Главные темы
В романе Тургенева четко прослеживаются прогрессивные мысли: протест против насилия и рабства, боль за страдания простых людей, желание равенства.
Центральными темами «Отцов и детей» являются:
- идейные противоречия – «за» и «против» крепостного права;
- взаимоотношения представителей разных поколений внутри одной семьи;
- появление «нового» человека на переломе между двумя эпохами;
- любовь (к родному дому, женщине, близким);
- отношения с окружающей природой и действительностью в целом.
Роман имел особенно острую проблематику для своего времени, хотя многие его темы актуальные для любого человека любого времени.
Кто вышел победителем в романе Отцы и дети
На первый взгляд, непонятно, кто в идейном споре вышел победителем, поскольку и Кирсанов, и Базаров выступают от имени своего социального класса и не собираются отступать. Однако, если присмотреться к тонкостям их общения, то можно понять, что «победе» нейтрального зрителя движет не столько беспристрастное наблюдение, сколько продуманная критику Тургенева обеих позиций.
Особенно отчетливо это проявляется в финале романа, где Автор представляет нам главного героя, Евгения Базарова, в совершенно другом облике, вынуждая читателя принять новую точку зрения. Евгений умирает от неизлечимого заболевания — тифа и перед смертью признается в своих чувствах к Одинцовой.
Смерть Базарова — случайность?
Итак, в финале романа главное событие — смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить о причине, по которой, согласно тексту произведения, умирает главный герой.
Его жизнь становится невозможна из-за досадной случайности — небольшого пореза, который получил Базаров при вскрытии тела крестьянина, умершего от тифа. По иронии судьбы, он, доктор, занимающийся полезным делом, не может ничего поделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умрет, дало главному герою время оценить свои достижения. Базаров, знающий о неизбежности своей смерти, спокоен и силен, хотя, конечно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет, что жить остается так немного.
Сочинение 2
Роман «Отцы и дети» был издан в момент обострения общественной борьбы и Евгений Базаров будучи представителем молодого поколения он стал героем своего времени и примером для подражания. Базаров – материалист, бескомпромиссный нигилист, отрицающий авторитет старшего поколения, и не признающий преклонения перед старыми истинами. Он бунтовал против всего нематериального, воплощая в себе идеалы того времени и был сторонником прогресса и нововведений. Роман вызвал бурю критики, что лишь подтверждало его злободневность.
Он не богат, но трудолюбив и целеустремлен. Зарабатывая себе на образование он стремится помогать людям и освободить общество от всего накопленного аристократией. Смыслом жизни своего поколения он считает разрушение старых устоев и всего, что с этим связано.
Основой сюжета является конфликт между представителями двух разных поколений — Павла Петровича Кирсанова и Евгения Васильевича Базарова. Павел Петрович Кирсанов – военный в отставке, консерватор, уважающий общественные устои, полная противоположность Базарова. Базаров был разночинцем, сыном уездного лекаря. Именно в силу всех этих разногласий отношения у них не сложились начиная с первой встречи. Живя в деревне Кирсанов все же сумел сохранить аристократические манеры.
Не простые взаимоотношения Базарова с родителями стали основой другой сюжетной линии, раскрывающей проблему «отцов и детей». На любовь родителей сын отвечал довольно холодно, ведь в его жизни нет места ни чувствам, ни эмоциям. Любовь, которую он всегда считал не более чем просто физическим влечением стала для него настоящим испытанием. Он отрицал это чувство и презирал тех, кто его испытывал, но лишь до тех пор, пока не влюбился сам. Он всегда был уверен, что способен контролировать себя в любой ситуации и на всё смотреть через призму разума, но знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой стало для него роковым. Сильное и страстное чувство, которое он испытывал к Одинцовой перевернуло его взгляд на мир и самого себя.
Апогеем конфликта Павла Петровича и Базарова становится дуэль, на которой Евгений ранит Кирсанова, а после навсегда уезжает из Марьино.
Пережитые чувства к Одинцовой изменили его отношение к родителям. Будучи болен смертельным заболеванием следуя воле родителей он соглашается на проведение религиозных обрядов. По его просьбе родители приглашают к нему Анну Сергеевну Одинцову, чтобы он мог с ней попрощаться.
Автор не сторонник взглядов своего героя. Для того, чтобы опровергнуть взгляды Базарова, он проводит его через испытания, которые тот не выдерживает. В итоге герой погибает, еще раз подтверждая неправильность своей теории, ведь несмотря на всё то новое, что приносит молодежь, ценности и традиции отцов надо уважать.
Реакция героев на произошедшее
Аркадий остался в шоке от трагических событий, которые произошли перед его глазами. Он не мог поверить, что его друг и наставник Евгений Базаров умер. Аркадий пытался выразить свои чувства, но слов не находил. Он смотрел на мертвое тело Базарова и задумчиво молчал.
Николай Петрович был глубоко огорчен и винил себя за произошедшее. Он понимал, что его реакция на действия своего сына была неверной. Он сильно переживал и пытался утешить Одоевскую. Николай Петрович решил измениться и стать лучшим человеком.
Катерина Сергеевна была поражена произошедшим и не могла понять, почему мужчины стали умирать. Она была готова пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти Базарова и ребят. Катерина Сергеевна была сильна и отважна, но события последующих дней сильно изменили ее жизнь.
Фенечка была ошеломлена увиденным и не могла представить свою жизнь без Базарова. Она была готова пойти за ним даже в смерть, но это было уже невозможно. Фенечка рыдала и молилась за Базарова.
Ключевые точки и символика эпилога
Эпилог в романе «Отцы и дети» играет важную роль и имеет существенное значение для понимания основных аспектов произведения.
Основная ключевая точка эпилога заключается в том, что герои романа, Владимир Базаров и Евгений Базаров, встречаются спустя годы, после событий, произошедших в основной части произведения.
Ключевая символика эпилога проявляется в разных аспектах. Во-первых, встреча героев после времени, проведенного раздельно, символизирует изменения, произошедшие в их жизнях и мировоззрении. Они не те люди, которыми были раньше, и это отражается в их отношении друг к другу.
Во-вторых, место, где происходит встреча, также является символом. Это дача, которая стала своеобразным маяком в судьбе героев. Здесь они провели много времени вместе со своими друзьями, здесь произошло множество событий, которые повлияли на их жизнь и отношения.
Ключевые точки и символика эпилога помогают понять, как изменились отношения героев и как важными оказались определенные моменты и события в их жизни. Они раскрывают важные детали и смыслы, которые помогают более глубоко понять произведение «Отцы и дети».
Смысл финала романа «Отцы и дети»
Финал романа «Отцы и дети» Чернышевского оставляет неоднозначные впечатления и предоставляет читателю возможность искать свой собственный смысл в произведении. В конце романа происходит фатальное столкновение двух главных героев — Евгения Базарова и своего отца Василия Ивановича Кирсанова.
Во время последней встречи Базаров и Кирсанов, происходит драматический разговор, в котором оба героя постепенно осознают свои неправильные поступки и ошибки. Базаров, ранее столь уверенный в своих убеждениях и презрении к старому поколению, начинает сомневаться в своем убеждении, а Кирсанов понимает, что не всегда правильно действовал в своей жизни. Они оба осознают, что не смогли найти счастья и истинного смысла в своей жизни.
Таким образом, финал романа «Отцы и дети» указывает на то, что главное в жизни — это постоянное самоосознание и поиск смысла. Перед читателем ставится вопрос о том, как найти баланс между новыми и старыми идеями, как наладить взаимопонимание и согласие между поколениями.
Несмотря на то, что финал романа остается открытым и не является четким выводом, он призывает к размышлениям и обращению к себе. Роман открывает дверь для читателя к исследованию, самопознанию и поиску смысла в жизни, что делает его актуальным и в наше время.
Романтический завершающий аккорд
Финал романа «Отцы и дети» является одной из самых известных и ярких развязок в русской литературе
Геройское жертвоприношение главного героя Базарова удерживает внимание читателя от начала до конца. Тем не менее, несмотря на все трагизм и печаль, финальные главы романа представляют собой поистине романтический завершающий аккорд
Романтическое начало, присутствовавшее на протяжении всего романа, становится особенно заметным в этих главах. Вернее, можно сказать, что все романтические элементы ранее только готовили читателя к финалу. Несмотря на всю бескровность развязки, автор стремится восстановить ощущение целостности мира через символику природы.
В конце романа мы встречаемся с Аркадием, которого ранее можно было назвать своего рода антигероем. Он приехал на похороны своего друга, чтобы попробовать что-то изменить в своей жизни. Базаров умер, но, по мнению многих критиков, он представляет собой не только главного героя романа, но и символ молодого поколения.
Романтические элементы финала «Отцов и детей» подчеркивают утопический идеал, который появляется в произведении. Вместе с тем, этот утопический идеал представляет собой новую, высокую точку зрения на мир и обращает читателя к заботе о других людях.
Кто является прототипом в отцы и дети
М. Писарев, Н. Г. Чернышевский и другие. Они отрицали все старое, традиционное и консервативное в российской культуре и обществе, выступая за новые идеи, прогресс и науку. Их философия была основана на материализме и отрицании метафизики. Эти молодые люди были бунтарями против авторитетов и традиций, что сильно отличалось от предыдущего поколения. В отцы и дети именно этому поколению Базарова восхищался молодой главный герой Аркадий Кирсанов. Он считал их своими учителями и братьями по уму. Таким образом, Прототипом Базарова и его философии можно считать молодежь-революционеры, которые выступали против старых порядков и традиций в России на рубеже XIX и XX веков.
Критика о романе
- После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
- Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.
Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».
Говоря о революционных демократах, автор статьи подчёркивает мысль, что им чуждо страдание, но они часто чувствуют своё одиночество. Весь роман подтверждает эту бесспорную мысль.
Основные проблемы
В романе «Отцы и дети» описываются сразу несколько важных проблем, которые остаются актуальны независимо от времени.
Остановимся на них подробнее.
Взаимоотношения между поколениями
Проблема отношений между старшим и молодым поколением является центральной для книги. Судьба каждого героя связана с вопросами: для чего я живу? Насколько я полезен? В чем смысл всего происходящего?
Представители разных поколений по-разному отвечают на этот вопрос. Для прогрессивной молодежи характерная активная деятельность и поиск истины, в то время как старшее поколение – это созерцатели, привыкшие к труду крепостных и праздному образу жизни. Особенно ярко эти качества проявляются в персонаже Павла Петровича.
В этом расхождении есть еще и третья сторона – нигилизм. Он отрицает все, что было построено и определено обществом ранее, но при этом не предлагает чего-то нового. Именно поэтому в конце жизни Базаров понимает бессмысленность своих убеждений: за тридцать с лишним лет он так ничего не получил и не добился в своем нигилизме, да и умер весь бесславно. Его жизнь прошла никем особо не замеченной.
Личный выбор каждого человека
Также остро в романе стоит проблема нравственного выбора: где истина? И. С. Тургенев считал, что люди не должны отрицать своего прошлого и истории, ведь так не получится построить счастливое будущее. Кстати, культура отрицания особенно актуальна в 2020-ых годах, когда во всем мире идет борьба за равноправие и толерантность. Но если люди будут скрываться от собственной истории, то они никогда не смогут учиться на своих ошибках.
Каждый персонаж романа сам выбирал свой путь. Павел Петрович крепко держался за старые традиции, Аркадий пытался найти для себя что-то новое и соответствующее его убеждениям, Николай Петрович просто пытался научиться жить в стремительно изменяющемся мире. Базаров же выбрал ничего не ценить, и, соответственно, ничего не иметь в этой жизни (тут мы говорим, конечно, о духовных приобретениях).
Все заканчивается вполне ожидаемо: каждый получает то, к чему он стремился.
Трагедия «лишнего» человека
В своем романе Тургенев дал понять, что пусть история Базарова и была трагичной, у этого персонажа было высокое предназначение. Если бы он не только отрицал все существующее, но и предлагал новое, то он стал бы одним из первооткрывателей, толкающих прогресс вперед.
Например, Евгений мог бы стать успешным исследователем и врачом. Но в конечном итоге он превратился в «лишнего» человека, которые прошел через судьбы других персонажей, но нигде не имел настоящей ценности. Даже после смерти его хоронят не так, как он бы сам этого хотел. В этом и состоит основная трагедия этого персонажа.
Новая русская интеллигенция
В 1850-ых годах в России появился «новая» интеллигенция. Подрастающее поколение столкнулось с тем, что научный и технический прогресс плохо уживался с устаревшими общественными устоями. Все более острой становилась социальная несправедливость: в то время, как ремесленники вынуждены много трудиться ради куска хлеба, дворяне ведут праздный образ жизни, наживают богатство и просто наблюдают за тем, как работают крестьяне.
Если раньше такое положение вещей ни у кого не вызывало вопросов, то теперь мир нуждается в изменениях. Смелость начать их берут на себя как раз представители «новой» интеллигенции.
Вечные ценности
Вечными духовными ценностями для человека считаются любовь, дружба, семья, отношение к искусству, гармония с природой. И если представители старого дворянства всецело отдаются этим ценностям (чем же им еще заниматься, если не нужно работать с утра до вечера?), то молодое прогрессивное поколение ставит эти ценности под сомнения. Такие люди, как Базаров, отрицают духовное богатство… Но возникает вместе с тем и вопрос: для чего же тогда они живут?
И. С. Тургенев дает понять в своем романе, что нигилизм и праздное времяпровождение – это две противоположных крайности. Истина же находится, как обычно, посередине. Современный человек должен приносить пользу обществу и стремиться к большему, но не забывать о своих настоящих духовных ценностях.
В чём смысл книги?
Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.
Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.
Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений
Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.
Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.
История создания
Роман «Отцы и дети», в котором описано столкновение двух сил, революционно настроенных молодых людей и консервативных дворян-либералов, был написан в непростой период в истории России, когда в стране усиливалось общественное противостояние.
Иван Сергеевич долгое время сотрудничал с популярным журналом «Современник», в котором главным его оппонентом был литературный критик Добролюбов. Тургенев зачастую не соглашался с его статьями, и между литераторами не раз возникали идеологические разногласия. Иван Сергеевич был сторонником постепенных реформ, в то время как радикально настроенный Добролюбов считал, что Россия способна преобразиться только посредством революции. В тот период редактором журнала «Современник» был Николай Некрасов, который также поддерживал революционные настроения в литературных кругах. Это стало причиной того, что редакцию покинули сразу два классика русской литературы: Тургенев и Толстой.
Впервые идея написать роман «Отцы и дети» посетила Ивана Сергеевича в 1860 году, во время его пребывания на английском острове Уайт. Писатель приступил к наброскам будущего произведения, определил основные черты Евгения Базарова. Он хотел изобразить прогрессивно мыслящего молодого человека, который не признавал бы никаких авторитетов и компромиссов. Идеи нигилизма были чужды Тургеневу, однако он невольно проникся симпатией к своему герою. Немалую роль в этом сыграл дневника Базарова, который вел писатель: проживая жизнь своего персонажа, он смог лучше понять его душевные переживания, стремления.
Год спустя писатель вернулся в родовое имение Спасское, где и завершил свою работу. В феврале 1862 года роман «Отцы и дети» был впервые опубликован в «Русском вестнике».
Соперничество и конфликты внутри семьи
Одной из важных тем, которую можно обнаружить в финале романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева, является соперничество и конфликты внутри семьи. Данный аспект представлен взаимоотношениями главных героев, а именно отцом и сыном – Николаем Кирсановым и Евгением Базаровым.
Соперничество между отцом и сыном проявляется в их различающихся взглядах на жизнь и их противоположных характерах. Николай Кирсанов является представителем старой порядочной шляхты, который придерживается традиционных ценностей и почитает родительские установки. Евгений Базаров, его сын, представляет молодое поколение интеллигентов, которые скептически относятся к привычкам и предубеждениям старого общества.
Принципиальные разногласия между отцом и сыном становятся основой для их конфликта. Николай Кирсанов испытывает обиду из-за сыновнего отношения Евгения к его взглядам и убеждениям. В свою очередь, Евгений Базаров считает, что его отец остался устойчивым в своих позициях и неспособен измениться, чего он не может принять.
Финал романа может быть объяснен тем, что соперничество и конфликты внутри семьи приводят к пониманию и изменениям у обоих героев. Николай Кирсанов понимает, что его жизненные убеждения могут быть не совершенно верными, и принимает новые идеи, которые привносит Евгений Базаров. В свою очередь, Евгений Базаров осознает свою гордыню и надменность, понимает ценность семьи и простых радостей жизни.
Таким образом, финал романа «Отцы и дети» представляет собой разрешение конфликта и соперничества между отцом и сыном
Этот финал подчеркивает важность принятия новых идей на основе диалога и взаимного понимания, а также значимость семьи и ее влияния на формирование личности человека
Сочинение Смысл названия романа Отцы и дети (10 класс)
“Отцы и дети” ярчайший пример отечественной осмысленной литературы, литературы, в которой автор размышляет на достаточно распространённые темы среди общества, на те темы, которые так интересны этому обществу. В подобных произведениях авторы раскрывали какую-либо интересную тему для своего читателя, и тем самым зарабатывали себе довольно большую популярность, так как подобные темы были достаточно актуальны. И как раз произведение “Отцы и дети” стало именно таким произведением. Это произведение по праву признано одним из лучших произведений в своём жанре. В нём автор так чётко и ясно доносит свои мысли, что читатель может сразу понять автора.
В данном произведении автор рассказывает читателю довольно необычную историю, в которой место себе находят самые разные люди, объединение, ну или разрозненные, самыми разными философиями и убеждениями. Одни персонажи приверженцы мира старого, а другие мира нового, из-за чего возникает конфликт поколений, и именно на это конфликте поколений и строится всё произведение. Данный конфликт выступает главной идеей автора, которая преследует читателя на протяжении всего повествования. Во время хода сюжета автор знакомит читателя со множеством интересных личностей, которые так или иначе несут в себе определённый характер и особенность личности, которая практически во всех персонажах удачно гармонирует с выбранной картиной произведения.
Название своего произведения автор выбрал, скорее всего, потому, что в его понимании конфликт поколений присутствует всегда и везде, так как это неизбежное следствия взаимодействия двух поколений. Говоря об этом в своём произведении, он пытается наладить связь этих двух поколений, пытается донести до обеих сторон, что данный конфликт уже давно изжил себя, а потому нет необходимости его продолжать. Однако, несмотря на все его усилия в своём произведении, подобные конфликты до сих пор продолжаются, и даже продолжаются с новой силой. Трудно сказать, почему так происходит. Лучшим объяснением будет то, что человек попросту по природе своей существо конфликтное, и он не потерпит различных несогласий с его стороной вопроса, и он, конечно же, оставит любые другие мнения далеко за чертой своего восприятия. Именно по данной причине и было названо произведение именно таким образом, каким мы его знаем сегодня.
Сочинение 2
Он не богат, но трудолюбив и целеустремлен. Зарабатывая себе на образование он стремится помогать людям и освободить общество от всего накопленного аристократией. Смыслом жизни своего поколения он считает разрушение старых устоев и всего, что с этим связано.
Основой сюжета является конфликт между представителями двух разных поколений – Павла Петровича Кирсанова и Евгения Васильевича Базарова. Павел Петрович Кирсанов – военный в отставке, консерватор, уважающий общественные устои, полная противоположность Базарова. Базаров был разночинцем, сыном уездного лекаря. Именно в силу всех этих разногласий отношения у них не сложились начиная с первой встречи. Живя в деревне Кирсанов все же сумел сохранить аристократические манеры.
Апогеем конфликта Павла Петровича и Базарова становится дуэль, на которой Евгений ранит Кирсанова, а после навсегда уезжает из Марьино.
Пережитые чувства к Одинцовой изменили его отношение к родителям. Будучи болен смертельным заболеванием следуя воле родителей он соглашается на проведение религиозных обрядов. По его просьбе родители приглашают к нему Анну Сергеевну Одинцову, чтобы он мог с ней попрощаться.
Автор не сторонник взглядов своего героя. Для того, чтобы опровергнуть взгляды Базарова, он проводит его через испытания, которые тот не выдерживает. В итоге герой погибает, еще раз подтверждая неправильность своей теории, ведь несмотря на всё то новое, что приносит молодежь, ценности и традиции отцов надо уважать.
Популярные сочинения
Михаил Афанасьевич Булгаков родился в интеллигентной семье в городе Киев. Он был доктором по первому образованию, и некоторое количество времени работал по профессии и даже
Дом, милый дом. Родная деревня, родные поля и леса. Никто не мог представить, как долго я ждал этого дня. Каждый день просыпался с надеждой, что весь этот кошмар скоро кончится и я вернусь домой, к семье
Прояснение событий после разрешения конфликта
Роль эпилога в романе «Отцы и дети» заключается в прояснении последствий и дальнейшего развития событий после разрешения главного конфликта.
Конфликт между отцами и детьми, представленный в романе, достигает своего разрешения в ходе основной сюжетной линии. Однако эпилог, который следует после основной части романа, позволяет читателю узнать, как дальше развиваются отношения между персонажами и какие последствия они имеют.
В эпилоге «Отцы и дети» показано дальнейшее развитие главных героев и того общества, в котором они живут. Читатель узнает, что с течением времени, некоторые отцы начинают осознавать ошибки, которые они допустили в отношении своих детей, и пытаются восстановить утраченную связь. В то же время, дети также проходят через эволюцию своих взглядов и начинают лучше понимать позицию своих отцов.
Эпилог позволяет читателю понять, что конфликт между поколениями не может быть разрешен полностью, но может привести к лучшему взаимопониманию и согласию. Он подчеркивает значимость преодоления различий и стремления к сотрудничеству в отношениях между отцами и детьми.
Уточнение судьбы главных персонажей
Роль эпилога в романе «Отцы и дети» не только заключается в подведении итогов произведения, но и в уточнении судьбы главных персонажей. В эпилоге, Тургенев возвращает читателя к героям, которых мы уже успели полюбить и узнать. Он рассказывает о том, что с ними произошло после завершения основной сюжетной линии.
В эпилоге мы узнаем о том, какие изменения произошли в жизни Аркадия Кирсанова, главного героя романа. Оказывается, что он стал уважаемым и авторитетным человеком в своей деревне. Аркадий осознал свои ошибки молодости и решил посвятить себя служению своим землям и жителям.
Также в эпилоге нам рассказывают о судьбе других главных персонажей — Базарова и Одиночкина. Мы узнаем, что Базаров погиб от ран, полученных в дуэли. Одиночкин, с которым Базаров был старым другом, ушел в себя и стал одиноким и замкнутым человеком.
Таким образом, эпилог играет важную роль в романе «Отцы и дети», позволяя нам узнать, как изменяется жизнь главных персонажей после основных событий романа. Он помогает оценить их развитие, подвести итоги и дополнить образы героев.
Раскрытие последствий их действий
В романе «Отцы и дети» эпилог играет важную роль в раскрытии последствий действий главных героев. Он позволяет увидеть, каким образом их поступки повлияли на их будущее и окружающих.
Герои | Последствия их действий |
Евгений Базаров | Его радикальные взгляды на жизнь и непримиримые противоречия с родителями привели к его конфликтам с обществом. В эпилоге узнаем, что Базаров не смог найти свое место в мире, его идеалы потеряли смысл, и в конечном итоге он погиб в схватке с порушником. Таким образом, эпилог раскрывает последствия его экстремистских убеждений и показывает, что иногда реальность может оказаться жестокой. |
Николай Петрович Кирсанов | Он преодолел свои многие слабости и страхи, прошел путь от бездействия к сознательной жизни. Однако в эпилоге мы видим, что его брак с Анной и уход из деревни привели к его одиночеству и разочарованию. Роль эпилога заключается в том, чтобы показать, что даже когда герой совершает значимые шаги в своей личной жизни, последствия могут быть не всегда благоприятными. |
Таким образом, эпилог в романе «Отцы и дети» играет важную роль в раскрытии последствий действий главных персонажей. Он позволяет понять, как их выборы и поступки повлияли на их судьбы и окружающих
Эпилог является важной частью романа, которая помогает читателю лучше оценить и понять судьбы героев и их действия
Какие мысли вызывает финал романа Тургенева «Отцы и дети»?
Роман «Отцы и дети» был написан в конце 50-х годов 19 века. В это время в России стали появляться люди нового типа, нигилисты-революционеры. Но их было очень мало, они не находили понимания и поддержки в народе. Тургенев в романе четко нарисовал портрет человека этого нового, прогрессивного типа, портрет Базарова. Но Иван Сергеевич заглянул в будущее, его герой появился слишком рано, и поэтому в конце романа Базаров умирает.
Он умирает совершенно случайно, заразившись тифом при вскрытии трупа. Эту смерть никак нельзя было предугадать, но, благодаря ей, мы еще больше узнаем характер Базарова.
Евгений Васильевич встречает смерть спокойно, «нигилист» остается верен себе до последней минуты» — это сильный характер… Да! В России Базаровых было мало, но, увы, «от копеечной свечи… Москва сгорела». Здесь Базаров сравнивает себя и своих единомышленников с копеечной свечой, от которой действительно может сгореть целое государство. Такая сила способна только разрушать, а строить — это не их дело. Поэтому, если бы я прочла роман в то время, то была бы рада смерти Базарова, потому что, желая привести народ к светлому будущему, Базаровы вели его к пропасти, к полному обнищанию, к духовному убожеству. Достоевский сказал: «Красота спасет мир», а Базаровы не замечают красоты природы, красоты человеческой души, их неповторимости, индивидуальности. Для них все люди одинаковы: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить об всех других». Все самые высокие чувства и стремления были чужды им, а если «романтизм» и закрадывался к ним в душу, то они подавляли его в себе неимоверным усилием воли. И после смерти Базарова можно с облегчением вздохнуть, думая, что не случится великой беды, что для человека материальное благо никогда не станет важнее богатства духовного.
Но, увы, зная нашу историю, мы убеждаемся, что Россия уже успела вдохнуть воздух, зараженный «базаровским вирусом» . Страна заболела, к власти пришли Базаровы, но не настоящие, а те, которые лишь внешне очень похожи на него. Если у Базарова нигилизм был основан на глубочайших знаниях: он не мог найти себе равного, то нами правили его «последователи», ситниковы и кукшины, а затем швондеры и шариковы.
И если уж нам суждено было переболеть «базаровской болезнью», то я из двух зол выбрала бы меньшее: Пусть бы Базаров не умирал и оставил после себя достойных учеников: умных, грамотных, честных, преданных своей идее и бескорыстных, как он. И тогда они намного грамотнее правили бы государством, чем ситниковы-кукшины и шариковы-швондеры.
Но Базаров умер… А мы с вами живем в роковое время, когда страшно оглянуться вокруг, до такого жалкого состояния доведена наша Родина. Но я верю, что люди наконец опомнятся и повернутся лицом к Богу, Добру, Любви и Справедливости.
Любовь Базарова
Анализ эпизода смерти Базарова требует упомянуть о том, что при всем его пренебрежении к возвышенным чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необыкновенно глубока, о чем свидетельствует объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой. Поняв, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает считать возможным существование любви. Такая перемена взглядов не могла пройти бесследно для Евгения, который жил идеями нигилизма. Его прежняя жизнь разрушена.
Объяснение Базарова в любви — это не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.
Тургенев считает нецелесообразным заканчивать роман переменой во взглядах главного героя, а решает завершить произведение его смертью.