Религиозные традиции народов Кубани
Несмотря на то, что в данной местности по исторически сложившимся обстоятельствам селились представители самых разных народов и, соответственно, верований, традиционно почитаемым здесь было и остается православие. Православная вера составляет основу родительского воспитания и формирования базовых морально-нравственных устоев местных казачьих сообществ. Детей с детства учат соблюдать заповеди, данные в Евангелии, излагая их с любовью и по-простому — не кради, не убивай, береги честь, не оставляй других в беде, почитай родителей и т.д.
Отступления от этих правил считаются здесь недостойными для тех, кто называет себя казаками. Местные любят повторять: если кому-то и позволено нарушать заповеди, то нам не положено — мы казаки! При этом несоблюдение этих правил осуждалось и осуждается прилюдно, соседями и остальными жителями станицы или хутора.
ФОЛЬКЛОР
У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика. В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков. В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.
Слайд 42 Вышивание – самый популярный и любимый в народе вид рукоделия.
Яркими цветами вышивали девушки свадебную одежду, головные уборы, пояса, передники, скатерти, подзоры и платки. С любовью дарили их на свадьбу своим избранникам, а так же гостям и родственникам.Особенно щедро украшались вышивкой рушники. Полотенце играло в жизни казаков важную роль. Ведь в каждой кубанской семье были рушники и женщины обязательно должны были их вышивать. Наши предки- земледельцы сопровождали традиционными обрядами главные события в своей жизни, в которых широко использовали рушники. В поте лица своего люди добывали хлеб насущный, и когда он появлялся на столе, его как святыню клали на рушник. Вышитые полотенца вешали на придорожные кресты, в часовнях.
Музыкальные и танцевальные традиции Кубани
Кубань является одним из центров культуры Кавказа и Южной России, и ее музыкальные и танцевальные традиции насыщены уникальными элементами. Они отражают многовековую историю этого региона и тесную взаимосвязь с соседними народами.
Один из самых известных музыкальных инструментов на Кубани — это балалайка. Эта трехструнная гитара с треугольным корпусом часто используется в народных оркестрах и песенных ансамблях. Балалайка придает музыке кубанского колорита характерные звуки и ритмы.
Традиционные кубанские песни часто основаны на народных легендах и исторических событиях. В них отражаются героический дух и патриотизм кубанского народа. Часто такие песни исполняются хором, в котором каждый участник имеет свою роль и голос.
Кубанские народные танцы также являются важной частью местной культуры. Они отличаются яркими и энергичными движениями, а также красочными народными костюмами
Танцы на Кубани часто сопровождаются живой музыкой, включая балалайки, гармони, баяны и другие народные инструменты.
На Кубани популярны и современные музыкальные жанры, такие как рок, поп, хип-хоп и электронная музыка. Местные музыканты часто воплощают в своих произведениях наследие кубанской культуры, добавляя элементы традиционной музыки и инструментов.
В целом, музыкальные и танцевальные традиции Кубани ярко и неповторимо передают дух этого региона. Они позволяют насладиться культурным наследием Кубани и погрузиться в его уникальную атмосферу.
Отношения с родителями
Почитание старшего поколения всегда было для казаков не только обычаем, но и внутренней потребностью. Проявлялась она в заботе сына или дочери о своих родителях, а также о крестной и крестном. Тем временем, когда этот долг был полностью исполнен, считались поминки, справлявшиеся на сороковой день после ухода близких людей в иной мир.
В задачу крестной матери входила помощь родителям по подготовке девочки-казачки к замужней жизни. Она приучала ее к труду, бережливости, рукоделию и к домашнему хозяйству.
Главной обязанностью крестного отца являлась подготовка маленького казака к службе. При этом спрос с него был больше, чем с родного отца.
Обычаи, традиции и нравы казаков таковы, что авторитет матери и отца для молодых людей считался непререкаем. Они настолько почитали своих родителей, что без их благословения не принимали решений по самым важным делам и не начинали никакой работы. Этот обычай сохранился и до наших дней.
Большим грехом считалось непочитание родителей. Без их согласия не принимались решения о создании семьи. А при изучении традиций и обычаев уральских казаков выявляется тот факт, что родители, как правило, сами выбирали невесту для своего сына. Причем расставались супруги очень редко. В казачьей среде разводы были не приняты.
Старшинство, которое являлось естественной необходимостью повседневной жизни, прочно скрепляло родственные и семейные узы, помогая молодежи в формировании характера.
Слайд 25Свадьба у казаков была отнюдь не развлекательным зрелищем, а имела воспитательное
значение. Причем нравственный урок преподносился не в поздравлениях и напутствиях, а разыгрывался в обрядовых действах. По обычаю свадебный стол накрывали в двух домах — у жениха и невесты и сидели за ним только женатые люди. В доме жениха на столе молодых ждало гильцэ — вставленное в хлеб деревце, украшенное бумажными цветами, лентами, конфетами, веточки его могли обвить тестом и запечь. Оно символизировало создание семьи — вьется новое гнездо. Потом шли к невесте, но неженатые хлопцы не пускали суженого в дом, требуя выкуп. А ребенок из числа родственников жены держал в руках палку с налепленными репьями, которую вполне мог запустить новобрачному в чуб. От него тоже надо было откупаться.
Культура казаков
Культура казаков — это богатое наследие, ориентированное на традиции, мифы и легенды. Она формировалась на протяжении веков и охватывает различные аспекты жизни казаков, такие как искусство, музыка, танцы, одежда и кулинария. Культура казаков имеет множество общих черт с культурой других народов, с которыми казаки живут на территории России.
Одним из самых интересных аспектов культуры казаков являются их традиционные костюмы. Они отображают историю казачества и национальный колорит. Костюмы украшены различными элементами, такими как вышивка, кружева, пуговицы и бисер. Костюмы также могут включать в себя различные аксессуары, такие как пояса, кинжалы, шляпы и сапоги.
Музыка и танцы также являются важными составляющими культуры казаков. Музыка народных инструментов, таких как балалайка, гармоника и домра, звучит на многих мероприятиях. Танцы казаков отражают их боевые и трудовые традиции, а также богатую культуру и национальную идентичность.
Культура казаков также отличается богатством традиций и обрядов. Один из наиболее известных обрядов — это казачий холодец с мясом
Это традиционное блюдо, которое готовится в честь праздника или важного события. В культуре казаков также важное место занимают различные обряды, связанные с жизненными циклами, от рождения до смерти
https://dzen.ru/
История казачества
Русь, а после и Российская империя, всегда стремились расширить свои границы. Порой это делалось ради охотничьих угодий. Иногда причиной тому становились земли. Порой расширение границ было необходимостью самозащиты (например, как в случае с Кавказом и с Крымом). Но как бы там ни было, в частях отборных войск непременно присутствовали казаки. Они же впоследствии и селились на завоеванных землях. Казаки возделывали поля и строили станицы. Одновременно с этим они защищали территории от соседей, недовольных таким присоединением России или просто не желавших мирно сосуществовать с нею.
С местными жителями завоеванных земель казаки жили в мире. Порой они даже перенимали у них некоторые традиции и обычаи. Заимствовались, в частности, кухня и музыка, язык и одежда. Все это привело к тому, что обычаи и традиции казаков различных регионов России стали серьезно отличаться друг от друга. Представители этого социума в настоящее время носят разную одежду. Отличаются также их говор и песни. Самым ярким примером тому служат традиции и обычаи кубанских казаков. Они достаточно быстро переняли некоторые элементы одежды у горцев. Среди них папаха, черкеска и бурка. Таким образом, традиции и обычаи кубанских казаков приобрели черты народов Кавказа. Это послужило причиной возникновения уникального культурного явления. В песнях и музыке кубанских казаков стали слышны кавказские мотивы. Примеров тому множество. Так, весьма схожа с горской казачья лезгинка.
В конце 17 в. бравые воины постепенно стали трансформироваться в элиту русской армии. Завершился этот процесс в 19 в. Однако система, выстраивавшаяся годами, рухнула после Октябрьской революции. Одни казаки присоединились к движению белогвардейцев. Другие же приняли власть большевиков.
Сегодня казаки проживают во многих регионах нашей страны. Они объединены в различные сообщества и принимают активное участие в жизни государства. В местах компактного проживания представителей этого социума дети могут изучить обычаи и традиции казаков. Фото и видеоматериалы позволяют молодежи напомнить о том, что их предки отдавали свои жизни, вставая на защиту Отечества.
Гостеприимство
Любой пришедший в дом человек всегда считался на кубанской земле посланцем от Бога. Особенно дорогим и желанным будет человек незнакомый, путешественник из дальних мест, если он реально нуждается в приюте, еде и отдыхе. Гостю полагалось самое лучшее место за трапезой и удобное для отдыха, невзирая на возраст. Даже старик мог уступить ему свое место. На протяжении первых трех дней спрашивать гостя о том, кто он, откуда, куда держит путь и как надолго планирует задержаться, считалось неприличным.
Да и сами казаки, когда отправлялись по делам или иной нужде, никогда не брали с собой запасов еды. Они были уверены, что и их встретят, как подобает по традиции, с таким же радостью и радушием, накормят и напоят и их самих, и коней. Случаи, когда останавливаться приходилось на постоялых дворах, были достаточно редки.
В заключение можно сказать, что население Кубани, казаки — особый народ, действительно самодостаточный и уникальный этнос российской земли. Но, несмотря на широко распространенный миф о том, что они противопоставляют себя русским и мнят себя особой кастой, история уже не в первый раз доказывает обратное — сила всегда проявляет себя в единстве.
Слайд 32 Очи бояться, а руки роблять.(Глаза боятся, а руки делают.)Не сиди
сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.(Не будет скуки, если заняты руки.)Живэ, як мыша в крупах.(Живет, как кот в сметане.)Що посеешь, то и пожнешь.(Что посеешь, то и пожнешь.)Казак без седла — что черкес без кинжала.Куда казака доля не закинет — все будет казак.Казак голоден, а конь его сыт.Человек без родины — что соловей без песни.Береги землю родимую, как мать любимую.
В устном творчестве казаков нашли отражение и былинные сюжеты. В конце 19 века были записаны первые былины, которые сами казаки называли «старинными», такие, как: «Богатыри на часах», «Про Александрушку Македонского», «Илья Муромец на червленом корабле» и др. В среде казаков бытовали и многочисленны сказки, пословицы, поговорки. Они были неотъемлемой частью разговорной речи казаков. Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте (говоре)
Есть и другие пословицы и поговорки, в которых просматривается тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по вере и заветам прадедов
Казак и женщина
Какой бы характер ни имела женщина, относиться к ней следовало уважительно. Ведь она является будущим народа. Обычаи казаков не допускали присутствия женщины на сборах даже для того, чтобы решить личные вопросы. За нее ходатайствовал атаман, крестный, старший брат или отец.
У казаков женщины пользовались таким уважением и почитанием, что наделять их правами мужчины даже не было необходимости.
Великим позором для представительниц слабого пола считалось появление на людях с непокрытой головой. Не разрешалось казачкам стричь волосы или носить одежду мужского типа. На людях муж и жена проявляли сдержанность с некоторыми элементами отчужденности.
Адыгейцы — исконное население края
До XVIII века на Кубани проживали в основном адыгейцы. Адыгейцами называли убыхов, шапсугов, бжедугов и представителей других племен. Другое название адыгов — черкесы.
Традиционно адыгейцы занимались скотоводством, особенно выделяя коней. Кабардинские кони до сих пор считаются отличной породой, получая награды на всевозможных конкурсах и скачках.
Мужчины ковали оружие, женщины украшали ножны серебряным шитьем. Сохранилось до наших дней особенное отношение адыгов к семье — родственные связи почитаются больше прочих.
Сегодня в традиции таких народов Краснодарского края, как адыгейцы, вновь возвращается мода на национальную одежду. Чаще всего ее шьют для праздничных событий, например свадьбы. На невесту в длинном бархатном платье, украшенном вышивкой, родители надевают красивый пояс, кованный из серебра или с золотыми нашивками. Такой дорогой пояс — часть приданого девушки. На голову надевается маленькая шапочка, волосы покрываются легкой фатой. В таком наряде невеста выглядит необыкновенно изящно.
Современные женихи-адыгейцы тоже с удовольствием надевают традиционный костюм, который подчеркивает мужскую стать: черкеска, бурка, папаха.
Свадьба в народных костюмах всегда вызывает восхищенные взгляды, поэтому молодые люди на Кубани все чаще проводят свадебные торжества в национальном стиле, и даже случайный прохожий может насладиться великолепным зрелищем.
Кулинарные традиции Кубани
Земля казаков всегда именовалась сытым краем. Богатая природа, водные источники, благоприятный климат — все это действительно всегда поддерживало людей и не давало голодать, за исключением особых неурожайных или военных лет. В связи с «разношерстным» составом народа в кубанской кухне можно встретить самые разные национальные блюда — и украинские борщи и галушки, и крымские татарские чебуреки, и кавказские шашлыки, и азербайджанский или узбекский плов. Плов здесь готовят часто практически в каждом доме, считая его простой и сытной едой.
Кубанская кухня богата не только национальными блюдами, но и самыми разными способами их приготовления, термообработки. Особенно популярны здесь первые блюда в большом их разнообразии. Основными из них являются борщи, рассольники, уха, фасолевые супы, в летнее время — всевозможные окрошки.
А вот вторые блюда здесь намного менее популярны. По старой дедовской традиции на стол подается, к примеру, борщ или другое первое блюдо, а к нему выкладывают всего понемногу, что уродилось в огороде или было заготовлено в зависимости от сезона. Борщ со сметаной или суп, хлеб, сало, огурчики и помидорчиками, редиска вприкуску, яйца от собственных кур — обед получается очень сытным и не особо затратным. Особое место на столе, по обычаю, занимает сало, способов приготовления которого местное население знает очень много.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометри-ческими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, лозоплетение, рушники. Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.
Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковано – кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников – подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.
Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгеры. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.
Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки казаки изготавливали из лозы. Рушники – традиционный элемент кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали гладью или крестом.
Кубанская народная кухня также является важной составляющей материальной культуры кубанцев. Основу питания кубанских казаков составляли мучные изделия, продукты животноводства, птицеводства, рыболовства, пчеловодства, а также овощи, фрукты, ягоды, зерновые
Наиболее популярным мясным и овощным блюдом на Кубани является борщ, который имеет множество разновидностей: с мясом, салом, с фасолью, грибами, щавелем, крапивой и т.д., и искусство приготовления борща во многом кроется в зажарке, секреты которой имеются у каждой хозяйки. Популярны на Кубани и блюда из рыбы – в прошлом ее водилось в реках и озерах несметное количество. Например, Ф.А. Щербина в своем труде «Кубанское казачье войско» приводит об этом такие сведения: «Весною, когда белая рыба – сула (судак), тарань (вобла), чабак (лещ), карп и пр. шла из моря метать икру в плавни, лиманы и реки, то собиралась в столь огромные стада, что ночью у берегов слышался бесконечный шум и гул, производившийся рыбою в воде; на обратном пути по таким речкам… вода выходила из берегов от столпившейся рыбы и местами буквально запружала речное русло, так что по рыбе, как по плотине, можно было переходить с берега на берег». Рыбу солили, коптили, вялили, из нее готовили уху, различные похлебки, жарили, тушили, фаршировали и т.д.
Из мучных блюд особо любимы кубанцами пироги, блины, вареники, галушки. Во время религиозных и семейных праздников и обрядов варили различные каши (кутью), на свадьбу пекли шишки (маленькие булочки в форме шишек), для молодых готовили курицу, для гостей – куриную лапшу. Во время постов ассортимент блюд менялся – ели постную, растительную пищу. Особенно богат был стол на Рождество: запекался рождественский поросенок, утки, индейки, гуси, куры, готовили холодец, зажаривали мясо с картофелем, пекли пироги, пирожки с начинкой. На столе были моченые, квашеные, соленые овощи. Из напитков предпочитали узвар (компот), чаи, кисели, вишневку и водку. Казаки строго следили за культурой пития и наказывали пьяниц, поэтому «праздники проходили весело: с песнями, с легкой радостью и удалью».
Казачий конь
В обычаях уральских воинов было не принято отправляться на войну на кобылице. Терские же казаки, когда выезжали из дома, садились на коня, которого седлала и подводила мать, сестра или жена. Эти женщины потом и встречали мужчину. После расседлывали коня и следили за тем, чтобы животное остыло, до того как его отправят к кормушке и к пойлу.
Обычаи кубанских казаков были несколько иными. Коня для воина приводила жена, которая при этом держала повод в подоле платья. Она передавала повод мужу, и только после этого он обнимал и целовал свою супругу, детей, а порой и внучат. Далее казак садился в седло и, сняв папаху, крестился. Он привставал на стремена, чтобы еще раз взглянуть на уютную и чистую белую хату, на вишневый сад и палисадник с цветами. После этого воин надевал папаху и ехал к месту сбора.
Культ коня был и в традициях донских казаков. Обычаи и нравы, которые сложились в этих общинах, легли в основу некоторых примет и поверий. Так, казак еще до службы уже определял ее исход по своему коню. Если животное мочилось, то считалось, что быть беде. Воин либо будет ранен, либо попадет в плен. Испражнение лошади считалось добрым знаком. Он говорил о том, что казак вернется домой цел и невредим.
В традициях и обычаях донских казаков есть много интересного. Например, главным страхом для воина считалось уронить шапку в тот момент, когда он выходит из дома. Подобный знак говорил о том, что казак будет убит.
Существовали у донских казаков традиции и обычаи, позволяющие им проверить, какой конь принесет им удачу в походе. Для этого необходимо было выполнить особый ритуал. С приходом весны, завидев первую ласточку, казаку нужно было закрыть глаза и перевернуться через левую сторону. После этого следовало взглянуть под каблук левого сапога. На земле должен был находиться волос в масть того коня, которого необходимо выбрать для похода.
Когда казака провожали в последний путь, то за его гробом сразу шел боевой конь, накрытый черным чепраком. К седлу животного было приторочено боевое оружие хозяина. И только после коня шли близкие погибшего.
У донских казаков с древних времен имеется обычай: отправляясь в поход, брать с собой немного родной земли. Причем набирать ее нужно только из определенных мест: либо возле церкви, либо на могиле родителей, либо во дворе своего дома. Земля перед походом зашивалась в мешочек, который казак вешал на грудь возле нательного креста. Также эти казаки, отправляясь на войну, непременно прощались с Доном. При этом они, по традиции, шутили. Однако подобные действия нельзя отнести к легкомысленным поступкам. За шутками казаков скрывались глубокие чувства.
-
Джек лондон соционика кратко
-
Паралингвистические средства общения кратко
-
Творчество камиля коро кратко
-
12 статей томаса мюнцера кратко
- Зейгарник воспроизведение незавершенных и завершенных действий кратко
История и происхождение кубанского колорита
Кубанский колорит — это неповторимая культурная и художественная атмосфера, которая сформировалась на территории Кубани под влиянием исторических, этнических и географических факторов.
История кубанского колорита начинается со времен освоения и заселения Кубани казаками. Казаки, поселившись на этих землях, прославились своей мужественностью, преданностью своей земле и национальным традициям.
Одной из важных составляющих кубанского колорита является кубанская казачья культура. Уже с XVIII века сложились определенные традиции и обычаи, характерные именно для казаков Кубани. Такие особенности, как военные игры, хороводы, казачьи песни, символика и униформа, стали важным элементом кубанского колорита.
На кубанской земле сосуществовали разные этносы и народы, которые также вносили свой вклад в формирование колорита региона. Греки, немцы, болгары, украинцы и русские, проживавшие на Кубани, сохранили свою уникальность и традиции, которые вплелись в общую культурную палитру Кубани.
Расположение Кубани на стыке разных культурных влияний также повлияло на формирование ее колорита. Географическое положение края на юге России и близость кавказских регионов привлекали многих путешественников, ученых и искусствоведов. Они, приезжая на Кубань, знакомились с местными обычаями, производством и ремеслами, а также привозили с собой свои культурные находки и традиции.
Кубанский колорит воплощается в множестве художественных выражений — народной архитектуре, казачьих нарядах, русских народных ремеслах, национальной кухне, музыке и танцах. Этот колорит отразился также и в литературе, живописи и других искусственных формах.
Примеры колоритных элементов кубанской культуры:
Казачья униформа
— символ преданности кубанцев своей земле и национальным традициям
Кубанская песня и музыка
— передают богатство духовного мира кубанцев, их радости и грусть
Традиционная национальная кухня
— богатый выбор мясных блюд, овощей, кубанских пирогов и пива
Ремесла и народные промыслы
— вышивка, ковроткачество, изготовление национальных кукол, деревянных игрушек и других изделий
История и происхождение кубанского колорита тесно связаны с историей и культурой этого уникального региона. Кубанский колорит является одним из символов и гордостью Кубани, а его наследие продолжает жить, передаваться из поколения в поколение.
Экологические традиции Кубани
Проживающие здесь народы с давних времен почитали и буквально боготворили природу, относились к ней с особым почтением. Многие старожилы и сегодня могут рассказать об особых экологических традициях, связанных с кубанской землей. Это подтверждается и многими историческими изданиями. Среди казачества регулярно проводились сборы для поддержания военной формы. Часть призываемых на них мужчин регулярно направлялась, по указанию атамана станицы, на выполнение мероприятий по защите окружающей природы — профилактику пожаров, чистку и восстановление лесов, ремонт дорог и мостов.
Отношение к лесам
Особой традицией являлось «заповедание» лесов. Для этого приглашался православный священник, вместе с которым под пение молитв и с хоругвями народ обходил территорию. После этого объявлялось, что лес заповедан, и считалось, что что-то сломать в нем или принести еще какой-нибудь вред — тяжкий грех. Народ свято соблюдал эту заповедь, и ему оставалось только следить, чтобы урон насаждениям не был причинен домашним скотом.
На Кубани всегда были свои, местные законы, которые не шли в разрез с общепринятыми в государстве, но порой были более жесткими и давали больше воли выбранным предводителям. Например, по решению атамана у человека, пойманного на незаконной вырубке леса, могло быть конфисковано все имущество, включая скот и порой даже необходимое для жизни.
Отношение к источникам воды
С особым рвением охранялись также местные родники, засорять их любым образом считалось святотатством. Их, как и пруды с озерами, регулярно чистили всем народом. За полторы версты до источника воды, в том числе и по берегам рек, не разрешалась распашка земель и другие подобные работы. Большим грехом испокон веков здесь считалось плюнуть в реку, не говоря уже о роднике.
Одним из основных народных промыслов на Кубани было рыболовство, река Дон кормила многие поколения казаков. И заботились здесь о рыбе так, что в самый ответственный и важный период, когда она шла на нерест, оберегали тишину. Молчали даже колокола многочисленных окрестных церквей.
Главные события казачьего праздника на Кубани
Казачий праздник на Кубани – это яркое и насыщенное мероприятие, которое отмечается каждый год казачьими общинами на территории региона
В программе этого праздника есть несколько главных событий, которые привлекают внимание гостей и жителей Кубани
-
Военно-историческое шествие
Одним из самых главных событий казачьего праздника является военно-историческое шествие. Во время этого шествия казаки в традиционной форме проносятся по улицам городов и населенных пунктов, демонстрируя свои военные навыки и традиции. Во время шествия можно увидеть казачьих конных участников, военную технику, оружие и другие атрибуты казачьей культуры.
-
Казачий парад
Одним из главных акцентов казачьего праздника является казачий парад. Во время парада казаки демонстрируют свою военную подготовку и дисциплину. Они представляются зрителям в лучших традициях казачества, продемонстрировавши свои навыки в строевом ходе, выстраившись в стройные ряды и показавши свою мастерство в обращении с оружием.
-
Конно-спортивные соревнования
Одним из самых зрелищных событий казачьего праздника являются конно-спортивные соревнования. В этих соревнованиях казаки демонстрируют свое мастерство в верховой езде, участвуя в различных дисциплинах, таких как выездка, прыжки через препятствия и многие другие. Конные скачки и шоу верховой езды являются основными событиями конно-спортивной программы праздника.
-
Выступления артистов и музыкальные концерты
На казачьем празднике не обойтись без музыкальных выступлений и концертов. Здесь можно услышать национальные песни и мелодии, исполненные казачьими ансамблями и народными артистами. Это создает атмосферу праздника и позволяет гостям окунуться в атмосферу казачьей культуры.
Это лишь некоторые из главных событий казачьего праздника на Кубани. Вместе с этими событиями в программе мероприятия также могут быть различные конкурсы, ярмарки, выставки и другие культурные и развлекательные мероприятия, которые позволяют гостям и жителям региона узнать больше о казачьей культуре и ее традициях.
«Обычаи, традиции, обряды народов Кубани»
06:35 14.03.2022
На уроке учащиеся 4 класса рассказывали об историческом названии нашей станицы. Детям было рассказано о том, какие национальности проживают в станице Ясенской. Учащиеся называли национальности, которые они знают и некоторые ребята рассказали о обрядах . которые есть на Кубани в казачьих семьях, у армян, азербайджанцев, цыган, адыгейцев. Учитель рассказал о обряде сватовства у казаков.
Сотрудник музея познакомил учащихся с многонациональным Краснодарским краем. В крае проживает более 150 национальностей. В нашем крае проживают коренные народы, это шапсуги, натухайцы, ассирийцы и др. Все народы живут бок о бок дружно уже много лет, с пониманием, относятся к религиям, культурным традициям, обычаям друг друга. В общей жизни Кубани присутствует много традиций, национальных блюд, культурных и архитектурных наследий, и все они мирно граничат на территории одного края.
У каждого народа существуют свои традиции и обычаи .У черкесов, например по обычаю любой приезжий, даже из числа врагов на тот момент, может въехать в любое подворье и провести несколько дней в кунацкой. Хозяин не имеет право отказать в гостеприимстве. За это было суровое наказание. Для греков День именин важнее чем день рождения, отмечают именины в памятный день Святого в честь . которого дали имя при крещении. У многих народов перед Рождеством при приготовлении вареников, кому она попадется, тот будет удачлив весь следующий год. У каждого народа есть что-то особенное .
В регионе много диаспор и обществ разных народов Краснодарского края. Это диаспора йезидов ; азербайджанская диаспора; община Кубанских абхазов; немецкое общество Краснодара и др.
Отдельно стоит отметить казачье общество. Казаки неустанно хранят и соблюдают свои традиции и культурные ценности, и передают из поколения в поколение. На первом месте у них всегда православие к старшим, к родителям. Кубанский говор — это смесь украинского и южнорусского языков.
Казаки и до наших дней сохранили большую часть своих обычаев и традиции. В старину в семьях, где были в роду девочки обучали вышивке, прядению, шитью уже с пяти лет, также девочки помогали маме, бабушке, взрослые женщины учили, как правильно приготовить разные блюда, ведь один из главных блюд- это кубанский борщ и галушки, вареники . ведь без них. Учащимся было показаны вышитые рушники с разными узорами . рубашки, салфетки…..вязаные изделия.
Сотрудник музея показал старинные предметы быта. А девочки окунулись в старину и попробовали себя в роли хозяек. Они гладили белье рубелем.
В конце мероприятия учащиеся рассказывали, о том какие пирожки, пироги и другие блюда готовят им дома. Учащихся угостили пирожками и булочками.
Народная медицина
На казачьей земле строилось много монастырей, которые были в свое время оплотами развития естественных наук, в том числе врачевания недугов. Постоянное внимательное наблюдение за природой привело к обширным познаниям в лечении не только целебными травами, но и росой, пеплом, огнем, воском, медом, рыбным и животным жиром и т.д
Большое внимание всегда уделялось личной гигиене, и на этом фоне может показаться странным, что столь популярная на русской земле баня в исторических документах, повествующих о быте казаков, практически не упоминается. С эпидемиями, которые часто приходили из Европы, на Кубани боролись жестким выполнением гигиенических правил, ведением здорового образа жизни, а также особым хозяйственным укладом, который, в отличие от многих других мест, предполагал содержание домашнего скота вне дворов, за пределами поселений — станиц и хуторов
Заболевших всегда старались изолировать от остального общества. Кроме того, спасало от массовых болезней и отсутствие скученности проживания, благо обширный край давал возможность жить вольно и на просторе. Этим казачий этнос всегда отличался от прочих народных сообществ на российской земле.
Один из парадоксов Кубани — удивительное сочетание святой православной веры и веры в сверхъестественное, суеверное, обрядовое. Например, если заболевала корова, считалось, что ее испортили злые люди, и даже имелись магические способы вычислить этих людей. Для этого из вымени захворавшей коровы выдавливали остатки молока и варили его на углях на сковороде до полного загустения. Затем резали его ножом, окропленным освященной водой. Нехорошему человеку, испортившему корову, в этот момент полагалось ощущать острую боль, по которой его и можно было вычислить.