Содержание и форма
Помните фильмы про Гарри Поттера? В «Узнике Азкабана» есть сцена, где Гарри и Гермиона пользуются маховиком времени, чтобы вернуться в прошлое
Так вот, в этом эпизоде важно, как изображено течение времени — главные герои стоят на месте, а все остальное как бы перематывается назад. В то время как в фильме «Машина времени» профессор Александр Хартдеген изобретает сложнейшее устройство, чтобы отправиться в прошлое
Что объединяет эти два примера? Содержание — путешествие во времени, однако форма совершенно разная. То же самое происходит и с литературными произведениями.
Содержание — это то, о чем говорится в произведении, реализуется за счет сюжета, формы, идеи, темы, внутренней стороны текста.
Форма — это способ предоставления содержания, осуществляется с помощью использования особой художественной речи, композиции, внешней стороны текста.
Как модернисты перевернули значение формы литературного произведения?Как известно, новаторство модернистов было в поиске новых форм и средств выразительности, они постоянно экспериментировали с формой произведений. Вспомним «лесенку» Маяковского — способ записи стиха с разрывами строк на определенном слове, например:У-лица.Лицаудоговгодоврезче.Отрывок из стихотворения В.В. Маяковского«Из улицы в улицу»Стихотворения Маяковского (и других футуристов) можно не только читать, но и смотреть.Еще один популярный прием модернистов — это использование «потока сознания». Представьте, что все ваши мысли, которые только есть у вас в голове, перенесли на бумагу без знаков препинания. Это и есть «поток сознания» — художественный прием, который имитирует течение мыслей. Чаще всего мы читаем книги ради сюжета, какой-то интересной истории, однако в XX веке многие писатели-модернисты на первое место ставили именно форму произведения. Так, роман У. Фолкнера «Шум и ярость» с сюжетной стороны — это типичная сага про семью, которая живет на юге Америки. Подобные сюжеты встречались часто. Однако роман Фолкнера отличается формой, языком — например, первая часть произведения написана в виде «потока сознания» психически нездорового Бенджи. Герой не понимает, где прошлое, а где настоящее, не осознает, что происходит вокруг.И «лесенка» Маяковского, и «поток сознания» — это все изобретения модернистов, которые экспериментировали с формой произведений. |
Вы наверняка замечали, что творчество одного автора может нравиться вам больше другого, и дело тут не только в форме и содержании произведения. Так вот, чтобы понять, почему так происходит, нужно разобраться в термине «поэтика».
Слайд 8 Рецензия Как правило,
в рецензии представлены четыре типа оценок научного произведения в целом
и его отдельных аспектов:1) общая аксиологическая оценка (высокий уровень, хороший образец, блестящая идея); 2) ментальная оценка, включающая в себя психоло-интеллектуальную (важный вклад, основополагающий метод, серьезная попытка и др.) и эмоционально-интеллектуальную (остроумная идея, рациональный подход, тонкий анализ) оценку;3) практическая оценка, основывающаяся на отношении к норме, стандарту, традиции, актуальности, эффективности и т. д. (идеальная классификация, академический труд, своевременная постановка проблемы); 4) эмоциональная оценка, обозначающая различные психологические состояния и реакции (сильное впечатление, неожиданные выводы, поразительные результаты).
Жанры научного стиля речи
Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.
Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).
В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.
Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля
Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.
К жанрам собственно-научного подстиля относятся:
Монография — научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
Научная статья — небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
Диссертация — квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.
Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:
- Название.
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
Жанры учебно-научного подстиля
Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.
Основными письменными жанрами данного подстиля являются:
Жанры научно-популярного подстиля
Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).
К жанрам научно-популярного подстиля относятся:
- Научно-популярные книги — это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
- Научно-популярные журналы.
- Детские энциклопедии.
- Статьи.
Жанры научно-информативного подстиля
Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.
Основные жанры данного подстиля:
- Реферат — это краткий доклад по определенной теме, в котором собрана информация чаще всего из нескольких источников.
- Реферат-обзор — доклад, в котором сопоставляются различные точки зрения по определенному вопросу. Составляется на основе нескольких источников.
- Реферат-резюме — краткий доклад, в котором изложены только основные положения.
- Тезис — ведущий жанр научного стиля. Представляет собой краткую запись, в которой изложены основные положения научного исследования.
Жанры научно-справочного подстиля
Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.
Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:
- Энциклопедия — научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
- Словарь — сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
- Справочник — книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
- Каталог — список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.
Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля
Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.
К жанрам научно-технического подстиля относятся:
- Патент — документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение, изделие или процесс.
- Спецификация — определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.
- Технические условия — документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
- Стандарты.
- Описание изобретений.
Слайд 14АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИВторой раздел АРД должен дать как можно более полное
представление о содержании и внутреннем единстве диссертации
Здесь важно показать,. как были получены результаты, представить ход исследования, изложить суть использованных методов, привести данные об их точности и трудоёмкости, описать условия и основные этапы эксперимента
Во всех случаях – т. е. независимо от научной области, темы и других конкретных факторов – в АРД необходимо включать выводы и конечные результаты.Сокращение текста в процессе реферирования достигается за счет уменьшения количества (или исключения) рассуждений, сравнений, обсуждений, обоснований, описаний и т. п. Резервом для сокращения могут послужить иллюстрации, из которых в АРД целесообразно включать лишь самые необходимые.
как были получены результаты, представить ход исследования, изложить суть использованных методов, привести данные об их точности и трудоёмкости, описать условия и основные этапы эксперимента. Во всех случаях – т. е. независимо от научной области, темы и других конкретных факторов – в АРД необходимо включать выводы и конечные результаты.Сокращение текста в процессе реферирования достигается за счет уменьшения количества (или исключения) рассуждений, сравнений, обсуждений, обоснований, описаний и т. п. Резервом для сокращения могут послужить иллюстрации, из которых в АРД целесообразно включать лишь самые необходимые.
Слайд 9РЕФЕРАТ Реферат – семантически адекватное, ограниченное малым
объёмом и вместе с тем достаточно полное изложение основного содержания
первичного научного текста, отличающееся постоянством структуры и предназначенное для выполнения разнообразных информационных функций при использовании его читателями разных категорий. В настоящее время в сфере научной коммуникации реферат является одним из самых распространенных жанров. Главная функция любого реферата – информативная. Из всех вторичных документов он отличается наибольшей информативностью, благодаря чему в ряде случаев реферат может заменить первоисточник. Прежде всего это касается расширенных рефератов, типа публикуемых в экспресс-информации ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации), реферативных журналов ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) и т.п., а также кратких рефератов статей, содержащих описание изделий, технологических процессов, результатов экспериментов.
Научно-популярный стиль
Эта разновидность научного стиля используется для популяризации научных открытий и достижений. Авторы научно-популярного стиля в увлекательной и занимательной форме повествуют о космосе и загадочных планетах, о жизни животных и растений, о тайнах морей и океанов, то есть обо всём, что интересует любознательных читателей.
Научно-популярный стиль сохраняет основные особенности научного стиля. В нем используются термины, отвлеченные существительные. У глаголов преобладают формы третьего лица единственного числа. Но в отличие от других видов научного стиля в тексте употребляется разговорная и эмоционально-экспрессивная лексика. Для оживления повествования используются образные средства (эпитеты, сравнения, различные виды повторов), а монолог иногда приобретает черты диалога.
Пример научно-популярного стиля
Понаблюдаем, как в популярном изложении объясняется, что все растет из корня, в «Занимательной грамматике» Н. Ф. Александрович:
Рубинчик Людмила Ивановна
Слайд 13АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИОсобенность собственно реферативной части заключается в том, что она
состоит из трех практически самостоятельных разделов. В первом разделе даётся
общая поаспектная характеристика содержания диссертации, во втором излагается содержание диссертации по её структурным элементам, в третьем приводится обобщённое заключение. Поаспектная характеристика диссертации включает следующие рубрики: актуальность темы, научная проблема (задача), цель исследования, объект и предмет исследования, результаты исследования, методы, материал, условия исследования, научная новизна, теоретическая значимость, практическая ценность, реализация результатов, пути их дальнейшей реализации, апробация работы, структура и объём диссертации.
Жанр научного обзора
Жанр научного обзора является одним из основных жанров научного стиля. Он представляет собой систематическое и всестороннее изложение существующих научных исследований и публикаций по определенной теме или проблеме.
Цель научного обзора – предоставить читателю полное и объективное представление о текущем состоянии исследований в определенной области. Обзор должен включать в себя анализ и сравнение различных точек зрения, подходов и результатов исследований.
Структура научного обзора
Научный обзор обычно имеет следующую структуру:
- Введение: введение в тему обзора, постановка проблемы и цели исследования.
- Обзор литературы: анализ существующих исследований и публикаций, описание основных теорий, подходов и результатов.
- Методология: описание методов исследования, использованных в обзоре.
- Анализ и обсуждение: критическое рассмотрение и анализ существующих исследований, выявление проблем и противоречий, сравнение различных точек зрения.
- Выводы: обобщение результатов обзора, выделение основных тенденций и направлений для будущих исследований.
Особенности научного обзора
Научный обзор должен быть основан на надежных и актуальных источниках, таких как научные журналы, книги и конференции. Автор обзора должен проявлять критическое мышление и умение анализировать и синтезировать информацию.
Важно также уметь структурировать и организовать информацию в обзоре, чтобы читателю было легко ориентироваться и понимать представленные материалы. Научный обзор является важным инструментом для исследователей, позволяющим получить обзор текущего состояния исследований в определенной области и определить направления для дальнейших исследований
Научный обзор является важным инструментом для исследователей, позволяющим получить обзор текущего состояния исследований в определенной области и определить направления для дальнейших исследований.
Характеристики научного стиля
Научный стиль является особым видом письменного выражения, который используется в научных текстах. Он отличается от обычного разговорного или художественного стиля и имеет свои характеристики:
Объективность
Научный стиль стремится к объективности и нейтральности. Он основан на фактах, данных и логических рассуждениях, а не на эмоциях или субъективных мнениях. В научных текстах не используются эмоциональные выражения или оценочные суждения.
Точность и ясность
Научный стиль требует точности и ясности выражения
Важно использовать четкие и однозначные термины, определения и формулировки, чтобы избежать двусмысленности и недоразумений. Научные тексты должны быть понятными для читателей, даже если они не являются специалистами в данной области
Формальность
Научный стиль обычно является формальным и официальным. Он требует соблюдения определенных правил и норм, таких как использование третьего лица, избегание разговорных выражений и сокращений, а также правильное оформление цитат и ссылок.
Научная терминология
Научный стиль часто использует специальную терминологию, которая характерна для конкретной научной области. Это позволяет точно и однозначно обозначать понятия и явления, а также обмениваться информацией с другими учеными.
Логическая структура
Научные тексты обычно имеют логическую структуру, состоящую из введения, основной части и заключения. Введение представляет проблему или тему и формулирует цель исследования. Основная часть содержит аргументацию, данные и анализ, а заключение подводит итоги и делает выводы.
Все эти характеристики научного стиля помогают ученым точно и ясно выражать свои идеи, обмениваться информацией и делать научные открытия. Они также помогают читателям понять и оценить научные исследования и результаты.
Художественный образ
Вы когда-нибудь представляли, как выглядят герои романов? А потом, посмотрев фильм по этому произведению, понимали, что видение режиссера отличается от вашего? Все это — образы. Несмотря на то, что у режиссера и у вас они могут отличаться, в целом у них много общего — того, что хотел передать нам именно автор.
Художественный образ — это отражение действительности в искусстве, в том числе в литературе.
Общий закон искусства говорит о том, что действительность преобразуется в образы. Например, Печорин из «Героя нашего времени» — типичный человек 1830-х годов. Так, Лермонтов проанализировал реальных людей этого поколения и отобразил их важные, по его мнению, черты в одном образе Григория Печорина.
К образам относятся не только герои, но и символы. Например:
- халат Обломова из романа И.А. Гончарова «Обломов»;
- интерьеры и пейзажи: дома Манилова и Плюшкина из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.
Различные образы помогают писателю лучше выразить идею произведения. С опорой именно на свои цели автор отбирает то, что будет изображено в произведении, а что нет.
Наши художественные образы должны где-то существовать, верно? Давайте разберемся, что из себя представляют время и пространство в произведении.
Хронотоп
Нет, это слово не связано с тем, как мы можем синхронно топать с друзьями. Хронотоп — один из литературоведческих терминов, и это страшное слово распадается на две части, что облегчает его понимание.
Хронотоп — это взаимосвязь художественного времени (хроноса) и художественного пространства (топоса), способствующая выражению определенного смысла.
Эти два понятия неразделимы, потому что в тексте всегда так или иначе можно выделить время и место действия. Произведения вне времени и пространства не существуют.
Обратите внимание, что термин «хронотоп» можно использовать в задании №5 ОГЭ или №12 ЕГЭ, ведь при оценивании сочинения есть отдельный критерий, отвечающий за использование терминов. Существует особый хронотоп провинциальных городов в литературе. Примерами могут служить такие произведения, как «Ионыч» А.П
Чехова, «Гроза» А.Н. Островского, «Ревизор» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя. В этих городах время зацикливается, исторически не развивается — с помощью этого изображено положение людей, такое же зацикленное.
Как иногда хочется ускорить время на скучных уроках или, наоборот, замедлить во время долгожданных каникул. Нам, к сожалению, не подвластно время, но вот писатель имеет возможность так сделать.
Художественное время — это время в произведении, которое подчиняется авторской задумке.
Так, автор может останавливаться на конкретных датах, ускорять и замедлять время или вовсе его не выделять, все это зависит от задумки писателя. Помните ленивца по имени Блиц из мультфильма «Зверополис»? В сценах с этим персонажем картинка намеренно замедляется (эффект слоу мо), чтобы показать расслабленность и неторопливость этого героя.
Художественное пространство — это место, в котором существуют литературные персонажи.
Пространство также важно в литературном тексте, потому что оно организовывает все события в произведении. Художественное пространство может быть:
- замкнутым, например, комната Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,
- и открытым, как в эпизоде, где Болконский смотрит на небо под Аустерлицем в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
Также пространство делится на:
- конкретное — Белогорская крепость в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина;
- и условное — деревня Обломовка в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Также и термин «художественное пространство» можно использовать в задании №5 ОГЭ, №12 ЕГЭ или же в любом другом сочинении, ведь термины отлично дополнят ваш анализ.Так, вы можете упомянуть, когда и почему автор намеренно замедляет время в произведении. Например, роман И.А. Гончарова «Обломов» местами тяжело читать — это можно объяснить приемом ретардации (намеренным замедлением времени в художественном произведении). Значительный объем первой части произведения посвящен описанию одного дня Обломова. Первая и четвертая части, где Обломов лежит на диване, замедлены. Автор это делает намеренно, чтобы охарактеризовать быт главного героя, его миропорядок — такой же медленный и ленивый. Текст произведения передает настроение Ильи Обломова.
Мы проделали большой путь в изучении теории литературы, но и это еще не все. Помимо времени и пространства, у произведения есть еще содержание и форма. Сейчас разберемся, как форма может влиять на содержание произведения.
Жанры научного стиля
Научный стиль — совокупность языковых средств, используемых в научной сфере — имеет свою систему жанров, каждый из которых соответствует конкретной цели и обстоятельствам научного общения.
Жанром называется форма организации речи в рамках того или иного стиля. Так роман и повесть — жанры художественного стиля, а очерк и интервью — жанр журналистики.
К жанрам собственно научного стиля относятся:
- статья;
- доклад;
- монография;
- курсовая и дипломная работы;
- диссертация.
Специфика жанров научного стиля состоит в том, что строятся они по единой схеме. В основании научного текста находится главное утверждение, обоснованию которого посвящена работа, — тезис. Большая часть работы состоит из аргументации этого тезиса: доводов, логических умозаключений, фактов, доказывающих его достоверность.
Доказательная база может быть подкреплена иллюстративным материалом: видеорядом, фотографиями, рисунками, графиками и пр.
Завершается научный текст резюме — выводом, в котором подводится итог исследования, оценивается его значимость, указываются перспективы научных изысканий в этом направлении.
Проверь себя
Задание 1.Искусством чего является литература?
- искусством слова
- искусством разума
- искусством мелодии
- искусством прозы
Задание 2.Что такое фольклор?
- письменное народное творчество
- устное народное творчество
- музыкальное народное творчество
- правильного ответа нет
Задание 3.Что характерно фольклору?
- Один автор и строгие каноны оформления.
- Письменный характер творчества и преобладание описания культуры зарубежных стран.
- Традиционность, коллективность, анонимность.
- Фольклор не имеет каких-либо черт, отличающих его от нынешней классической литературы.
Задание 4.Когда возникает авторский замысел?
- До начала написания произведения.
- В процессе создания произведения.
- В конце написания произведения.
- В середине написания произведения.
Ответы:1. — 1; 2. — 2; 3. — 3; 4. — 1.
Особенности научных жанров
Научная статья и научный доклад — небольшие по объёму тексты, в которых учёный излагает гипотезу, выдвигает предположения, ставит проблему или предлагает пути её разрешения. В докладах и статьях более практического характера могут содержаться результаты наблюдений, исследований, итоги проведённых экспериментов и пр. Как правило эти жанры являются переходным этапом к более крупной работе — монографии.
Монография (от греч. «моно» — «один», «графос» — «пишу») — научный исследовательский труд, посвящённый какой-то одной теме. Монография, в сущности, книга, освещающая актуальную научную проблему и содержащая итоги её изучения. Монография подлежит обязательному рецензированию, как минимум, от двух признанных специалистов в этой области.
Курсовые, дипломные, диссертационные работы — особый вид строго регламентированного научного труда, предназначенного для квалификации специалиста (студента). Работы должны показать умение их автора вести самостоятельное исследование, пользоваться научными методами, оформлять в соответствии с правилами результаты своей работы.
Что мы узнали?
Кратко о назначении научных жанров можно сказать так: их цель — распространение научной информации. Это определение включает в себя обмен научными сведениями, научную дискуссию по обсуждаемым вопросам, публикации в научных журналах и СМИ, выступления перед студентами и школьниками, создание научно-популярных каналов и познавательных видео в Сети, и т. п. Сущностью любой научной работы является обоснование выдвинутого тезиса с помощью логических умозаключений, фактов и аргументов.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Фактчек
- Литература и фольклор относятся к временным видам искусства. Литература — это любые зафиксированные на бумаге достижения человеческой мысли, тогда как фольклор — это устное народное творчество. Фольклор появился задолго до литературы.
- Произведениям фольклора свойственны устный характер, вариативность, контакт рассказчика с читателем, коллективность, анонимность, и определённые средства художественной выразительности.
- В литературных произведениях действия сюжета происходят в определенном пространстве и времени. Их сочетание называется хронотоп.
- Поэтика — это многозначный термин. В широком смысле это — теория литературы в целом. В более узком — исследование языка, стилистики, формы, композиции. В частном употреблении это — особенности творчества отдельного писателя.
- Первой ступенью творческого процесса создателя литературного произведения является авторский замысел.
- Отличие фантастики от художественного вымысла заключается в том, что она помогает автору изобразить нечто вымышленное, несуществующее в реальной жизни. Тогда как художественный вымысел — позволяет изобразить нечто, реально существующее в действительности, но в желаемом автором виде.
Фантастика и художественный вымысел
Как часто вы мечтаете перед сном? Всегда ли ваши мысли могут воплотиться в жизнь или есть такие, которые нереально осуществить?
А вот писатели свои мысли, даже самые удивительные, могут воплотить в жизнь через произведения, а фантастика помогает им это реализовать.
Фантастика — изображение несуществующих предметов и явлений, вымышленных персонажей, нереальных образов.
Например, элементы фантастики мы можем наблюдать в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Достаточно вспомнить известный бал Сатаны или образ кота Бегемота, который был то ли кот, то ли человек.
Художественный вымысел — это всё то, что создается воображением автора.
Все изображаемое так или иначе является вымыслом, даже если в них есть прототипы или указаны реальные события, которые происходили в жизни. Это связано с законом искусства, помните? В текстах отражается именно образ, который возникает в голове автора
Но важно понимать, что он не противопоставляется действительности, это то, что могло случиться в жизни. В этом отличие художественного вымысла от фантастики
Итак, мы разобрали основы теории литературы. Конечно, она на этом не заканчивается и впереди нас ждет много интересного. А чтобы убедиться в этом, продолжайте путешествовать по миру литературы! В этом вам помогут статьи: «Теория литературы: средства художественной выразительности» и «Теория литературы: Роды литературы. Жанры».