Влияние балета «Тщетная предосторожность» на развитие искусства
Балет «Тщетная предосторожность» является одним из наиболее известных произведений балетного искусства. Он имеет глубокий эмоциональный и эстетический потенциал, который влияет на развитие искусства в целом
Либретто балета «Тщетная предосторожность» было написано Фурье Дюрнаном в 1841 году. Оно основано на сказке немецкого писателя Генриха Гейне и рассказывает о любви к прекрасной нимфе и её трагической судьбе
Содержание балета передает эмоции, чувства и идеи через пластический язык танца.
Балет «Тщетная предосторожность» стал важным шагом в развитии классического балета и его сценического искусства. Он привнес новые стандарты и техники исполнения, а также предложил новые эстетические возможности
Балет знаменит своей изысканной хореографией, артистичностью исполнения и сложностью в исполнении.
Влияние этого балета проявляется в различных областях искусства. Он стал источником вдохновения для многих композиторов, хореографов и режиссеров, которые используют его мотивы и идеи в своих произведениях. Он также вдохновляет художников и дизайнеров своей красотой и элегантностью.
Балет «Тщетная предосторожность» имеет свой особый статус в истории искусства и продолжает вдохновлять и волновать зрителей по всему миру. Его влияние на развитие искусства невозможно переоценить, поскольку он стал одним из ключевых моментов в истории балета и его сценического исполнения
Признание и оценки критиков
Предосторожность — это балет, прославленный своей красотой и глубиной. Краткое содержание либретто этого произведения заключает в себе множество сложных сюжетных поворотов и эмоциональных моментов
Тщетная предосторожность стала одной из величайших комических опер Франсуа-Адриана Боильдье, и ее успешный балетный перевод только подтверждает это утверждение. Лиризм и элегантность сочетаются в этом балете с острым юмором и драматическими моментами
Оценки критиков были однозначно положительными
Балет привлек внимание своей хореографией, музыкой и исполнением танцоров. Каждый деталь и движение на сцене были продуманы и создавали гармоничное единство
Критики отмечали высокий профессионализм танцоров, их технику и эмоциональность. Исполнение сольных и ансамблевых номеров вызывало восторг и восхищение у зрителей.
Композиция балета также получила высокую оценку. Музыка прекрасно сочеталась с хореографией и помогала передать глубину эмоций персонажей. Такие музыкальные произведения, как «Бременские музыканты» и «Сказка о рыцаре Тильт», стали настоящими хитами во время постановки балета.
Признание «Тщетной предосторожности» балетными экспертами и зрителями подтверждает его исключительное качество и актуальность
Вдохновение и влияние на современных хореографов
Современные хореографы часто находят вдохновение в балете, используя его как источник идей и техник. Балет является одним из самых известных и популярных видов танца, и его либретто, то есть содержание, часто становится отправной точкой для создания новых произведений.
Тщетная предосторожность – одно из самых известных балетов современности, в основу которого легло либретто, написанное Марселем Прустом
Здесь речь идет о человеке, который собирается сделать очень важное решение, но задумывается о нем уже слишком долго и оказывается в плену своих сомнений и парализован собственным размышлениями
Содержание балета «Тщетная предосторожность» рассказывает о дуэли и любви, о минуты выбора и паломничества по времени, о совести и утрате веры в настоящее и будущее. Балетная постановка данного либретто стала настоящим шедевром, олицетворяющим драму и внутреннюю борьбу главных героев
Современные хореографы, исследуя содержание балета «Тщетная предосторожность», находят в нем глубокие эмоции и темы, которые актуальны и сегодня. Они черпают вдохновение из классической музыки и танцевальных форм, и используют их в своих собственных постановках
Балет «Тщетная предосторожность» и его либретто стали эталоном и вдохновением для многих современных хореографов. Они не только осваивают классические техники и стили, но и добавляют свои собственные идеи и подходы
Современные хореографы используют балетные элементы и движения, чтобы создавать новые и уникальные композиции.
Они экспериментируют с формой и стилем, чтобы передать свои собственные идеи и эмоции.
Содержание балета «Тщетная предосторожность» становится основой для создания новых и интересных хореографических произведений.
Все это показывает, что балет и его либретто продолжают вдохновлять и влиять на современных хореографов, помогая им создавать новые и инновационные работы.
Действующие лица и сюжет
Действующие лица и сюжет даются по версии композитора Л. Герольда в переводе на русский язык, запись Л.Энтелиса . Первоначально, по замыслу Ж.Доберваля, имена персонажей несколько отличались от более поздних редакций. Так, главных героев звали не Лиза (фр.: Lise) и Колен (фр.: Colin), а Лизон (Lison) и Кола (Colas). А современная Марцелина звалась вдовой Раготтой (Ragotte) или в более поздних версиях — Симоной (Simone), при этом её балетная партия всегда отдавалась на откуп мужчинам-исполнителям.
Действующие лица
- Марцелина, зажиточная крестьянка (в другой редакции Симона).
- Лиза, её дочь.
- Колен, бедный крестьянин.
- Мишо, откупщик.
- Никез, его сын (по другим редакциям Ален ).
- Нотариус.
Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.
Сюжет
Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое — влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде
Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться — несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена
Ученик Новерра
Автор спектакля – Жан Доберваль (1742-1806)
Творчество этого выдающегося французского танцовщика и балетмейстера стало важной вехой в истории хореографии. Он был учеником и последователем Жана-Жоржа Новерра – реформатора и теоретика, благодаря которому балет стал самостоятельным видом искусства, а не просто красочным дополнением к драме или опере
Доберваль развивал идеи своего учителя и проявил себя как смелый новатор.
Прежде сюжеты балетных спектаклей черпались из мифов и героических сказаний. Доберваль же вывел на сцену своих современников – простых людей с их радостями и печалями. Они трудятся в поле, выполняют домашнюю работу и при этом мечтают о любви и счастье. Лиза кормит кур, сбивает масло или, сидя за прялкой, грезит о своих будущих детях. В спектакле важную роль играли предметы быта, что стало новым словом на балетной сцене.
Премьера состоялась в Бордо в 1789 году. Партию Лизы станцевала Мари-Мадлен Креспе, а Колена – сам Доберваль. Название спектакля не раз менялось, в именах героев тоже были разночтения. Однако сценарий Доберваля оставался в первозданном виде. Последующие поколения хореографов добавляли остроумные нюансы. Например, когда в первом действии начинается дождь, перепуганный Никез пролетает над сценой на зонтике. Такие моменты всегда вызывают улыбку у зрителей.
Постановки
Ж.Доберваль ещё повторял свой неизменно пользующийся зрительским успехом балет на других сценах. Затем постановки стали возобновляться другими балетмейстерами. Музыка поначалу использовалась любая по вкусу постановщиков. В 1796 году П.Гаво написал музыку для переделки балета в комическую оперу, и эту музыку использовал Омер для своей постановки балета. Однако музыка Пьера Гаво продержалась недолго. В 1828 году композитор Л. Герольд одарил балет наконец постоянной музыкой. А в 1864 свой музыкальный вариант сделал другой композитор — П.Гертель. Таким образом, у одного произведения оказалось сразу две партитуры. Балет прошёл чуть ли не во всех мировых музыкальных театрах .
Сам балет был полон фривольного юмора и неоднозначных намеков. Эти любовные сценки ставились по-разному в разное время, в зависимости от общепринятых норм морали, которые быстро менялись: стог сена то ставился на середину сцены как главное место действия, то целомудренно убирался за декорации подальше от глаз, а на первом плане трудолюбивая Лиза — в зависимости от фантазии и знаний постановщика в области крестьянского быта и его колорита — кормила настоящих кур, занималась стиркой и глажкой, пряла или, горестно вздыхая, живо представляла себе счастливую семейную жизнь с любимом Коленом и рождение их детей — словом, занималась чем угодно, но не предназначенным по сценарию на сеновале в объятиях любимого.
Некоторые постановки:
30 апреля 1791 — Доберваль повторил постановку в Лондонском театре Pantheon Theater, но дав балету новое название La Fille mal gardée (это название к тому времени уже использовалось в других произведениях, в частности, так называлась комическая опера Дюни по либретто Шарля-Симона и Жюстин Фаваров, прошедшая в 1758 году в парижском Итальянском театре); в главных партиях: Лизон — Мари-Мадлен Креспе, Кола — Шарль Дидло.
С этого времени балет Ж.Доберваля победно пошёл по европейским сценам.
В той же редакции балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797) .
Анна Павлова (Лиза) и Николай Легат (Кола). Постановка М.Петипа и Л.Иванова. Санкт-Петербург, около 1910.
15 сентября 1837 — Королевская академия музыки и танца, Париж, возобновление постановки с музыкой Луи Герольда, но с добавлением па-де-дё, написанное Э. Леборном для Ф. Эльслер. Первые исполнители: Лиза — Ф. Эльслер; Колен — Ж. Мазилье.
В версии музыки Луи Герольда балет неоднократно ставился на европейских сценах, в том числе в России: в Петербурге в Большом Каменном театре: 20 ноября 1848 (по редакции Ш. Дидло, Лиза — Ф. Эльслер; Колен — Х. П. Иогансон; Марцелина — Ж. Перро) и 28 октября 1854 (балетмейстер Ж. Перро, Лиза — Анна Прихунова) и в московском Большом театре: 12 февраля 1845 (балетмейстер И. Н. Никитин по редакции Ш. Дидло, Лиза — Е. А. Санковская; Колен — И. Н. Никитин) и 11 мая 1850 (Лиза — Ф. Эльслер) .
За время своего существования с 1789 года этот балет привлекал внимание многих выдающихся хореографов, а исполнителями партий были звезды балета мировой величины. Но все эти созданные спектакли, с разной музыкой, прочно опираются на самую первую постановку Жана Доберваля
Когда-то в Версале Мария Антуанетта создавала идиллическую деревню, где ведение хозяйства было похоже на радостный праздник. Сама королева, вооружившись серебряным ведром, доила своих любимец-коров, украшенных разноцветными лентами и хрустальными колокольчиками. Рядом нарядные девушки пели народные песни и полоскали бельё в ручье с кристально-чистой водой. Кругом пестрели цветы, а гостям подавалось парное молоко в кружках из роскошного фарфора.
История создания
Жан Доберваль — ученик Новерра и продолжатель его хореографических идей в создании действенного балета (ballet d’action) — является основателем комедийного балета. Персонажами его постановок стали не боги и древние герои, а представители народа, так называемого третьего сословия, самые простые люди с их недостатками и пороками, бытовой неустроенностью и без глобальных интересов и притязаний. Эта эстетика в конце 18 столетия стала новаторством, впервые представители самых низов общества заняли места на балетной сцене .
После смещения Ж.Новерра с поста директора балетной труппы Парижской Королевской академии музыки этот пост в 1781—1783 гг. занимал Жан Доберваль, но долго там не продержался, смещенный дирекцией в 1783 году, и большую часть своих постановок осуществил в балетной труппе музыкального театра Бордо, куда вскоре перебрался и где провинциальная публика благожелательно встречала его балеты о таких же простых людях, постоянно попадавших в комические ситуации и выходивших из них не при помощи высших сил или великих героев, а собственной находчивостью и веселостью, смекалкой и хитроватостью.
В театральном мире существуют разные легенды о зарождении сюжетной фабулы балета. Есть мнение, что Ж.Доберваль не сам придумал сюжет балета, а однажды подсмотрел эту вполне реальную, фактически произошедшую, историю в какой-то деревне. Балетмейстер, посмеявшись забавному случаю, решил воплотить его на сцене .
По другой версии, его вдохновил офорт работы Шоффара (Pierre-Philippe Choffard) (1730—1809) по картине Бодуена с изображением комической бытовой сценки: пожилая дама распекает юную девушку, а по лестнице чердака со всех ног улепетывает её любовник с панталонами в руках.
А есть версия, что в образе красавца Колена Жан Доберваль намекал на себя и собственные амурные похождения .