Краткая характеристика
Павел Фамусов является чиновником. Он занимает достаточно высокую управленческую должность. Жена Фамусова давно умерла, поэтому он сам (разумеется, с помощью слуг) воспитывает свою единственную дочку Софью.
Павел Афанасьевич занимает важное место в системе образов «Горе от ума». Он является главным представителем второй стороны конфликта (первую представляет Чацкий в единственном лице)
Чацкий как раз отзывается о Фамусове, как о «дельце» и «низкопоклоннике».
Эта характеристика является весьма точной – ниже мы расскажем о том, какими качествами личности обладает Павел Афанасьевич, и почему он конфликтует с молодым свободомыслящим Чацким.
Основная идея пьесы и ее культурологическое значение
Несмотря на то, что жанр пьесы определяется как комедия, произведение освещает самые актуальные проблемы того времени, вскрывает нарывы и пороки общества, так долго остававшиеся без должного внимания: невежество, леность, дурное воспитание, несправедливость крепостничества, несовершенство государственного устройства и другие.
Недаром герои рассуждают о судебной системе присяжных, об образовании и цензуре — Грибоедов грамотно вплетает животрепещущие темы в сатирическое и развлекательное произведение.
В обществе фамусовых лучшие умы чахнут и уходят в изгнание, а самые благородные порывы погибают в зародыше. Молчалин, например, стараясь попасть в высшее общество, вынужден изворачиваться и подчиняться законам барина, иначе его ждет бедность и безвестность. Молодой человек живет по принципу: хочешь жить — умей вертеться.
Стилистически комедия построена по жанру классики: диалоги героев, монологи, говорящие фамилии, характеризующие персонажей. По сей день спектакли пользуются большим успехом во всех уголках страны.
Все герои сочетают в себе множество черт — вопреки классическому подходу, здесь нет строго положительных или строго отрицательных персонажей. У Чацкого, при всех его достоинствах, есть и негативные черты: импульсивность и вспыльчивость. Узнав, что Софья любит другого, он демонстрирует обиду и ревность, которые не в силах сдержать.
Каждого героя автор наделяет свои уникальным языком общения, присущим конкретному персонажу. Это было трудно осуществить, так как комедия написана в стихах. Однако Грибоедову удалось справиться с задачей.
Пьеса почти сразу стала популярной в обществе. Современники утверждали, что цитаты стремительно разлетелись и «ушли в народ», став афоризмами. Многие из них мы употребляем и сегодня:
- «А судьи кто?»;
- «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
- «Где ж лучше? // Где нас нет»;
- «Дома новы́, но предрассудки стары».
Грибоедов не был писателем по основному роду деятельности, однако смог создать произведение, опережающее свое время и ставшее источником вдохновения для начинающих творцов. Оно отражает действительность той эпохи и жизнь дворян с их приверженностью к консерватизму.
Прототип героя
О прототипах героев «Горя от ума» в литературе достаточно материала, но с его достоверностью можно поспорить. В сочинениях, письмах и рукописях драматурга на этот счет не существует никаких сведений. А те, что содержатся в воспоминаниях современников, часто противоречат друг другу или переданы из вторых и третьих рук. Кюхельбекер, друживший с Грибоедовым, по этому поводу писал, что поэт, создавая персонаж, «не был намерен писать подобные портреты: его прекрасная душа была выше таких мелочей».
Единственно, на чем основываются современные историки, называя прототипом Фамусова дядю Грибоедова, это на фрагменте записи поэта, где он дает меткую характеристику своего родственника.
В поколении Алексея Федоровича, господствующем четверть века назад, прекрасно сочетались «пороки и любезность, рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства», жизненных принципов и достойной цели. Дядя Грибоедова когда-то храбро сражался с турками, а потом вынужден был пресмыкаться перед случайными людьми в столице, а когда вышел в отставку, жизнь ограничилась обильной едой, охотой и сплетнями.
Нравоучения дяди типа «я, брат!..» так похожи на слова Фамусова: «мы, например…». К А. Ф. Грибоедову относятся и слова Чацкого, обращенные к Фамусову: «Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитем возили на поклон».
Образ и характеристика Фамусова
В начале 19 века была написана одна из выдающихся комедий А. С. Грибоедова «Горе от ума». В этом сатирическом произведении показано столкновение старого и нового, века нынешнего и века минувшего. Новым поколением, в этой комедии, выступает Чацкий, а приверженцем старого – Фамусов.
Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить.
Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.
Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам
Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду
Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.
Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке.
Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.
Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.
Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности.
Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе
Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него
Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.
Фамусов – конкретный образ, который чётко сформулирован автором. Грибоедов отметил Фамусова в трёх видах: чиновник, помещик, отец. В образе этого человека сконцентрированы черты ярого защитника крепостного дворянства.
В высшем свете таких людей было много. Поэтому с уверенностью отмечают, что сформированная характеристика Фамусова в произведении считают основной для представителей богатого сословия тех лет.
Второстепенные герои «Горя от ума»
Репетилов
Старый знакомый Чацкого, который, однако, никак не тянет на звание его друга, так как он скорее тяготеет к обществу Фамусова и ему подобных. Сам себя Репетилов называет «жалким и смешным неучем и дураком», причём эта самоуничижительная характеристика в целом соответствует истине. По задумке Грибоедова Репетилов является эдакой пародией на честного, благородного и образованного Чацкого.
Лиза
Лиза
Служанка в доме Павла Афанасьевича, в которую влюблён Молчалин, сама она при этом влюблена в буфетчика Петрушку. В целом Лиза относится к положительным героям пьесы «Горе от ума» Грибоедова, но жизнь у неё нелёгкая – к ней постоянно пристают Молчалин и сам П. А. Фамусов. К тому же Лизе приходится помогать Софье в её любовных интригах, что приводит к тому, что у неё самой из-за этого возникают проблемы.
Антон Загорецкий
Загорецкий
Пустой человек, ничего достойного из себя не представляющий. Однако, Загорецкий ведёт активную светскую жизнь, его многие знают, так что он вхож в дом Фамусовых, чем и пользуется время от времени. В целом довольно глуп, питает пагубное пристрастие к азартным играм, особенно карточным. Но честно играть не умеет, постоянно пытается мошенничать, из-за чего имеет репутацию плута и шулера.
Анфиса Хлестова
Вредная и неприятная старуха, разочарованная своей жизнью. Приходится родственницей Фамусову. Любит жаловаться, ворчать и вообще всячески раздражать окружающих. В молодости была фрейлиной при дворе, но это было давно, и с тех пор ничего добиться не сумела. Вероятно, именно отсутствие удовлетворённости собственной жизнью и испортило характер Хлестовой.
Платон Горич
Платон и Наталья Горичи
Ещё один старый приятель Чацкого, второстепенный положительный герой «Горя от ума» Грибоедова. Человек добрый, простой и честный, к тому же в целом неглупый, в силу чего, вероятно, некогда и подружился с Чацким. Отличается бесхребетностью и слабохарактерностью, из-за чего является типичным подкаблучником. Боится сказать жене хоть слово поперёк, а потому молчит, хотя за прошедшее с момента женитьбы время в семейной жизни разочаровался. Терпеть не может балов и прочих подобных мероприятий, но покорно посещает их по воле жены.
Наталья Горич
Супруга Платона Горича, полная и жизнерадостная женщина с высоким голосом, обожает светские мероприятия разного рода. Во многом является противоположностью мужа, которого в целом любит, но чересчур уж опекает. Будучи моложе супруга, относится к нему, как к несмышлёному ребёнку, а потому держит его в ежовых рукавицах. В отличие от него, в семейной жизни не разочарована.
Князь Тугоуховский
Князь Тугоуховский
Пожилой дворянин, обладатель говорящей фамилии – он действительно плохо слышит, из-за чего редко бывает на людях. Ещё один подкаблучник, во всём потакает жене, которая фактически является главой семьи. Смысл жизни князя Тугоуховского сведён к желанию как можно более выгодно – не счастливо, а именно выгодно – выдать замуж своих шестерых дочерей. В общении неприятен, и в целом является довольно язвительным и злым человеком, так что его можно отнести к отрицательным героям пьесы «Горе от ума».
Княгиня Тугоуховская
Супруга князя, из-за его дефекта слуха давно взяла на себя все обязанности по связям семейства Тугоуховских с общественностью. Вовсю командует мужем, не стесняясь, но от к такому отношению давно уже привык, а потому не противится. Вместе с мужем пытается найти выгодную партию для дочерей, и поначалу интересуется Чацким, но, узнав о том, что он не богат, Тугоуховские теряют к нему интерес.
Графини Хрюмины
Не менее неприятная пара дам, чем их фамилия. Старшая графиня – старуха, которая таскается по всем светским мероприятиям и балам в надежде найти мужа для своей внучки, младшей графини. Внучка сама уже является взрослой дамой, точнее, старой девой, и подобная жизнь сделала её озлобленной на весь мир. Её бабушка, впрочем, ничуть не лучше, с Чацким она общается в резких тонах, и он отвечает ей тем же
Петрушка
Простой деревенский парень, неотёсанный и неопрятным, работает у Фамусова слугой-буфетчиком. Несмотря на то, что может произвести не самое лучшее впечатление при встрече, всё-таки относится к положительным героям «Горя от ума» Грибоедова. Прост, как три копейки, но честен и добр. В Петрушку влюблена служанка Лиза, в которую, в свою очередь, влюблён слуга Фамусова Молчалин.
Характеристика фамусовского общества
«Фамусовским» называется общество дворян, аристократов, которые служили оплотом монаршей власти в России. Именно это общество со своими взглядами и устоями находится в центре внимания автора, именно ему он уделяет немало внимания в произведении.
«Фамусовское» общество названо по фамилии одного из главных героев — Павла Афанасьевича Фамусова, поскольку он является наиболее точным его отражением. В Фамусове сосредоточены все отрицательные черты, характерные для помещиков-крепостников первой половины XIX века: лицемерие, чинопочитание, лесть, самодурство. Превыше всего он ценит высокие чины, богатство и связи, а в просвещении видит одну угрозу привычному существованию.
Персонажи, составляющие «фамусовское» общество, весьма разнообразны. Это и угодливый, раболепный секретарь Молчалин, и напыщенный недалёкий полковник Скалозуб, и надменная супружеская чета Тугоуховских, и даже Софья, дочь Фамусова, которая, несмотря на свой гордый и прямолинейный нрав, остаётся нравственно слепым человеком.
Сочинение про Фамусова
Из произведения “Горе от ума” мы узнаём о ситуации, царившей в России на тот момент, подробно описывая людей, и их мысли и переживания.
Автор знакомит нас с множеством колоритных персонажей, которые затягивают читателя в повествование. Из поколения старого мы знакомимся с Фамусовым, человеком преклонных лет, который имеет своё положение в обществе, и очень дорожит им. Он является человеком, который всегда задумывается о том, что думают о нём окружающие, человеком который консерватором, отвергающим всё новое и инновационное. Являясь консерватором по натуре, этот человек старается отвергать науку и просвещение, порицая за чтение свою дочь, якобы оно развращает молодой ум девушки, однако в произведении мы видим, что и Фамусов отнюдь не святой, ведь он частенько флиртует со своей служанкой Лизой.
Из всего вышеописанного мы видим, что Фамусов является человеком, закрытым в своём коконе стабильности, не желающим ничего нового, и даже побаиваясь нового, так как он переживает, что это новое, может забрать его старую жизнь, к которой он так привык и не хочет терять. Отчасти Фамусова можно понять, он человек другого поколения, и всё то, что для нового поколения норма, для него дикость и полнейшая бестактность. Так было и будет всегда, так что осуждать его за это, будет очень глупо. Грибоедов показывает нам данный образ, чтобы показать ту борьбу старого с новым и инновационным. То нежелания старого мира отходить на второй план, в связи с его нежеланием терять власть.
Также через Фамусова видно, что автор сделал его олицетворением консерватизма, нежелающего впустить в этот мир ничего нового, способного привести к изменениям, так как сам Фамусов боится изменений, опасаясь потерять свою старую жизнь, которую он так полюбил, и к которой так привык.
В девятнадцатом веке в России произошло множество событий, о которых мы можем узнать из произведений русских классиков. Многие из них описывали различные события, так или иначе повлиявшие на состояние нашей родины, и определенно повлиявшие на людей того времени.
Многие произведения такого автора как Грибоедов можно назвать произведениями, провоцирующими людей на изменения, и возможно на сопротивление. Поэтому его произведения часто подвергались к цензуре, и часто его произведения не допускали к печати. Одним из таких произведений стало его провокационная комедия “Горе от ума”.
Несколько важных фактов о Фамусове
Для того, чтобы составить полный портрет этого героя, обратимся к нескольким важным фактам о Павле Афанасьевиче:
- Фамусов – достаточно занятой человек. У него регулярно случаются какие-то мероприятия, требующие его присутствия, и он даже отмечает все ближайшие дела в календаре: «Я должен у вдовы, у докторши, крестить. // Она не родила, но по расчету // По моему: должна родить».
- Павел Афанасьевич – вдовец, но его жена была очень ветреной и охотно променяла бы мужа на человека более знатного и богатого. Сам Фамусов об этом говорит, когда вспоминает жену (и сравнивает с ней свою дочь): «Как мать её, покойница жена. Бывало, я с дражайшей половиной // Чуть врознь — уж где-нибудь с мужчиной!».
- Фамусов является членом престижного английского клуба. Зачем ему это, он не знает, то так делают все дворяне, а потому и он: «Ну что ваш батюшка? все Английского клоба // Старинный, верный член до гроба?..».
Фамусов также говорит, что его кумиром является его дядя. Этот человек как-то находился на изысканном приеме, но случайно поскользнулся и упал. Сначала он смутился, но когда увидел, как все засмеялись, забыл о своем унижении и стал падать специально, чтобы заслужить расположение окружающих.
Анализ произведения
Фамусов — знатный аристократ, представитель дворянства в столице. Высшее общество вместе с ним противопоставлены Чацкому, который олицетворяет «век нынешний».
Краткое содержание
Чацкий вернулся в столицу после трехлетнего отсутствия. До отъезда за границу герой испытывал трепетные чувства к дочери Фамусова. Любовь героя не остыла, он торопился увидеться с возлюбленной, только встреча не оправдала его ожиданий. Девушка была холодна и раздражена. Он пытался выяснить, в чем дело. Оказалось, что Софья влюблена в Молчалина, с которым у нее был тайный роман.
Чацкий критиковал дворянство, считал недопустимым разгульный и праздный образ жизни. Фамусова тревожат эти нападки. Он противился взглядам Александра, считал опасным для общества. Дворянство не готово было меняться. Люди хотели получить хорошую репутацию и чины, другое их не интересовало.
Фамусов считал себя примером для своей дочери. Хотя на самом деле был далек от морали и нравственности. Он отчитывал дочь за связь с Молчалиным, что та неизвестно чем занималась ночью с мужчиной, а сам тем временем приставал к служанке. Ведь если никто его не видит из общества, в котором он показывал только свое монашеское поведение, значит, он может вести себя как вздумается.
Когда Чацкий говорил о Софье, Фамусов испугался, как бы тот ни посватался к дочери, сказал ему «Поди-ка послужи». Александр на это ответил, что рад службе, только бы не прислуживаться никому. Для него это унизительно и неприемлемо. Но Фамусов на это смотрит с другой позиции. Он считает тех, кто прислуживает забавными, не видит ничего в этом предосудительного, восхищается этими людьми. Но для Чацкого насмешки неуместны. Он обладает прекрасными качествами, поэтому подхалимство противно ему.
Чацкий возмущен поведением общества, так как за три года совершенно ничего не изменилось. Люди до сих пор думают только о деньгах и чинах. Внутренний мир их не заботит. Александр дорожит своей свободой. Дворянство ему противно. Все прикрываются масками, нет настоящих людей.
На балу фамусовское общество одерживает победу над Чацким, так как герой одинок в своих суждениях. Дворяне ужасаются монологу Александра, где он обличил их пороки, указал необходимость перемен.
Софья побоялась, что Чацкий сможет повлиять на ее личную жизнь, и пустила слух, что он сумасшедший. Весть быстро разлетелась. Герою пришлось покинуть это общество. Но перед отъездом он застал сцену, где Молчалин пристает к служанке и говорит ей, что не хочет жениться на дочери Фамусова. Софья это услышала и прогнала его.
Чацкий был разочарован в девушке, не понимал, как она могла предать их чувства. Софья считала, что никакой любви между ними не было. Тут Александр понял, что фамусовское воспитание и образование негативно сказались на ней. Ее не волновали чувства. Чацкому не место среди этих людей, он отступил.
Характеристика персонажа
Павел Афанасьевич Фамусов похоронил жену и воспитывает дочь Софью. Герой проживает в столице, сильно любит своего ребенка, образованием которого занимаются гувернантки. Фамусов — управляющий в казенном доме, где работают все его родственники, и кому он выдает чины и награды. Он является членом английского клуба. Павел Афанасьевич взял на воспитание Александра Чацкого, который остался без родителей.
Для персонажа характерны следующие черты:
- энергичный;
- зависим от чужого мнения;
- сплетник и лицемер;
- чинопоклонник;
- находчивый;
- разговорчивый.
Фамусов постоянно перебивает собеседника, ругает слуг, постоянно сердится. Образование считает ненужной тратой времени. Походам в гости он уделяет особое значение. Его часто приглашают на различные мероприятия. К себе домой герой считает нужным звать только тех, кто имеет высокие чины и богаты. Теми же чертами ему близко дворянское общество. Вот в этом раскрывается его мировоззрение.
Он против женитьбы Чацкого на своей дочери, так как у Александра нет денег, а дочери нужен только богатый жених. В споре Фамусов с Чацким не слышат друг друга, каждый доказывает свою правоту.
Павел Афанасьевич и его окружение олицетворяют собой русское дворянство. Они развлекаются, имеют корыстные цели, лицемерят. Для них главное — личная выгода.
Значение Павла Афанасьевича в пьесе
Фамусов — известная персона в обществе, родом из знатной семьи. Его фамилия произошла от слова famus — известный, знаменитый, поэтому она говорит сама за себя. Этот герой известен в дворянском обществе, является завсегдатаем важных мероприятий.
Образ и влияние в обществе
Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» олицетворяет светское общество. Автор детально описывает этого героя, относит его к старому строю, где тот защищает старые традиции и обычаи, уважает былую старину.
Материальное положение, звания и награды — вот что важно для этого персонажа. Люди, которые смогли подслужиться ради чинов, вызывают у него уважение
Он считает это правильным, ведь так делали отцы. Общается Фамусов с людьми в зависимости от их должности и финансового положения. От этого зависит и отношение к ним. Вот какова жизненная фамусовская формула успеха. К людям, достигшим ее, он относится с уважением. А вот просвещенные и умные личности ему не по нраву.
Фамусова можно охарактеризовать следующими чертами:
- свободный;
- богатый;
- неугомонный;
- прыткий;
- грамотный;
- добрый нрав;
- гостеприимный;
- брюзга и лицемер;
- сумасбродный.
Речь Фамусова разговорная и простая, иногда встречаются деревенские выражения. Иностранные слова старается не использовать. Герой почитает традиции своего народа. Воспоминания для него важны. Фамусов груб с прислугой, может накричать на человека, который ниже его званием, льстит богачам и зациклен на своей исключительности.
Для него прислуживаться равно завоеванию авторитета. Любые изменения неприемлемы. Главные жизненные принципы героя:
- постоянство;
- стабильность.
Образ Фамусова в «Горе от ума» показал, что в дворянском обществе устарели взгляды на жизнь. Нет нужды держаться за прошлое. Люди должны уважать предков, их опыт, но также нужно понимать, что без новых взглядов не будет никакого развития. Автор показывает читателю, как глубоко засели привычки в разумах. Он сообщает, что такие люди, как фамусовское общество не должны быть у власти. Их не заботят проблемы людей, только личная выгода, жажда званий и наград.
Герой и человеческие пороки
Комедия «Горе от ума» раскрывает социальные темы, которые обострились после Заграничных походов русской армии. Герои пьесы представляют собой российское общество того времени. Все, кроме Чацкого, являются отрицательными персонажами. Автор делает точные и лаконичные ремарки к пьесе и действующим лицам.
Немногие знают, но у образа Фамусова есть предыстория. Если кратко, то в 1819 году в Киеве декабрист нарисовал облик реакционера-крепостника, который почитал обычаи предков, но никак не их добродетели. Этот образ был противником всего нового.
Фамусов — помещик, обладающий консервативными взглядами на жизнь. Это активный и бодрый человек, несмотря на возраст. Все коллеги по работе — это его родня, которую он сам пристроил, награждал чинами и званиями. Балы, праздники и сплетни — вот какими делами наполнена трудовая неделя персонажа.
Его отношение к жизни олицетворяет мнение дворян того периода. Они против просвещения и образования, считает их вредными для человека. Герой необразован, ведет роскошный образ жизни. Фамусов обожает прием гостей, готовится к нему основательно. Герой дорожит репутацией, стремится познакомиться с людьми знатного рода. Из-за этого возникают сложности в отношениях с Чацким.
Фамусов порой не замечает очевидного, поэтому его многие обманывают, включая родную дочь. Пожалуй, в том фрагменте, где он узнает о связи Софьи с Молчалиным, ее открытых высказываниях, он предстает во всей своей красе. Главное для него — скрыть от общества эту сцену, а остальное не волнует. Это наглядный пример того, что фамусовское общество негативно сказалось даже на ребенке. Девушка выросла под его влиянием, соответственно, в такой обстановке она переняла привычки и образ мыслей.
Фамусов — антипод Чацкого. Его портрет показал пороки и недостатки русского общества. Герои раскрыли негативные качества человеческой души. Автор в своем сочинении пытается донести до читателя, что людям нужны изменения. Нельзя стоять на одном месте. Жизнь идет, следовательно, все меняется.
Характеристика героя
Один из персонажей известной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» — Фамусов Павел Афанасьевич. Герой пьесы — главный представитель так называемого фамусовского общества, является дворянином, известным помещиком. В своих кругах, учитывая многочисленные знакомства и связи, Фамусов — более чем узнаваемый житель Москвы, который служит управляющим в казённом месте. Невозможно описать Фамусова, не упомянув его хвастливость, присущую всем знатным представителям дворянства. Помимо этого, Павел Афанасьевич вполне гостеприимен, общителен, можно назвать его любителем красивой жизни «на широкую ногу». Ему безразличны любые обсуждения и сплетни в сторону своей личности. Для себя Фамусов определил жизненным кредо умение в нужных ситуациях угождать, а также выслуживаться перед теми, кто может быть ему полезен. Идеалом для Павла Фамусова является его дядя — Максим Петрович, которому племянник всячески стремится подрожать.
(Образ Фамусовского общества с характерным дворянским времяпрепровождением в XIX веке того времени
)
Невзирая на то, что жены Фамусова нет в живых, он же позволяет себе развязное поведение, хоть и создаёт видимость добропорядочного вдовца. Фамусов не только проявляет интерес к служанке, но и тесно связан с докторшей.
У Павла Афанасьевича есть дочь Софья, ее Фамусов бесконечно любит и бережёт. И каждый подходящий момент приходится удобным случаем для напоминания о том, как много сил было вложено в воспитание дочери. Однако нельзя определить образ Фамусова односторонне негативным, ведь он способен к состраданию и проявлению доброты. Подтверждением этому служит случай смерти его друга, сына которого Фамусов взял на собственное воспитание и относился к нему ничем не хуже, чем к родной дочери. По соображениям Фамусова, брак между людьми может быть возможным лишь в случае, когда их сочетание способно принести достойный финансовых доход. Исходя из этого, его цель — обеспечение будущего Софьи удачным замужеством за богатым женихом.
Работает Фамусов лишь с желанием получить побольше денег, заслужить признание и последующие звания. Всю работу за него выполняет его секретарь, а сам же он только что и делает, так ставить свою подпись на подготовленных бумагах.
Фамусова, заядлого московского барина 20-х годов XIX века, можно отнести к ярым сторонникам крепостных порядков.