4.1 Нефтепроводы
Действующие
нефтепроводы:
- Нефтепровод
«Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн тонн
в год) — крупнейшая экспортная магистраль
России (Альметьевск — Самара — Унеча —
Мозырь — Брест и далее в страны Восточной
и Западной Европы); - Альметьевск —
Нижний Новгород — Рязань — Москва; - Нижний Новгород —
Ярославль — Кириши; - Самара —
Лисичанск — Кременчуг — Херсон, Снегирёвка —
Одесса; - Сургут —
Тюмень — Уфа — Альметьевск; - Нижневартовск —
Самара; - Сургут —
Полоцк; - Александровское —
Анжеро-Судженск; - Красноярск —
Ангарск; - Сургут —
Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу; - Балтийская
трубопроводная система (рабочая мощность
74 млн тонн в год); - Восточный
нефтепровод; - Каспийский
трубопроводный консорциум (рабочая мощность
28,2 млн тонн в год); - Баку — Новороссийск;
- Узень — Атырау —
Самара - Строящиеся
нефтепроводы: - В настоящее
время ведется строительство нефтепроводов
Балтийская трубопроводная система-II
(35 млн тонн в год) и Заполярье — Пурпе —
Самотлор.
15
декабря 2010 года принято окончательное
решение об инвестировании по
проекту расширения мощности
трубопроводной системы Каспийского
трубопроводного консорциума (КТК-2)
до 67 млн. тонн нефти в год.
Проектируемые:
- Мурманский
нефтепровод
В
ноябре 2002 года российские нефтяные компании
ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК и Сибнефть —
подписали меморандум о намерении
строительства экспортного нефтепровода
Западная Сибирь — Мурманск. Однако
из-за отрицательного отношения Правительства
Российской Федерации к появлению
частных трубопроводов реализация
проекта заморожена по настоящее
время.
С
2003 года в проекте участвует компания
Транснефть, которая рассматривает
в качестве альтернативы нефтепровод
по маршруту Харьяга-Индига мощностью
50 млн. тонн нефти в год.
- Нефтепровод
Заполярное — Пурпе
В
октябре 2010 года председатель правительства
России В. В. Путин подписал распоряжение
о строительстве нефтепровода Заполярное —
Пурпе, который свяжет месторождения Ямала
с нефтепроводом Восточная Сибирь — Тихий
океан. Мощность нефтепровода составит
12 млн. тонн, затраты на строительство первой
очереди оцениваются в 60 млрд. рублей.
4.2 Газопроводы
Действующие
газопроводы:
- Саратов —
Москва — первый газопровод в России (840
км); - Ставрополь —
Москва; - Кольцевой
газопровод Московской области; - Краснодарский
край — Ростов-на-Дону — Серпухов — Санкт-Петербург; - Средняя Азия —
Урал; - Медвежье —
Надым — Тюмень — Уфа — Торжок; - Надым — Пунга —
Пермь; - Уренгой —
Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск; - Уренгой —
Помары — Ужгород — крупнейшая в мире
система газопроводов, соединяет газовые
месторождения Западной Сибири с конечными
потребителями в Европе (4451 км); - газопровод,
проходящий от Оренбурга через Украину
в страны Восточной и Западной Европы; - Ямал — Европа;
- Голубой поток;
- Дзуарикау
— Цхинвал.
Краткая
характеристика наиболее крупных газопроводов:
- Саратов —
Москва
Газопровод
от месторождений природного газа в
непосредственной близости от Саратова,
в долине реки Елшанка, до Москвы. Проложен
по территориям Саратовской, Пензенской,
Тамбовской, Рязанской и Московской
областей. Первый магистральный газопровод
России.
Протяжённость
газопровода 843 км, диаметр трубы — 325
мм.
- Уренгой —
Помары — Ужгород
Соединяет
газовые месторождения севера Западной
Сибири с конечными потребителями
в Европе. Построен в 1983 году.
Общая
длина — 4 451 км, мощность — 32 млрд. кубометров
газа в год. Диаметр каждой из трёх ниток —
1420 мм.
- Ямал — Европа
Соединяет
газовые месторождения севера Западной
Сибири с конечными потребителями
в Европе. Проходит через территорию
Белоруссии и Польши.
Пропускная
способность — около 30 млрд. кубометров
газа в год.
- Голубой поток
Газопровод
между Россией и Турцией, проложенный
по дну Чёрного моря Трубопровод был построен
в рамках российско-турецкого соглашения
от 1997, по которому Россия должна поставить
в Турцию 364,5 млрд. кубометров газа в 2000—2025 гг.
Затраты на строительство составили $3,2 млрд.
Строительство осуществлялось российско-итальянской
компанией «Блю стрим пайплаин компани
Б. В.», которой в равных долях владели
«Газпром» и итальянская Eni.
Общая
протяжённость газопровода — 1213 км,
из них:
- сухопутный
участок на российской стороне от города
Изобильный Ставропольского края до села
Архипо-Осиповка Краснодарского края
на побережье Черного моря длиной 373 км; - морской участок
от Архипо-Осиповки до терминала «Дурусу»,
расположенного в 60 км от города Самсун
(Турция) длиной 396 км; - сухопутный
участок на турецкой стороне от города
Самсун до города Анкара длиной 444 км.
Диаметр
трубы газопровода: равнинная часть
сухопутного участка — 1400 мм, горная
часть сухопутного участка — 1200 мм, морской
участок — 610 мм. Операторы газопровода —
«Газпром экспорт» и турецкая Botas.
Коммерческие
поставки российского природного газа
по газопроводу в Турцию начались
в феврале 2003 года. В 2003 по «Голубому
потоку» в Турцию поставлено 2 млрд
м³ газа, 2004 — 3,2 млрд. м³, 2005 — 5 млрд. м³,
2006 — 7,5 млрд. м³, 2007 — 9,5 млрд. м³, 2008 — 10,1
млрд. м³.
Существуют
планы строительства продолжения
газопровода в Израиль, Италию, а
также расширения мощности «трубы»
в 2 раза — до 32 млрд. м³ в год.
- Дзуарикау —
Цхинвал
Экспортный
газопровод из России в Южную Осетию.
Начинается в селе Дзуарикау (Северная
Осетия) далее проходит через Кавказский
хребет, затем через город Квайса,
и до города Цхинвала. Является самым
высокогорным в мире.
Открытие
состоялось 26 августа 2009 года. Запуск газопровода
позволил избавится Южной Осетии
от зависимости от поставок газа из
Грузии по газопроводу Агара-Цхинвал,
которые не раз прерывались с
грузинской стороны по политическим
причинам. Кроме того, что Грузия
продавала Южной Осетии газ по
645 лари (около 450 долларов) за тыс. м³, что
в несколько раз дороже, чем
цена за газ из России. Общая длина —
175 км, мощность — 252,5 млн. кубометров газа
в год. Диаметр трубы — 426 мм. Рабочее давление —
50 атмосфер.
Планируются
ответвления от основной магистрали
во все районы Южной Осетии.
Строящиеся:
-
- Северный
поток. Строительство газопровода началось
в начале 2010 года. Мощность газопровода
должна составить 55 млрд. м³ газа в год
(2 нитки).
- Северный
-
- Бованенково —
Ухта. Решение о строительстве газопровода
было принято в октябре 2006 года, строительство
начато в августе 2008 года. Проектная протяжённость
газопровода — 1100 км, производительность —
140 млрд м³ газа в год.
- Бованенково —
-
- Сахалин —
Хабаровск — Владивосток. Соединяет Сахалин
с Приморским краем и другими регионами
Дальнего Востока. Строительство газопровода
было начато 31 июля 2009 года в Хабаровске.
- Сахалин —
-
- Джубга —
Лазаревское — Сочи. Строительство газопровода
началось в сентябре 2009 года.
- Джубга —
Проектируемые:
- Южный поток
- Алтай
- Якутия—Хабаровск—Владивосток
- Прикаспийский
газопровод
Что такое трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт — это способ транспортировки жидких и газообразных материалов по на большие расстояния с использованием трубопроводов как вид транспорта, способ транспортировки нефти, угля и химических продуктов исключительно от производства до рынка, особый компонент магистрального транспорта в единой транспортной сети. Иногда, пневматические трубки могут выполнять аналогичную работу, транспортируя твердые отсеки со сжатым газом, в то время как груз находится внутри. Транспортировка нефтепродуктов по трубопроводу дороже, чем водным транспортом, но все же дешевле, чем железнодорожным. Большинство трубопроводов используются их владельцами для транспортировки собственной продукции. Трубопроводный транспорт — это использование подземные трубопроводы для доставки сырой нефти, природного газа, очищенной нефти, минерального шлама, угольного шлама, всех сред к месту назначения. Трубопроводный транспорт является пятой по величине транспортной отраслью после железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта, которая играет очень важную роль в национальной экономике и социальном развитии.
Оглавление
Трубопроводный транспорт — это не только большой, непрерывный, быстрый, экономичный, безопасный, надежный, бесперебойный, но и меньшие инвестиции, занимающий меньше земли, низкая стоимость и возможность автоматического управления. Помимо того, что трубопроводный транспорт широко используется для транспортировки нефти и природного газа на большие расстояния, он также может транспортировать руду, уголь, строительные материалы, химикаты и продукты питания. Трубопроводный транспорт может устранить плохой транзитный участок водного или наземного транспорта, сократить цикл транспортировки, снизить транспортные расходы и повысить эффективность транспортировки. Современная тенденция развития трубопроводного транспорта такова: калибр трубопровода увеличивается, а пропускная способность значительно возрастает; расстояние трубопровода быстро увеличивается; транспортировка материалов из нефти, природного газа, химических веществ и других жидкостей постепенно расширяется до угля, руды и других нетекучих веществ. Китай построил ряд линий трубопроводной транспортировки сырой нефти от Дацина до Циньхуандао, от нефтяного месторождения Шэнли до Нанкина и т.д.Что касается жидкостей и газов, то все химически стабильные вещества можно транспортировать по трубопроводу. Поэтому по трубопроводу можно транспортировать сточные воды, навозную жижу, воду и даже пиво. Кроме того, трубопроводы очень важны для транспортировки нефти и газа — большинство соответствующих компаний регулярно проверяют свои трубопроводы и очищают их с помощью трубопроводных тестеров.
Выводы по разделу два
Широкое
применение трубопроводного транспорта
привело к возникновению различных
видов трубопроводов, которые в
своей совокупности обеспечивают все
возникающие потребности газовой,
нефтяной и других отраслей промышленности.
Трубопроводный транспорт обеспечивает
непрерывное движение продукта от места
добычи до конечного потребителя.
3
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
ТРУБОПРОВОДНОГО
ТРАНСПОРТА
Значимость
трубопроводного транспорта для
Российской Федерации определяется
значительной удаленностью основных месторождений
нефти и газа от потребителей, а
также высокой долей нефти, нефтепродуктов
и газа в экспортном балансе России.
В целом трубопроводный транспорт все
больше специализируется на перемещении
отдельных видов продукции: жидких (от
нефти и нефтепродуктов до молока), газообразных
(природный и попутный газы, аммиак, этан,
этилен и др.), твердых (уголь, зерно и др.).
Они перемещаются на разные расстояния
— от нескольких километров до нескольких
тысяч километров. Конечные пункты поставок
разные: нефти — нефтеперерабатывающие
заводы; природного газа, аммиака, этана,
этилена — химические предприятия; угля
и мазута — чаще всего электростанции.
У других видов продукции — массовые потребители
(природный газ для коммунального и, особенно,
бытового потребления, нефтепродукты
— это бензин, керосин и т.д.). Поэтому помимо
магистральных трубопроводов имеется
и разветвленная разводящая сеть трубопроводов.
Преимущества
трубопроводного транспорта:
- возможность
прокладки его магистралей в условиях
разного рельефа местности, через большие
водные пространства, в том числе моря,
в условиях вечной мерзлоты; - этот вид
транспорта может функционировать в любых
климатических и погодных условиях; - низкая себестоимость
транспортировки (так, транспортировка
нефти по трубопроводам обходится в 3 раза
дешевле, чем по железной дороге, а сетевого
газа на дальние расстояния — во много
раз дешевле доставки сжиженного); - низкие затраты
на строительство трубопроводов (более
чем в два раза меньше, чем на постройку
автомобильной или железной дороги с той
же провозной способностью); - сохранность
качества благодаря полной герметизации
трубы; - допускает
минимальные потери при транспортировке
(например, по сравнению с железнодорожным
транспортом потери нефти сокращаются
в 1,5 раза, а по сравнению с водным — в 2,5
раза; - полная автоматизация
операций по наливу, перекачки, транспортировки
и сливу; - малочисленность
персонала; - непрерывность
процесса перекачки; - высокая
пропускная способность (зависит от диаметра
труб и мощности компрессорных перекачивающих
станций).
Недостатки
трубопроводного транспорта:
- узкая специализация
данного вида транспорта; - также для
рационального использования требуется
мощный устойчивый поток перекачиваемого
груза; - относительно
невысокая скорость перемещения грузов; - опасность
аварий, грозящих экологической катастрофой
(разрыв труб и выброс нефти и газа, нарушение
естественного покрова при прокладке
труб, в северных районах при наземных
трассах трубопроводов — помехи для миграции
животных); - этот вид
транспорта наименее всех защищен от хищений,
так как сделать отводную трубу очень
просто, а проследить за многокилометровой
трассой просто нереально.
Выводы по разделу три
Как
и все виды транспорта, трубопроводный
транспорт имеет свои достоинства, и свои
недостатки. Не смотря на низкую скорость
доставки и потенциальную экологическую
угрозу, относительно низкая себестоимость
транспортировки грузов и возможность
работы практически в любых условиях обеспечивает
трубопроводному транспорту конкурентное
преимущество, перед другими видами транспорта.
4
СОСТОЯНИЕ ДЕЛ
ОТРАСЛИ
В
настоящее время Россия обладает
трубопроводной сетью, которая включает
62 тыс. км магистральных нефтепроводов
и 150 тыс. км газопроводов. По нефтепроводной
системе Российской Федерации перекачивается
сегодня более 300 млн. т нефти. Газотранспортная
система России рассчитана на 600 млрд.
м3 газа.