Научный стиль речи

Жанры научной литературы кратко

Содержание и форма

Помните фильмы про Гарри Поттера? В «Узнике Азкабана» есть сцена, где Гарри и Гермиона пользуются маховиком времени, чтобы вернуться в прошлое

Так вот, в этом эпизоде важно, как изображено течение времени — главные герои стоят на месте, а все остальное как бы перематывается назад. В то время как в фильме «Машина времени» профессор Александр Хартдеген изобретает сложнейшее устройство, чтобы отправиться в прошлое

Что объединяет эти два примера? Содержание — путешествие во времени, однако форма совершенно разная. То же самое происходит и с литературными произведениями.

Содержание — это то, о чем говорится в произведении, реализуется за счет сюжета, формы, идеи, темы, внутренней стороны текста.

Форма — это способ предоставления содержания, осуществляется с помощью использования особой художественной речи, композиции, внешней стороны текста.

Как модернисты перевернули значение формы литературного произведения?Как известно, новаторство модернистов было в поиске новых форм и средств выразительности, они постоянно экспериментировали с формой произведений. Вспомним «лесенку» Маяковского — способ записи стиха с разрывами строк на определенном слове, например:У-лица.Лицаудоговгодоврезче.Отрывок из стихотворения В.В. Маяковского«Из улицы в улицу»Стихотворения Маяковского (и других футуристов) можно не только читать, но и смотреть.Еще один популярный прием модернистов — это использование «потока сознания». Представьте, что все ваши мысли, которые только есть у вас в голове, перенесли на бумагу без знаков препинания. Это и есть «поток сознания» — художественный прием, который имитирует течение мыслей. Чаще всего мы читаем книги ради сюжета, какой-то интересной истории, однако в XX веке многие писатели-модернисты на первое место ставили именно форму произведения. Так, роман У. Фолкнера «Шум и ярость» с сюжетной стороны — это типичная сага про семью, которая живет на юге Америки. Подобные сюжеты встречались часто. Однако роман Фолкнера отличается формой, языком — например, первая часть произведения написана в виде «потока сознания» психически нездорового Бенджи. Герой не понимает, где прошлое, а где настоящее, не осознает, что происходит вокруг.И «лесенка» Маяковского, и «поток сознания» — это все изобретения модернистов, которые экспериментировали с формой произведений.

Вы наверняка замечали, что творчество одного автора может нравиться вам больше другого, и дело тут не только в форме и содержании произведения. Так вот, чтобы понять, почему так происходит, нужно разобраться в термине «поэтика». 

Слайд 8 Рецензия Как правило,

в рецензии представлены четыре типа оценок научного произведения в целом

и его отдельных аспектов:1) общая аксиологическая оценка (высокий уровень, хороший образец, блестящая идея); 2) ментальная оценка, включающая в себя психоло-интеллектуальную (важный вклад, основополагающий метод, серьезная попытка и др.) и эмоционально-интеллектуальную (остроумная идея, рациональный подход, тонкий анализ) оценку;3) практическая оценка, основывающаяся на отношении к норме, стандарту, традиции, актуальности, эффективности и т. д. (идеальная классификация, академический труд, своевременная постановка проблемы); 4) эмоциональная оценка, обозначающая различные психологические состояния и реакции (сильное впечатление, неожиданные выводы, поразительные результаты).    

Жанры научного стиля речи

Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.

Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).

В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.

Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля

Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.

К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

Монография — научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.

Научная статья — небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.

Диссертация — квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.

Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:

  1. Название.
  2. Вступление.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.

Жанры учебно-научного подстиля

Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.

Основными письменными жанрами данного подстиля являются:

Жанры научно-популярного подстиля

Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).

К жанрам научно-популярного подстиля относятся:

  • Научно-популярные книги — это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
  • Научно-популярные журналы.
  • Детские энциклопедии.
  • Статьи.

Жанры научно-информативного подстиля

Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.

Основные жанры данного подстиля:

  • Реферат — это краткий доклад по определенной теме, в котором собрана информация чаще всего из нескольких источников.
  • Реферат-обзор — доклад, в котором сопоставляются различные точки зрения по определенному вопросу. Составляется на основе нескольких источников.
  • Реферат-резюме — краткий доклад, в котором изложены только основные положения.
  • Тезис — ведущий жанр научного стиля. Представляет собой краткую запись, в которой изложены основные положения научного исследования.

Жанры научно-справочного подстиля

Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.

Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:

  • Энциклопедия — научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
  • Словарь — сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
  • Справочник — книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
  • Каталог — список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.

Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля

Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.

К жанрам научно-технического подстиля относятся:

  • Патент — документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение, изделие или процесс.
  • Спецификация — определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.
  • Технические условия — документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
  • Стандарты.
  • Описание изобретений.

Слайд 14АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИВторой раздел АРД должен дать как можно более полное

представление о содержании и внутреннем единстве диссертации

Здесь важно показать,. как были получены результаты, представить ход исследования, изложить суть использованных методов, привести данные об их точности и трудоёмкости, описать условия и основные этапы эксперимента

Во всех случаях – т. е. независимо от научной области, темы и других конкретных факторов – в АРД необходимо включать выводы и конечные результаты.Сокращение текста в процессе реферирования достигается за счет уменьшения количества (или исключения) рассуждений, сравнений, обсуждений, обоснований, описаний и т. п. Резервом для сокращения могут послужить иллюстрации, из которых в АРД целесообразно включать лишь самые необходимые.

как были получены результаты, представить ход исследования, изложить суть использованных методов, привести данные об их точности и трудоёмкости, описать условия и основные этапы эксперимента. Во всех случаях – т. е. независимо от научной области, темы и других конкретных факторов – в АРД необходимо включать выводы и конечные результаты.Сокращение текста в процессе реферирования достигается за счет уменьшения количества (или исключения) рассуждений, сравнений, обсуждений, обоснований, описаний и т. п. Резервом для сокращения могут послужить иллюстрации, из которых в АРД целесообразно включать лишь самые необходимые.

Слайд 9РЕФЕРАТ Реферат – семантически адекватное, ограниченное малым

объёмом и вместе с тем достаточно полное изложение основного содержания

первичного научного текста, отличающееся постоянством структуры и предназначенное для выполнения разнообразных информационных функций при использовании его читателями разных категорий. В настоящее время в сфере научной коммуникации реферат является одним из самых распространенных жанров. Главная функция любого реферата – информативная. Из всех вторичных документов он отличается наибольшей информативностью, благодаря чему в ряде случаев реферат может заменить первоисточник. Прежде всего это касается расширенных рефератов, типа публикуемых в экспресс-информации ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации), реферативных журналов ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) и т.п., а также кратких рефератов статей, содержащих описание изделий, технологических процессов, результатов экспериментов.

Научно-популярный стиль

Эта разновидность научного стиля используется для популяризации научных открытий и достижений. Авторы научно-популярного стиля в увлекательной и занимательной форме повествуют о космосе и загадочных планетах, о жизни животных и растений, о тайнах морей и океанов, то есть обо всём, что интересует любознательных читателей.

Научно-популярный стиль сохраняет основные особенности научного стиля. В нем используются термины, отвлеченные существительные. У глаголов преобладают формы третьего лица единственного числа. Но в отличие от других видов научного стиля в тексте употребляется разговорная и эмоционально-экспрессивная лексика. Для оживления повествования используются образные средства (эпитеты, сравнения, различные виды повторов), а монолог иногда приобретает черты диалога.

Пример научно-популярного стиля

Понаблюдаем, как в популярном изложении объясняется, что все растет из корня,  в «Занимательной грамматике» Н. Ф. Александрович:

Рубинчик Людмила Ивановна

Слайд 13АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИОсобенность собственно реферативной части заключается в том, что она

состоит из трех практически самостоятельных разделов. В первом разделе даётся

общая поаспектная характеристика содержания диссертации, во втором излагается содержание диссертации по её структурным элементам, в третьем приводится обобщённое заключение. Поаспектная характеристика диссертации включает следующие рубрики: актуальность темы, научная проблема (задача), цель исследования, объект и предмет исследования, результаты исследования, методы, материал, условия исследования, научная новизна, теоретическая значимость, практическая ценность, реализация результатов, пути их дальнейшей реализации, апробация работы, структура и объём диссертации.

Жанр научного обзора

Жанр научного обзора является одним из основных жанров научного стиля. Он представляет собой систематическое и всестороннее изложение существующих научных исследований и публикаций по определенной теме или проблеме.

Цель научного обзора – предоставить читателю полное и объективное представление о текущем состоянии исследований в определенной области. Обзор должен включать в себя анализ и сравнение различных точек зрения, подходов и результатов исследований.

Структура научного обзора

Научный обзор обычно имеет следующую структуру:

  1. Введение: введение в тему обзора, постановка проблемы и цели исследования.
  2. Обзор литературы: анализ существующих исследований и публикаций, описание основных теорий, подходов и результатов.
  3. Методология: описание методов исследования, использованных в обзоре.
  4. Анализ и обсуждение: критическое рассмотрение и анализ существующих исследований, выявление проблем и противоречий, сравнение различных точек зрения.
  5. Выводы: обобщение результатов обзора, выделение основных тенденций и направлений для будущих исследований.

Особенности научного обзора

Научный обзор должен быть основан на надежных и актуальных источниках, таких как научные журналы, книги и конференции. Автор обзора должен проявлять критическое мышление и умение анализировать и синтезировать информацию.

Важно также уметь структурировать и организовать информацию в обзоре, чтобы читателю было легко ориентироваться и понимать представленные материалы. Научный обзор является важным инструментом для исследователей, позволяющим получить обзор текущего состояния исследований в определенной области и определить направления для дальнейших исследований

Научный обзор является важным инструментом для исследователей, позволяющим получить обзор текущего состояния исследований в определенной области и определить направления для дальнейших исследований.

Характеристики научного стиля

Научный стиль является особым видом письменного выражения, который используется в научных текстах. Он отличается от обычного разговорного или художественного стиля и имеет свои характеристики:

Объективность

Научный стиль стремится к объективности и нейтральности. Он основан на фактах, данных и логических рассуждениях, а не на эмоциях или субъективных мнениях. В научных текстах не используются эмоциональные выражения или оценочные суждения.

Точность и ясность

Научный стиль требует точности и ясности выражения

Важно использовать четкие и однозначные термины, определения и формулировки, чтобы избежать двусмысленности и недоразумений. Научные тексты должны быть понятными для читателей, даже если они не являются специалистами в данной области

Формальность

Научный стиль обычно является формальным и официальным. Он требует соблюдения определенных правил и норм, таких как использование третьего лица, избегание разговорных выражений и сокращений, а также правильное оформление цитат и ссылок.

Научная терминология

Научный стиль часто использует специальную терминологию, которая характерна для конкретной научной области. Это позволяет точно и однозначно обозначать понятия и явления, а также обмениваться информацией с другими учеными.

Логическая структура

Научные тексты обычно имеют логическую структуру, состоящую из введения, основной части и заключения. Введение представляет проблему или тему и формулирует цель исследования. Основная часть содержит аргументацию, данные и анализ, а заключение подводит итоги и делает выводы.

Все эти характеристики научного стиля помогают ученым точно и ясно выражать свои идеи, обмениваться информацией и делать научные открытия. Они также помогают читателям понять и оценить научные исследования и результаты.

Художественный образ

Вы когда-нибудь представляли, как выглядят герои романов? А потом, посмотрев фильм по этому произведению, понимали, что видение режиссера отличается от вашего? Все это — образы. Несмотря на то, что у режиссера и у вас они могут отличаться, в целом у них много общего — того, что хотел передать нам именно автор.

Художественный образ — это отражение действительности в искусстве, в том числе в литературе. 

Общий закон искусства говорит о том, что действительность преобразуется в образы. Например, Печорин из «Героя нашего времени» — типичный человек 1830-х годов. Так, Лермонтов проанализировал реальных людей этого поколения и отобразил их важные, по его мнению, черты в одном образе Григория Печорина. 

К образам относятся не только герои, но и символы. Например:

  • халат Обломова из романа И.А. Гончарова «Обломов»; 
  • интерьеры и пейзажи: дома Манилова и Плюшкина из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. 

Различные образы помогают писателю лучше выразить идею произведения. С опорой именно на свои цели автор отбирает то, что будет изображено в произведении, а что нет. 

Наши художественные образы должны где-то существовать, верно? Давайте разберемся, что из себя представляют время и пространство в произведении. 

Хронотоп

Нет, это слово не связано с тем, как мы можем синхронно топать с друзьями. Хронотоп — один из литературоведческих терминов, и это страшное слово распадается на две части, что облегчает его понимание.

Хронотоп — это взаимосвязь художественного времени (хроноса) и художественного пространства (топоса), способствующая выражению определенного смысла.

Эти два понятия неразделимы, потому что в тексте всегда так или иначе можно выделить время и место действия. Произведения вне времени и пространства не существуют. 

Обратите внимание, что термин «хронотоп» можно использовать в задании №5 ОГЭ или №12 ЕГЭ, ведь при оценивании сочинения есть отдельный критерий, отвечающий за использование терминов. Существует особый хронотоп провинциальных городов в литературе. Примерами могут служить такие произведения, как «Ионыч» А.П

Чехова, «Гроза» А.Н. Островского, «Ревизор» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя. В этих городах время зацикливается, исторически не развивается — с помощью этого изображено положение людей, такое же зацикленное.

Как иногда хочется ускорить время на скучных уроках или, наоборот, замедлить во время долгожданных каникул. Нам, к сожалению, не подвластно время, но вот писатель имеет возможность так сделать. 

Художественное время — это время в произведении, которое подчиняется авторской задумке.

Так, автор может останавливаться на конкретных датах, ускорять и замедлять время или вовсе его не выделять, все это зависит от задумки писателя. Помните ленивца по имени Блиц из мультфильма «Зверополис»? В сценах с этим персонажем картинка намеренно замедляется (эффект слоу мо), чтобы показать расслабленность и неторопливость этого героя. 

Художественное пространство — это место, в котором существуют литературные персонажи. 

Пространство также важно в литературном тексте, потому что оно организовывает все события в произведении. Художественное пространство может быть:

  • замкнутым, например, комната Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», 
  • и открытым, как в эпизоде, где Болконский смотрит на небо под Аустерлицем в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».  

Также пространство делится на:

  • конкретное — Белогорская крепость в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина;
  • и условное — деревня Обломовка в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Также и термин «художественное пространство» можно использовать в задании №5 ОГЭ, №12 ЕГЭ или же в любом другом сочинении, ведь термины отлично дополнят ваш анализ.Так, вы можете упомянуть, когда и почему автор намеренно замедляет время в произведении. Например, роман И.А. Гончарова «Обломов» местами тяжело читать — это можно объяснить приемом ретардации (намеренным замедлением времени в художественном произведении). Значительный объем первой части произведения посвящен описанию одного дня Обломова. Первая и четвертая части, где Обломов лежит на диване, замедлены. Автор это делает намеренно, чтобы охарактеризовать быт главного героя, его миропорядок — такой же медленный и ленивый. Текст произведения передает настроение Ильи Обломова. 

Мы проделали большой путь в изучении теории литературы, но и это еще не все. Помимо времени и пространства, у произведения есть еще содержание и форма. Сейчас разберемся, как форма может влиять на содержание произведения. 

Жанры научного стиля

Научный стиль — совокупность языковых средств, используемых в научной сфере — имеет свою систему жанров, каждый из которых соответствует конкретной цели и обстоятельствам научного общения.

Жанром называется форма организации речи в рамках того или иного стиля. Так роман и повесть — жанры художественного стиля, а очерк и интервью — жанр журналистики.

К жанрам собственно научного стиля относятся:

  • статья;
  • доклад;
  • монография;
  • курсовая и дипломная работы;
  • диссертация.

Специфика жанров научного стиля состоит в том, что строятся они по единой схеме. В основании научного текста находится главное утверждение, обоснованию которого посвящена работа, — тезис. Большая часть работы состоит из аргументации этого тезиса: доводов, логических умозаключений, фактов, доказывающих его достоверность.

Доказательная база может быть подкреплена иллюстративным материалом: видеорядом, фотографиями, рисунками, графиками и пр.

Завершается научный текст резюме — выводом, в котором подводится итог исследования, оценивается его значимость, указываются перспективы научных изысканий в этом направлении.

Проверь себя

Задание 1.Искусством чего является литература? 

  1. искусством слова
  2. искусством разума 
  3. искусством мелодии 
  4. искусством прозы

Задание 2.Что такое фольклор?  

  1. письменное народное творчество
  2. устное народное творчество
  3. музыкальное народное творчество
  4. правильного ответа нет

Задание 3.Что характерно фольклору? 

  1. Один автор и строгие каноны оформления.
  2. Письменный характер творчества и преобладание описания культуры зарубежных стран.
  3. Традиционность, коллективность, анонимность.
  4. Фольклор не имеет каких-либо черт, отличающих его от нынешней классической литературы.

Задание 4.Когда возникает авторский замысел? 

  1. До начала написания произведения.
  2. В процессе создания произведения.
  3. В конце написания произведения.
  4. В середине написания произведения.

Ответы:1. — 1; 2. — 2; 3. — 3; 4. — 1.

Особенности научных жанров

Научная статья и научный доклад — небольшие по объёму тексты, в которых учёный излагает гипотезу, выдвигает предположения, ставит проблему или предлагает пути её разрешения. В докладах и статьях более практического характера могут содержаться результаты наблюдений, исследований, итоги проведённых экспериментов и пр. Как правило эти жанры являются переходным этапом к более крупной работе — монографии.

Монография (от греч. «моно» — «один», «графос» — «пишу») — научный исследовательский труд, посвящённый какой-то одной теме. Монография, в сущности, книга, освещающая актуальную научную проблему и содержащая итоги её изучения. Монография подлежит обязательному рецензированию, как минимум, от двух признанных специалистов в этой области.

Курсовые, дипломные, диссертационные работы — особый вид строго регламентированного научного труда, предназначенного для квалификации специалиста (студента). Работы должны показать умение их автора вести самостоятельное исследование, пользоваться научными методами, оформлять в соответствии с правилами результаты своей работы.

Что мы узнали?

Кратко о назначении научных жанров можно сказать так: их цель — распространение научной информации. Это определение включает в себя обмен научными сведениями, научную дискуссию по обсуждаемым вопросам, публикации в научных журналах и СМИ, выступления перед студентами и школьниками, создание научно-популярных каналов и познавательных видео в Сети, и т. п. Сущностью любой научной работы является обоснование выдвинутого тезиса с помощью логических умозаключений, фактов и аргументов.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Фактчек

  • Литература и фольклор относятся к временным видам искусства. Литература — это любые зафиксированные на бумаге достижения человеческой мысли, тогда как фольклор — это устное народное творчество. Фольклор появился задолго до литературы.
  • Произведениям фольклора свойственны устный характер, вариативность, контакт рассказчика с читателем, коллективность, анонимность, и определённые средства художественной выразительности. 
  • В литературных произведениях действия сюжета происходят в определенном пространстве и времени. Их сочетание называется хронотоп.
  • Поэтика — это многозначный термин. В широком смысле это — теория литературы в целом. В более узком — исследование языка, стилистики, формы, композиции. В частном употреблении это — особенности творчества отдельного писателя.
  • Первой ступенью творческого процесса создателя литературного произведения является авторский замысел.
  • Отличие фантастики от художественного вымысла заключается в том, что она помогает автору изобразить нечто вымышленное, несуществующее в реальной жизни. Тогда как художественный вымысел — позволяет изобразить нечто, реально существующее в действительности, но в желаемом автором виде. 

Фантастика и художественный вымысел

Как часто вы мечтаете перед сном? Всегда ли ваши мысли могут воплотиться в жизнь или есть такие, которые нереально осуществить? 

А вот писатели свои мысли, даже самые удивительные, могут воплотить в жизнь через произведения, а фантастика помогает им это реализовать. 

Фантастика — изображение несуществующих предметов и явлений, вымышленных персонажей, нереальных образов. 

Например, элементы фантастики мы можем наблюдать в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Достаточно вспомнить известный бал Сатаны или образ кота Бегемота, который был то ли кот, то ли человек. 

Художественный вымысел — это всё то, что создается воображением автора.

Все изображаемое так или иначе является вымыслом, даже если в них есть прототипы или указаны реальные события, которые происходили в жизни. Это связано с законом искусства, помните? В текстах отражается именно образ, который возникает в голове автора

Но важно понимать, что он не противопоставляется действительности, это то, что могло случиться в жизни. В этом отличие художественного вымысла от фантастики

Итак, мы разобрали основы теории литературы. Конечно, она на этом не заканчивается и впереди нас ждет много интересного. А чтобы убедиться в этом, продолжайте путешествовать по миру литературы! В этом вам помогут статьи: «Теория литературы: средства художественной выразительности» и «Теория литературы: Роды литературы. Жанры». 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: