Численность и расселение
Кумыки — второй по численности после азербайджанцев тюркоязычный народ на Кавказе, являясь при этом крупнейшим тюркским народом на Северном Кавказе и третьим по численности народом Дагестана. Территория их традиционного расселения — Кумыкская плоскость, западное побережье Каспийского моря и предгорные районы Дагестана.
Процент кумыков по районам Дагестана (2002)
Численность по субъектам РФ
Субъект РФ |
|
|
---|---|---|
Численность | Численность | |
Дагестан | 365 804 | 431 736 |
Тюменская область | 12 343 | 18 668 |
|
9 554 | 13 849 |
|
2 613 | 4 466 |
Северная Осетия | 12 659 | 16 092 |
Чечня | 8 883 | 12 221 |
Ставропольский край | 5 744 | 5 639 |
Москва | 1 615 | 2 351 |
Московская область | 818 | 1 622 |
Астраханская область | 1 356 | 1 558 |
Ростовская область | 1 341 | 1 511 |
Волгоградская область | 895 | 1 018 |
показаны субъекты c численностью кумыков более 1000 человек |
Турция
В 19 и начале 20 веков происходило как насильственное, так и добровольное переселение (мухаджирство) кумыков, как и других народов Кавказа, в Турцию.
Сегодня в Турции не проводится официального на государственном уровне учёта национальностей. По независимому исследованию 1994-1996 года в Турции было более 20 селений, компактно населённых кумыками, а именно:
В провинции Bursa — Koşuboğazı, Mustafakemalpaşa (ассимилированы, но хранят семейную историю); Yeniköy в провинции Orhangazi (вместе с аварцами и даргинцами); в провинции Sivaş — Yıldızeli (Yavuzköy), Yağlıdere, Yıldızeli (Yağköy), Süleymaniye, Hafik (совместно с турками и аварцами); в провинции Tokat — Doğançaylı (совместно с карачайцами), Yavu, Çermik, Artova (совместно с даргинцами и аварцами), Çirdağ, (совместно с даргинцами и аварцами), Gültepe, Erbaa (совместно с даргинцами и аварцами), Yeniderbent, Zile (совместно с лезгинами), Turhal (совместно с карачайцами, имеется культурный центр); провинция Çanakkale — Akköprü, Biga (имеется культурный центр), Aziziye, Doğancı, Geyikkırı, Kalafat, Biga (Bozna). Многие кумыкские районы и селения, например в городе Samsun, исчезли в результате переезда и ассимиляции жителей.
Другая волна переселенцев хлынула в 1920-х годах с приходом к власти большевиков.
Среди переселенцев тех времён — известный дагестанский деятель Казаналипов Аселдерхан (1855-1928), княжна Джахбат Казаналипова (Тарковская), из кумыкских князей — Асадуллах Уцуми-хан и Ахмат-хан.
Этническая история
Древняя история кумыков, как и других народов Дагестана, изучена недостаточно, поэтому в ней много «белых пятен», а нередко высказываются взаимоисключающие суждения. В связи с этим интересно, что ряд зарубежных крупных ученых этноним «кумык» и государственность кумыков обнаруживает на Кавказе и в Малой Азии еще до нашей эры (И. Джунатука, 3. Ватерман, Дж. Анадол, Ф. Кырзыоглу, Ю. Юсифов). В отношении тюркских племен на Древнем Кавказе к аналогичным выводам приходят и многие российские историки и филологи (Дж. Карабудахкентли, С. Токарев, JI. Лавров, С. Байчоров, И. Мизиев, К. Кадыраджиев, М. Джуртубаев, С. Алиев, А. Кандауров, К. Алиев, А. Аджиев).
По мнению других ученых, основу этногенеза кумыков составляло местное дагестанское население, с глубокой древности занимавшее предгорья и прилегающие к ним равнины Дагестана и принявшее тюркский язык и отдельные элементы культуры пришлых тюркоязычных племен, начиная с первых веков нашей эры (В. Бартольд, Я. Федоров, С. Гаджиева, Г. Федоров-Гусейнов). Следует отметить, что фольклорный материал, как и языковой, свидетельствует о том, что местный тюркоязычный кавказский фольклор бытовал в Северо-Кавказском регионе с очень давних времен (нартский эпос, песни о Минкюллю, Карткожаке, мифологические произведения). Не случайно многие крупные ученые подвергли аргументированной критике «официальную теорию» об «отюречивании» кумыков.
Образование кумыкской народности с ее нынешним кыпчакским языком относится к ХII-ХIII вв. Традиции государственности, сложившиеся в средневековый период, были продолжены и в последующее время, когда появились такие политические образования, как Тарковское шамхальство, Мехтулинское ханство, в Северной (Засулакской) Кумыкии – Эндиреевское, Костекское и Аксаевское владения, в нынешней Чечне – Брагунское княжество; южные кумыки входили в Кайтагское уцмийство. Особое место занимал Тарковский шамхал (шавхал), сюзеренитет которого признавался другими кумыкскими и иными владетелями Дагестана.
В социальном отношении кумыкское общество состояло также из дворян, узденей различных категорий, крестьян разной степени зависимости, рабов и др. После окончательного присоединения Кумыкии к России высшая власть сосредоточивается в руках царского военного командования.
С ХVI в. фиксируются тесные торговые и дипломатические отношения кумыков с Россией, которые усилились с постройкой Терского городка (1589 г.) в устье Терека. После образования Дагестанской области (1860 г., центр – г. Темир-Хан-Шура) фактически ликвидируется политическая власть шамхалов, ханов и биев; вместо прежних владений были созданы округа: из Кайтагского уцмийства и Табасарана был образован Кайтаго-Табасаранский округ, из Тарковского шамхальства, Мехтулинского ханства и Присулакского наибства – Темир-Хан-Шуринский округ Дагестанской области; на территории Эндиреевского, Аксаевского и Костекского владений образуется Кумыкский (позднее Хасавюртовский) округ Терской области. Кумыки составляли основное население (более 60%) Темир-Хан-Шуринского и Хасавюртовского округов, а в Кайтаго-Табасаранском округе – около 15% населения. В 1920 г. при создании автономной Дагестанской ССР Хасавюртовский округ вошел в состав республики, т.е. было восстановлено административное единство большей части территории проживания кумыков, разделенных в 1860 г. на две области, за исключением брагунских и моздокских (кизлярских) кумыков.
Язык
Кумыки разговаривают на кумыкском языке, принадлежащем к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. Он являлся лингва франка на значительной территории Северного Кавказа вплоть до 30-х годов 20-го века.
В 1848 году преподаватель кавказского татарского, то есть кумыкского, Тимофей Никитич Макаров написал первую грамматику на русском для одного из северокавказских языков, коим стал международный в регионе кумыкский. Т. Макаров писал:
Изъ племенъ, говорящихъ Татарскимъ языкомъ, мнѣ болѣе всѣхъ Понравились Кумыки, какъ по опредѣленности и точности языка, такъ и по близкости къ европейской цивилизаціи, но главное, я имѣлъ въ виду то, что они живутъ На Лѣвомъ Флангѣ Кавказской Линіи, гдѣ у насъ военныя дѣйствія и гдѣ всѣ племена, крюмѣ своего языка, говорятъ и по-Кумыкски. |
Кумыкский язык изучали такие русские классики, бывавшие на Кавказе, как Л.Н. Толстой, М.Ю. Лермонтов. Фразы и диалоги на кумыкском языке встречаются в таких произведениях Толстого как «Набег», «Казаки», «Хаджи-Мурат, у Лермонтова — «Герой нашего времени». Менее именитые писатели также приводили образцы кумыкского в своих произведениях (пример, Бестужев-Марлинский).
Среди диалектов кумыкского языка выделяются кайтагский, терский (значительно различающиеся моздокский и брагунский говоры), буйнакский и хасавюртовский, причём два последних легли в основу литературного кумыкского языка.
Кумыкский язык является одним из старописьменных литературных языков Дагестана. На протяжении XX века письменность кумыкского языка менялась дважды: традиционная арабская графика в 1929 году была заменена сначала латинским алфавитом, затем в 1938 году — кириллицей.
Наиболее близки к кумыкскому языку карачаево-балкарский, крымскотатарский и караимский языки.
Среди кумыков распространён также русский язык.
Праздники кумыков
Традиционные праздники народов Дагестана представляют собой важную часть их духовной культуры. Первый годовой праздник и связанный с ним обряд у кумыков был посвящён проводам зимы и встрече весны – Навруз-Байрам или Янгъы йылны байрамы, который обычно отмечается в День весеннего равноденствия 21 марта.
Перед праздником в домах делали уборку, белили стены, устраивали большую стирку, одевались во всё чистое, выносили из дома, со дворов всё пришедшее в негодность и сжигали.
Устраивали костры во дворах домов, на улицах, за аулом. Все участники праздника, особенно юноши и подростки, прыгали через костры. Этот обычай назывался «сжиганием зимы» – къыш гюйдюрюв.
Другим не менее важным и самым радостным праздником для нас, детворы, был праздник Ураза-Байрам, знаменующий завершение поста – воздержания от пищи и питья, который длился в течение священного месяца Рамазан.
Традиция празднования дня разговения берёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года. Это праздник для всех мусульман. Наши бабушки и мамы за три дня до праздника начинали готовить всякие вкусности, покупать подарки для ближайших родственников. А отцы выбирали упитанных животных, чтобы принести их в жертву.
В день праздника мусульмане посещают могилы умерших и раздают садака, совершают праздничную ритуальную молитву, надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные визиты с подарками, радуются и веселятся.
А мы, дети, встав спозаранку, объединившись в шумные ватаги и закинув за спину холщовые мешочки, отправлялись поздравлять соседей по улице. Бойко стучались в двери, и, когда нам отворяли, мы наперебой поздравляли хозяев дома словами:
– Туткан оразаны Аллах кабул этсин! – Сенеки да этсин, – отвечали нам и заполняли наши мешочки всякими сладостями: конфетами и выпечкой…И вот уже мои внуки стучатся в двери своих соседей со знакомыми с моего детства словами: «…Аллах кабул этсин»…
Праздник Курбан-Байрам, отмечается после окончания хаджа и через 70 дней после праздника Ураза-Байрам в память о жертвоприношении пророка Ибрахима.
Согласно Корану, ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление Аллаха – принести в жертву сына.
Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана.
Курбан-Байрам начинают праздновать с самого утра. Совершив омовение и надев новую одежду, мусульманин отправляется в мечеть на утреннюю молитву. После завершения намаза верующие возвращаются к себе, где хором поют славословие Аллаху. Затем отправляются в мечеть, где мулла произносит проповедь. По завершении проповеди участники посещают кладбище, молятся за усопших. Вернувшись домой, приступают к обряду жертвоприношения.
Для почитающих Коран,
Приходит праздник этот важный!
Имя ему – Курбан-Байрам,
Его прими в душе отважно!
Барашка в жертву принеси,
Молитвы проповеди будут,
О бедных забывать нельзя,
Аллах тебя не позабудет!
Будь милосердным, как Аллах,
Его величье прославляя!
Душой и телом чистым будь,
Такбир усердно повторяя. Правила праздника предписывают угощать всех, в первую очередь бедных
В следующие после праздника дни необходимо посещать родственников и друзей
Правила праздника предписывают угощать всех, в первую очередь бедных. В следующие после праздника дни необходимо посещать родственников и друзей.
Куначество
Кунаком принято называть близкого друга или ближайшего товарища из присутствующих, но неизменно связанного с хозяином дома тесными узами давней дружбы и совместно пережитых событий. Куначество — это относительно позднее явление, берущее свое начало на традициях гостеприимства и постепенном ослаблении в реалиях современного мира кровных, родственных связей. Если раньше жители поселения порой проводили в нем всю свою жизнь, не считая переезда девушки после замужества в дом жениха, то сейчас многие дагестанцы покидают отчие места ради учебы, работы, карьеры или по другим причинам.
Институт куначества настолько прочно вошел в жизнь народа, что кунаки начали как бы передаваться по наследству — от отца или деда к сыну или внуку, от одних потомков к другим. Иногда их связывали вновь приобретенные семейные узы, нередко дружить начинали дети друзей и т.д. Однако всегда считалось правильным иметь кунаков как можно более близких по национальности или из других кавказских народов, с которыми у дагестанцев сложились добрососедские отношения.
Внешность
Антропологический состав кумыков неоднороден, различаются характерные внешние особенности. Их относят к европеоидной расе, ориентировочно каспийского и кавкасионского подтипов. Это связано с историческим расселением народности по разным сторонам реки Сулак. По одной из версий, предками кумыков являлись половцы, что нашло отражение в преобладающих европеоидных чертах внешности северных кумыков: высокий рост, крепкое телосложение, светлые глаза, волосы и кожа.
У южных кумыков преобладают азиатские черты внешности: узкий разрез глаз, темная пигментация глаз, кожи, волос. Исследователи не пришли к единому мнению относительно появления ярко выраженных тюркских признаков во внешности южных кумыков. Рассматриваются следующие версии:
- В формировании внешности кумыков принимали участие хазары, появившиеся в регионе после распада Хазарского каганата.
- Предками кумыков стали смешанные монголо-тюркские народы, пришедшие из Передней и Средней Азии.
Одежда
Национальный мужской кумыкский костюм не отличался от черкесского. Нательные штаны и рубаха с высоким воротом дополнялись буркой: темного цвета —для повседневной носки, светлых оттенков — для праздников. Поверх надевали черкеску, чаще черного цвета, папаху. В холодное время года носили короткую шубу из овечьей шерсти, традиционную бурку. Женское повседневное платье прямого или туникообразного кроя, вниз надевали шаровары. Для выхода за пределы дома и при приеме гостей носили плотное верхнее платье распашного типа. Женщинам полагалось ходить с покрытой головой. Традиционный головной убор — чепец чутху, поверх которого надевали платок. Кумыкские мастерицы славились в регионе, как искусные создательницы платков. Популярными были платки из шелка, ажурные платки, связанные крючком. Традиционный вариант праздничного платья — къабалай. Наряд шился из дорогостоящих материалов: шелка, шерсти, парчи. По крою напоминал повседневное распашное платье, верх кроили более облегающий. Его дополняли нагрудником, богато декорированным вышивкой, серебряными или золочеными украшениями. Оригинальным был покрой рукавов, состоящих из двух слоев. Первый плотно прилегал к руке, имитируя наличие нижнего платья. Верхний был разрезным, широким и длинным, часто доходящим до пола.
Антропологический тип
Антропологически у кумыков представлен каспийский подтип европеоидной расы. Сюда же включают азербайджанцев, курдов Закавказья, цахуров, татов-мусульман. Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы.
В этногенезе кумыков участвовали древние племена — аборигены Северо-Восточного Дагестана и пришлые тюркоязычные племена, особенно кипчаки, язык которых был воспринят аборигенами. По антропологическим признакам и по основным чертам культуры и быта кумыки близки к другим горским народам Дагестана.
Исследования XX века
Советские антропологи относили кумыков к европеоидной расе и указывали на антропологическое сходство кумыков с другими народами Дагестана, противопоставляя их монголоидным народам. Как отмечает советский и российский учёный-антрополог Валерий Алексеев, каспийский тип, в представителей которого включаются кумыки, в Дагестане практически всегда проявляется в смешанном виде и потому народы центрального Дагестана не могут быть включены в число типичных представителей этой разновидности. Касательно кумыков, он пишет что они «имеют наиболее тёмную пигментацию, что, по всей вероятности, свидетельствует об интенсивном участии каспийского типа в образовании их антропологических особенностей».
История
Среди учёных нет единства насчёт происхождения кумыков. Константин Федорович Смирнов считал население Кумыкской равнины VIII-Х веков ближайшим предком нынешних обитателей страны — кумыков. Связывая происхождение кумыков с кыпчаками, С. М. Броневский полагал, что кумыки появились в Дагестане в ХII-ХIII веках вместе с кыпчаками. Согласно же И. Клапроту, кумыки появились в Дагестане одновременно с хазарами и после них здесь остались, а А. Вембери, в свою очередь, допускает проникновение кумыков в Дагестан одновременно с хазарами, где они встретили более древнее население и слились с ним. О дополовецкой истории кумыков свидетельствует и кумыкский фольклор. В нём сохранились пословицы и поговорки, уходящие корнями во времена существования Хазарского Каганата. Так, в плаче героини из предания «Окаменевшая Аймеседу» упоминается Цемендер, где покупали парчу, — это, несомненно, Семендер, столица Хазарии, располагавшаяся в районе нынешней Махачкалы, и которая, кстати, была известна, в частности, как центр производства различных изысканных тканей, торговли ими. Бытует также выражение «Хазарская казна». Сохранилась и интересная строка из кумыкской песни:
«Хазар гетди — хазна гетди Къумукъдан» — «Ушли хазары (потерпели поражение) — ушла (иссякла) казна Кумыкии» |
С. А. Токарев писал, что кумыки
…представляют собой очень пёструю по происхождению народность. Её древний пласт, несомненно, дотюркский, яфетический. Есть мнение, что народ ками, камаки, упоминаемый уже у Птолемея, связан исторически с позднейшими кумыками. Тюркизация их начиналась ещё при хазарах, во 2-й половине 1-го тысячелетия н.э…. Набеги кипчаков (половцев, куманов) с X в. ещё более усилили здесь тюркский элемент. К этому времени, в связи с распадом хазарского каганата, видимо, и относится образование основного ядра кумыкского народа, хотя некоторые исследователи (Бартольд) и относят образование его к более позднему времени: ко времени, когда остатки разбитых монголами половцев спасались бегством на территории Дагестана. |
Более современную версию изложил известный востоковед и тюрколог В. В. Бартольд: «кроме ногаев из отуреченных лезгин образовалась народность кумыков» подразумевая под этнонимом «лезгины» горцев Дагестана
В Большой Советской Энциклопедии, на основании трудов известного этнографа и специалиста по Кавказу Сакинат Хаджиевой была указана следующая версия этногенеза кумыков:
Известнейший кавказовед Леонид Лавров подверг сомнению версию об «отуреченности» кумыков:
Великий русский востоковед Владимир Минорский выдвинул свою версию происхождения кумыков:
Современные тюрки кумыки, которые занимают северо-восточную часть Дагестана, вдоль побережья, быть может, включают основное ядро хазар, подкрепленное и ассимилированные более поздними пришельцами из Кипчакской степи. |
Окончательное формирование кумыкского этноса происходило в XII—XII веках.
На территории расселения кумыкского народа существовали несколько государств, из которых наиболее известными были Царство гуннов, Джидан, Тарковское шамхальство.
По данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, издававшегося в конце XIX — начале XX века, в Дагестане проживало 32 087 кумыков. По сведениям 1891 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи», кумыки проживали на территориях Дагестанской и Терской областей общей численностью 108 800 человек.
С 1921 года кумыки в составе Дагестанской АССР. Первая советская перепись 1926 года зафиксировала в СССР 94 549 кумыков. В 1989 году в Дагестане сформировалась общественно-политическая организация Кумыкское Народное Движение «Тенглик» (КНД), взявшая курс на достижение национально-территориальной автономии кумыкского народа. По переписи того же года в СССР проживало 281 933 кумыка. На II съезде КНД, прошедшем в ноябре 1990 года, была принята «Декларация о самоопределении кумыкского народа», поставив идею создания Кумыкской Республики в составе РСФСР. 27 января 1991 года прошёл II съезд кумыкского народа, на котором был избран руководящий орган нации — Милли Маджлис.
Культурные традиции и история
Кумыки — это одна из наиболее античных народностей Дагестана со своими уникальными культурными традициями и богатой историей.
Одной из важных черт культуры кумыков является их традиционный образ жизни, основанный на скотоводстве и земледелии. Кумыки выращивают овощи, фрукты и зерно, а также занимаются разведением овец и крупного рогатого скота.
Важное место в культуре кумыков занимает религия. Большинство кумыков исповедует ислам, который проникал в регион в IX веке
Ислам стал неразрывной частью кумыкской культуры, определяя их верования, обычаи и традиции.
Кумыки также известны своей музыкальной и танцевальной культурой
Народные песни и танцы являются важной частью их культурного наследия и передаются из поколения в поколение. В традиционных костюмах и музыкальных инструментах кумыков отражается их богатое наследие и уникальные исторические связи с другими народами Северного Кавказа
Исторически, кумыки находились под влиянием различных культур и империй, таких как сасанидская Персия, арабский халифат, монголы, Крымское ханство и Российская империя. Эти контакты сформировали культурные особенности и историческую память кумыков.
Сегодня кумыки продолжают сохранять свою культуру и традиции, одновременно смешивая их с современными влияниями. Это делает их народность неповторимой и интересной для исследования и изучения.
Кухня
Основными продуктами питания у кумыков были продукты земледелия: мука – пшеничная, ячменная, кукурузная, крупа – пшеничная, кукурузная, просяная, а также фасоль, рис и продукты животноводства – мясо, жир, масло, молоко, сметана, творог, сыр. Употребляли и мясо домашней птицы, охотились на дичь, ловили рыбу – балыкъ: бекра (осётр), яйын (сом), иргъай (лосось), чорпан (щука), сазан (сазан). Рыбу ели в варёном, жареном, вяленом виде. Старики рассказывают, что сушёная рыба шла даже на приготовление хинкала.
Кукурузная мука являлась тогда основным продуктом питания в семье крестьянина. Пшеничную муку употребляли только богатые кумыки.
Из кукурузной муки женщины приготавливали круглую и плоскую лепёшку, называемую мичари, а также халтаму – галушки и буламукъ – мамалыгу. Кукурузное тесто пекли в маломощной хлебопекарне – кёрюк, растапливаемой дровами.
Кёрюк – это собственно кумыкское изобретение, оно отличается от среднеазиатского или закавказского тандыра, углублённого в землю. Кёрюк строится в специально отведённом хозяином помещении во дворе, чаще под навесом у ворот. Это делается для того, чтобы им могли пользоваться и соседские женщины, у которых нет возможности построить кёрюк и обеспечить его дровами. По клубящемуся дыму соседи узнавали, что кёрюк натоплен, и спешили туда со своим тестом – у кого из кукурузной, а у кого из пшеничной муки.
Из кукурузной муки женщины мастерски приготавливали мичари – чурек. Он имел округлую форму диаметром 20–25 сантиметров, толщиной около двух сантиметров, вес – более килограмма. Ярты мичари, сав согъан, что значит: «Половина мичари и целая головка лука – норма для мужчины», – такой поговоркой подшучивали люди, подчеркивая «достоинства» кукурузного чурека, вызывающего изжогу и недолго поддерживающего чувство сытости.
Из пшеничной же муки пекли хлеб насущный, называемый этмеком. Были разные сорта этмека. Они именовались так: къысыр этмек – изделие из пресного теста, хамур этмек – изделие из квашеного теста, майлы этмек – слоёнка, начинённая топлёным маслом, къалач – калачик, допуйна – булка без начинки, чапилек – изделие, испечённое в виде плоского кружка из пресного или квашеного теста. Чапилек может быть изготовлен и из кукурузной муки. Маварик, къатланчыкь, локъум, минав, солакъ, йымышакълар также являются хлебными изделиями, приготовляемыми из пшеничной муки.
Кумыкские женщины умеют приготавливать разные супы – шор-палар. Они в основном следующие: бурчакъ шорпа – фасолевый суп с сушёным мясом, илашгъы – лапша с куриным мясом, дюгю шорпа – рисово – молочный суп, къабакъ шорпа – суп из мякоти черной тыквы с молоком, сыр – сыр гьинкал – суп с клецками, увмач шорпа, чай шорпа – мучные супы без мяса, балыкъ шорпа – рыбный суп наподобие русской ухи, къозукъкъулакъ шорпа – суп из щавеля наподобие зелёного борща, кюрзе – род пельменей, начинённых мясным фаршем, выдержанным в уксусе – ханце, тавукъ шорпа – куриный суп с разварными луковицами.
Чуду – любимое блюдо кумыков, изготовленное из пресного теста пшеничной муки в виде тонкого, плоского, величиной с тарелку кружка с разными начинками. Бывают: эт чуду – чуду с мясом, къарын чуду – чуду с требухой, бишлакъ чуду – чуду с творогом, къабакъ чуду – чуду с тыквой, чий чуду – с квашеным молоком, согъан чуду – чуду с луком, из дикого лука – халияр чуду, къычытгъан чуду – чуду с крапивой, алабота чуду – чуду с лебедой, с начинкой из конского щавеля – аткъулакъ чуду и еще много разновидностей.
Из сладких кушаний кумыки предпочитали халву – гьалива. Её готовят разных сортов: дуги-гьалива – халва из рисовой муки, унгьалива – из пшеничной муки, къоз-гьалива – из орехов, увмач-гьалива – из крупинок теста, заправленных медом – бал, тушап.
Самым большим лакомством для сельской детворы было арбузное варенье или сироп – тушап. Его делали из мякоти арбузов. День, когда варили тушап, был праздником для сельской детворы. Они вдоволь наедались арбузами, придя в тот двор, где женщины на жарком огне отагьа – очаге, вырытом в земле, в большом сосуде сылапчы, сходном с неглубоким круглым корытом, кипятили арбузный сок до становления его сиропом, а далее арбузным мёдом – тушап.
Для получения необходимого для одной семьи тушапа надо было разрезать сотни арбузов. Разрезанные арбузы становились лакомым куском для ребятишек, собравшихся во дворе того, кто варил в этот день тушап.
Национальный характер и народная психология
Кумыки – это народ, проживающий на территории Дагестана и имеющий свою уникальную национальную и культурную идентичность. Особенности национального характера и народной психологии кумыков определяются различными факторами, такими как историческое прошлое, географическое положение, религиозные убеждения и другие.
Одной из основных черт кумыков является гостеприимство. Это проявляется в том, что кумыки всегда рады гостям и готовы помочь им. Они принимают гостей в своих домах, угощают их национальными блюдами и стараются сделать все возможное, чтобы гости почувствовали себя комфортно. Гостеприимство – это важная часть культуры и традиций кумыков.
Еще одной особенностью характера кумыков является ответственность. Они всегда выполняют свои обязательства и несут ответственность за свои поступки. Кумыки очень ценят верность и честь, поэтому они всегда стараются быть надежными и честными людьми.
Традиционные ценности и уважение к старшим являются также важными чертами кумыков. Они уважают старших по возрасту и опыту людей, следуют традиционным обычаям и обрядам. Крепкая семья и традиции – это основа общественного строя и психологии кумыков.
Национальный характер кумыков также отличается терпимостью и уважением к другим народам и культурам. Кумыки живут в многонациональном Дагестане, и они уважают и признают права и культуру всех народов, проживающих на этой территории.
В целом, кумыки – это народ с богатой историей и культурой, уникальными традициями и особенностями национального характера. Гостеприимство, ответственность, уважение к старшим и традициям – это основные черты, которые отличают кумыков и определяют их национальную психологию.
Интересные приметы и обряды
- Одним из самых интересных моментов в свадебных кумыкских торжествах являлось то, что ни родители жениха, ни его родные сестры-братья в организации застолья не участвовали. Они только праздновали и принимали поздравления.
- За право принимать участие в организации праздника, что считалось честью, иногда разворачивались целые баталии среди соседей. Могли и обиду затаить, если на желаемую роль назначали кого-то другого.
- Вплоть до обряда венчания молодые не могли видеться друг с другом.
- Обряд прощания с девичьей жизнью проходил в доме родителей будущего мужа. Девушку встречали добром и подарками и, развязав платок, распускали косы под ритуальные песни. Далее заплеталась новая прическа и девушка уже считалась молодой женой.
- При входе в дом, невеста была обязана отведать меду, а также оставить у входа отпечаток ладони тем же сладким лакомством.
- На пороге спальни молодых расстилали шелк, даруя мир и благополучие новой семье.
- Девушка приезжала в дом не с пустыми руками — приносила ягодную пастилу или другую сладость из ягод. Угощение сначала должна была попробовать самая богатая родственница, а уж затем — вся остальная родня.
Кумыкская свадьба традиционно игралась в трех случаях:
- по сговору между семьями, в которых только родились будущие жених и невеста;
- понравившуюся девушку могли украсть (иногда по предварительному сговору);
- когда юноша видел юную красавицу и влюблялся без оглядки – тогда о свадьбе договаривались родители.