Вероисповедание
Калмыки не имеют одного преобладающего направления в вероисповедании, так как их история полна кардинальных изменений. Существует три ветви, к которой принадлежат в какой-то мере все представители народа, однако есть и ярые почитатели одной их этих религий:
- шаманизм;
- буддизм;
- православное христианство.
Изначально в поселениях преобладало почитание сил природы, из чего выходила вера в существование посвященных людей, говорящих с духами и повелевающих им. Шаманы есть здесь и до сих пор, однако в подлинности большинства стоит задуматься — для некоторых это лишь повод заработать на легковерных туристах.
В XVII веке на территорию, где живут калмыки, пришли просветители из Тибета, чтобы принести поселенцам буддизм и ламаизм. На сегодняшний день действительно весомый процент населения продолжает быть верным этой религии, что удивительно для части европейской страны.
Со временем Российская империя стала проявлять больше интереса к этой местности, а следовательно и ее жителям. Монорегилия на большей части территории уже проявила себя, как целительный пластырь на разобщенной земле, поэтому и здесь начали прививать православие.
Уже советская власть окончательно отвергла буддийское духовенство, построила на территории Астраханской губернии возле калмыков христианскую семинарию, и ввела поощрительные санкции для тех из них, кто примет новую веру. К примеру, таким людям было разрешено переехать жить и работать в другие края родины.
Ключевую роль в принятии православия сыграло то, что в духовных училищах преподавали грамоту, готовили к церковной службе и работе просветителем. Личностный рост калмыка стал зависим от вероисповедания, поэтому его стали принимать массово. Однако на деле, как и по всей России, традиции и религия предков не исчезли, а лишь смешались с «новыми правилами».
Поля тюльпанов и цветочный фестиваль
Поля тюльпанов и цветочный фестиваль.
10
Жители богатой на природные чудеса республики Калмыкии умеют тонко чувствовать красоту. Из обыденного, казалось бы, природного явления – цветения тюльпанов – они сделали настоящее событие, ежегодный фестиваль цветов. Проходит он всегда в апреле, когда поля буквально усеяны тюльпанами разных расцветок – красными, белыми, желтыми. Вблизи полей разбивают экологические стоянки, обустраивают этнические кафе.
В программу развлечений входят:
- Музыкальные концерты;
- Конные прогулки;
- Полеты на дельтапланах;
- Лекции и беседы.
Считается, что только на территории Калмыкии тюльпаны произрастают в естественных условиях, без вмешательства человека. Несмотря на охранный статус, некоторые виды тюльпанов стремительно исчезают. Рвать цветы, разумеется, запрещено, вредить им как-то иначе (например, ездить через поля на автомобиле) тоже.
Местные рассказывают, что в степи можно встретить также уникальный черный тюльпан. Если такое случится, касаться его нельзя, нужно просто загадать рядом с ним желание, и оно сбудется.
Адрес: Уралан, Республика Калмыкия, Россия.
Традиционный быт
Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.
Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы.
Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.
В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.
Рассказ о калмыкии. Факты:
КАЛМЫКИ, хальмг (самоназвание, по-видимому, от тюркского термина, буквально — «остаток», обозначающего ойратов, не принявших ислам; есть и другие версии), народ в России, Основное население Калмыкии .
По данным Переписи населения 2002 года в России живет 174 тысячи калмыков, в том числе в Калмыкии 156 тысяч человек. Живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США, во Франции, в Швейцарии, Германии и др. По данным Переписи 2010 года в России живут 183372 калмыка.
Язык калмыцкий монгольской группы алтайской семьи.
Основная часть верующих — буддисты (ламаизм, школа гелугпа), часть — православные.
Основу традиционной экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). В середине 19 века с возникновением стационарных посёлков Калмыки начали разводить свиней. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со 2-й четверти 19 века разорившиеся Калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. На землях Калмыкии сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён). В середине 19 века возникает садоводство, с начала 20 века — бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на Сарпинской низменности.
Развиты художественные ремёсла — вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных Калмыков).
Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте
Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте.
13
Когда-то на месте буддийской святыни в Элисте находился завод. После визита в город далай-ламы в 2004-м году, здесь основали буддийский храм (хурул), который духовный лидер освятил перед возвращением в Тибет. В высоту обитель составляет 56 м, внутри расположена 12-метровая скульптура Будды, самая большая в Европе.
Попасть на территорию храма можно через южные ворота. Вокруг обители построено 17 пагод со скульптурами. Установлены и многочисленные молитвенные барабаны: считается, что если помолиться возле них и покрутить барабаны, молитва быстрее достигнет небес и будет услышана. У лестницы, ведущей в храм, установлена статуя Белого старца – калмыцкого божества.
Золотая обитель роскошна и снаружи, и изнутри; стены украшены росписями. На первом ярусе действует библиотека, читальня и конференц-зал. На втором расположен молельный зал и статуя Будды. При храме работает сувенирный магазин, где продают украшения и благовония.
Адрес: Золотая обитель Будды Шакьямуни, Элиста, Калмыкия, Россия.
Появление калмыков
Формирование калмыков приходится на конец XVI столетия. В те времена часть ойратских племён, прежде населявших Джунгарию, отделяется от основной массы. Перемещение общин происходит в сибирские пределы — вдоль рек Иртыш, Омь, Ишим. Со временем кочевники перемещаются к юго-западным землям, занимая территории у Волги и Прикаспия. Именно там, как считает большинство историков, и происходит зарождение калмыков.
Но что заставило часть племён отправиться к новым неизвестным землям? На этот счёт есть разные мнения. Ойраты занимали немалые территории, а потому со временем стали нуждаться в новых пастбищах и местах проживания. Вероятно, это и стало основной причиной отделения группы, что в дальнейшем дало начало калмыцкому народу.
Междоусобные войны также сыграли немалую роль в вытеснении значительной части общин. Однако воевать предкам калмыков пришлось и по пути к своей новой родине. В процессе переселения происходили столкновения с ногаями, казахами, башкирами.
Г.Лучинский «Калмыки на Иртыше в XVI веке» (светло-зеленый цвет)
Независимость калмыкии. История административных границ Калмыкии.
Калмыкия занимает обширную степную территорию Южного Федерального округа. Однако население Калмыкии составляет всего 278 тысяч человек. Изменение административных границ. Калмыцкие земли в царской России.В составе Астраханской губернии для кочевого калмыцкого населения были выделены обширные земли на которых действовало местное самоуправление. Советский период. Карта Автономной Калмыцкой области в составе РСФСР. 1928 год.В период 1944-1958 гг Калмыкия была ликвидирована.Территория бывшей Калмыцкой АССР была поделена между соседними областями. Большая часть территории отошла к Ставропольскому краю и Астраханской области. На освобождённых от калмыков землях была проведена русификация.Флаг Калмыцкой АССР 1958-1991 гг.В 1958 году Калмыцкая АССР была восстановлена.После реабилитации калмыцкого народа и его возвращения из мест депортации начался процесс дерусификации. Изменение названий населённых пунктов по районам. Целинный район — Степной район (1944-1957гг) Элиста — Степной (1944-1957гг)Аршан — Садовый (1958-19??гг)Овата — Балковский (1950-1961гг)Верхний Яшкуль — Западный (1944-1961гг)Чагорта — Дружный (1946-1958гг)Найнтахн — Прудовый (1944-1990гг)Бургуста — Лозовой (1944-1958гг)Чонта — Белореченка (1950-1968гг)Зегиста — Ковыльный (1944-??)Заагин Сала — Свободный (1944-??)Бор-Нур — Большой (1946-1958гг)Гашун-Булг — Белокаменский (195?-1957гг) Кетченеровский район — Приозёрный район (1958-1990гг)Кетченеры — Советское (1963-1990гг), Сухотинский (1944-1963гг)Шатта — Северное (195?-1964гг)Кегульта — Садовое (1947-1964гг)Гашун-Бургуста — Партизанский (1961-1991гг), Обильный (194?-1961гг)Тугтун — Привольный (1952-1961гг)Алцынхута — Заливной (1952-19??гг) Каспийский район (1958-1995гг) Лагань — Каспийский (1944-1991гг)Джалыково -Михайловка(до 1964гг) Малодербетовский район Тундутово — ГородовиковоХаната — Камышевка (1944-195?)Зурган — им. Куйбышева (1944-195?)Ики-Манлан — Краснодорожный (1944-195?) Юстинский район Цаган Аман — Бурунный (1952-1961гг)Юста — Трудовой (1944-1961гг)Барун — Присарпинский (194?-195?гг)Бергин — Полынный (1946-1990гг)Татал — Раздольный (194?-196?гг)Харба — Первомайский (1944-196?гг)Чомпот — Пустынный (194?-196?гг) Черноземельский район Ачинеры — Черноземельский (195?-1990гг)Нарын Худук — Черноземельское (194?-196?гг) Яшалтинский район — Степновский район (194?-1957гг)Яшалта — Степное (1945-1956гг), Эсто-Хагинское (1877-1945гг)Эсто-Алтай — Эстонский (194?-195?гг)Бага-Тугтун — Камыши (1949-196?гг)Эркетен — Эркетино (194?-195?гг)Ики-Чонос — Волково (1949-196?гг) Яшкульский район Яшкуль — Песчаное (1944-1958гг)Чилгир — Лиманный (1944-1961гг)Улан Эрге — Красный (1944-1961гг)Гашун — Подгорный (195?-198?гг)Цаган-Усн — Беловодный (1944-1961гг)Хулхута — Придорожный (1944-1961гг)Хар-Толга — Кировский (1956-1989гг)Утта — Путевой (1944-1961гг)Тавн-Гашун — Холмистый (1956-1961гг) Сарпинский район Годжур — Песчаный (194?-19??гг)Ик Заргакин — Заря (194?-198?гг) Приютненский район Ульдючины — Ленинск (194?-1966гг) Октябрьский район Цаган-Нур — Приозерный (1944-1978гг)Чарлакта — Озёрный (195?-19??гг), Полевое (1944-195?гг)Босхачи — Южный (195?-19??гг)Официальный флаг Калмыкии с 1993 года.Современная карта республики Калмыкия Дерусификация в российский период.
История Калмыкии и калмыков
История калмыков как народа начинается с конца 16 века, когда племена ойратов разделились на три части, одна из которых переместилась из Центральной Азии на территорию современной республики Калмыкии, где и закрепилась в составе России в 1609 году.
Первое время сопровождалось частыми войнами, в том числе междоусобными, изменениями границ и кочевническими передвижениями. Периодически калмыки присягают на верность России, но часто нарушают соглашения, нападая на русских. Но примерно с конца 18 века начинается спокойная жизнь в составе России.
В 1917 году была образована так называемая Степная Область калмыцкого народа, а в 1920 году – Калмыцкая Автономная Область, которую через 15 лет преобразовали в Калмыцкую АССР.
1943 год был одним из самых мрачных в истории калмыки – Калмыцкая АССР упраздняется, её территория отходит к Астраханской области, а практических всех калмыков депортируют (в основном в Сибирь).
Лишь через 14 лет калмыки вновь возвращаются на родину, а в 1958 году восстанавливается Калмыцкая АССР, которую в 1992 переименовали в Республику Калмыкия.
История
Происхождение калмыков связано с историей завоеваний Чингисхана. Его Монгольское царство распространилось на всю Среднюю Азию, а очередные набеги открывали новые пути для поселения. Тогда еще племя под названием ойраты, они населяли Половецкую степь. Позже она получила новое имя в честь народности.
Ойраты служили хану и покорно исполняли свой долг перед войском, отдавая свои жизни в военных походах на Киевскую Русь, Кавказ, Китай, Корею и другие азиатские страны. Именно относительно военного ремесла, которым занималось подразделение, в народе и возникли этногруппы. Все дело в том, что передавались они от отца к сыну:
- торгоуты – это личная охрана высокопоставленных лиц, монгольских ханов;
- хошеуты шли на передовой в числе войска;
- дербеты – это конная армия и другие.
В один момент горячая кровь монгол вскипела и они отделились от Царства Чингисхана, что было привычным делом в то время. Актуальность распределения «кланов» на сегодняшний день не сохранилась, но в свое время привела к появлению улусов — поселений, образовавшихся относительно этнической группе. Своего рода населенные пункты тогда еще кочевников были отдалены друг от друга, но вместе составляли Калмыцкое ханство.
После революции Калмыкия окончательно стала частью России, лишь в 1929 году под эгидой коммунистов получив право называться автономной областью. Однако влияние идеологии привело к насильственному отказу от религии, а затем и переселению с родной территории во все концы страны. На их место поселили русских, и только в 1953 году они смогли вернуться в родные края. После 1984 начала возвращаться и вера (легальная регистрация храмов). Сначала христианская (православие, пятидесятники, баптисты), затем и буддизм.
Видео расскажет больше о причинах депортации:
Достопримечательности, развлечения и экскурсии Калмыкии
Нужно признать, что большим разнообразием природа Калмыкии не отличается — в основном это знаменитые «калмыцкие степи», но это не значит, что тут нет достопримечательностей. Тем не менее начинать знакомство с этой степной страной лучше с ее столицы — небольшого, но красивого города с поэтичным названием Элиста. Город был основан в конце 19 века, и сегодня в нем проживает всего около 100 тысяч человек. Сам город — уникальное явление, возвышающееся в степи.
Элиста — город с буддистским колоритом, чистыми и уютными улицами и невероятными зданиями. Так, например, здесь находится крупнейший в Европе буддистский семиуровневый храм Золотая обитель Будды Шакьямуни с самой крупной на континенте статуей Будды высотой в 12 метров!
В Золотой обители хранится множество реликвий, например, одежда Далай-ламы XIV и волосы Ламы Цонкапы. На первом уровне находятся музей, конференц-зал и библиотека, на втором — статуя Будды, покрытая сусальным золотом и инкрустированная бриллиантами, выше — комнаты индивидуального приема, резиденция главы буддистов, резиденция Далай-ламы XI и хозяйственные помещения, а на самом последнем этаже находится комната для медитации, куда есть доступ только монахам.
Элиста — Калмыцкий хурул
Большое Яшалтинское озеро
Среди природных достопримечательностей Калмыкии нельзя не сказать об уникальном Большом Яшалтинском озере. По лечебным свойствам его способно превзойти только, наверное, Мертвое море. И несмотря на то, что вокруг озера не курортные города, а степь да ковыль, большое количество россиян приезжает к нему, чтобы поправить свое здоровье — от лечения респираторных заболеваний до болезней репродуктивной функции и с целью омоложения. Тем более что недавно здесь был построен современный лечебный центр, на сегодняшний день — один из лучших в списке российских здравниц.
По лечебным свойствам Яшалтинское озеро способно превзойти только, наверное, Мертвое море.
Заповедник «Черные земли»
Между Волгой и Кумой расположен калмыцкий природный заповедник «Черные земли» площадью в 121 тысячу гектаров.
С 1990 года эти земли считаются государственным биосферным заповедником с целью сохранения уникальной природы этих земель от экологической катастрофы, например, ради спасения популяции сайгаков.
Здесь же, на территории заповедника, находится озеро Маныч-Гудило, где охраняются зимовки и гнездовья лебедей, пеликанов, дроф и других редких птиц. На территории озера расположено 12 островов, путешествуя по которым вы сможете полюбоваться птицами заповедника и красивыми ландшафтами дикой природы.
Сити-Чесс
Если вы являетесь поклонником современных достопримечательностей, то обязательно посетите район Сити-Чесс. Прообраз этого уникального района — проект Нью-Васюки Остапа Бендера, героя романа «Двенадцать стульев». Он был возведен в 1998 году в качестве комплекса для проведения XXXIII Всемирной шахматной олимпиады. Олимпиада прошла, а «Город Шахмат» и по сей день радует жителей и гостей города. В центре комплекса находится огромный Дворец шахмат, где, собственно, и проводилась олимпиада. Сегодня в нем расположены спортзалы, офисы и кафетерии. Площадь комплекса застроена небольшими коттеджами, что создает впечатление, словно вы находитесь не в столице Калмыкии, а в европейском городке с милыми домиками и ухоженными газонами. Территория района украшена интересными скульптурами, а еще здесь имеется даже небольшой православный храм Георгия Победоносца, идеально вписывающийся в архитектурное настроение комплекса.
Цаган Аман
Почти в 300 км от Элисты находится удивительно место под названием Цаган Аман. В древности оно служило традиционным форпостом для переправы через Волгу для скифов, печенегов, половцев и других народов, населявших эти земли, и получило название «Белые ворота». Здесь же находится прекрасный храм — Цаган-Аманский хурул, установленный в начале 90-х годов рядом с домом, в котором когда-то проживал и служил лама Тугмюд-гавджи. Этот храм — прекрасный экземпляр буддийского зодчества с изящной пагодой с золотистой крышей, украшенной деревянной резьбой. На стенах храма висят иконы с изображением богини-защитницы Зеленой Тары, дарующего здоровье Будды Манлы и других буддистских божеств, привезенные из Монголии и Тибета, а также бронзовые скульптуры, выполненные мастерами из Непала.
Республика Калмыкия — красивый и интересный край, непохожий на большую часть российских городов и областей, что делает его еще более интересным для путешествия.
Праздники
В основном праздники калмыков связаны с буддизмом, но есть и те, которые не относятся к религии.
Необычные даты
Существуют многочисленные памятные даты, которые являются официальными, но известны только в пределах Республики Калмыкия. Например, широко известен День поэзии, отмечаемый 13 марта. А каждую третью субботу мая тут празднуют День калмыцкого чая. 15 апреля в Калмыкии известен как День степи. Это памятная дата, посвященная защите окружающей среды и в особенности тюльпанам, которые составляют одну из самых красивых природных особенностей Калмыкии. На фестивале тюльпанов можно принять участие в различных конкурсах. Здесь проходят соревнования по борьбе и стрельбе из лука, а также гонки на верблюдах и дегустация блюд национальной кухни.
Цаган Сар
Если говорить о праздниках, имеющих народное значение, то на первое место можно поставить Цаган Сар, или «Белый месяц». Это калмыцкий новый год. Он знаменует собой окончание зимнего периода и приход весны. Дата праздника вычисляется по лунному календарю
До наступления этого важного дня калмыки прибираются в доме, готовят кушанья и наряжаются. Особым элементом женского костюма являются черные бархатные чехлы для волос
В ходе праздника мужчины забивают барана, а во время праздничного застолья калмыки пьют традиционный чай, поздравляют друг друга и произносят благословения — йорялы.
День рождения Чингисхана
Точная дата рождения на свет мальчика Тэмуджина, будущего великого объединителя монгольских племен, неизвестна. Считается, что Чингисхан появился на свет в первый день первого месяца по лунному календарю в 1162 году. Помимо Калмыкии, эта дата считается праздничной и в Монголии. Там этот праздник с 2012 года является государственным и называется «Днем гордости Монголии». Что касается Калмыкии, то в этот день в Элисте обычно проходят лекции, посвященные знаменитому правителю, а также интерактивные выставки, доступные для всех желающих.
Буддистские праздники
Пожалуй, самым главным днем для калмыков, придерживающихся буддизма, является Зул. Этот праздник объявлен в республике национальным. В этот день зажигаются костры, которые символизируют собой уход в вечность Цзонхавы, одного из важнейших учителей этого вероучения. В 2023 году Зул будет отмечаться 7 декабря, то есть на 25-е сутки десятого лунного месяца.
Также существует День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Этот день празднуется в марте и связан с победой основателя буддизма над представителями лжеучений. 29 мая отмечается день рождения, просветления и ухода в паранирвану принца Гаутамы, позже ставшего Буддой. Верующие калмыки собираются в храмах на молитву во время Первого поворота колеса учения. Эту дату определяют по лунному календарю в июле.
Источник tegrk.ru // День рождения Будды в Калмыкии
Лхабаб Дуйсэн — праздник, который также очень важен для калмыков. Считается, что в этот день Будда снизошел на землю с неба Тушита, предназначенного для праведников, для того чтобы воплотиться в последний раз. В нынешнем году этот праздник будут отмечать 4 ноября.
И, наконец, самая новая дата среди всех памятных дней — день рождения Далай-Ламы 6-го июля. Это единственный буддистский праздник, который отмечается по европейскому календарю и связан с молитвами о здоровье и долгой жизни лидера школы Гелуг, родившемуся в 1935 году.
История калмыков
Предки современных калмыков появились на родных степях не слишком давно, однако их история уходит корнями в далёкую древность. Истоки этого народа начинаются в Азии. Калмыцкие племена стали ответвлением древнего кочевого этноса – ойратов.
Объединение самых разных племён, проживавших в Центральной Азии, происходит благодаря Чингисхану. Ойраты были из числа народностей, что оказывали поддержку монголам. Многие представители этих племён участвовали в военных походах на русские земли, Кавказ, Азию.
Калмыки в XVII веке
При правлении монгольского хана у оратов появляются подразделения, в которых обязанности передавались по наследству. Такая военизированная структура даёт начало появлению новых этнических образований, что в дальнейшем превращаются в достаточно крупные племена.
В наше время обязанности предков уже не исполняются субэтносами калмыков. Причина этого кроется в функциях – они представляли военное направление. Например, среди подгрупп народа есть племена торгоутов.
Много веков представители этих общин занимались охраной ханов и знатных монголов. Другая ветвь, дербеты, напротив, активно участвовала в боях, причём представляла собой конное войско.
После распада империи Чингисхана ойраты отказались подчиняться Великому монгольскому кагану. Во-первых, правители были уже не те, что раньше, во-вторых, сам народ начал ощущать собственную силу. Это становится началом самоопределения калмыцкого этноса. Их предки в XVII веке занимают степь, получившие в дальнейшем название Калмыцкой. Сегодня же потомки тех завоевателей продолжают развивать свою культуру и сохранять традиции.
Кухня
Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:
Среди всех республик и стран мира уровень потребления мяса на душу населения в Калмыкии самый высокий, свыше 100 килограмм в год.
Дотур. Наваристый суп из бараньих потрохов. Берутся почки, печень, кишки барана, тушатся в казане вместе с салом, кровью, молоком. Затем смесь заливают бульоном, варят. Подают с репчатым луком.
Бёриги. Это калмыцкие пельмени. Делают из рубленого бараньего фарша с луком. По форме они напоминают пирожки и гораздо крупнее, чем в русской кухне.
Борцоки. Лепешки, обжаренные в жиру. Заменяют хлеб. Их едят с первыми и вторыми блюдами, чаем.
Кюр. Запеченный в углях бараний желудок с начинкой из мяса этого животного.
На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.
Население и экономика Калмыкии
В республике три города: Элиста, Лагань и Городовиковск и 13 административных районов. Общее население – менее 300 тыс. человек. Как того и следует ожидать, большинство населения – калмыки, также много русских. Представлены и другие национальности, в основном жители других южных республик.
Экономика Республики Калмыкия развита слабо, промышленность в основном сконцентрирована в добыче полезных ископаемых (нефть и природный газ), присутствует машиностроение, металлообработка и производство стройматериалов.
Сельское население занимается выращиванием зерновых культур, овощей и бахчевых культур, а также животноводством и производством шерсти.
Географическое положение[]
Республика Калмыкия располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Протяженность территории с севера на юг — 640 км, с запада на восток — 480 км. В северо-восточной части республики протекает река Волга (12 км). На юге республики на границе со Ставропольским краем расположено Чограйское водохранилище, на востоке — Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс. кв. км.
Граничит Калмыкия на юге со Ставропольским краем, на юго-востоке — с Республикой Дагестан, на севере — с Волгоградской областью, на северо-востоке — с Астраханской областью, на западе — с Ростовской областью.
По административно — территориальному делению, принятому в Российской Федерации, регион Калмыкии имеет официальное наименование — Республики Калмыкия с административным центром в г. Элисте. Регион расположен в зонах степей, полупустынь и пустынь и занимает территорию с общей площадью 75,9 тыс. кв. км., что больше территории таких государств в Западной Европе как Бельгия, Дания, Швейцария и Нидерланды вместе взятые. Республика находится на юго-востоке европейской части Российской Федерации. Ее координаты составляют 44о50 и 40о10 восточной долготы и 41о 40 и 47о35 северной широты. Протяженность территории республики с севера на юг 448 км., а с запада на восток — 423 км.
На территории Калмыкии условно выделяются три природно-хозяйственные зоны: западная, центральная и восточная. Западная зона охватывает территории Городовиковского и Яшалтинского районов, центральная зона — территории Малодербетовского, Сарпинского, Кетченеровского, Целинного, Приютненского и Ики-Бурульского районов, восточная — территории Октябрьского, Юстинского, Яшкульского, Черноземельского и Лаганского районов. Наиболее благоприятной по почвенно-климатическим условиям является западная зона.
Весьма крупной специфической территорией восточной зоны являются так называемые Черные земли.
С юга территория Калмыкии ограничена Кумо-Манычской впадиной и реками Маныч и Кума, в юго-восточной части омывается Каспийским морем, на северо-востоке на незначительном участке граница республики подходит к реке Волге, а на северо-западе расположена Ергенинская возвышенность. В пределах территории республики северная часть Прикаспийской низменности называется Сарпинской низменностью, а в ее южной части находятся Черные земли. Господствующим типом рельефа республики, занимающим большую часть ее территории, являются равнины.
Климат республики резко континентальный — лето жаркое и очень сухое, зима малоснежная, иногда с большими холодами. Континентальность климата существенно усиливается с запада на восток. Средние температуры января по всей республике отрицательные: от −7о…-9о в южной и юго-западной ее части до −10о … −12о на севере. Самые низкие температуры иногда достигают −35о и выше в северных районах. Особенностью климата является значительная продолжительность солнечных дней в году — 280. Продолжительность теплого периода составляет 240—275 дней. Средние температуры июля составляют 23,5о — 25,5о. Абсолютный максимум температуры в жаркие года достигает 40о — 44о.
Повышение температуры воздуха наблюдается с севера на юг и юго-восток территории республики. В зимний период бывают оттепели, в отдельные дни — метели, а иногда образующийся гололед наносит ущерб сельскому хозяйству, вызывая обледенение травостоя пастбищ и озимых культур.
Специфической особенностью территории республики являются засухи и суховеи: летом бывают до 120 суховейных дней. Регион является самым засушливым на юге европейской части России. Годовое количество осадков составляет 210—340 мм. По условиям влагообеспеченности в республике выделяются четыре основных агроклиматических района: очень сухой, сухой, очень засушливый, засушливый.