Предпосылки к реформации
Важнейшими предпосылками реформации были, прежде всего:
- распространения философии гуманизма, провозгласивший человека хозяином своей судьбы и связанная с ней обмирщение сознания;
- также к предпосылкам следует отнести распространение новых религиозных учений — ереси, с точки зрения официальной церкви, в которых основной акцент делался на внутреннее стремление человека к богу, а не на религиозные обряды;
- также к предпосылкам реформации можно отнести распространение книгопечатания и подъем образования.
К причинам реформации следует отнести:
- во-первых, богатство церкви и вызывающее поведение священников. Нередко их критиковали за чревоугодие, корыстолюбие и невежество. Такое поведение вызывало недовольство всех социальных слоев;
- также стремление светских властей подчинить себе церковь на своих территориях и секуляризировать церковные земли;
- недовольство бюргерства и крестьянства церковной десятиной и другими церковными поборами тоже является одной из причин реформации;
- ну и, наконец, следует назвать продажу индульгенций.
Католическая контрреформация и Вестфальский мир
Главным инструментом католической контрреформации стала Римско-католическая инквизиция. Это была особая церковная организация, которая занималась преследованием и уничтожением еретиков, т.е. людей, отклоняющихся от католического учения. Инквизиция использовала различные методы пыток и казней для достижения своих целей.
Контрреформация привела к созданию новых католических орденов, таких как орден иезуитов, орден театинов и орден сомасквитов. Они активно вовлекались в борьбу с протестантами и проводили миссионерскую работу.
Одним из важных событий этого периода является Вестфальский мир. Он был заключен в 1648 году и окончил Тридцатилетнюю войну. В результате мира было установлено принцип независимости государств и прекращение религиозных войн в Европе.
Согласно Вестфальскому миру, каждое государство имело право определять свою религию и проводить религиозные реформы. Это означало, что протестантские церкви стали признаваться за государство, а все конфессии получили право существовать и исповедоваться свою веру.
Католическая контрреформация | Вестфальский мир |
---|---|
Реакция католической церкви на протестантизм и угрозу ее власти | Заключен в 1648 году, прекращение Тридцатилетней войны |
Римско-католическая инквизиция | Установление независимости государств и прекращение религиозных войн |
Создание новых католических орденов | Принцип свободы религии и права государства определять свою религию |
Католическая контрреформация и Вестфальский мир сыграли важную роль в развитии религиозных и политических процессов в Европе. Они привели к установлению нового баланса сил между католической и протестантской церковью, а также между государствами. Контрреформация укрепила власть католической церкви, а Вестфальский мир принес мир и стабильность в религиозной сфере.
Основные понятия реформации истории 7 класс
Реформация – это религиозное движение, которое произошло в Западной Европе в XVI веке. Реформация стала вызывать серьезное потрясение в Католической Церкви и привела к возникновению новых протестантских конфессий.
Протестантизм – одно из направлений реформации, которое возникло в результате критики католических учений и ритуалов. Протестанты отвергали папскую власть, а также важнейшие доктрины и традиции Католической Церкви.
Мартин Лютер – немецкий религиозный деятель и основатель протестантизма. В 1517 году он прибил на ворота церкви в Виттенберге свои 95 тезисов, в которых критиковал пороки Католической Церкви и предлагал реформы.
Конфессия – это религиозное учение или вероисповедание, соблюдаемое сообществом верующих. В период реформации возникло множество новых конфессий, таких как лютеранство, кальвинизм, англиканство и другие.
Кальвинизм – вероисповедание, которое было основано Жаном Кальвином во Франции в XVI веке. Кальвинизм утверждал предопределение – учение о том, что Бог заранее предопределяет, кто спасется, а кто погибнет.
Англиканство – вероисповедание, которое возникло в Англии в XVI веке под влиянием реформации. Англиканцы сохраняли некоторые элементы католицизма, но также отклонялись от некоторых его учений и практик.
Конфессиональные войны – серия вооруженных конфликтов, которые произошли в Европе в XVI-XVII веках между католиками и протестантами. Войны были связаны с религиозными разногласиями и национальными конфликтами.
Тридцатилетняя война – одна из самых крупных и длительных конфессиональных войн, которая произошла в Европе в XVII веке. Война началась в результате религиозных и политических разногласий и охватила большую часть Европы. Она унитожила государственные и социальные структуры и привела к смерти миллионов людей.
Важные понятия: | Описание: |
---|---|
Реформация | Религиозное движение, произошедшее в XVI веке в Западной Европе |
Протестантизм | Направление реформации, основанное на критике католицизма |
Мартин Лютер | Немецкий религиозный деятель, основатель протестантизма |
Конфессия | Религиозное учение или вероисповедание |
Кальвинизм | Вероисповедание, основанное Жаном Кальвином, утверждающее предопределение |
Англиканство | Вероисповедание, возникшее в Англии, сохраняющее элементы католицизма |
Конфессиональные войны | Серия вооруженных конфликтов между католиками и протестантами |
Тридцатилетняя война | Крупнейшая конфессиональная война в XVII веке, охватившая большую часть Европы |
Причины и предпосылки Реформации
Реформация (от лат. reformatio — преобразование) — самое массовое религиозное и социально-политическое движение XVI в. Это был период борьбы за реформирование католической церкви, переживавшей в XIV–XVI вв. тяжелейший кризис. В широком смысле Реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы — вероучения церкви, которое не отвечало больше предприимчивому духу Нового времени. Возрождение оказало огромное влияние на оформление реформационного движения. Гуманисты призывали к новому прочтению Библии и трудов авторитетных христианских богословов, чему содействовало распространение книгопечатания. Их идеи о необходимости внутреннего очищения человека от грехов очень быстро стали угрозой для католической церкви.
Зачастую папы и епископы вели недостойный церковных иерархов образ жизни. Нередко представители высшего духовенства одновременно занимали несколько церковных должностей. Некоторые вообще игнорировали свои обязанности и нанимали за деньги людей, чтобы те выполняли за них всю работу.
Папы и духовенство боролись за сохранение привилегий церкви, в то время как могущественные монархи теперь стремились ограничить ее вмешательство в дела своих государств.
Эта борьба требовала немалых средств. Поэтому была увеличена плата за отправление церковных обрядов. Папы также позволили продажу индульгенций. Индульгенция — это полное или частичное отпущение грехов за плату, а также свидетельство об этом.
Подобная практика вызывала возмущение. Необходимость в церковных реформах назревала уже давно, задолго до Реформации. Обеспокоенные нравственным разложением папства и духовенства, многие богословы и священники пытались изнутри восстановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость перемен. Аналогичные попытки реформаторов в XIV–XV вв. — Дж. Уиклифа в Англии и Я. Гуса в Чехии — также не увенчались успехом. Папство боролось с любым проявлением инакомыслия. По всей Европе полыхали костры инквизиции, на которых сжигали еретиков и обвиненных в колдовстве. Строптивых монархов отлучали от церкви. Но инквизиция так и не смогла подавить дух недовольства католической церковью.
Предыстория и начало
Уже в XV столетии стали появляться идеи внесения изменений в римское католичество, критиковались некоторые его установления. В начале XVI века немецкий мыслитель Мартин Лютер выступил с программой реформы. Его деятельность считается началом движения по формированию и распространению протестантизма.
Считается, что одной из причин произошедшего стало состояние римского католического духовенства. Например, нередкими признавались случаи нерадивого отношения к своим обязанностям, увлечение мирской роскошью, существовала торговля индульгенциями.
Протестантизм получил сильное распространение во многих германских землях (особенно северных), в Англии, Нидерландах, Швейцарии, Швеции, Дании, также во Франции и некоторых других. В результате последователи реформации отпадали от римского духовенства. Поэтому католическая иерархия начала организовывать противодействие протестантизму.
В 1545 году в итальянском городе Тренто был открыт Тридентский собор для выработки конкретных мер и изучения всей ситуации в целом. Эта дата в науке считается началом контрреформации, хотя определенные меры принимались и раньше.
Вопросы
1. Назовите не менее двух основных причин Реформации. Охарактеризуйте их. Почему именно они способствовали началу Реформации?
2. Назовите основные положения учения М. Лютера. На ваш взгляд, какие новые духовные требования привнесла в жизнь европейцев эпоха Реформации?
3. Охарактеризуйте Реформацию вГермании иШвейцарии. Выделите схожие иразличные черты. Составьте втетради таблицу.
4. Охарактеризуйте политическую и религиозную ситуацию в Европе в XVI — середине XVII в.
5. Охарактеризуйте политику Контрреформации по плану: а) причины, б)основные мероприятия, в)итоги и последствия.
6. Подготовьте интерактивную ленту времени с основными событиями периода Реформации ирелигиозных войн вЕвропе. Объясните свой выбор событий. Какое из них, на ваш взгляд, является переломным в религиозных войнах?
Краткая биография Мартина Лютера
- 1483 (1484?), 10 ноября — родился в Эйслебене (Саксония)
- 1497— 1498 — учеба в школе лоллардов в Магдебурге
- 1501 — 1505 — учеба в Эрфуртском университете
- 1505 — 1506 — послушник в монастыре августинцев (Эрфурт)
- 1506 — принял монашеский обета
- 1507 — рукоположен в священнический сан
- 1508 — перебирается в Виггенбергекий монастырь и поступает на богословский факультет Виггенбергского университета
- 1512, 19 октября — Мартин Лютер получает степень доктора богословия
- 1515 — избирается викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев.
- 1517, 31 октября — отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях.
- 1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви
- 1520, 15 июня — булла папы Лва X, в которой предлагается Лютеру в 60-дневный срок отречься от своих еретических идей
- 1520, 10 декабря — на городской площади Виггенберга толпа студентов и монахов под руководством Лютера сожгла папскую буллу и сочинения оппонентов Лютера.
- 1521, 3 января — булла Льва X об отлучении Мартина Лютера от Церкви.
- 1521, май — 1522, март — Мартин Лютер под именем Юргена Йорга скрывается в Вартбургской крепости, продолжая свою публицистическую деятельность
- 1522, 6 марта — возвращение в Виттенберг
- 1525, 13 июня — женитьба на Катарине фон Бора
1525, 29 декабря — первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером. - 1526, 7 июня — родился сын Лютера Ганс
- 1527, 10 декабря — родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года.
- 1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
- 1536, 21—28 мая — в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
- 1537, 9 февраля — протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
- 1537-1546 — публицистика, разъезды по германии
- 1546, 18 февраля — Мартин Лютер скончался от болезни сердца
- Главная идея лютеранства — спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего
Последователи Мартина Лютера
Между тем последователи Мартина Лютера перешли к действию. В Саксонии и некоторых других немецких княжествах католическую мессу заменили проповедью. Из церквей выбрасывали иконы, таким образом, было уничтожено множество предметов средневекового искусства. В борьбу постепенно вовлекались крестьянства, бюргерства и разорившиеся рыцарства.
Появилось и желание политической реформации. Тяжелое социально-экономическое положение немецкого крестьянства обусловило столь быстрое распространение в его среде учений о справедливом политическом переустройстве. Зарождение капиталистических отношений в деревне привели к захвату дворянством христианских общинных земель, а также к увеличению налогов и к разорению и закрепощению части германского крестьянства.
2 вариант
1. Одной из причин начала Реформации можно считать
1) кризис морали внутри Католической церкви
2) распространение научных взглядов о строении Вселенной
3) расширение контактов с Новым Светом
4) развитие мануфактурного производства
2. Особое недоверие к Католической церкви вызывалось
1) стремлением монахов вести уединенный образ жизни
2) массовой продажей индульгенций
3) усилением имущественного расслоения в обществе
4) распространением христианского учения в Новом Свете
3. «95 тезисов», положивших начало Реформации, были составлены
1) Жаном Кальвином
2) Мартином Лютером
3) Игнатием Лойолой
4) Иоганном Тецелем
4. К основным идеям Мартина Лютера не относится
1) человек спасается только верой
2) вера обретается только через милость Бога
3) только Священное Писание является авторитетом в делах веры
4) без священника человек не в состоянии постичь Священное Писание
5. Религиозный мир в Аугсбурге был заключен в
1) 1517 г.
2) 1520 г.
3) 1555 г.
4) 1557 г.
6. Главное предопределение человека на земле по идее Кальвина
1) успех в земных делах — знак спасения души человека
2) служение Богу возможно только через отречение от мира
3) для спасения души достаточно лишь искренней пассивной веры в Бога
4) человек должен слепо верить слову священника
7. Установите соответствие между религиозным учением, орденом и страной, где они зародились.
Учение
А) кальвинизм
Б) лютеранство
В) орден иезуитов
Страна
1) Германия
2) Франция
3) Швейцария
8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.
Борьба Католической церкви с протестантизмом — это __________.
Ответы на тест по истории Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Контрреформация1 вариант
1-1
2-2
3-2
4-3
5-1
6-3
7-312
8-реформация2 вариант
1-1
2-2
3-2
4-4
5-3
6-1
7-312
8-контрреформация
Контекст реформации
Реформация – это период в истории, который произошел в XVI веке и привел к разделению Западной Церкви на католический и протестантский секторы. Реформация была вызвана различными факторами и имела глубокое влияние на развитие Европы.
Основными факторами, которые создали контекст для возникновения реформации, были:
- Развитие городов и распространение образования. В XVI веке на Западе произошло значительное развитие городов, что привело к укреплению среднего класса и распространению образования. Люди стали самостоятельно читать Библию и задаваться вопросами о вере.
- Недовольство властью и практиками Церкви. Во времена реформации Церковь имела значительное влияние на политическую и социальную жизнь, но одновременно она стала объектом критики. Некоторые духовные лидеры искали способы реформировать Церковь и отказывались от некоторых практик, таких как продажа индульгенций.
- Изобилие печатной продукции. В XVI веке произошло значительное распространение печати, что привело к возможности массовой печати книг. Это позволило идеям реформации быстро распространяться и достигать множества людей.
- Распространение идей Возрождения. Возрождение – это период в истории, когда в Европе произошло воскрешение интереса к античной культуре и науке. Распространение идей Возрождения в области науки и искусства способствовало критическому мышлению и открытости для новых идей.
Контекст реформации сыграл важную роль в возникновении движения, которое привело к разделению Церкви и изменению культурного и религиозного ландшафта Западной Европы.
Распространение Реформации в Европе и основание протестантских церквей
Учение Лютера породило движение, которое быстро распространилось по всей Германии и стало известно как лютеранство. Официально лютеранский церковный обряд принял Ливонский орден, что ускорило распространение учения Лютера по берегам Балтийского моря. То же сделала и Пруссия. Идеи Лютера проникли на территорию недавно образованной Речи Посполитой.
После 1529 г. все движения реформаторов получили общее название протестантизм. Идеи протестантизма становились все более популярными в Европе. Постепенно появились разные протестантские церкви.Вторая волна Реформации связана прежде всего с именем французского теолога Жана Кальвина (1509–1564), создавшего наиболее последовательное протестантское учение — кальвинизм. Его трактат «Наставление в христианской вере» выражал интересы появлявшейся буржуазии. Важнейшим положением учения Кальвина стал догмат об абсолютном предопределении.
Кальвин учил, что одних людей Бог предопределил к погибели, других — избранных — к спасению и вечному блаженству, независимо от их нравственности и поступков. Кальвин считал владение имуществом и его умножение делом богоугодным. Но он подчеркивал, что распоряжаться богатством надо с праведными целями. Кальвин оправдывал накопительство, стремление получить прибыль, строжайшую бережливость и расчет — качества, необходимые для делового и предприимчивого человека.
Обосновавшись в 1541 г. в Женеве, Кальвин приступил к реформе религиозной жизни. Он установил строгий надзор над поведением граждан и суровые наказания за преступления против нравов и веры. Несогласных с учением Кальвина либо высылали из города, либо казнили.
Несомненным вкладом Кальвина в религиозную реформу стали предложенная им структура церкви и общины, а также пропаганда дисциплины и скромности в жизни верующих. Церковная организация кальвинистов строилась по республиканскому принципу. Руководители (старейшины) избирались из числа верующих, иерархия среди них отсутствовала. Избирались и проповедники. Вместе эти люди принимали решения по вопросам вероучения, норм жизни. Самоуправляемая кальвинистская церковь не зависела от государства.
Кальвинизм начал активно распространяться и за пределами Швейцарии. Приверженцы учения Кальвина во Франции стали известны как гугеноты. Общины кальвинистов появились в Шотландии, в Северо-Западной Европе, особенно много их было в Дании. Кальвинизм проник также в Великое Княжество Литовское и Венгрию. Большое влияние учение Кальвина оказало на Англию.
В Англии недовольство католической церковью назревало уже давно, прежде всего среди горожан, которые отказывались платить церковную десятину. Поначалу протестантизм на английских землях распространялся медленно, поскольку королевская власть всячески этому препятствовала. Нападки на официальную церковь власти рассматривали как угрозу государству. Однако ситуация изменилась из-за отказа папы римского Климента VII дать развод английскому королю Генриху VIII (1509–1547). Парламент и народ поддержали короля, провозгласившего себя в 1534 г. главой церкви. Так в Англии образовалась отдельная церковь — англиканская, подчинявшаяся не папе, а королю. Католические догматы и обряды сохранились. При этом материально церковь была сильно ущемлена: монастыри были закрыты, а их имущество и земли переданы в казну.
Король Генрих VIII жестоко преследовал и католиков, которые хотели подчиняться папе римскому, и протестантов, требовавших более глубоких (в том числе и социальных) реформ. Последние в дальнейшем стали известны как пуритане. Пуританское движение постепенно подготовило религиозную и политическую оппозицию английскому абсолютизму и стало «идеологическим знаменем» революций в Нидерландах и Англии.
Индульгенции и продажа ампул
Одним из ключевых факторов, способствовавших реформации, было распространение практики продажи индульгенций и ампул церковью.
Индульгенции – это письменные документы, выдаваемые церковью, которые пропускали человека из ада или сокращали его пребывание в чистилище. Попытка купить себе прощение за совершенные грехи не только лишила людей нравственного сознания, но и фактически превратила религию в коммерческое предприятие.
Ампулы также были продаваемыми предметами церкви. Это были особые «святые» предметы, которым приписывались сверхъестественные свойства. Люди покупали ампулы, чтобы они соприкасались со святыми мощами или святым предметом и приносили себе счастье и благополучие. Эта практика также стала фактором, который вызывал недовольство в обществе и стал одной из причин реформации.
Против продажи индульгенций и ампул выступил Мартин Лютер, который утверждал, что прощение грехов и благословение Бога нельзя получить путем покупки. Он считал, что настоящая вера, честность и покаяние являются главными добродетелями, позволяющими человеку достичь спасения. Эти идеи стали одними из основных принципов протестантизма, основанного Мартином Лютером.
Таким образом, практика продажи индульгенций и ампул в церкви вызвала недовольство среди верующих и стала одной из основных причин реформации в истории.
Реформация: определение и значение
Реформация — это религиозное движение, которое произошло в Европе в XVI веке. Это была попытка реформировать и изменить традиции и доктрины Католической церкви. Реформация оказала огромное влияние на религиозную, политическую и социальную среду того времени.
Главной причиной возникновения реформации была недовольство людей властью и коррупцией внутри Католической церкви. Они видели, что церковные должностные лица обогащаются и злоупотребляют своей властью, а покаяние и спасение с позволениями уже идут платными путями. Также модель поступков и поощрений церкви препятствовала личной религиозной вере.
Важным событием в реформации стало появление Мартина Лютера. В 1517 году Лютер, немецкий монах и ученый, опубликовал список религиозных тезисов, которые были известны как «95 тезисов». В них он критиковал Католическую церковь и ее практики, особенно торговлю индульгенциями. Это стало началом движения реформации.
Реформация привела к расколу христианской церкви на две основные ветви: протестантизм и католицизм. Протестантизм стал новым направлением веры, которое базировалось на принципах, выдвинутых Лютером и другими реформаторами. Реформация также способствовала развитию профессионального образования, распространению печатного дела и научному прогрессу, в частности, изучению Библии на родном языке.
Значение реформации остается значимым до наших дней
Она усилила идею религиозной свободы, привлекла внимание к роли веры в жизни людей и влиянию церкви на общество. Реформация также положила начало процессу секуляризации и разделения религии и государства
Роль Мартина Лютера в реформации
Мартин Лютер – немецкий протестантский реформатор, который сыграл ключевую роль в реформации Церкви и разделении христианского сообщества в Западной Европе в XVI веке. Его деятельность и идеи имели огромное влияние на дальнейшую историю и развитие христианства.
Лютер обратился к религии через свои личные борьбы и сомнения о системе продажи индульгенций католической церкви. В 1517 году он написал и отправил на околицу Виттенберга 95 тезисов, в которых критиковал эти практики. Этот акт стал отправной точкой для широкой дискуссии, которая привела к реформации.
Одной из самых известных идей Лютера была идея о священстве всех верующих. Он утверждал, что каждый человек может иметь прямую связь с Богом и понимать его волю без посредника. Это открыло путь для большей религиозной свободы и дало возможность людям обращаться напрямую к Библии и интерпретировать ее сами.
Лютер также предложил переводить Библию на национальные языки, чтобы обычные люди могли прочитать и понять ее содержание без посредников. Он сам перевел Библию на немецкий язык, что позволило распространить Шрифтур Лютера в Германии и других немецкоязычных странах.
Его учение и призывы вызвали глубокое разделение внутри религиозного сообщества. Реформационное движение Мартина Лютера привело к формированию протестантских церквей и как результату к конфессиональному расколу христианства.
В результате деятельности Мартина Лютера реформация стала ключевым событием в истории Европы. Она открыла дорогу для возникновения новых христианских течений, влияние которых ощущается до сегодняшних дней.
Начало движения за переустройство церкви
Особенно остро религиозный кризис ощущался в Германии, которая и стала центром начала Реформации. Германия все еще оставалась феодально раздробленным государством, не имела сильной королевской власти. Большинство германских земель принадлежало князьям-феодалам и католическому духовенству. Горожане и крестьяне обязаны были содержать католическое духовенство, которое слишком часто проводило дорогостоящие богослужения, пышные обряды.
- князья стремились освободиться от всевластия духовенства, обогатиться за счет конфискации его земель;
- горожане мечтали о закрытии монастырей, стремились к более простым и дешевым религиозным обрядам;
- крестьяне добивались отмены церковных поборов.
Первым человеком, открыто начавшим борьбу за переустройство католической церкви в Германии, стал Мартин Лютер.
Родившийся в крестьянской семье Мартин Лютер получил хорошее образование, учился в нескольких религиозных школах, а окончив университет — принял монашеский обет. Спустя время он стал священником, держателем 11 монастырей, преподавателем богословия. В возрасте 32 лет Мартин приходит к мнению, что верующий может получить прощение грехов только искренне раскаявшись перед Богом, но никак не купив индульгенцию. Эта идея стала центральной в учении Мартина Лютера.
31 октября 1517 года возмущенный лицемерием духовенства, активно торговавшего индульгенциями, Мартин Лютер вывешивает на дверях церкви свое письмо – «95 тезисов против индульгенций». Лютер расписал по пунктам, почему он выступает против торговли папскими грамотами на отпущение грехов. Он утверждал, что искреннему верующему не нужны посредники между ним и Богом. Его тезисы взбудоражили всю Германию, «пробудили ото сна» всех сторонников Реформации.
Папа Римский проклял Лютера за его призывы к отказу от папской власти, содержания католического духовенства, проведения дорогостоящих религиозных обрядов и богослужений. Однако его проклятие еще больше сплотило сторонников Мартина Лютера, обеспечило ему сочувствие населения и всестороннюю поддержку.
Мартин публично выступал с проповедями, писал письменные обращения. Будучи хорошим оратором, он умело излагал свои мысли так, чтобы они были понятны и князьям, и горожанам, и безграмотным крестьянам. Тезисы Мартина Лютера не только разошлись по всей Германии, но и дошли до соседних стран Западной Европы.
Сторонников Мартина Лютера стали называть лютеранами, а новые церкви, возникшие в некоторых районах Германии — лютеранскими. Лютеранская церковь отличалась от католической следующими особенностями:
- она была простой и дешевой, не владела землями, дорогостоящим имуществом, не располагала большими денежными средствами;
- исчезли дорогостоящие обряды и богослужения, верующие перестали поклоняться святым мощам и иконам;
- лютеранское духовенство имело право заводить семью (католическое духовенство не имело право иметь жену и детей).
Несмотря на большое количество последователей Мартина Лютера, около половины населения оставалось верным католицизму. Католики стали называть сторонников Реформации протестантами, так как последние выступали против существующих религиозных порядков.
Отношения между католиками и протестантами накалялись, по мере того как крестьяне и городская беднота стали настаивать на полном уничтожении власти церкви, конфискации земель феодалов и ликвидации имущественного неравенства.
Запоминаем даты!
1524-1525 гг.-Крестьянская война в Германии.
Даже после окончания крестьянской войны столкновения между католиками и протестантами не прекращались. Ситуация изменилась лишь в 1555 году, когда германский император Карл V заключил религиозный мир в Аугсбурге, уравняв в правах католиков и протестантов.
Памятник Мартину Лютеру в Дрездене
Распространение Реформации в Европе
Швейцария
Вслед за Германией движение за переустройство церкви охватило множество других стран Европы, таких как Англия, Австрия, Франция, Дания, Норвегия, Венгрия. Следующим центром Реформации стала Швейцария, в которой новое протестантское вероучение основал Жан Кальвин.
Французский богослов Жан Кальвин, вдохновленный учением Мартина Лютера, стал протестантом. Положение протестантов во Франции было тяжелым, поэтому Жан Кальвин переехал жить в Женеву, где с 1535 года протестантизм становится государственной религией.
Для организации нового протестантского общества в Женеве были взяты за основу следующие идеи Жана Кальвина:
- Каждый человек должен развивать в себе следующие качества: скромность, трудолюбие, бережливость, расчетливость, прижимистость.
- Жизнь человека заранее предопределена Богом, человек не может изменить свою судьбу в лучшую сторону.
- Главная задача человеческой жизни – узнать и выполнить свое предназначение, для которого человек появился на свет. Чтобы узнать свое предназначение людям необходимо постоянно трудиться, заниматься земными делами, тем самым выявлять заложенные Богом таланты и способности.
кальвинизм
Кальвинистская церковь стала контролировать все процессы и вопросы в государстве, вмешивалась в частную жизнь горожан, отменила все католические праздники (праздники считались нерабочими днями, поэтому они были отменены), народные гуляния, карнавалы. Так как учение Жана Кальвина запрещало роскошь и восхваляло скромность, все жители Женевы стали носить темную неприметную одежду, женщины отказались от изящных причесок. В большинстве женевских домов хозяева даже разбивали зеркала, выражая, таким образом, свое презрение к заботе о внешнем виде.
Жан Кальвин
Англия
В отличие от других европейских стран Реформация в Англии началась сверху- то есть по инициативе английского короля –Генриха VIII. Причиной этого стал конфликт между королем Англии и папой римским, не желавшим предоставить Генриху VIII разрешение на развод с его супругой (в то время европейские монархи могли развестись только по разрешению папы римского).
Генрих VIII стремился во что бы то ни стало получить разрешение на развод, так как хотел жениться на своей фрейлине – Анне Болейн. Поэтому отказ папы он не принял, и в 1534 году объявил себя главой английской церкви. Государство изъяло все монастырские земли и другое имущество у католического духовенства, что значительно усилило власть Генриха VIII.
Генрих VIII
Мартин Лютер
Лидером реформации стал Мартин Лютер, католический священник и преподаватель теологии в Виттенбергском университете. 31 октября 1517 года он прибил к дверям Виттенбергского собора свои знаменитые 95 тезисов против индульгенции. Мартин Лютер утверждал, что покупка индульгенции освобождает лишь от наказания, наложенного церковью, а искупление греха возможно только покаянием и добрыми делами. Священники, злоупотребляющие продажей индульгенцией и богатство церкви, по мнению Лютера, подрывает не только авторитет самой церкви, но и авторитет Папы Римского.
Следует отметить, что Мартин Лютер критиковал не столько Папу Римского, хотя и отмечал недопустимость его богатства, вызывающее недовольство паствы. Он критиковал скорее священников, злоупотребляющих своей властью.
Давайте прочтем несколько отрывков из этого произведения: «Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством Папских индульгенций, человек избавляется от всякого наказания и спасается. Если кому-нибудь может быть дано полное прощение всех наказаний, то несомненно, что она дается наиправеднейшим, то есть немногим.
Должно учить христиан: Папа не считает покупку индульгенции, даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.
Должно учить христиан: тот, кто, видя нищего и пренебрегая им, покупает индульгенцию, не получит Папского прощения, но гнев Божий навлечет на себя.
Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.
Должно учить христиан: покупка индульгенции — дело добровольное, а не принудительные.
Должно учить христиан: если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучше сжечь дотла храм святого Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец».
Тезисы Мартина Лютера были признаны в то время ересью, и в 1520 году Папа издал буллу об отречении священника от церкви. Но он сжёг это папское послание на глазах у своих студентов. Вступив в полемику с Папой Римским, Мартин Лютер издал несколько сочинений, в которых изложил свои взгляды на религию и церковь. У него появилось много последователей среди немецкого бюргерства и дворянства, поскольку его учение отвечало их утилитарным интересам. Речь идет о желании бюргерства освободиться от церковных поборов и желание князей секуляризировать церковные земли и укрепить собственную власть.