Восточнославянские племена и их соседи. быт, общественный строй, верования и расселение восточных славян

Виды хозяйственных занятий, быта и общественных отношений восточных славян

Земледелие у восточных славян перед историческими изменениями

Восточные славяне, проживавшие на территории современной России, Украины и Белоруссии, занимались земледелием уже с древних времен. В основном, они выращивали различные зерновые культуры, такие как пшеница, ячмень и рожь. Также занимались огородничеством и разводили скот.

Одним из основных направлений земледелия у восточных славян было посевное земледелие. На каждом участке земли чередовались посевы разных культур, что позволяло поддерживать плодородие почвы и предотвращать истощение почвенного слоя. Водяные мелиорации, такие как постройка каналов и водоемов, также были широко применяемыми методами ведения земледелия.

Восточные славяне активно использовали инструменты и орудия труда, такие как плуги, мотыги, серпы и соломорезки. С помощью этих инструментов они обрабатывали землю, выравнивали почву и собирали урожай. При земледелии восточные славяне также применяли различные методы хранения и обработки урожая, чтобы сохранить его на длительный срок.

Однако исторические изменения, такие как войны, эпидемии и нашествия варваров, оказали значительное влияние на земледелие у восточных славян. В некоторых случаях, они были вынуждены перейти от земледелия к скотоводству или охоте и собирательству. Также важным фактором были природные катаклизмы, такие как засухи и наводнения, которые приводили к неурожайности и голоду.

Таким образом, земледелие у восточных славян перед историческими изменениями было основным занятием, которое обеспечивало население пищей и сырьем. Однако экономические, политические и природные факторы сильно влияли на развитие и продолжительность земледельческой деятельности у восточных славян.

Расселение славян по территории Восточной Европы

На территорию Восточной Европы славяне проникли не сразу. Произошло это в VI-VII в. н.э. Изначально расселение славян в 6 веке затронуло лишь земли у Днепра, где сейчас располагается территория Украины. Постепенно территория расселения древних славян расширилась и они заселили низовья Волги, долины Днестра и Южного Буга (Молдавия) и здесь остались. Из Померании на северо-восток переселилась еще одна группа славянских племен. Здесь она столкнулась с варягами и осела, образовав новый град – Великий Новгород.

Из исторических источников известно, что великое расселение славян завершилось примерно к VIII-IX веку. К этому времени каждое племя занимало отдельную территорию, за обладание которой велись постоянные войны. Если бы в те времена существовала политическая или географическая карта, то расселение славян карта показала бы следующим образом:

  • вятичи – земли у Оки;
  • кривичи – Днепр, Западная Двина;
  • ильменские словене – Ильменское озеро;
  • радимичи – река Сож;
  • древляне – пространство между рекой Днепр и Припятью;
  • дреговичи – земли между Припятью и Березиной;
  • поляне – запад Днепра;
  • волыняне – Западный Буг;
  • бужане– река Южный Буг;
  • белые хорваты – Днестр и Висла;
  • дулебы – на востоке от белых хорватов;
  • северяне – территория Черниговской, Брянской, Курской и Белгородской областей;
  • уличи и тиверцы – земли вокруг Днестра и Восточно-Европейской равнины.

Племена славян и места их расселения изучены достаточно хорошо. Археологические раскопки показывают, что крупнейшими племенами того времени были ильменские словене и поляне. Ильменские словене вели активную торговлю с соседями, были хорошо известны народам, проживающим на берегах Балтийского моря. Именно они оказывали наиболее сильное сопротивление нападениям варягов (норманнов). Карта расселения восточных славян, принадлежавших к племени полян, показывает, что они не гнушались присоединять к своим землям все свободные территории, со временем значительно расширив свои владения. Место расселения восточные славяне, принадлежащие к племени полян, выбрали наиболее удачное. По территориям, занимаемым полянами проходил знаменитый торговый путь «Из варяг в греки».

Проживающие в бассейне реки Ока вятичи также занимались торговлей. О радимичах и дреговичах историкам известно из сохранившихся летописей их более развитых соседей. Проживающие на границе с владениями диких народов Литвы дреговичи много от них переняли, в том числе и некоторые особенности разговорной речи.

Уличи и тиверцы смешались с волынянами, до этого успев перенять привычки печенегов и половцев, чьи набеги причиняли им немало неудобств. Однородной массой восточные славяне в древности и при расселении не были. Расселение восточных славян кратко можно проследить по течению самых крупных рек в регионе. Если местность вокруг водоема подходила для занятия земледелием, то эту территорию обязательно занимало какое-то из племен.

Важные термины по теме

Ниже приведена таблица с основными терминами, связанными с восточными славянами, которые стоит запомнить, для успешного изучения последующих тем: 

Бортничество Добывание меда диких пчел из естественных дупел, позднее — разведение пчел.
Варяги Воины из скандинавских народов, в Европе их именовали норманами или викингами. Варягами на Руси также называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути «из варяг в греки».
Вече  Народное собрание, на котором решались различные важные вопросы.
Дань Натуральный или денежный побор с покоренных/подвластных племен и народов.
Дружина Княжеское войско, которое осуществляло грабительские набеги на соседние земли, следило за общественным порядком на своих землях, а также иногда участвовало в управлении государством.
Князь Изначально это племенной вождь, после образования государства у восточных славян — глава государства.
Ополчение  Определенное военное войско, главной задачей которого являлась оборона славянских земель.
Племенной союз Общность восточных славян, характеризующаяся наличием определенной территории обитания, схожими обычаями и традициями, языком и культурными особенностями.
Полюдье  Объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.
Родовая община Одна из первых форм общественной организации людей на основе родства, для которой характерен коллективный труд и уравнительное потребление (каждый член общины получал равную долю еды и других необходимых вещей, независимо от вложенного им труда). 
Соседская община (вервь) Коллектив людей, которые живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства (не связаны родственными узами). Каждая семья имеет право на долю общинной собственности, но в остальном ведет свой быт самостоятельно.
Сотский Начальник военного ополчения, который стоял во главе войска, насчитывающего сотню человек.
Тысяцкий Начальник военного ополчения, который стоял во главе тысячного войска.
Феод Земельный надел, находящийся во владении князя/боярина и передающийся по наследству.

Знание указанных терминов может проверяться в задании 19 ЕГЭ. В данном задании составители просят раскрыть понятие какого-либо термина и привести исторический факт, связанный с ним.Как это может выглядеть?Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «вервь». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России

Приведенный факт не должен содержаться в данном вами определении понятия.Посмотрим на возможный вариант ответа:Вервь — древняя общинная организация на Руси.Вервь является соседской (территориальной) общиной, которая сменила родовую общину.Обратите внимание: вам нужно аккуратно излагать свои мысли, чтобы не повторить объяснение термина в том историческом факте, который вы приводите. Проверяйте свои ответы. 

Вторжение и набеги кочевых племен

Для восточных славян передвижения кочевников были постоянным источником опасности. В это время в степи появились кочевников, которые захватили скот, сожгли дома, забрали все ценное. В рабство брали и мужчин, и женщин, и маленьких детей. По этой причине славяне должны были постоянно быть готовы к отражению нападений. Для каждого славянина была важна его роль в роду как воина и защитника. Землю также была обрабатывали с помощью оружия. Факт того, что славяне смогли справиться с постоянным натиском кочевых народов, а также отстояли свое положение, подтверждается тем, что славяне смогли отвоевать свое право на независимость.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Общественный строй славян.

В первые века нашей эры восточные славяне жили родовыми общинами. Общины объединялись в племена. С усовершенствованием орудий труда и использованием тягловой силы лошадей или волов сравнительно небольшая семья могла вспахать и засеять участок земли, а затем собрать урожай.

В VI-VIII вв. родовые связи ослабли. Семьи одного рода стали селиться отдельно и самостоятельно распахивать новые участки земли. Тут же оседали и выходцы из других родов.

Община продолжала существовать, но она стала теперь объединять соседей, а не только родственников. Подобно тому как это было у древних германцев, и у восточных славян вместо родовой общины возникла соседская община.

У каждой семьи был теперь в пользовании пахотный участок земли. Каждой семье принадлежали орудия труда и собранный урожай. Это была их частная собственность.

Однако лесом, лугом, рекой соседи пользовались вместе, сообща. В соседской общине имущественное положение отдельных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли попадали в руки старейшин и военных вождей. Они же захватывали большую часть добычи во время военных походов. Так вместе с частной собственностью возникло и имущественное неравенство.

Родовой строй постепенно распадался. На севере и в глухих местах он задержался дольше, на юге, например у племени полян, он исчезал быстрее.

У славянских племен стали выделяться богатые предводители — князья. Около них создавались отряды воинов — княжеские дружины. Князья собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор так и назывался — полюдье.

Обычно князья отправлялись в «полюдье» с началом зимы. Во главе сильного отряда дружинников они входили в славянский поселок и требовали дань. Жители — «подданные» князя (от слова «дань») — несли ему разное добро; особенно ценился мех куницы, бобра, белки. Несли мед в кувшинах и деревянных ведерках, круги воска и другие продукты сельского хозяйства. Жители поселка и кормили за свой счет князя с дружиной. Лошадям князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят».

Князья совершали военные набеги на владения друг друга. В случае победы это тоже обогащало их.

Славянские племена в VI в. н. э. объединялись в союзы. Во главе их стояли князья наиболее сильных племен. Около князей постепенно складывалась и укреплялась местная знать. Центром одного из племенных союзов явилось племя рось, или русь, проживавшее в древности на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть русами, а территорию, на которой они жили, — Русской землей или Русью.

В VI-VIII вв. у восточных славян происходил процесс разложения первобытнообщинного строя, стало зарождаться классовое неравенство. В глубине племенных союзов постепенно созревали зачатки государственных объединений. Это облегчало борьбу восточных славян с внешними врагами.

Языческие боги

Расселение древних восточных славян не могло обойтись без благословения богов

Поклонение богам занимало важное место в мировоззрении. Богов было несколько, но главными считались:

  • Перун – повелитель молнии, грозы и грома;
  • Ярило – бог земледелия, весеннего плодородия и плодовитости скота;
  • Стрибог – повелитель ветров;
  • Сварог и Хорс – оба являлись богами солнца, но Сварог занимал главенствующее положение;
  • Велес –иногда выступал в роли бога подземного мира, ему поклонялись скотоводы;
  • Мокошь – покровительница всех ремесел, которыми занимались женщины, в основном прядения (иногда ее почитали, как богиню плодородия).

Для почитания каждого бога были выделены дни недели. Расселившиеся на территории Восточной Европы славяне храмов не строили, но у каждого племени было свое святилище, где приносили жертвы богам, и стояла статуя бога – идол. Идолов делали из дерева, глины, камня и даже металла. Идолопоклонством официально занимались вплоть до принятия христианства, но даже после этого старые верования никуда не исчезли. Расселение славян в 9 веке продолжилось, и они по-прежнему верили в то, что их покой зависит от милости Перуна, Ярилы или Сварога.

Место поклонения языческим богам  

Социально-экономическое развитие восточных славян

Для выживания восточным славянам приходилось заниматься хозяйством. В то время под хозяйством понимали различные формы земледелия, скотоводства и т. д.

«Славянские умельцы» или чем занимались восточные славяне? У восточных славян было много занятий, они много чего умели. Помимо обычного земледелия, они занимались скотоводством, торговлей, охотой и ремеслом. Отдельно стоит выделить такой вид занятости как бортничество. Бортничество — это сбор меда диких пчел. Происходит оно от слова «борть» — дупло в дереве, в котором жила семья пчел.

Какое занятие было самым важным? Думаем, на этот вопрос вы ответите без проблем. Ключевым занятием восточных славян было земледелие. Однако из-за того, что в каких-то районах почва была более плодородной, а в каких-то — менее, социально-экономическое развитие племенных объединений шло неравномерно. 

У восточных славян существовало две системы земледелия: подсечно-огневое и переложное.

  • Подсечно-огневое земледелие заключалось в вырубке и сжигании деревьев, а пепел использовали как удобрение. Два-три года земельный участок давал хороший урожай, но потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Данная система земледелия использовалась преимущественно в северных районах.
  • Переложная система заключалась в использовании одного участка земли, пока другой «отдыхает». Как только почва истощалась, то переходили на новый земельный участок, оставляя прежний без обработки для восстановления почвы за счет природной растительности (так делалось раз за разом). Такая система земледелия использовалась преимущественно в южных районах.

Как торговали восточные славяне? В основном торговля у восточных славян велась за счет водных путей «из варяг в греки» («Варяжского», «Восточного») и «из варяг в персы» («Волжского»). 

Ключевым торговым путем являлся путь «из варяг в греки», который связывал Северную и Южную Европу. 

Данный путь являлся основой экономического, политического и культурного развития восточных славян. Он брал свои начала из Балтийского моря, а завершался в столице Византийской империи — Царьграде (Константинополе). Путь «из варяг в персы» также брал свои начала из Балтийского моря, а заканчивал в Дербенте.

Данные карты могут встретиться вам в экзаменационном КИМе в заданиях 9—12 ЕГЭ и заданиях 8—10 ОГЭ

При работе с этими картами важно обратить внимание на такие моменты, как начало и окончание торгового пути, основные города и, соответственно, название торгового пути.Отметим важное:Торговый путь «Из варяг в греки» или «Днепровский торговый путь»:— основа торгового пути — река Днепр;— начало торгового пути — варяжские земли (Балтийское море);— окончание торгового пути — г. Константинополь (Черное море);— основные города на торговом пути — Новгород, Киев.Торговый путь «Из варяг в персы» или «Волжский торговый путь»:— основа торгового пути — река Волга;— начало торгового пути — варяжские земли (Балтийское море);— окончание торгового пути — г. Дербент (Каспийское море);— основные города на торговом пути — Новгород, Булгар (Волжская Булгария), Итиль (Хазарский каганат)

Дербент (Каспийское море);— основные города на торговом пути — Новгород, Булгар (Волжская Булгария), Итиль (Хазарский каганат).

Основным занятием славян было земледелие.

Системы землепользования:

  • переложное или пашенное земледелие. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух‑трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки.
  • В лесной зоне была распространена подсечно‑огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два‑три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и со временем приходилось переходить на новый участок.

Орудия труда

  • топор
  • мотыга
  • Соха — примитивное орудие для распахивания земли
  • борона ‑ суковатка ( ею разбивали крупные комья земли, рыхлили землю, убирали сорняки, выравнивали почву)
  • заступ, имвзрыхляли почву
  • серпами жали (собирали) урожай.
  • молотили цепами.
  • размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами
  • рало ( близкое к плугу, им рыхлили почву)
  • деревянный плуг с железным лемехом

Хозяйство и основные занятия древних славян (период до формирования Древнерусского государства)

Большинство племен древних славян вело оседлый образ жизни. Это условие определило их главные занятия – земледелие и скотоводство. Кроме того, многие из них успешно осваивали рыболовство, охоту, укрепляли свое положение развитием ремесленного производства.

Земледелие

Заниматься земледелием было экономически выгодно, так как славяне селились в лесных и лесостепных зонах. В зависимости от расположения племени в той или иной зоне, выбирался вид возделывания почвы:

  1. Подсечно-огневой, предполагающий вырубку делянок на лесных участках, сожжение деревьев, использование золы в качестве эффективного удобрения.
  2. Переложный, когда в течение 2-5 лет засеивали один участок, а после истощения почвы переходили на другой.

Такими способами выращивали зерновые и бобовые культуры, пшеницу, рожь, лен, коноплю.

Примечание

Основными орудиями земледельцев выступали деревянный плуг, соха, рало.

Скотоводство

Скотоводство славян имело тесную связь с земледелием. Проживающие в лесах разводили незаменимых в хозяйстве лошадей, мулов. Для жителей степей было свойственно разведение свиней, мелкого рогатого скота.

Занятие скотоводством позволяло обеспечивать жителей мясом и молоком. Сильных животных использовали в качестве мощной рабочей силы: для вспахивания земли, транспортировки древесины.

Бортничество

Определение

Бортничество – это исторически сложившийся вид пчеловодства, при котором мед собирают не в ульях и колодах, а в дуплах деревьев.

Термин происходит от слова «борть». Им называли дупло, где проживала семья диких пчел. Дупла могли быть специально созданными или сформировавшимися естественным путем. Если дупло делали специально, то выдалбливали его на высоте от 4 до 15 метров, а внутрь помещали специальные укрепления для сот.

Примечание

Бортничеством занимались, в основном, мужчины. А назывались они бортниками.

Охота и рыболовство

Занятость населения всегда определяется местом жительства. В древности эта тенденция прослеживалась особенно четко. Так, проживавшие вблизи лесных участков занимались охотой, добычей дичи. Обосновавшиеся у водоемов отдавали предпочтение рыболовству.

В качестве орудий охоты использовались рогатины, копья с обоюдоострыми наконечниками, колья. Рыболовы стремились обзавестись самодельными удочками из длинных веток и свитой из конского волоса лески, сетями, неводами.

Ремесло

Предпосылкой к развитию ремесленничества у древних славян было стремление наладить быт. В хозяйстве требовались топоры, серпы, мотыги, плуги. Для приготовления еды необходима была посуда, для рыбной ловли – лодки, ладьи, плоты.

Известно, что мужчины в славянских племенах занимались:

  • ковкой;
  • гончарным делом;
  • обработкой древесины;
  • резьбой по камню;
  • выделкой кожи, мехов.

На долю женщин выпадали ткацкое ремесло, изготовление разнообразных украшений и игрушек для обмена, прядение.

Торговля

Основной характеристикой торговли у восточных славян являлся прямой обмен между племенами. В ход шли выделанные кожа и меха, пушнина, мед, воск, гончарные изделия.

В 7-8 веках славяне приблизились к налаживанию внешних экономических связей. Наметилось образование торговых отношений с государствами Востока, Прибалтики, Византией. Обмен начал расширяться: взамен произведенных собственными силами товаров славяне получали вино, плоды, янтарь, соль, золото, которое можно было характеризовать как драгоценность.

Религия

Историки утверждают, что восточные славяне были людьми глубоко религиозными. Подтверждением тому является поклонение предкам, умершим родственникам, духам, а затем и языческим богам:

  • повелителю молний Перуну;
  • покровителю земледельцев Яриле;
  • богу солнца Сварогу;
  • хозяину ветров Стрибогу;
  • идолу скотоводов Велесу.

Территория и занятия славян.

Славяне живут в Европе с древности. Они делятся на западных, южных и восточных.

  1. Чехи, словаки, поляки — западные славяне.
  2. Болгары, сербы, хорваты — южные славяне.
  3. Русские, украинцы, белорусы — восточные славяне.

1 Античный — древний (с латинского языка), древнегреческий или древнеримский (город, памятник искусства и т. д.).

В I тысячелетии н. э. восточные славяне жили по Днепру, его притокам и вокруг озера Ильмень. (См. карту.) Они делились на многие племена: около Киева, на правом берегу Днепра, жили поляне, в лесах по берегам Припяти — древляне, по Днепру и Пруту (вплоть до устья Днепра и северного побережья Черного моря) — уличи и тиверцы, по реке Оке жили вятичи, вокруг озера Ильмень — ильменские славяне. Все эти славянские племена — общие древние предки русского, украинского и белорусского народов.

По свидетельству современников, славяне были рослым, сильным, красивым народом.

Главным занятием славян было земледелие. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Нелегко было возделывать землю, особенно в лесной полосе: здесь ее надо было сначала отвоевать у леса.

На выбранном участке славяне железными топорами рубили («подсекали») деревья и кустарник. Целое лето сохли деревья, на следующий год сушняк поджигали. Тяжелой бороной-суковаткой бороновали поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такой способ земледелия назывался подсечным.

Когда после нескольких урожаев земля истощалась, расчищали от леса и засевали новый участок зем-ли, а старое поле на многие годы забрасывали, пока там вырастал новый лес. Подсечное земледелие требовало огромной затраты труда. Многочисленный коллектив родичей с трудом справлялся с обработкой небольшого участка земли.

В степях и лесостепной зоне у славян постепенно развивалось пашенное земледелие. Здесь пашню пахали сохой с железным наконечником (сошником).

Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба «жито» произошло от славянского слова «жить».

Славяне разводили домашний скот — коров, лошадей, овец, а также занимались рыболовством и охотой. В лесах в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось бортью. Славяне занимались бортничеством, т. е. собиранием меда диких пчел.

Земледелие

Изображение katerinavulcova с сайта Pixabay.

Основным их занятием было  земледелие. Восточные славяне того времени в принципе отождествляли свою жизнь с хлебом и пашней. Поэтому зерновые культуры называли «жито» от слова «жить». Из зерновых сеяли разные сорта пшеницы, ячменя, рожь, овёс и другие волокнистые и зернобобовые культуры. Из огородных выращивали свеклу, репу, редьку, капусту, морковь, чеснок. Из технических – лён, коноплю.

Способы возделывания земли определялись природно-климатическими условиями местности. В северных районах, где большую часть территории занимали таежные леса, основным было подсечно-огневое земледелие. По правилам этого типа обработки земель деревья немного подрубали и давали им высохнуть. Через год сухие деревья сжигали, а золу использовали в качестве удобрения, тем самым значительно увеличивая плодородность почв. Засевали такие поля по 2-3 раза. После урожайность земли падала, и для новых посевов готовился новый участок.

В южных степных районах, богатых чернозёмами, основной системой возделывания земли был перелог. Участки земли пахали и засевали до начала истощения почв. После переходили на новые территории.

Система верований восточных славян

Это было многобожие или, иначе, язычество. У древних славян существовал пантеон божеств, которым они поклонились. В основе верования лежал страх или преклонение перед природными явлениями, которые обожествлялись и олицетворялись. Например, Перун был богом грома, Стрибог – богом ветра и так далее.

Рис. 3. Статуя Перуна.

Восточные славяне проводили обряды на природе, храмов они не строили. Вытесанные из камня статуи божеств ставились на полянах, в рощах.

Также славяне верили в духов, таких как русалки, домовые, лешие и т. п., что впоследствии нашло отражение в фольклоре.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали кратко о восточных славянах в древности: племенном делении и территориях, которое занимало каждое племя, их особенностях и основных занятиях. Узнали, что главным среди этих занятий было земледелие, типы которого отличались в зависимости от местности, но важными были и другие, такие как скотоводство, рыболовство и бортничество. Уточнили, что славяне были язычниками, то есть верили в пантеон богов, а их общественный строй основывался на общинах.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Итоги общественного развития восточных славян ко второй половине I тысячелетия

— Распад родоплеменного строя.

— Складывание племенных союзов.

— Переход ряда племен к военной демократии, первым элементам государственности.

— Отставание восточнославянских племен в своем общественном развитии от западноевропейских народов.

Факторы, негативно повлиявшие на развитие восточнославянского общества:

— отсутствие античного наследия и слабая связь с центрами мировых цивилизаций, стоявших на более высокой ступени развития;

— удаленность от морей и международных торговых путей;

— соседство со степью и частые вторжения кочевников;

— отсутствие рудных полезных ископаемых;

— наличие больших площадей свободных земель;

— сравнительно однообразные природно‑климатические условия и равнинный характер местности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: