Цитаты из повести «сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»

Краткое содержание

Действие сказа переносит читателя в 1814 год, когда действующий император Александр Первый вместе со своим помощником казаком Платовым путешествует по Европе. Цель их путешествия — изучить, какие есть достижения в области искусства и науки в других странах. В Англии императору дарят стальную блоху, которая заводится ключом и танцует. Но чтобы увидеть подарок, следует использовать микроскоп (мелкоскоп, как говорит Левша).

Когда же после смерти императора Александра Первого престол занимает Николай Первый, то он случайно находит блоху, но она не работает. Новый император поручает Платову отвезти её к тульским мастерам, чтобы они смогли найти способ превзойти английских мастеров. Казак привозит блоху в Тулу, где живут самые лучшие мастера — оружейники. Самым талантливым оказывается Левша.

Две недели без отдыха и сна оружейники работали над блохой. И когда наконец Платов привозит блоху в Петербург, то Николай Первый под микроскопом обнаруживает, что тульские мастера её подковали. Вместе с блохой привёз из Тулы Платов и мастера Левшу, которого император отправляет в Англию, чтобы тот вернул блоху. В другой стране Левша посещает местные заводы, а англичане показывают ему свои удивительные достижения.

Смогли англичане по заслугам оценить и мастерство Левши, и даже старались уговорить его остаться. Но тульский мастер настолько сильно любил свою родину, что не желал её променять ни на какие блага. Когда же Левша возвращается на родину, уже находясь в Петербурге, он заболевает. Но никто не оказывает ему помощи, так как нет у него никаких документов.

Сюжет произведения

Портрет Левши — образ обычного русского человека, который обладает широкой душой и богатым внутренним миром. Описывается простой и небогатый человек, но любящий свое дело.

Краткий пересказ

Повесть начинается с путешествия императора по Европе. Англичане пытались его поразить и показали маленькую, но при этом невероятно искусную диковинку. Ей оказалась танцующая блоха, разглядеть которую можно только с помощью микроскопа. Императору она пришлась по душе, он покупает ее, но при этом думает, что иностранцы гораздо умелее русских мастеров.

После его кончины блоха попала в руки к другому государю — Николаю. Только об этой вещице никто ничего не знал, но оказалось, что есть казак Платов, который смог рассказать про блоху хоть что-то. Император попросил его найти мастеров, которые смогли бы что-нибудь сделать этакое с этой диковинкой, чтобы доказать всем, что наши умельцы ничем не хуже западных.

Издали приказ найти того, кто придумает что-нибудь еще лучше и интереснее, чем танцующая блоха. Был найден талантливый мастер Левша, который подковал микроскопическое насекомое. Император не понял, что произошло, так как блоха перестала двигаться. Посмотрев в микроскоп, он обнаружил крошечные подковы на лапках существа. Талантливого умельца наградили и отправили вместе с его изделием обратно в Англию.

Заграницей мастера встретили любезно и предложили остаться на хороших условиях, но Левша был истинным патриотом, потому не мыслил себя вдали от Родины.

Он был любознательным человеком, интересовался новшествами и секретами мастерства. Любил ружья и все, что связано с ними. Главный герой узнал секрет чистки ружья, поспешил вернуться домой, чтоб доложить об этом императору.

История создания

Повесть Лескова была создана в 1881 году. Писатель задумал написать эту историю, когда гостил у работника оружейного завода в окрестностях Петербурга. Это было за 3 года до написания рассказа.

Сидя за столом, кто-то вспомнил сказ о косом левше, который подковал английскую блоху и отправил обратно на Родину. Вероятно, именно это послужило началом создания повести «Левша».

Жанр этого произведения — сказ. Повествование ведется от человека из народа со свойственными ему оборотами речи, а также искажениями иностранных слов. Здесь вымысел и действительность переплетаются воедино. Сюжет состоит из реальных событий. А это позволяет адекватно воспринимать представленные характеры героев в рассказе.

Проблематика повести

Автор в своем произведении затрагивает множество проблем. Среди них:

  1. Бесправное положение народа можно наглядно увидеть на примере Левши, посмотреть, в каких условиях он живет, какое отношение к таким людям со стороны власти.
  2. Образование. У простых людей оно отсутствует. Талантливый мастер уникален, но ему не хватает знаний. Есть желание развиваться, но нет возможности учиться.
  3. Талант простого народа не ценится по достоинству. Хотя их способности могли бы затмить многие иностранные государства. Но многим дарованиям не придается никакого значения.
  4. Преклонение власти перед иностранными умельцами, недооценивание отечественных мастеров.
  5. Патриотизм. Особенно наглядно эта проблема представлена на разных сословиях: как понимается любовь к Отчизне императором и простым мастером Левшой.

Вариант 3

Даже сказки порой наполнены множеством исторических реальных событий и имён. Таким примером служит и сказка «Левша». Чтобы рассмотреть образ царя Николая I, необходимо в контексте упомянуть и его предшественника — Александра I. Главное отличие между двумя этими царями заключалось в том, что Александр не стеснялся нахваливать зарубежные изделия, мастеров и отрасли, в то время как Николай Павлович всегда люблю русский народ, русские изделия и считал, что наши мастера превзойдут всех зарубежных.

Сюжет сказки касается Николая как раз тогда, когда умирает Александр

После смерти одного царя к другому переходит английская металлическая блоха, на которую Николай не сразу обращает внимание, ведь по истории в это время случилось восстание декабристов, и не было времени до таких мелочей. В этой блохе и заключается вся соль сказки

Сам Николай Павлович служит скорее второстепенным, но очень важным героем. О нём известно то, что я уже сказал ранее — его любовь ко всему русскому, его патриотизм. Но разве из одного патриотизма и любви к родине он хочет выковать нечто ремесленное, что бы превосходило английскую блоху? Нет, я думаю, что совсем не из большой любви к народу или большой вере в своих мастеров. Я думаю, что и любовь эта была фальшивая. Быть может, царь и сам верил в то, что он истинный патриот, в отличие от его предшественника, но по его делам можно сказать, что патриотизм для него был скорее прикрытием его самолюбия, эгоизма и любви к победам. Он не ради русского народа хочет превзойти англичан, не ради того, чтобы показать всему миру, как Россия хороша, а лишь для того, чтобы удовлетворить своё желание быть победителем, быть лучшим. Николай Павлович был очень самовлюблённым царём.

Двигаясь по сюжету, можно заметить, что у царя есть особенная черта — он ничего никогда не забывает, помнит всех, кто ему что-то должен. Помнит он прекрасно и про блоху, которую послал вместе с казаком Платовым в Тулу, чтобы тамошние мастера, которые славятся во всём мире, смогли бы превзойти английское изделие. В течение всего ожидания ответа от Платова о проделанной работе Николай Павлович ни на секунду не сомневается в том, что тульские мастера способны на чудо в ремесленной области, но опять же, так ли он верит в русских мастеров или просто жадно хочет верить в то, что выиграет звание страны почётных умельцев у англичан?

Достоверно узнать нам этого, конечно, не дано, но я могу смело утверждать, что в мотивах Николая I, связанных с подковкой английской блохи не было ничего, что действительно соответствовало бы тому патриотизму, который ему предписывается. Он делал всё это лишь для того, чтобы потешить своё эго очередной победой, чтобы порадовать своё тщеславие. Он видит эту победу не чудом тульских мастеров, а чудом своей веры, что будто бы это он создал нечто, что превзошло англичан.

Левша

Главный герой повести — человек с физическими особенностями:

По профессии он оружейник, причем входящий в тройку самых знаменитых мастеров России, специализирующихся на металлическом оружии, которые, однако, могут выполнить любой заказ, даже самый необычный:

Левше при этом поручается самая тонкая работа:

В современных реалиях Левшу и его сослуживцев назвали бы настоящими трудоголиками:

Одной из основных черт Левши и его коллег автор называет хитрость ума, в которой их не превзойти даже придворным:

Несмотря на свою искусность и знаменитость, Левша относится к бедным слоям населения:

Живет он в маленьком доме со старыми родителями:

Левша не женат:

Одевается главный герой скромно:

Его сложно назвать назвать по-настоящему грамотным:

Как и его земляки, Левша, получивший такое «образование», является верующим человеком, который приступает к любому делу, лишь молитвой получив благословение свыше:

Издержками религиозного воспитания объясняется его готовность к всепрощению, именно поэтому он так легко воспринимает несправедливые побои Платова:

Лесков, однако, наделил Левшу также и чувством собственного достоинства, смелостью и решительностью:

Достойна уважения и преданность Левши родине:

Главный персонаж «Сказа» подвержен типичному русскому заболеванию – беспробудному пьянству:

Однако, даже умирая в нищете и забвении, Левша думает не о себе, а о том, чтобы напоследок принести пользу отечеству, пытаясь передать царю заморский секрет о том, что ружья не следует чистить кирпичом:

Заканчивая повесть, автор говорит о гениальном Левше, забытом и брошенном на произвол судьбы за ненадобностью:

Литературный анализ

Лесков описанием героя Левши хотел подчеркнуть, что государство не ценит таких талантливых людей, не обращает на них внимания. Мастера не считают, что их работа — это что-то грандиозное.

Автор раскрыл портрет народа, показал обычных людей: небогатых, но очень талантливых, которые готовы к трудностям и прекрасно их преодолевают.

Несмотря на отталкивающую внешность Левши, он весьма талантлив. Да, не знает грамоту, науку, но все же создает уникальные шедевры. Государство, к сожалению, не смогло оценить по достоинству его способности. Оно игнорировало множество таких же талантливых людей.

Главный герой пожертвовал свою жизнь во имя Родины. Но к сожалению, никто эту жертву не оценил.

Властями не выделяются средства для развития талантов. Мастера реализовывают свои возможности самостоятельно и минимально. Отсюда вытекает проблема отношений государства и народа.

В Англии уважительно относятся к искусству, мастерам

Да и к тому же им неважно финансовое положение одаренного человека. Они готовы создать любые условия для таких талантов

Но на Родине они никому не нужны.

Автор восхищается терпением русского человека. В сказке много несправедливости. Можно заметить, как англичанина встречают со всеми почестями, хотя он не сделал для страны ничего, а вот настоящего героя — Левшу, приняли недостойно, словно преступника.

История создания

Идея создать сказ о Левше возникла у писателя не позднее 1878 года. Летом этого года он гостил некоторое время на даче у полковника Болонина, служащего оружейного завода, расположенного в этой местности. Здесь же со своим новым знакомым он обсуждал прибаутку о том, что тульские мастера смогли подковать английскую блоху, изготовленную из стали.

Скорее всего, тогда и зародилась идея написать произведение, в основу которого легла бы услышанная прибаутка. Как утверждает сам автор, повесть им была написана в мае 1881 года. Но только эта сказка вначале была принята критиками негативно, и писателя стали обвинять, что он просто копировал уже известный сюжет.

Автор ризнавался в том, что его книга — литературный вымысел, основанный на прибаутке. Его главный герой никогда не существовал, поэтому нет ничего реального в его рассказе. Впервые произведение было напечатано в журнале «Русь» в 1881 году. Но уже на следующий год вышла отдельная книга. В 1894 году уже после некоторых изменения произведение под названием «Стальная блоха. Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)» снова вышло отдельной книгой.

Главные герои

Александр I

Главный герой, российский император.

Правитель, умный и любознательный, рассудительный и впечатлительный. Быстро поддаётся влиянию новых тенденций, восторгается изобретениями англичан, верит в их превосходство над русским народом. Человек слабохарактерный, ведь англичане откровенно мошенничают с ним, продавая чехол к блохе, он отдаёт деньги, не понимая, что его обманывают. Ярый поклонник западной культуры и искусства, не верящий в могущество русского народа.

Николай I

Брат Александра I.

Патриот, человек искренне верящий в превосходство русского народа над другими. Основательный, разумный, здравомыслящий человек, способный добраться до самой сути. Отправляет Платова к тульским мастерам, чтобы они доказали, на что способен русский народ. Окружение наслышано о Николае I как о человеке обладающем хорошей памятью, который не забывает ничего, помнит каждую мелочь. Справедливый, терпеливый правитель.

Платов

Донской атаман, сопровождающий Александра I.

Храбрый, умный человек. Путешествует по Европе вместе с Александром I, следит, чтобы впечатления государя от английской культуры и науки не затмили заслуги русских мастеров и учёных. Уважает русскую культуру и ценит русский народ, всячески доказывает государю его превосходство. Отчасти виноват в смерти Левши, ведь он не помогает устроить мастера в больницу, а именно из-за него мастер был взят к государю в спешке без документов.

Левша

Тульский мастер, подковавший блоху.

Самобытный, неподражаемый ювелирный специалист. Левша, даже крестится левой рукой, косоват на один глаз. У подкованной блохи он мастерил гвозди, на которых было указано его имя. Необразованный крестьянин, искусный оружейник, замечательный мастер талант которого оценили в Англии, не согласился оставаться на чужбине. Предан православной вере, русскому народу, своей семье. Из-за своей простоты участвует в пари по пути домой на корабле. Много пьёт и помирает по прибытию в самой захудалой больнице. Перед смертью передаёт государю секрет хранения оружия, который он позаимствовал у англичан.

Глава 3

Не зная, чем еще поразить русского императора, англичане повезли его на сахарный завод. Но и здесь Платов внес свою ложку дегтя. Он пригласил их на родину отведать молво. Что это такое они не знали. Повезли царя в последнюю кунсткамеру. Подали пустой поднос. Удивился Александр. Попросили англичане присмотреться к подносу и указали на мельчайшую соринку. Увидел ее император. Это, оказывается, была заводная блоха, сделанная из прочной стали. Внутри была установлена пружина, которая заставляла блоху танцевать. Ключик от блохи можно было рассмотреть только под микроскопом. Пораженный царь купил блоху за миллион, уложил в драгоценный футляр. Мастеров английских назвал первыми. Поехали в Россию, но по дороге почти не разговаривали, каждый остался при своем мнении.

Глава 2

В кунсткамере русскому императору стали показывать технические и оружейные достижения, бюсты и комнаты. Все нравилось государю, он восторгался и хвалил иностранных мастеров. Платов на это отвечал тем, что его молодцы без всяких достижений техники брали языков и воевали лучше англичан. Царя подвели к статуе Аболона и показали два орудия: Мортимерово ружье, пистоль. Государь разохался, Платов достал из кармана отвертку и раскрутил пистоль. Внутри он показал царю надпись. Это было имя русского оружейника Ивана Москвина из Тулы. Англичане были обескуражены. Царь расстроился. Вернувшись на ночлег казак, никак не мог понять, чем расстроил государя.

Вариант 3

Даже сказки порой наполнены множеством исторических реальных событий и имён. Таким примером служит и сказка «Левша». Чтобы рассмотреть образ царя Николая I, необходимо в контексте упомянуть и его предшественника — Александра I. Главное отличие между двумя этими царями заключалось в том, что Александр не стеснялся нахваливать зарубежные изделия, мастеров и отрасли, в то время как Николай Павлович всегда люблю русский народ, русские изделия и считал, что наши мастера превзойдут всех зарубежных.

Сюжет сказки касается Николая как раз тогда, когда умирает Александр

После смерти одного царя к другому переходит английская металлическая блоха, на которую Николай не сразу обращает внимание, ведь по истории в это время случилось восстание декабристов, и не было времени до таких мелочей. В этой блохе и заключается вся соль сказки

Сам Николай Павлович служит скорее второстепенным, но очень важным героем. О нём известно то, что я уже сказал ранее — его любовь ко всему русскому, его патриотизм. Но разве из одного патриотизма и любви к родине он хочет выковать нечто ремесленное, что бы превосходило английскую блоху? Нет, я думаю, что совсем не из большой любви к народу или большой вере в своих мастеров. Я думаю, что и любовь эта была фальшивая. Быть может, царь и сам верил в то, что он истинный патриот, в отличие от его предшественника, но по его делам можно сказать, что патриотизм для него был скорее прикрытием его самолюбия, эгоизма и любви к победам. Он не ради русского народа хочет превзойти англичан, не ради того, чтобы показать всему миру, как Россия хороша, а лишь для того, чтобы удовлетворить своё желание быть победителем, быть лучшим. Николай Павлович был очень самовлюблённым царём.

Двигаясь по сюжету, можно заметить, что у царя есть особенная черта — он ничего никогда не забывает, помнит всех, кто ему что-то должен. Помнит он прекрасно и про блоху, которую послал вместе с казаком Платовым в Тулу, чтобы тамошние мастера, которые славятся во всём мире, смогли бы превзойти английское изделие. В течение всего ожидания ответа от Платова о проделанной работе Николай Павлович ни на секунду не сомневается в том, что тульские мастера способны на чудо в ремесленной области, но опять же, так ли он верит в русских мастеров или просто жадно хочет верить в то, что выиграет звание страны почётных умельцев у англичан?

Достоверно узнать нам этого, конечно, не дано, но я могу смело утверждать, что в мотивах Николая I, связанных с подковкой английской блохи не было ничего, что действительно соответствовало бы тому патриотизму, который ему предписывается. Он делал всё это лишь для того, чтобы потешить своё эго очередной победой, чтобы порадовать своё тщеславие. Он видит эту победу не чудом тульских мастеров, а чудом своей веры, что будто бы это он создал нечто, что превзошло англичан.

Николай Павлович – персонаж повести Н. С. Лескова «Левша», брат императора Александра Павловича , наследный правитель. Этого героя отличает любознательность, патриотизм и доверие к русскому мастерству. Он является противоположностью своего брата, который был приверженцем всего западного. Тогда как Александр Павлович считал, что английская техника гораздо лучше русской, его брат был уверен, что русские мастера более талантливы и изобретательны. Именно Николай Павлович велел Платову найти лучших мастеровых, чтобы создать из стальной английской блохи нечто достойное большего удивления. Его основная цель – превзойти англичан в мастерстве.

Переделывать блоху вызвались трое тульских мастеров во главе с Левшой . Когда работа была окончена, император с дочерью Александрой Тимофеевной лично проверяли уникальность вещицы. Не заметив вначале ничего необычного в блохе, они были очень расстроены. Однако, посмотрев в «мелкоскоп» заметили, что блоха «на подковы подкованная». Этот факт их очень обрадовал и воодушевил. Более того, оказалось, если присмотреться внимательнее, можно увидеть на каждой подкове «мастерово имя». Чтобы показать искусство русских, он отравил Левшу с блохой в Англию.

Имя Левши в России давно уже стало нарицательным. Так называют искусного мастера, которому нет равных в его деле. Повесть Н. Лескова, которая дала жизнь Левше, вышла в свет в 1881 году в составе сборника «Праведники» и имела полное название «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».

Платов

Казак, родом с Дона, участник войны 1812 года, в которой заслужил награды:

Внешность имеет примечательную – «выдающийся» нос и усы:

Особые приметы: израненные руки:

На момент повествования Платов сопровождает Александра I в европейских поездках:

Персонаж отличается мужеством, которое признают окружающие:

Придворные его не слишком любят:

Кроме того, блестящий военный довольно необразован, с точки зрения тех же придворных, например, он не знает и не хочет знать иностранных языков:

Нельзя, однако, считать казака неучем, так как нежелание изучать языки объясняется его убежденностью в том, что русским это не нужно:

Он вовсе не считает образование бесполезным, более того, полагает его необходимым для русских мастеров:

Придворный убежден, что русское не может быть хуже иностранного:

Он даже может пойти на кражу, если считает, что это будет полезно для России:

Автор наделил персонажа многими чертами, характерными для русского человека. Он хитер:

Не любит, когда создают искусственные трудности, но может искренне посочувствовать:

Терпеть не может ждать:

Ездит он тоже всегда с максимальной скоростью, причем не жалеет ни людей, ни животных:

Если же ему кажется, что дело нарочно затягивают, то становится откровенно жесток:

Легко может обидеть подневольных людей:

При этом он религиозен:

Платов вовсе не картонный персонаж. Несмотря на всю его заявленную в начале повести храбрость, он вполне искушен в придворных правилах, отлично знает крутой нрав Николая I и не только не лезет без необходимости на рожон, но даже откровенно побаивается нового государя:

В конце повести он сетует на то, что:

Анализ повести

По жанру «Левша» — сказ, то есть произведение, стилизованное под фольклорное. Николай Лесков постоянно в своём произведении подчёркивает творческую фантазию и умелость простого русского человека, который проявляет себя в труде. Но народный талант не всегда используется правильно и грамотно, всё зависит от социального строя страны. Поэтому так чётко и ярко выражена социальная тема в сказе о Левше.

Анализ произведения показывает, что автор хорошо знал русскую жизнь. О том, как изготавливается стальная блоха, писатель пишет, используя весёлость, стараясь показать отношения героев к своему ремеслу. Но ведь сказ трагичен по своему сюжету, так как бессмысленно растрачен талант. Левша погибает в одноимённом сказе.

В своём произведении автор поднимает и патриотическую тему, так как главный герой не только не остаётся у англичан, но и перед смертью этот простой человек беспокоится об интересах своей страны и просит передать государю о том, чтобы оружия не чистить кирпичом.

Язык писателя необыкновенно пёстр и современному читателю кажется слишком вычурным. Но зато он прекрасно отражает национальную и историческую стороны жизни русского человека. И в то же время автор упоминает о том, что русские мастера зачастую не имеют хорошего оборудования для своего умения. Так, в сказе они подковали блоху, удивив весь мир, но только теперь она не могла танцевать современные танцы. И автор указывает на русскую отсталость и непросвещённость.

Описание персонажей

Главный герой Левша Лесковым описан с трепетом и любовью. Писателю больно, что не ценят по достоинству таких мастеров в родной стране, хотя они несмотря ни на что готовы работать на благо своей Отчизны, и не предадут свою Родину ради лучшей жизни.

Императоры в рассказе

В повести представлены 2 исторических деятеля: Александр и Николай.

Александр — человек, подверженный влиянию. Он восхищается открытиями англичан, но при этом не замечает отечественных умельцев.

Этот персонаж обладает следующими характерными чертами:

  • разумный;
  • любопытный;
  • расчетливый;
  • эмоциональный;
  • бесхарактерный, так как его легко обмануть.

Император является страстным фанатиком и почитателем Европы, а также всего, что с ней связано. Он не верит в силу и ум своего народа.

Другой государь — Николай — брат Александра. Он любит свою страну и верит в любимых и родных его сердцу русских людей. Считает их лучшими на всей земле.

Ему характерны такие черты:

  • умный;
  • значительный;
  • благоразумный;
  • способен дойти до сути дела;
  • обладает прекрасной памятью;
  • объективный;
  • сдержанный;
  • рассудительный.

Талантливый умелец

Еще одним главным персонажем является трудолюбивый мастер с золотыми руками, которого звать Левша. Он был родом из Тулы. Умелец очень любит свою работу, делает все левой рукой, за что и его назвали таким прозвищем. Внешне он худощав, ходит в потасканной и старой одежде. Герой страдает косоглазием и плохо орудует правой рукой. Несмотря на это, он сделал невозможное: подковал микроскопическую блоху.

Левша был очень беден, поэтому не мог купить себе микроскоп и работал «на глаз». Это усидчивый, терпеливый, трудолюбивый, бескорыстный и спокойный человек. Он истинный патриот своей Родины. Но к сожалению, безграмотный.

Одаренный мастер не жаждал денег, хотя мог продать свое изделие за большую сумму. Он всегда думал о своих родных, был религиозен. Трудности воспринимал как должное, и никогда не держал зла на своих обидчиков.

Другие действующие лица

К второстепенным персонажам можно отнести Платова, Полшкипера и Тульских мастеров.

Платов был предводителем казачьей армии. Он отважен, разумен. Путешествует по западу вместе с Александром. Герой ценит русскую культуру, уважает народ и убеждает своего императора, что русские умельцы уникальны и неповторимы. В каком-то роде он повинен в смерти Левши, из-за того, что не оказал помощи. Да к тому же из-за него мастера отправили второпях к государю и без бумаг.

Полшкипер был англичанином, который разговаривал на русском языке. На корабле он соревновался с Левшой, кто больше выпьет, откуда, прибыв в Россию, ему оказывают почести, заботятся. А вот о своем соотечественнике даже и не думают.

Специалисты из Тулы — талантливые умельцы, профессионалы своего дела. Они показали свои навыки и умения перед английскими знатоками. Продемонстрировали отечественное мастерство, смышленость и способности.

Второстепенные персонажи

Но не только главные герои «Левши» помогают понять основную идею сказа. Второстепенные персонажи также важны для понимания сюжета. Но в произведении совсем нет героинь. Например, тульские мастера, сумевшие подковать стальную блоху, которую можно рассмотреть лишь только под микроскопом. Они показывают не только свой ум и мастерство, но и демонстрируют и русскую смекалку.

Перед тем как приступить к работе, они уединяются и начинают молиться. Они, как и Левша, преданы своей родине, русскому народу и государю. Но страдает и часто погибает русский умелец от вредных привычек, например, от пьянства.

Образ Николая Павловича

Николай Павлович — это персонаж, очень ярко показанный в произведении Лескова «Левша». Однако играет он в данном произведении только роль второго плана.

Как сказано в данной повести, когда брат Николая I умирает — Александр I, то Николай становится новым государем всея Руси. И наследством от брата ему остаётся стальная блоха из английской вороненой стали. Блоху царю передала Елизавета Алексеевна.

Когда он взошёл на престол, он не сразу обратил своё внимание на блоху, так как тут сразу началось в 1825 году восстание декабристов, как говорилось в повести «…было смятение…». И уже только после этого он решил заняться миниатюрным представителем искусства

Занявшись блохой, он поручает Платову, другому герою повести, отвезти блоху к Тульским мастерам оружейникам, что были родом с земли русской. Однако, углубляясь в реальные факты, то встречи не было, так как Николай взошёл на престол в 1825 году, а Платов скончался 1818.

В отличии от своего брата — Александра I, Николай I всегда верил в русских людей. Он возлагал большие надежды на них. Его брат же всегда отпускал слова похвалы лишь иностранцам, которые казались ему лучше русских людей во многом.

Также, Николай I никогда не уступал иностранцам, он просто ненавидел это делать. Всегда с уверенностью твердил о русских умельцах. И они оправдали его доверие и надежды. Он не зря отправил блоху именно тульским мастерам. Они подковали и до того крошечную английскую блоху.

Однако, эта работа была в большой части сделана лишь для того, чтобы император смог удовлетворить своё самолюбие, доказать себе самому еще раз, что не только английские мастера на что-то способны, но и простые русские люди готовы сделать то, чего не могут иностранцы. Как человек сам по себе он очень тщеславен. Он знает что русские люди его не обманут и справятся с поставленной задачей. Но с другой стороны — есть ли у них выбор? Подвести всё царство, усомниться в своих способностях и подвести царя, или же помочь Николаю удовлетворить свои потребности в вере в русских и показать потом английским мастерам своё искусство? Жаль только, что не сильно тогда уж и много платили за проделанную работу.

А Николай I еще долгое время помнил об этой блохе, так как он обладал хорошей памятью. Он тогда смог доказать, что не только зарубежные мастера много стоят, но и русский народ способен иногда на такие вещи, на которые другие не способны. И разве не в этом прелесть?

Глава 14

Левша добавил, что на подковках выгравированы имена мастеровых. На вопрос, где его имя, парень объяснил, что он делал гвозди, которыми подковы прибиты, а они мелкие, там имя не поставить. Царь поинтересовался, где оружейники взяли такой мелкоскоп. Левша объяснил, что нет у них никакого оборудования, глаз прицелен так, что видит мелкие детали без микроскопа. Атаман извинился перед мастеровым, дал 100 рублей. Николай решил отправить блоху назад в Англию. Курьер был выбран из ученых, знавших языки. Левша должен был находиться вместе с ним, чтобы показать работу и мастерство русских. Тульского оружейника переодели, отправили за границу.

Сочинение — Образ и характеристика Николая Павловича в рассказе Левша. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ героев произведений

Император Николай Павлович является одним из второстепенных персонажей в повести Лескова «Левша». Николай Павлович – это  полная противоположность своему  брату, государю Александру Павловичу. Александр Павлович иронично относился к своему народу, он был ярым сторонником и приверженцем всего заграничного. Государь всегда восхищался западными мастерами, и недооценивал собственных мастеровых.  В отличие от своего брата, Николай Павлович был истинным патриотом своего отечества. Великий император никогда не признавал превосходства заграницы, он был твердо уверен, что российские мастеровые во всем талантливее и изобретательнее зарубежных мастеров. Он был уверен в русских людях, и не привык хоть в чем-то уступать иностранцам.

Когда Николай Павлович пришел к власти, он не обратил на оставленную ему братом блоху особенного внимания, сочтя ее за какой-то пустяк. Но, когда придворные хотели ее выбросить, он воспротивился, думая, раз брату она была дорога, значит, что-то означает. Император приказал узнать, что это за вещь. Об этом переполохе услышал Платов. Он пришел к государю, и объяснил происхождение этой блохи. Когда блоху завели, и она стала выделывать коленца, Платов сказал государю, что ее надо показать русским умельцам, а они-то уж сумеют переплюнуть англичан, которых так восхвалял Александр Павлович. Такое мнение пришлось по сердцу государю. Он приказал Платову отвести коробочку с блохой русским мастерам, с твердой надеждой на их мастерство.

Когда тульские мастера вернули Платову все ту же блоху, он усомнился в их работе, и передал государю со словами, что умельцы ничего не сделали против англичан. Но, в отличие от него, Николай Павлович был уверен, что туляки его не подвели. После того, как выяснилось, что мастера умудрились подковать английскую блоху, государь еще больше уверовал в превосходство и изобретательский талант русского народа. Он повелел доставить подкованную блоху в Англию, чтобы те убедились в могуществе россиян. Государь Николай Павлович был горд за свою великую страну, где простые мастеровые, без всяких инструментов, способны совершить настоящее чудо, и утереть нос высокомерным англичанам.

В повести Лескова, правитель отечества показан твердым и решительным самодержцем, любящим свою землю и свой народ, и борющийся за превосходство России над иностранными государствами.

Вариант 2

В произведении Н.С. Лескова «Левша» Николай Павлович является второстепенным персонажем, который существенно влияет на сюжет рассказа. Император выступает противоположностью другому персонажу – своему брату Александру Павловичу, который, будучи государем, весьма специфически относится к народу, над которым имеет власть. Герой не обделен долей иронии к происходящему вокруг него, он человек западных взглядов, устои и традиции родной страны ему претят. Это мы видим во многих его словах и действиях, например, свои мастеровые ему кажутся менее искусными, ежели мастера заграничные. А Николай Павлович, напротив, видит настоящий талант только в российских профессионалах, они, по мнению великого императора, обладают куда большим талантом и изобретательностью. В русских людей он видит стойкость, неподвластную иностранцам. Они ни в чем не уступают людям из-за границы.

Придя к власти, Николай Павлович видит блоху, оставленную ему братом. Однако он не обращает на нее должного внимания, для него этого простая безделушка. Однако, когда придворные собираются ее выбрасывать, он запрещает это делать. Ведь раз брату блоха была дорога, значит что-то в ней есть. Император приказывает придворным узнать об этой вещице. И вскоре к Николаю Павловичу приходит Платов, который рассказывает государю о происхождении блохи. Ее заводят маленьким ключиком, и блоха начинает скакать по столу. Платов советует показать блоху русским мастеровым, может они сумеют сделать с ней нечто такое, что несомненно удивит англичан, к которым государь относился с огромной симпатией. Государь соглашается и Платов относит коробочку с блохой к российским мастерам.

Вскоре тульские мастера возвращают блоху Платову. Он показывает ее Николаю Павловичу, и говорит, что, местные умельцы, по всей видимости, не смогли ничего противопоставить иностранцам. Но государь уверен, что отечественные мастера его не подвели. И вскоре выясняется, что они сумели сделать практически невозможное – они подковали механическую блоху. Николай Павлович еще больше уверовал в талант русских людей. Он приказывает отправить блоху англичанам, чтобы те поняли, на что способны русские мастера. Государь остается горд за свою страну, за русских людей, которые без каких-либо инструментов, сумели смастерить настоящее чудо техники и утерли нос высокомерным иностранцам.

Мы видим, что в рассказе Николай Павлович показан настоящем патриотом своей родины, он тверд, решителен и полон любви к своему народу, к людям, населяющим его страну.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: