Вариант 2
Данко – это самоотверженный человек, которому не жалко отдать самое дорогое – жизнь, в обмен на благополучие и счастье рода людского.
Если рассказать историю Данко вкратце, то она такова: в неком месте обитало людское племя. В один прекрасный момент их выгнали с обжитых земель более сильные. Племя ушло в местность, непригодную для проживания. Стали люди болеть, умирать. Тогда Данко выбрали они своим предводителем, потому что видели в нем мужество и силу духа.
И Данко решился вести племя человеческое через глухой лес. Но, как обычно бывает, Данко старался делать как лучше, а получилось как всегда. Начались волнения в племени людском. Тогда Данко, чтобы спасти племя человеческое вырвал из собственной груди сердце и осветил им путь людям…
Следующий эпизод лишний раз подчеркивает способность на благое дело ради своего народа. Это когда Данко ощущает в себе силы сделать что-то светлое и радостное для людей. Он жертвует своим сердцем, жизнью ради человечества. Тогда происходит чудо: тьма отходит и это означает, что побеждает доброта, духовная сила над страхами и ничтожеством человека перед стихией.
Да, Данко умер в конце легенды, но голубые искры от его сердца живы. Это говорит о том, что у людей есть надежда на спасение в смутные периоды истории.
5 вариант
Прожив интересную и насыщенную жизнь, Максим Горький всегда был связан с народом. Он был очень талантливым писателем и, к тому же, революционным борцом. Коллеги-писатели выражали ему уважение. В своих произведениях он ярко и точно описывал жизнь простого русского народа, умело используя литературные приемы.
Данко – бесстрашный юноша. К подвигу его ведет желание помочь народу, сделать жизнь людей лучше. Данко появился перед обессиленным, замученным страхом племенем, когда они хотели сдаться врагу. Люди были окутаны страхом и готовы были на все, лишь бы их жизнь стала немного проще. Им хотелось остановиться и не быть в постоянной дороге.
Энергия Данко и желание жить повело племя вслед за ним. Но, увы, его энергии хватило ненадолго. Люди утомились долгой дорогой, потеряли веру в хорошее, потеряли веру в Данко, они потеряли веру в то, чтобы найти пристанище. Они хотели убить его, окружая и подбираясь все ближе. В самый опасный момент Данко вырвал из груди свое сердце, оно горело, завораживая людей. Горящее сердце поразило племя до глубины души.
Данко позвал людей за собой, они не могли сопротивляться, зачарованные его пылающим сердцем. Итогом веры в юношу стал выход из темного леса на новую плодородную солнечную землю, где племя смогло обрести покой. Несмотря на долгий и утомительный путь люди получили счастье.
В Данко заключены лучшие качества человечества. Он готов к самопожертвованию, искренен, умеет сочувствовать и целеустремлён. Его образ включает в себя не только внутреннюю, но и внешнюю красоту. Писатель хочет донести читателю, что все прекрасное и героическое близко и есть в каждом человеке. Если начать с себя, каждый может сделать мир лучше и прекраснее. Хотя иногда, чтобы достать наружу героическое начало человека, нужно пройти через многие испытания.
Основная тема
Центральная тема произведения “Старуха Изергиль” раскрывает глубокий аспект человеческой природы – гордость. Вдохновляясь уникальной сюжетной линией, Горький поднимает важный вопрос о том, как гордость формирует жизненные пути и судьбы героев.
Старуха Изергиль является воплощением этой гордости. Она укоряет рассказчика за трату своих лучших лет, а девушки и юноши из ее народа, несмотря на тяжелую дневную работу, находят в себе силы для радости и песен. Их ночные прогулки становятся символом праздника молодости и жизнелюбия. Однако в этом жизнерадостном контрасте Изергиль видит гордость – в смелости и открытости к миру.
Обвиняя русских в мрачности и демоничности, старуха Изергиль противопоставляет им свою жизненную позицию. В этом обвинении просматривается ирония – гордый и независимый образ старухи выступает как противовес пасмурным и гневным русским старикам. Однако рассказчик, будучи ей противоположностью, становится объектом этой гордости.
Через образ Ларры и его трагическую судьбу Горький подчеркивает опасность чрезмерной гордости и одиночества. Ларра, отвергнутый миром из-за своей непримиримости и гордости, становится вечным странником. Его жажда первенства и независимости приводит его к самоизоляции и бесконечному поиску, лишая его человеческого принятия и понимания.
Противостоящий Ларре образ старухи Изергиль демонстрирует иной путь. Ее гордость – это не эгоизм, а способность принимать жизнь во всех ее проявлениях. Изергиль берет от жизни все, что может, и делится этим с окружающими. Она видит ценность в здоровье и празднике, не боится совершать добро даже ради жертвы.
Как противоположность этим экстремальным формам гордости, Данко олицетворяет альтруизм и сострадание. Он готов пойти на жертву, чтобы спасти других, даже если это обречено на непонимание и неуважение. Его живое сердце символизирует жажду помогать, делая его деятельность благородной и возвышенной.
Главная идея
Мне нравитсяНе нравится
Центральная идея произведения “Старуха Изергиль” заключается в поиске смысла человеческой жизни и отражении этой идеи через образы героев. Максим Горький находит этот смысл в бескорыстном служении обществу. Путем аллегории и сравнения с историческими примерами, он выражает свою точку зрения на значение самоотверженности и героизма.
В аллегорической форме Горький возвышает героев сопротивления, подпольных революционеров, которые несмотря на риск и неверие со стороны общества, жертвовали собой, чтобы привести народ к новому, равноправному и справедливому времени. Герои, отдающие свои жизни ради общего блага, символизируют идеал бескорыстного служения.
Сравнение образов Ларры и Данко в произведении позволяет показать две разные крайности гордости. Ларра представляет человека, исключительно заботящегося о себе и своей власти, игнорирующего нужды других. Наоборот, Данко – символ народного вождя, который отдает всего себя, не ожидая ничего взамен, и спасает людей. Эти два противоположных образа подчеркивают разнообразие форм гордости и служения.
Основная мысль “Старухи Изергиль” проявляется в предостережении от эгоизма и возвышении бескорыстной преданности обществу. Рассказ подчеркивает, что героическое самопожертвование способно изменить мир, несмотря на трудности и недоверие со стороны общества.
Горький также подчеркивает, что даже в случае смелых и благородных поступков, общество может не увидеть и не оценить их ценность, что может привести к несправедливости и забвению. Эта идея освещает трагическую судьбу многих революционных деятелей и героев, чьи усилия и жертвы остались незамеченными.
В нашем времени, эта идея Горького о поиске смысла через служение и жертву остается актуальной. Она призывает каждого человека обрести смысл в бескорыстных действиях и влиянии на окружающих, создавая лучшее будущее для общества в целом.
Характеристика Данко в «Старухе Изергиль»
Данко – персонаж рассказа «Старуха Изергиль» А.П. Чехова, муж молодой пары, которую герой рассказа пытается спасти от бедности и голода. Внешне Данко описывается как «высокий, плечистый, с густой бородой, светлыми бровями и молодой мусташи». Он работает на фабрике, но не зарабатывает достаточно для обеспечения семьи.
Особенности персонажа:
- Ленивый. Данко не стремится улучшить свое положение и не ищет дополнительной работы. Он предпочитает проводить свое свободное время за картами и вместе с компанией мужчин из нескольких подъездов.
- Несамостоятельный. Данко полагается на свою жену во всем, от заботы о детях до ведения домашнего хозяйства.
- Застенчивый. Данко не может найти общий язык с героем рассказа и поэтому чувствует себя неуютно в его присутствии.
- Боязливый. Когда герой рассказа хочет дать ему деньги, Данко отказывается, боясь, что его начальник обвинит его в краже.
- Честный. Несмотря на все свои недостатки, Данко честно работает на фабрике и не злоупотребляет своим положением.
Данко – символ бедности и безысходности, которая царила в России в конце XIX века. Персонаж чувствует себя беспомощным и зависимым от других, не имеет амбиций и не ищет способов улучшить свое положение. Он становится для героя рассказа примером того, как проживает большинство населения России того времени.
Анализ поступков
Поступки Ларры можно объяснить его желанием даже наиболее жестокими способами добиться собственных целей. Он убил девушку лишь из-за того, что она отказалась ему принадлежать. В поступках Данко видно только искреннее желание оказать помощь людям, даже если ему пришлось пожертвовать собой. Юноша не боится отдать за свои убеждения жизнь, чтобы племя было в безопасности и тишине.
О том, что эти образы абсолютно противоположны, можно увидеть и по их наружности. Орлиный взгляд был горд и очень холоден, а Данко был воплощением «живого огня». Это является прямым противопоставлением.
Характеристика образов, таблица
Образ
Данко
Ларра
Что символизирует
Желание помогать, самопожертвование, гуманизм, смелость, жизнь в согласии с ближними
Высокомерие, нежелание обращать внимание на окружающих, одиночество
Отношение к людям
Безграничная любовь, стремление помогать
Презрение
Поступки героя
Вывел своё племя из дремучих зарослей и темноты. Пожертвовал собой ради блага других
Убил дочь старейшины за то, что та его отвергла
Ларра не думает о том, что человеческая жизнь ценна. Не считается с мнением других. Обрёк себя на бесконечное одиночество и презрение
Смысл жизни
Помочь людям, чтобы вывести из мрака
Брать всё, что пожелает, получать удовольствие от жизни
Судьба героя
Умер ради благополучного будущего своего народа
За свой поступок его приговорили к вечным мукам в одиночестве. Самое главное наказание — невозможность умереть
Обоих персонажей не поняли окружающие. Но Ларра совершал безнравственные поступки. Племя ополчилось на Данко из-за того, что тот не мог признать своё бессилие. Из-за этого возник конфликт с толпой. Его жизнь закончилась трагически. Данко и Ларра были символами противоположных качеств человека.
Характеристика героя Данко
Отважный молодой юноша решил вывести свой народ из тьмы в лучшие земли. Они не могли оставаться в своей глуши, это означало стать рабами, умереть от смрада болот. Он принял на себя роль лидера, повёл людей за собой, не зная дороги, но веря в свои силы. “Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы”. Люди доверились ему потому, что он выделялся среди всех:
Долгая дорога утомила людей, они стали жаловаться, перестали верить в успех. Истощённые и измученные, люди обвинили Данко в том, что они погибнут посреди тёмного леса по его вине.
Тяжёлая участь – ответственность – для того, кто хочет нести бремя лидера. Чудовищная неблагодарность не сломила дух молодого человека. “Пылающий взор” своего проводника народ принял за злобу, люди перестали верить в него. Обессиленные соплеменники обвинили Данко в том, что он не в состоянии спасти их, они не пожелали признать собственную слабость.
Характеристики Данко
В рассказе «Старуха Изергиль» герой Данко играет важную роль. Он обладает рядом характеристик, которые описывают его как человека.
Характеристика
Описание
Характер
Данко является трусливым, честным и воспитанным человеком. Он не готов рисковать ради материальных благ и всегда говорит правду.
Внешность
Данко описывается как молодой, красивый и привлекательный молодой человек. У него ярко-голубые глаза и чисто выбритый подбородок.
Отношения с другими персонажами
Данко нравится старухе Изергиль и Родиону Раскольникову, с которым он дружит
Он также старается быть добрым и отзывчивым с другими персонажами.
Поведение
Данко действует осторожно и расчетливо, никогда не бросается на авантюры. Он также не терпит женской ненависти и грубостей, всегда старается сохранять спокойствие.
Роль в рассказе
Данко играет важную роль в сюжете
Он помогает Родиону Раскольникову избежать неприятностей, указывает на ошибки других персонажей и становится союзником Раскольникова в жизни.
Характеристики Данко позволяют нам лучше понять этого персонажа и его роль в рассказе.
Анализ произведения
Тема
Все герои рассказа красивы и горды, но их ценности различны. Человек волен выбирать, как прожить свою жизнь, но вместе с правом выбора на него ложится и ответственность за его последствия
Ларра в гордыне и эгоцентризме любит только себя, он ценит неограниченную свободу в своих действиях, но тем самым он отделяет себя от человеческого общества. Жизнь только для себя, вне людей стала его трагедией,
Изергиль прожила жизнь в пылких страстях, она легко забывала прежних возлюбленных и никому не хотела подчиняться. Она жила среди людей, но для себя, за что поплатилась одинокой старостью.
Благородный Данко выбрал служение людям, пусть и неблагодарным. Его жертвенность не была напрасной: остались искры его сердца, которые зажигали огонь в других благородных сердцах.
Проблематика
Жизнь и свобода — ключевые идеалы современного общества и базовые права человека, закрепленные в международном и национальном праве. Максим Горький задумался о сущности этих категорий задолго до того, как они были утверждены в юридических документах. Герой одной из новелл Ларра стремился к полной свободе, и он её получил, но сделало ли это его счастливым, принесла ли ему благо «вечная жизнь»? Нет, они стали для персонажа самым страшным наказанием.
Равнодушие, эгоизм человека и общества — ещё одна важная тематическая линия рассказа. Автор показывает людское равнодушие, сказавшееся на судьбе центральных героев рассказа. Равнодушие и эгоизм могут быть присущи как отдельной личности, так и толпе. В первой части крайний эгоист — Ларра, но сообщество осудивших его людей тоже не вызывает симпатии: они равнодушны и бесчувственны к многолетним страданиям этого несчастного, который пытался прийти к ним.
Эгоистична Изергиль, не сожалеющая тех, кто остался в прошлом, кого она якобы любила. В третьей части проявляется «коллективный эгоизм», который погубил Данко. Явственно и равнодушие спасённых к его жертве. Эгоизм и равнодушие неразрывно связаны. Эгоист видит только себя, и равнодушен к жизни других.
Гордость и гордыня — похожие слова с разным смыслом. Обо всех героях произведения говорится, что они горды, но горды они по-разному. Ларра одержим гордыней, то есть непомерной гордостью, он превозносится над всеми. Гордость Изергиль — высокое мнение о себе, нежелание быть у кого-либо в подчинении. В этом она схожа с Ларрой. Гордость Данко — чувство собственного достоинства, достоинства человека.
Композиция
Именно он лег в основу композиционной структуры «Старухи Изергиль». Внешняя канва сюжета сводится к пребыванию автора в Бессарабии, его работе на виноградниках, встрече и беседе со старухой Изергиль. Эта часть повествования важная для оформления и понимания историй, звучащих из уст старухи Изергиль. Сюжетно истории не связаны друг с другом, однако дополняют друг друга по смыслу. Начало и конец рассказа — два «зеркальных» сюжета, о злом и о добром герое. Обе их можно определить как легенды, рассказанные старухой. А в сердцевине — подлинная история героини, рассказчицы, которая раскрывается, в том числе, и в контексте звучащих из её уст сюжетов.
Жанр и направление
В рассказе явно проявляются черты, характерные для литературы романтического направления:
- Во-первых, это антураж и колорит, выбор место действия и атмосфера, созданная автором.
- Во-вторых, изображение жизни, не связанной с окружающей действительностью.
- В-третьих, изображение героев исключительных, одиноких, находящихся в конфликтных отношениях с обществом.
Ряд литературоведов усматривает в рассказе и реалистические черты. Откровенно романтические мотивы и сюжеты Горький сближает с реальностью. Рассказ «Старуха Изергиль» можно рассматривать как пример произведения, демонстрирующего переход от романтизма к реализму. Жанрово его часто определяют как «рассказ-притча».
Место и время действия
Действие рассказа начинается в Бессарабии, так зовутся южные земли между Черным морем и Дунаем. Сегодня эта культурно-историческая область разделена между тремя государствами. По ней проходит граница нынешних Молдавии и Румынии, а южная часть относится к Украине. Как раз на современных украинских землях и состоялась встреча рассказчика со старухой Изергиль. В тексте есть четкое указание: «Эти истории мне рассказали под Аккерманом». Теперь город называется Белгород-Днестровский.
Встреча автора с главной героиней, старухой Изергиль, происходит примерно в 1991 году, в так называемый «золотой сезон года», в конце лета – начале осени, во время сбора винограда. Большую часть повествования занимают рассказы старухи. Первая и третья её истории — старинные легенды, и время в них неопределённое: когда-то очень давно (много тысяч лет назад, стародавние времена). Второй рассказ Изергиль — о её молодости.
Таким образом, в рассказе присутствует несколько временных пластов. Для писателя не имеет особого значения, когда именно происходит действие, так как люди во все времена проявляют жестокость, эгоизм и совершают подвиги.
Характеристика героя Ларра
В первой легенде, рассказанной старухой Изергиль, главным действующим лицом является Ларра. Он был сыном девушки и гордой птицы. Ларра обладал особенной красотой, которую нельзя было не заметить. Его взгляд обжигал холодом. Единственное, что необходимо персонажу, — это свобода. Ларра считает, что человеческая жизнь не имеет ценности. Он был жесток и равнодушен к людским страданиям. Его гордость затмила все остальные чувства. Ларра совершает ужасный поступок, которому нет оправданий. После этого он становится тенью. Он все еще существует, но это сложно назвать полноценной жизнь. Герой скитается, его душа никак не может обрести покой.
История создания
В 1891 году (более точная дата неизвестна), Алексей Пешков известный всем под псевдонимом Максим Горький, скитается по южным землям Бессарабии. Весну он проводит в поисках впечатлений, которые впоследствии отразятся в его произведениях.
Романтическими мыслями наполнен рассказ Горького «Старуха Изергиль». Его героями являются легендарные люди своего времени, которые сталкиваются с разными жизненными препятствиями, автор ярко показал различные результаты противостояния личности и толпы. Основными рассказами в направлении романтизм являются:
- «Макар Чудра»;
- «Старуха Изергиль»;
- «Девушка и смерть»;
- «Песнь о Соколе».
Точных сведений даты написания «Старухи Изергиль» нет. Произведение было опубликовано в 1895 году, а было написано предположительно в 1894-м. Его разместили в трех весенних выпусках «Самарской газеты». Сам автор высоко оценивал свою работу и даже признавался в письмах А.П. Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».
Произведение «Старуха Изергиль» предположительно было написано в 1894 году
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.
Год написания – 1894.
История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.
Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.
Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.
Жанр – Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко – легенды.
Направление – Романтизм.
Главные герои и их характеристика
В рассказе “Старуха Изергиль” главные герои – Данко, Ларра и сама старуха Изергиль – предстают перед нами с ярко выраженными характеристиками, каждый из которых символизирует определенные моральные ценности и аспекты человеческой натуры. Составим характеристики главных героев.
Автор
Мне нравитсяНе нравится
Загадочная фигура, погруженная в глубокий диалог со старухой Изергиль. Это человек, который служит не только пересказчиком рассказов, но и зеркалом для внутренних монологов и размышлений Изергиль. Его настойчивость и умение внимательно слушать позволяют старухе раскрывать свою жизнь без страха перед осуждением. В его образе ощущается мудрость и доброта, а также способность отразить глубокие рефлексии, которые позволяют читателю вникнуть в суть произведения через призму старухи Изергиль.
Старуха Изергиль
Мне нравитсяНе нравится
Воплощение насыщенной жизни, которая оставила на ее лице следы времени. Молодость её была прекрасной, но старость не смогла убрать из неё уверенности и живости. Отличающаяся мудростью и женской прозорливостью, Изергиль – обладательница сильного характера. Её лицо, изменившееся со временем, символизирует противоречивость жизни, ее неотвратимость и беспощадность. Она представляет собой смесь смелости, гордости и хитрости. Своим опытом и философским взглядом на мир, она стала носителем ценных уроков о жизни, отражающих ее глубокое понимание.
Ларра
Мне нравитсяНе нравится
Образ с двойственной природой: половина человека, половина птицы. Его красота и сила, наследие от гордой птицы, соседствуют с холодным взглядом, свойственным птицам. Свободный и высокомерный, он идет своим путем, пренебрегая общественными нормами и человеческой жизнью. Слепая гордость и нежелание признать свои ошибки приводят к его изгнанию и одиночеству, где он обречен жить со своими внутренними конфликтами.
Данко
Мне нравитсяНе нравится
Отважный молодой человек, готовый пожертвовать своей жизнью ради свободы и счастья для других. В его образе прослеживается бескорыстное преданное служение обществу. Данко силен духом и решимостью, его выбор в пользу других людей символизирует альтруизм и героизм. С его гибелью он становится символом света и надежды, которые появляются даже перед наступлением грозы.
Глава 2. Воспоминания старухи Изергиль
Старуха Изергиль задремала, а рассказчик сидел на берегу, слушая шум волн и далёкие песни сборщиков винограда.
Внезапно проснувшись, старуха Изергиль начала вспоминать тех, кого любила в своей долгой жизни.
Она жила с матерью в Румынии на берегу реки, ткала ковры. В пятнадцать лет она влюбилась в молодого рыбака. Он уговаривал Изергиль уйти с ним, но к тому времени рыбак ей уже надоел — «только поёт да целуется, ничего больше».
Бросив рыбака, Изергиль влюбилась в гуцула — весёлого, рыжего карпатского молодца из разбойничьей шайки. Рыбак не смог забыть Изергиль и тоже пристал к гуцулам. Так их и повесили вместе — и рыбака, и гуцула, а Изергиль ходила смотреть на казнь.
Затем Изергиль встретила важного и богатого турка, целую неделю прожила в его гареме, потом соскучилась и сбежала с его сыном, темноволосым, гибким мальчиком много младше её, в Болгарию. Там её ранила ножом в грудь некая болгарка, то ли за жениха, то ли за мужа — Изергиль уже не помнит
Выходили Изергиль в женском монастыре. У монашки-польки, которая за ней ухаживала, в соседнем монастыре был брат. С ним Изергиль и сбежала в Польшу, а молоденький турок умер от избытка плотской любви и тоски по дому.
Поляк был «смешной и подлый», мог словами, как кнутом ударить. Однажды сильно обидел он Изергиль. Она взяла его на руки, бросила в реку и ушла.
Люди в Польше оказались «холодные и лживые», Изергиль было трудно жить среди них. В городе Бохнии её купил один жид, «не для себя купил, а чтобы торговать». Изергиль согласилась, желая заработать денег и вернуться домой. К ней ходили пировать «богатые паны», золотом её осыпали.
Многих любила Изергиль, а больше всего красавца-шляхтича Аркадэка. Он был молод, а Изергиль уже прожила четыре десятка лет. Тогда Изергиль рассталась с жидом и жила в Кракове, была богата — большой дом, слуги. Аркадэк долго добивался её, а добившись — бросил. Потом он пошёл биться с русскими и попал в плен.
Изергиль, прикинувшись нищей, убила часового и сумела вызволить любимого Аркадека из русского плена. Он обещал любить её, но Изергиль с ним не осталась — не хотела, чтобы её любили из благодарности.
После этого Изергиль уехала в Бессарабию и осталась там. Её муж-молдаванин умер, и теперь старуха живёт среди молодых сборщиков винограда, рассказывает им свои сказки.
С моря наплывала грозовая туча, и в степи начали появляться голубые искры. Увидев их, Изергиль поведала рассказчику легенду о Данко.