Основы вероучения
Не смотря на то, что Лютер составлял свое вероучение 30 лет, многократно его корректируя, оно так и не стало законченным, оставляя почву для многочисленных интерпретаций и споров, что предопределило дальнейший раскол последователей Лютера на гнесиолютеран и филиппистов. Вероучение получило название евангелизм, т. к. Лютер отстаивал приоритет Священного Писания над решениями пап и соборов. Католики и представители иных протестантских толков называли его последователей лютеранами, но это название не прижилось.
Основным принципом евангелизма стало: «Sola fide, sola gratia et sola Scriptura» (Только вера, только благодать, только Писание) — Лютер провозгласил, что спасение возможно только через благодать, которая получается через веру, основы которой изложены в Писании, т. е. Библии.
Это сразу обозначило ключевые отличия евангелизма от католицизма:
• Раз основой веры является лишь Священное Писание, то ни папа, ни собор не может обладать всей полнотой власти в церкви;
• Раз благодать достигается только верой, не нужна церковь как посредник между Богом и людьми.
Роза Лютера — эмблема Евангелической церкви
Кроме того, Лютер провозгласил, что Библию может трактовать каждый (для этого и был выполнен ее перевод на немецкий). Из это следовало, что:
• Не нужна церковная иерархия;
• Церковь должна быть «дешевой»;
• Священники должны быть выборными;
• Не нужно монашество.
Лютер пересмотрел особую роль священства: в евангелической церкви основой церковной организации были пасторы — выборные настоятели, в задачу которых входила проповедь, а не отпущение грехов. Поскольку пасторы не были особым сословием, им не обязательно было соблюдать целибат — сам Лютер в 1525 году вступил в брак с бывшей монахиней Катариной фон Бора. Лютер сократил число церковных таинств с семи до трех, оставив только крещение, елеосвящение и причастие. При этом форма богослужения мало изменилась — месса служилась по католическому обряду, но на немецком языке, а не на латыни.
От внимания Лютера ускользнул ряд существенных деталей, вокруг которых потом велась дискуссия между его последователями — вопросы о количестве таинств и их необходимости, а также о возможности спасения через добрые дела и т. д. стали камнем преткновения для последователей Лютера в 1540-1570-е годы.
Во главе немецкой церкви
По странному стечению обстоятельств, последние 11 лет жизни Лютера, когда он был фактически руководителем германской церкви, практически не отмечены активной деятельностью — он в эти годы много болел и редко покидал Вену. Фактически руководство Синодом перешло к его ближайшему единомышленнику Филиппу Меланхтону, который все больше склонялся к компромиссу с католицизмом.
В эти годы Лютер заканчивает немецкий перевод Библии, а так же выпускает несколько публицистических произведений. Когда началась война с турками, он объявил участие в ней священным долгом каждого евангелиста и устроил сбор денег на снаряжение ополчения, хотя в молодости призывал не сопротивляться туркам, которые виделись ему «бичами божьими».
Филипп Меланхтон — ближайший друг и преемник Лютера
В 1542 году уже тяжело больной Лютер выступил за компромисс с католиками, однако это не остановило начавшуюся религиозную войну, зато вызвала существенное охлаждение между ним и Карлом V.
Другой темой, волновавшей Лютера в последние годы, были вопросы богослужения, в частности, роль музыки в нем — он написал целую серию произведений на музыкальную тематику, которые демонстрируют его большую эрудицию в этом вопросе.
В 1543 году Лютер выпустил антисемитский памфлет «О евреях и их лжи«, в котором он в частности призывал сжигать синагоги, дома и школы иудеев, уничтожать их богослужебные книги, запретить им заниматься ростовщичеством и свободно перемещаться по стране. Не смотря на то, что Карл V тогда не прислушался к идеям Лютера, позже этот памфлет стал одним из важнейших текстов для немецких националистов.
В том же году вышел труд Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер«, однако Лютер так и не прочел его и до конца жизни считал, что Солнце вращается вокруг Земли. В публичных выступлениях он клеймил теорию Коперника, считая, что она противоречит Священному Писанию — это вызвало незамедлительную реакцию католической церкви, которая в пику евангелистам признала учение Коперника. В Германии же геоцентризм официально признавался в течение последующих десятилетий.
Мартин Лютер скончался 18 февраля 1546 года на 63 году жизни. Похоронили его без больших торжеств, так как к тому времени его отношения с Карлом V были далеко не такими теплыми, как 20 лет назад. Последние годы жизни Лютера были полны разочарований — от своих соратников он получал печальные известия о необразованности пасторов, о том, что многие приходы стоят пустыми, о возмущении людей закрытием монастырей, которые ранее служили еще и богадельнями. Большинство приходов сильно обеднели, в то время как князья и епископы, перешедшие в евангелизм только чтобы сохранить свой сан, разбогатели за счет Реформации. Многие свидетели последних дней Лютера сообщали о его разочаровании итогами Реформации. Кто-то даже слышал его якобы слова о том, что знай он заранее, чем обернется выступление с 95 тезисами, он бы не стал этого делать.
Крестьянские восстания в Германии
Летом 1524 года на юге Германии вспыхнули крестьянские восстания. Идейно это движение возглавил священник Томас Мюнцер. Он призывал не только к реформации церкви, но и к установлению царства Божьего на земле. Восставшие составили программу, которая вошла в историографию под названием «12 статей». В этом документе крестьяне требовали права избирать священника и смещать его с должности. Также они считали, что десятина должна тратится только на содержание священника и его семьи и на помощь бедным членам общины. Также крестьяне требовали личной свободы и права пользоваться лесами, ловить дичь, рыбу и зверей. Леса и пашни должны были быть возвращены в общинное пользование.
Крестьяне требовали установления оброка и барщины по справедливости и отмены всех дополнительных поборов, в частности, отмены штрафов. Особой статьей они требовали отмены, так называемого, посмертного побора, который взимался с семьи умершего крестьянина и к которому, как правило, добавлялся и побор за право пользования наследством.
Постепенно восстание переместилась с юго-запада в центральные земли Германии. Наиболее организованным оно было в Тюрингии. Горожане и разорившееся рыцарства, примкнувшие к крестьянам, составили свою программу. Это, так называемая, Гейльброннская программа. Она ограничивала власть князей, и предусматривала централизацию страны.
Согласно этому документу в стране должны были быть созданы единые органы управления, подчиненные императору. Власть духовенства была ограничена и церковь лишалась собственности. Также документ предусматривал отмену внутренних таможен и введение единой денежной системы, и единой системы мер и весов. Программа практически не учитывала интересы крестьянства, в частности, указывалось, что крестьяне могут освободиться от феодальных повинностей путем выкупа феода в 20 кратном размере. Несмотря на то, что эта программа могла стать базой для объединения немецкого общества, крестьяне так и не смогли созвать съезд, чтобы обсудить ее. Хорошо вооруженные армии князей довольно быстро разбили разрозненные отряды крестьян. К концу 1525 года восстание было полностью подавлено.
Причины Реформации
К началу XVI века раздробленная Германия практически полностью контролировалась Святым Престолом. В отличие от Англии, Франции и Испании, где притязания церкви ограничивались сильной королевской властью, здесь папы и высший немецкий клир свободно и безнаказанно взимали небывалого размера поборы.
Рим с его политическим и культурным расцветом требовал огромных финансовых вливаний, а папы не стеснялись содержать двор, которому могли позавидовать европейские монархи. Германию просто грабили, что вызывало естественное возмущение ее населения. В стране была широко распространена продажа индульгенций, покупая которые прихожане могли получить прощение за любые грехи — это был лишь вопрос цены.
Практически все требования политических и социальных преобразований в Германии конца XV — начала XVI века включали церковные реформы, но оппозиция была слишком разнородной. В 1517 году общественные идеи и ожидания смог выразить Мартин Лютер (1483-1546 гг) — выпускник Эрфуртского университета, доктор богословия и монах ордена августинцев.
Возмущенный продажей индульгенций, Лютер в конце октября 1517 года направил архиепископу Майнца и разместил на дверях приходской церкви свои знаменитые 95 тезисов, которые в дальнейшем углублялись и разъяснялись им самим и его последователями.
Даты по зарубежной истории (не закончен)
Отправить в приложение Отметить как выучено |
Даты по зарубежной истории (не закончен)
падение Западной Римской империи
476 г.
возникновение государства франков
486 г.
правление Юстиниана в Византии
527-565 гг.
возникновение ислама
VII век
возникновение государства у арабов
632 г.
превозглашение Карла Великого императором
800 г.
распад Франкской империи
843 г.
образование Священной Римской империи
962 г.
разделение христианской церкви на православную и католическую
1054 г.
нормандское завоевание Англии
1066 г.
Крестовые походы
1096-1261 гг.
захват Константинополя крестоносцами
1204 г.
принятие Великой хартии вольности в Англии
1215 г.
возникновение Английского парламента
1265 г.
созыв Генеральных штатов во Франции
1302 г.
Столетняя война
1337-1453 гг.
Жакерия во Франции
1358 г.
Восстание под предводительством Уота Тайлера
1381 г.
битва на Косовом поле
1389 г.
Гуситские войны
1419-1434 г.
изобретение книгопечатания Гуттенбергом
1440-е гг.
война Алой и Белой розы в Англии
1455-1485 гг.
правление Людовика XI во Франции
1461-1483 гг.
падение Византийской империи
1453 г.
правление Генриха VII в Англии
1485-1509 гг.
открытие Америки Христофором Колумбом
1492 г.
завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове
1492 г.
открытие Васко да Гамой морского пути в Индию
1497-1499 г.
выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии
1517 г.
кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана
1519-1522 гг.
Вормсский Рейхстаг. Осуждение М. Лютера
1521 г.
Крестьянская война в Германии
1524-1525 гг.
начало Реформации в Англии
1534 г.
Аугсбургский религиозный мир
1555 г.
религиозные войны во Франции
1562-1598 гг.
освободительная война в Нидерландах
1566-1609 гг.
образование Речи Посполитой
1569 г.
Варфоломеевская ночь во Франции
1572 г.
Утрехтская уния
1579 г.
разгром Англией Непобедимой армады
1588 г.
Нантский эдикт Генриха IV во Франции
1598 г.
Тридцатилетняя война
1618-1648 гг.
деятельность кардинала Ришелье на посту первого министра Франции
1624-1642 гг.
начало деятельности Долгого парламента в Англии, начало Английской буржуазной революции
1640 г.
принятие английским парламентом «Великой ремонстрации»
1641 г.
гражданская война в Англии
1642-1649 гг.
правление Людовика XIV во Франции
1643-1715 гг.
Вестфальский мир
1648 г.
казнь английского короля Карла I
1649 г.
превозглашение Англии республикой
1649 г.
протекторат О. Кромвеля
1653-1659 гг.
реставрация династии Стартов в Англии
1660 г.
«Славная революция» в Англии
1688 г.
правление Людовика XV во Франции
1715-1774 гг.
Основные понятия реформации истории 7 класс
Реформация – это религиозное движение, которое произошло в Западной Европе в XVI веке. Реформация стала вызывать серьезное потрясение в Католической Церкви и привела к возникновению новых протестантских конфессий.
Протестантизм – одно из направлений реформации, которое возникло в результате критики католических учений и ритуалов. Протестанты отвергали папскую власть, а также важнейшие доктрины и традиции Католической Церкви.
Мартин Лютер – немецкий религиозный деятель и основатель протестантизма. В 1517 году он прибил на ворота церкви в Виттенберге свои 95 тезисов, в которых критиковал пороки Католической Церкви и предлагал реформы.
Конфессия – это религиозное учение или вероисповедание, соблюдаемое сообществом верующих. В период реформации возникло множество новых конфессий, таких как лютеранство, кальвинизм, англиканство и другие.
Кальвинизм – вероисповедание, которое было основано Жаном Кальвином во Франции в XVI веке. Кальвинизм утверждал предопределение – учение о том, что Бог заранее предопределяет, кто спасется, а кто погибнет.
Англиканство – вероисповедание, которое возникло в Англии в XVI веке под влиянием реформации. Англиканцы сохраняли некоторые элементы католицизма, но также отклонялись от некоторых его учений и практик.
Конфессиональные войны – серия вооруженных конфликтов, которые произошли в Европе в XVI-XVII веках между католиками и протестантами. Войны были связаны с религиозными разногласиями и национальными конфликтами.
Тридцатилетняя война – одна из самых крупных и длительных конфессиональных войн, которая произошла в Европе в XVII веке. Война началась в результате религиозных и политических разногласий и охватила большую часть Европы. Она унитожила государственные и социальные структуры и привела к смерти миллионов людей.
Важные понятия: | Описание: |
---|---|
Реформация | Религиозное движение, произошедшее в XVI веке в Западной Европе |
Протестантизм | Направление реформации, основанное на критике католицизма |
Мартин Лютер | Немецкий религиозный деятель, основатель протестантизма |
Конфессия | Религиозное учение или вероисповедание |
Кальвинизм | Вероисповедание, основанное Жаном Кальвином, утверждающее предопределение |
Англиканство | Вероисповедание, возникшее в Англии, сохраняющее элементы католицизма |
Конфессиональные войны | Серия вооруженных конфликтов между католиками и протестантами |
Тридцатилетняя война | Крупнейшая конфессиональная война в XVII веке, охватившая большую часть Европы |
Мартин Лютер
Лидером реформации стал Мартин Лютер, католический священник и преподаватель теологии в Виттенбергском университете. 31 октября 1517 года он прибил к дверям Виттенбергского собора свои знаменитые 95 тезисов против индульгенции. Мартин Лютер утверждал, что покупка индульгенции освобождает лишь от наказания, наложенного церковью, а искупление греха возможно только покаянием и добрыми делами. Священники, злоупотребляющие продажей индульгенцией и богатство церкви, по мнению Лютера, подрывает не только авторитет самой церкви, но и авторитет Папы Римского.
Следует отметить, что Мартин Лютер критиковал не столько Папу Римского, хотя и отмечал недопустимость его богатства, вызывающее недовольство паствы. Он критиковал скорее священников, злоупотребляющих своей властью.
Давайте прочтем несколько отрывков из этого произведения: «Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством Папских индульгенций, человек избавляется от всякого наказания и спасается. Если кому-нибудь может быть дано полное прощение всех наказаний, то несомненно, что она дается наиправеднейшим, то есть немногим.
Должно учить христиан: Папа не считает покупку индульгенции, даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.
Должно учить христиан: тот, кто, видя нищего и пренебрегая им, покупает индульгенцию, не получит Папского прощения, но гнев Божий навлечет на себя.
Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.
Должно учить христиан: покупка индульгенции — дело добровольное, а не принудительные.
Должно учить христиан: если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучше сжечь дотла храм святого Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец».
Тезисы Мартина Лютера были признаны в то время ересью, и в 1520 году Папа издал буллу об отречении священника от церкви. Но он сжёг это папское послание на глазах у своих студентов. Вступив в полемику с Папой Римским, Мартин Лютер издал несколько сочинений, в которых изложил свои взгляды на религию и церковь. У него появилось много последователей среди немецкого бюргерства и дворянства, поскольку его учение отвечало их утилитарным интересам. Речь идет о желании бюргерства освободиться от церковных поборов и желание князей секуляризировать церковные земли и укрепить собственную власть.
Начало движения за переустройство церкви
Особенно остро религиозный кризис ощущался в Германии, которая и стала центром начала Реформации. Германия все еще оставалась феодально раздробленным государством, не имела сильной королевской власти. Большинство германских земель принадлежало князьям-феодалам и католическому духовенству. Горожане и крестьяне обязаны были содержать католическое духовенство, которое слишком часто проводило дорогостоящие богослужения, пышные обряды.
- князья стремились освободиться от всевластия духовенства, обогатиться за счет конфискации его земель;
- горожане мечтали о закрытии монастырей, стремились к более простым и дешевым религиозным обрядам;
- крестьяне добивались отмены церковных поборов.
Первым человеком, открыто начавшим борьбу за переустройство католической церкви в Германии, стал Мартин Лютер.
Родившийся в крестьянской семье Мартин Лютер получил хорошее образование, учился в нескольких религиозных школах, а окончив университет — принял монашеский обет. Спустя время он стал священником, держателем 11 монастырей, преподавателем богословия. В возрасте 32 лет Мартин приходит к мнению, что верующий может получить прощение грехов только искренне раскаявшись перед Богом, но никак не купив индульгенцию. Эта идея стала центральной в учении Мартина Лютера.
31 октября 1517 года возмущенный лицемерием духовенства, активно торговавшего индульгенциями, Мартин Лютер вывешивает на дверях церкви свое письмо – «95 тезисов против индульгенций». Лютер расписал по пунктам, почему он выступает против торговли папскими грамотами на отпущение грехов. Он утверждал, что искреннему верующему не нужны посредники между ним и Богом. Его тезисы взбудоражили всю Германию, «пробудили ото сна» всех сторонников Реформации.
Папа Римский проклял Лютера за его призывы к отказу от папской власти, содержания католического духовенства, проведения дорогостоящих религиозных обрядов и богослужений. Однако его проклятие еще больше сплотило сторонников Мартина Лютера, обеспечило ему сочувствие населения и всестороннюю поддержку.
Мартин публично выступал с проповедями, писал письменные обращения. Будучи хорошим оратором, он умело излагал свои мысли так, чтобы они были понятны и князьям, и горожанам, и безграмотным крестьянам. Тезисы Мартина Лютера не только разошлись по всей Германии, но и дошли до соседних стран Западной Европы.
Сторонников Мартина Лютера стали называть лютеранами, а новые церкви, возникшие в некоторых районах Германии — лютеранскими. Лютеранская церковь отличалась от католической следующими особенностями:
- она была простой и дешевой, не владела землями, дорогостоящим имуществом, не располагала большими денежными средствами;
- исчезли дорогостоящие обряды и богослужения, верующие перестали поклоняться святым мощам и иконам;
- лютеранское духовенство имело право заводить семью (католическое духовенство не имело право иметь жену и детей).
Несмотря на большое количество последователей Мартина Лютера, около половины населения оставалось верным католицизму. Католики стали называть сторонников Реформации протестантами, так как последние выступали против существующих религиозных порядков.
Отношения между католиками и протестантами накалялись, по мере того как крестьяне и городская беднота стали настаивать на полном уничтожении власти церкви, конфискации земель феодалов и ликвидации имущественного неравенства.
Запоминаем даты!
1524-1525 гг.-Крестьянская война в Германии.
Даже после окончания крестьянской войны столкновения между католиками и протестантами не прекращались. Ситуация изменилась лишь в 1555 году, когда германский император Карл V заключил религиозный мир в Аугсбурге, уравняв в правах католиков и протестантов.
Памятник Мартину Лютеру в Дрездене
«Глобальный духовный переворот»
Сегодня страсти улеглись. Католики и протестанты живут в мире. Но для этого потребовались сотни лет и сотни тысяч жизней.
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин рассказал RT, что Реформация для своего времени была глобальным духовным переворотом и повлияла на развитие христианства не только в Западной Европе, но и во всём мире.
Главная и самая известная разновидность протестантизма — лютеранство. Однако, помимо последователей Мартина Лютера, существуют ещё кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.
Крестьянская война в Германии
Отец немецкой Реформации на время отошёл от дел: у движения нет лидера. Оно постепенно распадается на два течения. Первое — откровенно радикальное, которое выступало за немедленные преобразования в церкви, зачастую выливавшиеся в погромы монастырей, соборов и иконоборческое движение.
У «анархистов» было два лидера — импульсивный Андреас Карлштадт и энергичный Томас Мюнцер. Их идеи являлись максимальным упрощением лютеровской риторики. Немедленные действия без чёткого плана были обречены на потерю контроля над движением.
Второе — умеренное, которым руководил ученик Лютера, интеллектуал, преподаватель древнегреческого языка Виттенбергского университета Филипп Меланхтон. Но с простым народом сторонники нейтрального направления не нашли общего языка.
В 1522 году Лютер выходит из тени и выдворяет радикалов из Виттенберга. В землях курфюршества Саксония появляются первые лютеранские общины. Тем не менее до конца не было ясно, как должны существовать сообщества нового вероисповедания. Было необходимо организованное управление и власть.
Но на юго-западе Германии под знамёнами новой веры начинаются волнения. В 1522—1523 гг. в Эльзасе и Швабии прогремело рыцарское восстание. Интересы мелкого дворянства не особенно волновали новоиспечённого императора, а вот братья по Евангелию могли помочь в борьбе за права военной элиты. Но, к несчастью, евангелических сторонников было мало, а имперский Швабский союз городов и дворян дал отпор рыцарям под предводительством Франца фон Зиккенгена и Гёца фон Берлихингена.
Рыцарское восстание 1522−1523 гг. (pinterest)
Через год после провала рыцарского мятежа поднимают головы крестьяне. Их интересуют вопросы общинных прав и церковная реформа. Так и началась Крестьянская война на юге Германии, которая гремела с 1524-го по 1525-й. Стихийный бунт простого люда сильно ударил по дворянским поместьям и церковным землям. Расправы были неминуемы. Во главе отрядов восставших землепашцев были и рыцари, и народные проповедники. Лютера сильно опечалило такое положение дел: он хоть и призывал к борьбе, но не через насилие.
Восставшие крестьяне. (pinterest)
В начале 1525 года Швабский союз подавляет большинство крестьянских бунтов на юго-западе немецких земель. Весной и летом идёт зачистка Тюрингии: в битве под Франкенхаузеном 14−15 мая закончится история Томаса Мюнцера.
Битва под Франкенхаузеном. (pinterest)
Он спрячется в городе и объявит себя пророком. Однако войска ландграфа Гессенского Филиппа Великодушного и Георга Трухзеса фон Вальдбурга найдут главаря мятежников и обезглавят его. Хаос Крестьянской войны оставил сильный отпечаток не только в душе Мартина Лютера, но и на состоянии империи. Число жертв было колоссальным.
Карта восстания в Тюрингии. (pinterest)
После подобных социальных катаклизмов княжеская власть внедряется в реформационное движение. Элита начинает реагировать на посылы Лютера и видеть в них свою выгоду: курфюршество Саксония, ландграфство Гессен, земли Немецкого ордена в Пруссии и Прибалтике принимают учение виттенбергского богослова. Городские общины и мелкие владения дворян на юге и западе Германии также перенимают лютеранство.
Двор Габсбургов откровенно не справлялся с такой диффузией Реформации в Германии. Пока Карл V был занят итальянскими делами, его брат эрцгерцог Фердинанд на рейхстаге в Шпейре 1526 года пошёл на компромисс: к постановлениям Вормсского рейхстага добавилась ещё одна строка: каждый чин империи в своих владениях справляет богослужение, как велит его совесть. Фактически развитию идей Лютера дали зелёный свет. Однако в 1529 году император Карл V потребовал от эрцгерцога добиться признания князьями статей Вормсского рейхстага. Но дворянство ответило протестом.
В 1530 году в Аугсбурге «протестанты» во главе с Меланхтоном представили свою формулу вероисповедания. Карл решительно не соглашался с протестантским крылом княжеской ассамблеи и дал год на пересмотр своего мнения. Государь открыто угрожал опалой и репрессиями.
Аугсбургский религиозный мир: уязвимое согласие
В 1555 году имперские чины наконец собрались в Аугсбурге, чтобы выработать новую формулу взаимодействия власти и протестантских князей. Напряжённые переговоры всё-таки закончились подписанием 25 октября 1555 года Аугсбургского религиозного мира.
Документ способствовал полному восстановлению земского мира в империи, концу смут и реорганизации имперской юстиции. Также было окончательно узаконено лютеранское вероисповедание, но при этом кальвинисты, баптисты, адвентисты и прочие протестантские движения объявлялись вне закона. Все дела по преследованию лютеран и католиков прекращались.
Аугсбургский религиозный мир. (pinterest)
Казалось, в империи воцарился мир и порядок, но, к сожалению, существовали важные обстоятельства, которые делали Аугсбургское согласие очень уязвимым. Любое появление нового течения протестантизма в немецких землях ставило под угрозу баланс сил. Существовала также проблема трактовки формулировок документа. Несмотря на всю стойкость имперских порядков и соглашений, последствия Аугсбургского мира сыграют важную роль в дестабилизации религиозного климата в Священной Римской империи начала 17-го столетия.
Итоги деятельности
Памятник Мартину Лютеру
В Германии и по сей день фигура Лютера считается центральной во всей ее истории. Он не просто реформировал христианское вероучение и основал национальную немецкую церковь, он еще своим переводом Библии создал современный немецкий литературный язык. Кроме того именно Лютер первым заговорил о «немецкой нации», что стало отправной точкой превращения Священной Римской империи в Германию, окончившегося к середине XVII века после Тридцатилетней войны.
Еще при жизни Лютера евангелизм шагнул за пределы Германии — его в качестве официальной религии утвердил король Швеции. Евангелические общины возникли в Польше, Дании и нек. др. странах. Там местные реформаторы так же переводили Библию на национальные языки, выступали за отмену священства и упразднение церковной иерархии.
Для Германии же Реформация вылилась в резко возросшую экономическую и политическую самостоятельность кайзера, который теперь мог действовать независимо от князей — уже Карл V начал активную политику централизации, присоединяя выморочные владения немецких князей к имперскому домену, зачастую прибегая к конфискации земель непокорных феодалов. Рейхстаг стал терять свою роль. В дальнейшем, роль Лютера в централизации Германии так же была по достоинству оценена.