речи. Он часто встречается в продающих текстах, заметках соцсетей, личных заметках в блоге и др.

Текст разговорного стиля отличается ярко выраженной экспрессией, красочностью, живой речью, высокой субъективностью и оценочностью, неполными предложениями, разговорными и просторечными словами и оборотами, повторами. А иногда даже ненормативной лексикой.

Признаки художественной стилистики

С течением времени вырабатывались признаки художественного стиля. Главный из них — наличие в тексте приёмов, способных пробудить определённые эмоции и вызвать нужное настроение. Художественный текст не просто информирует — он рассчитан на обратную связь. Читатель наслаждается игрой слов, богатством речи и красотой предложений. Фигуры речи, применяемые авторами:

  • гипербола;
  • сравнение;
  • метафора;
  • эпитет;
  • аллегория.

Ещё один признак — частое использование слов, имеющих более одного значения. Благодаря этому образуются смысловые нюансы и глубина. Читатель может несколько раз возвращаться к одному и тому же отрывку, открывая для себя новый смысл. Также применяются синонимы — слова с похожим, но не идентичным значением. С их помощью текст приобретает новые грани и оказывает эстетическое воздействие на читателя.

Экспрессия и эмоциональность — ещё 2 черты, присущие художественной стилистике

Важно, что одни и те же слова в публицистическом тексте могут обладать нейтральной коннотацией, а в художественном — иметь определённую эмоциональную характеристику.

Интересный приём, используемый при создании драматических, лирических и эпических творений, — инверсия. Его суть в том, что слова в предложениях ставят не в обычном порядке, а иначе. За счёт этого достигается нужный настрой.

Структурные нормы, обязательные к соблюдению в научных и публицистических текстах, в художественных произведениях могут нарушаться, если таков замысел автора

Отклонения объясняются тем, что писатель желает акцентировать внимание читающего на отдельной мысли или идее. Виды норм, которые допускается нарушать:

  • морфологические;
  • лексические;
  • фонетические.

Можно сказать, что этот стиль главенствует над остальными, ведь он вобрал в себя все приёмы и средства, используемые авторами. По яркости, богатству и насыщенности он превосходит остальные.

Учитывая, сколько признаков отличают художественное произведение, читатель без труда выделит его среди других видов текстов. Если стоит задача определить стиль, для начала нужно понять, к какому жанру относится творение. После этого почти со 100%-й вероятностью можно будет сказать, выдержано ли произведение в художественной стилистике или оно представляет собой публицистику, аналитику, научный труд и так далее.

Стили речи

Стиль языка — разновидность, обслуживающая общественную жизнь человека. В зависимости от сферы общения в речи существует пять стилей:

  • Общение в обычной жизни, в быту — разговорный стиль.
  • Обращение в учреждения — официально-деловой стиль.
  • Выявление проблем, призыв к деятельности — публицистический стиль.
  • Сфера образования и науки — научный стиль.
  • Литературное творчество — художественный стиль.

Разговорный стиль — устная форма, остальные четыре — книжная.

Чтобы запомнить стили речи, посмотрите на свою ладонь. Четыре пальца вместе, а большой как бы в стороне, отдельно. Так же и со стилями: четыре стиля книжных, а разговорный — в стороне.

Особенности художественного стиля

1) Единство ком­му­ни­ка­тив­ной и эсте­ти­че­ской функ­ций явля­ет­ся харак­тер­ной осо­бен­но­стью худо­же­ствен­но­го сти­ля речи.

В худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии сло­ва игра­ют двой­ную роль. С одной сто­ро­ны, они выпол­ня­ют свою пря­мую номи­на­тив­ную функ­цию, назы­вая пред­мет или явле­ние, о кото­ром повест­ву­ет­ся в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии. С дру­гой сто­ро­ны, сло­ва слу­жат сред­ством созда­ния худо­же­ствен­но­го обра­за, вызы­ва­ю­ще­го опре­де­лен­ный эмо­ци­о­наль­ный и эсте­ти­че­ский отклик у читателя.

2) В зави­си­мо­сти от пред­ме­та изоб­ра­же­ния и зада­чи писа­те­ля в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии пере­пле­та­ют­ся язы­ко­вые сред­ства раз­лич­ных сти­лей речи. Если худож­ник сло­ва обра­тил­ся к изоб­ра­же­нию про­блем тру­дя­щих­ся в сфе­ре нау­ки, дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в сте­нах научно-исследовательского инсти­ту­та или лабо­ра­то­рии, то его пер­со­на­жи гово­рят на язы­ке нау­ки, исполь­зу­ют мно­же­ство тер­ми­нов и обо­ро­тов, харак­тер­ных для науч­но­го сти­ля речи.

Нередко автор при­бе­га­ет к раз­го­вор­но­му сти­лю речи, что­бы отоб­ра­зить речь геро­ев как сред­ство их характеристики.

3) В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре широ­ко исполь­зу­ют­ся образно-выразительные сред­ства речи: тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры.

4) В про­из­ве­де­нии ощу­ща­ет­ся при­сут­ствие худо­же­ствен­но­го обра­за автора.

Автор само­вы­ра­жа­ет­ся, исполь­зуя все богат­ство рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, что­бы доне­сти до чита­те­ля свои мыс­ли, рас­суж­де­ния и свою точ­ку зре­ния о явле­нии или пер­со­на­же про­из­ве­де­ния. Творческая инди­ви­ду­аль­ность авто­ра про­яв­ля­ет­ся в выбо­ре слов и сло­во­со­че­та­ний, постро­е­нии син­так­си­че­ских кон­струк­ций и осо­бой инто­на­ции рас­сказ­чи­ка. Эти сред­ства созда­ют непо­вто­ри­мый автор­ский стиль худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния. Так чита­тель отли­ча­ет худо­же­ствен­ный стиль про­из­ве­де­ний А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского, Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя.

Сколько стилей речи существует, сфера применения, характеристики

Для каждого стиля речи существует как устная, так и письменная форма, свои особенности использования литературных норм языка. Выделяют пять основных функциональных стилей речи, которые различают, исходя из условий и целей общения. В зависимости от того, к кому человек обращается и какую информацию собирается сообщить (научную, официальную или просто чем-то поделиться), он выбирает соответствующий стиль речи: простой разговорный или один из книжных (художественный, публицистический, научный либо официально-деловой).

Разговорный

К признакам разговорной речи относятся дополнительные средства выразительности: жестикуляция, мимика, интонация. Для него характерны емкая и непринужденная лексика, короткие и выразительные предложения (зачастую вопросительные и восклицательные), обыденные темы, использование разговорных, эмоциональных слов. Основная функция — обеспечить коммуникации между людьми в повседневной жизни. Применяется для общения в непринужденной, неофициальной обстановке, в быту. 

Официально-деловой

Используется в официальных ситуациях — в сферах дипломатии, юриспруденции, делопроизводства. Является языком составления документов, требует соблюдения определенных правил регламента, официальности. Для него характерны применение официально-деловой лексики (номенклатурных наименований, сложных слов и языковых конструкций, прямой порядок слов).

Ему присущи строгая структура, стандартная схема составления документа, использование языковых клише, точность, конкретность, безличность. Он не приемлет абстрактных рассуждений и приблизительных данных, исключает возможность неправильного толкования. Выполняет как функцию передачи официальной и деловой информации, так и функцию регламентации различного вида отношений. 

Научный

Применяется в учебной и образовательной литературе, энциклопедиях, при написании научных трудов, статей. Используется как в письменной, так и устной речи (при взаимодействии между учащимся и преподавателем, во время доклада). По своей сути является энциклопедическим.

Для этого жанра характерны доказательность, конкретность, точность, логичность, однозначность, объективность. Часто в тексте встречаются цитаты, ссылки на источники, научно подтвержденные цифры и факты, специфическая лексика и терминология, свойственная конкретной области науки, схемы и формулы. Ему соответствует строгость изложения, употребление слов в их прямом значении, сложные синтаксические конструкции. Основная функция — сообщение научных сведений, обмен научной информацией. Помимо чисто научного стиля, выделяют научно-популярный и научно-учебный. 

Публицистический

Используется в публичных выступлениях, дискуссиях, докладах, злободневных статьях (включая интервью, репортажи, фельетоны), новостях в СМИ на тему культуры, политики, экономики, общественной жизни. Его функция — обсуждение социально-значимых, насущных проблем, вопросов. Цель — сформировать общественное мнение, убедить в чем-то читателей или слушателей, воздействовать на них через передачу эмоций.

Является экспрессивным стилем, использует соответствующую лексику, риторические языковые конструкции, призывной пафос. Допускает использование оценочных суждений, игры слов, обобщений, категоричных высказываний. Для него характерны образность, логичность и четкость, насыщенность информацией, актуальность, оперативность и общедоступность для понимания.

Художественный

Используется при написании литературных произведений. Цель художественного стиля речи — сформировать у читателя художественный образ, вызывая у него эстетические переживания и эмоциональный отклик. Для этого писатель применяет необычный синтаксис, различные художественные приемы (отрицательного сравнения, обманутого ожидания и пр.), средства языковой выразительности (гиперболы, метафоры, эпитеты), эмоционально окрашенную лексику. Художественный стиль допускает использование элементов любого жанра и сленга, ему свойственны индивидуальность и образность.

Главной функцией является эстетическая, дополнительные — отображение окружающей действительности с разных точек зрения, косвенное воздействие на читателя через его душевное состояние. 

Обязательные предметы гардероба жительницы Парижа.

Многие представительницы прекрасного пола, которые стремятся выглядеть стильно и изысканно каждый день, имеют в своем гардеробе набор базовых, обязательных вещей. Что же за предметы можно обнаружить в шкафу парижанки?

1. Балетки. Вопреки привычным представлениям, не всегда отдают предпочтение обуви на каблуках. Они в повседневной жизни носят удобные балетки на тонкой подошве.

2.Сумка с длинным ремнем. Сумочка, переброшенная через одно плечо — привычка большого числа жительниц модной столицы.

3.Шарф большого размера. Разнообразные объемные шарфы предпочитают жительницы многих стран. Однако большинство парижанок считают, что это незаменимый и абсолютно необходимый в холодное время года аксессуар.

4.Приталенный жакет, плащ или пиджак. Истинно французская манера — носить приталенные пиджаки. Их украшают тонкими ремешками или носят нараспашку.

5.Большие солнцезащитные очки. В сочетание с убранными в тугой хвост, пучок или высокую прическу волосами, такие очки смотрятся особенно стильно и изысканно.

6.Одежда черного цвета. Черный цвет для жительниц Парижа — не цвет траура. Для них он является олицетворением стиля и изящества. Поэтому для создании парижского образа необходимо иметь в гардеробе черные майки, футболки, свитеры и другие предметы одежды.

Что такое художественный стиль речи?

В про­цес­се исполь­зо­ва­ния язы­ка в раз­лич­ных сфе­рах обще­ствен­ной жиз­ни сфор­ми­ро­ва­лись его функ­ци­о­наль­ные раз­но­вид­но­сти, отли­ча­ю­щи­е­ся сво­и­ми зада­ча­ми, харак­тер­ны­ми при­зна­ка­ми, жан­ра­ми и выбо­ром язы­ко­вых средств.

Среди книж­ных сти­лей речи, вос­тре­бо­ван­ных в нау­ке, поли­ти­ке, дело­вых отно­ше­ни­ях и в быто­вом обще­нии, осо­бое место зани­ма­ет худо­же­ствен­ный стиль речи, кото­рый исполь­зу­ет­ся в сло­вес­ном творчестве.

Его свое­об­ра­зие про­яв­ля­ет­ся в непо­сред­ствен­ном воз­дей­ствии на чув­ства, мыс­ли и миро­воз­зре­ние чита­те­ля с помо­щью создан­ных худо­же­ствен­ных образов.

Художественный стиль речи исполь­зу­ет­ся с целью изоб­ра­зить пред­мет так, что­бы наи­бо­лее пол­но пере­дать чув­ства, впе­чат­ле­ния и вызвать сопе­ре­жи­ва­ние геро­ям произведения.

Определение

Художественный стиль речи — это функ­ци­о­наль­ная раз­но­вид­ность лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая воз­дей­ству­ет на чув­ства чита­те­ля с помо­щью худо­же­ствен­ных образов.

А такое опре­де­ле­ние, что такое худо­же­ствен­ный стиль речи в лите­ра­ту­ре при­во­дит Википедия:

Определение

Литературно-худо́жественный стиль — функ­ци­о­наль­ный стиль речи, кото­рый при­ме­ня­ет­ся в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре. Этот стиль воз­дей­ству­ет на вооб­ра­же­ние, пси­хи­ку и чув­ства чита­те­ля, пере­да­ёт мыс­ли и чув­ства авто­ра, исполь­зу­ет всё богат­ство лек­си­ки, воз­мож­но­сти раз­ных сти­лей, харак­те­ри­зу­ет­ся образ­но­стью, эмо­ци­о­наль­но­стью речи.

Кроме непо­сред­ствен­но­го воз­дей­ствия на чита­те­ля, этот стиль речи обла­да­ет эсте­ти­че­ской функ­ци­ей, направ­лен­ной на фор­ми­ро­ва­ние у чита­те­ля или слу­ша­те­ля чув­ства пре­крас­но­го. Особенно ярко эсте­ти­че­ская функ­ция про­яв­ля­ет­ся в поэ­ти­че­ском творчестве.

А. С. Пушкин. 19 октября.

Буквально в несколь­ких стро­ках худож­ник сло­ва мастер­ски рису­ет зри­мую кар­ти­ну позд­ней осе­ни и пере­да­ет чита­те­лю чув­ство гру­сти, вызван­ное увя­да­ни­ем природы.

Эстетическое чув­ство вызы­ва­ют стро­ки, опи­сы­ва­ю­щие наступ­ле­ние вес­ны и воз­рож­де­ние при­ро­ды. Понаблюдаем, как образ­но и эмо­ци­о­наль­но автор изоб­ра­зил рож­де­ние весен­не­го ручейка:

Таким обра­зом, худо­же­ствен­ный стиль обла­да­ет ком­му­ни­ка­тив­ной и эсте­ти­че­ской функ­ци­я­ми, кото­рые проч­но свя­за­ны меж­ду собой.

Укажем осо­бен­но­сти  иссле­ду­е­мо­го сти­ля речи.

Как определить какой стиль используется, признаки

Существует специальная лингвистическая наука, занимающаяся изучением стилей речи, различий между ними, характерных особенностей — стилистика. Согласно этой науке для определения стиля речи необходимо проанализировать следующие его признаки:

  • кому адресован текст;
  • письменная или устная речь;
  • форма и жанр высказывания;
  • используемая лексика;
  • цель высказывания.

Рассмотрим пример с устной речью. Она может быть использована как в разговорном, так и публицистическом стиле. Для точного определения надо проанализировать ее признаки. Для какой аудитории она предназначена? Для массовой или единичного слушателя? Ставится ли цель убедить в чем-то? Или это просто передача обыденной информации? Какой тип лексических средств используется — экспрессивно насыщенный, с риторическими высказываниями или незамысловатые конструкции с обыденными фразами? В первом случае это будет публицистический стиль, во втором — разговорный.

Когда в тексте передается информация, следует обратить внимание на ее характер. Если это статья в журнале или параграф учебника, содержащие научные сведения, то и стиль используется научный. . Если же это газетная заметка с краткой деловой информацией о предстоящем событии (что, где, когда должно состояться), она написана в официально-деловом стиле. 

Если же это газетная заметка с краткой деловой информацией о предстоящем событии (что, где, когда должно состояться), она написана в официально-деловом стиле. 

Если в газетной статье изложено подробное описание уже состоявшегося события, при этом использованы различные выразительные средства, создающие красочные, художественные образы события, людей, природы с целью вызвать эстетические переживания у читателя — это художественный стиль.

Если о событии рассказывается с целью привлечь внимание общественности, при этом употребляются призывы к действию, пафосная речь — это публицистический стиль, так же как и предвыборная речь кандидата, напечатанная в той же газете с целью убедить читателей проголосовать за него. Любое художественное произведение (стихотворение, поэма, элегия, рассказ, новелла, повесть, роман, драматургическое произведение, эссе и т.д.) несмотря на наличие в нем элементов разных стилей, все же будет относиться к художественному. 

Любое художественное произведение (стихотворение, поэма, элегия, рассказ, новелла, повесть, роман, драматургическое произведение, эссе и т.д.) несмотря на наличие в нем элементов разных стилей, все же будет относиться к художественному. 

Строгая форма изложения характеризует сразу два стиля — официально-деловой и научный. Но в первом случае речь будет идти об информации, регулирующей отношения между субъектами общества, а во втором — о научных фактах и явлениях жизни, природы и общества, с их объяснениями.

Примеры описания погодного явления в разных стилях:

Стили речи языка — что под этим понимается

Стиль речи (жанр) — разновидность литературного языка, используемого в конкретной сфере человеческих коммуникаций, обусловленная особенностями общения между людьми в этой сфере.

Применение того или иного стиля зависит от:

  • цели общения (повествования);
  • аудитории слушателей (читателей);
  • конкретной ситуации, в которой будет использован текст (устно или письменно).

Поскольку каждый из стилей имеет определенную функцию, то более точным следует считать понятие «функциональные стили речи».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Функции художественного стиля

Кроме непосредственного воздействия на читателя, этот стиль речи обладает эстетической функцией, направленной на формирование у читателя или слушателя чувства прекрасного. Особенно ярко эстетическая функция проявляется в поэтическом творчестве.

А. С. Пушкин. 19 октября.

Буквально в нескольких строках художник слова мастерски рисует зримую картину поздней осени и передает читателю чувство грусти, вызванное увяданием природы.

Эстетическое чувство вызывают строки, описывающие наступление весны и возрождение природы. Понаблюдаем, как образно и эмоционально автор изобразил рождение весеннего ручейка:

Итак, художественный стиль обладает тремя функциями:

  • эстетическая функция
  • функция воздействия
  • коммуникативная функция.

Эстетическая функция проявляется в формировании у читателя яркого впечатления, чувства прекрасного с помощью созданного автором художественного образа.

Функция воздействия реализуется через чувства, эмоции, которые вызывают художественные образы произведения. Её цель — реакция читателя, живой отклик.

Коммуникативная функция — это взаимодействие автора с читателем. С помощью художественных средств и образов автор стремится поделиться с читателем своей точкой зрения, мыслями, чувствами, жизненным опытом.

Функции художественного стиля прочно связаны между собой.

Художественный стиль имеет характерные особенности, отличающие его от других стилей речи.

Языковые средства художественного стиля речи

Художественный стиль речи пред­по­ла­га­ет пред­ва­ри­тель­ный отбор язы­ко­вых средств. Автор тща­тель­но про­се­и­ва­ет сло­ва и обо­ро­ты речи, что­бы наи­бо­лее образ­но и ярко изоб­ра­зить то, о чем он хочет рас­ска­зать чита­те­лю. Как уже упо­ми­на­лось, для харак­те­ри­сти­ки геро­ев вос­тре­бо­ва­ны язы­ко­вые сред­ства раз­ных сти­лей речи, в част­но­сти раз­го­вор­но­го сти­ля. Нередко в речь пер­со­на­жей как пред­ста­ви­те­лей раз­ных соци­аль­ных сло­ев обще­ства вкли­ни­ва­ют­ся жар­гон­ные, про­сто­реч­ные сло­ва и про­фес­си­о­на­лиз­мы.

В худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии для созда­ния коло­ри­та мест­но­сти, где живут, тру­дят­ся, раду­ют­ся и горю­ют герои худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния, исполь­зу­ют­ся диа­лект­ные сло­ва. В исто­ри­че­ских пове­стях, рома­нах и дра­мах упо­треб­ля­ют­ся арха­из­мы и исто­риз­мы, с помо­щью кото­рых вос­со­зда­ет­ся дух эпохи.

Со сти­ли­сти­че­ской целью широ­ко упо­треб­ля­ют­ся сино­ни­мы, анто­ни­мы, тор­же­ствен­ные и оце­ноч­ные слова.

Для эмо­ци­о­наль­но­го и эсте­ти­че­ско­го воз­дей­ствия на чита­те­ля худож­ник сло­ва при­ме­ня­ет обшир­ный арсе­нал образ­ных средств речи: тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры речи. Использование эпи­те­тов, мета­фор, срав­не­ний, оли­це­тво­ре­ний дела­ет вос­при­я­тие про­из­ве­де­ния мно­го­пла­но­вым, вызы­ва­ет инте­рес, будит вооб­ра­же­ние чита­те­ля и созда­ет у него бога­тые образ­ные ассоциации.

ТРОПЫ ПРИМЕРЫ
Эпитет — худо­же­ствен­ное опре­де­ле­ние, образ­но и эмо­ци­о­наль­но харак­те­ри­зу­ю­щее опи­сы­ва­е­мое явле­ние, чело­ве­ка, пред­мет, события. белые ручень­ки; крас­на деви­ца; доб­рый моло­дец; ясный месяц; зорь­ка алая ; буй­ная голо­вуш­ка; горь­кая доля; трес­ку­чий мороз; чисто поле; доб­рый конь.
Метафора — пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти на дру­гой на осно­ве их сход­ства в каком-либо отно­ше­нии или по контрасту. Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов) Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов) Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)
Метонимия — это пере­нос наиме­но­ва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния на дру­гой на осно­ве смежности. фар­фо­ро­вый кув­шин — разо­лью кувшин; хру­сталь — в шка­фу хрусталь; купить спаль­ню — вой­ти в спальню.
Синекдоха — это худо­же­ствен­ный троп, кото­рый созда­ет­ся пере­но­сом наиме­но­ва­ния пред­ме­та с его части на целое и наоборот. Все фла­ги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин) — Эй, боро­да ! А как про­ехать отсю­да к Плюшкину? (Н.В. Гоголь) Швед , рус­ский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
Аллегория — худо­же­ствен­ное пред­став­ле­ние идей (поня­тий) посред­ством кон­крет­но­го худо­же­ствен­но­го обра­за или диалога. цар­ство Морфея — сон; объ­я­тия Аида — смерть; форт Нокс — неприступность.
Гипербола — образ­ное выра­же­ние, состо­я­щее в непо­мер­ном пре­уве­ли­че­нии раз­ме­ра, силы, зна­че­ния изоб­ра­жа­е­мо­го явления. реки кро­ви; веч­но опаз­ды­ва­е­те; горы тру­пов; сто лет не виде­лись; напу­гать до смер­ти ; сто раз гово­ри­ла; мил­ли­он изви­не­ний; море пшеницы.
Литота — троп, име­ю­щий зна­че­ние пре­умень­ше­ния или наро­чи­то­го смягчения. маль­чик с паль­чик ; мужи­чок с ного­ток ; силы как у кома­ра ; мако­вой росин­ки во рту не было.
Ирония — это упо­треб­ле­ние сло­ва или обо­ро­та речи в про­ти­во­по­лож­ном значении. люб­лю как соба­ка пал­ку ; всю жизнь об этом меч­тал ! толь­ко об этом и думаю ! кому нуж­на такая кра­со­та .
Перифраза — семан­ти­че­ски неде­ли­мое, ино­ска­за­тель­ное выра­же­ние, кото­рое опи­сы­ва­ет содер­жа­ние дру­го­го сло­ва или соче­та­ния слов. голу­бая пла­не­та (Земля); чёр­ное золо­то (нефть); вто­рой хлеб (кар­то­фель); король гри­бов (белый гриб); корабль пусты­ни (вер­блюд); сталь­ное полот­но (желез­ная доро­га); кан­це­ляр­ская кры­са (чинов­ник); веч­ный город (Рим).

Языковые средства и особенности стиля художественной литературы

Одна из особенностей стиля художественной литературы состоит в том, что все элементы художественной системы произведения подчинены решению эстетических задач. Слово в художественном тексте является средством создания образа, передачи художественного смысла произведения.

В этих  текстах используется все многообразие языковых средств, существующих в языке, (о них мы уже говорили): средства художественной выразительности, стилистические (риторические) фигуры, причем могут использоваться как средства литературного языка, так и явления, стоящие вне литературного языка — диалекты, жаргон, бранная лексика, средства других стилей и т.д. При этом отбор языковых средств подчинен художественному замыслу автора.

Например, средством создания образа может быть фамилия героя. Таким приемом широко пользовались писатели ХVIII века, вводя в текст «говорящие фамилии» (Скотинины, Простакова, Милон и т.п.). Для создания образа автор может в пределах одного и того же текста использовать возможности многозначности слова, омонимов, синонимов и других языковых явлений

Повтор слова, который в научном и официально — деловом стилях подчеркивает точность текста, в публицистике служит средством усиления воздействия, в художественной речи может лежать в основе композиции текста, создавать художественный мир автора

Художественным средствам литературы свойственна способность»приращивать смысл» (например, при подтекстовой информации), что дает возможность разного толкования художественных текстов, разных его оценок.

Так, например, по-разному оценивали критики и читатели многие художественные произведения:

  • драму А.Н. Островского «Гроза» Н.Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве», видя в ее главной героине — символ возрождения русской жизни;
  • его современник Д. Писарев увидел в «Грозе» только «драму в семейном курятнике»,
  • современные исследователи А. Генис и П. Вайль, сравнивая образ Катерины с образом Эммы Бовари Флобера, увидели много общего и назвали «Грозу» «трагедией мещанской жизни».

Таких примеров можно привести множество: толкование образа Гамлета Шекспира, тургеневского Базарова, героев Достоевского.

Языковые средства художественного стиля речи

Достичь выразительности, эмоциональности и образности речи в художественных произведениях помогают особые языковые средства и приемы.

Фонетико-стилистические

  • Многозначные формулировки, дающие возможность вкладывать в речь скрытый, потаенный смысл.
  • Слова, произносительная форма которых не соответствует той, которую применил автор. Часто это достигается путем переноса ударения.
  • Особенное построение речи героев и текстов-описаний с целью формирования оригинального авторского стиля.

Словообразовательные

Характеризуются особой ролью суффиксов. Эти части слов используются с целью:

  • придать словам определенную эмоциональную окраску;
  • показать отношение автора или героя к человеку/предмету/явлению.

Морфологические

  • широкое применение глаголов с целью придать повествованию динамичность;
  • частое употребление местоимений для создания ощущения искренности речи;
  • большое количество причастий и прилагательных;
  • множественное использование слов в переносном значении.

Лексико-семантические

  • разговорные, сленговые, жаргонные и бранные выражения;
  • диалектные слова;
  • архаизмы и историзмы;
  • научная терминология;
  • неологизмы.

Эти типы лексики применяются, чтобы лучше передать «атмосферу» произведения, колорит местности, в которой происходит действие, или особенности эпохи, во время которой разворачивается сюжет.

Выразительно-изобразительные

  • Стилистические фигуры. Это речевые обороты, применяющиеся для усиления выразительности, экспрессивности и эмоциональности высказываний. Примерами стилистических фигур являются гиперболы, анафоры, параллелизмы, риторические вопросы и проч.
  • Тропы. Этим определением обозначают слова и высказывания, которые используются в тексте в переносном значении для придания речи художественности и образности. Существует множество видов тропов – метафоры, эпитеты, сравнения, аллегории, олицетворения и т. д.

Синтаксические

  • предложения повествовательной, восклицательной и вопросительной окраски;
  • прямая речь, афоризмы и цитаты;
  • синонимы и антонимы.

А также в художественных текстах, как и в публицистических, нередко встречаются торжественные и патетические формулировки и оценочные суждения.

Функции художественного стиля

Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, но она не является единственной. Общая картина применения этого стиля описана через его функции:

  • Образно-познавательная. Преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста.
  • Идейно-эстетическая. Обслуживание системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета.
  • Коммуникативная. Выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Информация из художественного мира связывается с действительностью.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: