Оригинальные проекты
Костюмы
Исторический период для Жизели в рассказе не указан. Главный художник по костюмам Парижской оперы Поль Лормье, вероятно, консультировался с Готье по этому вопросу. Возможно также, что Пиллет имел в виду бюджет балета и решил использовать многочисленные костюмы в стиле Ренессанса в гардеробе Оперы для Жизели. Говорят, что это костюмы из «Вильяма Телля» Россини (1829) и «Бенвенуто Челлини» Берлиоза (1838). Лормье, безусловно, создавал костюмы для главных героев. Его костюмы использовались в Опере до тех пор, пока балет не был выведен из репертуара в 1853 году.
Жизель была возрождена в 1863 году в новых костюмах ассистентом Лормье Альфредом Альбертом. Костюмы Альберта ближе к современным постановкам, чем костюмы Лормье, и использовались в опере до 1868 года. Балет был возрожден в 1924 году с декорациями и костюмами Александра Бенуа. Он хотел возродить костюмы оригинальной постановки, но отказался от этой идеи, полагая, что критики будут обвинять его в отсутствии творческого воображения.
Наборы
Пьер Люк Шарль Чичери был главным декоратором парижской Оперы с 1815 по 1847 год. Он спроектировал декорации для первой постановки Жизели. Готье не уточнял местность балета, но разместил его в «каком-то загадочном уголке Германии… на другом берегу Рейна». Это была бы восточная сторона.
Жизель два месяца репетировала. Это было очень долгое время репетиций. Тем не менее, у Цицери не было достаточно времени на создание декораций для обоих актов и он сосредоточился на втором действии. Декорации для первого акта были на самом деле теми, которые были разработаны для балета 1838 года «La Fille du Danube» Адама. На иллюстрации из спектакля «Les Beautés de l’Opera» 1845 года изображен коттедж Жизель с крышей из соломы слева, а справа — коттедж Альбрехта. Оба коттеджа обрамлены ветвями двух больших деревьев по обеим сторонам сцены. Между двумя коттеджами, вдали, расположен замок и склоны, покрытые виноградниками. Хотя эта сцена не была рассчитана на Жизель, она осталась образцом для большинства современных постановок. Декорации Цицери использовались до тех пор, пока в 1853 году балет не был выведен из репертуара. В то время Готье заметил, что декорации разваливались: «На крыше коттеджа Жизель едва хватает трех-четырех соломинок».
Иллюстрация к Акту 2 из Les Beautés показывает темное дерево с бассейном воды вдали. Ветви состаренных деревьев создают арку над головой. Под этими ветвями слева — мраморный крест с надписью «Жизель». На одной из ее рук висит корона виноградных листьев, которую Жизель носила как королева старины. На сцене подросли густые сорняки и полевые цветы (200 камышков и 120 веток цветов). Газовые струи софитов и подвешенные над головой мухи были повернуты низко, чтобы создать настроение таинственности и ужаса.
Круглое отверстие было вырезано на заднем плане и покрыто прозрачным материалом. Сильный свет за этим отверстием представлял Луну. Светом иногда манипулировали, чтобы показать прохождение облаков. Готье и Сен-Жорж хотели, чтобы бассейн был сделан из больших зеркал. Пиллет отверг эту идею из-за ее стоимости. Однако, в 1868 году, во время возрождения, зеркала были приобретены для этой сцены.
Адам подумал, что фон Цицери для первого акта «не очень хороший… он весь слаб и бледен», но ему понравилась декорация для второго акта: » второй акт — это восхищение, темный влажный лес, наполненный камышами и дикими цветами, и заканчивающийся восходом солнца, который виден сначала сквозь деревья в конце произведения, и очень волшебный по своему эффекту». Восход солнца также восхищал критиков.
Вместо эпилога
Продолжаем знакомство с содержанием балета «Жизель». Далее действие происходит на сельском кладбище. Ганс пришел сюда, но, напуганный таинственными звуками, убежал.
Виллисы – невесты, умершие до свадьбы, водят свой хоровод. По знаку своей повелительницы Мирты они окружают могилу Жизели, из которой появляется ее призрачная фигура. По мановению руки Мирты она обрела силу.
На кладбище появляется Альбер в сопровождении своего оруженосца. Он ищет, где похоронена девушка. Внезапно он увидел ее фигуру и устремился за ней. Несколько раз это видение появлялось и пропадало, будто тая в воздухе.
Тем временем виллисы преследуют Ганса и, настигнув, мстительно сталкивают его в озеро.
Следующей их жертвой должен стать Альбер. Он безуспешно молит безжалостную Мирту о пощаде. Появляется Жизель. Она намерена защитить своего возлюбленного и спасти его от неминуемой гибели. Вместе они танцуют свой последний танец. Затем призрак девушки исчезает в своей могиле, а хоровод виллис окружает Альбера. Звон часов оповещает о конце ночи. С рассветом виллисы исчезли. Появляется свита принца, посланная на поиски своего хозяина. Призрак Жизели показывается в последний раз. Возвращение Альбера в реальный мир завершает балет «Жизель».
Нетривиальные факты
1. О балерине Карлотте Грюнджен (Карлотта Грюнджен) В роли Жизель на премьере в Париже в 1841 году выступила талантливая балерина Карлотта Грюнджен, которая на тот момент была уже известной личностью в балетном мире. Она исполнила роль с такой нежностью и хрупкостью, что стала первой настоящей Жизель на сцене. В российском балете эту роль первоначально исполнила Анна Собешчанская, а в XX веке ее величиной была Галина Уланова.
2. Балет ‘Жизель’ в ММДМ В 1941 году, в дни, предшествующие началу Великой Отечественной войны, было дано последнее представление балета ‘Жизель’ на сцене Большого театра. Однако уже в конце войны, в 1946 году, ‘Жизель’ получила новую жизнь на сцене Московского музыкального театра. Благодаря Галине Улановой, которая уже стала настоящей легендой мирового балета, это произведение стало одним из самых любимых зрителями.
3. Особенности музыкальной композиции Музыкальное произведение, написанное Аданом для балета ‘Жизель’, состоит из двух частей. Первая часть балета — это опера-комедия, которая показывает жизнь обычных людей. Вторая часть — это уже более эмоциональное и поэтичное произведение, которое погружает зрителя в мир тайн и загадок. Адан умело сочетал легкие и мелодичные мотивы с более трагичными и серьезными.
2 действие
После смерти Жизель превратилась в вилису. Ганс, мучимый угрызениями совести и чувствующий свою вину за гибель Жизели, приходит к её могиле, вилисы замечают его, кружат в своём хороводе и он падает замертво.
Альберт не в силах забыть любимую. Ночью он приходит на её могилу. Его окружают вилисы, среди которых и Жизель. Он пытается обнять её, но она — всего лишь ускользающая тень. Он падает на колени возле её могилы, Жизель подлетает и позволяет ему прикоснуться к ней. Вилисы начинают кружить Альберта в хороводе, Жизель пытается спасти его, и он остаётся в живых. На рассвете вилисы исчезают, исчезает и Жизель, навсегда простившись с возлюбленным, но она вечно будет жить в его сердце.
-
Лидия чарская лишний рот краткое содержание
-
Стихи русских поэтов 3 класс школа
-
Когда отменили пионерию в школе
- Анекдоты про утренник в детском саду
Трагическая развязка
Жизель видит, как уважительно приветствуют Альбера знатные гости, как почтительны с ним слуги герцога. У нее не остается сомнений, что ее обманули. Затем принц обращается к Батильде, целуя ей руку. Жизель подбегает к сопернице со словами, что Альбер ей клялся в своей любви верности. Батильда возмущена. Она демонстрирует Жизели свое обручальное кольцо, свидетельствующее о том, что она – настоящая невеста принца. Жизель в отчаянии. Она срывает с себя и бросает золотую цепь, подаренную Батильдой. Рыдая, она падает в объятия матери. Ей сочувствуют не только подруги, но и знатные гости.
Альбер пытается успокоить Жизель. Он что-то ей говорит. Однако девушка его не слушает, ее рассудок помутился от горя. Она вспоминает его клятвы, обещания, гадание, танцы. Увидев шпагу Альбера, она пытается убить себя. Но Ганс забирает оружие из ее рук.
Последним ее воспоминанием становится гадание на ромашках. Жизель умирает.
Действие I
Действо начинается в крохотной деревушке, которая живет в спокойном ритме. Тут проживают обычные, наивные люди. Молодая сельская девушка Жизель наслаждается солнцем, чистым небосводом, пением птиц и сильнее остального блаженству влюбленности, наивной и девственной, озарившей её простую жизнь. Она влюблена и надеется на то, что обожаема. Любящий ее лесник тщетно стремится убедить Жизель в том, что выбранный ею Альберт — не обычный сельчанин, а переоблаченный боярин, который дурачит её.
Лесничий проникает в жилье Альберта, который Альберт арендует в селе, и обнаруживает там серебряный клинок с изображением герба. Тогда он понимает, что Альберт утаивает собственное благородный генезис. В деревушке после охоты остаются прославленные вельможи с роскошным сопровождением, дабы расслабиться. Жители деревни любезно и тепло принимают гостей. Альберт ошеломлен внезапным столкновением с приехавшими аристократами. Он стремится сохранить в тайне личное знакомство с ними: так как в их число входит его суженая Батильда. Но все-таки лесник демонстрирует найденный им клинок Альберта и повествует о его подлоге. Жизель сражена предательством любимого. Развален чистейший и обычный мир её убеждений, ожиданий и грез. Возлюбленная лишается ума и помирает.
Оперы. Все пересказы
- Балет Ромео и Джульетта
- Беллини — Норма
- Бородин — Князь Игорь
- Вагнер — Валькирия
- Вагнер — Гибель богов
- Вагнер — Золото Рейна
- Вагнер — Летучий голландец
- Вагнер — Лоэнгрин
- Вагнер — Тангейзер
- Вебер — Вольный стрелок
- Верди — Аида
- Верди — Бал-маскарад
- Верди — Дон Карлос
- Верди — Зигфрид
- Верди — Луиза Миллер
- Верди — Макбет
- Верди — Набукко
- Верди — Риголетто
- Верди — Травиата
- Верди — Трубадур
- Верди — Фальстаф
- Гендель — Оттон
- Гершвин — Порги и бесс
- Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
- Глинка — Руслан и Людмила
- Глюк — Орфей и Эвридика
- Гуно — Фауст
- Даргомыжский — Русалка
- Доницетти — Дон Паскуале
- Доницетти — Любовный напиток
- Доницетти — Лючия ди Ламмермур
- Жизель
- Жорж Бизе — Кармен
- Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
- Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
- Корсар
- Лебединое озеро
- Леонкавалло — Паяцы
- Масканьи — Сельская честь
- Моцарт — Волшебная флейта
- Моцарт — Дон Жуан
- Моцарт — Похищение из сераля
- Моцарт — Свадьба Фигаро
- Мусоргский — Борис Годунов
- Мусоргский — Хованщина
- Мюзикл Кошки
- Пуччини — Богема
- Пуччини — Джанни Скикки
- Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
- Пуччини — Манон Леско
- Пуччини — Принцесса Турандот
- Пуччини — Тоска
- Рахманинов — Алеко
- Римский-Корсаков — Золотой петушок
- Римский-Корсаков — Псковитянка
- Римский-Корсаков — Садко
- Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
- Римский-Корсаков — Снегурочка
- Римский-Корсаков — Царская невеста
- Россини — Севильский цирюльник
- Рубинштейн — Демон
- Рыбников — Юнона и Авось
- Спящая красавица
- Тристан и Изольда
- Чайковский — Евгений Онегин
- Чайковский — Иоланта
- Чайковский — Пиковая дама
- Чайковский — Чародейка
- Чайковский — Щелкунчик
Справочная информация
Французская революция (1789-1799) создала французский средний класс. Этим людям не нравились вкусы и ценности аристократии. Эти вкусы и ценности оказали влияние на французское искусство и литературу со времен Людовика XIV. Власть аристократии закончилась революцией. Тысячи аристократов погибли на гильотине или в массовых убийствах. Многие из них погибли в тюрьмах или бежали из Франции в поисках безопасности в другие страны.
После революции французские балетмейкеры и дизайнеры обратили свое внимание на истории, основанные на греческой и римской мифологиях. Аристократия любила эти истории
Однако режиссеры и дизайнеры вместо этого обратились к сюжетам, понравившимся среднему классу. В основе этих историй лежала реальная жизнь, реальные места, прошлое, обыденные люди, сверхъестественное.
Два балета с такими историями вызвали большой ажиотаж в Париже в 1830-е годы. В ноябре 1831 года состоялась премьера оперы Мейербера «Роберт ле диабль». Она включала в себя короткий балет «Балет монахинь». В этом маленьком балете мертвые монахини восстают из могил. Они танцуют при лунном свете. Публика любила этот балет. В марте 1832 года был поставлен балет «Сильфида». Этот балет о прекрасном сильфиде (фее). Она любит Джеймса, молодого шотландца. Происходит трагедия. Джеймс случайно убивает сильфа.
Знатные гости
Вдалеке слышны звуки охоты. Появление новых персонажей делает действие более насыщенным. Появляются нарядно одетые дамы и кавалеры. В их числе герцог Курляндский с дочерью Батильдой, невестой Альберта. Охота всех разгорячила и утомила, и они мечтают об отдыхе и еде. Для отдыха герцог выбирает дом Жизели. Берта и ее дочь вышли навстречу гостям. Батильда очарована красотой и непосредственностью главной героини. Та же, в свою очередь, восхищается нарядными туалетами гостьи. Между ними происходит диалог, в котором Батильда спрашивает девушку о ее любимом занятии. Та отвечает, что очень любит танцевать. В знак своей симпатии Батильда дарит простушке подарок. Это роскошная золотая цепь. Жизель очень рада, но это приводит ее в смятение. Знатные гости расходятся для отдыха. Направился в дом Берты и отец Батильды.
Разработка историй
В новостной статье 1841 года, объявляющей о первом спектакле Жизели, Теофиль Готье записал свою роль в создании балета. Он прочитал описание «Вилиса» Генриха Гейне в «De l’Allemagne» и подумал, что из этих злых духов получится «красивый балет». Он спланировал их историю для второго акта и остановился на стихе Виктора Гюго под названием «Фантомы», чтобы дать вдохновение для первого акта. Этот стих рассказывает о прекрасной 15-летней испанской девушке, которая любит танцевать. Она становится слишком теплой на балу и умирает от прохлады в прохладное утро.
Проза Хайне в De l’Allemagne рассказывает о сверхъестественных молодых женщинах по имени Вилис. Они умерли до дня свадьбы и восстали из могил посреди ночи, чтобы танцевать. Любой молодой человек, который пересекает их путь, вынужден танцевать до смерти. В другой книге говорится, что виллиды были брошены на произвол судьбы молодыми женщинами, которые умерли и стали вампирами. Предполагается, что именно из-за этого они ненавидят мужчин.
Готье думал, что из пятнадцатилетней испанки Хейне Вилиса и Хьюго получится хорошая балетная история. Его первой идеей было представить пустой бальный зал, сверкающий хрусталем и свечами. Вилис наложил бы заклинание на пол. Жизель и другие танцовщицы входили и кружились в зале, не в силах устоять перед заклинанием, чтобы заставить их танцевать. Жизель пыталась удержать своего возлюбленного от сотрудничества с другими девушками. Королева Виллис входила, протягивала холодную руку к сердцу Жизели, и девушка падала замертво.
Готье не был доволен этой историей. По сути, это была череда танцев с одним драматическим моментом в конце. У него не было опыта написания балетных историй, поэтому он обратился к Верною де Сен-Жоржу, человеку, который написал много историй для балета. Сен-Жоржу понравилась основная идея Готье о хрупкой молодой девушке и Вилисе. Он написал историю Жизели в том виде, как она известна сегодня, за три дня и отправил ее Леону Пилле, директору Парижской оперы.
Пиллет хотел представить публике прекрасную молодую итальянскую танцовщицу по имени Карлотта Гризи. Он считал La Sylphide, но Адель Думилатр напомнил ему, что роль была обещана ей. Готовящийся балет La Rosière de Gand был предложен, но Гризи возразил. Партия была слишком длинной, и история не подходила для танца. Пилату нужен был хороший сюжет, и он нашел его в Жизели. Гризи понравился сюжет не меньше, чем Пиллет, поэтому Жизель была сразу же введена в разработку.
Современные обзоры и комментарии
Жизель имела большой художественный и коммерческий успех. Le Constitutionnel высоко оценил Закон 2 за его «поэтические эффекты». Монитор театров писал, что Гризи «бежит летит по сцене, как влюбленная газель». Один из критиков подробно проанализировал музыку в «Музыкальном фильме Франции». Он считал вальс 1-го акта «восхитительным» и отмечал, что сцена повествования Берта была наполнена «совершенно новыми» гармоническими модуляциями. Он восхвалял другие моменты 1-го акта (особенно безумную сцену), и был в восторге от музыки 2-го акта, выделяя вход Вилиса и соло альта, сыгранное через последние мгновения Жизели. Он считал, что музыка флейты и арфы, сопровождающая Жизель, когда она исчезала в могиле в конце балета, «полна трагической красоты».
Коралли был удостоен похвалы за крестьянское па-де-де и «элегантность» акта 2. Коралли последовала предложению Готье и выбрала самых красивых девушек в компании, чтобы сыграть крестьян и Вилис. Один из наблюдателей посчитал процесс отбора жестоким: почти красивые девушки были отвергнуты без раздумий.
Гризи и Петипа были большими успехами как трагические любовники. Готье высоко оценил их выступление во втором акте, написав, что эти два танцора сделали этот акт «настоящей поэмой, хореографической элегией, полной очарования и нежности…». Не один глаз, который думал, что видит только , удивлялся тому, что его зрение затуманивалось слезами — то, что нечасто случается в балете… Гризи танцевал с совершенством… что ставит ее в ряд между Эльслером и Тальони… Ее подражание превзошло все ожидания… Она олицетворяет природу и безукоризненность».
Адам считал Петипа «очаровательным» и как танцор, и как актер, и как «реабилитированный» мужчина, танцующий со своим выступлением. О Думилатре он писал: «…несмотря на ее холодность, заслужил успех, которого она добилась благодаря правильности и «мифологическому» качеству ее поз: возможно, это слово может показаться немного претенциозным, но я не могу придумать ничего другого, чтобы выразить такой холодный и благородный танец, который устроил бы Минерву в веселом настроении, и в этом отношении , похоже, имеет сильное сходство с этой богиней».
Любовная интрига
Альбер направляется к дому Берты. Оруженосец тщетно пытается отговорить своего хозяина от каких-то намерений. Принц отстраняет слугу и стучится в дверь, а затем прячется. Жизель, выйдя на стук и никого не обнаружив, танцует, потом собирается уйти. Появляется Альбер, но девушка, словно не замечая его, идет к дому. Принц касается ее руки и нежно обнимает. Последующий их танец превращается в любовную сцену. Альбер признается в любви, но Жизель, шутя, высказывает свои сомнения в этом. Она гадает на лепестках цветка. В результате, получив ответ «не любит», она очень огорчается. Тогда Альбер гадает на другом цветке. Гадание заканчивается ответом «любит». Девушка успокоена и счастлива. Они вновь увлеченно танцуют.
Далее, пересказывая кратко содержание балета «Жизель», упомянем о лесничем Гансе. Он появляется неожиданно, просит девушку не доверять словам Альбера и уверяет ее в своей преданности. Ганс не сомневается, что Альбер принесет ей только горе и разочарование.
Альбер взбешен. Он прогоняет лесничего. Девушка оправдывает поступок Ганса ревностью. Затем, еще более нежно и страстно, она продолжает свой танец с Альбером.
Возвращением подруг Жизели из виноградников начинается следующая сцена. Затевается всеобщее веселье и танцы. Альбер восхищенно наблюдает за девушкой
Польщенная его вниманием, она приглашает его принять участие в этом веселье, что он с удовольствием и делает
Из дома выходит Берта и напоминает дочери о том, что у нее больное сердце. Следовательно, ей вредно для здоровья так много танцевать. Веселье заканчивается.
Разоблачение
Жизель и ее подруги уговаривают Берту позволить им потанцевать. Берта неохотно соглашается. Жизель счастлива. Она исполняет свой самый лучший танец. Альбер присоединяется к ней. Неожиданно появляется лесничий Ганс. Грубо расталкивая их, он обвиняет Альбера в нечестности и коварстве. Все окружающие недоумевают, они возмущены поступком лесничего. Тогда в качестве доказательства своих обвинений Ганс демонстрирует всем оружие Альбера, найденное им в охотничьем домике. Оно украшено драгоценностями, что свидетельствует о его знатном происхождении. Это потрясло Жизель. Она требует объяснений от нового знакомого. Принц пытается успокоить девушку, а затем выхватывает шпагу из рук Ганса и бросается на него. Вильфрид подоспел вовремя и не позволил своему хозяину совершить убийство. Лесничий Ганс начинает трубить в охотничий рог. Встревоженные сигналом, из дома Берты выходят знатные гости. Среди них герцог со своей дочерью Батильдой. Переодетый в крестьянскую одежду Альбер вызывает у них недоумение. Он, в свою очередь, пытается оправдать свой поступок.
Музыка
Адольф Адам был популярным писателем балета и оперной музыки во Франции в начале 19 века. Он писал с большой скоростью. Он закончил Жизель примерно за два месяца. Музыка была написана в плавном, песенном стиле того времени под названием кантилена. Этот стиль хорошо известен любителям музыки из оперы Беллини «Норма» и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти.
Адам использовал в балете несколько лейтмотивов. Лейтмотив — это короткая музыкальная фраза, которая ассоциируется с определенным персонажем, событием или идеей. Лейтмотивы Адама слышатся несколько раз на протяжении всего балета. Один лейтмотив ассоциируется с Жизель, другой — с Альбрехтом. Мотив Илариона отмечает каждый его вход. Он предлагает тему Судьбы в Пятой симфонии Бетховена. Другой лейтмотив связан с цветочным тестом «он любит меня, он не любит меня» в первом акте. Этот лейтмотив снова звучит и в безумной сцене, и во втором акте, когда Жизель предлагает Альбрехту цветы. У Вилисов есть свой мотив. Он звучит в увертюре, в первом акте, когда Берт рассказывает историю о Вилисе, и в безумной сцене. Это снова слышно во втором акте, когда виллиды выходят на сцену впервые. Мотив охотничьего рога знаменует неожиданные сюрпризы. Этот мотив слышен, когда Альбрехт выставляется аристократом.
С Адамом музыка была полностью оригинальной. Однако критик отметил, что Адам позаимствовал восемь тактов из романа мисс Пьюджет и три тактов из хора охотника в опере Карла Марии фон Вебера «Эврианте». Кроме того, в балет были поставлены две пьесы Фридриха Бургмюллера. Одна из них — вальс под названием «Сувенир Ратисбонна». Другая музыка — это группа танцев в исполнении друзей Жизели. Неизвестно, кто вложил эти пьесы в балет.
Один историк танца пишет:
Партитуру Жизели ни в коем случае нельзя назвать великой музыкой, но нельзя отрицать, что она замечательно подходит для своего предназначения. Она танцевальна, имеет цвет и настроение, приспособленное к различным драматическим ситуациям… Прислушиваясь сегодня к этим захватывающим дух мелодиям, написанным более века назад, мы быстро осознаем их интенсивное ностальгическое качество, в отличие от открытия викторианского саквояжа, между страницами которого восхитительно сохранился Валентин во всей красе своего замысловатого бумажного кружева и символических цветочных орнаментов, которые шепчут о давно минувшей эпохе. На короткое время воздух кажется слегка наполненным пармской фиалкой и гарденией. Музыка Жизели и по сей день творит свое волшебство.
— Сирил У. Бомонт, из балета «Жизель» (1996), стр. 58.
Первое выступление
Парижские балерины очень обрадовались приближению премьеры «Жизели». Новостные репортажи поддерживали их интерес. В некоторых сообщениях говорилось, что с Гризи произошел несчастный случай. По некоторым сообщениям, дирижер заболел опухолью. Другие говорили, что руки на сцене опасались за свою безопасность.
Надежды на то, что балет будет готов в мае, были разрушены. Вечер открытия несколько раз откладывался. Гризи отсутствовала несколько дней, и ее возвращение было отложено, чтобы защитить здоровье. Освещение, люки и смена сцены потребовали дальнейших репетиций. В роли Гризи были сделаны вырезы, чтобы сохранить здоровье танцовщицы. Вместо того, чтобы вернуться к своей могиле в конце балета, было решено, что Жизель поместят на клумбу с цветами и медленно погрузят в землю. Этот штрих сохранил романтическое настроение финала второго акта.
Наконец, в понедельник, 28 июня 1841 года, на Жизель в Зале Ле Пельтье поднялся занавес. Гризи играл Жизель с Люсьеном Петипа в роли ее любовника Альбрехта, М. Симона в роли егеря Иллариона и Аделя Думилатра в роли Мирты, королевы Вилисов. Типичной для театральной практики того времени, Жизель предшествовал отрывок из другой постановки — в данном случае, третьего акта оперы Россини «Мойз».
Несмотря на то, что главный машинист выкрикивал приказы своему экипажу, которые были услышаны зрителями, Жизель добилась большого успеха. Гризи был сенсацией. Зрители воспринимали ее как еще одну «Тальони», величайшую балерину того времени.
1 действие
События происходят в горной деревушке. Берта живёт с дочерью Жизелью в маленьком домике. Неподалёку в другой хижинке живёт Лойс – возлюбленный Жизели. Пришёл рассвет и крестьяне отправились работать. Тем временем лесничий Ганс, который влюблён в главную героиню, из укромного места наблюдает за её встречей с Лойсом, его мучает ревность. Видя страстные объятия и поцелуи влюблённых, он подбегает к ним и осуждает девушку за подобное поведение. Лойс прогоняет его. Ганс клянётся отомстить. Вскоре появляются подружки Жизель, вместе с ними она затевает танцы. Берта пытается прекратить эти танцы, замечая, что у дочери слабое сердце, усталость и волнение опасны для её жизни.
Гансу удаётся раскрыть тайну Лойса, который, оказывается, вовсе не крестьянин, а герцог Альберт. Лесничий пробирается в дом герцога и забирает его шпагу, чтобы использовать её как доказательство знатного происхождения соперника. Ганс демонстрирует Жизели шпагу Альберта. Раскрывается правда о том, что Альберт герцог и у него есть невеста. Девушка обманута, она не верит в любовь Альберта. Сердце её не выдерживает и она умирает. Альберт, обезумев от горя, пытается убить себя, но ему не позволяют этого сделать.
Этническая музыка, танцы и костюмы
Этническая музыка, танцы и костюмы составляли большую часть романтического балета. В то время, когда была написана Жизель, люди думали о Германии, когда слышали вальс, потому что вальс был немецкого происхождения. Жизель делает свой первый вход под музыку вальса, и зрители сразу бы узнали, что балет был поставлен в Германии. Адам написал для Жизели три вальса: два для Жизели и один для Вилиса. Адам писал, что «Жизельский вальс» в 1-м акте имеет «весь немецкий цвет, указанный населенным пунктом». Люди согласились. Один критик написал: «Прекрасный вальс… в германском духе сюжета».
Сначала Готье считал, что некоторые из танцовщиц вальса для вилли в законе 2 должны одеваться в этнический костюм и танцевать этнические шаги. Для этого Адам поместил в вальс биты французской, испанской, немецкой и индийской — звучащей музыки. Этническая» идея Готье была отвергнута по мере развития балета и не была воспринята современными продюсерами. Сегодня Акт 2 — это балет-блан-«белый» балет, в котором все балерины и корпус де-балета одеты в полные, белые, колокольчиковидные юбки, а танцы имеют геометрический дизайн.