Долг, честь, героизм и другие идеи культового фильма «белое солнце пустыни»

Белое солнце пустыни — posmotreli

Оценка и восприятие

Критика

Как во время съёмок, так и по окончании мнение критики и кинематографического руководства СССР о фильме было скорее скептическим. Даже после многочисленных переделок результат был далёк от того, что хотели увидеть на экране. Режиссёрская трактовка неубедительно реализовала весь потенциал, который был заложен в сценарии. Операторскую работу, монтаж и звукорежиссуру, по мнению специалистов, также нельзя отнести к образцам киноискусства.

Думаю, что историко-революционный фильм — это единственный в собственном смысле жанр, который создало вообще советское кино. Все остальные жанры, так или иначе, существовали без него, а историко-революционный фильм стал в советском кино таким же жанром, как, предположим, в американском кино жанр вестерна.

Соревноваться с Голливудом в создании классических вестернов, как хорошо понимали создатели фильма, было бы бесполезно. Привлекательность фильма в его парадоксальной противоречивости. С одной стороны это явная пародия на вестерн, и в то же время боевик и высоко патриотическая картина. Главный герой Сухов одновременно похож на неунывающего и сноровистого героя русских сказок и совершает настоящий подвиг на войне. Пафос истинного героизма преподносится с экрана с истинным вкусом и чувством меры. Зрителя привлекает столкновение восточной традиционной культуры и русского фольклора на фоне героико-приключенческого сюжета с традиционными погонями и перестрелками.

Положительные стороны картины — это стиль и проработанные мелочи, придающие сюжету глубину и драматизм. Так, например, интересная режиссёрская находка — письма Сухова супруге, которые он читает про себя. Идея разнообразить таким образом сюжет принадлежала режиссёру, а текст писем сочинил Марк Захаров.

Другое достоинство фильма — актёрская игра, особенно персонажей второго плана, но прежде всего Павла Луспекаева, работа которого стала откровением для зрителя.

Признание и значение

Павел Верещагин стал символом таможенной службы в России и некоторых других странах. Возле отделения таможни в Кургане, Амвросиевке (Украина, Донецкая область) и Луганске (Украина) установлен памятник герою фильма. Планируется открытие памятника в Москве.

Фильм стал одним из талисманов советских (и российских) космонавтов. Перед каждым стартом космонавты обязательно пересматривают фильм, кассета с ним есть даже на борту Международной космической станции . Командир корабля Союз ТМА-17 Олег Котов:

В 1997 году, в год 30-летия начала работы над фильмом, на карте Венеры появились кратеры по именам жён Абдуллы: Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай, а также возлюбленной Фёдора Сухова — русской девушки Кати.

Производное творчество

  • Видеоигра от «1С» «Белое солнце пустыни» (2004 г.) жанр Adventure. По мотивам фильма.
  • Одноименная новеллизация. Авторы — Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков. Включает внушительный пласт событий из жизни всех героев до того, что было показано собственно в кино.
    • Адские тренировки — их прошёл Абдулла. Причём это подсвечивается в описании финального экзамена в пустыне.
    • Белые волосы, тёмная кожа — Сухов сравнивает одного встреченного старика с негативным снимком: белые волосы и борода и чёрная кожа.
    • Внезапная мистика — загробный мир показан вполне существующим. Умершие отцы Абдуллы и Саида, бывшие друзьями, на том свете играют в шахматы, а позже и смотрителя музея Лебедева принимают к себе. «Перейдя в иной мир, Лебедев наконец избавился от своего вечного одиночества: Исфандияр и Искендер приняли его в свою компанию. Лебедев оказался неплохим игроком в шахматы».
    • Не было бы счастья… — «А если бы он меня не расстрелял, так я бы погиб вместе со всеми ни за хрен…»
    • Неконсумированный брак — Абдулла не возлег с младшей женой Гюльчитай: она его слишком испугалась, а он особо и не настаивал, а потом уже не до того стало.
    • Подглядывать за голыми — Сухов в молодости подглядывал за купающимися девушками, из воды, используя в качестве маскировки половину арбуза с прорезями для глаз. Навык пригодился на войне, чтобы взорвать дамбу.
  • Хлипкие верёвки, слабые замки

    Шайтан — Сухова за дерзкий подрыв дамбы красноармейцы из местных прозвали именно «шайтаном» и очень сильно зауважали.

    — когда Сухов откопал Саида, тот одним движением освободил руки от стягивающего их ремня.

Пародии

  • ПОЧЕМУ никто не вспомнил легендарную серию из «Приключений Петрова и Васечкина», где они вместе с Машей попали прямо в киноэкран и помогли Сухову отбиться от бандитов???
  • Программа НТВ «Куклы»:
    • «Восток дело тонкое» (эфир 13.05.1995)
    • «Зелёное солнце пустыни» (эфир 14.10.2001)
  • Номер группы «Экс ББ» с Петрухой-Укупником.
  • Короткометражка начала девяностых «В пустыне солнце белое».
  • Одноименный спектакль «Кривого зеркала» только чуть-чуть осовремененный

Признание и значение

Фильм стал значимой частью советской культуры. В 1992 году во всероссийском опросе «Золотой билет», проводившемся телеканалом «Россия», «Белое солнце пустыни» победило в главной категории «Любимый фильм». По итогам опроса, посвященного столетию российского кино, для акции «Последний сеанс тысячелетия», состоявшейся в московском киноцентре «Дом Ханжонкова» 31 декабря 1999 года, был выбран именно фильм «Белое солнце пустыни». Говоря о народной любви к фильму, киновед Н. М. Зоркая констатирует, что он обрёл статус «культового фильма».

Несмотря на историко-революционную тему противостояния красноармейцев и басмачей фильм филигранно избежал противопоставления сторон как в национальном, так и в религиозном аспекте. Во время торжественного открытия одного из фестивалей исламского кинематографа в Казани специальное «шариатское жюри», проводившее предварительный отбор представленных на конкурс фильмов на предмет их соответствия религиозным канонам, после оглашения результатов своей работы пригласило всех гостей на коллективный просмотр «Белого солнца пустыни» — «лучшего мусульманского фильма всех времён и народов».

Жанр истерна и такие его представители как «Неуловимые мстители», «Даурия», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Белое солнце пустыни» стали значимым явлением советского кинематографа, вызвав волну подражаний 60—70-х годов как на центральных студиях, так и на киностудиях среднеазиатских республик.[источник не указан 3209 дней]

Сразу после выхода на экраны СССР картину выдвигали на соискание Государственной премии СССР, но награду в 1970 году получила картина «У озера». В советское время фильм так и не был удостоен каких-либо официальных регалий. В конце концов фильм получил Государственную премию России после распада СССР в 1998 году.

Владимир Мотыль снял всего девять полнометражных лент, и следующей его работой стала реализация давней мечты: экранизация истории о декабристах. Но ни одна другая картина не сравнилась по популярности с «Белым солнцем». Для большинства актёров фильм фактически стал визитной карточкой и главной работой всей жизни. После успеха «Белого солнца» Павел Луспекаев получил множество предложений от режиссёров, но прожил он всего несколько месяцев и скончался в 1970 году во время съёмок в своём следующем фильме.

Главному герою фильма — красноармейцу Сухову — в 2012 году открыт памятник в Самаре.

Павел Верещагин стал символом таможенной службы в России и некоторых других странах. Возле отделения таможни в Кургане, Амвросиевке (ДНР) и Луганске (ЛНР) установлен памятник герою фильма. Ему же в 2014 году открыт памятник в Москве — в штаб-квартире Федеральной таможенной службы. Скульптурная композиция двум киногероям — Верещагину и Петрухе — открыта в 2019 году в Южно-Сахалинске].

Фильм стал одним из талисманов советских (и российских) космонавтов. Перед каждым стартом космонавты обязательно пересматривают фильм, кассета с ним есть даже на борту Международной космической станции. Командир корабля Союз ТМА-17 Олег Котов:

Валерий Кубасов, Павел Попович и Алексей Губарев объясняют совсем иначе. Традиция пошла с экипажа корабля Союз-12. Это была психологически нелёгкая миссия после трагедии на Союз-11, унёсшей три жизни. Перед стартом Лазарев и Макаров смотрели «Белое солнце». Экипаж был сокращён до 2 человек, но после удачного приземления они говорили, что с ними был третий член экипажа — товарищ Сухов, который подбадривал в трудные минуты. Так шутка сделала фильм талисманом и, похоже, довольно удачным. По словам Кубасова, с момента появления красноармейца Сухова на Байконуре ни один наш космонавт не погиб.

В 1997 году, в год 30-летия начала работы над фильмом, на карте Венеры в названиях кратеров были увековечены имена жён Абдуллы — Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай, а также имя супруги Фёдора Сухова — Катя.

В 2004 году российской компанией «1С» была выпущена компьютерная игра «Белое солнце пустыни», созданная по мотивам фильма.

Смысл фильма

“Белое солнце пустыни” – всенародное кино. Нельзя сказать, что это интеллектуальный фильм со скрытым смыслом – задумка здесь вполне заурядная, сюжет нетривиальный. Однако лента получилась тонкой, изящной и интересной в деталях. Одной из ее главных особенностей является наличие легкого, но осязаемого так называемого русского былинного следа.

Культовый статус у киноленты Мотыля появился сразу же после ее выхода. А мужественный товарищ Сухов, олицетворяя собой национальный архетип, моментально превратился в народного героя. И неудивительно: по сути, это типичный солдат из русской сказки – смекалистый, смелый и добрый. Он возвращается на родину, к любимой жене, однако его просят помочь. И он помогает. Не потому, что выполняет приказ, а просто так надо.

роль Верещагина сыграл Павел Луспекаев. Кадр из фильма.

Черный Абдулла изначально задумывался как сложный и противоречивый образ. Сценарист хотел показать, что он тоже был истинным сыном своего народа и за оружие взялся поневоле. Все-таки, не он полез куда-то устанавливать свой порядок – это приверженцы “нового мира” незваные пришли к нему домой. В итоге ему не оставалось ничего другого, как защищаться – пусть и по-своему. Советских цензоров такой антагонист не устраивал. По их прихоти всю неоднозначность, присущую этому персонажу, из сценария убрали и он стал типичным бандитом.

Таможенник Верещагин тоже является осколком “старого мира”. Он ведет оседлый, тихий образ жизни, его судьба и жизнь неразрывно связаны с Российской Империей. Понимая, что времена изменились и “как раньше” уже не будет, он тихо пьянствует.

Все меняется, когда в его жизни появляется Петруха. После гибели юноши Павел Артемьевич словно пробуждается после долгого сна и вдруг понимает, что никакой Империи уже давно нет – ее уничтожили такие, как Сухов. С гибелью мальчика Петрухи исчез последний светлый лучик в пресловутом “темном царстве”, а в “светлом будущем”, которое строят большевики, ему нет места. И для чего ему теперь жить?..

Товарищ Сухов – не только былинный русский воин, каковым является и силач Верещагин (его образ является яркой аллюзией на Илью Муромца, который до поры-до времени лежал на печи, а потом встал так, что мало не показалось никому). Он еще и олицетворяет новый советский порядок. Он аскетичен, рукаст, головаст и принципиален – все женщины из гарема Абдуллы удивительно красивы, но он, словно рыцарь из артурианской поэмы, верен своей далекой Катерине Матвеевне. В отличие от Верещагина и Петрухи, Федор Иванович всегда трезв и собран. Он не участвует в авантюрах, а занят благородным делом, а значит, приносит пользу обществу.

Спартак Мишулин в роли Саида. Кадр из фильма.

Именно на подобных персонажах и держался советский миф. Для солдата Красной Армии мировая революция была целью жизни – самые идейные действительно мечтали “осчастливить” трудовой народ всех стран. Чтобы воплотить эту мечту в реальность, Федор Иванович и покинул отчий дом. Однако новый, лучший мир так и не был создан. Понимая это, Сухов готов спасать всех подряд. И несмотря на то, что он увяз в песках, именно ему суждено заменить в новом мире имперца Верещагина.

Факты

  • Валентин Ежов, автор сценария, извелся, пытаясь отыскать небанальный сюжет о Гражданской войне в Туркестане. То, что легло в основу «Белого солнца», было найдено чуть ли не в последний момент, когда Ежов уже в полном отчаянии спросил одного из бывших комбригов, случались ли смешные эпизоды на этой войне. Тогда-то комбриг и вспомнил о брошенных гаремах.
  • Рустам Ибрагимбеков до написания сценария ни разу не бывал в прикаспийских пустынях. Но он наврал Ежову о том, что исходил пустыни вдоль и поперек, чтобы попасть в съёмочную команду.
  • Первоначально режиссером должен был стать А. Кончаловский. Он же является «крестным» Федора Сухова. Вторым кандитатом в режиссеры был Витаутас Жалакявичюс, снявший «Никто не хотел умирать» (интересно, как бы получилось у него). Третьим — Андрей Тарковский (как хорошо, что у него не нашлось времени и желания). И лишь четвертым, кому предложили, стал Владимир Мотыль. Причем Мотыль начисто не хотел этим заниматься и согласился только ради денег — ему с престарелой мамой было негде жить. Поистине, лучший вестерн СССР должен был называться «За пригоршню рублей».
  • Первым вариантом названия было «Спасите гарем», но чиновники его разругали: что, мол, значит «спасите» — «верните хозяину», что ли?
  • В первоначальном варианте сценария (он назывался «Пустыня») вместо баркаса был паровоз, который жены Абдуллы помогали чинить. Верещагин был телеграфистом, а его жена Ирина влюблялась в Саида. Саид должен был погибнуть вместе с Верещагиным.
  • Луспекаев сильно обморозил ноги во время войны, после чего ходил на костылях. К тому же он давно страдал диабетом, а диабетическая стопа ходьбу тоже не облегчает. Но в фильме принципиально снимался без костылей, хотя по пути от гостиницы до съёмочной площадки по песку через каждые 20 метров вынужден был отдыхать на стульчике, который за ним носила жена.
  • В деловой переписке Экспериментальной Творческой Киностудии и Госкино «Пустыню» неоднократно и открыто называли вестерном.
  • Екатерина Матвеевна — образ, придуманный Мотылем. Именно стремление Сухова попасть домой к любимой женщине стало стержнем, придающим его образу целостность и глубину.
  • Галина Лучай — не актриса, а журналистка. Но она сыграла Катерину Матвеевну. В сцене, где Катерина высоко задирает подол, чтобы перейти через ручей, Галина категорически отказалась «обнажаться» перед камерой, и «оголившиеся ноги Катерины Матвеевны» сыграла дублёрша.
  • По иррациональным цензурным соображениям из картины вырезали несколько выразительных моментов: гарем оплакивает Абдуллу, жена Верещагина сходит с ума, Абдулла и Сухов дерутся врукопашную в море.
  • Одну из жен Абдуллы играла валютная путана — Мотыль хотел снять вполне невинную постельную сцену (голая жена кормит голого Абдуллу виноградом). Сцену отсняли, но ее тоже пришлось по требованию цензоров выбросить из картины.
  • Кахи Кавсадзе за 50 лет ни разу не посмотрел фильма полностью — он не любит видеть себя на экране.

Поиск актеров

Подбор актеров занял больше времени, чем планировалось. Кандидаты на роли возникали самые неожиданные, их было много. Но вот на роль Федора Сухова изначально было всего две кандидатуры: Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Выбрали Юматова.

15 марта на художественном совете ЭТК обсуждали первый вариант режиссерского сценария «Спасите гарем». Худсовет запретил запуск сценария в производство, потребовав от режиссера доработок.

Тем же временем продолжались кинопробы на главные и второстепенные роли.

Месяц спустя во время обсуждения второго варианта сценария «Спасите гарем» большинство дало свое одобрение, продолжились пробы.

Тяжелей всего было подобрать актера на роль Петрухи. Было не совсем понятно, каким Мотыль видит этого героя. В пробах участвовал даже Савелий Крамаров. Но тут режиссер вспомнил о молодом питерском актере Николае Годовикове – так и появился всеми любимый «Петруха».

Разработка и сценарий

Директор, Владимир Мотыль, сказал такие фильмы как Дилижанс и Полдень повлияли на него, и он охарактеризовал фильм как «коктейль» из авантюрной русской сказки и западный. Первоначально несколько директоров, в том числе Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, им предложили фильм, но они отказались, утверждает Мотыль, по двум основным причинам. Во-первых, Кончаловский думал только Американец актеры могли сыграть главную роль в вестерне, а во-вторых, сценарий сочли слабым. Мотыль также сначала отклонил предложение, но затем оказался в ситуации, когда у него не было выбора, поскольку ему не дали бы снимать какой-либо другой фильм.

После того, как Мосфильм отклонил первую версию фильма, Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову было поручено доработать сценарий. Ибрагимбеков был выбран по национальности как знаток Востока, хотя на самом деле он вырос в России и никогда не был в этом регионе. Ветеран войны рассказал Ежову историю о гареме, брошенном Лидер басмачей на бегу, который стал стержнем нового сценария. Дальнейшее переписывание произошло от Мотыля после того, как он сменил Кончаловского на посту директора. Мотыль полностью переделал и выдвинул персонажа Верещагина — все его диалоги, а также около 60% всего сценария были переписаны и импровизированы во время съемок. Мотыль также придумал раскрыть личность Сухова через его сны, в которых он пишет письма любимой жене. Эти письма были составлены Марк Захаров, друг Мотыля.

Спустя годы Кончаловский назвал финальный сценарий шедевром.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Двадцатые годы, Закаспийская область РИ. Гражданская война закончена, но не для всех – в Средней Азии до сих пор бесчинствуют басмачи.

Анатолий Кузнецов исполнил роль Сухова. Кадр из фильма.

Главный герой картины, Федор Иванович Сухов, возвращается к жене в родную Самарскую область. На пути ему встречается местный житель Саид, закопанный в песок по шею. Сухов спасает Саида и тот вкратце рассказывает ему, что на гибель его обрек басмач Джавдет, убивший его отца и отнявший все имущество. Чувствуя себя должником Федора Ивановича, Саид собирается при случае помочь ему.

Чуть позже Сухов встречается с отрядом командира Красной Армии Рахимовым. Тот просит его помочь ему разгромить банду Черного Абдуллы, а когда Федор Иванович говорит, что он уже свое отвоевал, уговаривает хотя бы сопроводить гарем басмача до Педжента. Помочь женщинам нужно, потому что Абдулла, планирующий уехать в Иран, уже убил двоих жен и собирается сделать то же самое с остальными – просто потому, что они для него обуза.

Уставший Сухов не в восторге от новой миссии, однако в конце концов соглашается помочь. С ним остается и юноша – красноармеец Петруха, влюбленный в младшую жену Черного Абдуллы Гюльчатай.

Федор Иванович понимает, что рано или поздно он встретится с Абдуллой и морально готовится к этому. О противнике он знает только общеизвестные факты: прекрасный боец, умен, хороший организатор, харизматичный, сильный лидер.

Вскоре антагонисты действительно встречаются, и Сухов видит, что силы неравны – Абдулла командует хорошо вооруженным отрядом, а рядом с Федором Ивановичем – только необстрелянный романтик Петруха. Хорошо обдумав свое положение, красноармеец понял, что в его ситуации есть смысл обратиться за помощью к бывшему начальнику царской таможни Павлу Артемьевичу Верещагину. Тот вроде бы и готов помочь, но ссориться с басмачами ему не хочется.

Роль Абдуллы сыграл Кахи Кавсадзе. Кадр из фильма.

Тем не менее, Сухову все-таки удается взять в плен Абдуллу, но тот, воспользовавшись наивностью Гюльчатай, сбегает и убивает девушку, а потом и Петруху. Проведя разбор ситуации, Федор Иванович понимает, что остался один на один с бандитами. От миссии своей он не отказывается: если ему поручили спасти несчастных женщин, он сделает это даже ценой своей жизни.

Выбравшись из Педжента по подземному ходу, Сухов вместе с гаремом прячется в старом нефтяном резервуаре. Пытаясь выманить их, Абдулла поджигает резервуар, однако неожиданно на него нападает Саид. Вместе Сухову и Саиду удается уничтожить большую часть бандитов.

Ближе к финалу картины Верещагин узнает от Сухова о гибели Петрухи, которую воспринимает как личное горе – он успел искренне привязаться к наивному, доброму юноше. После этого он наконец понимает, что и дальше быть “в домике” с павлинами и красной икрой не получится – и выбирает сторону в войне.

Павлу Артемьевичу удается отбить у бандитов баркас и, не зная, что судно заминировано, он направляет его к берегу. Сухов криком пытается предупредить его о том, чтобы он не заводил машину, но поздно… Баркас взрывается, и Верещагин погибает.

участок

Место действия — восточный берег Каспийское море (современный Туркменистан ) где Красная армия солдат Федор Сухов воевал гражданская война в русской Азии в течение ряда лет. Фильм открывается панорамным снимком сельской сельской местности в России. Катерина Матвеевна, любимая жена Сухова, стоит в поле. Проснувшись от этой мечты, Сухов идет по среднеазиатской пустыне — разительный контраст со своей родиной. Он находит Саида похороненным в песке. Саид, суровый среднеазиатский язык, приходит на помощь Сухову в сложных ситуациях на протяжении всего фильма. Сухов освобождает Саида, и они завязывают дружеские, но сдержанные отношения. Путешествуя вместе, они попадают в битву в пустыне между кавалерийским отрядом Красной армии и Басмачи партизаны. Командир кавалерийского соединения Рахимов выезжает в Сухов. гарем, который был оставлен лидером басмачей Абдуллой для временной защиты. Он также оставляет молодого солдата Красной Армии Петруху, чтобы тот помог Сухову с заданием, и продолжает преследовать убегающего Абдуллаха.

Сухов и женщины из гарема Абдуллы возвращаются в соседнее прибрежное село. Там Сухов поручает хранителю местного музея охранять женщин и готовится отправиться домой. Сухов надеется «модернизировать» жен гарема и сделать их частью современного общества. Он призывает их снять паранджа и отклонить многоженство. Однако жены не хотят этого делать, и, когда Сухов берет на себя роль защитника, жены объявляют его своим новым мужем.

Вскоре, ища морской путь через границу, Абдулла и его банда приходят в ту же деревню и находят жен Абдуллы. Сухов обязательно останется. В надежде получить помощь и оружие Сухов и Петруха навещают бывшего царского таможенника Павла Верещагина. Верещагин тепло относится к Петрухе, который напоминает ему о его мертвом сыне, но после обсуждения этого вопроса с придирчивой женой Верещагин отказывается. Сухов находит автомат и ящик динамита, которые он закладывает на корабль Абдуллы. Тем временем Абдулла противостоит своим женам и готовится наказать их за «бесчестие», поскольку они не убили себя, когда Абдулла оставил их. Сухову удается схватить и запереть Абдуллу в качестве заложника, но после того, как он уходит, Абдулла убеждает Гюльчатай, младшую жену гарема, освободить его, а затем убивает Гюльчатая и Петруху.

Хранитель музея показывает Сухову древний подземный ход, ведущий к морю. Сухов и женщины гарема пытаются сбежать через проход, но по прибытии на берег моря вынуждены прятаться в большом пустом резервуаре для нефти. Абдулла обнаруживает это и планирует поджечь цистерну с нефтью.

Взбешенный бессердечным убийством Петрухи, Верещагин решает помочь Сухову и берет корабль Абдуллы. Саид тоже помогает Сухову, и вместе они отбиваются от банды Абдуллы. Верещагин, не подозревая о динамите на корабле и не слыша выкриков Сухова, трагически погибает на взорвавшемся корабле.

Сухов убивает Абдуллу и его банду и возвращает гарем Рахимову. Затем он начинает свой путь домой пешком, отказавшись от лошади, поскольку лошадь — это просто «неприятность». Неясно, вернется ли Сухов домой к своей любимой жене: революция в Средней Азии еще не окончена, и вполне может понадобиться образцовый солдат Красной Армии вроде Сухова.

Создатели[править | править код]

В роляхправить | править код

  • Анатолий Кузнецов — Фёдор Иванович Сухов, красноармеец
  • Николай Годовиков — Петруха, красноармеец
  • Спартак Мишулин — Саид
  • Павел Луспекаев — Павел Артемьевич Верещагин, начальник бывшей царской таможни
  • Раиса Куркина — Настасья
  • Кахи Кавсадзе — Абдулла (озвучивал актёр Михаил Волков)
  • Муса Дудаев — Рахимов
  • Николай Бадьев — Лебедев
  • Валентин Кадочников — подпоручик Семён
  • Татьяна Федотова — Гюльчатай, младшая жена Абдуллы (озвучивала актриса Надежда Румянцева)

В эпизодахправить | править код

Н. Абдулрагимов • Д. Герами • Ю. Дарумов • В. Деглав • Т. Киричевская • А. Лименес • Я. Ленц • Г. Лучай — Катерина Матвеевна • А. Массарский • И. Милонов • А. Наймушин • И. Нижарадзе • К. Омаров • З. Рахматова • С. Сливинская • Л. Смирнова • А. Соколов • М. Ставицкая • Т. Ткач — старшая жена Абдуллы

Съёмочная группаправить | править код

  • Авторы сценария: Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков
  • Постановка — Владимир Мотыль
  • Главный оператор — Эдуард Розовский
  • Художники-постановщики: Валерий Кострин, Маневич, Белла
  • Композитор — Исаак Шварц
  • Звукооператоры — Михаил Лазарев, Георгий Салье
  • Художники
    • по костюмам — Д. Линденбаум, Д. Манэ
    • гримёры — Г. Васильева, А. Хейфиц
    • декоратор — А. Тимофеев
  • Режиссёры: М. А. Дакиев, Б. Довлатов
  • Операторы: М. М. Аврутин, В. Тупицын
  • Монтажёр — В. Нестерова
  • Текст песни — Булат Окуджава
  • Редакторы: В. Спицын, Л. Шмуглякова
  • Текст писем — Марк Захаров
  • Ассистенты
    • режиссёра: Н. Конюшев, Э. Ясан
    • оператора: И. Клебанов, Г. Мурашев
  • Комбинированные съёмки
    • оператор — Г. Варгин
    • художник — В. Соловьёв
  • Конные трюки — П. Тимофеев, В. Токменин
  • Оркестр Ленинградского академического Малого театра оперы и балета, дирижёр — Л. Корхин
  • Директор картины — Ю. Хохлов

Сюжет

Начало 1920-х, восточный берег Каспийского моря (бывшая Закаспийская область Российской империи). Закончилась Гражданская война, но в Средней Азии всё ещё орудуют банды басмачей. Красноармеец Фёдор Иванович Сухов идёт через пустыню, возвращаясь к любимой жене, Катерине Матвеевне, под Самару. По дороге Сухов спасает местного жителя Саида, закопанного по шею в песок. Тот рассказывает, что на мучительную смерть его обрёк бандит Джавдет, который убил его отца и забрал всё имущество. Саид, чувствуя себя должником Сухова, ничего ему не обещает, но собирается при случае отдать долг.

Сухов встречает красного командира Рахимова и его отряд. Рахимов уговаривает опытного и бывалого солдата Сухова помочь ему накрыть Абдуллу или хотя бы сопроводить гарем Абдуллы до приморского посёлка Педжент. Абдулла собрался бежать за границу и уже успел убить двух жён, поскольку они его связывали. Сухов отказывается, заявив что идёт домой. Однако Рахимов оставляет ему жён Абдуллы и молодого красноармейца Петруху и уезжает. Сухов знает об Абдулле: того уважают и Саид (чей отец дружил с отцом Абдуллы), и даже красноармейцы, хотя он и враг. Говоря о Джавдете и Абдулле, Саид отметил, что «Джавдет — трус, а Абдулла — воин». Сухов сопровождает бывших жён Абдуллы в Педжент, хотя Саид предупреждал его, что туда явится Абдулла. В скором времени в Педжент приходит Абдулла со своей бандой, планируя здесь морем переправиться за границу.

За оружием и поддержкой Сухов обращается на бывший пост царской таможни к его старому начальнику, Павлу Артемьевичу Верещагину. Тот вначале предлагает свою помощь, но жена Настасья отговаривает его. Тогда Сухов ремонтирует старый пулемёт «Льюис», находит ящик с динамитом и минирует «Тверь» — единственный баркас у берега. Сухов захватывает Абдуллу в плен и сажает в подвал, но тот сбегает, заманив и убив самую молодую из жён — 14-летнюю Гюльчатай и Петруху.

Сухов выводит гарем из Педжента по подземному ходу, который ему показал Лебедев, хранитель местного музея. Позже в посёлок приезжает Абдулла, и, ничего не добившись от Лебедева, убивает старика. Беглецы укрываются в старом нефтяном резервуаре, где их осаждают бандиты. Абдулла решает поджечь резервуар, облив его нефтью из стоящей рядом цистерны. Саид неожиданно вступает в бой на стороне Сухова. Он поджигает цистерну и убивает нескольких людей Абдуллы, но, придавленный упавшей лошадью, выбывает из боя. Тем временем Сухов вылезает из резервуара и шквальным огнём из пулемёта истребляет большую часть басмачей.

Тем временем, узнав от Сухова о гибели Петрухи, в котором он видел своего сына, Верещагин отбивает у басмачей баркас и направляет его к берегу, не зная, что судно заминировано. Сухов, срывая голос, кричит Верещагину о динамите, но, не будучи услышанным, получает ранение в плечо. Баркас и Верещагин уничтожены взрывом. Абдулла поднимается на цистерну, чтобы убить жен. Сухов легко может убить его, но русский солдат не способен выстрелить в спину противнику. Поэтому Федор окликает Абдуллу, после чего убивает басмача выстрелом из револьвера. Гарем возвращается под опеку Рахимова.

Сухов предлагает Саиду помочь с Джавдетом, но тот отказывается, поскольку из соображений кровной мести должен убить Джавдета своими руками. Сухов возобновляет свой путь на родину.

Оценка и восприятие [ | ]

Критика

Как во время съёмок, так и по окончании мнение критики и кинематографического руководства СССР о фильме было скорее скептическим. Даже после многочисленных переделок результат был далёк от того, что хотели увидеть на экране. Режиссёрская трактовка неубедительно реализовала весь потенциал, который был заложен в сценарии. Операторскую работу, монтаж и звукорежиссуру, по мнению специалистов, также нельзя отнести к образцам киноискусства.

Думаю, что историко-революционный фильм — это единственный в собственном смысле жанр, который создало вообще советское кино. Все остальные жанры, так или иначе, существовали без него, а историко-революционный фильм стал в советском кино таким же жанром, как, предположим, в американском кино жанр вестерна.

Соревноваться с Голливудом в создании классических вестернов, как хорошо понимали создатели фильма, было бы бесполезно. Привлекательность фильма в его парадоксальной противоречивости. С одной стороны, это явная пародия на вестерн и в то же время боевик и высоко патриотическая картина. Главный герой Сухов одновременно похож на неунывающего и сноровистого героя русских сказок и совершает настоящий подвиг на войне. Пафос истинного героизма преподносится с экрана с истинным вкусом и чувством меры. Зрителя привлекает столкновение восточной традиционной культуры и русского фольклора на фоне героико-приключенческого сюжета с традиционными погонями и перестрелками .

Положительные стороны картины — это стиль и проработанные мелочи, придающие сюжету глубину и драматизм. Например, интересная режиссёрская находка — письма Сухова супруге, которые читаются с его точки зрения, причём вполголоса. Идея разнообразить таким образом сюжет принадлежала режиссёру, а текст писем сочинил Марк Захаров.

Другое достоинство фильма — актёрская игра, в том числе персонажей второго плана, но прежде всего Павла Луспекаева, работа которого стала откровением для зрителя.

Цитаты

  • Сухов:
    • Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.
    • Восток — дело тонкое.
    • Напра… За мной, барышни.
    • И называйте меня просто — товарищ Сухов!
    • Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг.
    • Павлины, говоришь…
    • Верещагин! Уходи с баркаса!
    • Лебедеву: Эти 9 освобождённых женщин Востока — тоже величайшая ценность, и давайте не спорить. Вопросы есть? Вопросов нет!
    • «Отметить надобно — народ попался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком». (Из письма жене. Так он выразился про гарем).
  • Абдулла:
    • Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться… за гостеприимство.
    • Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?!
    • Хочешь, мы заплатим золотом?
    • Аристарх, договорись с таможней. Ответ: Абдулла, таможня даёт добро!
  • Верещагин:
    • Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…
    • Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И всё, поди, без пошлины.
    • Я мзду не беру. Мне за державу обидно.
  • Петруха (Гюльчатай): Ты мне по характеру подходишь — я шустрых люблю.
  • Гюльчатай:
    • Господин назначил меня любимой женой! (После того, как Сухов назначил её старшей по общежитию).
    • Одна жена — любит, одна — одежду шьёт, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?… Тяжело!
  • Семён (вышвырнутый Верещагиным): «Да гранаты у него не той системы».

Оружие

Сухов якобы использует Пистолет Льюиса (внизу), хотя в некоторых сценах он заменен на русский пистолет с прикрепленным к нему манекеном охлаждающего кожуха. Члены банды Абдуллы носят карабины, похожие на изображенный наверху.

Револьвер нагана аналогично тому, что использовал Сухов

Оружие явно используется для характеристики и развития персонажей. Вначале Саид встречается с голыми руками; он приобретает все свое оружие через фильм и умело использует его. Сухов дает ему нож, которым Саид позже бросает, чтобы убить нападавшего. Он стреляет карабин взят у бандита, которого он задушил веревкой как лассо (помогая Сухову). Его навыки верховой езды проявляются, когда он прыгает на лошадь спиной вперед, идя задом и держа врага под прицелом. Затем он медленно уезжает, садясь на лошадь спиной.

Верещагин, несмотря на наличие в арсенале небольшие руки, сражается голыми руками, что подчеркивает его грубую силу и прямолинейность. И Сухов, и Абдулла используют пистолеты, а не винтовки, в зависимости от их руководящих, офицерских должностей. Сухов несет Наган M1895 револьвер, личный подарок комбрига М.Н. Ковуна, тогда как Абдулла использует Маузер С96. Чтобы разобраться с бандой Абдуллы, Сухов достает и ремонтирует автомат. У Петрухи есть винтовка, которая заклинивает и никогда не стреляет при необходимости. Члены банды Абдуллы носят характерные для того времени и региона карабины и длинные ножи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: