Бессмертная ли душа на самом деле?
Чтобы понять действительно ли душа существует и как она работает на практике, нужно оценить высказывания святых отцов о духе человека. Петр Дамаскин утверждает, что обрести душевное здоровье является целью проживания жизни на Земле. И в особенности необходимо трудиться, мучиться. Это ведёт к искуплению душевному. Достоверных исследований, подтверждающих вечность существования духовного, проведено не было.
Считается, что душа весит 21 грамм. Этот вывод был сделан после того, как с помощью весов сначала измеряли вес живого человека, а когда он умер вес немного менялся в меньшую сторону. Посчитали разницу, и в итоге получилось 21 г. Однако подтвердить это или опровергнуть невозможно, ровно также, как и говорить о том, проводились ли подобные исследования на самом деле. Но такое поверие есть, и в него верят довольно много людей. Вообще сказать Вера — это очень мощная штука.
Всегда ли душа получает успокоение после смерти
Православная Церковь учит, что души после смерти направляются либо в рай, либо в ад. Но если рассматривать само понятие покоя с духовной позиции, то можно сказать, что любая душа, не достигшая единения с Богом, является неупокоенной.
Молитва о упокоении умершего
Существует множество молитв об усопших, приведем лишь две из них:
Молитва 1-яУпоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.
Молитва 2‑яПомяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго (до 40 дня со дня смерти — новопреста́вленнаго) раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (имя), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Различие в функциях души и духа
После того как мы увидели разницу между душой и духом, нам нужно осознать, что функции у них тоже разные.
Функция нашего духа, глубочайшей части нашего существа, связана с духовной сферой: он позволяет нам принимать Самого Бога и соприкасаться с Ним. Евангелие от Иоанна 4:24 показывает, что наш дух способен соприкасаться с Богом:
Бог есть Дух, и те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться в духе и истинности.
То, что Бог есть Дух, означает, что Его сущность – это Дух. Наш дух – это часть нашего существа, которая соответствует Богу и способна соприкасаться с Богом, общаться с Ним и поклоняться Ему. Из Евангелия от Иоанна 3:6 следует, что наш дух имеет способность принимать Бога:
Рождённое от Духа есть дух.
Когда мы были рождены заново, мы были рождены от Духа не в душе, а в нашем человеческом духе. Мы приняли Господа, и Он пришёл, чтобы жить в нашем духе.
А что насчёт нашей души? Наша душа – это то, кем мы являемся, наша личность. Она состоит из разума, чувств и воли. Бог сотворил нас с этими частями, чтобы мы могли выражать Его.
Божье намерение при сотворении человека с духом и душой было в том, чтобы он мог принимать Бога в своём духе и выражать Его через свою душу. В Евангелии от Луки 1:46-47 различные функции души и духа показаны в том, как Мария восхваляла Господа:
И Мария сказала: Моя душа возвеличивает Господа, и мой дух возликовал о Боге, моём Спасителе.
Возвеличивать – значит возвышать или выражать то, что скрыто, чтобы все это увидели. Это объясняется в примечании 1 к стиху 47 в Восстановительном переводе Нового Завета:
Сначала дух Марии возликовал о Боге; затем её душа стала возвеличивать Господа. Её хвала Богу исходила из её духа и выражалась через её душу. Её дух был исполнен радости о Боге, её Спасителе, а её душа являла эту радость, чтобы возвеличивать Господа. Она жила и действовала в своём духе, который направлял её душу. Её дух возликовал о Боге потому, что она наслаждалась Богом как своим Спасителем, а её душа возвеличивала Господа потому, что она возвышала Господа, т. е. Иегову, великого “Я есть”.
Таким образом, функция нашего духа заключается в том, чтобы соприкасаться с Богом и принимать Его, а функция нашей души – в том, чтобы выражать Бога.
ДУША простыми словами для чайников
Душа — это то, что делает нас уникальными и живыми. Она является нематериальной субстанцией, то есть не имеет физической формы или массы. Душа не привязана к телу и существует независимо от него.
Душа — это наша сущность, наша идентичность. Она определяет наши мысли, чувства и действия. Душа позволяет нам любить, испытывать радость, горе и другие эмоции. Она также дает нам способность размышлять, задавать вопросы и искать смысл жизни.
Душа может быть сравнена с программным кодом в компьютере. Тело — это аппарат, который исполняет этот код. Когда тело умирает, душа остается и продолжает существовать.
Душа также имеет связь с высшими силами или божественным. Она может быть связана с религией или духовностью. Многие люди верят, что душа возвращается после смерти в другую форму жизни или в другое измерение.
Некоторые люди считают, что душа может реинкарнироваться, то есть перевоплощаться в другое тело после смерти. Это объясняет, почему некоторые люди вспоминают свои предыдущие жизни или имеют дежавю.
Душа также может быть источником вдохновения и творчества. Многие художники, писатели и музыканты говорят, что их работа происходит от глубинной связи с их душой.
Но как мы можем ощутить душу? Она не имеет физического проявления, поэтому мы не можем увидеть ее или потрогать. Однако мы можем ощущать ее через наши эмоции и интуицию. Когда мы чувствуем глубокую радость или горе, это может быть проявлением нашей души.
Итак, душа — это то, что делает нас людьми. Она определяет нашу сущность, наши чувства и действия. Душа может быть связана с религией или духовностью, и она может существовать независимо от нашего тела. Мы можем ощутить душу через наши эмоции и интуицию. Душа — это то, что делает нас уникальными и живыми.
Что происходит с душой после смерти
Традиционно в православном богословии считается, что сразу после смерти душа отправляется к Богу для частного суда. Однако ад, как и небесный рай, вопреки распространённому мнению, не являются местами окончательного пребывания душ. Вечная участь каждого человека определяется во время Страшного Суда.
Это имеет огромное значение для утешения христиан, скорбящих из-за потери близких. Одно из кардинальных отличий православного учения от протестантского заключается во взгляде на посмертную участь человека.
Многие протестанты утверждают, что основополагающим для вечной участи человека является то, каким он был на момент смерти. И если он не успел покаяться и принять Христа, то изменить уже ничего невозможно.
В православном учении издревле существует совсем иная оценка посмертной участи грешников. Основана она на нескольких моментах.
Во-первых, богословы восточной церкви глубоко размышляли над следующим сообщением Писания:
«… Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды»(1Петр.3:18-20).
Иконография: Воскресение Христово — Сошествие во ад Датировки: XV в. Третья четверть XV в.Иконописная школа или художественный центр: Новгородская школа Происхождение: Из церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 89,5 см, ширина 59,5 см Из праздничного чина. В центре композиции изображен Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада, с большим крестом в левой руке. По сторонам от него коленопреклоненные Адам и Ева. НГОМЗ 2179. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Литература: Иконы Великого Новгорода XI-начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №37.
Духами, которым проповедовал Иисус, православные мыслители, в отличие от католических, считали всех умерших, что пребывали в аду в том момент, когда туда сошёл Христос, а не только праведников Ветхого Завета.
Но какое значение это имеет для современных верующих? В книге архиепископа Илариона (Алфеева) «Христос — победитель ада» делается воодушевляющее предположение:
Учитывая это, православные христиане придерживаются иной точки зрения, нежели протестанты, и уверены в том, что посмертную участь души можно изменить. Поэтому они возносят за усопших молитвы Богу и совершают дела милосердия и любви, чтобы Господь помог душе возрасти духовно и нравственно даже в аду и после этого забрал её в рай. Это согласуется с мнением Максима Исповедника, который считал, что муки в аду имеют воспитательный и исправительный характер.
Что будет с душой после Суда Христова? Во-первых, нужно отметить, что перед Судом предстанет весь человек, а не его отдельная часть. То есть, по православному учению, душа воссоединится с телом во время воскресения из мёртвых. Дальше же произойдёт то, о чём сказал Иисус:
Что же произойдёт с нечестивыми? Книга Откровение поясняет слова Христа:
Означают ли слова Христа, что нечестивые будут мучимы буквальными пытками, наподобие тех, что использовались в застенках инквизиции и за колючей проволокой концлагерей? Многие уверены, что это очевидная истина. Однако святые думали иначе.
К примеру, прп. Исаак Сирин писал:
В трудах Отцов Восточной Церкви подчёркивается, что Божий Суд будет основан на его любви и истине, а не на земных юридических нормах.
Стоит ли воспринимать всерьёз популярный рассказ о мытарствах души, которые можно встретить в сочинениях о житие Василия Нового и других источниках? Среди богословов нет единого мнения по этому вопросу.
Заслуживает внимания то, что упомянутый источник является апокрифическим сочинением и не может стоять в одном ряду с книгами Библии. В самом же Писании нет сообщений о мытарствах.
Библия нигде не говорит, что Бог после смерти испытывает праведников, будто не доверяет им. Как раз наоборот, Христос говорит:
А апостол Павел так говорить о своем посмертном уповании:
В таких сложных вопросах, как посмертная участь праведников и грешников, последнее слово должно оставаться за Священным Писанием.
Ренессанс
Совершенно новая эпоха Ренессанса принесла новые взгляды в философии на проблему души. Мыслители Возрождения отказались от теологии. В «моду» вернулись гуманизм, антропоцентризм. Во многом философия Возрождения перекликается со взглядами античных мыслителей. Снова провозглашается культ природы, красоты, искусства.
Эразм Роттердамский
В учении Эразма Роттердамского сохранились пережитки теологии, но во многом он обращался к идеям Сократа. По мнению Роттердамского в человеке есть дух, душа, тело.
- Первый — это высшее в человеке, красота, нравственность, добро.
- Тело же в противовес вызывает низменные желания, тянет на проступки, живет соблазнами.
- А душа занимает особенное место: она соединяет тело и дух. Если она стремится к низменности, то человек безнравственный, а если к высокому — то благостный.
Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский представляет направление Просвещения. Он считает, что человек безнравственный и жестокий по своей воле, а не потому что создан так природой. Важные аспекты в совершенствовании личности — это образование и воспитание.
Пьетро Помпонацци
Помпонацци признавал необходимость религии, но считал, что она не должна заменять философию. Автор известного труда «Трактат о бессмертии души», где он доказал, что душа смертна.
Он почитал земную жизнь, утверждал, что человек наделен волей, поэтому все происходящее является следствием его действий. Достичь счастья, по философии Помпонацци, возможно в земной жизни.
Марсилио Фичино
Мыслитель Марсилио Фичино уверен, что мир состоит из 5 ступеней. Высшие: Бог, ангел, низшие: форма, материя. А связует два уровня душа. Она триедина по мнению философа. Выступает в трех ипостасях: души мира, небесных сфер, живых существ.
Она способна примыкать к божественному, сливаясь с ним. Она также управляет телом. Фичино не разделял, в отличие от средневековых философов, религию и магию. Поэтому ставил эзотерические эксперименты над камнями и растениями, пытаясь определить наличие/отсутствие души.
Древняя Греция
Понятие душа в древнегреческой философии осмыслено еще в досократовский период. Самым известным представителем условно выделенного направления был Пифагор — известный математик. Затем появляется Сократ, совершивший революцию в философии тех времен. После него наука стала развиваться активнее, появились разные школы.
Пифагор
Мыслитель Пифагор утверждал, что человеческая душа — это некий эфир. Все живое содержит теплый эфир, но не все живое обладает душой. Она делится на три части:
- ум;
- рассудок;
- страсть.
От нее исходят струи, именуемые чувствами. Рассудок есть только у человека, но ум и страсть присущи животным. Душа находится в мозге, оттуда управляет всем телом. Ее разумная часть бессмертна, но остальное конечно. Интересный взгляд Пифагора на ее появление во время зачатия: она образуется из пара в семени, а тело появляется из влаги и крови.
Сократ
Философ Сократ разделил древнее учение на «до и после»
Он обратил внимание прежде на человека, а не происхождение мира или космоса. Такую философию называют антропоцентричной (сосредоточенной на индивидууме)
В каждом есть 2 составляющих: материальное — тело, нематериальная — душа. Определение Сократа гласит, что она бессмертная и невидимая. Она управляет поступками человека, делает его духовным или безнравственным. Но, как и прежде, Сократ настаивал на божественном происхождении души.
Платон
Мыслитель Платон является автором про мир идеальности — изначального. Согласно его теории, существует некая идеальная проекция в нематериальном мире. Там находятся призраки идей. Например, есть в реальности стул, а в мире идей существует идея стула — идеального. А уж в настоящем мире он бывает низкий, высокий, со спинкой или без.
Платон и Аристотель
Реальность предстает в теории Платона как тени на стене пещеры, которую отбрасывают вещи из мира проекций. Душа — проводник между двумя мирами, относится к вечным идеям:
- бессмертная;
- переселяется в разные тела после смерти;
- страдает от пребывания в человеческом теле;
- идеальное воплощение — зверь или уход в мир идей.
Метафорически он представлял ее в трех ипостасях: вожделеющая, страстная и разумная. Представьте колесницу, запряженную двумя лошадьми. Первая черная —это вожделеющая ипостась, она не слушается всадника. Вторая белая — страстная, она подчиняется, но не всегда. А всадник символизирует разумную, которая правит двумя остальными.
Платон был сторонником свободы воли человека и отрицал взгляды досократиков о том, что все предрешено богами.
Аристотель
Мыслитель Аристотель был учеником Платона, поэтому во многом соглашался с его идеями. Но он имел собственный взгляд на теорию: не разделял нематериальное начало и тело, считая, что одно не существует без другого. Следовательно, всему живому присуща душа.
В ней объединяется 2 начала:
- знания;
- созерцание.
С одной стороны она управляет телом. А с другой созерцает во время бодрствования и сна. А находится в сердце. По Аристотелю есть 3 части души:
- Растительная. Есть у всех живых существ. Это некое тепло, которое дает возможность переваривать пищу и оставлять потомство. База для следующих видов.
- Животная. Отвечает за ощущения: запах, вкус, прикосновения. Является аналогом инстинкта, помогает выжить во внешней среде.
- Разумная. Присуща только людям: отвечает за воображение, эмоции, мышление, волю. Этот вид — идеальная бессмертная сущность.
После кончины тела душа отправляется в бестелесный эфир.
Школа эпикурейцев
Эпикур и его последователи утверждают, что все живое состоит из атомов. Они двигаются произвольно, создавая души и тела. Когда существо умирает, атомы рассеиваются и становятся частью других комбинаций. Поэтому душа смертна, как и тело. Хотя боги состоят тоже из атомов, но бессмертны — это слабое место в теории.
Последователи школы эпикурейцев считали, что душа смертна, как и тело
Несмотря на то, что человек ограничен в бытие, кончины не стоит бояться, потому что человек никогда не пересекается с ней.
Эпикурейцы были завершающими мудрецами древнегреческой философии. После них наука пошла на спад. Далее вносили только незначительные изменения. Упадок связан с разрушением империи и внешними политическими факторами.
В чем заключается душа?
Но почему мы не испытываем такого счастья всегда? Да, такое счастье присуще душе и мы являемся, по своей сути, душой, но мы также являемся и частью материального мира. Наша материальная часть покрывает сознание души, как пыль покрывает зеркало, как дым покрывает огонь. Душа скрыта в материальной оболочке как ребенок скрыт в чреве матери. Иногда, по какой-либо причине, это покрытие сознание становится тоньше и мы способны почувствовать это счастье. Иногда, это покрытие становится грубее и мы больше вовлечены сердцем в мирские дела, отдаляясь от духовного понимания себя.
Итак, заключается душа также в материальной оболочке нашего грубого тела и психики. Чем больше мы желаем наслаждаться отношениями, вкусами, отдыхом, славой, деньгами, силой, красотой и прочими внешними объектами, тем сильнее становится это покрытие. Наша психика активно работает, когда внутри нас есть сильные желания и страхи. Это побуждает нас думать о себе, не как о душе, а как он теле, которое нужно защищать, кормить, одевать и наслаждать. Конечно, это необходимо для поддержания жизни, но когда это становится целью и смыслом жизни, мы окончательно огрубляем своё восприятие.
Счастье духовное превосходит счастье получаемое от любого внешнего объекта. Мы можем наслаждаться любимым блюдом, но вскоре оно нам надоедает. Мы можем наслаждаться отношениями, но вскоре они также теряют ощущение новизны, свежести и чего-то необычного. Все наслаждения становятся обыденностью со временем и нам нужно что-то другое. В этом проявляется невозможность достичь счастья мирским путём. Настоящее же счастье, духовное, не может надоесть, оно естественно и не требует усилий, но при этом никогда не надоедает и даже становится больше. Это счастье высшего порядка, совершенное счастье. Нам оно присуще в большей степени и больше подходит нам, так как мы принадлежим больше к духовной природе, чем к материальной. В этом заключается душа, как отражение нашей истинной сущности. Организму присуще искать пищу, воду, воздух, потому что это его потребность. Человек же ищет счастья, вечности и полного сознания. Потому что это присуще душе. Это фундаментальная основа понимания себя как души.
Духовное восприятие – бесконечный источник счастья, так как это наш подлинный взгляд на мир. Когда рыба попадает на сушу, она хочет вернуться, потому что там есть необходимая для жизни вода. Точно также мы, как обитатели духовного мира хотим вернуться туда, куда нам положено и потому испытываем острую нехватку счастья. Находясь в материальном мире, мы воспринимаем себя как наши тела и чувства и полагаем: то, что приятно нашим чувствам зовётся счастьем. Это есть изначальное невежество, из-за него мы всё также страдаем и не можем достигнуть настоящего счастья. Потому что настоящее счастье – это духовное счастье. В этом заключается душа и её природа. Всё что нам необходимо – это достигнуть духовного состояния и поддерживать его. Для этого нам не нужно уходить в горы, леса, пустоши, монастыри, бросать что-либо или значительно менять свой образ жизни. Ведь духовный путь находится внутри и зависит от искренности того, кто по нему идёт, а не перетасовок быта.
Почему душе человека свойственно впадать в разные состояния и меняться
С точки зрения Отцов Церкви, Бог создал человека для гармонии как с окружающим миром, так и с самим собой. Она, как полагают некоторые мыслители, достигалась согласием между телом и душой, которая главенствовала над телом.
Однако восстание Адама и Евы нарушило целостность и симфонию человеческой природы и иерархического подчинения в ней. Тело взяло власть над душой. Падшая природа мешает нам достичь совершенного Богоподобия. Но это достижимо через процесс обожения.
Анализируя духовно-психические состояния: греховные, благодатные и естественные, — христианские психологи пришли к выводу, что те можно расположить в виде образной лестницы. Чем выше располагается это состояние, тем более целостным и гармоничным ощущает себя человек.
На самом верху лестницы находится благодатное состояние, дарующее единство с Богом в силу того, что в человеке — по его доброй воле — активно действует Святой Дух.
В центре образной лестницы находятся естественные, природные состояния. Их нельзя отнести ни к святости, ни к греху. Например, романтическая любовь между мужчиной и женщиной доступна как верующим, так и неверующим.
В самом низу лестницы находятся греховные страсти, подчиняясь которым человек уподобляется животному. Во многом из-за этого и происходит внутренний разлад.
В этом понимании заключается великое преимущество христианской психологии над светской. Светские учёные склонны рассматривать внутренний дискомфорт и неправильное поведение как результат неверного воспитания, недостатка питательных веществ, правильной мотивации и так далее. Христианская психология, не отрицая этих моментов, утверждает, что люди несчастливы прежде всего из-за своей греховности, разобщённости с нашим Создателем.
Игнорирование этой истины приводит людей к тому, что они считают любое своё желание проявлением естественной природы. Особенно сильно на это представление повлияла теория эволюции: согласно ей, люди не более чем высшие животные, те же обезьяны, которые отбросили хвосты и шерсть и научились думать, читать и писать, но внутри остались дикими похотливыми животными.
Если же мы животные, то все наши инстинкты и побуждения являются выражением нашего естества. Ведь в природе нет запрета на блуд, обжорство, гомосексуализм, высокомерие, зависть, раздражительность и другие поступки и качества, которые Библия рассматривает как грех.
Но Писание учит тому, что грех человека, даже не имеющий внешнего выражения, приводит к уничтожению плоти:
Интересный фактПсихолог Меган Барлоу из канадского университета Конкордии (Монреаль) утверждает, что гнев, уныние и тоска негативным образом сказываются на нашем здоровье. По её словам, гнев может даже привести к ранней смерти.
Но мы испытываем непостоянство чувств и дискомфорт не только из-за личной падшей природы. Сам мир, в котором мы живём, также испорчен. Нет такого места на нашей планете, где не царствовали бы тление и смерть.
Даже научно-технический прогресс, поражающий воображение, может лишь слегка затормозить процесс разрушения наших тел. Зачастую же немудрое использование знаний и ресурсов приводит к обратному результату: заражению радиацией, созданию смертельных вирусов, уничтожению экосистемы и так далее.
Так как мы являемся заложниками этого процесса разрушения, мы не можем быть абсолютно счастливы в этом мире. Разочарование, отчаяние, боль и страдание — это то, через что приходится проходить каждому человеку, чтобы познать ничтожность всех попыток достичь счастья без правления Бога.
Даже Христос, находясь в Гефсиманском саду, испытал такие душевные терзания, что Его пот стал как капли крови. Этот пример показывает, что скорбь может посещать и святых людей, претерпевающих смертельную опасность и огорченных из-за того нечестия, что царит в современном мире.
Поэтому, не стоит удивляться тому, что у преданных Богу людей бывают тяжелые душевные переживания.
Современная философия
Мыслители современности делятся на 2 группы: субстанционалисты, которые считают, что душа есть субстанция; актуалисты, которые думают, что она является непрерывной связью процессов и актов. С течением времени попытки осознать сущность нематериального начала человека усложнились.
Начиная с XIX в. (начало современной философии) в разных школах выдвигали собственные теории про душу, тело, дух. Появились аналитики, возникла герменевтика, экзистенциализм, совершенно по-иному на проблему смотрит философия постмодернизма.
Также процветают школы, поддерживающие античные, восточные взгляды на природу души. Немалую роль играет религия: многие восточные философские учения стали подоплекой для направлений. Поэтому вопрос о сущности человека остается нерешенным. Сегодня к размышлениям о душе присоединились психологи и психоаналитики.
В науке[]
Душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений (витальная душа). Результат наблюдений над душой анализирует психология. До Нового времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией.
Развитие душевной жизни («психогенез») исследуется как психогенетически, так и онтогенетически — детской психологией, этнопсихологией, зоопсихологией; исследованием доисторического и (в узком смысле) исторического развития душевной жизни занимается психология развития. Поскольку психическая жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы), их формирование также образует основу психогенеза.
Душа и тело
Один из основных вопросов, который поднимался философами – это связь души, как нематериальной сущности, и тела. Изначально эти два понятия противопоставлялись друг другу.
Душа воспринималась как нечто возвышенное, чистое, а тело – низменное, тленное, мирское. Тело подвержено болезням, слабости, чревоугодию. Душа же стремится к гармонии, порядку, чистоте.
Это двоякая сущность выражалась в том, что невозможно развивать свою духовность, продолжая угождать своим низменным порывам и инстинктам. Отсюда множество практик поста, отказа от излишеств, материальных ценностей.
Аристотель в своем трактате «О душе» отрицал душу, как нечто материальное, но и не считал, что ее можно рассматривать в отрыве от тела, как это делали идеалисты.
Он был убежден, что душа есть сущность живого тела. Она смертна, как и тело, но часть остается вечна.
Теория о неразрывной связи души и тела до сих пор актуальна. Как доказательство приводятся, например, психосоматические заболевания. Болеет душа, а страдает тело. Оно реагирует на все переживания, которое испытывает душа.
Попытки обнаружить душу с помощью науки
Душа весит от 15 до 35 грамм – так заявил американский врач Д. Макдугалл. В 1901 году он провел ряд экспериментов, в которых взвешивал человека перед и сразу после смерти. Полученную разницу он трактовал как вес души, которая покинула тело.
Конечно, его эксперименты уже тогда подверглись жесточайшей критике сразу по нескольким пунктам:
- маленькое количество «подопытных», из-за чего невозможно проверить данные статистически;
- Макдугалл далеко не у всех смог зафиксировать разницу в весе до и после смерти, но предпочел замолчать этот факт;
- потеря веса после смерти объяснялась другими врачами тем, что у тела повышалась температура, а из-за потоотделения оно теряло часть жидкости.
Макдугалл заявил, что нужно продолжать эксперименты, чтобы делать какие-то выводы, но больше так ничего не опубликовал.
Научное сообщество сейчас не может дать однозначный ответ, что из себя представляет душа. Материальна она или абстрактна. Существует она неразрывно с телом или вне его. Вечна она или заканчивается со смертью человека.
Также неясно, как психика соотносится с душой. Одни психологи воспринимают это как единое целое. Другие вообще отрицают существование души, утверждая, что сущность человека заложена в нейронных связях его головного мозга.
Как бы то ни было, каждый сам определяет, что для него значит слово «душа». Это часть концепции, которая закладывается в основу его самосознания, мировоззрения и религиозных взглядов.
См.также[]
|
Выделить Душа и найти в:
|
|
|
- Страница — краткая статья
- Страница 1 — энциклопедическая статья
- Разное — на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
- Прошу вносить вашу информацию в «Душа 1», чтобы сохранить ее
ДУША своими словами для детей
Душа – это что-то, что есть у каждого человека, но его нельзя увидеть или потрогать, потому что она нематериальная. Душа – это то, что делает нас особенными и уникальными.
Допустим, тело – это как машина, а душа – это водитель этой машины. Водитель может управлять машиной, решать, куда ехать, и принимать решения. Так и душа управляет нашим телом.
Душа имеет свои чувства и эмоции. Когда мы радуемся или грустим, это значит, что наша душа чувствует счастье или грусть. Душа также помогает нам понимать, что правильно, а что нет, и помогает нам принимать решения.
Также душа у нас есть и после того, как наше тело умирает. Она продолжает жить в другом месте, которое называется небесами. Там души встречаются с другими душами и живут счастливо.
Важно заботиться о своей душе, так же как и о своем теле. Мы можем делать это, например, заботясь о других людях, помогая им и проявляя доброту
Когда мы делаем что-то хорошее, наша душа чувствует себя счастливой.
Так что помните, что у каждого из нас есть душа, и она делает нас особенными. И мы можем заботиться о своей душе, делая добрые дела и проявляя любовь к другим.
Стихи о душе
ДУША ПОД СЧАСТЬЕМ СПИТ, КАК СПИТ ЗЕМЛЯ ПОД СНЕГОМ…»
Дмитрий Быков
Душа под счастьем спит, как спит земля под снегом.
Ей снится дождь в Москве или весна в Крыму.
Пускает пузыри и предаётся негам,
Не помня ни о чём, глухая ко всему.
Душа под счастьем спит.
И как под рёв метельный
Ребёнку снится сон про радужный прибой, —
Так ей легко сейчас весь этот ад бесцельный
Принять за райский сад под твердью голубой.
В закушенных губах ей видится улыбка,
Повсюду лёд и смерть — ей блазнится уют.
Гуляют сквозняки и воют в шахте лифта —
Ей кажется, что рай и ангелы поют.
Пока метался я ночами по квартире,
Пока ходил в ярме угрюмого труда,
Пока я был один — я больше знал о мире. Несчастному видней.
Я больше знал тогда.
Я больше знал о тех, что нищи и убоги.
Я больше знал о тех, кого нельзя спасти.
Я больше знал о зле — и, может быть, о Боге
Я тоже больше знал, Господь меня прости.
Теперь я всё забыл. Измученным и сирым
К лицу всезнание, любви же не к лицу.
Как снегом скрыт асфальт, так я окутан миром.
Мне в холоде его тепло, как мертвецу.
…Земля под снегом спит, как спит душа под счастьем.
Туманный диск горит негреющим огнём.
Кругом белым-бело, и мы друг другу застим
Весь свет, не стоящий того, чтоб знать о нём.
Блажен, кто всё забыл, кто ничего не строит,
Не знает, не хранит, не видит наяву.
Ни нота, ни строка, ни статуя не стоит
Того, чем я живу, — хоть я и не живу.
Когда-нибудь потом я вспомню запах ада,
Всю эту бестолочь, всю эту гнусь и взвесь,
— Когда-нибудь потом я вспомню всё, что надо.
Потом, когда проснусь. Но я проснусь не здесь.
«О ГОСПОДИ, КОНЕЧНО, ВСЕ МЫ ГРЕШНЫ,..»
Давид Самойлов
О Господи, конечно, все мы грешны,
Живём, мельчась и мельтеша.
Но жаль, что, словно косточка в черешне,
Затвердевает камешком душа.
Жаль, что её смятенье слишком жёстко,
Что в нас бушуют кровь и плоть,
Что грубого сомнения подростка
Душа не в силах побороть.
И всё затвердевает: руки — в слепок,
Нога — в костыль и в маску — голова,
И, как рабыня в азиатских склепах,
Одна душа живёт едва-едва.
«ТО, ЧТО МЫ ЗОВЁМ ДУШОЙ…»
Александр Кушнер
То, что мы зовём душой,
Что, как облако, воздушно
И блестит во тьме ночной
Своенравно, непослушно
Или вдруг, как самолёт,
Тоньше колющей булавки,
Корректирует с высот
Нашу жизнь, внося поправки;
То, что с птицей наравне
В синем воздухе мелькает,
Не сгорает на огне,
Под дождём не размокает,
Без чего нельзя вздохнуть,
Ни глупца простить в обиде;
То, что мы должны вернуть,
Умирая, в лучшем виде, —
Это, верно, то и есть,
Для чего не жаль стараться,
Что и делает нам честь,
Если честно разобраться.
В самом деле хороша,
Бесконечно старомодна,
Тучка, ласточка, душа!
Я привязан, ты — свободна.