Детальный разбор произведения
Прежде чем провести анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К морю», необходимо отметить, что анализируемое произведение не что иное, как монолог в форме обращения лирического героя.
История создания
С самого раннего детства поселилась в душе будущего поэта Пушкина любовь к природе. Это чувство крепло с годами и нашло своё художественное выражение в творчестве автора. Но к реалистическому изображению природы в своих произведениях Пушкин пришёл не сразу. Стихотворение «К морю» является одним из его последних творений в духе романтизма. Поэтому можно смело сказать о том, что эта работа стала завершающей в эпохе романтических идеалов автора.
История создания стихотворения «К морю» началась ещё в 1820 году, когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. По настоянию поэта из Кишинёва его перевели в Одессу, где и произошло его знакомство с морем. «Необузданная стихия» сразу же пленила молодого мужчину своей свободой и величием, оставив самые яркие впечатления. С того момента набережная стала излюбленным местом Пушкина. Уже в 1824 году поэт получил разрешение на возвращение в родные края. Накануне отъезда он начал работу над стихотворением «К морю». Закончил же свою работу над ним он уже будучи в Михайловском.
Поэтический жанр
Жанр стихотворения «К морю» являет собой философическую элегию. В произведении весьма ярко выражены элегические черты. Причём они объединяют три жизненные сферы — философскую, историческую и биографическую.
Основная тема
Главная тема стихотворения «К морю» являет собой великолепие и мощь морской стихии. В контексте этого автор поднимает проблемы мятежного свободолюбия, нежной любви и пылкой страсти. Художественное изображение моря сочетается в кратких рифмованных строках с размышлениями поэта обо всех сложностях судьбы ссыльного. Мятежная стихия пленила Александра Сергеевича Пушкина потому, что очень уж была близка ему по духу.
Смысл стиха можно условно разделить на следующие части:
- Восхищённое обращение к морю.
- Повествование о том, какие чувства были пережиты у моря.
- Воспоминания об известных исторических событиях и людях, ассоциирующихся с морем.
Оставшись один на один с морем, лирический герой проявляет предельную честность с самим собой, без пафоса и лицемерия. Он не скрывает того, что пытался покинуть берег, но не решился, в силу того, что был очарован страстью. Эти строки в какой-то степени указывают на трепет чувств к Лизе Воронцовой.
Далее в монологе кратко фигурируют образы известных в истории людей. Сначала в сознании героя всплывает мысль о Наполеоне. Есть в стихотворении и строки, посвящённые Байрону, которого поэт называет не иначе как гением.
Пушкин как бы связывает с морем людей, которые отличались любовью к свободе. Свободная стихия и свободный человек сильно отличаются друг от друга. При всём своём желании человек не может быть таким же свободным, как море.
Елизавета Соколова
В начале стихотворения доминирует личностный, в какой-то степени даже биографический смысл. Элегический мотив печали возникает у поэта при расставании с морем. Далее в тексте преобладают философские размышления Пушкина. В них море выступает в роли «свободной стихии», сравнимой с душой человека. Автор проводит параллель между своенравием человека и океана. Это отчасти верно, ведь оно может быть и тихим, и бушующим, как и человек со своими душевными порывами.
Свободная стихия не зависит от внешних обстоятельств, никогда и никому не подчиняется, в отличие от человека, который зависит от многих факторов. Пушкин в написании стихотворения противопоставил себя, зависимого и несвободного человека, «свободной стихии». Он печалился, потому что в дальнейшем ему не предвиделось увидеть красоту моря.
Олег Штурмак
Актуальность
Мечта человечества о свободе не растворилась во времени, поэтому стихотворение Пушкина «К морю» продолжает быть актуальным.
Все мечтают о том, чтобы жизнь не ограничивалась внешними обстоятельствами, узкими заданными рамками, людьми, с которыми неприятно общаться.
Море символизирует абсолютную полноту душевной жизни, силу внутренних устремлений, тягу к совершенству.
Люди каждый год отправляются к морю не только для того, чтобы полежать на пляже, но и для того, чтобы наполниться древней силой моря, его энергией и мудростью. Эти свойства «свободной стихии» навсегда воспеты Пушкиным.
Использование аллегории и гиперболы
В стихотворении «К морю» Александр Пушкин использует различные литературные приемы, в том числе аллегорию и гиперболу. Аллегория — это образ, который символизирует какое-то абстрактное понятие. В стихотворении Пушкина море выступает в роли аллегории, оно символизирует жизнь, которая несется вперед, не останавливаясь ни перед чем. Гипербола — это преувеличение, которое используется для усиления эмоционального воздействия на читателя. В стихотворении Пушкина мы видим использование гиперболы в строке «И ветер к ним летит с волною бегущей». Здесь автор преувеличивает скорость ветра, чтобы подчеркнуть его мощь и силу. Использование аллегории и гиперболы в стихотворении «К морю» помогает Пушкину передать свои мысли и эмоции, а также усилить воздействие на читателя.
Композиция
Композиционно можно поделить стихотворение на несколько частей. Это можно объяснить тем, что поэт начинал его писать, еще находясь в Одессе, а закончил уже вдали от Черного моря.
- В первой части герой восхваляет и восхищается морем: «Ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой».
- Далее отметим ностальгические настроения героя, который с грустью вспоминает, как он бродил по берегу и наслаждался каждой минутой, проведенной с морем. Поэт упоминает и образ Наполеона, также и образ Байрона, но уже не называет его.
- Закончив с теплыми воспоминаниями, Пушкин переходит к прощанию: «Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы…».
Композиция
Мне нравитсяНе нравится
Композиция стихотворения “К морю” Александра Сергеевича Пушкина представляет собой интригующий монолог лирического героя, который возвышает море до роли символа свободы и природной гармонии. Произведение можно разделить на несколько частей, каждая из которых призвана раскрыть разные аспекты отношения поэта к морю и его рефлексии о человеческой судьбе.
Первая часть открывается обращением к морю. Здесь Пушкин выражает свое восхищение морскими просторами, величественностью водной стихии и свежестью бриза
Эта часть создает начальный настрой произведения, привлекая внимание читателя к красоте природы и ее влиянию на душу поэта. Вторая часть стихотворения – откровения лирического героя – позволяет нам окунуться в мир его переживаний
Здесь автор описывает свои встречи с морем, подчеркивая, как он находит умиротворение и вдохновение в природе. Эта часть позволяет читателю лучше понять внутренний мир поэта, его стремления и чувства, связанные с природой.
Третья часть стихотворения – рассказ об известных событиях и личностях, связанных с морем. Пушкин упоминает о смерти Байрона и Наполеона, которые погибли в своей борьбе за свободу. Это часть произведения, которая придает ему глубину и философский оттенок, позволяя связать морской мотив с историческими перипетиями.
Рифмовка также играет важную роль в создании атмосферы стихотворения. Пушкин использует два вида рифмовки: перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА. Это добавляет разнообразие и визуальную оригинальность, подчеркивая смену тем и аспектов в тексте.
Художественные средства выразительности
Средства выразительности, используемые автором, привлекают слушателя буквально с первых строк. Большое количество эпитетов, метафор, анафор и сравнений в тексте произведения делает его смысл более глубоким, а риторические вопросы и обращения создают эффект реального разговора. Игра слов и сочетание шипящих звуков создают ощущение присутствия на берегу океана.
В произведении использованы женская, мужская и перекрёстная рифмы.
Чтобы более красочно описать душевное состояние героя и детальнее передать великолепие, Пушкин использовал средства художественной выразительности. В тексте произведения автор применил:
- Метафоры — «свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован».
- Эпитеты — «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег».
- Сравнения — «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений».
Композиция поэтических строк
- Начало представлено обращением лирического героя к водной стихии с прощальной речью.
- Во второй отрывке автор создаёт пейзажные зарисовки, сравнивает свободолюбивую личность с непокорённой морской стихией. Также он упоминает Наполеона и Байрона как личностей с мятежным духом.
- Третья часть включает в себя философские размышления о предназначении личности и завершается обращением к морским глубинам.
Размер и рифма
Стихотворение написано при помощи четырёхстопного ямба и включает в себя два вида рифмовки, а именно — перекрёстную и кольцевую.
Идея стихотворения «К морю» носит личный характер. Это обращение к морю, в котором Александр Сергеевич восхищается непокорной стихией и проводит параллель с самим собой. Волновавшие его настроения Пушкин передал в художественных образах, которые способны сближать читателя с духом русского человека. А романтичность стихотворения он подчеркнул приподнятостью тона, насыщенностью восклицаний и риторическими вопросами.
Лирический образ героя, чувственное описание его переживаний делает произведение весьма популярным среди абитуриентов театральных вузов. Несмотря на то, что стих не включён в школьный план обучения, его часто рекомендуют к прочтению литературоведы в старших классах общеобразовательных учреждений.
https://youtube.com/watch?v=J1PRo8VFrNQ
Анализ элегии А.С.Пушкина «К морю» (1824)
Еще из Одессы в ответ на предложение Вяземского откликнуться на смерть Байрона в Греции Пушкин писал: «Твоя мысль воспеть его смерть в 5-й песне его Героя прелестна — но мне не по силам — Греция мне огадила». В Михайловском Пушкин нашел иной, достойный русского гения ход. Элегия «К морю» — финал творческого состязания Пушкина с Байроном. Если начало южного периода — «Погасло дневное светило…» — связано с пушкинскими вариациями на тему прощальной песни Чайльд Гарольда из первой части поэмы Байрона, то элегия «К морю» — соревнование-спор с финалом последней, 4-й песни, где Байрон прощается с морем, «приятелем своим». Все, что пишет Байрон о море, является скрытой формой прославления мятежной личности, не считающейся в гордыне своей с ропотом «дрожащих тварей», «опустошителей земли». Море Байрона, как пуританский Бог, сурово и беспощадно к человеку:
Твое презренье тот узнает вскоре,
Кто землю в цепи заковать готов.
Сорвав с груди, ты выше облаков
Швырнешь его, дрожащего от страха,
Молящего о пристани богов,
И, точно камень, пущенный с размаха,
О скалы раздробишь и кинешь горстью праха.
Отношение Байрона к морю, при всем величии этой стихии, покровительственное. Романтическая личность оказывается не только равной морю, но еще и превосходящей его:
«И, как теперь, в дыханье шумном шквала
По гриве пенистой рука тебя трепала»
Байрон в порыве вдохновения обуздывает море как лихой наездник. Неукротимый вольнолюбец, он может «рассечь руками шумный вал прибоя».
Элегия Пушкина пронизана нежной любовью поэта к стихии, которая родственна ему своим неукротимым движением. В красоте моря он чувствует дыхание Творца, давшего человеку свободу, но сохранившего из любви к творению скрытую власть над ним:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Если у Байрона море бросает завистливый взгляд на могучую личность, то у Пушкина оно ласково зовет поэта к себе, учит его быть свободным, очищает душу от бремени земных страстей:
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Если Байрон — властелин моря, то Пушкин видит в море лишь «предел желанный» своей души. Море Пушкина терпимо и снисходительно к судьбе слабого человека, ему свойственны и тишина в последний час, и охранительное участие к «смиренному парусу рыбарей». Оно знает, конечно, и «своенравные порывы», не всегда понятные и доступные слабому уму человека:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
В обращении к морю Пушкин меняет средний род на мужской, как бы подчеркивая, что сквозь безличные природные стихии в нем доходят до человека личностные призывы Творца:
Ты ждал, ты звал… я был окован…
Пушкин говорит здесь о своих мечтах поэтического побега по хребтам моря, о намерениях в конце одесского периода отплыть в более свободную, как ему тогда казалось, Западную Европу. Теперь Пушкин сознает наивность своих мечтаний и надежд. Что такое земное счастье?слава и успех? Море обнажает их тщету: на скале среди его пучины покоится лишь «гробница» былого человеческого величия, «угас Наполеон, и вслед за ним, как бури шум, другой от нас умчался гений, другой властитель наших дум».
Байрон в своем гордом самомнении видел себя властелином моря. В глазах Пушкина «он был, о море, твой певец». Байрон у Пушкина не владел морем, не обуздывал его, как строптивого коня, а был лишь певец, имитатор только одной, бурной и непредсказуемой его стихии. И если перед величием морской стихии угасли претензии земных титанов, то не тщетны ли вообще кичливые надежды человека на физическую силу («тиран» — Наполеон) или всевластную духовную мощь («просвещенье» — Байрон)?
Мир опустел…
Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?
Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Море у Пушкина не увенчивает земного величия и славы. Его призывный шум напоминает человеку о другом: о тщете суетных мирских желаний и о призвании человека к вечному восхождению, к божественному совершенству. В этом заключается «предел желанный» человеческой души; к этому пределу зовут Пушкина морские волны:
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою ноли,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Анализ лирического стихотворения «К морю» поэта А.С.Пушкина: кратко, 8, 9, 10 класс
«К морю» Пушкин Видно, что Александр Сергеевич очень переживает по поводу возможного приговора. Именно поэтому его так тянет к морю. Он даже чувствует неспособность жить без этой мощной стихии. В самом море поэт видит силу, жизнь и свободу. Вот анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина «К морю» — кратко для 8, 9, 10 класса:
Стихотворец подразумевает, что данная стихия далеко не всегда покоряется человеческой воле. Состояние тихое, туманное. Об этом говорит как природа, так и настроение поэта. Тем не менее, стихотворение пропитано вдохновением. Пушкин дает читателю возможность почувствовать каждый порыв ветра, каждый всплеск волн. Это волшебно – ведь настроение моря так часто меняется и каждую секунду оно прекрасно.
- Данная стихия может быть как одухотворенной, так и опасной.
- Прибегая к привычному 4-стопному ямбу, Пушкин делает ударения на четные слоги.
- Можно сказать, что «К морю» — это окончание романтического периода в его поэзии.
- В былые времена Александр Сергеевич подразумевал, что сильный духом человек способен менять мир. И призывал всех мыслящих делать это.
- Но теперь он переосмыслил свою позицию.
- Потому остается на берегу, без желания бунта и протеста, просто наслаждаясь тишиной.
- Можно сказать, что автор признает авторитет общества, правительства, времени. И становится слишком мудр для того, чтобы пытаться с ним спорить.
Стихотворение воспевает красоту и величием морских стихий. Конечно же, Пушкин видит в волнах не только умиротворение, но и свободу, любовь, проблемы поэзии. Кстати, каждый из лейтмотивов ассоциируется с тем или иным человеком. Можно узнать Байрона, Воронцову, Наполеона.
Героев немного. Впрочем, это и прекрасно. Пушкин, а точнее, его персонаж (в коим видятся общие черты) остается наедине с морем, обращается к стихии со словами прощания. А после этого имеют место пейзажные зарисовки, которые совпадают с мыслями.
Видно, что персонаж ведет диалог с морем не в первый раз. Он довольно часто приходит к нему в минуты грусти, отчаяния, разочарования и всякий раз начинает глубокий, возвышенный диалог. Можно сказать, что море – лучший друг мужчины. Только лишь здесь, в одиночестве он может быть честен с самим собой, говорит без утайки.
Автор наполняет творения значимыми для него образами –начиная от возлюбленной, Воронцовой, и заканчивая историческими героями. Он думает о скале, на которую направили Наполеона, потом воспевает Байрона, считая его певцом моря. А после прощается… С миром, морем и людьми… Но утверждает, что обязательно заберет с собой частичку морского духа.
Краткий анализ стихотворения А. С. Пушкин «К морю»
Вариант 1
Стих «К морю» был написан в 1824 году. В нем отображены страдания поэта. В то время А. С. Пушкин находился под бдительным контролем царя. Его даже хотели отправить в Сибирь, но приговор был смягчен. Стихотворение «К морю» — это монолог поэта о том, как ему тяжело без моря. Поэт по-особенному относится к морю. Он видит в нем свободу, жизнь, силу.
Это великая стихия, которая не может быть подвластна человеку. Лирический герой постоянно находится в тихом и туманном состоянии, но вот море его вдохновляет. Образ моря в стихе «К морю» описан очень красиво. Это прекрасное зрелище. Читатель будто сам ощущает дуновение ветра, шум волн, их мощный плеск.
Море так часто меняет свое настроение. Иногда оно ласковое, а иногда смертельно опасное. Размер стиха «К морю» — 4‑стопный ямб. Ударение делается на четные слоги. Это стихотворение завершает романтический период творчества Пушкина. Дело в том, что раньше поэт часто говорил о том, что сильная личность может многое изменить.
Теперь же он показывает своего героя, который тихо остается на берегу. Это значит, что он признает сильное влияние общества, времени, правительства.
Вариант 2
Стихотворение «К морю» явилось отличным образцом лирики А.С. Пушкина. В нем собрано все своеобразие пушкинского слова – богатый сюжет, красивый слог и певучесть, уникальная стилистика, чувственность и патетика.
Центральный образ моря предстает символом безусловной воли, независимой от человека. Неуправляемая и огромная стихия неукротима ни одним самым влиятельным правителем, непобедима наукой и техникой. Море схоже с душевной свободой, которую никто не может заточить в темницу.
В противовес свободе в стихотворении проявляется мотив побега. Лирический герой мечтает покорить бескрайнее пространство моря, оставив «скучный, неподвижный брег». Но остается на месте, очарованный стихией.
В море он видит лишь одно место, куда бы мог отправиться – это остров, который стал тюрьмой для Наполеона. Образы почивших гениев, сильных людей, оставивших «миру свой венец», проходят через стихотворение. Пушкин высказывает скорбь о гибели Байрона – лучшего певца моря, борца за свободу.
Куда бы ни устремился поэт, его ждет одна и та же участь – «просвещенье иль тиран». Под тиранией Пушкин подразумевал власть, а просвещение грозило духовной неволей, попыткой загнать разум и индивидуальность в определенные рамки. Оттого финал стихотворения кажется пессимистичным, а настроение грустным.
Вариант 3
В произведении “К морю”, отражены внутренние сомнения и мечтания Пушкина. Он не может быть удовлетворённым минутным созерцанием стихии морской воды, размышляя о сущности всего живого в этом мире.
Пушкин описывает море, как одухотворённое существо, которое живёт, одному ему известной жизнью и меняется с течением времени. В его понимании, море тесно связано с человеческими судьбами. Недаром здесь упоминаются Наполеон и Байрон. По мнению писателя, Байрон был плотно связан со свободой и величием, что делает его похожим на морскую стихию.
В стихотворении проявляется и новое отношение к Наполеону. Пушкин видит его, как романтического героя, как человека, оставившего большой след в истории человечества и судьбах народов. Стоящая посреди моря одинокая скала, является последним приютом Наполеона, как символ разрушенных надежд честолюбивого императора.
В последних строфах, поэт снова, и теперь уже на долгое время, прощается с морем. В последний раз любуется его величием просторов и торжественной красотой. Свободный и великий рокот волн, ещё долго будет слышать поэт в Михайловской ссылке.
Средства выразительности
В соответствии с отношением к морю поэт подбирает тропы.
- Эпитеты. У Пушкина много эпитетов, которые описывают величавое море: «торжественная краса», «гордая краса», «свободная стихия», «грустный шум», «шум призывный», «я тихий и туманный», «заветным умыслом», «смиренный парус» и т.д.;
- Метафоры. Основным средством, конечно же, являются метафоры: гул волн автор называет «гласом бездны», море — «пустыней», поэта — «властителем дум».
- Сравнения. Александр Сергеевич использует также сравнение: «Как друга ропот заунывный…», «как бури шум».
- Олицетворение. Все стихотворение постоянно на этом тропе, ведь поэт обращается к морю как к живому существу. «Стая тонет кораблей» — тоже олицетворение, ведь в стаю собираются только живые существа.
- Инверсия тоже часто употребляется в тексте: «Ты катишь волны голубые»; «Как друга ропот заунывный».
- Также автор использует в тексте архаизмы: «вотще», «глас» и т.д. Это необходимо для придания стихотворению высокого штиля.
Произведение «К морю» Александра Сергеевича Пушкина поистине богато по настроению и идейному содержанию. В произведении описания моря открывают перед читателем возможность поговорить о душевных переживаниях человека, о свободе и зависимости, грусти и радости существования.
Темы
Анализ произведения помогает определить печальный мотив изгнания, пронизывающий строки. Это можно заметить еще с самых первых строк, в то время как главный герой скорбит о разлуке с природной стихией. После этого герой думает о смерти Наполеона и гибели Байрона, и затем уже переходит к философским размышлениям, во главе которых по-прежнему символ моря. Автор считает, что куда бы ни направился человек, его подстерегает участь, имя которой «власть», а счастливые волны избежали подобного давления, и в этом их сила. Из-за этих рассуждений настроение приобретает оттенок безнадежности.
- Главная тема – красота природы — задает тон во всем содержании стихотворения «К морю». Автор нежно описывает дивные богатства южного края, как облик прекрасной женщины. В пейзаже он видит идеал свободы от гнета городской цивилизации и власти тиранов, говоря о полезном влиянии мира естественного на натуру человека.
- Однако основная тема стихотворения «К морю» переплетается и с рядом других тематик, таких как политика и философия. Кроме того, здесь можно отследить взаимодействие личности и общества, индивида и власти. Осознав, что народ не сможет переустроить государство, поэт начинает рассуждать о личной свободе отдельно взятых людей, отсюда и вытекает главная мысль поэта о собственном выборе внутренней свободы и ее превосходстве над попытками его заточить. Пушкин осуждает не только авторитарную власть, но и саму систему общественной иерархии, где ценность людей определяется по рангам, а не по поступкам или уму. Ей он противопоставляет силу и гармонию природы, где царят извечные закономерности мироздания, а не придуманные человеком аналоги.
Композиция
В данном стихотворении ярко прослеживается то, что писалось оно в разных местах. Первая часть была написана в Одессе на берегу Чёрного моря. О нём Пушкин говорит прекрасные слова, восхищается им.
Дальше мы видим воспоминания поэта, который грустит о былых временах, когда он жил рядом с морем и мог наслаждаться его видом. Бродить по берегу и просто любоваться. Он очень привязался к морю, поэтому разлука давалась ему тяжело.
И в завершении, Александр Сергеевич прощается с морем. Ему сложно это сделать, но он понимает, что другого выхода у него нет. Да, он будет скучать, и грустить, но обстоятельства вынуждают сделать этот шаг.
Лирический герой и образ моря
- Образ лирического героя во время всего стихотворения остается неизменным. Он хочет освоить необъятные просторы моря, но в то же время не может покинуть «скучный, неподвижный брег», потому что очарован окружающей красотой. Здесь же упоминается о попытке Пушкина сбежать в Европу, ведь невыносимость заточения в одном городе его тяготила. Видно, как манит его водная гладь, как дорога к желанной свободе. Мятежность своего духа он сравнивает с переменчивым и взрывным характером морских волн. Ему свойственна рассудительность, например, он анализирует историческую фигуру французского императора. Также мы можем сказать о его чувствительности и эстетическом чутье, ведь ему действительно жаль расставаться с пронзительно прекрасными южными пейзажами.
- Необходимо проанализировать и образ моря, т.к. эта стихия сравнивается с волей, которая не зависит от человека, власти или же рока. Автор говорит нам о том, что его невозможно укротить даже правителю или определенной техникой. Оно является аллегорическим символом независимости и своенравия, поэтому изгнанник чувствует его солидарность и поддержку. Глубины вод таят в себе опасную и непредсказуемую силу, как и личность, которая тянется к свободе даже тогда, когда «берега» давят со всех сторон.
Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К морю»
Когда Александр Пушкин, молодой выпускник Царскосельского лицея, получил должность секретаря в Коллегии иностранных дел, он не слишком утруждал себя службой, зато активно принимал участие в работе литературного кружка «Арзамас», членом которого стал заочно уже в Лицее. Позднее, в 1819 году, он стал участником более серьезной организации — литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа», работой которого руководила организация декабристов «Союз благоденствия».
Мысли о судьбе народа, споры о необходимости ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное право послужили созданию вольнолюбивых стихотворений «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». Под именем Пушкина по Петербургу гуляли также эпиграммы и вольные стихи. Когда юного поэта вызывали в канцелярию графа Милорадовича и спросили об авторстве, Пушкин заявил, что сжег стихи, но готов их написать прямо сейчас снова. Подобная дерзость не могла остаться без внимания царя, и Александр I был готов отправить Пушкина в Сибирь, но вмешательство друзей помогло смягчить приговор: Пушкина отправили служить в Кишинев в канцелярию И. Н. Инзова. Однако, встретившись с семьей генерала Раевского, он оказывается сначала в Крыму, а последний год ссылки проводит в Одессе, возле моря.
8 октября 1824 года Александр Сергеевич писал из Михайловского: «Все, что напоминает мне море, наводит на меня грусть — журчанье ручья причиняет боль в буквальном смысле слова…» Так тяжело переживал поэт разлуку с морем, возле которого провел четыре года в Южной ссылке. Но уже в ноябре 1824 года появилось стихотворение «К морю», где чувства поэта выражены не так мучительно. Что изменилось в настроении поэта? Ведь «свободная стихия» ему по-прежнему близка, да и с морем уже пришлось распрощаться.
Море привлекает героя своей одушевленностью, жизненностью. Море — символ свободы, безбрежной вольной стихии, которая родственна духу самого поэта. Как оно блещет «гордою красою», как «катит волны», а его шум в час прощания напоминает «друга ропот заунывный». Величие моря, его «гордая краса», мощь и сила противостоят внутреннему состоянию лирического героя. Если герой «тихий и туманный», он «окован», то море — своенравное и неодолимое.
Образ моря, созданный русским поэтом, прекрасен и величественен. Море подчиняется своим законам, оно полно какой-то скрытой силы, поэтому и катит «волны голубые», и блещет «гордою красой». Оно может быть разным: и ласковым, и губительным («и стая тонет кораблей»), неодолимым и покорным. Морская стихия не терпит какого-либо внешнего принуждения, что сродни состоянию героя. «Свободная стихия» как нельзя лучше соотносится с качествами романтического героя. Неслучайно в стихотворении возникают образы великих исторических личностей: императора Наполеона и английского романтика — поэта Байрона.
В элегии «К морю» Пушкин подвел своеобразный итог южному периоду творчества, названному впоследствии критиками романтическим. Тогда он искренне верил в силу исключительной личности (именно таковы герои его поэм цыган Алеко и русский пленник), верил, что такие избранные личности смогут изменить мир, чтобы уничтожить деспотизм и обрести желанную свободу.
В соответствии с поэтикой романтизма описана и личность самого героя: ему скучен «неподвижный брег», так как в этой пустыне уже не осталось ничего родственного для самого поэта. Почему же герой стихотворения, гордый и одинокий, «у брегов остался»? «Мир опустел», и той стихийной вольности, свойственной морю, уже нет. Личная же свобода каждого зависит от внешних условий, а убежать от себя невозможно. Так в сознании героя столкнулись романтическое желание свободы, присущее такой стихии, как море, и сознание того, что человек живет по совершенно другим законам.
Моря у Пушкина не отняли, как невозможно отнять красоту, царящую в душе человека. И его герой смотрит с берега, к которому и не пристал тогда, и не сошел теперь. Речь идет о романтизме, к которому Пушкин так окончательно и не примкнул, ведь для романтиков свобода была высшей ценностью, ради нее герои даже погибали. Для Пушкина высшей ценностью становится стихия чувства, которому он отдавался со всей страстью африканского потомка и которое воплотил в каждом своем лирическом шедевре.
Система образов
Стихотворение организуют образы морской стихии (волны, буря, валы, гребни, пена, брызги, корабли, остров, грот).
Звуковые образы создают эффект живого диалога между морем и лирическим героем. Море звучит, как «зов» и «ропот друга», оно то жалуется, то доверяет поэту свои тайны и призывает свидеться в последний раз.
Безграничный простор открывает Пушкину не только новые горизонты творчества, но и мистический шум времени – «бездны глас». Море – чистая стихия, полная первородных таинственных смыслов.
Поэту будет нелегко жить вдали от неё, а свобода так и останется только мечтой, хрустальным воспоминанием.
Темы и проблемы
Основных тем в произведении можно выделить две.
Первая – это тема свободы. Герой хочет убежать от окружающего его устоя, но вспомнив Наполеона и Байрона, понимает, что не добьется желаемого. Он считает, что в Европе, как и в России, нет свободы. Поэтому, какой смысл куда-то бежать? Везде его ждет одно и то же.
Второй проблемой Александр Сергеевич поднимает тему одиночества. Он видит, что такие известные люди, как Наполеон и Байрон умерли одинокими, так и не понятыми другими. Он разделяет их судьбу, так как тоже является своего рода одиночкой. Его не понимает толпа, он не понимает власть и не собирается с ней мириться. Единственным близким другом ему становится море, но и его он вынужден покинуть из-за очередной ссылки.
Не обошлось и без темы любви. О ней автор говорит вскользь, но именно она стала причиной его решения остаться.
Проблемой же этого стихотворения автор видит всемирную тиранию. Отсутствие возможности жить свободной жизнью, ущемление взглядов, и невозможность прямо выражать свои мысли – это то, с чем не может смириться автор.
Проблема разлуки появляется на фоне все той же тирании. Автор вынужден уезжать от своего товарища в ссылку, а ведь он так полюбил море. Эму безумно грустно и больно расставаться, но жизнь не оставляет ему выбора.